Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Якушкин Н. М.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан, к.э.н.

Чекмарев П. А.
Глава Администрации Тетюшского района Республики Татарстан,
к.сельхоз.н., член-корр. Академии гуманитарных наук России

Нарышкин Н. В.
Профессор Казанского государственного технического
университета им. А.Н.Туполева,
действительный член Академии гуманитарных наук России,
член Союза писателей РФ


ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
На опыте одного из регионов России - Республики Татарстан авторы характеризуют эффект от целенаправленной деятельности по стабилизации развития и реформированию аграрного сектора российской экономики. Подчеркивается, что одни рыночные механизмы не в состоянии обеспечить интересы производителей в этой сфере, защиту от недобросовестной конкуренции и организацию эффективного международного сотрудничества предприятий аграрно-промышленного комплекса стран СНГ. Специальное внимание обращается на задачу создания крупных ассоциаций, объединяющих производителей в сельском хозяйстве, перерабатывающие, агросервисные предприятия и банки

В аграрном секторе Татарстана в настоящее время существует более 3 тыс. хозяйствующих субъектов, относящихся к различным формам собственности: - 465 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 16 акционерных обществ, 65 обществ с ограниченной ответственностью, 20 "товариществ на вере", 481 сельхозпредприятие, свыше 1,7 тыс. фермерских хозяйств, более 365 тыс. частных подворий.
Целенаправленная работа по стабилизации и реформированию аграрного сектора позволили сохранить его производственный потенциал и кадры. Практически каждый гектар сельскохозяйственных угодий имеет своего хозяина.
Располагая 2,2% сельхозугодий России, Татарстан произвел в 2001 году 4,6% ее валовой сельскохозяйственной продукции. Большинство хозяйств в последние два года имеют устойчивую прибыль. Число убыточных хозяйств составляет менее одной четверти от общей их численности.
Анализ этих результатов лишний раз свидетельствует о том, что эффективное социально-экономическое развитие возможно только при оптимальном сочетании рыночных и регулирующих государственных механизмов. Одни рыночные механизмы не в состоянии обеспечить: многообразные интересы производителей в аграрном секторе национальной экономики и при развитии международного сотрудничества в данной сфере, экономического взаимодействия стран СНГ; продовольственную безопасность; улучшение снабжения населения продовольствием; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; сближение уровней жизни работников сельского хозяйства и других отраслей; защиту отечественных производителей в АПК от недобросовестной конкуренции
Для решения таких задач, как свидетельствует и опыт Татарстана, необходимо иметь соответствующую правовую базу, регулярную финансовую поддержку АПК со стороны государственных органов, целеустремленно формировать рынок сельскохозяйственной продукции, совершенствовать системы кредитования, ценообразования, страхования, налогообложения, своевременно принимать меры для разработки и реализации прогрессивных научно-технических решений, в том числе для обеспечения экологического равновесия и меры для защиты интересов отечественных товаропроизводителей при развитии экспорта и импорта, развивать социальную сферу села, готовить квалифицированные кадры.
В Республике Татарстан изначально была обеспечена добровольность перехода на новые формы хозяйствования. Крестьяне в подавляющем большинстве своем выступили против скоропалительного раздела основных средств производства на имущественные паи, земельные наделы, высказались за развитие как коллективной, так и частной собственности. В хозяйствах, в которых не произошли кардинальные экономические изменения, акцент был сделан на совершенствование внутрихозяйственных хозрасчетных структур.
Так, в крупном кооперативе "Колос" Тетюшского района, в результате совершенствования хозрасчетных отношений, применения противозатратного механизма все его подразделения являются высокорентабельными. Урожайность зерновых культур в 2001 году составила 55,4 центнера с гектара. Рентабельность производства достигла 37%, денежная выручка на одного работника - 65 тыс. руб.
Таких хозяйств в республике немало.
При поддержке государственных органов созданы и успешно работают различные агропромышленные формирования, основанные на принципах интеграции; агрофирмы, научно-производственные объединения, финансово-промышленные группы, агроконсорциумы, союзы, совместные предприятия. Они обеспечивают достаточно эффективную организацию производства, закупок, транспортировки, хранения, переработки и реализации продукции. Например, агрофирма "Сосновоборская" имеет в своем составе, мясокомбинат, пять производственных сельскохозяйственных кооперативов, свинокомплекс, который обеспечивает мясокомбинат сырьем, и получает зернофураж от кооперативов.
Все большее значение приобретает вертикальная интеграция, находящая проявление в создании крупных ассоциаций - таких, как "Буасахар", "Зайсахар", "Нурлатсахар", объединяющих производителей сахарной свеклы, перерабатывающие и агросервисные предприятия, банковские структуры. Полученная продукция (сахар, жом, патока) распределяется между заводами и свеклосеющими хозяйствами в соотношении 39:61.
Одним из направлений регулирования сельского хозяйства является государственная помощь личным подсобным хозяйствам и фермерам с целью увеличения их вклада в формирование продовольственного рынка на основе расширения кооперации с другими сельскохозяйственными предприятиями, предоставления налоговых льгот, организации машино-технологических станций для их обслуживания, предоставления необходимой информации и т.д. В 2001 году личные хозяйства населения произвели 35% всей сельскохозяйственной продукции, в том числе 86% картофеля, 66% плодов и овощей, 39% молока, 48% мяса скота и птицы, 43% - яиц.
Увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции в подворьях способствует повышению доходов сельского населения и уровня его занятости, расширению масштабов жилищного строительства и сельской газификации.
В последнее время наметилась тенденция к укрупнению фермерских хозяйств, повышению их товарности. На одно хозяйство в настоящее время приходится 90 га земли, против 31 га в 1996 году. Стали создаваться крупные фермерские хозяйства на базе реформируемых коллективных сельскохозяйственных предприятий.
Хороших производственно-экономических показателей добиваются частные товарищества (на вере, полные и с ограниченной ответственностью). Например, в товариществе на вере "Мухамедъяров и К" удой на одну корову в 2001 году составил в среднем 5877 кг, себестоимость 1 ц молока оказалась равна 210 руб., рентабельность производства достигла 44%.
Повышение степени концентрации и централизации производства сочетается с развитием специализации - выделением производственных процессов в относительно самостоятельные, созданием новых структур.
Поддержка государством многообразных форм собственности и хозяйствования, как показывает мировой опыт, позволяет добиваться их эффективного взаимодополнения, развивать цивилизованную конкуренцию, способствующую совершенствованию каждой из этих форм и экономики в целом.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия