Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Зуев В. А.
докторант кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


К РАЗВИТИЮ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ: РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Управление теплоснабжением как особой сферой национальной экономики в России до сих пор основывается на административно-командных принципах. Тепло, тепловая энергия как товар не рассматриваются. Цена услуг по снабжению теплом фактически не определяется затратами труда и спросом и предложением. Отсутствует рыночная конкуренция производителей тепловой энергии, реальная зависимость между ценой и качеством услуг. Сохранились все признаки централизованной планируемой экономики: затратный подход, монополистическая структура системы снабжения теплом, расчет главным образом на поддержку со стороны государства, практика необоснованного повышения цен.
Система централизованного теплоснабжения в течение последних 15 лет медленно деградировала. Реформировать ее при сохранении административной модели управления невозможно. Формирование конкурентной среды, создание благоприятного инвестиционного климата, института эффективных производителей и потребителей (покупателей и продавцов), заинтересованных в экономии, а также соответствующих законодательных условий стало одной из самых актуальных проблем. Решение ее необходимо, чтобы обеспечить заинтересованность всех участников процесса производства, транспортировки и потребления тепловой энергии в повышении надежности теплоснабжения, минимизации издержек, теплосбережении и повышении эффективности этой системы.
Задача реформирования состоит в создании особого рынка и конкурентной среды, при которых услуги свободно продаются и покупаются, а права и обязанности субъектов рыночных отношений подкрепляются адекватными нормами законодательства.
В настоящее время для большинства стран, совершающих переход к развитой рыночной экономике, в сфере тепло- и энергоснабжения характерны неэффективность, убыточность, несовершенство государственного регулирования и правовой базы.
Неэффективность существующей системы тепло- и энергоснабжения проявляется в кумулятивных потерях тепла при транспортировке, распределении и конечном использовании, колеблющихся в пределах от 35 до 77%1, связанных с большим удельным весом устаревшего оборудования, изношенностью сетей, перегрузкой имеющихся мощностей, временной разрегулированностью в процессах потребления тепла и энергии. Увеличивается доля стоимости энергоресурсов в структуре затрат на производство продукции: в России в промышленности - до 40%, в жилищно-коммунальной сфере - до 70%. В системах теплоснабжения высоких размеров достигают их собственные непроизводительные потери. В России, даже по официальным данным, потери тепла в магистральных и распределительных трубопроводах составляют 30-40%. На единицу выпускаемой продукции расходуется в 1,8-2 раза больше энергии, чем в США, в 2,7-3,5 раза больше, чем в Западной Европе, и почти в 5 раз больше, чем в Японии, на единицу жилой площади тратится в 2-3 раза больше энергии, чем в странах Европы.

Причина таких потерь состоит в использовании малоэффективных теплоизоляционных материалов и в высокой влагоемкости и несовершенной гидроизоляции традиционных систем утепления, что вызывает повышенный износ и преждевременный выход из строя трубопроводов и технического оборудования. Это оборудование к тому же крайне изношено. В результате значительные финансовые ресурсы отвлекаются на авральные ремонты в отопительный сезон, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности производства и транспортировки тепла, увеличению удельного расхода топлива. Суммарный размер снижения экономической эффективности ТЭЦ вследствие этого оценивается примерно в 30%. По оценкам "Центра стратегических разработок "Северо-Запад", к 2010 г. 40% действующих на Северо-Западе РФ тепловых мощностей будет утрачено из-за исчерпания их ресурса2.
Убыточность тепло- и энергоснабжения обусловлена и несовершенством существующей системы тарифов и субсидий, и несвоевременностью платежей за отпущенную тепловую энергию, которые не покрывают издержек ее генерации и транспортировки, и нехваткой инвестиций, финансовых ресурсов в целом для развития современной инфраструктуры.
Российская практика субсидий и тарифов на топливо, энергию и воду является одним из важнейших факторов, ведущих к убыточности тепло- и энергоснабжения. Поэтому целесообразно создание планируемых "топливных бюро", призванных заниматься вопросами поставки топлива. Это необходимо для минимизации расходов на топливо, закупаемого сейчас через множество посредников по завышенной цене (кроме газа). Государство в таком случае сможет гарантировать снабжение топливом котельных независимо от сроков оплаты за него.
Топливные бюро позволяют, во-первых, широко использовать практику годовых договоров между теплоснабжающими предприятиями, бюджетами и муниципалитетами о поставках топлива, фиксировать цены на топливо на год, цены на электрическую энергию и транспорт. Во-вторых, с их помощью цены на твердое и жидкое топливо и тарифы на газ могут быть установлены с учетом фактической теплотворной способности тепловой энергии. Для этого при топливных бюро планируется создать лаборатории по контролю за качеством топлива. Сейчас же при отсутствии такого контроля по железным дорогам зачастую перевозится не уголь, а пустая порода и снижается качество мазутов. В-третьих, благодаря бюро технические условия на подключение объектов теплоэнергетики к газовым сетям будут сопровождаться информацией о планируемом соотношении цен на газ и другие виды топлива, что позволит делать обоснованные выводы относительно целесообразности перехода на газовое топливо. В-четвертых, бюро сделают возможным контроль за ценами на биотопливо, прежде всего на щепу от санитарных чисток лесов и парков, и благодаря снижению цен на биотопливо - замещение им других видов топлива, что благотворно повлияет на экологию и примерно в 1,5 раза увеличит выход деловой древесины. Цена на топливо от санитарных вырубок в принципе должна включать только стоимость транспортировки. В-пятых, может быть установлена единая цена на газ, идущий на бытовые и энергетические цели. (Сейчас разница в ценах провоцирует установку индивидуальных газовых теплогенераторов.)
В перспективе стоимость электроэнергии должна расти более быстрыми темпами, чем стоимость тепловой энергии, поскольку наряду с энергетическим существует эксергетический КПД - эффективность сжигания топлива при температуре в 2 тыс. градусов характеризуется всего несколькими процентами - для получения горячей воды с температурой 40 - 80 С. В связи с этим в развитых странах топливо начинает использоваться, прежде всего, в процессах, требующих высокой температуры при производстве электроэнергии, выплавке металла и т.д., а в теплоснабжении максимально используются тепловые сбросы ТЭЦ, промышленных предприятий и коммунального сектора. Более высокая цена электрической энергии по сравнению с ценой тепловой энергии - стимул к массовому внедрению мини-ТЭЦ и ограничению использования электроэнергии на цели отопления.
Вместе с тем из тарифов теплоснабжения необходимо выделить затраты на увеличение давления холодной воды насосами. Эти затраты должны быть внесены в тарифы на воду.
Убыточность теплоснабжения тесно связана и с дефицитом инвестиций во всех секторах ТЭК. В России, например, в 1999-2001 гг. объем инвестиций в ТЭК сократился по сравнению с 1990 г. в 3,2 раза. Это не позволяет компенсировать естественное выбытие производственных мощностей. И без того высокий физический и моральный износ основных фондов продолжает увеличиваться. По некоторым оценкам, износ оборудования в ТЭК России превысил 50%.
Соответственно, крайне необходима разработка приоритетных проектов, отличающихся инвестиционной привлекательностью, быстрым возвратом денежных средств при стабильных тарифах.
Низкая платежеспособность большей части российских потребителей не позволяет решить проблему замены изношенных сетей. Для этого необходимо получать от каждого потребителя не 50 долл., а 300-500.
Нужно также учитывать, что на определенных участках системы теплоснабжения даже при более высокой, чем в среднем, его себестоимости инвестиции окупаются в 1-2 года.
Особой задачей является изыскание новых источников инвестиций. В частности, крупных инвесторов может заинтересовать строительство современных ТЭЦ, мелких и средних, лизинг оборудования, строительство локальных сетей, муниципальные проекты. Должны более активно привлекаться и средства муниципалитетов и населения.
Говоря о совершенствовании государственного регулирования системы теплоснабжения, следует подчеркнуть, что в специфических условиях России эта система должна регулироваться федеральным законодательством (лицензирование, тарифы и т. д.), что опыт реформирования систем теплоснабжения в одних регионах не может быть целиком применен в другом, поэтому регулирование должно соответствовать местным условиям, что теплоэнергетика всегда технически многовариантна. При ее реформировании поэтому необходимо, чтобы все управленческие решения проходили техническую экспертизу, чтобы контроль за деятельностью предприятий теплоснабжения имел не только финансовый, но и технико-экономический аспект.
В настоящее время в России действует целый ряд государственных нормативных актов, обеспечивающих правовое и технологическое регулирование теплоснабжения. Однако нужен единый закон, который позволил бы определить все правовые взаимоотношения в теплоэнергетике. В частности, следует совершенствовать прямое государственное воздействие на акционерные компании (через участие в акционерном капитале), которое в большинстве компаний сведено к минимуму, поскольку государственный пакет акций меньше блокирующего. В этих условиях основную роль начинают играть механизмы непрямого государственного регулирования (налоговое, ценовое, таможенное). Необходимо повышать значение тех немногих инструментов прямого регулирования производственной деятельности в ТЭК, которые государство сохранило в своих руках: регулирование доступа к недрам, к системам транспортировки топлива и энергии.
Программа структурной перестройки электроэнергетики как естественной монополии должна предусматривать развитие конкуренции на федеральном и региональном рынках энергии и мощности наряду с безусловным сохранением в собственности государства контрольного пакета акций в структурах электроэнергетики. Должно быть сохранено государственное регулирование деятельности в электроэнергетике посредством формирования цен на ее продукцию и услуги, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью3.
В разрабатываемом Федеральном "законе о теплоснабжении" требуется четко разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в теплоснабжении. На федеральном уровне должны устанавливаться, прежде всего, принципы единой технической политики, правовые основы тарифообразования, на региональном уровне - правовые основы регулирования тарифов, на уровне местного самоуправления - основы организации теплоснабжения населения4. Соответственно требуется определить организационные формы, функции и статус тех государственных структур, которые будут осуществлять управление госактивами, обеспечивать "бюджетных" потребителей, формирование госрезерва, осуществлять государственное управление в проектах и т. д.
Поскольку ключевой стратегической задачей реформирования системы теплоснабжения является повышение эффективности энергетического производства и его конкурентоспособности, на наш взгляд, особое значение приобретает реализация вариантов реформирования, при которых все звенья системы (первичные, вторичные/распределительные сети, ЦТП и т. д.) объединяются под единым руководством и одновременно предусматривается передача систем теплоснабжения в аренду или концессию частным фирмам-инвесторам для того, чтобы полностью использовать потенциал рационализации. Все партнеры, участвовавшие в централизованном теплоснабжении, при этом должны быть равноправны: теплосетевые компании, местные предприятия тепловых сетей, соответствующие АО-энерго и генерирующие компании, потребители. Все должны выполнять функции рыночных операторов.


1 См.: Towards Local Energy Systems: Revitalizing District Heating and Co-Generation in Central and Eastern Europe (Restructuring district heating and co-generation in the economies in transition: towards local energy systems) //World Energy Council. Geneva; London, 2000.
2 Стенограмма расширенного заседания Правления, Попечительского и Научного Советов Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад"" (14.12.01, Санкт-Петербург, К-2).
3 Конопляник А.А. Российский ТЭК на пути к новой энергетической политике страны (переосмысливая задачи развития и возможные их решения) //Нефтяное хозяйство. 2000. N 4. Апрель.
4 http://po.pssr.ru/news_03/21040307.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия