Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Мудрова С. В.
зав. кафедрой политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук

Волкова К. С.
аспирант кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)


Неолиберализм и модели пищевого поведения
В конце ХХ — начале ХХI века врачи всего мира обратили внимание на изменение характера наиболее распространенных проблем со здоровьем. На смену голоду и инфекционным заболеваниям пришли ожирение и неинфекционные заболевания, связанные с лишним весом и недостатком питательных элементов. Причиной изменений стало массовое потребление промышленно переработанных продуктов, полуфабрикатов и фаст-фуда, производимых корпорациями. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска первопричин в экономической политике, повлекших за собой указанные последствия. В этой статье мы показали, как переход к неолиберализму повлиял на продовольственный рынок со стороны спроса и со стороны предложения
Ключевые слова: неолиберализм, ожирение, проблема избыточного веса, фаст-фуд, переработанные продукты
ББК У42(2)4я723–1; Р64–329   Стр: 83 - 87

Изменение пищевого поведения людей во всем мире вызвало массу дискуссий среди исследователей как в области медицины, так и психологии, социологии и экономики. В рационе жителей развитых и развивающихся стран стали преобладать дешевые продукты, сырье для производства которых подверглось сильной промышленной обработке, а также продукты с высоким содержанием сахара и растительных жиров. Это вызвало множество проблем со здоровьем, связанных с ожирением и нехваткой питательных веществ из-за скудного их содержания в подобных продуктах. Поиск причин указанных проблем в экономической жизни привел ряд исследователей к выводу об их связи с политикой неолиберализма, которая проводилась в США с 1970-х гг. [10; 12; 28].
Термин «неолиберализм» впервые был употреблен на встрече в Париже в 1938 году Людвигом фон Мизесом и Фридрихом Хайеком. Они противопоставили эту идеологию «тоталитарным» режимам — фашизму и коммунизму с их политикой коллективизма, который по их утверждению противоречил идеям экономической, политической и личной свобод. Основой неолиберализма была идеология laissez-fair (свободного рынка) с минимальным участием государства в регулировании экономики [14]. Общество Мон Пелерин, созданное Хайеком в 1947 году было финансово поддержано миллионерами и их фондами [17]. В последствии была создана трансатлантическая сеть ученых, бизнесменов, журналистов и активистов, а также учреждены организации для продвижения идеологии, среди которых были Американский институт предпринимательства, Фонд наследия, Институт Катона, Институт экономических вопросов, Центр политических исследований и Институт Адама Смита [17]. В ходе деятельности организаций, идеи неолиберализма несколько трансформировались. Так, постулат Хайека о необходимости ограничения деятельности монополий был заменен на положение, что монопольная власть является наградой за эффективность [8].
Во время экономического кризиса в 70-е годы неолиберализм был принят в качестве экономической политики вместо кейнсианства, господствовавшего до тех пор [13]. В 1979 Маргарет Тэтчер была избрана премьер-министром Великобритании и произвела резкую смену экономического курса. Она провозгласила монетаристские меры основой для борьбы со стагфляцией. Это означало прекращение диалога с профсоюзами, отказ или резкое сокращение социальных гарантий, приватизацию государственных предприятий, значительное снижение налогов, поощрение предпринимательской активности и иностранных инвестиций. Аналогичные изменения в кредитно-денежной политике США были проведены в октябре 1979 года Полом Волкером, председателем Федерального резервного банка США в администрации президента Картера. Номинальная процентная ставка в США резко возросла и после недолгого периода колебаний к июлю 1981 года зафиксировалась на уровне 20%. Началась долгая и глубокая рецессия, которая опустошила американские заводы, разрушила профсоюзы и довела экономики стран-должников практически до полного банкротства. Налоги на корпорации были резко снижены, максимальный налог на личные доходы был сокращен с 70% до 28%. Была приватизирована значительная доля общественного сектора (тюрьмы, пути сообщения, объекты здравоохранения и образования, электроэнергия и водоснабжение). Принятые шаги привели к волне банкротств, росту детской бедности и резкому увеличению неравенства (см. рис.1). Финансиализация американской экономики, заключавшаяся в удовлетворении краткосрочных интересов акционеров компаний, привела к значительному сокращению инвестиций в производства и росту доли финансовых активов в структуре капиталов. Для сокращения издержек трудоемкие производства были перенесены в страны с дешевой рабочей силой. В это время начали формироваться Глобальные цепочки стоимости. Вынос производств в страны с дешевой рабочей силой также привел к сокращению доходов низко и среднеквалифицированных работников [18]. Приватизация привела к росту цен на социальные блага, поэтому доля личных доходов, затрачиваемых на питание, сократилась.
Рис.1. Доля богатейшего 1% и беднейших 50%, 1980–2016, США
Источник: составлено автором по данным https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-full-report-english.pdf [28]

По данным, опубликованным в отчете о мировом неравенстве [28], с 1980 года неравенство в доходах быстро возросло в Северной Америке и Азии, умеренно выросло в Европе и стабилизировалось на чрезвычайно высоком уровне на Ближнем Востоке, в странах Африки к югу от Сахары и Бразилии. Доходы беднейшей половины мирового населения значительно выросли благодаря высоким темпам роста в Азии. Но верхние 0,1% показали такой же рост, как и нижняя половина взрослого населения мира с 1980 года.

Таблица 1
Рост доходов и неравенства в мире, 1980–2016
Группа по доходамКитайЕвропаИндияРоссияСША-КанадаМир
Все население831%40%223%34%63%60%
Беднейшие 50%417%26%107%-26%5%94%
Средние 40%785%34%112%5%44%43%
Богатейшие 10%1316%58%469%190%123%70%
Богатейший 1%1920%72%857%686%206%101%
Источник: Составлено автором по данным https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-full-report-english.pdf

Небольшой рост доходов, который наблюдается у беднейших и средних слоев населения США и Европы фактически является нулевым или отрицательным, т.к. поглощается оплатой здравоохранения и образовательных услуг, цены на которые значительно выросли с началом политики неолиберализма. Ставка на дешевую рабочую силу развивающихся стран привела к сокращению платежеспособного спроса в развитых странах. Структура расходов домохозяйств изменилась в пользу ипотеки, жилищно-коммунальных услуг, медицины и образования, в то же время доля бюджета, расходуемая на питание, сократилась, что привело к росту потребления дешевых переработанных продуктов [12].
Цена калории в продуктах, насыщенных сахаром и жирами ниже, чем в таких здоровых продуктах как овощи или бобовые, поэтому спрос на них у семей с невысоким доходом высок. Спрос побуждает производителей поставлять на рынок все больше переработанных продуктов. Цена производства падает благодаря эффекту масштаба и предложение становится еще больше.
Нишу полуфабрикатов, быстрого питания и дешевых снэков заняли крупнейшие пищевые корпорации. 10 компаний по производству продуктов питания и напитков — Nestlé, Pepsico, Unilever, Coca — Cola, Mondelez, Mars, Danone, Kellogg, Associated British Foods и General Mills контролируют около четверти мирового рынка упакованных продуктов питания стоимостью 2,2 трлн долл. США, в то время как 100 крупнейших мировых компаний контролируют более трех четвертей мировых продаж [6; 7] Тип и качество продуктов питания, производимых корпорациями, различаются, хотя обычно это закуски с высокой степенью переработки, замороженные блюда, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, ароматизированное молоко и йогурты, фруктовые соки, мороженое и сухие завтраки. Продукты с высокой степенью переработки в основном производятся из деконституированных и восстановленных компонентов узкого ассортимента дешевых сельскохозяйственных товаров, таких как пшеница, кукуруза, соя, пальма, молоко и сахарный тростник. Использование таких типов сельскохозяйственного сырья значительно снижает цену конечного продукта благодаря выносу их производства в развивающиеся страны, а также благодаря развитию биотехнологий и генной инженерии. Указанные сельскохозяйственные культуры являются взаимозаменяемыми, как в продовольственном, так и непродовольственном сегментах, что дополнительно расширяет возможности сокращения издержек [22]. Кроме того, переработанные продукты имеют более долгий срок хранения и удобны для транспортировки [24].
Агрессивная реклама и доступность продуктов питания, предлагаемых корпорациями, привели к широкому распространению их во всем мире, что отразилось на здоровье населения как развитых, так и развивающихся стран.
Произошла трансформация рациона питания повсеместно. Для современных моделей пищевого поведения характерны следующие особенности:
1) переход на рафинированное зерно/углеводы и добавленный сахар;
2) увеличение потребления растительных жиров за счет пищевых масел;
3) увеличение потребления мяса;
4) увеличение упакованных и ультраобработанных пищевых продуктов;
5) недостаточное потребление фруктов и овощей [2]
Если до конца ХХ века мировой проблемой считались голод и инфекционные заболевания, то распространение сильно переработанных продуктов привело к тому, что главную обеспокоенность врачей сегодня вызывают ожирение и неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как диабет и сердечно-сосудистые заболевания [1]. Избыточный вес или ожирение имеют множество рисков для здоровья, вызванных прямой связью лишнего веса с такими болезнями как артрит и боли в пояснице [23]. Кроме того, метаболические нарушения, связанные с лишним весом, в свою очередь, вызывают ряд заболеваний [5]. Влияние веса на кровяное давление, дислипидемию и диабет особенно важно, поскольку они являются ведущими причинами сердечно-сосудистых заболеваний, которые, в свою очередь, являются ведущими причинами смерти в большинстве стран мира [24; 25]. Согласно исследованию «The Lancet» [11], ожирение является причиной 4,7 млн преждевременных смертей ежегодно. 13% взрослых в мире страдают ожирением, и 39% взрослых в мире имеют избыточный вес [27]. Данная проблема касается как развитых, так и развивающихся стран. Для вторых изменение пищевых привычек стало причиной сразу трех болезненных состояний: недоедание, ожирение и нехватка питательных элементов, что вместе было названо тройным бременем некачественного питания [15].
За последние 30 лет 49 наименее развитых стран превратились из чистых экспортеров продовольствия в чистых импортеров, поскольку субсидируемые продовольственные товары из развитых стран дешевле, чем те, которые производятся внутри страны мелкими фермерами. Доля расходов на импорт продовольствия в ВВП более чем удвоились в период с 1974 по 2004 год [21]. Сложившееся положение является небезопасным для стран с большим населением, т.к. они оказываются полностью зависимыми от конъюнктуры внешних рынков, что подрывает продовольственный суверенитет страны.
Несмотря на появление современных технологий и расширение рынков сбыта, фермеры развивающихся стран не получали выгоды от глобализации. Это было связано с экспансией международных монополий, контролирующих производство сельскохозяйственных продуктов от поставки семян и удобрений, до маркетинга, оптовой и розничной торговли. Как отмечает Э. Блэк, глобализация негативно влияет на фермеров из развивающихся стран в трех направлениях:
– во-первых, иностранные компании становятся конкурентами отечественных производителей, поставляя продовольственные товары на внутренний рынок;
– во-вторых, они оказывают давление на отечественных производителей, в том числе мелких фермеров, с целью снижения их цен и повышения их стандартов;
– в-третьих, если отечественные производители не могут снизить свои издержки и повысить стандарты, не обанкротившись, они вынуждены уйти с рынка [2].
Мелкие производители имеют ограниченный доступ к кредитным соглашениям, ирригации, техническим ресурсам и другим средствам, которые могли бы повысить производительность. Их небольшой участок земли, как правило, является самым ценным активом, которым они владеют, он должен быть предложен в качестве залога кредиторам, и нередко из-за невозможности оплаты долга переходит в собственность нелегальных кредиторов. Мелкие фермеры разоряются, уступая рыночную нишу ТНК из развитых стран. Переход к либерализации рынка и глобализации все чаще требует от мелких фермеров снижения цен и соблюдения стандартов, установленных супермаркетами и крупными экспортерами, что обусловливает подчиненную переговорную позицию первых. Часто это приводит к тяжелым последствиям. Так, разорение фермеров в Индии, вызванное переориентацией страны на экспорт, невозможностью оплачивать дорогостоящие удобрения и семена привело к волне самоубийств. В 2005 г. было зарегистрировано более 10 тысяч суицидов фермеров [21].
Одним из важнейших механизмов консервирования подчиненного положения развивающихся стран является использование интеллектуальной собственности. Международные корпорации, доминирующие в производстве и распределении продуктов питания владеют торговыми марками, цветами, шрифтами, формулами, технологиями обработки и другими аспектами производства и дистрибуции, что определяет условия продажи их собственной продукции и продукции других компаний на внешнем рынке. Доступ производителей из развивающихся стран к технологиям, способным повысить производительность их труда, сильно ограничен, что не позволяет им конкурировать с монополиями.
Экспансия монополий изменяет культуру питания населения развивающихся стран. С одной стороны, местные фермеры и поставщики продуктов питания разоряются, а с другой, растет предложение дешевой еды со стороны иностранных супермаркетов. Покупатели предпочитают дешевую переработанную продукцию с низким содержанием питательных микроэлементов традиционной кухне и сезонным блюдам.
Традиционный рацион в развивающихся странах богат цельными зерновыми культурами, такими как просо и ячмень, с высоким содержанием пищевых волокон, овощами и фруктами. «Западная диета» характеризуется большим содержанием рафинированного зерна, углеводов, продуктов животного происхождения, вредных для здоровья жиров, гидрогенизированных масел, а также добавленных сахара и соли. С включением таких компонентов в рацион наблюдается заметное снижение потребления цельного зерна, фруктов, овощей, бобовых, рыбы и орехов. По сути, диета становится более сладкой и калорийной. С одной стороны, рацион населения отдельных стран изменился из-за перемен в образе жизни — доступность переработанных продуктов колоссально возросла благодаря росту точек их продажи, для их приготовления и потребления требуется значительно меньше времени, а реклама сформировала позитивное отношение к ним. С другой стороны, питание людей во всем мире стало единообразным. Во всех странах мира выросло потребление таких зерновых как рис и пшеница, потребление мяса, пищевых масел и сахара, а потребление клетчатки сократилось.
Важную роль в изменении пищевых привычек играет реклама, которую осуществляют крупнейшие пищевые монополии. Для завоевания рынков развитых стран были разработаны крупномасштабные маркетинговые стратегии, направленные на привлечение новых потребителей, побуждение потреблять рекламируемые продукты чаще и увеличить размер порции. Пресыщение рынков Глобального Севера побудило монополии выйти на рынки Глобального Юга, что и привело к описанным выше изменениям. Только в 2014 году Nestlé и CocaCola потратили 3 млрд долл. на рекламу. Тогда же PepsiCo потратила 2,5 млрд долл.; а Unilever потратила колоссальные 7,4 млрд долл., что превышало их прибыль за тот же год. По высказыванию Гутман и Депюи, неолиберализм превращает в товар все, от вещей до желаний и потребностей, создавая их там, где раньше не было [12]. Это делается с помощью множества средств: телевизионных рекламных роликов, веб-сайтов, рекламных акций, вирусного маркетинга, «лидеров мнений», музыки и спорта; демонстрации продукции в фильмах и на телевидении, целенаправленная реклама в детских учреждениях. Влиянию рекламы особенно подвержены представители низкого социально-экономического статуса. Потребление снэков, полуфабрикатов и других товаров известных брендов для них является признаком «западного поведения», которое ассоциируется с современным образом жизни в отличие от блюд традиционной кухни, олицетворяющей устаревшие стандарты.
Особое внимание следует уделить маркетинговым инструментам корпораций, призванных увеличить размер порции. Компании предлагают своим клиентам приобрести двойной размер блюда или напитка по цене одного, несколько взаимодополняющих продуктов со скидкой (например, гамбургер, картошку и напиток), увеличивают размер упаковки и др. Данные приемы не только увеличивают продажи компании, но и формируют привыкание к потреблению большего количества еды за один раз.
Общественное внимание, привлеченное медиками к проблемам, связанным с питанием, заставило корпорации применить новые рыночные стратегии. Первая заключается в активном сопротивлении любым попыткам правительств навязать правила в отношении состава, доступности, цены или маркетинга своей продукции. Эти меры включают лоббирование правительств и политиков, финансирование исследований питания и спонсирование профессиональных организаций и отраслевых групп [18]. В то же время корпорации разрабатывают собственную политику, касающуюся качества питания их продуктов; предоставляют дополнительную информацию о питании на этикетках продуктов питания; ограничивают маркетинг наименее здоровых продуктов среди детей; предоставляют образовательные программы по вопросам питания и физических упражнений [4]. Транснациональные корпорации активно участвуют в создании частных режимов и стандартов с 1990-х гг., когда в рамках политики неолиберализма многие правительства стали сокращать государственное регулирование в пользу частного [3]. Третью стратегию описал Гарриет Фридман. Он показал, каким образом агропродовольственные корпорации участвовали или становились во главе общественных и экологических движений, производя продукты с добавлением органических и этично выращенных компонентов [9]. Эта стратегия позволила продовольственным корпорациям захватить рынки качественных, этичных и более дорогих продуктов. Фридман отмечает, как присвоение экологических ценностей позволило известным брендам печатать слова «здоровый» и «натуральный» даже на экстрапереработанных продуктах, а шоколадные батончики с добавлением витаминов продавать как «функциональные» продукты, более полезные, чем свежеприготовленные сбалансированные блюда.
Некоторые бренды разделили свой ассортимент на категории в зависимости от уровня полезности продуктов. Так Pepsico предлагает покупателям три категории: «Полезно для вас», наиболее дорогие и питательные продукты; «Лучше для вас» — переработанные, но с меньшим содержанием жира, сахара или соли; и «Весело для вас» — продукты самого низкого качества, которые не претендуют на полезность для здоровья [20]. Тем не менее, полного вытеснения вредных продуктов не произошло, а благодаря низкой цене, они продолжают пользоваться большим спросом.
Итак, политика неолиберализма, принятая США странами в 70-х гг. опиралась на дешевую рабочую силу и потребление производимых ей дешевых товаров. Сокращение платежеспособного спроса и доступность высококалорийных переработанных продуктов стали основой их распространения. В странах Глобального Юга та же тенденция наблюдалась благодаря урбанизации и масштабной экспансии продовольственных корпораций на их рынки. Современные сельскохозяйственные технологии обеспечивают взаимозаменяемость сырья, что позволяет корпорациям максимально сокращать издержки. Дешевые в производстве, удобные для хранения и транспортировки продукты продвигаются через рекламу, СМИ, спонсорство и другие маркетинговые каналы. Глобальное изменение диеты привело к массовому ожирению в развитых и развивающихся странах, хотя вторые продолжают страдать от недоедания и недостатка питательных веществ. После привлечения широкого внимания к данной проблеме, корпорации изменили политику, расширив ассортимент в пользу более «здоровых» продуктов, но спрос на самые низкокачественные товары сохраняется на высоком уровне, что по-прежнему вызывает озабоченность. Решение проблемы должно лежать сразу в двух плоскостях — на стороне спроса, через повышение благосостояния населения, и на стороне предложения через регламентацию стандартов качества и требований к уровню переработки сырья.


Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова

Список использованной литературы:
1. Baker, P., and S. Friel. 2014. Processed foods and the nutrition transition: Evidence from Asia. Obesity Reviews 15: 564–77.
2. Black, Elizabeth. “Globalization of the Food Industry: Transnational Food Corporations, the Spread of Processed Food, and Their Implications for Food Security and Nutrition.” (2016).
3. Clapp, J., & Scrinis, G. (2016). Big Food, Nutritionism, and Corporate Power. Globalizations, 14(4), 578–595. doi:10.1080/14747731.2016.1239806
4. Dorfman, L., A. Cheyne, L.C. Friedman, Asiya Wadud, and Mark Gottlieb. 2012. Soda and tobacco industry corporate social responsibility campaigns: How do they compare? PLoS Medicine 9, no. 6: e1001241.
5. Dixon JB. The effect of obesity on health outcomes. Mol Cell Endocrinol. 2010;316(2):104–8.
6. Economist. 2012. Food companies play an ambivalent part in the fight against flab.
7. ETC Group. 2011. Who will control the green economy? ETC Group. Fanzo, J., D. Hunter, T. Borelli, et al. eds. 2013. Diversifying food and diets: Using agricultural bio-diversity to improve nutrition and health. Abingdon, Oxon: Routledge.
8. Friedman, Milton (2002) [1962], Capitalism and Freedom (40th anniversary ed.), Chicago: University of Chicago Press, pp. 182–89, ISBN 978–0–226–26421–9
9. Friedmann, H. 2005. From colonialism to green capitalism: Social movements and the emergence of food regimes. In New directions in the sociology of global development, eds. F. Buttel and P. Mcmichael, 227–64. London: Elsevier.
10. Gard, Michael. (2013). Neoliberalism, the ‘obesity epidemic’ and the challenge to theory. Ethical Consumption: A Critical Introduction. 10.4324/9780203867785.
11. GBD 2017 Risk Factor Collaborators. Global, regional, and national comparative risk assessment of 84 behavioural, environmental and occupational, and metabolic risks or clusters of risks for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. The Lancet. 8 Nov 2018; 392:1923–94. doi: http://dx.doi.org/10.1016/S0140–6736(18)32225–6.
12. Guthman J (2016) Embodying neoliberalism: economy, culture, and the politics of fat.. Department of Community Studies, University of California, 1156 High Street, Santa Cruz, CA 95064, USA
13. Harvey D, 2003 The New Imperialism (Oxford University Press, Oxford)
14. Hayek F. A. The Road to Serfdom. University of Chicago Press. 1944.
15. IFPRI. 2015. Global hunger index: The challenge of hidden hunger. Bonn: International Food Policy Research Institute; Concern Worldwide; Welthungerhilfe.
16. Jones, Daniel. (2012). Masters of the Universe: Hayek, Friedman, and the Birth of Neoliberal Politics. 10.23943/princeton/9780691161013.001.0001.
17. Monbiot G. Neoliberalism — the ideology at the root of all our problems https://www.theguardian.com/books/2016/apr/15/neoliberalism-ideology-problem-george-monbiot
18. Moodie, R., C. Monteiro, N. Sheron, David Stuckler, Bruce Neal, Thaksaphon Thamarangsi, Paul Lincoln, and Sally Casswell. 2013. Profits and pandemics: Prevention of harmful effects of tobacco, alcohol, and ultra-processed food and drink industries. The Lancet 381, no. 9867: 670–79.
19. Milberg, W. and D. Winkler. 2013. Outsourcing Economics: Global Value Chains in Capitalist Development. Cambridge: Cambridge University Press. Miroudot, S., R. Lanz and A. Ragoussis.
20. Pepsico. 2015a. Brands you love. http://www.pepsico.com/Brands.
21. Ramanujam, Nandini, Caivano, Nicholas, Semahagn, Abebe. “From Justiciability to Justice: Realizing the Human Right to Food,” McGill International Journal of Sustainable Development Law and Policy 11, no. 1 (2015): p. 7. Accessed April 17, 2022.
22. Scrinis, G. (2015). Reformulation, fortification and functionalization: Big Food corporations’ nutritional engineering and marketing strategies. The Journal of Peasant Studies, 43(1), 17–37.doi:10.1080/03066150.2015.1101455
23. Shiri R, Karppinen J, Leino-Arjas P, et al. The association between obesity and low back pain: a meta-analysis. Am J Epidemiol. 2010; 171(2):135–54.
24. Unhealthy Developing World Food Markets,” Rockefeller Foundation. p. 5. Last modified May 2013. https://www.rockefellerfoundation.org/app/uploads/Unhealthy-Developing-World-Food-Markets.pdf
25. World Health Organisation. Assessing national capacity for the prevention and control of non-communicable diseases: report of the 2010 global survey. Geneva, Switzerland: 2012.
26. World Health Organisation. Global status report on noncommunicable diseases 2010. Geneva, Switzerland: 2011.
27. World Health Organisation https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight
28. World inequality report 2018 https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-full-report-english.pdf
29. Wright, J., & Harwood, V. (Eds.). (2008). Biopolitics and the ‘Obesity Epidemic’: Governing Bodies (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203882061

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия