Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гамидуллаев С. Н.
проректор-директор Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, профессор

Удовенко С. П.
профессор кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования
Санкт-Петербургской им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук


Постановка задач развития высокотехнологичных отраслей в стратегических документах и проблемы их реализации в экономической политике (Часть 2)
Первая часть статьи
В статье анализируется постановка задач развития высокотехнологичных отраслей российской экономики, в том числе отрасли станкостроения, в стратегиях национальной и экономической безопасности Российской Федерации, принятых с 1996 по 2021 гг. Характеризуется значение станкоинструментальной промышленности для развития национальной экономики и ее реальное состояние. Рассматривается вопрос о том, каким образом положения документов стратегического планирования, касающиеся задач развития станкоинструментальной промышленности и выбора эффективных способов их решения, учитываются в отраслевых стратегиях. Проводится анализ результативности мер и инструментов экономической политики по развитию указанной отрасли с обоснованием предложений авторов по их корректировке
Ключевые слова: документы стратегического планирования, стратегии национальной и экономической безопасности России, угрозы экономической безопасности, станкоинструментальная промышленность, отраслевые стратегии, экономическая политика
УДК 338.23; ББК 65.050.17   Стр: 97 - 100

Из четырех направлений нашего исследования в первой части статьи (см.: Проблемы современной экономики. — 2022. — № 2) проведен анализ постановки задач развития высокотехнологичных отраслей, в том числе станкоинструментальной промышленности, сформулированных в стратегиях национальной и экономической безопасности России, принятых с 1996 по 2021 гг. Во второй части исследуются остальные направления, за исключением вопросов применения мер экономической политики в части финансового обеспечения развития станкоинструментальной промышленности, которые будут рассмотрены в третьей части статьи.
Особая значимость станкоинструментальной промышленности заключается в том, что продукция отрасли является средством производства в ключевых секторах промышленности РФ, представленных отраслями оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), авиационной, автомобильной промышленности, тяжелого и энергетического машиностроения и судостроения. Компетенции станкоинструментальной промышленности как фондообразующей отрасли определяют общий уровень развития машиностроения в стране. Более того, для России, как одного из мировых лидеров в производстве продукции ОПК, являющегося основным потребителем станкоинструментальной промышленности, эта отрасль представляет высокую стратегическую значимость. Обеспечение ОПК высокоточным и высокопроизводительным, а также защищенным от возможного внешнего влияния, металлообрабатывающим оборудованием российского производства значительно снижает риск возникновения угрозы технологической безопасности, сохраняющейся при использовании импортных средств производства и компонентной базы [1].
Между тем, в 90-е годы ХХ века в нашей стране, как известно, произошел обвальный, беспрецедентный спад производства в станкоинструментальной отрасли [2], повлекший значительное снижение производства во многих отраслях машиностроения [3, с. 187–223]. Деградация отрасли привела, в частности, к резкому увеличению возрастного состава металлообрабатывающего оборудования (см. табл.1).

Таблица 1
Возрастная структура парка металлообрабатывающего оборудования в промышленности России (возрастной состав), % [4, с. 60]
 1992 г.2002 г.
до 10 лет10–20 летболее 20 летдо 10 лет10–20 летболее 20 лет
В промышленности России32,338,229,513,840,445,8
в том числе      
в машиностроении32,238,429,412,54245,5
из них в станкостроении40,534,624,99,338,752

Не удивительно, что именно в 90-е годы прошлого века стала быстро расти зависимость российской экономики от зарубежных поставок станков, кузнечно-прессового оборудования, комплектующих. К 2006 г. зависимость от импорта отечественной экономики, к примеру, по станкам составила 87%. При этом российской станкостроительной отраслью в 2006 г. было произведено в 14,5 раза меньше металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, чем в РСФСР за 1990 год [4, с. 65].
Перейдем к более подробной оценке состояния отечественной станкоинструментальной промышленности. В табл.2 представлены данные об объемах производства продукции станкостроения за длительный период времени. В дополнение к данным табл.2 приведем следующие цифры: в 2020 г. в стране было произведено 4710 станков и 4684 кузнечно-прессовых машин [6, с. 21].

Таблица 2
Динамика производства продукции станкостроительной отрасли, тыс. шт. [5, с.19]
ГодыСтанки
металлорежущие
Машины
кузнечно-прессовые
1995182,2
20008,81,3
20054,91,5
20102,82,2
20113,32,5
20123,52,1
20132,92,2
20143,92,3
20153,43,2
20164,22,8
20174,24,0
20184,24,1
20194,24,5

В табл.3 показана динамика уровня использования производственной мощности предприятий станкостроения.

Таблица 3
Динамика уровня использования производственной мощности предприятий станкостроения, % [5, с.21]
ГодыСтанки
металлорежущие
Машины
кузнечно-прессовые
2010387,7
20114413
20124010
20133924
20141817
20152117
201614,412,9
201719,514,9
20182713
20192316

Сопоставление данных табл.2 и табл.3 показывает, что производственный потенциал станкостроительной отрасли значимо больше текущего уровня производства, недозагрузка производственной мощности находится на уровне 80% и, что необходимо отметить, одним из ключевых сдерживающих факторов развития отрасли является высокая конкурентоспособность импортного оборудования как в сборке, так и отдельных комплектующих.
В целом национальный рынок станкостроительной продукции характеризуется значительной (а по некоторым видам и критической) зависимостью от импорта. Так, импортная составляющая этого рынка выглядит следующим образом (средние значения за 2015–2019 годы): доля импорта металлорежущих станков составляла 76,74%, доля внутреннего производства — 23,26%; доля импорта кузнечно-прессового оборудования составила 84,82%, доля внутреннего производства — 15,18% [5, с. 22]. Кроме того, поскольку помимо импорта в сборке, в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования используются импортные комплектующие, приведем соответствующие данные (средние значения за 2015–2019 гг.): доля импортных деталей в конечной продукции станкостроения составила 87,93%, а доля отечественных деталей — 12,07% [5, с. 22].
Учитывая, что вышеприведенные данные характеризуют уровень импортной зависимости по укрупненным видам продукции исследуемой отрасли, приведем более конкретную информацию. В первой половине 2015 г. Минпромторгом России, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 № 1936-р « Об утверждении плана содействия импортозамещению в промышленности», были утверждены планы по импортозамещению в 20 отраслях промышленности. План мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности, утвержденный Приказом Минпромторга России от 31.03.2015г. № 650, содержал таблицу, в которой ключевыми разделами были: технологическое направление (продукт, технология), например, токарное оборудование, токарные станки с ЧПУ; срок реализации проекта — 2015–2020 гг.; доля импорта в потреблении в 2014 г., например, токарные станки с ЧПУ — 90%; максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 г., например, токарные станки с ЧПУ — 60%. В этом плане было определено 60 видов продукции, технологий (позиций), при этом по состоянию на 2014 г. доля импорта в потреблении от 90 до 100% приходилась на 48 позиций, от 80 до 89% — на 11 позиций, от 70 до 79% — на одну позицию. Причем доля импорта в потреблении в 100% указана в отношении 13 позиций. В их числе, к примеру: портальные и мостовые фрезерные обрабатывающие центры, станки с ЧПУ, системы с ЧПУ для управления 5-ю и более осями, поворотные столы для станков с ЧПУ. Правда, следует заметить, что рассматриваемый план неоднократно корректировался, причем в редакции Приказа Минпромторга России от 12.12.2017 г. № 4358 план включал уже 34 позиции. В 2021 г. Приказом Минпромторга России от 28.06.2021 г. №2332 был утвержден новый план, который насчитывал 27 позиций (среди которых отсутствовало оборудование с ЧПУ).
Судя по приведенной информации, уровень зависимости национальной экономики и, в первую очередь, машиностроения от импорта многих видов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, комплектующих остается достаточно высоким (если не сказать критическим) в течение многих лет, несмотря на то, что органами государственной власти и управления неоднократно принимались программы, стратегии с целью снижения и преодоления указанной импортной зависимости. Так, за последнее десятилетие были приняты, по меньшей мере, два объемных документа: Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011–2016 гг. федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007–2011 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.07.2011 № 531 (далее — Подпрограмма-2011); Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.11.2020г. № 2869 ( далее Стратегия-2020).
Как известно, основой для разработки вышеуказанных документов являются стратегии национальной и экономической безопасности РФ. Поэтому, чтобы оценить, каким образом и в какой степени выявленные нами из этих стратегий в первой части статьи факторы и поставленные задачи, актуальные для развития станкоинструментальной промышленности, учитываются и конкретизируются в программах, стратегиях развития данной отрасли, вначале распределим их (факторы и задачи) по группам. К первой группе отнесем те из них, что не имеют прямого отношения к вопросам финансового обеспечения функционирования исследуемой отрасли. Во вторую группу включим положения, затрагивающие с разных сторон финансовое обеспечение отрасли и, прежде всего, проблемы кредитования.
Итак, факторы и задачи первой группы. В Стратегии — 2015 определено, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности государственная социально-экономическая политика предусматривает, в частности (п.62): снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, восстановление судо- и станкостроения. В Стратегии-2017 к задачам обеспечения экономической безопасности отнесены, в частности: обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической безопасности национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств (п.17); преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, испытательного и производственного оборудования (п.18). В Стратегии-2021 к задачам обеспечения экономической безопасности отнесены, в частности (п.67): преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок; форсированное развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения. И, важно отметить, ещё в Стратегии-2017 было установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк России, государственные корпорации, компании с преобладающим участием государства и иные организации обеспечивают реализацию настоящей стратегии в соответствии со своей компетенцией (п.34).
Приведенные факторы и задачи, полностью относимые и к станкоинструментальной промышленности, во-первых, характеризуют реальное состояние отрасли, без всякого преувеличения, как критическое. Во-вторых, эти факторы и задачи должны учитываться при разработке программ, стратегий развития данной отрасли. При этом отраслевые стратегии должны содержать [7,ст.19,п.7]: 1) оценку состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ; 2) показатели развития соответствующей сферы социально-экономического развития по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; 3) приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности РФ, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального образования.
С учетом изложенного, перейдем к рассмотрению Подпрограммы-2011.
Во-первых, в ней дана объективная оценка состояния станкоинструментальной промышленности на тот период времени: в последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов; по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении; по большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта; без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств. В целом анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной промышленности, отмечалось в Подпрограмме-2011, не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского стратегического машиностроения будет решена стихийно, без активного вмешательства государства. Во-вторых, целью данной Подпрограммы являлось создание и развитие в России тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного оборонно-промышленного комплекса (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного). В-третьих, одним из ключевых ожидаемых результатов реализации Подпрограммы-2011 декларировалась ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства. К сожалению, Подпрограмма-2011, реализацию которой планировалось завершить в 2016 году, в 2014 году утратила силу с формулировкой «Завершить реализацию подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы...»» [8].
Далее, в Стратегии-2020 отмечается, в частности, что текущий объем металлообрабатывающего оборудования (без учета инструментальной продукции) оценивается в 16,7 млрд руб., формируя порядка 17% внутреннего спроса. К проблемам развития отрасли отнесены, в частности: технологическая зависимость производителей от импортных решений как следствие отсутствия внутреннего производства отдельных элементов компонентной базы станков и низкой конкурентной способности комплектующих российского производства; высокий уровень физического и морального износа оборудования. При этом, особенно сильно степень износа машин и оборудования наблюдается в сегменте производства кузнечно-прессового оборудования. По итогам 2018 г. она составила 85,8%. Далее, в данной Стратегии есть отдельный раздел — «Производство комплектующих». Приведем из него ряд положений: в зависимости от вида станка доля комплектующих в себестоимости может отличаться, однако в среднем в стоимости станков с ЧПУ на комплектующие приходится 42% (для отдельных моделей этот показатель может превышать 60%); на текущий момент доля импорта в потреблении основных видов комплектующих (шпиндели, систем ЧПУ, шарико-винтовых пар и направляющих) составляет 80–95% совокупной потребности станкостроения. В отношении инструментальной продукции в документе отмечено, в частности: в 2014–2019 гг. доля импорта в общем потреблении имела отрицательную динамику, снизившись с 77% до 68%, а в 2017–2019 гг. доля импорта стабилизировалась на уровне 77%. Итоговая оценка состояния отрасли в документе следующая: несмотря на положительную динамику выпуска в натуральном выражении, в целом уровень импортозависимости является критическим по большинству позиций. Далее, основным акцентом Стратегии является повышение технологической независимости и экономической конкурентоспособности российских производителей станкоинструментальной продукции. Определены следующие цели: обеспечение долгосрочного роста производства станкоинструментальной продукции со средним темпом на уровне 5,7% в год; увеличение уровня локализации российской продукции станкоинструментальной отрасли до 70% за счет развития отечественного производства ключевых высокотехнологичных комплектующих.
В целом необходимо отметить, что в Подпрограмме-2011, в Стратегии-2020 учтены, применительно к станкоинструментальной промышленности, факторы и задачи из стратегий национальной и экономической безопасности РФ, ранее обозначенные нами как факторы и задачи первой группы. Вместе с тем, если сопоставить неоднократно декларированные цели и задачи развития станкоинструментальной отрасли, в том числе и в вышерассмотренных документах, с приведенными оценками объемов отечественного производства продукции данной отрасли и многолетним уровнем высокой зависимости национальной экономики и, прежде всего, машиностроения от импорта станков, кузнечно-прессового оборудования, комплектующих, то следует признать, что ситуация в отечественной станкоинструментальной промышленности кардинально не меняется уже многие годы.
Очевидно, что достижение амбициозных целей и задач развития отраслей невозможно без соответствующего финансового обеспечения. В связи с этим перейдем к формированию и рассмотрению второй группы факторов и задач, касающихся финансовой стороны развития исследуемой отрасли.
Вначале приведем положения из стратегий национальной и экономической безопасности РФ. В Стратегии-2015 указано, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности проводится государственная экономическая политика, предусматривающая, в частности (п.62), снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег. В Стратегии-2017, во-первых, угроза экономической безопасности под №15 — низкие темпы экономического роста — определялась как обусловленная внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам... (п.12). Во-вторых, к задачам обеспечения экономической безопасности отнесено, в частности, развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов (п.19). Далее, в Стратегии-2021 к задачам обеспечения экономической безопасности отнесено, в частности (п.67): обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, стимулирования использования внутренних источников инвестиций.
Далее, рассмотрим, каким образом вышеуказанные факторы и задачи учитывались в отраслевых документах. Так, в Подпрограмме-2011 были спланированы объемы и источники ее финансирования: объем финансирования на 2011–2016 годы (в ценах соответствующих лет) составил 26 480 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 13 440 млн руб.; средства внебюджетных источников — 13 040 млн руб. Во-вторых, в документе было, в частности, отмечено, что имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической безопасности российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития; задачи развития отрасли не могут быть решены без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, практической недоступности для них банковских кредитов. Из Стратегии-2020 приведем ряд положений, касающихся проблематики финансового обеспечения развития исследуемой отрасли.
Во-первых, к основным причинам низкого уровня инновационной активности отнесён, в частности, низкий объем инвестиций в НИОКР, обусловленный острой нехваткой собственных финансовых ресурсов на реализацию прорывных инновационных проектов Во-вторых, среди проблем отечественной станкоинструментальной промышленности названо, в частности, неустойчивое финансовое положение предприятий и низкая обеспеченность оборотными средствами. В-третьих, к основным проблемам развития производства комплектующих в России отнесены недостаток инвестиций в НИОКР и отсутствие доступного заёмного финансирования для модернизации производственных мощностей. В-четвертых, в документе отмечается, что в целях повышения конкурентоспособности отрасли необходимо совершенствование существующей системы государственного регулирования и поддержки, в том числе корректировки системы мер поддержки и увеличения ее объемов. В-пятых, в условиях высокой стоимости заемных средств и необходимости значительных инвестиций в рамках расширения производства или технологического перевооружения предприятий машиностроения критически необходимо стимулировать спрос путем поддержки обновления основных производственных мощностей с преференциями для отечественной продукции станкостроения. В-шестых, приводится в документе и зарубежный опыт: Китай, Япония, Германия и Тайвань использовали широкий набор мер государственной поддержки, оказываемых на всех этапах жизненного цикла продукции, что послужило одним из факторов успешного развития отрасли в указанных странах. В-седьмых, в отличие от мирового машиностроения, отмечается в документе, внедрение инноваций в России происходит медленными темпами, что также обусловлено отсутствием регламентированных требований со стороны государства и недостатком финансовых ресурсов.
Подведем краткие итоги. Сформулированные в стратегиях национальной и экономической безопасности РФ (Стратегии-2015, Стратегии-2017) факторы и задачи в части финансового обеспечения роста национальной экономики, имеющие непосредственное отношение к развитию станкоинструментальной промышленности (такие, как ограниченность доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, снижение банковских ставок, повышение доступности долгосрочного кредитования)1, учтены в Подпрограмме-2011, Стратегии-2020 в форме констатации отсутствия собственных ресурсов развития у станкостроительных организаций, неустойчивого финансового положения предприятий, высокой стоимости заемных средств, низкой рентабельности производства, практической недоступности для них банковских кредитов. Кроме того, в Стратегии-2020 основной акцент в финансовом обеспечении развития станкоинструментальной промышленности сделан на совершенствование системы государственной поддержки отрасли и увеличение ее объёмов. В настоящее время, да и в прошедшие годы, в основном применялась такая мера государственной экономической политики, как субсидирование в различных его видах. Так, Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 г. №1128 (ред. от 24.12.2020г.) были утверждены Правила предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных проектов серийных производств станкоинструментальной продукции. Принимались и другие решения. Однако, важно отметить, кардинальных изменений за прошедшие годы в станкоинструментальной отрасли не произошло.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что задачи по снижению банковских ставок, обеспечению доступности долгосрочного кредитования, сформулированные в стратегиях национальной и экономической безопасности РФ и являющиеся обязательными для всех участников стратегического планирования, остаются нерешенными до настоящего времени. В связи с тем, что проблематика кредитования предприятий относится к области денежно-кредитной политики, ключевые вопросы которой обсуждаются уже много лет в научном и экспертном сообществе, авторский подход к использованию инструментов денежно-кредитной политики, в том числе ее теоретических аспектов, будет представлен в третьей части статьи.


Список использованных источников
1. Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.11.2020. №2869-р). — https://base.garant.ru/74869183 (дата обращения 22.07.2022).
2. Гамидуллаев С.Н., Удовенко С.П. Постановка задач развития высокотехнологических отраслей в стратегических документах и проблемы их реализации в экономической политике (Часть 1) // Проблемы современной экономики. — 2022. — №2(82). — С. 66–70.
3. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991–2001. — М.: Алгоритм, 2002. — 432 с.
4. Бутов А.М. Рынок продукции станкостроения. — М.: Центр развития НИУ «Высшая школа экономики», 2020. — 95 с.
5. Киселев А.А. Повышение эффективности таможенного регулирования в целях развития станкостроительной отрасли Российской Федерации: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. -Люберцы, 2020. — 261 с.
6. Самодуров Г.В., Лахтюков Д.В. Станкоинструментальная отрасль России в 2020 году: цифры и факты // Станкоинструмент. — 2021. — №2(023). — С.20–24.
7. Федеральный закон от 28.06.2014г.№172-ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — https://base.garant.ru/70684666 (дата обращения 29.07.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №328. — https://base.garant.ru/70643464 (дата обращения 21.07.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия