Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Сперанская Н. Н.
профессор Военной академии связи (г. Санкт-Петербург),
кандидат филологических наук


Сотрудничество Российской Федерации с республиками Центральной Азии в сфере образования: состояние и перспективы
В статье рассматриваются проблемы сотрудничества в сфере образования и роли интеграционного процесса стран Центральной Азии и России. Проведен анализ состояния и перспектив развития основных направлений РФ в сфере образования с республиками Центральной Азии с учетом приведенных противоречий, а также возможных путей их преодоления. Отмечается, что стратегия развития международного научно-образовательного сотрудничества стран ЕАЭС, СНГ и ШОС, предложенная правительством России, и ряд политических мер будут играть важную роль в будущей экономике Центрально-Азиатского региона. Определены предпосылки для активизации сотрудничества в сфере высшего образования между РФ и странами Центральной Азии по основным направлениям. Предложены мероприятия для поднятия качества и престижа онлайн-образования в странах ЕАЭС и СНГ. Обоснована необходимость развивать сотрудничество в рамках сетевых университетов со странами СНГ и ЕАЭС и КНР. Определены ключевые тенденции, формирующие будущее Азиатского региона для более успешного сотрудничества с образовательными учреждениями
Ключевые слова: международное научно-образовательное сотрудничество, ЕАЭС, мультикультурализм, интеграционные процессы, глобализация, процессы трансформации, мигранты, инновационно-информационное пространство, бизнес-структуры, Центральная Азия
УДК 338.4   Стр: 36 - 41

На современном этапе взаимодействие между Россией и странами Центральной Азии характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.
Необходимость выработки эффективных подходов, стратегий взаимодействия в глобальном образовательном пространстве признают во многих странах мира. Российская Федерация, стремясь интегрироваться в систему поликультурного образования, всегда создавала условия для более успешного сотрудничества с образовательными учреждениями ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС.
Укрепление связей РФ с республиками Центральной Азии (в которую, как известно, входят Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан) по всем направлениям — политическим, экономическим, культурным, научным, образовательным бесспорно является задачей приоритетной. Эти республики территориально — ближайшие соседи России и, кроме того, имеют глубокие тесные связи, сформировавшиеся на протяжении 70 лет существования СССР.
В Федеральном законе от 29 января 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными в нем изменениями на 30 декабря 2021 года и действующим уже в новой редакции с 1 января 2022 года определены цели, формы и направления международного сотрудничества. В главе 14 «Международное сотрудничество в сфере образования» (статья 105) указаны цели в этой сфере: «расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования; совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования». Статья 106 «Закона» гласит о подтверждении «документов об образовании и (или) квалификации, выданных российскими организациями «в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве» [1]. Следует отметить, что в развитии международного сотрудничества в сфере образования России и республик Центральной Азии существуют противоречивые тенденции. Эти тенденции носят разнонаправленный характер, обусловленный стремлением вхождения в единое образовательное пространство и вместе с тем желанием сохранения сформировавшихся национальных образовательных систем, и, следовательно, собственной конкурентности в этой области.
Так, например, В.В. Комлева в своей работе анализирует причины осложнений во взаимодействии образовательных организаций России и среднеазиатских республик [2]. Эти трудности, в первую очередь, связаны с появлением необходимости решения форм взаимодействия подсистем, формирующихся в результате интеграционных процессов в данной сфере. Автор выделяет следующие подсистемы, порождающие противоречия и осложняющие вхождение в единое образовательное пространство: во–первых, это сложившаяся подсистема высшего образования в национальных республиках, во-вторых, подсистема, возникающая в рамках двусторонних межгосударственных отношений, и, в-третьих, подсистема как результат потребностей взаимодействия республик в рамках международного сотрудничества.
В нашу задачу входит рассмотрение состояния и перспектив развития основных направлений РФ в сфере образования с республиками Центральной Азии с учетом приведенных противоречий, а также возможных путей их преодоления. Отметим, что Кыргызстан с населением в 6 миллионов человек и Казахстан с 18 миллионами соответственно сотрудничают с Россией в области образования по линии СНГ и ЕАЭС, Таджикистан (8,7 миллионов), Узбекистан (32,2 миллиона), Туркменистан (5 миллионов) входят в состав ЕАЭС, причем Туркмения — только в качестве ассоциированного члена [3].
Основные положения международного сотрудничества в области образования в рамках СНГ разработаны в ряде документов (в настоящее время их насчитывается более 50), в которых обозначены основные приоритеты:
– углубление сотрудничества в рамках общего образовательного пространства с учётом лучших национальных традиций, опыта и принципов, утвердившихся в мировой практике;
– содействие обеспечению права всех граждан государств-участников СНГ на получение качественного и доступного образования;
– развитие инклюзивного подхода в образовании людей с особыми возможностями здоровья;
– активизация работы и эффективное использование возможностей базовых организаций государств, входящих в СНГ;
– разработка возможности дальнейшей интернационализации образования и координации деятельности образовательных организаций.
Русский язык в Казахстане и Кыргызстане занимает особый статус. По данным переписи населения 2009 года, русский язык является одним из используемых языков в Казахской республике. Это — первый язык по числу владеющих им и второй по числу носителей в качестве родного. И хотя официальная документация ведется на казахском языке, тем не менее именно русский считается межнациональным языком общения в этой стране. В Киргизии русский язык стоит на 3-ем месте по числу носителей после киргизского и узбекского и является в определенной степени языком межнационального общения и наделен статусом официального.
А.Х. Махмутов в своем исследовании приводит статистические данные Росстата о количестве молодых людей из Кыргызстана и Казахстана, получивших образование в российских вузах, начиная с 2000 по 2017 годы. Данные наглядно демонстрируют рост этих показателей. Так, если в 2000 году в РФ обучалось 1097 человек из Казахстана и 1230 из Киргизии, то уже в 2017 году эти цифры достигли 2087 (Казахстан) и 5477 (Киргизия) [4].
Интеграционные процессы в области международного сотрудничества в сфере образования в рамках деятельности СНГ, что в равной степени относится и к ЕАЭС, значительно увеличили приток молодежи Центральной Азии в образовательные учреждения России.
Однако 2020 г. отмечен явным снижением развития сотрудничества по линии образования, прежде всего, из-за пандемии, закрытия границ, вследствие чего возникали препятствия для представителей российских вузов в возможности донести до молодых людей и их родителей информацию о существующих квотах на бюджетные места. Именно мероприятия такого рода позволили значительно увеличить, например, количество обучающихся из Киргизии в вузах РФ за период до принятия ограничительных мер против распространения ковида.
В Кыргызстане в последние годы резко вырос спрос на изучение русского языка среди молодых людей по причинам миграционного характера. Отток, прежде всего, молодежи за рубеж (чаще всего в Россию) в поисках работы объясняется падением уровня жизни населения после распада СССР. В республике возникла потребность в организации курсов русского языка и необходимость повышения профессионального уровня преподавателей-русистов.
Цели объединения 5 республик Центральной Азии и Российской Федерации в ЕАЭС сформулированы в Договоре [5]:
1) создание условий для укрепления и стабильности развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни населения этих стран;
2) формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
3) модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальных процессов.
В документе указывается, что гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в РФ. «Процедура их трудоустройства не отличается от приема граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры». В Проекте развития евразийской интеграции до 2025 года включено положение об углублении «сотрудничества по развитию проектов профессионального и университетского обучения» [5].
Тем не менее, подобного рода документы нуждаются в более тщательной проработке правовых механизмов международного сотрудничества в сфере образования в рамках ЕАЭС. Необходимость интеграции в этой области диктуется, прежде всего, развитием экономических связей государств. В республиках Центральной Азии признают факт того, что именно русский язык в качестве языка-посредника должен способствовать успешной подготовке высококвалифицированных специалистов в различных направлениях общественной жизни.
Так, например, в Узбекистане общепризнанным является мнение о высоком качестве российского образования. И именно это порождает потребность в изучении русского языка в молодежной среде. В этом государстве функционируют 16 филиалов крупнейших образовательных учреждений мира, 11 из которых — российские. Сотрудничество в сфере образования РФ и республики Узбекистан имеет тенденцию к расширению. К наиболее приоритетному в этом направлении относят взаимодействие, способствующее реализации среднего профессионального образования. В 2020–2022 гг. намечен запуск нескольких образовательных программ, в том числе на базе филиала Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Ташкенте. Это касается, в первую очередь, программ переподготовки и повышения квалификации национальных педагогических кадров республики.
Сегодня Россия и Узбекистан реализуют немало совместных научно-образовательных проектов. В ближайшие годы ещё семь университетов РФ планируют открыть свои филиалы в Узбекистане.
В настоящее время в российских вузах, в том числе в их зарубежных филиалах, обучается 48,7 тыс. граждан Республики Узбекистан. В соответствии с Планом приёма иностранных граждан на 2021/22 учебный год для узбекистанских абитуриентов выделено 660 мест. По сравнению с 2020/21 учебным годом квота увеличилась на 53 места. Как правило, студенты из Узбекистана, обучающиеся в российских вузах в пределах квоты, выбирают такие направления подготовки, как экономика, менеджмент, лечебное дело, юриспруденция и педагогическое образование [6].
В Казанском федеральном университете обучаются более 2,5 тыс. граждан Республики Узбекистан. Чаще всего для получения высшего образования они выбирают такие направления подготовки, как экономика, туризм, юриспруденция, международные отношения, менеджмент и педагогическое образование.
В числе российских вузов, открывших свои филиалы в Узбекистане, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский государственный университет им. M.B. Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и другие. В одном только Ташкенте в настоящее время действует 14 филиалов российских вузов.
В Узбекистане планируется открытие ещё 7 филиалов российских университетов: Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Северо-Кавказского федерального университета, Российского государственного гуманитарного университета в городе Самарканде, Московского государственного университета геодезии и картографии, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Московского государственного университета пищевых производств.
Многие вузы РФ связывает с образовательными учреждениями республики Узбекистан давнее плодотворное сотрудничество. Так, например, Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИСиС» реализует широкий спектр образовательных программ: от профессиональной навигации школьников и обучения студентов до переподготовки кадров и тесного взаимодействия с академическим и бизнес-сообществом Узбекистана.
В 2021 году учёные из Республики Узбекистан участвовали также в трёх совместных с Россией проектах: комплексных астроклиматических исследованиях, медицинском проекте по разработке концепции применения фитопрепаратов антиагрегантного действия для профилактики и лечения последствий новой коронавирусной инфекции и исследовании поведения огнеупорных материалов при термоударе в условиях Большой солнечной печи (структуры, которая использует концентрированную солнечную энергию для получения высоких температур).
Таджикистан является признанным стратегическим партнером России по развитию научных, культурных и образовательных связей. Укрепление международного сотрудничества в сфере образования подтверждается увеличением количества программ по русскому языку в этой республике. В ряде городов Таджикистана действуют школы, обучение в которых ведется на русском языке.
В 2019 году подписано Соглашение о строительстве 5 новых школ, в которых образовательный процесс будет вестись в соответствии с российскими образовательными стандартами. Предполагается, что в эти школы будут направлены педагоги из Российской Федерации. Намечены перспективы заключения документов, расширяющих взаимодействие вузов государств, возможности прохождения стажировок для таджикских студентов в образовательных учреждениях РФ, а также взаимного признания документов об образовании.
Республика Туркменистан активно осуществляет международное взаимодействие со многими странами — Беларусью, Китаем, Румынией, Турцией, Китаем и Россией. Определены и основные задачи в развитии международного сотрудничества в этом направлении — расширение и динамизм многоплановых международных связей, увеличение в образовательных учреждениях количества изучаемых языков.
Русский язык изучается как иностранный наряду с английским во всех школах Туркмении. Он занимает третью позицию по распространенности после узбекского и туркменского. По данным за 2020–2021 гг. количество русских классов значительно сократилось. Кроме того, в этой стране ощущается нехватка квалифицированных преподавателей-русистов. Российское посольство в связи с этим приняло решение об организации он-лайн курсов по повышению квалификации данной категории.
Наиболее востребованными среди туркменских молодых людей являются специальности по программам, связанным с цифровизацией, экономикой, менеджментом, а также с юриспруденцией. Многие из них предпочитают получать образование по этим направлениям в вузах России. Так, например, в 2020 году в Тульском государственном университете туркмены стояли на 2 месте по численности обучающихся после вьетнамцев [7].
С.М. Юн, оценивая возможности сотрудничества в сфере образования республик, входящих в ЕАЭС, справедливо отмечает, что интеграция в этом направлении нужна не ради интеграции, а в качестве поддержки «взаимодействия проектов между вузами в привязке к конкретным производственным и иным проектам» и потребностям с учетом развития различных направлений евразийских стран [8].
РФ имеет достаточно успешный опыт взаимодействия с образовательными учреждениями Евросоюза. Так, например, университеты Санкт-Петербурга и Финляндии, Швеции на протяжении ряда лет развивали программы трансграничного сотрудничества, сетевого взаимодействия в целях повышения уровня академической мобильности преподавательского и студенческого состава, «включенного» обучения, получения «двойных» дипломов, организации практик студентов и аспирантов на предприятиях и т.п. Опыт подобного рода необходимо использовать и расширять в процессе интеграции РФ и республик Центральной Азии в поликультурное образовательное пространство.
Следует отметить, что ЕС всегда выделяет значительное финансирование на подобные программы. Такого финансирования для ЕАЭС практически нет. Получение квот на бесплатное обучение молодых людей из среднеазиатских республик в вузах РФ крайне затруднено, хотя формально имеются фонды стипендий Россотрудничества.
Кроме того, по оценкам специалистов, существует важная задача согласования учебных процессов в странах-членов ЕАЭС и СНГ. Так, проведение приемных экзаменов в вузы нередко осложняется несогласованностью сроков проведения вступительных экзаменов и подведения их итогов в республиках.
Возможности получения молодыми людьми среднеазиатских республик, так называемых, «Двойных» дипломов могли бы стать решением в преодолении таких препятствий. И сама система приема в учебные учреждения, согласование времени проведения вступительных испытаний, подведения их итогов, содержание учебных программ требуют тщательной проработки. Опыт взаимодействия вузов РФ и ЕС по сотрудничеству в области развития мобильности студентов выявил более эффективный подход к таким программам, а также существенное их финансирование со стороны Евросоюза. В России же в рамках Сетевых университетов с СНГ и ЕАЭС, хотя и существуют такие программы, однако получить финансирование на них крайне сложно [9].
В связи с растущей сложностью приёма в университеты в современных условиях, высшие учебные заведения имеют возможности сделать набор иностранных студентов лучше и эффективнее за счёт сетевого партнёрства со сторонними поставщиками. Сетевое учебное заведение и сторонний партнёр должны разделять ценности с точки зрения ожидаемых образовательных результатов для молодых людей. Университетам можно рекомендовать изучить опыт научно-инновационного сотрудничества стран Большой Евразии.
Например, разноплановое сотрудничество РФ и КНР в сфере науки и инноваций, ориентированное, в том числе, на дальнейшее совершенствование отраслевой и технико-технологической структур китайской экономики и сферы промышленного производства. В такого рода научно-инновационной интеграции принимают активное участие российские НИИ, организации системы ВО, российские объекты инновационной инфраструктуры, например, Фонд Сколково, Иннополис (г. Казань) (в рамках последнего в 2018–2021 гг. размещаются совместные российско-китайские инновационные стартап-проекты и др.).
Ситуация санкционного давления 2022 г., обусловленная последствиями спецоперации, проводимой РФ на территории Украины, создала существенные негативные предпосылки для обеспечения эффективности функционирования национальной экономики России.
Вместе с тем, по нашему мнению, такого рода ситуация сформировала и определенные предпосылки для активизации сотрудничества в сфере высшего образования между РФ и странами Центральной Азии по следующим основным направлениям (рис. 1).
Рис. 1. Некоторые предпосылки развития международного сотрудничества между РФ и странами
Центральной Азии в сфере науки высшего образования

Таким образом, сформировавшиеся тенденции международного сотрудничества в значительной степени должны быть ориентированы на приоритетные предпосылки развития по следующим инновационным направлениям:
– рост стимулов к активизации научно-технического, в т.ч. инновационного сотрудничества между РФ и КНР, между странами ЕАЭС в сфере разработки современного программного и аппаратного обеспечения, ERP-систем и технологий менеджмента (в качестве замещения соответствующего сегмента, который был ранее занят на рынке России преимущественно IT-корпорациями, являющимися резидентами экономических систем США и государств ЕС);
– перспективное формирование новой единой интеграционной научно-образовательной сети в рамках взаимодействия РФ и странами Центральной Азии, в частности, между Россией и КНР и по линии таких международных интеграционных образований, как ШОС, ЕАЭС, СНГ (например, в форме общих бакалаврских и магистерских программ, краткосрочных научно-образовательных и учебно-производственных практик и т.п.).
Сегодня идёт процесс пересмотра традиционных форм организации методик высшего образования. Уже становится очевидным, что онлайн-обучение ведёт к расширению аудитории преподавателей и отличается своей доступностью для студентов, где бы они ни находились.
Что необходимо сделать, чтобы поднять качество и престиж онлайн-образования в странах ЕАЭС и СНГ? Первое условие — повысить функциональность существующих технологических платформ. Это то, что позволит вузам делать онлайн-курсы с обратной связью, со встроенным искусственным интеллектом. Второе условие — развитие нормативной базы: онлайн и в чистом и в смешанном формате должен быть абсолютно естественным вариантом, предусмотренным российскими нормативами. И, наконец, необходимо создание новых организационных и финансовых механизмов, более тщательный анализ структуры нормативного финансирования.
Сумма экономии от использования онлайн-курсов составляет от 50% до 250%. Это очень существенный показатель. Но надо создать экономические модели, способные хорошо работать в университетах. В нашей системе это одна из главных проблем.
Когда в 2020 году пандемия COVID-19 выявила основные проблемы высшего образования, а большинство учебных заведений прекратили свои программы обучения за рубежом, появилась возможность предложить удалённую иностранную стажировку. Многие работники, организующие международное обучение, ухватились за неё, надеясь сохранить хоть какое-то подобие обучения программированию за границей. Они спешно начали переодевать свои международные программы стажировки для удалённого предоставления.
Программы удалённой стажировки, которые разрабатываются сегодня, весьма отличаются от программ, предлагавшихся в начальный период ранней пандемии. Удалённая международная стажировка становится всё более популярной в программах современного образования за рубежом, и всё больше людей соглашаются с тем, что такой тип стажировок останется надолго.
При грамотной организации удалённая международная стажировка предоставляет жизнеспособные и значимые возможности получения образования для бóльшего числа и более широкого разнообразия студентов. Удалённая стажировка и стажировка на рабочем месте стали двумя различными типами международных стажировок, каждая из которых имеет свои достоинства и привлекательность.
Удалённая стажировка и стажировка на месте преследуют схожие цели, поскольку обе предназначены для обеспечения изучения возможности роста, получения непосредственного опыта работы, знакомства с отраслью и навыками карьерной готовности. Такие стажировки позволяют студентам в ограниченных условиях (в течение 1 семестра) применять знания, полученные в аудитории, на практике в условиях реального рабочего места.
Эти формы стажировок призваны развить необходимые навыки в карьерном росте, но достижение целей при этом осуществляется по-разному: например, путём структурирования проектов и учебных программ, чтобы максимально адаптировать обучение студентов к соответствующему формату. Следует отметить, что при прохождении таких стажировок нередко возникают и проблемы, например, такие, как управление ожиданиями результатов, управление обучением на рабочем месте и поощрение студентов думать.
Для того, чтобы гарантировать развитие и укрепление международного научно-образовательного сотрудничества университетов в рамках интеграции науки, образования и бизнеса, необходимо согласовать на уровне России и стран Центральной Азии принципы и стандарты интеграции и взаимодействия электронных научно-образовательных систем с учетом международной практики. В свою очередь, они должны содержать политику безопасности и защиты персональных данных.
Необходимо вовлекать бизнес-структуры, а также частный сектор к созданию и совместной реализации инновационных научно-образовательных услуг. Поэтому следует разработать инструменты интегрирования для эффективного функционирования в проблемных сферах, диверсификации и получения синергизма [10].
Ключ к развитию региональных научно-образовательных инновационных центров — это создание здоровой конкурентной инновационной среды. Для этого необходимо:
– разработать открытую научно-образовательную инновационную систему, которая была бы способна эффективно использовать все имеющиеся инновационные ресурсы России и стран Центральной Азии;
– усилить координацию международного сотрудничества, для чего необходимо разрушить административные барьеры между странами и устранить препятствия для потока инновационных элементов;
– укрепить сотрудничество между научно-образовательными кластерами инновационных центров.
Все вышесказанное приведет к созданию открытой международной научно-образовательной инновационной системы. Открытая система повлечёт за собой эффективное использование глобальных инновационных ресурсов, которые повысят качество и эффективность международного сотрудничества в сфере образования.
Данные предложения имеют важные практические значения, во-первых, потому, что они задействуют все имеющиеся ресурсы для создания научно-образовательного и бизнес-пространства России и стран Центральной Азии. Во-вторых, предоставляют возможность проанализировать потенциальные сценарии развития объединенного рынка образовательных услуг. В-третьих, позволяют выделить из них перспективные варианты и определить рычаги воздействия на них [10].
Несмотря на положительные тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества стран Центральной Азии и России, существует на сегодняшний день ряд проблем (рис. 2).
Рис. 2. Основные проблемы внешнеэкономического сотрудничества стран Центральной Азии и России в сфере науки высшего образования

Одной из главных проблем международного сотрудничества стран Центральной Азии и России является отсутствие единых эффективных подходов, стратегий взаимодействия в евразийском образовательном пространстве. В связи с тем, что нет единого подхода к процессу оказания образовательных услуг, а также отсутствие сетевой информационно-инновационной базы для организации обучения иностранных граждан и граждан стран ЕАЭС, внедрение инновационных форм и методик высшего образования на евразийской платформе является затруднительным.
Таким образом, возникает и ряд других проблем.
Во-первых, нежелание выходцев из Центральной Азии изучать русский язык, интересоваться политической, культурной жизнью страны пребывания — все это порождает националистические настроения.
Во-вторых, слабо развитая академическая мобильность между странами ЕАЭС и государств Центральной Азии связана с социокультурной адаптацией иностранных студентов, т.к. участвующий в академической мобильности, погружается в другой мир с другими традициями и культурой.
В-третьих, в рамках сетевых университетов со странами СНГ и ЕАЭС возникают сложности получения финансирования.
Необходимо исследовать новые возможности налаживания взаимодействия между научно-образовательными организациями стран Центральной Азии, а также искать новые пути к пониманию их растущего международного влияния в сфере образования.


Статья поступила в редакцию 30.06.2022.

Список использованных источников:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (дата обращения: 01.06.2022).
2. Комлева В.В. Гуманитарное сотрудничество в Евразии: система евразийского образовательного пространства // Этносоциум. — 2019. — № 10(136). — С.138–150.
3. Департамент статистики Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/news/opublikovana-statistika-eaes-za-10-let-/ (дата обращения: 30.05.2022).
4. Махмутов А.Х. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru//problemy-I-perspektivy (дата обращения: 25.05.2022).
5. Договор о евразийском экономическом Союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года) (редакция, действующая с 28 октября 2021 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855. (дата обращения: 27.05.2022).
6. Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы. URL: https://akvobr.ru/perspektivy_nabora_uzbekskih_studentov_na_obuchenie_v_rossiiskie_vuzy.html. (дата обращения: 30.05.2022).
7. Интернет-портал «Пространство интеграции»: «О развитии сотрудничества по формированию общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств». URL: https://e-cis.info/cooperation/3690/81470/ (дата обращения: 29.05.2022).
8. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. История. — 2017. — № 50. DOI: 10 17223/ 19988613/50.13.
9. Шабаева С.В., Кекконен А.Л. Практическое исследование сотрудничества вузов. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62366/1/UM_2017_6_93–100.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
10. Медынская И.В., Сперанская Н.Н. Проблемы и перспективы развития идентичностей в мультикультурном обществе Европы и России //Проблемы современной экономики. — 2021. — № 4(80) 2021. — С.57–61.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия