| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Гамидуллаев С. Н. проректор-директор Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, профессор Толстихина Т. Б. зав.кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук, доцент
| |
| | В статье анализируется текущее состояние трансграничной электронной торговли как вида розничной торговли сферы услуг. Рассматриваются основные последствия вызовов, отразившихся на текущем состоянии и перспективах развития трансграничной электронной торговли, особенности ее таможенного регулирования. | Ключевые слова: сфера услуг, розничная торговля, трансграничная электронная торговля, таможенное регулирование, таможенные платежи, бондовые склады | УДК 338.46; ББК 65.428 Стр: 161 - 164 | Сфера услуг розничной торговли трансформируется согласно вызовам времени, путем перехода от традиционной модели розничной торговли к электронной как на внутреннем рынке, так и внешнем — в рамках трансграничной электронной торговли. Трансграничная электронная торговля занимает существенную долю в сфере услуг розничной торговли с 2011 года (рис. 1). | | | Рис. 1. Российский рынок розничной электронной трансграничной торговли в 2010–2021 годах | Составлено и рассчитано авторами по данным [1]
При этом, несмотря на постоянный рост денежного объема рынка трансграничной электронной розничной торговли, вплоть до 2019 года, его доля, достигнув максимального значения в 2017 году (порядка 36% общего объема розничной интернет торговли), с 2018 года начала снижаться, составив 13,24% в 2021 году. Оценка темпов прироста российского рынка розничной электронной торговли представлена на рис. 2. | | | Рис. 2. Тепы прироста российского рынка электронной розничной торговли, % | Рассчитано авторами по данным [1]
Опережающие темпы прироста внешней трансграничной розничной торговли по сравнению с внутренней наблюдались до 2017 года включительно. В дальнейшем 2018–2021 гг. характеризуются нестабильной динамикой прироста ранка розничной электронной торговли, он замедляется вплоть до отрицательного его значения в 2020 году (порядка 25%) и выходом в положительный прирост в 2021 году почти на девять процентов. Однако в этом периоде, за исключением 2018 года, объем таможенных платежей, взимаемых с товаров, доставляемых в рамках электронной трансграничной торговли перевозчиком в адрес физических лиц и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО) имел положительные цепные темпы прироста: в 2019 году — 165,2%, в 2020 году — 58%, в 2021 году — 80,4% (рассчитано авторами по данным [2]).
Основными причинами снижения доли и замедления темпов прироста розничной трансграничной торговли в общем объеме розничной торговли при положительном приросте таможенных платежей являются:
– изменение нормы беспошлинного ввоза товаров для физических лиц, приобретающих товары для личного пользования;
– пандемия COVID-19;
– геополитические барьеры;
– становление нормативно-правовой базы регулирования рынка трансграничной электронной розничной торговли на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
На протяжении 2018–2021 гг. и по настоящее время ввоз товаров для личного пользования на территорию Евразийского экономического союза, таможенное регулирование осуществляется на наднациональном уровне Договором о ЕАЭС [3], Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [4], Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 [5], Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 №12 [6].
Нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком и пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС в 2018 году составляли 1000 евро, и (или) вес 31 кг в течение одного календарного месяца в адрес одного физического лица, в 2019 году величина стоимостного порога снизилась до 500 евро в течение одного календарного месяца в адрес одного физического лица при неизменном весовом пороге, а в 2020 г. стоимостной порог составил 200 евро при неизменном весовом пороге и уже без фиксации периода получения товаров [5]. Однако, если в 2018 и 2019 гг. единая ставка при превышении нормы беспошлинного ввоза составляла 30%, но не менее 4 евро за один кг сверх установленного лимита, но при этом учитывался общий вес и стоимость товаров, полученных физическим лицом в течение календарного месяца, то с 2020 г. установленные нормы стали применяться по отношению к каждому отдельному отправлению при снижении единой ставки, взимаемой при превышении нормы беспошлинного ввоза до 15%, но не менее 2 евро за один кг сверх нормы. В 2021 г. изменений в части норм беспошлинного ввоза и единых ставок в части превышения установленных норм ввоза товаров в рамках электронной трансграничной торговли по отношению к 2020 г. не наблюдалось, они были стабильны вплоть до весны 2022 г. С 28.04.2022 г. в качестве стабилизирующих мер в ответ на обострение геополитической обстановки, норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых перевозчиком и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, была увеличена до 1000 евро при сохранении весовой нормы на уровне 31 кг и единой ставки, взимаемой при превышении нормы беспошлинного ввоза, на уровне 15%, но не менее 2 евро за один кг в части превышения весовых норм. Эта мера будет действовать до 1 апреля 2023 года [7].
Пандемия COVID-19 первоначально стала катализатором развития рынка внутренней, а не трансграничной розничной электронной торговли. В 2020 году она стала сдерживающим фактором для внешнего рынка электронной розничной торговли из-за жестких карантинных мер, санитарных правил, нарушения логистических схем доставки товаров, ограничений на передвижения, закрытие пунктов доставки. Отмена множества пассажирских международных рейсов, которые традиционно использовались для перевозки почтовых отправлений и небольших партий грузов, значительно затруднила их доставку и повысила цены на перевозку, что отразилось на стоимости заказов, существенно возросло число отказов и отмен заказов [8].
На этом фоне еще более остро стала ощущаться необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования взаимодействия участников рынка трансграничной электронной розничной торговли (табл. 1) с учетом реакции на международные вызовы и особенностей данного рынка.
Таблица 1
Участники рынка трансграничной розничной электронной торговлиПоставщики товаров | Посредники | Регулирующие органы |
---|
цифровые торговые платформы | операторы связи | ЕЭК | коммерческие иностранные организации, реализующие товары через собственные интернет магазины, веб-сайты | операторы агрегированных данных (маркетплейсы) | Федеральная таможенная служба | логистические компании | компании, оказывающие услуги по хранению товаров | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) | иностранные частные лица, реализующие товары через собственный веб-сайт | электронные платежные системы | Почта России | потребители розничного рынка трансграничной торговли — физические лица | Составлено авторами
Согласно действующим нормативно-правовым актам наднационального уровня ЕАЭС [3, 4, 5, 6], а также исходя из сути трансграничной электронной розничной торговли, под которой авторы понимают перемещение товаров на территорию ЕАЭС с территории иностранного государства на основании заказа физического лица — гражданина стран-участниц ЕАЭС (в рамках данного исследования — Российской Федерации), сделанного посредством сети интернет на цифровых торговых площадках поставщиков товаров иностранного государства, включая посредников (см. табл. 1), товары электронной розничной трансграничной торговли перемещаются как товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива), доставляемые перевозчиком или как товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях (МПО) в адрес физического лица. На современном этапе отсутствует действующий механизм регулирования трансграничной электронной торговли как вида розничной торговли сферы услуг, учитывающего ее особенности и интересы всех участников данного рынка, что также сдерживает его развитие.
При этом со стороны регулирующих органов особо остро стоят вопросы контроля перемещаемых товаров для обеспечения национальной безопасности, обеспечения полноты и своевременности взимания таможенных платежей с одной стороны, обеспечения гарантии защиты прав потребителей и их персональных данных — с другой. Со стороны поставщиков, посредников и потребителей отсутствие базовых унифицированных правил взаимодействия в рамках трансграничной электронной розничной торговли, как отдельного направления сферы международной торговли, приводит к высоким материальным затратам и затратам времени на подготовку сопроводительных документов, двойному налогообложению, сложностям в обеспечении гарантийного обслуживания приобретенных товаров, их возврата, защиты персональных данных, уплаты таможенных платежей.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование трансграничной электронной торговли в ЕАЭС находится в стадии разработки на принципах гармонизации и унификации. Согласно Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 №12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» приоритет проработки и реализации инициатив и проектов в рамках цифровой торговли имеет вторую позицию после цифровой прослеживаемости движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС [5]. К концу 2022 года завершится второй этап реализации цифровой повестки, предшествующий завершающему, третьему этапу (до 2025 года) — реализация проектов цифровых экосистем и цифрового сотрудничества на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях. В рамках второго этапа подготовлен и одобрен Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2022 г. N 132 Проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее — Проект Протокола), касающихся регулирования рынка электронной трансграничной розничной торговли [9]. Согласно данному документу, находящемуся на момент написания статьи в процессе проведения внутригосударственного согласования странами ЕАЭС, в случае его принятия всеми странами ЕАЭС в ТК ЕАЭС будет закреплено понятие товаров электронной торговли и реализован ряд принципиально важных изменений регулирования трансграничной электронной торговли, основные из которых приведены в табл. 2.
Таблица 2
Основные новеллы Проекта Протокола о внесении изменений в ТК ЕАЭС в части трансграничной электронной торговлиТОВАРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ |
---|
предназначенные для реализации
физическим лицам | приобретенные физическими лицами |
---|
ввозимые на таможенную территорию Союза товары, предназначенные для реализации физическим лицам на электронных торговых площадках с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках сделки, одной из сторон которой является физическое лицо. | товары, приобретенные физическими лицами на электронных торговых площадках с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства-члена, и иностранным лицом либо сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства, не являющегося членом Союза, и лицом государства-члена, перемещаемые через таможенную границу Союза в международных почтовых отправлениях или перевозчиком в адрес физических лиц, являющихся получателями таких товаров | к указанным сделкам не относится сделка между физическими лицами | Декларантом товаров электронной торговли, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада и иные таможенные процедуры для завершения действия таможенной процедуры таможенного склада может выступать оператор электронной торговли | Декларантом при ввозе товаров электронной торговли на территорию ЕАЭС может выступать физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста — получатель такого товара или оператор электронной торговли | подлежат уплате до выпуска товаров электронной торговли в соответствии с таможенной процедурой | таможенного склада — таможенные сборы за таможенные операции;
выпуска для внутреннего потребления для завершения таможенной процедуры таможенного склада — таможенные платежи (сбор за таможенные операции, пошлины и налоги), специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, исчисленные в декларации на товары электронной торговли в отношении товаров электронной торговли, предназначенных для реализации физическим лицам. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [10] | выпуска для внутреннего потребления — таможенная пошлина, взимаемая по единой ставке, и в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена, — налоги и таможенные сборы за таможенные операции. Для целей исчисления таможенной пошлины, взимаемой по единой ставке, базой для ее исчисления в зависимости от категорий товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, ввозимых на таможенную территорию Союза, и применяемых видов ставок являются стоимость таких товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара) | таможенное декларирование производится с использованием декларации на товары электронной торговли | предназначенные для реализации физическим лицам | приобретенные физическими лицами | при помещении под таможенную процедуру таможенного склада оператором электронной торговли с последующим помещением товаров электронной торговли, предназначенных для реализации физическим лицам, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после приобретения физическими лицами на электронных торговых площадках с использованием ресурсов сети Интернет или помещением товаров электронной торговли, предназначенных для реализации физическим лицам, под таможенную процедуру таможенного транзита, если такие товары помещены под эту таможенную процедуру для перевозки с территории государства-члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного склада, на территорию другого государства-члена для помещения под таможенную процедуру таможенного склада оператором электронной торговли с последующим помещением под таможенную процедуру ВВП, или реэкспорта до истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада (до 3-х лет) | при помещении товаров электронной торговли под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления | Составлено авторами по [9]
Принципиально важным является разделение в Проекте Протокола понятия «товары электронной торговли» на товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и на товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами, причем физическим лицом может являться гражданин, достигший возраста 16 лет; введение нового вида таможенного платежа — «таможенная пошлина, взимаемая по единой ставке», применяемая при уплате таможенных платежей физическими лицами, которые приобрели товары электронной торговли для личного пользования; введение нового вида таможенной декларации — «декларации на товары электронной торговли»; введение запрета на использование товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, после их выпуска в коммерческой деятельности; введен новый участник рынка — оператор электронной торговли.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров электронной торговли с учетом Проекта Протокола, кроме тех, что обозначены в табл. 2, сводятся к тому, что ряд функций таможенного органа переходит на оператора электронной торговли, который свою деятельность будет строить на основе использования бондовых складов. Понятие бондового склада введено для обозначения зон хранения и распределения товаров электронной торговли, находящихся под таможенным контролем, но без уплаты таможенных и иных платежей до момента продажи товара конечному потребителю — физическому лицу. Кроме того, невостребованные товары смогут быть реэкспортированы с территории такого склада без уплаты таможенных платежей. В рамках решения вопроса возврата товара потребителем при ненадлежащем качестве товара и (или) по иной причине (не тот цвет, размер, ...), по мнению авторов, можно использовать выпуск товаров электронной торговли на условиях выпуска до подачи декларации на товары. При этом срок уплаты таможенных платежей необходимо установить на основе срока исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России для уполномоченного экономического оператора — не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем получения товара физическим лицом.
Для отработки взаимодействия и выстраивания оптимальных бизнес-процессов взаимодействия участников рынка электронной трансграничной торговли с учетом особенностей его регулирования в рамках «регулятивной песочницы» (понятие введено [6]) оператором электронной торговли назначена АО «Почта России».
АО «Почта России» в условиях реализации пилотного проекта регулирования электронной торговли ЕЭК реализует схему хранения и распределения товаров электронной торговли на собственных складах, получивших статус бондовых на основе договоров с поставщиками таких товаров, включая посредников. При этом исключается контакт физических лиц с таможенными органами, так как оформление товаров электронной торговли и уплату таможенных и иных платежей от имени конечного потребителя берет на себя АО «Почта России» [11].
Создание бондовых складов наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей перемещение товаров электронной торговли через границу ЕАЭС, увеличит как объемы импорта товаров электронной торговли, так и их транзита через Россию. Интернет магазины смогут отказаться от срочной и дорогой авиа доставки, а потребители получат заказанные товары в сроки до 1–4 суток по всей стране [1], что благоприятно отразится на объемах трансграничной интернет торговли. Кроме того, откроются новые возможности для экспорта товаров электронной торговли с территории ЕАЭС и Российской Федерации в частности.
Таким образом, проведенное исследование показало, что рынок трансграничной электронной торговли на современном этапе действительно идентифицируется как отдельный вид розничной торговли сферы услуг, более того, с развитием электронной трансграничной торговли, по сути, происходит смена каналов продвижения товаров розничной торговли. Текущее состояние рынка трансграничной электронной торговли определяется в большей мере геополитическими барьерами, которые сдерживают его развитие. В ответ на вызовы внешней среды и с учетом внутренних возможностей таможенные органы ЕАЭС реализуют плановый переход функционирования трансграничной электронной торговли от сформированного на уровне ЕАЭС нормативно-правового поля для товаров для личного потребления к регулированию данного рынка с учетом особенностей его функционирования и развития в рамках пилотного проекта с участием АО «Почта России», получившего статус оператора электронной торговли. В перспективе это обеспечит плавный переход на отработанные и унифицированные бизнес-процессы участников рынка электронной трансграничной торговли за счет развития института оператора электронной торговли при соблюдении интересов государства, бизнес-сообщества и конечных потребителей — физических лиц. |
| |
|
|