Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ананьев А. А.
доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Региональные экономические проекты на постсоветском пространстве: характеристика и перспективы
В статье в контексте теории длинных волн исследуются характеристики и перспективы региональных экономических проектов, которые созданы на постсоветском пространстве в период с декабря 1991 года до настоящего времени, в условиях смены доминирования технологических укладов
Ключевые слова: СНГ, ЕАЭС, технологический уклад, международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, Таможенный союз, экономический союз
УДК 330; ББК 65   Стр: 115 - 119

Автор разделяет позицию С.Ю. Глазьева, согласно которой лидерство страны в долгосрочном технико-экономическом развитии достигается или утрачивается только в период перехода доминирования от текущего к новому технологическому укладу (ТУ). Страна, не являющаяся мировым технико-экономическими лидером, но имеющая национальные ресурсы и факторы, необходимые для становления и роста нового технологического уклада, в период смены доминирования между ТУ, имеет возможность стать новым лидером в долгосрочном технико-экономическом развитии. Если страна не имеет национальных ресурсов и факторов, нужных для становления и роста нового технологического уклада, то в период смены доминирования между ТУ такая страна только в составе интеграционной группировки может стать новым мировым технико-экономическим лидером [1, с. 51–57].
В настоящее время осуществляется переход доминирования от пятого к шестому технологическому укладу. Россия — ведущая в технико-экономическом развитии страна на постсоветском пространстве, которая в период смены доминирования между указанными ТУ имеет возможность восстановить свое лидерство в мировом долгосрочном технико-экономическом развитии, утраченное из-за распада СССР в период смены доминирования между четвертым и пятым технологическими укладами [1, с. 577–594]. Учитывая это, рассмотрим региональные экономические проекты (РЭП) на постсоветском пространстве, созданные в период с декабря 1991 года до настоящего времени, в контексте теории длинных волн, что также целесообразно учитывать при решении проблемы экономической безопасности России в составе интеграционного объединения в условиях смены доминирования между технологическими укладами.
На постсоветском пространстве в период с декабря 1991 года до настоящего времени создавались международные экономические проекты [2, с. 59–62]. Часть РЭП направлены на развитие интеграционных процессов между Россией и бывшими республиками СССР. К таким проектам можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное Государство (СГ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) [3].
Также на постсоветском пространстве при поддержке США, Турции и других стран создавались РЭП, направленные на сдерживание экономических интеграционных процессов между Россией и бывшими республиками СССР. К таким проектам, по нашему мнению, можно отнести Организацию за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Восточное партнёрство (ВП), Организацию тюркских государств (ОТГ) и другие.
Рассмотрим классификацию региональных экономических проектов на постсоветском пространстве, представленную на рис.1.
В указанной классификации на первом уровне можем выделить РЭП с участием и без участия России. На втором уровне — РЭП в рамках и вне международной экономической интеграции (МЭИ).
РЭП с участием России — это проекты, в которых Россия является государством–участником. РЭП без участия России — это проекты, в которых Российская Федерация не является государством-участником.
Рис. 1. Классификация региональных экономических проектов на постсоветском пространстве
Разработано автором

Теоретической основой второго уровня классификации РЭП на постсоветском пространстве является классификация Б. Балассы о 5-ти последовательных этапах международной экономической интеграции, в котором принимают участие государства: 1)зона свободной торговли (ЗСТ); 2)таможенный союз (ТС); 3)общий рынок (ОР); 4)экономический союз (ЭС); 5)полная экономическая интеграция [4, p. 2, 3]. Если РЭП находится на одном из 5 этапов по классификации Б. Балассы, то такой проект развивается в рамках МЭИ. Если РЭП не находится на одном из 5 этапов, то такой проект реализуется вне МЭИ.
Первоначально проведем исследование региональных экономических проектов на территории бывшего СССР, в которых принимает участие Россия. В начале декабря 1991 года Белоруссия, Россия и Украина учредили Содружество Независимых Государств с целью осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. В конце декабря указанного года к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В период с декабря 1991-го по октябрь 2011 года экономическое сотрудничество государств-участников СНГ осуществлялось на многосторонней и двухсторонней основах.
В ноябре 2008 года была утверждена Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года [5]. В октябре 2011 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина установили единую зону свободной торговли на многосторонней основе [6], что относится к первому этапу международной экономической интеграции по классификации Б. Балассы. В настоящее время экономическое развитие СНГ осуществляется на основе новой Стратегии на период до 2030 года, которая была принята в мае 2020 года [7].
В 2022 году государствами — участниками СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Зона свободной торговли СНГ имеет следующие характеристики: население — 282,07 млн человек, площадь — 22,1 млн кв. км, объем ВВП — 2488,52 млрд долл. США. Доля ВВП СНГ в мире по паритету покупательной способности (ППС) — 4,5%. Доля добычи нефти, включая газовый конденсат — СНГ в мире — 15,8%. Добыча газа — СНГ в мире — 24,2%. Производство электроэнергии — СНГ в мире — 5,9% [8].
Рассмотрим следующий проект на постсоветском пространстве с участием России — Союзное Государство. В апреле 1996 года было создано Сообщество Белоруссии и России, которое образовано Белоруссией и Россией с целью создания политически и экономически интегрированного сообщества на основе объединения материального и интеллектуального потенциала указанных двух государств. В апреле 1997 года — подписан Договор о Союзе Белоруссии и России.
В декабре 1999 года был подписан Договор о создании Союзного Государства (СГ), экономической целью которого было создание единого экономического пространства для обеспечения социально–экономического развития на основе использования рыночных механизмов функционирования экономики и единой структурной политики. Также указанным Договором определено введение единой денежной единицы с параллельным созданием единого эмиссионного центра [9].
Программой действий России и Белоруссии по реализации положений Договора о создании СГ, которая принята также в декабре 1999 года, предусмотрено выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики. Подписание соглашения между Россией и Белоруссией о введении единой денежной единицы планировалось до апреля 2000 года. Мероприятия, направленные на создание единого эмиссионного центра СГ, и денежная эмиссия единой денежной единицы планировалось завершить до января 2006 года [10]. Указанные мероприятия не были завершены.
В ноябре 2021 года Высший государственный совет СГ принял Декрет, в рамках которого были утверждены основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы. В перечень основных направлений включены проведение единой структурной макроэкономической политики и формирование общего финансового рынка, создание единого экономического пространства и обеспечение равных условий хозяйствования, осуществление гармонизации налогового и таможенного законодательства и другие [11].
Далее перейдем к рассмотрению ЕАЭС, который стал первым и пока остаётся единственным региональным экономическим проектом на постсоветском пространстве, который имеет самый высокий уровень интеграционного сотрудничества и находится по классификации Б Балассы на четвертом из пяти этапов интеграционного процесса — экономический союз.
В ЕАЭС установлена свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится скоординированная, согласованная или единая политика в отраслях экономики. В период с мая 2015 года до настоящего времени Евразийский экономический союз установил зону свободной торговли с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и другими государствами.
По состоянию на июль 2022 года государствами — членами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Государства-наблюдатели — Молдавия, Узбекистан и Куба. По состоянию на 2021 год ЕАЭС имеет следующие характеристики: население — 184 миллиона человек, площадь — 20 414 882 квадратных километра, ВВП — 1 959 816 миллионов долларов США. ВВП — ЕАЭС в мире — 3,2 %. Доля промышленности в структуре мирового промышленного производства — 2,2%. Добыча нефти — ЕАЭС в мире — 14,4%. Добыча газа — ЕАЭС в мире — 19,5%. Производство электроэнергии — ЕАЭС в мире — 4,7%. Производство калийных удобрений — ЕАЭС в мире — 35,7% [12].
Далее перейдём к анализу проектов на постсоветском пространстве, которые направлены на экономическую дезинтеграцию России и бывших республик Советского Союза.
Вначале рассмотрим Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАРЭС). В 1996 году по инициативе США и при поддержке Азиатского банка развития создана программа «Техническая помощь для содействия региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии», которая в 1997 году преобразована в региональную экономическую организацию «Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество».
ЦАРЭС осуществляет развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, гармонизацию торговой и таможенной политики, которые в совокупности станут основой международного экономического коридора, соединяющего в обход территории России, Центральную Азию и Западную Европу [13]. Создавать в ЦАРЭС зону свободной торговли не планировалось. На текущий период времени развитие ЦАРЭС продолжает осуществляться вне рамок международной экономической интеграции.
США создали ЦАРЭС с целью минимизации участия республик бывшего СССР, которые находятся в Центральной Азии и Южном Кавказе, в евразийских экономических проектах на постсоветском пространстве с участием России через создание нового мультимодального транспортного коридора, который должен стать конкурентом транспортным коридорам, проходящим через территорию Российской Федерации, из Центральной Азии в Западную Европу.
В 2022 году членами ЦАРЭС являются: Азербайджан, Афганистан, Грузия, Китай, Казахстан, Киргизия, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Партнёры Центрально-Азиатского экономического сотрудничества — Азиатский банк развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и Программа развития Организации Объединённых Наций.
Перейдем далее к рассмотрению Организации экономического сотрудничества (ОЭС). В 1964 году Иран, Пакистан и Турция создали Организацию регионального сотрудничества (ОРС). В 1985 году Иран, Пакистан и Турция на основе ОРС учредили новую региональную организацию — Организация экономического сотрудничества. В 1992 году Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан стали членами ОЭС [14].
В настоящее время развитие Организации экономического сотрудничества направлено на создание зоны свободной торговли. Это позволяет сделать вывод, что пока процесс развития указанной организации осуществляется вне рамок МЭИ, т.к. процесс её формирования не завершился. Основными направлениями сотрудничества ОЭС являются торговля, транспорт и коммуникации, включая развитие регионального транзитного потенциала, энергетику, в том числе и энергетическую безопасность, и другие направления [15].
В 2022 году государствами — членами ОЭС являются: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. ОЭС имеет следующие характеристики: население — около 457,5 миллиона человек, площадь — более 8 000 000 квадратных километров, ВВП — 1968,910 миллиардов долларов США [16].
Следующий проект — Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), образованный в октябре 1997 года при поддержке США и Европейского союза с целью создания в Черноморско-Каспийском регионе постсоветского пространства интеграционной группировки для сдерживания России. Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия стали государствами-учредителями. В период с 1999 года по 2005 гг. Узбекистан входил в число членов Организации за демократию и экономическое развитие.
Основные цели создания ГУАМ, которые указаны в её Уставе, — это укрепление международной и региональной безопасности, углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, развитие социально-экономического, транспортного, энергетического и научно-технического потенциала государств-членов и другие цели [17].
В июле 2002 года государства-члены Организации за демократию и экономическое развитие подписали документы относительно зоны свободной торговли, создание которой в настоящее время не завершено [18]. Это позволяет отнести ГУАМ к региональным проектам, функционирование которых осуществляется вне рамок международной экономической интеграции.
В феврале 2013 года государства-члены ГУАМ приняли Концепцию развития нового транспортного коридора Центральная Азия — Западная Европа с обходом территории России [19]. В сентябре 2021 года государства-члены Организации за демократию и экономическое развитие рассматривали подготовку технико-экономического обоснования и план по развитию указанного транспортного коридора [20].
По состоянию на июль 2022 года государствами-членами Организации за демократию и экономическое сотрудничество являются Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ имеет следующие характеристики: население — около 60,5 миллионов человек, площадь — 764 029 квадратных километров, ВВП — 225,8 миллиардов долларов США [21].
Рассмотрим далее Организацию тюркских государств — проект, созданный по инициативе Турции, который направлен на сдерживание интеграционного сотрудничества между Россией и бывшими республиками СССР, которые имеют тюркское происхождение и находятся в Центральной Азии и Южном Кавказе.
До распада СССР, который произошёл в декабре 1991 года, Турция была единственной в мире независимой тюркской страной. После образования СНГ в декабре 1991 года Турция, используя концепцию тюркского единства, которая основывается на идеологии тюркизма, начала процесс интеграции с Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном и Узбекистаном, которые стали новыми независимыми тюркскими государствами [22].
В октябре 2009 года Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Турция образовали Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) [23]. В апреле 2018 года Узбекистан стал государством–членом Тюркского совета. В ноябре 2021 года Тюркский совет был преобразован в Организацию тюркских государств, развитие которой осуществляется на основе документа «Видение тюркского мира — 2040», который содержит политическое, экономическое и другие виды сотрудничества [24].
В рамках экономического взаимодействия, в указанном долгосрочном документе на период до 2040 года, в первую очередь определена работа по достижению свободного перемещения товаров, капиталов и услуг между государствами-членами. На текущий период сотрудничество между государствами-членами ОТГ осуществляется вне рамок международной экономической интеграции.
Также в документе «Видение тюркского мира — 2040» запланировано продолжить развитие Транскаспийского международного транспортного коридора Китай — Центральная Азия — Западная Европа с обходом территории России.
По состоянию на июль 2022 года государствами-членами ОТГ являются Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан. Государства-наблюдатели — Венгрия и Туркменистан. ОТГ имеет следующие характеристики: население — около 155 миллионов человек, площадь — 4243532 квадратных километра, ВВП — 1057517 миллионов долларов США [25].
Перейдём к рассмотрению Восточного партнёрства (ВП), учреждённого в мае 2009 года Европейским союзом для противодействия развитию экономических интеграционных процессов между Россией и бывшими республиками СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. В рамках ВП сдерживание осуществляется через усиление экономических, политических и культурных связей между ЕС и указанными шестью постсоветскими государствами [26].
После приема в Европейский союз новых членов — Венгрии, Латвии, Литвы, Польши и других стран в мае 2004 года и активизации интеграционного процесса между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной, направленного на создание Таможенного союза, ЕС усилил сотрудничество с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией и Украиной.
В октябре 2007 года Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании Таможенного союза. В мае 2009 года Европейский союз перешёл к сотрудничеству с Азербайджаном, Армений, Белоруссией, Молдавией и Украиной в рамках проекта «Восточное партнёрство». Главная цель ВП заключалась в создании условий для ускорения политической и экономической интеграции между ЕС и указанными постсоветскими государствами. Для достижения указанной главной цели Европейский союз планировал заключить соглашения об ассоциации нового поколения для перехода к созданию двусторонней зоны свободной торговли с каждым из перечисленных постсоветских государств.
Грузия, Молдавия и Украина стали активными участниками Восточного партнёрства, потому что планировали стать государствами–членами ЕС. Азербайджан, Армения и Белоруссия приняли участие в ВП, но не имели цели войти в состав Европейского союза.
По состоянию на июль 2022 года ЕС заключил Соглашения об ассоциации с Грузией, Молдавией и Украиной с возможностью образования двусторонних зон свободной торговли. Подписано Соглашение о партнёрстве с Арменией без перспективы создания зоны свободной торговли, потому что в январе 2015 года Армения стала государством–членом ЕАЭС. Не заключены Соглашения об ассоциации с Азербайджаном и Белоруссией.
Грузия, Молдавия и Украина получили от заключения Соглашений об ассоциации с ЕС следующие последствия: ассиметричное экономическое сотрудничество, включая создание доступа на свои рынки не только для государств-членов ЕС, но и третьих стран, с которыми Европейский союз имеет зону свободной торговли, а также запрет на экспорт в ЕС круглого леса и других природных ресурсов [3].
Завершив рассмотрение основных РЭП на постсоветском пространстве, проведём их классификацию и анализ. В табл.1 представлен результат классификации региональных экономических проектов в соответствии с рисунком 1.

Таблица 1
Региональные экономические
проекты с участием России
Региональные экономические
проекты без участия России
1.СНГЦАРЭС
2.СГОЭС
3.ЕАЭСГУАМ
4.ОТГ
5.ВП

Табл. 1 показывает, что на постсоветском пространстве Региональных экономических проектов без участия России больше, чем проектов с участием России. Это обусловлено тем, что на постсоветском пространстве ЕС, США, Турция и другие страны имеют не только свои национальные, но и объединенные интересы, направленные на противодействие возвращения России в группу мировых лидеров в технико-экономическом развитии. В совокупности это привело к созданию значительного количества проектов против России на территории бывшего СССР.
Продолжим классификацию РЭП на постсоветском пространстве. В табл.2 представлены результаты классификации на 2-м уровне.

Таблица 2
Региональные экономические
проекты с участием России
Региональные экономические
проекты без участия России
В рамках МЭИВне рамок МЭИВ рамках МЭИВне рамок МЭИ
1.СНГСГЦАРЭС
2.ЕАЭСОЭС
3.ГУАМ
4.ОТГ
5.ВП

На основе табл.2 можно сделать следующие выводы. Первое: две РЭП с участием России реализуются в рамках МЭИ — СНГ и ЕАЭС. Одна РЭП с участием России — вне рамок МЭИ — СГ. При этом в основных документах СГ определено, что экономической целью является создание единого экономического пространства, которое относится к третьему этапу МЭИ по классификации Б. Балассы, на основе использования рыночных механизмов функционирования экономики и единой структурной политики. Также в СГ планировалось введение единой денежной единицы с параллельным созданием единого эмиссионного центра, что до настоящего времени не исполнено. Второе: в условиях постепенной смены технологических укладов СНГ и ЕАЭС имеют значительный потенциал, необходимый для становления России в качестве нового мирового центра в долгосрочном технико-экономическом развитии. Третье: по состоянию на текущий период времени все РЭП без участия России реализуются вне рамок международной экономической интеграции и противодействуют возвращению России в мировую группу технико-экономических лидеров.
Рассмотрим более подробно региональные экономические проекты без участия России. В табл.3, которая разработана автором, представлена информация об экономических целях ЦАРЭС, ОЭС, ГУАМ, ОТГ и ВП.

Таблица 3
РЭПЦели проекта
1.ЦАРЭСРазвитие транспортной и энергетической инфраструктуры, включая создание транспортного коридора Центральная Азия — Западная Европа в обход территории России. Гармонизация таможенной и торговой политики.
2.ОЭССоздание зоны свободной торговли.
Создание транспортного коридора Центральная Азия — Западная Европа в обход территории России.
3.ГУАМСоздание зоны свободной торговли.
Создание транспортного коридора Центральная Азия — Западная Европа в обход территории России
4.ОТГДостижение свободного перемещения товаров, капиталов и услуг. Развитие Транскаспийского транспортного коридора Китай — Центральная Азия — Западная Европа в обход территории России.
5.ВПУглубление интеграции и создание двухсторонней ЗСТ с каждым государством–участником.

На основе табл.3 можно сделать следующие выводы. Первое: ОЭС, ГУАМ и ВП имеют цели создать зоны свободной торговли, что является по классификации Б. Балассы первым этапом экономической интеграции, которые до настоящего времени не сформированы. Второе: Турция, которая в настоящее время не является мировым технико-экономическим лидером, в рамках ОТГ планирует не только создать единый Тюркский мир, в котором она планирует стать главным государством, но и в перспективе создать таможенный союз и перейти к последующим этапам МЭИ. Третье: ЦАРЭС, ОЭС, ГУАМ и ОТГ создают и (или) развивают транспортные коридоры Центральная Азия — Западная Европа в обход территории Российской Федерации, что уменьшает транзитный потенциал России, а также Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза.
Вернемся к рассмотрению СНГ и ЕАЭС. Первоначально рассмотрим критерии, которые будут использованы для анализа указанных интеграционных группировок в контексте теории длинных волн: способ координации хозяйственных систем в интеграционной группировке, причина и эффект МЭИ.
В рамках способа координации хозяйственных систем в интеграционной группировке автор выделяет МЭИ на рыночной основе, МЭИ на плановой основе и МЭИ на смешанной основе. Причина МЭИ разделяется на развитие производительных сил и развитие потребности в устранении препятствий в движении товаров, капиталов и рабочей силы. Более подробная характеристика перечисленных двух критериев рассмотрены в [27].
Следующий критерий — это эффект МЭИ. В контексте теории длинных волн страны, при создании интеграционных группировок, могут получить эффекты двух типов. Первый тип эффекта — это создание интеграционной группировки как мирового центра в долгосрочном технико-экономическом развитии. Второй тип эффекта не ориентирован на создание мирового центра в долгосрочном технико-экономическом развитии.
Для получения эффекта первого типа в период доминирования пятого технологического уклада интеграционная группировка должна была находиться на последнем этапе МЭИ по классификации Б. Балассы, а государствам–участникам необходимо было объединить все факторы становления нового технологического уклада. Более подробно о факторах развития нового технологического уклада в [28, с. 103–112]. Учитывая это, можно сделать вывод, что в период доминирования шестого технологического уклада интеграционная группировка с эффектом первого типа должна находится на этапе «полная экономическая интеграция».
В табл. 4, которая подготовлена автором, представлены результаты исследования указанных интеграционных группировок.

Таблица 4
РЭПЭтап МЭИСпособ координации хозяйственных систем в интеграционной группировкеЭффект МЭИПричина
МЭИ
1.СНГЗона свободной торговлиМЭИ на рыночной основеБез создания мирового центра в долгосрочном технико-экономическом развитииРазвитие потребности в устранении препятствий в движении товаров, капитала и рабочей силы
2.ЕАЭСЭкономический союзМЭИ на рыночной основеБез создания мирового центра в долгосрочном технико-экономическом развитииРазвитие потребности в устранении препятствий в движении товаров, капитала и рабочей силы


СНГ и ЕАЭС имеют одинаковые характеристики по трём критериям: способ координации хозяйственных систем в интеграционной группировке, причина и эффект МЭИ.
Способ координации хозяйственных систем в СНГ и ЕАЭС — международная экономическая интеграция на рыночной основе. Причина МЭИ — развитие потребности в устранении препятствий в движении товаров, капитала и рабочей силы. Полагаем целесообразным относительно результата анализа с использованием критерия «Причина МЭИ» отметить следующее. В российском научном сообществе доминирует мнение, что первичная причина МЭИ — это развитие производительных сил. В зарубежном научном сообществе доминирует позиция, что первичным процессом в международной экономической интеграции является процесс в сфере обращения, который выражается через эволюцию международной торговли [27]. На основе анализа нормативных правовых документов о создании и развитии СНГ и ЕАЭС, можно сделать вывод, что первичной причиной в перечисленных интеграционных проектах является развитие потребности в устранении препятствий в движении, капиталов и услуг, что соответствует первичности процессов в сфере обращения.
Способ координации хозяйственных систем на основе рыночного хозяйства и первичность мероприятий в сфере обращения в интеграционных процессах в СНГ и ЕАЭС означают для них получение эффекта второго типа в период доминирования пятого ТУ.
В условиях смены технологических укладов способ координации хозяйственных систем на рыночной основе и первичность процессов в сфере обращения уменьшает интеграционный потенциал СНГ и ЕАЭС, необходимый для выхода России на траекторию долгосрочного технико-экономического развития на основе объединённых факторов развития шестого ТУ. По нашему мнению, для увеличения вероятности возвращения России в мировые технико-экономические лидеры целесообразно перейти к координации хозяйственных систем на смешанной основе с усилением плановых методов координации и усиления в интеграционных процессах направления на развитие производительных сил в качестве первичной причины.


Список использованных источников:
1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). — М.: Книжный мир, 2018. — 768 с.
2. Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Евразийская континентальная интеграция / Евгений Винокуров, Александр Либман; [Евраз. Банк Развития]. — СПб.: Центр интеграционных исследований, 2012. — 210 с.
3. Кротов М.И., Слуцкий Л.Э., Батистова О.И. Евразийская экономическая интеграция в новой глобальной реальности: системный подход и разрешение противоречий // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 4 (76). — С. 6–14.
4. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1961. — P. 2, 3.
5. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Интернет-портал: Исполнительный комитет СНГ. URL: https://cis.minsk.by/page/18764? (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
6. Историческая справка. Содружество независимых государств. [Электронный ресурс]// Интернет-портал: Исполнительный комитет СНГ. URL: https://e-cis.info/page/3509/80648/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
7. О стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6229 (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
8. 30 лет СНГ: статистика в графиках [Электронный ресурс] /Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cisstat.com/30cis/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
9. О Союзном государстве. История становления и развития Союзного государства [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: https://soyuz.by/o-soyuznom-gosudarstve (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
10. Обеспечение равных прав граждан Беларуси и России. Общие документы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. URL: https://www.postkomsg.com/documentation/theme/1469/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
11. Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы [Электронный ресурс]// Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. URL: https://www.postkomsg.com/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
12. Евразийский экономический союз. Общая информация [Электронный ресурс] // Интернет-портал Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/#about-info (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
13. About CAREC Program [Электронный ресурс] // CAREC Portal. URL: https://www.carecprogram.org/?page_id=31 (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
14. ECO History [Электронный ресурс] // Economic Cooperation Organization. URL: https://www.eco.int./general_content/86055-History.html?t=General-content (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
15. ECO Organs [Электронный ресурс] // Economic Cooperation Organization. URL: https://www.eco.int./parametrs/eco/modules/general_kontent/3512/1500446776906us945rcqm2q8kg3oramaosqae2.pdf (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
16. ECO Statistical Network [Электронный ресурс] // Economic Cooperation Organization. URL: https://www.eco.int/general_content/86065-Islamic-Republic-of-Afghanistan.html?t=General-content (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
17. Устав Организации ГУАМ [Электронный ресурс] // Портал ГУАМ. URL: https://guam-organization.org/ustav-organizatsii-za-demokratiyu-i-ekonomicheskoe-razvitie-guam/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
18. Деятельность ГУАМ [Электронный ресурс] // Портал ГУАМ. URL:https://guam-organization.org/deyatelnost-guam-ekonomika-torgovlya-transport/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
19. Концепция развития транспортного коридора ГУАМ [Электронный ресурс] // Портал ГУАМ. URL: https://guam-organization.org/kontseptsiya-razvitiya-transportnogo-koridora-guam/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
20. Заседание Рабочей группы ГУАМ по транспорту [Электронный ресурс] // Портал ГУАМ. URL: https://guam-organization.org/19-e-zasedanie-rabochej-gruppy-guam-po-transportu/ (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
21. Заседание комитетов Парламентской ассамблеи ГУАМ [Электронный ресурс] // Портал ГУАМ. URL: https://guam-organization.org/4-e-zasedanie-komitetov-parlamentskoj-assamblei-guam/
22. Аватков В.А. Тюркский мир и тюркские организации // Мировая политика. — 2018. — № 2. — С. 11–25.
23. Nakhchivan Agreement. On the establishment of the cooperation council of Turkic speaking states [Электронный ресурс]// Organization of Turkic states. URL: https://www.turkkon.org/assets/pdf/temel_belgeler/nakhchivan-agreement-on-the-establishment-of-the-copperation-council-of-turkic-speaking-states-1-en.pdf (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
24. Turkic World Vision-2040 [Электронный ресурс] // Organization of Turkic states. URL: https://www.turkkon.org/assets/pdf/haberler/turkic-world-vision-2040–2396–97.pdf (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
25. Аналитика Международной организации тюркской культуры [Электронный ресурс] // TURKSOY. URL: https://www.turksoy.org/ru/turksoy/about (Дата обращения — 01.07.2022 г.)
26. Борко Ю.А. Восточное партнёрство: проект, реальность, будущее / Ю.А. Борко; отв. ред. Е.В. Ананьева, Е.В. Дрожжина. — М.: Ин-т Европы РАН, 2018. — 70 с.
27. Ананьев А.А. О теоретических основах международной экономической интеграции: сравнение российской и иностранной версий // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 4 (76). — С. 60–64.
28. Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности: коллективная монография / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. общ. экон. теории и истории экон. мысли; под ред. С.А. Дятлова [и др.]. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2021.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия