Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Газизуллин Т. Н.
ст. преподаватель кафедры русского и иностранных языков
Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра Первого,
кандидат экономических наук


О новых экономико-психологических механизмах управления человеческими ресурсами
В статье сосредоточено внимание на раскрытии человеческого потенциала, как ключевого фактора модернизации экономических процессов России в современных реалиях. Рассматривается положительный опыт применения эффективных механизмов развития персонала крупных компаний, способствующих улучшению рабочего климата в коллективе, бизнес-показателей, мотивации сотрудников, формированию корпоративной культуры. Предлагаются конкретные меры и инструментарий по выводу экономики страны на качественно новый конкурентоспособный уровень на основе креативных, нестандартных, инновационных предложений, отвечающих современным требованиям развития экономической сферы в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная стабильность, командный коучинг, психологические консультации, человеческий потенциал
ББК У24(2)0–21(2Р)   Стр: 211 - 212

Под словом «ресурс», в его общем значении, принято понимать количественно измеряемую возможность выполнения отдельным человеком или коллективом разных видов деятельности, позволяющих с помощью определённых преобразований, получать желаемый результат [4].
Однако, в зависимости от профессиональной сферы применения этого понятия, его интерпретации могут быть следующими: 1) в экономике, под «ресурсами» понимается совокупность знаний, возможностей, материалов, средств, всего того, что, в конечном счёте, напрямую влияет на процесс производства конкретных товаров или услуг; 2) психология рассматривает «ресурсы» как набор внутренних личных качеств каждого человека — внутренних ресурсов, таких, как уверенность, мотивация, эмоциональная стабильность, вкупе с внешними — знаниями, взаимоотношениями, деньгами [3].
Так существует ли взаимосвязь между внутренним состоянием (внутренним потенциалом) самого человека, сотрудника компании, внешними ресурсами и его конечной целью, желаемым результатом? Да. Существует. Так как для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутреннего потенциала, т.е. имеющихся у него резервов и дополнительных ресурсов — внутренних и внешних.
Общенаучное употребление понятия «потенциал» своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал «акт и потенции личности». Согласно Аристотелю, бытие делится на «потенциальное» и «актуальное», а личностное развитие рассматривается как процесс перехода от первого ко второму [2].
Отмечая значимость изучения ресурсов человека, знаменитый отечественный психолог, академик Академии педагогических наук СССР, создатель системной модели человекознания с центральной ролью в ней психологии, Б.Г. Ананьев писал:
«...для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом» [1].
Значимость развития человеческого потенциала, его ресурсов, также описаны в книге одного из основоположников коучинга «Работа как внутренняя игра» — отдельного эффективного психологического направления — американского психолога и бизнес-тренера Тимоти Голви. Имея разносторонний практический жизненный опыт, Тимоти, работая тренером по теннису, заметил, что его ученики показывали наилучшие результаты и работали более эффективно тогда, когда им не давали чётких инструкций по выполнению упражнений и не оценивали их действий словами «хорошо» или «плохо». Вместо этого, он задавал наводящие вопросы, ответы на которые позволяли его подопечным осознавать многообразие техник ударов по мячу и выполнение именно тех физических упражнений, которые неизменно приводили их к успешным результатам. Идея заключалась в том, что каждый человек — индивидуальность. Нужны были кардинальные перемены в самом подходе обучения. «Шаблонное» копирование упражнений для всех, без исключения, студентов уже изжило себя и было малоэффективным. На смену ему пришло понимание того, что не бывает одного универсального подхода, удовлетворяющего потребности всех клиентов [6].
Так зарождался коучинг — современное психологическое течение, призванное познакомить людей с их богатыми внутренними знаниями, сокрытыми где-то в глубине.
Копнув чуть глубже, мы с Вами обнаружим, что вся наша жизнь — действия и поступки — обусловлена нашим мышлением. Мы — продукты своих мыслей, привычек, внутренних страхов, убеждений, мнений, навязанных нам извне. Правил, диктуемых обществом.
Результативность же экономических процессов, протекающих с участием задействованных в них коллективов сотрудников компаний, как правило, зависит от того, насколько каждый член команды отдельно взятой организации разделяет её корпоративную культуру, обладает нужным уровнем мотивации, уверенности, осознаёт свои личные ценности и ценности фирмы, на которых, впоследствии, строится вся работа.
Отдельно, говоря о командной работе, хочется выделить именно понятие «командный коучинг» — способность всех членов корпорации работать, как одно целое, имея, при этом, чётко выстроенные зоны ответственности — свой личный рабочий функционал выполняемых обязанностей. И чёткое понимание того, ради чего он это делает.
Джон Уитмор — один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, основатель всемирно известной коучинговой модели «GROW» и человек, внёсший большой вклад в развитие бизнес-коучинга, призванного обеспечить достижение компаниями желаемых финансовых результатов, вывел простую формулу, наглядно демонстрирующую рентабельность инвестиций организаций в развитие человеческих ресурсов, своих сотрудников [5]:

(финансовый эффект х уровень уверенности) х 100 = издержки на коучинг

У данной модель есть временной промежуток. В среднем, это 3 месяца, за которые руководители могут увидеть и оценить прогресс своих подчинённых. В своей книге «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства» он предлагает рассматривать вклад в развитие персонала не «...как издержки, а как деятельность, генерирующую доход, неотделимую от стратегии организации».
Ещё один пример, наглядно иллюстрирующий экономический эффект от использования коучингового подхода в развитии персонала, приведён в статистических данных исследования компании «Manchester Inc». Эти данные демонстрируют улучшения от вложенных средств в коучинг фирм для обучения руководителей организаций, воспользовавшихся услугами вышеназванной консалтинговой компании, в [7]:
• производительности (отметили 53% руководителей)
• качестве (48%)
• укреплении организации (48%)
• обслуживании клиентов (39%)
• снижении жалоб потребителей (34%)
• отсутствии текучести руководителей, которые пользовались коучингом (32%)
• снижении издержек (23%)
• итоговой доходности (22%)
• рабочих отношениях с непосредственными подчиненными (отметило 77% руководителей)
• рабочих отношениях с непосредственными руководителями (71%)
• командной работе (67%)
• рабочих взаимоотношениях с коллегами (63%)
• удовлетворенности работой (61%)
• снижении конфликтности (52%)
• приверженности компании (44%)
• работе с клиентами (37%)
С этими показателями, конечно, можно поспорить, но в самой простоте выполнения этих коучинговых упражнений скрыта та самая эффективность конечного результата, к которой так стремятся собственники любого бизнеса. И, работая с компанией «AT & T», Тимоти Голви, упомянутого ранее, удалось это продемонстрировать на практике [6].
Перед ним была поставлена конкретная задача — повысить эффективность работы телефонных операторов этой компании-гиганта:
1. большинство операторов скучали и выполняли свою работу механически;
2. операторы испытывали значительный стресс, поскольку их продуктивность пристально отслеживалась и постоянно оценивалась;
3. операторы должны были выполнять рутинные предписания во всех аспектах своей работы и спрашивать разрешения на всё.
4. они испытывали чувство неудовлетворенности работой и враждебности к руководству.
Проведя ознакомительные беседы с работниками предприятия и получив прямые и честные ответы на свои вопросы, он предложил им, на протяжении двух месяцев выполнять одно простое упражнение — отвечать на телефонные звонки клиентам с уровнем теплоты и доброжелательности в голосе, по шкале от 1 до 10, который операторы должны были идентифицировать самостоятельно, соответствующим уровню раздражительности звонящих клиентов.
В результате этого упражнения, операторы компании «AT & T» осознали, что могут сами влиять на качество своей работы и отношений с клиентами, так как уровень раздражительности последних снизился в разы, они стали более спокойными и приветливыми в общении. Уровень стресса и скуки самих операторов снизился на 40 %, а уровень удовольствия от выполняемой ими работы увеличился на 30%.
В дополнение к сказанному, подтверждением о необходимости развития человеческого потенциала организаций реального сектора экономики России могут служить вакансии, размещаемые на HR-ресурсах, таких, как «HH.RU», «JOB.RU», в поисках профессиональных бизнес-тренеров и коучей, способных организовать индивидуальные и групповые тренинги, коуч-сессии, в зависимости от запросов компаний-клиентов, с целью развития внутреннего потенциала сотрудников и улучшения финансовых показателей организаций различной бизнес-направленности.
Коучинговый подход подразумевает работу всех задействованных в этом процессе людей, начиная от руководителей и заканчивая простыми сотрудниками, напрямую с их мышлением, восприятием ситуаций, происходящих в рамках выполнения рабочих обязанностей, формируя другое, более рациональное отношение к вещам, развивая гибкость и кругозор в моментах, требующих применения этих личных качеств на практике.
Является ли данный инструментарий оправданным? На наш взгляд, является, принимая во внимание темпы нашей сегодняшней жизни и те изменения, которые происходят внутри и вокруг нас. И говоря о человеке, как об основном участнике любых экономических процессов, следует, в первую очередь, обращать внимание на те процессы, которые происходят внутри нас самих.
Оставаться прежними или меняться самим? Ответить на этот вопрос, в ближайшее время, предстоит многим, как и сделать осознанный выбор вектора своего дальнейшего профессионального развития. Именно люди, с их нестандартным и инновационным мышлением, поиском новых решений, формированием иных, ранее не используемых на практике, подходов способны обеспечить экономический прорыв и вывести экономику России на более качественный уровень развития с учётом требований современной жизни.


Статья поступила в редакцию 20.09.2022 г.

Список используемой литературы:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
2. Аристотель. Метафизика. О душе // Соч. в 4-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975. — 550 с.
3. https://blog.wikium.ru/chto-skryvaetsya-za-psihologicheskimi-resursami.html
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс#Виды_ресурсов
5. Уитмор Д. Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства — М.: Альпина Паблишер, 2022. — С. 238–242 с.
6. https://www.sstcc.ru/files/7714/6273/2847/Rabotakakvnutrennyayaigra.pdf
7. http://www.manchesterus.com

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия