Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Николаев М. В.
доцент кафедры экономики
Казанского государственного университета,
кандидат экономических наук


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ АЛМАЗНОГО БИЗНЕСА
(На примере ОАО "Саха Даймонд")

Глобализация означает формирование единого мирового рынка товаров и услуг, капиталов, информации и технологий, рабочей силы, выбросов в окружающую среду, развитие глобальных коммуникаций - Интернета и других линий связи, межконтинентальных транспортных, энергетических и экологических систем, взаимопроникновение различных культур. Это необратимый и закономерный процесс, который необходимо учитывать при разработке геополитики.
Интернационализация и глобализация рынка существенно изменила соотношение национальной, региональной и локальной (на уровне фирм) экономики. Здесь можно отметить четыре основные тенденции.
Во-первых, создание единого мирового рынка товаров, капиталов, информации, услуг, а также рабочей силы ограничило национальный экономический суверенитет, сделало невозможной автаркию, т.е. независимое экономическое развитие даже крупных стран1. По мнению многих ученых, в Европе ХХI века управление экономикой во все большей степени будет осуществляться на уровне регионов, а не государств. Информатизация производства создает новые условия для кооперации регионов различных стран.
Во-вторых, цикл производства конечного продукта, особенно в высокотехнологичных отраслях, основывается на кооперации фирм разных регионов. Особое значение при этом приобретает оценка их конкурентных преимуществ для той или иной стадии цикла и развитие регионального планирования, позволяющего эффективно использовать эти преимущества. Ряд авторов пишет о формировании новой ассоциативной экономики, основанной на непрерывных инновациях2.
В-третьих, возрастает роль относительно небольших регионов с открытой экономикой. Их конкурентоспособность определяется не численностью населения, а размерами внешнего рынка, на котором реализуется их продукция, т.е. степенью интеграции в мировую экономику3.
В-четвертых, основными субъектами глобальной экономики становятся мезоэкономические структуры - транснациональные (ТНК) и межрегиональные компании.
Мезоэкономика - совокупность интегрированных звеньев экономики, т.е. межотраслевых технологических цепей, в которых стратегическое управление и координацию воспроизводственных процессов осуществляют корпоративные и договорные структуры, выступающие как среднее звено управления.
Традиционное деление на микроэкономику (отношения между фирмами) и макроэкономику (отношения между фирмами, домохозяйствами и государством) недостаточно для исследования глобальной экономики, в которой необходимо совместное планирование и координация деятельности фирм и их независимых с точки зрения собственности партнеров по технологической цели. С этих позиций необходим пересмотр антимонопольного законодательства, которое призвано защищать интересы потребителей, но не препятствовать интеграции, необходимой для повышения конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке.
Россия подписала договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), известный под названием Балийского договора. В 2006 г. пройдет первый саммит Россия-АСЕАН. Развитие торгово-экономических связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) позволит избавиться от односторонней зависимости от рынка ЕС. Особенно важно это для развития Сибири и Приморья.
Наибольший интерес для российского алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) представляет самая развитая страна региона - Япония, имеющая самые большие в мире золотовалютные резервы (в 2005 г. - 850 млрд долл.). Товарооборот с ней в 2004 г. вырос в 1,5 раза - до 8,5 млрд долл., но экспорт России растет вдвое медленнее, чем импорт, и состоит, в основном, из сырья. В 2005 г. "Алроса" провела в Японии первый аукцион по продаже бриллиантов, принесший около полумиллиона долларов.
Одним из наиболее ярких примеров интернационализации и глобализации алмазного бизнеса стал процесс становления компании "Саха Даймонд", которая является успешно развивающимся совместным саха-японским алмазогранильным предприятием. В начале своей деятельности саха-японской компании предстояло решить важную проблему, существенно влиявшую на сотрудничество обеих сторон, - найти взаимопонимание двух различных культур - российской и японской. Это было обусловлено как языковым барьером и различием менталитетов, так и узостью информационного поля.
Японская сторона, имевшая огромный опыт работы на рынках Юго-Восточной Азии, вначале оказалась не вполне готова работать на российском рынке. После первых неудачных попыток самостоятельно вести бизнес на алмазном рынке России на территории Республики Саха (Якутия), руководство компании "Саха Даймонд" в соответствии с существующими корпоративными инструкциями по распределению полномочий и ответственности в структуре российского АБК обратилась за помощью в Якутский филиал Алмазной палаты России (АПР), призванной содействовать развитию хозяйствующих субъектов в данной сфере бизнеса.
Якутский филиал АПР, занимаясь исследованием конъюнктуры алмазного рынка в целях более эффективного развития АБК России, хорошо представлял значимость созданного совместного предприятия, его роль в развитии алмазного бизнеса в Республике Саха (Якутия), а также перспективы развития ОАО "Саха Даймонд", способного стать одним из основных мостов на алмазный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. С учетом всего этого Якутским филиалом АПР была предложена программа развития компании, предусматривающая защиту национальных интересов. Для ее реализации Якутским филиалом АПР были выделены опытные специалисты, владеющие иностранными языками, знающие особенности алмазной индустрии России и имеющие опыт работы непосредственно в производственном цикле алмазопровода. Перед ними была поставлена задача - в кратчайшие сроки оптимизировать процесс становления компании "Саха Даймонд" как полноценного участника АБК.
Благодаря предпринятым усилиям специалистов Якутского филиала АПР, за шесть месяцев структура нового совместного предприятия по обработке ювелирных алмазов была практически полностью сформирована и в августе 2004 г. состоялось официальное открытие совместного саха-японского предприятия ОАО "Саха Даймонд". За прошедший период при активном содействии Якутского филиала АПР были решены следующие задачи по развитию новой компании, направленные на защиту национальных интересов: подготовка и набор квалифицированных кадров для гранильного производства из местных жителей; содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в алмазную промышленность; регулярный экспорт готовой продукции и алмазного сырья в Японию; внедрение новейшего оборудования от ведущих зарубежных компаний, позволяющего более чем на 50% снизить издержки по черновой обработке алмазного сырья и увеличить объем производства на территории Якутии.
Наряду с этими мероприятиями, специалистами Якутского филиала АПР была проведена серьезная работа по организации поставок необходимого объема алмазного сырья для компании "Саха Даймонд" с учетом специфики сбытовой линии на рынке Японии. Также была достигнута возможность отбора алмазного сырья для компании "Саха Даймонд" при покупке на вторичном рынке у других предприятий. Таким образом, компания "Саха Даймонд" стала основной компанией, закупающей дорогие (в ценовом отношении) части в сегменте алмазного сырья на рынке Республики Саха (Якутия).
Следующим шагом в развитии компании "Саха Даймонд" стало продвижение собственного брэнда на международном рынке. Так, 24 октября 2004 г. в Токио компания "Japan Auction System Corp." (японская компания - владелец "Саха Даймонд") официально объявила об изменении своего названия, под которым работала на азиатском рынке в течение 48 лет, на "Sakha Diamond Corp". Одновременно с этим, используя маркетинговые методы экспансии на мировом рынке, новая компания начала регулярно проводить масштабные рекламные акции по продвижению продукции под брэндом "Sakha Diamond". При этом основной акцент делался на определенную эксклюзивность деятельности единственной японской компании, работающей в Якутии, и имеющей доступ к российскому монополисту АК "АЛРОСА" и, соответственно, к российским алмазам.
Заключительным шагом на данном этапе развития компании "Саха Даймонд" стало расширение сферы своей деятельности за счет вхождения в другие регионы путем открытия новых филиалов. С целью выхода на новые рынки сбыта готовой продукции и закупки алмазного сырья были открыты филиалы в Антверпене и в Москве.
Таким образом, в течение одного года транснациональная компания "Саха Даймонд" создала вертикально-интегрированную структуру, в которой: закупки алмазного сырья производятся в Антверпене, Москве, Якутске; обработка производится в Якутске, Токио, в Индии; реализация осуществляется в Токио, Гонконге, Антверпене.
Сущность вертикальной интеграции хозяйственных субъектов состоит в том, что, объединяясь, они создают мезоэкономическую структуру, среднее звено управления экономикой. Мезоструктура - совокупность взаимосвязанных предприятий, объединенных с головной компанией (логистическим центром) системой имущественных, договорных (субподрядных), финансовых и иных хозяйственных отношений, которые позволяют управлять и координировать деятельность предприятий в целях снижения трансакционных издержек, развития стратегического планирования и маркетинга. В рамках мезоструктуры появляется возможность учитывать и планировать совокупные издержки и конечные результаты воспроизводства в рамках межотраслевого научно-производственного цикла.
Формирование мезоэкономики, т.е. совокупности технологических, маркетинговых и научно-производственно-сервисных цепей как основного объекта управления глобальной экономикой приводит к тому, что интегрированные транснациональные компании и группы компаний, управляющие этими цепями, становятся основным субъектом управления глобальной экономикой, определяющим развитие малого и среднего бизнеса.
ТНК представляют собой форму интеграции науки и производства, приспособленную к условиям глобализации. На основе слияний и поглощений они превращаются в основное звено управления современной экономикой, совместно с государством ТНК участвуют в выработке национальной и региональной научно-технической политики. Эволюция организационной структуры управления ТНК в условиях информатизации способствует развитию межрегионального разделения труда и кооперации4.
Столь быстрое развитие транснациональной компании "Саха Даймонд" стало возможно благодаря глобализации алмазного бизнеса, основанного на развитии информационных технологий. Именно современные информационные технологии создали совершенно новые условия для движения капитала, для быстрого перелива его из одной страны в другую. Движением торговых потоков теперь можно управлять из единого центра. Средства связи между отдельными подразделениями или дочерними предприятиями транснациональных компаний позволяют им чрезвычайно расширять операции, оперативно менять стратегию деятельности, независимо от того, где они находятся.
Особо следует подчеркнуть (и опыт "Саха Даймонд" подтверждает это), что межрегиональная интеграция в новых условиях базируется не на внешней торговле готовыми товарами и услугами, а на устойчивой кооперации в процессе их разработки, производства и сбыта.


1 Beyond national sovereignty: international communication in the 1990-s Ed. K.Nordenstreng, H.Schiller. Norvood (N.J.), 1993.
2 Cool P., Morgan K. The associational economy: firms, regions and innovation. Oxford (G.B.), N.Y., 1998.
3 Competitivness, localized learning and regional development: specialization and prosperity in Small open economics. Ed. P.Maskell et al. N.Y., L., 1998.
4 Курицкий А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе. СПб., 1998. С. 61-76, 104-125.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия