Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Минаев Д. В.
доцент кафедры маркетинга и управления проектами
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


О ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОПРЯЖЕННЫХ РЫНКАХ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Некоторые общие значения)

При анализе структуры взаимоотношений субъектов рынка следует исходить из маркетингового подхода, при котором базисным элементом анализа является потребность. Это относится и к процессам на рынке профессионального образования.
Возможен в данной связи ряд вариантов. Одним из них является ситуация, когда человек самостоятельно, на свой страх и риск, проецирует на свои предпочтения потребности рынка труда, опираясь и на потребность в саморазвитии ("самомотивация"). Другой вариант предусматривает финансирование предприятием подготовки необходимого специалиста. В этом случае предприятие, исходя из своих внутренних потребностей в квалифицированных кадрах (за которыми может стоять целый ряд первичных корпоративных мотиваций), формирует прямой заказ образовательному учреждению и непосредственно детерминирует выбор индивидуального потребителя. Однако следует отметить, что внутренняя корпоративная потребность все же представляет собой интегральный вектор ряда первичных как корпоративных, так и индивидуальных мотиваций.
Третий вариант возникает тогда, когда в процессы на рынке включается государство, выражающее интересы общества или его части. При этом должны учитываться потребности государства, связанные с общим развитием в обществе, которые фактически распадаются на два достаточно независимых компонента.
Первый из них характеризует потенциальную озабоченность высших органов управления в эффективности функционирования экономической системы. Второй соответствует ситуации, при которой государство выступает в роли сверхкорпорации, заказывая подготовку специалистов для конкретных государственных предприятий и проектов и превращаясь в некий эквивалент корпоративного потребителя. Соответственно выделяется специфический сегмент рынка.
Что касается потребности предприятий, то и она трансформируется, проходя через "черный ящик" коллективного сознания государственной бюрократии, формирующей социальный заказ на специалистов, заказ который начинают отождествлять с потребностями государства. Но неизбежно возникает вопрос, насколько такая функция необходима в рыночной экономике и насколько эффективно государственные органы способны ее выполнять?
Государственные органы, по существу, должны выполнять всего лишь роль информационного посредника. Такую роль, минуя государственные структуры или с их помощью, могут брать на себя и образовательные учреждения, обеспечивая сбор и систематизацию рыночной информации о потребностях рынка труда. Государственным же органам необходимо сконцентрировать свои усилия только на обеспечении информационной прозрачности потребностей предприятий и отдельных людей. Их функции экономического посредника должны быть сужены до рамок управляемого государством производственного сектора.
Соответственно возникает проблема формирования и функционирования действенной информационной инфраструктуры. Но в России, к сожалению, такая инфраструктура пока развертывается в основном по каналам государственной статистики и не в полной мере соответствует современным потребностями. Одним из решений этой проблемы является совершенствование информационного обеспечения субъектов рынка профессионального образования на региональном уровне, в том числе путем развития подсистемы регионального мониторинга.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия