Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Азиева Р. Х.
доцент кафедры экономической теории и государственного управления
Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова,
кандидат экономических наук


Повышение эффективности государственной политики в контексте цифровой трансформации нефтегазовой отрасли
В статье рассматриваются актуальные проблемы цифровизации нефтегазовой отрасли в России и разрабатываются пути решения проблемы повышения эффективности государственной политики в области цифровой трансформации. На основании анализа и систематизации научных данных автором предложена схема реализации государственной стратегии поддержки цифровой трансформации нефтегазовой отрасли, которая позволит повысить эффективность реализуемой политики и обеспечить достижение целевых показателей национальных программ. В рамках предложенной системы предлагается скорректировать вектор государственной стратегии на создание цифровых технологий отечественного производства для нефтегазового комплекса, обеспечение интеграции цифровых технологий в производственные процессы компаний отрасли и на создание институциональных условий инновационного развития. Предложенные авторские рекомендации позволят успешно преодолеть барьеры цифровизации нефтегазового комплекса и обеспечить конкурентоспособность компаний данной отрасли в долгосрочной перспективе
Ключевые слова: импортозамещение, нефтегазовая отрасль, институты цифровой экономики, цифровизация, государственная политика
УДК 338.012; ББК 65.305   Стр: 163 - 166

Введение. Цифровая трансформация является ведущим трендом развития нефтегазовой отрасли в мире, и ее необходимость обусловлена требованиями внешнеэкономической среды: растущей конкуренцией на внешних рынках, а также возрастающей сложностью процессов добычи и транспортировки энергоносителей, сопровождающихся высокой волатильностью цен на углеводороды, что требует принятия соответствующих мероприятий, направленных на сокращение операционных затрат. Наиболее эффективным инструментом сокращения расходов нефтегазовых компаний, повышения эффективности их деятельности и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках является цифровизация процессов производства.
Хотя цифровизация отрасли может стать источником позитивных изменений, существует ряд проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы полностью реализовать ее потенциал, как для нефтегазовой отрасли, так и для экономики страны в целом. Исследование процессов цифровой трансформации нефтегазовой отрасли является актуальной исследовательской задачей, поскольку в настоящее время разработаны программы цифровизации экономики России [6] и стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса [7].
Однако, несмотря на наличие мер государственной поддержки, цифровая трансформация нефтегазовой отрасли экономики происходит достаточно медленно, а сам процесс усложняется негативным воздействием санкций со стороны Западных стран. Необходимость преодоления барьеров цифровой трансформации и повышения эффективности реализуемой государственной политики в области цифровизации предприятий нефтегазового комплекса обуславливает важность и актуальность проводимого исследования.
Целью настоящей статьи является анализ эффективности государственной политики в контексте цифровой трансформации нефтегазовой отрасли и разработка рекомендаций по ее повышению. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности применения полученных выводов для коррекции национальных программ цифрового развития отраслей промышленного производства в экономике России.
Проблематику государственного регулирования процессов цифровой трансформации экономики России рассматривают такие авторы, как: И.В. Бородушко, С.Н. Шишкин [2], Н.В. Кривенко, Д.С. Епанешникова [3], Е.А. Куклина, Д.Н. Семкова [4], В.И. Лукащук, Г.А. Багян [5], Л.В. Санкова [10], Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева [13] и др.
Так, авторы В.И. Лукащук, Г.А. Багян рассматривают теоретические аспекты государственного регулирования и координации процессов цифровой трансформации. На основе анализа международных практик цифровизации, авторы показывают, что роль государства в стимулировании процессов цифровизации не ограничивается поддержкой ряда отраслей. Необходимо, чтобы государство реализовывало комплексную политику, включающую цифровую трансформацию государственного сектора экономики и обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами [5].
Исследователь Л.В. Санкова в своей научной статье показывает, что нефтегазовый комплекс опережает отрасли промышленного производства России по такому показателю, как использование программных средств для управления технологическими процессами и автоматизацией производства. Однако, отрасль все еще отстает от других отраслей российской промышленности по таким показателям цифровизации, как использование информационных систем обмена данными, использование CRM, ERP и SCM систем, использование операционных систем с открытым кодом. Среди причин отставания автор выделяет высокую стоимость разработки и внедрения цифровых технологий, недостаточную государственную поддержку проведения исследований и разработок, высокую зависимость от импорта технологий и оборудования [10].
И.В. Бородушко и С.Н. Шишкин анализируют топливно-энергетический комплекс России с точки зрения объекта государственного регулирования. На основе анализа положений экономической теории и применения инструментов системного анализа, авторы приходят к выводу, что формирование новой парадигмы развития топливно-энергетического комплекса необходимо для достижения долгосрочных целей экономического развития России. Пандемия и последовавшее за ней изменение структуры спроса на энергоносители, высокая волатильность цен и вводимые санкции против российских предприятий требуют адаптации государственной политики для достижения целей обеспечения энергетической и информационной безопасности страны [2].
Вместе с тем, Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева рассматривают аспекты взаимодействия государства и общества в сфере цифровой трансформации на трех уровнях: отраслевом, технологическом, институциональном. Показано, что роль государства заключается в создании системы институтов, способствующих инновационному развитию отраслей производства и технологий [13].
Кроме того, авторы Н.В. Кривенко и Д.С. Епанешникова в научной статье конкретизируют проблематику повышения эффективности государственной политики в контексте цифровизации нефтегазовой отрасли. Авторы показывают, что в модели инновационного развития государство должно выступать в качестве гаранта обеспечения макроэкономической стабильности, создавать условия для привлечения инвестиций за счет создания системы институтов исполнения законодательства и гарантий соблюдения прав собственности [3].
Исследователи Е.А. Куклина, Д.Н. Семкова рассматривают проблематику повышения эффективности государственной поддержки процессов цифровизации с точки зрения использования инструментов бюджетного софинансирования. Замещение иностранных технологий и создание соответствующего программного обеспечения в условиях санкций требует привлечения средств их бюджетов, поскольку самостоятельное финансирование разработок компаниями нефтегазового сектора не позволяет достигать порога рентабельности [4].
Анализ источниковедческой базы показывает, что государство играет важную роль в процессах цифровизации экономики в целом и отдельных отраслей в частности. Задачи государства заключаются в координации процессов трансформации, создании системы институтов, обеспечивающих экономическую деятельность в области разработки цифровых продуктов и их внедрения, в обеспечении стимулов для экономических агентов, устранения провалов рынка, препятствующих реализации эффективной политики импортозамещения. При этом анализ научных публикаций позволяет заключить, что в настоящее время отсутствуют работы, ставящие своей целью систематизацию теоретических знаний и применения лучших практик для создания рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования процессов цифровой трансформации применительно к нефтегазовой отрасли России.
Государственная политика в области цифровизации экономики России отражена в паспорте проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», регулирующего отношения в сфере предоставления государственной поддержки цифровых инициатив и содействия интеграции новых технологий в производственные процессы. Проект предполагает повышение государственного участия в цифровизации за счет увеличения затрат на развитие информационно-коммуникационных технологий до 5,1% ВВП к 2024 г. Также в рамках проекта решаются задачи подготовки кадров для цифровой экономики, координации процессов цифровизации и создания цифровой инфраструктуры [6].
Однако, из доклада центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, посвященного результатам выполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», следует, что негативное влияние институциональных факторов затрудняет достижение целевых показателей [12]. Такие проблемы, как низкий уровень доступности цифровых решений, несистемность государственной политики в области цифровизации, дефицит кадров, отсутствие необходимых цифровых компетенций у государственных служащих, ответственных за координацию процессов цифровизации, пробелы в законодательстве — все эти факторы выступают барьерами цифровизации предприятий как нефтегазового комплекса, так и экономики России в целом.
К аналогичным выводам приходят в своем исследовании В.А. Смышляев, И.И. Яреско, которые анализируют особенности институциональной среды формирования цифровой экономики в России. По мнению исследователей, именно институты лежат в основе низкой эффективности реализуемой политики в области цифровой трансформации [11]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение эффективности государственной поддержки процессов цифровизации экономики России возможно за счет совершенствования системы институтов, ответственных за координацию процессов цифровой трансформации.
Также необходимо отметить, что помимо несовершенства институциональной среды, цифровой трансформации препятствует несистемность государственной политики. Это проявляется в том, что на законодательном уровне от компаний нефтегазового сектора требуются приобретение и установка программного обеспечения российского производства, которое уступает зарубежным аналогам по функциональным характеристикам и по возможностям интеграции с уже используемыми цифровыми продуктами [7; 8]. Иными словами, политика импортозамещения реализуется не с использованием рыночных инструментов, а на законодательном уровне с использованием инструментов законодательного давления на бизнес.
Так, Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева в своей научной статье показывают, что роль государства заключается, в том числе, в создании системы институтов, обеспечивающих эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе производства и интеграции цифровых решений. Авторы указывают на необходимость создания особых институтов развития, таких как центры трансфера технологий, обеспечивающих успешную интеграцию инновационных решений и идей в бизнес-процессы предприятий. По мнению авторов, эффективная государственная политика в области цифровизации должна включать в себя создание триады «наука, образование, производство» (рис. 1), обеспечивающей взаимодействие системы образования и реального сектора экономики для достижения целей инновационного развития [13].
Рис. 1. Триада науки, образования и производства в инновационной экономике
Источник: составлено автором на основе [13]

Взаимодействие сфер производства, науки и образования лежит в основе инновационного развития экономик ведущих стран мира, поскольку создает условия для разработки новых решений, продуктов и технологий, которые, в свою очередь, внедряются в реальное производство. В рамках триады, именуемой в зарубежной литературе «системой тройной спирали», создаются специальные институты и экономическая среда, которые благоприятствуют созданию и коммерциализации технологий. На наш взгляд, создание системы институтов, обеспечивающих трансфер технологий, необходимо для интенсификации процессов цифровизации отраслей экономики России, к которым относится и нефтегазовая отрасль.
В рамках системы тройной спирали система образования выстраивается таким образом, чтобы создать стимулы для научных сотрудников по созданию перспективных кадров и содействию НИОКР. Особое значение здесь имеет заинтересованность бизнес-сообщества в создании и реализации инновационных разработок в области цифровых технологий. Комплексное содействие изобретателям в коммерческом использовании и распространении технологий решает задачи интеграции систем образования, научной деятельности и потребностей реального сектора экономики.
Анализ зарубежного опыта формирования цифровой инфраструктуры экономики показал, что государственного финансирования исследований и разработок недостаточно для инновационного развития экономики. Необходимо создание специальных институтов, которые способны трансформировать результаты интеллектуального труда в производственный процесс. Основой успеха в процессе кооперации вузов, бизнеса и регионов по мнению А.Н. Ряховской является их взаимная заинтересованность в активном взаимодействии при наличии разносторонней помощи региона, муниципалитетов и государства в целом [9]. Создание институтов, обеспечивающих трансфер технологий, является ключевым элементом стратегии государственной поддержки процессов цифровизации, поскольку позволяет трансформировать научный потенциал образовательной системы в экономическое развитие.
Систематизируя данные, полученные из современных научных источников, можно заключить, что роль государства в поддержке процессов цифровой трансформации приоритетных отраслей промышленного производства чрезвычайно важна. Государство использует ресурсы и создает условия для цифровизации за счет инвестирования средств в создание цифровых продуктов, обеспечения кадрового потенциала экономики, создания цифровой инфраструктуры и институциональной среды, способствующей инновациям (рис. 2).
Рис. 2. Схема реализации государственной стратегии поддержки цифровой трансформации нефтегазовой отрасли
Источник: составлено автором

Представленная на рис. 2 схема реализации государственной стратегии поддержки цифровой трансформации нефтегазовой отрасли позволяет повысить эффективность реализуемой политики и обеспечить достижение целевых показателей национальных программ за счет нивелирования барьеров цифровизации предприятий нефтегазового комплекса. В рамках данной схемы предлагается скорректировать вектор государственной стратегии на создание цифровых технологий отечественного производства, обеспечения интеграции цифровых технологий в производственные процессы, создания условий для развития цифровой экономики.
Таким образом, эффективная государственная политика в контексте цифровой трансформации нефтегазовой отрасли должна включать в себя следующие рекомендации:
– создание спроса на разработку цифровых решений для нужд промышленного производства и нефтегазовой отрасли в частности;
– координация процессов цифровизации в масштабах нефтегазовой отрасли;
– государственное софинансирование крупных проектов в сфере цифровых технологий;
– предоставление налоговых льгот, дотаций и выгодных условий кредитования для нефтегазовых компаний, инвестирующих в создание и интеграцию цифровых решений;
– согласование государственных образовательных программ с потребностями в кадрах со стороны нефтегазовой отрасли;
– содействие углублению сотрудничества нефтегазовых компаний в сфере подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации;
– создание научных парков и центров трансфера технологий на базе университетов;
– обеспечение покрытия территорий сетями передачи данных и их оснащение подсистемами инженерного обеспечения;
– создание единых стандартов цифровизации в нефтегазовой отрасли;
– координация процессов создания сквозных цифровых технологий и цифровых платформ передачи данных;
– создание нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в цифровой экономике;
– повышение цифровых компетенций государственных служащих;
– обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
– снижение государственного давления на нефтегазовую отрасль.
Предложенные рекомендации позволят повысить эффективность государственной политики в области цифровизации за счет устранения барьеров и создания благоприятных условий, способствующих реализации инновационного и цифрового потенциала экономики России.
Выводы. Произведенный анализ показал, что государство играет ключевую роль в обеспечении процессов цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики страны, к которым относится нефтегазовый комплекс. На реализацию проектов в области цифровизации из бюджетных средств выделяются значительные средства, в связи с чем требуется производить коррекцию вектора экономического развития с целью повышения эффективности государственной политики, направленной на цифровую трансформацию предприятий нефте­газовой отрасли.
Несистемность мер государственной поддержки процессов цифровизации и наличие институциональных барьеров снижает эффективность государственных расходов и не позволяет достигать целевых показателей цифровизации рассматриваемой отрасли. Показано, что наиболее существенной проблемой, препятствующей реализации политики импортозамещения в области цифровых технологий, является отсутствие системы институтов, обеспечивающих трансфер технологий от системы образования в реальный сектор производства. Перспективные технологии и информационные решения, которые разрабатываются на базе университетов и исследовательских институтов, могут быть использованы предприятиями нефтегазового сектора.
Опыт развитых стран показывает, что инновационная инфраструктура университетов является ключевым элементом национальной инновационной системы, поскольку позволяет интегрировать и координировать всех участников инновационного процесса. Несомненно, ключевую роль в цифровизации нефтегазовой отрасли играет не только капитал, но и кадровый потенциал, который способен создавать высшие учебные заведения.
Роль государства в контексте цифровой трансформации обуславливает создание необходимой цифровой инфраструктуры, включающей в себя создание систем передачи данных и инженерных систем, а также единых стандартов цифровизации, позволяющих успешно интегрировать существующие цифровые решения для нефтегазовой отрасли с новыми информационными продуктами, созданными отечественными разработчиками в рамках реализации стратегии импортозамещения зарубежных технологий.
Совершенствование системы институтов, обеспечивающих цифровую трансформацию приоритетных отраслей, должно быть основано на создании специфических стимулов для рыночных агентов. Логика здесь заключается в том, что государство, создавая нормативно-правовую базу, снижая административное давление на бизнес и обеспечивая защиту прав на интеллектуальную собственность создает благоприятные условия для инвестирования в информационные технологии со стороны компаний нефтегазового сектора. Рост инвестиций в информационные технологии является ключевым фактором цифровизации нефтегазовой отрасли.
Направлением дальнейших исследований автора является поиск путей повышения государственной политики в области цифровизации приоритетных отраслей экономики за счет совершенствования институциональной среды и создания благоприятных условий для цифровой трансформации.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли с использованием интеллектуальных технологий: необходимость и возможности» № 20–010–00583

Статья поступила в редакцию 22.07.2022.

Список использованных источников:
1. Азиева Р.Х. Эффективность политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли РФ на современном этапе // Экономические науки. — 2022. — №3 (208). — С.16–23.
2. Бородушко И.В., Шишкин С.Н. Государственное регулирование деятельности топливно-энергетического комплекса России в условиях цифровизации // Бизнес, менеджмент и право. — 2021. — № 1(49). — С. 13–21.
3. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. — 2020. — №3 (16). — С. 765–778.
4. Куклина Е.А., Семкова Д.Н. Цифровые технологии как ключевой инструмент повышения эффективности нефтегазовой отрасли России в современных условиях функционирования // Управленческое консультирование. — 2020. — №4 (136). — C. 53–65.
5. Лукащук В.И., Багян Г.А. Повышение эффективности системы государственного управления в условиях цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. — 2022. — № 39(1). — С. 174–179.
6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf
7. Паспорт Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года [Электронный ресурс] URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202108/76c849c91f492fb923099296cca0c333.pdf
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189116.
9. Ряховская А.Н. Инновационная инфраструктура вузов: направление развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2017. — № 1. — С.108–114.
10. Санкова Л.В. Нефтегазовый комплекс на современном этапе: проблемы и перспективы цифровой трансформации // Экономические науки. — 2021. — №1(29). — С.97–109.
11. Смышляев В.А., Яреско И.И. Институциональная среда российской цифровой экономики: особенности становления и развития // Современная экономика: проблемы и решения. — 2020. — № 11(131). — С. 20–33.
12. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. — 184 с.
13. Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р. Государственное регулирование цифровой экономики: новые вызовы и тенденции // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2018. — № 5(143). — С. 41–46.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия