Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Косинский П. Д.
заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права
Кемеровского государственного университета,
доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ


МОНИТОРИНГ И ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ В РЕГИОНЕ

Эффективное управление в социально-экономической сфере предполагает создание информационного обеспечения, которое позволило бы управленцам получать достоверную информацию, корректировать систему управления качеством жизни населения, осуществлять современный мониторинг за изменяющимися социально-экономическими условиями.
По нашему мнению, наиболее конструктивной трактовкой социально-экономического мониторинга является понимание его как наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся в отдельных регионах. Главная функция социально-экономического мониторинга состоит в обеспечении соответствующих территориальных органов территории полной, достоверной и своевременной информацией, а главным принципом мониторинга качества жизни населения является его целенаправленность в сфере решения конкретных управленческих задач. Такой мониторинг имеет смысл только тогда, когда субъекты управления вносят соответствующие коррективы в проводимую социальную политику, когда вопросы качества жизни становятся составной частью социального менеджмента.
В целом, под мониторингом качества жизни населения нами понимается научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения населения региона, его социальном самочувствии, потребностях, ценностях, мотивациях, отношении к складывающейся ситуации - система, необходимая для принятия решений на региональном и муниципальном уровнях.
При организации мониторинга особенно важно соблюдение требований к информации, используемой в сфере управления. Она должна быть полной, достоверной, своевременной, репрезентативной.
Все разночтения по поводу определения информации достаточно полно систематизировал Ф. Махлуп, подчеркивающий, что информация - это, во-первых, процесс передачи знаний, сигнала или сообщения, во-вторых, систематизированные сведения относительно основных причинных связей, которые содержатся в знании, по отношению к которому информация является подчиненной, в-третьих, знания, переданные или приобретенные путем собственного исследования или изучения, в-четвертых, знания и об особых событиях, случаях или чем-либо подобном [14, c. 127-137].
Рассмотрение информации как свойства системы позволяет пренебречь теми ее сторонами, которые для системы являются несущественными, сосредоточиться на отношениях внутри системы и отношениях, складывающихся между нею и другими системами. Такой подход к ней согласуется с принципами системного подхода.
Как звено в системе управления качеством жизни населения региона информация предполагает:
- адекватность получаемых данных реальному состоянию исследуемого объекта, выявление реальной динамики развития;
- системность информации для всестороннего отражения состояния того или иного объекта;
- оптимальность затрат, необходимых для получения сведений;
- оперативность;
- регулярность (систематическое наблюдение).
Управление качеством жизни населения на основе информации и мониторинга требует: определения цели, объема, количества и качества информации, необходимой для принятия решений; сбора, обработки систематизации информации; создания информационных моделей; определения альтернатив для достижения поставленной цели и выбора критерия для их оценки; выбора одной из альтернатив и принятия соответствующего решения; корректировки решения в процессе его реализации.
Рыночные условия делают обязательным пересмотр концепции обработки информации для перехода к новым информационным технологиям, управления качеством жизни, создания моделей информационного мониторинга.
Такие модели необходимы в целях: хранения комбинированных массивов данных; фильтрации и анализа данных для принятия управленческих решений; получения ответов на возникающие запросы; создания систем распределенной обработки данных; извлечения новых знаний из имеющейся информации; прогнозирования поведения элементов системы с использованием современных математических и компьютерных моделей.
Создание банков данных и использование современной технологии извлечения знаний из них, совмещенное с созданием распределенной вычислительной среды, на наш взгляд, позволит за короткий срок перевести обработку и хранение информации на качественно новую основу и не потребует больших затрат. Но результат изменений в системе управления качеством жизни населения региона во многом будет зависеть от того, насколько одинаков, понятен и доступен объекту и субъекту системы язык общения. Разночтения в понимании проблем управленческими командами, в управляющей информации и информации обратной могут привести к серьезным просчетам, которые негативным образом скажутся на качестве жизни населения того или иного региона.


Литература
1. Ревайкин А.С. Методологические проблемы мониторинга социально-экономического развития региона. Хабаровск: Изд-во ун-та, 1993.
2. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1999.
3. Верф, Дирн Ван дер Ронге, Фолькер. Мониторинг в России. М., 1998.
4. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000.
5. Останина Н.А. Социальная информация в управлении депрессивным регионом. Кемерово: ГУП "Беловский полиграфист", 1999.
6. Самошков И.В. Информация и экстремальная ситуация. Кемерово: ГУП "Беловский полиграфист", 1999.
7. Толстых В.И. О духовном производстве как категории исторического материализма // Вопросы философии. 1978. N 2.
8. Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. М., 1968.
9. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
10. Ровенский З., Уемов А., Уемова Е. Машина и мысль. М., 1960.
11. Берг А.И., Чернин Ю.И. Информация и управление. М., 1960.
12. Елчанинова О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений // Научное управление обществом. Вып. 3. М.: Наука, 1969.
13. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М.: Прогресс, 1968.
14. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966.
15. Черняк Ю.И. Системы экономической информации: Автореф. дисс.... д.э.н. М., 1967.
16. Логика и методология системных исследований. Киев: Наукова думка, 1979.
17. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. 2003. N 11.
18. Гендин А.М. Прогнозирование в системе социального управления // Материалы научно-практической конференции. Красноярск, 1972.
19. Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике. М.: Экономика, 1991.
20. Субетто А.И. Качество жизни, синтетическая революция в механизмах цивилизованного развития и квалитативная экономика // Стандарты и качество. 1994. N 4.
21. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 16.09.2003 // Российская газета, N 202 от 08.10.2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия