Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Таничев А. В.
доцент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
(г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Инновации устойчивости в контексте мегатрендов
В статье рассматривается содержание и уровень концептуализации и конвенционализации феномена «мегатренд», который остается невысоким, но существование мегатрендов развития человеческой цивилизации не вызывает сомнения. Статья предназначена показать, с одной стороны, появление мегатренда устойчивости, как результат глобального признания императива устойчивого развития, а с другой, принимая во внимание значение инноваций как двуединого и потенциально этического источника ресурсов для устойчивого развития, предложить понятие «метатренд устойчивости». Несмотря на теоретический характер статьи, в ней имеются обоснованные положения и библиография, имеющие практическую ценность для разработки учебно-методических источников для курсов, включающих вопросы устойчивости.
Ключевые слова: геосоциоэкономическая система, императив устойчивого развития, мегатренд, метатренд инноваций устойчивости, устойчивое развитие
УДК 33.01   Стр: 11 - 15

Те тренды, воздействие которых на миропорядок представляется значительному числу лидеров общественного и научного мнения наиболее очевидным, получили название мегатренды (megatrends). В Кембриджском словаре под мегатрендами предлагается понимать общее направление развития или изменение ситуации, затрагивающее многие (или большинство) страны мира, которое при современном уровне социально-экономической и военно-политической глобализации (несмотря на усиливающееся противодействие регионализации процессов, в том числе конфессиональных) делает задачу выявления этих тенденций весьма актуальной, в первую очередь, для долгосрочного стратегического планирования на мета- и макро- уровнях мировой экономики, оказывая в то же самое время (часто, определяющее) влияние и на макро-, мезо-, микро- и нано-уровни национальных геосоциоэкономических систем (ГСЭС) [8]. Мегатренд — понятие, которое за несколько десятилетий (с 1982 г.) [36] стало весьма популярным в социально-экономической и публицистической литературе как всеобщий прогноз и директивные направляющие дальнейшего развития мира (как это видится, на наш взгляд, по крайней мере у автора этой концепции Джона Нейсбитта, явно видящего глобализацию как безграничную экспансию PAX AMERICANA) — представляются как всеми видные и долгосрочные процессы изменений с охватом всех секторов экономики, политики и в целом человеческой жизнедеятельности, а также обеспечивающие базовым знанием решение назревших проблем и раскрывающие их наиболее вероятные критические последствия [41], прогнозирование которых может иметь решающее значение на всех уровнях ГСЭС.
Не имея целью настоящей статьи ни сравнительную оценку, ни прогностическую достоверность легко обнаруживаемых в информационном поле совокупностей мегатрендов [6], которые часто меняются даже в пределах одного десятилетия (табл. 1), не считая прогнозы футурологии за однозначно научные и, в то же время, не низводя их до уровня «гадания на овечьей лопатке», предлагается воспринимать их как некую реальность современной социально-политической жизни, имеющей место во многих странах, которая так или иначе оказывает влияние на массовое общественное сознание, а потому представляет исследовательский и практический интерес. Кроме того, и это фактор поддержания внимания к мегатрендам, они вошли в работу ряда научно-исследовательских институтов [22], международных и национальных исследовательских организаций [23, 31], да и самых известных транснациональных компаний, предлагающих консалтинговые и аудиторские услуги [20].

Таблица 1
Изменение состава мегатрендов (по футурологу Джону Нейсбитту)
19821990
Переход от индустриального общества к информационному (США)Появление глобального экономического бума в 1990 гг.*
Гуманизация высоких технологийВозрождение искусства, национальной/этнической культуры и религии***
Переход от приоритетности национальной экономики к приоритетности глобальнойВозникновение социализма со свободным рынком*
Переход от краткосрочных (рыночных — Profit**) интересов к долгосрочным (включая социальные и экологические интересы — People, Planet**)Возникновение глобальных стилей жизни наряду с культурным национализмом (США)
Переход от централизации к децентрализации (США)Приватизация государства всеобщего благосостояния
Переход от институциональной поддержки к самостоятельнойПодъем регионов Тихоокеанского побережья (США)
Переход от представительской демократии к партисипативной [10]1990 гг.: декада становления лидерства женщин (США)
Переход от иерархических структур к сетевым [5]Наступление эпохи биологии («мясо» в пробирке, клоны вымирающих видов, вакцины от смертельных болезней)
Переход экономической силы с Запада на Восток (США)Религиозное возрождение 3-го тысячелетия***
Переход от выбора решения «либо-либо» к многовариантности выбораТоржество индивидуализма личности
Примечания: (США) — наиболее заметное влияние опыта глобального влияния опыта социально-экономического развития США [41], что соответствует стремлению к глобальной экспансии агрессивной культуры PAX AMERICANA [1];
* действительность показала существенно более резкий сдвиг: распад СССР, исчезновение «социалистического лагеря», открытие новых рынков, «утечка мозгов и технологий» на Запад — существенные факторы «экономического бума» в развитых капиталистических странах;
** в терминах Джона Элкингтона [18];
*** автор не вполне разделяет эту точку зрения в свете известной энтропии культуры в обществе потребления [12].
Источник: Составлено по [36, p. xxii] (левая колонка) и [37, p. 2] (правая колонка) с дополнениями автора

Считается [26, р. 2], что мегатренды должны иметь практическое (прогностическое и дидактическое) применение, могущее обеспечить значительные выгоды, оцениваемые в экологических, экономических и социальных измерениях, снижая возможные риски и предоставляя благоприятные шансы, которые, несмотря на всеобщую природу мегатрендов мета и мега- уровней ГСЭС, представляют особый интерес для хозяйствующих единиц и их стейкхолдеров. В процессе выделения все новых мегатрендов [16], их идентификация, интерпретация и оценка должны осуществляться для принятия своевременных решений, вызывая переосмысление моделей управления, бизнес-процессов и даже архитектуры социально-экономических систем в целом [26, р. 2]. Опыт концептуализации феномена «мегатренд» показал [24, р. 13], что под понятие «мегатренд» должны подпадать такие обобщенные и масштабные тенденции социально-экономического развития, для которых характерны: (1) стабильность: проявится и продолжит существовать как минимум два десятилетия [N.B.! явное расхождение с позицией Джона Нейсбитта [14] — см. табл. 1 — авт.]; (2) вездесущность: воздействие на все сферы жизнедеятельности; (3) универсальность: глобальный характер проявления с возможными региональными вариациями [проявление так называемой глокализации [4] — авт.]; и (4) устойчивость: сохранение своего влияния даже при возможных временных ослаблениях.
Обзор литературы, рассматривающей мегатренды показывает [27] практически параболический рост публикаций в индексируемых Web of Science / Scopus изданиях в период 2008–2018 гг. с последующим некоторым спадом. Общепринятых критериев для классификации глобальных мегатрендов не обнаружено, да и их число у разных авторов затруднительно понять по каким критериям, но весьма различно: например, от пяти [19] до десяти [24] и даже четырнадцати [25]. Поэтому, имеет смысл выделить наиболее существенные для устойчивого развития мегатренды. В контексте устойчивого развития было предложено [39] считать, что наиболее существенное влияние в ближайшие десятилетия окажут следующие мегатренды: (1) урбанизация; (2) развитие воздушного транспорта [скорее, современных логистических систем в целом (включая БПЛА, или дроны) в их связи с дуализмом логистики устойчивости [13] — авт.]; (3) сетезация общества (public networking) [понимаемая, в первую очередь, как повсеместное внедрение коммуникационных технологий новых поколений для распространения и утверждения идеологии устойчивости [33] — авт.]; (4) институциональные изменения [где особый акцент необходимо делать на трансформацию систем образования в направлении развития «образования для устойчивости» (education for sustainability) [17, 32] на всех уровнях этих систем, вплоть до послевузовского и корпоративного — авт.]; (5) все растущее давление на окружающую среду [не только техногенное, но и антропогенное [28] — авт.]. Приведенный пример, на наш взгляд, демонстрирует определенную поверхностность и дань моде, хотя в тексте статьи можно обнаружить детализацию признаков указанных мегатрендов.
Более обоснованный (что вообще характерно для немецкой школы экономической мысли) и ориентированный на устойчивость подход к систематизации мегатрендов и установлению их связи с поведением организаций [21] приводит к введению в оборот однозначного термина «глобальный мегатренд устойчивости» — на наш взгляд, семантического аналога для нашего «метатренд устойчивости». В понимании школы макромаркетинга (табл. 2), рассматриваемой как теоретический базис маркетинга устойчивости [2, 12], такой мегатренд может быть определен как [35, pp. 254–260] сложная комбинация экономических, политических, культурных, философских и технологических факторов, отличающаяся большими продолжительностью, охватом и результативностью воздействия, чем ординарные тренды, имеющая тенденцию реформировать многочисленные аспекты жизни общества, хорошо вписываясь в контекст настоящего времени и в то же время сохраняя остаточную историческую преемственность прежних мегатрендов.

Таблица 2
Шесть современных мегатрендов: видение школы макромаркетинга
МЕГАТРЕНДКРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Сельскохозяйственные инновации (Agricultural Innovation)Технологические и организационные инновации для переработки и хранения сельскохозяйственных продуктов / недавно разработанные методы земледелия или животноводства
Циркулярная экономика (Circular Economy)Максимально регенеративная система, где, за счет инновационных решений, потребление ресурсов и отходы, выбросы и утечка энергии сведены к минимуму за счет проектирования под неоднократный жизненный цикл [34], техническое обслуживание, ремонт, повторного использование, реконструкцию, восстановление и переработку.
Чистые технологии (Clean Technology)Инновационные продукты, услуги или процессы, которые предоставляют ценности с использованием ограниченных или нулевых невозобновляемых ресурсов и/или создают значительно меньше отходов, чем традиционные предложения.
Сбор энергии*
(Energy Harvesting) [29]
Инновационные технологии использования и преобразования разных видов энергии в электроэнергию (солнечная, кинетическая, термоэлектрическая, пьезоэлектрическая, электромагнитная, радиочастотная, акустическая и геотермальная энергия)
Этическое потребление (Ethical Consumption)Этическое потребление, складывающееся в силу сознательного и преднамеренного выбора, чтобы принять определенное потребительское решение на основе личных и моральных убеждений, соответствующих ментальному конструкту устойчивости и новой (инновационной) культуре ответственного потребления [11].
Нулевые отходы
(Zero Waste)
Проектирование по принципу нулевых отходов выходит за рамки переработки, чтобы сосредоточиться, в первую очередь, на предотвращении и сокращении отходов за счет инновационного дизайна продукта, а лишь потом — на переработке и компостировании остатков [43].
Примечания: Выделение полужирным шрифтом сделано для привлечения внимания к признакам инновационности в каждом из характеризуемых здесь мегатрендов;
* именно, исходя из способа получения, «сбор» (harvesting) [sic!], а не генерация или производство.
Источник: Составлено по [35] с дополнительными ссылками по выбору автора

Обратившись к контенту табл. 2, отметим, что для всех шести представленных в ней мегатрендов характерно (явное или латентное) наличие признака инновационности. Действительно, в терминах мегатрендов, можно выделить два доминирующих [14] — устойчивое развитие и инновационное развитие (соответственно, инновации и устойчивость) — в силу того, что, с одной стороны, они по всем признакам (см. выше) являются мегатрендами, а с другой — выделяются среди них своей исключительной значимостью для дальнейшего развития и даже существования нашей цивилизации. На основании ряда существующих дефиниций инновации устойчивости [30] синтезируем следующее: устойчивая инновация (sustainability innovation aka sustainable innovation) — это те новые продукты, процессы (в том числе институциональные — авт.), услуги и технологии, развитие которых способствует прогрессу и процветанию человеческих потребностей и институтов при полном уважении мировых природных ресурсов и регенеративных способностей. Для того, чтобы показать тесную связь между мегатрендами и достижением целей устойчивого развития с учетом вклада инноваций, приведена табл. 3.

Таблица 3
Мегатренды 2050 компании Roland Berger в соответствии с 17 ЦУР
МегатрендСодержаниеЦУР
Люди и обществоНаселение + Миграция + Ценности + Образование
[институциональные инновации]
Все 17
ЗдравоохранениеПандемии и прочие «джокеры» глобализации + Болезни и лечение + Забота и уход
[институциональные, организационные и технологические инновации]
3, 6, 11, 12, 16
Окружающая среда и ресурсыИзменение климата и загрязнение окружающей среды + Ресурсы и сырье + Экосистемы в зоне риска
[организационные и технологические инновации]
2, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16
Экономика и бизнесРевизованная глобализация + Смены власти (сдвиги сил) + Секторальная трансформация экономики + Проблема задолженностей
[институциональные и организационные инновации]
1, 2, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 17
Технологии и инновацииЦенность технологий + Искусственный интеллект + развитие интерфейса «человек-машина»
[технологические инновации]
4, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15
Политика и управление (власть)Будущая судьба демократии + Управление (власть) и геополитика + Глобальные риски
[институциональные инновации]
1, 2, 5, 10, 13, 14, 15, 16, 17
Примечание: ЦУР — цели устойчивого развития (Agenda 2030)
Источник: [14] с уточнениями и добавлениями автора

Не только родственная по общему вкладу в достижение целей устойчивого развития, но и причинно-следственная связь инноваций и устойчивости (соответственно, мегатрендов инноваций и устойчивости, рассматриваемых как доноры и акцепторы ресурсов) довольно очевидны. Однако название весьма популярной, если не культовой, статьи «Почему устойчивость сегодня является ключевым драйвером инноваций?» [38] в сравнении с обоснованным ранее [7] определением инноваций как источника этических ресурсов для реализации концепции устойчивого развития (то есть, драйвером этой реализации как раз выступает дополнительный ресурс, обеспечиваемый рентой на инновации любого рода — технологические, маркетинговые, организационные, институциональные, и т. п.), может первоначально вызвать некоторое недоумение, которое снимается в виду существования диалектической взаимосвязи между устойчивостью и инновациями (рис. 1). Действительно, с одной стороны, именно инновации устойчивости как сами по себе («зеленые инновации» [3]), соответствующие достижению ЦУР, так и за счет специфической ренты, потенциально являющиеся этическим ресурсным источником поддержки программ по реализации концепции устойчивого развития, являются причиной (драйвером) устойчивого развития. Однако, с другой стороны, именно принятие различными институтами мирового сообщества концепции устойчивого развития как императива спасения цивилизации, их политика, реализуемая (прямо или опосредованно) на всех уровнях ГСЭС, предопределяют как содержание, так и — через «фильтр» ESG-инвестирования (или подобных ему типов социально-ответственного инвестирования) — целевое финансирование разработок и внедрения «зелёных инноваций».
Рис. 1. Диалектическая причинно-следственная связь инноваций устойчивости и реализации концепции устойчивого развития

Возвращаясь от абстрактной модели (рис. 1) к реальностям современного катастрофического движения нашей цивилизации, полностью примем следующий вывод [9, с. 13]: «будущее человечества в самой существенной степени зависит от того, будет ли императив устойчивого развития воспринят и реализован». Восприятию и реализации этого императива должны служить как технологическая, так и идеологическая составляющая механизмов устойчивого развития, совокупное действие которых составляет содержательную часть метатренда инноваций устойчивости. Развитие этого метатренда предстает довольно противоречивым явлением. Развитие технологической составляющей, проявляющееся в виде количественного и качественного роста системно связанных инноваций любой природы, очевидно и, во многом, обязано не только отраслевой и межотраслевой, но и геополитической конкуренции с акцентом военной угрозы. А будущность реализации идеологической составляющей, несмотря на его глобальное продвижение, вызывает критику, касающуюся принципиальной несовместимости целей устойчивого развития и действия основного закона капитализма (не столь часто упоминаемого сегодня, но все же существующего) [15]. Таким образом, метатренд инноваций устойчивости в силу своей многомерности как любого феномена в контексте проблем устойчивого развития требует холистического подхода к его изучению. Несмотря на выход из темы статьи, хотелось бы отметить, что ментальный конструкт устойчивости [там же], не представленный на рис.1, непосредственно связан с этим метатрендом, что требует детального аудита и обновления учебных программ в духе идеологии устойчивого развития. Для российской высшей школы, где в учебных курсах по маркетингу не только макросоциальный маркетинг, но и макромаркетинг присутствуют лишь как упоминания, эта задача как никогда актуальна [2].
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на краткость данной теоретической работы и наличием в ней лишь ссылок на соответствующую расширенную аргументацию, интерес могло бы представить следующее: (1) понятие «мегатренд», как бы его не определяли и как бы к нему не относились, вышло за пределы кабинетов футурологов и активно используется в социально-политическом обороте и даже в учебных программах, поскольку, будучи грамотно обоснованным, действительно отражает те векторы, равнодействующая которых определяет дальнейшее развитие человечества, а также направления для дальнейших (в том числе эмпирических) исследований; (2) признанному императиву устойчивого развития соответствует глобальный цивилизационный метатренд, под которым в рамках настоящей статьи предлагается понимать инновации устойчивости, диалектически являющиеся и следствием реализации концепции устойчивого развития, и важнейшей причиной достижения задач устойчивого развития; (3) декларируемая критическая роль идеологии устойчивого развития для достижения целей устойчивого развития (например, в форме выработки у граждан грамотности устойчивости) требует тщательного изучения (не механического копирования!) зарубежного опыта образования для устойчивости и, соответственно, обновления учебных программ на всех уровнях национальной системы образования: от дошкольного до послевузовского.


Список использованных источников:
1. Алхименков М.А. Осень Pax Americana: перестройка гегемонии США в эпоху трампизма // Проблемы национальной стратегии. — 2020. — №3(60). — С. 11–26. URL: https://riss.ru/media/documents/3c1e1414e5114069a3f159e792cf1dd8.pdf
2. Багиев Г.Л., Черенков В.И., Таничев А.В. Макромаркетинг как фактор обеспечения устойчивости экономики: генезис и диалектика развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 3. — С. 7–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/makromarketing-kak-faktor-obespecheniya-ustoychivosti-ekonomiki-genezis-i-dialektika-razvitiya
3. Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: экономические аспекты: монография. — М.: ИПУ РАН, 2013. URL: http://www.ipu.ru/sites/default/files/page_file/GreenTech.pdf
4. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты // Вестник Якутского государственного университета. — 2005. — №2(3). — С. 111–115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glokalizatsiya-kontseptsii-harakternye-cherty-prakticheskie-aspekty.pdf
5. Куркина Е.С., Князева Е.Н. Структурные трансформации в эволюции общества: от иерархических структур к сетевым // Сложные системы. — 2017. — №25(4). — С.4–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30796670
6. Лебедева M. Современные мегатренды мировой политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — №63(9). — С. 29–37. DOI: 10.20542/0131–2227–2019–63–9–29–37
7. Таничев А.В. (2021) Инновации устойчивости как ключ к проблеме реализации инклюзивно-устойчивого развития. «International scientific integration ‘2021». SWorld — Conference 2021
8. Таничев А.В. Некоторые аспекты менеджмента устойчивости // Проблемы современной экономики. — 2022. — №1(81). — С.97–103.
9. Устойчивое развитие: Новые вызовы / Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015.
10. Фишер Ф. (2022) Партисипативное управление: От теории к практике. URL: https://xn--80akijuiemcz7e.xn--p1ai/articles/frank-fisher-partisipativnoe-upravlenie-ot-teorii-k-praktike
11. Черенков В.И., Благов Е.Ю., Старов С.А., Таничев А.В. 2021. Брендинг устойчивости собственных торговых марок: от междисциплинарного к трансдисциплинарному подходу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2021. — № 20 (4). — С. 471–507. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.403
12. Черенков В.И., Карпова С.В., Таничев А.В. (2020) Маркетинг устойчивости и теория культуры потребления // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2020. — №3. — С.172–183. URL: https://grebennikon.ru/article-drsl.html
13. Черенков В.И., Таничев А.В. Дуализм логистики в контексте устойчивого развития // Вопросы новой экономики. — 2021. — №1(57). –С. 52–57.
14. Черенков В.И., Таничев А.В. Мегатренд цивилизационной глобальной трансформации — инновации устойчивости // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое развитие глобальной экономики», 28–29 октября 2021 — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2021. — С. 105–115.
15. Черенков В.И., Цой Е.В. Дилемма глобальной диффузии инноваций и осуществимость всеобщего устойчивого развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — №5, часть 1. — С. 15–23.
16. Allahar, H. (2014) Major Global Megatrends: Implications for Advanced and Emerging Countries, Researchjournali’s Journal of Management 2(8) URL: https://www.researchgate.net/publication/279191561_Major_Global_Megatrends_Implications_for_Advanced_and_Emerging_Countries
17. Cortese, A. (1999) Education for Sustainability: The Need for a New Human Perspective. Second Nature, Inc., Boston, MA.URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED459069.pdf
18. Elkington, J. (1997) Cannibals with forks: the triple bottom line of 21st century business. Oxford: Capstone Pub. ISBN: 978–1–841–12084–3
19. Fisk, P. (2019) Megatrends 2020–2030... what they mean for you and your business, and how to seize the new opportunities for innovation and growth. Megatrend, 1, URL: https://www.thegeniusworks.com/2019/12/mega-trends-with-mega-impacts-embracing-the-forces-of-change-to-seize-the-best-future-opportunities/
20. Five Megatrends and Their Implications for Global Defense & Security (2016) URL: https://www.pwc.com/gx/en/government-public-services/assets/five-megatrends-implications.pdf
21. Gaudig, A., Ebersberger, B., Kuckertz, A. (2021) Sustainability-Oriented Macro Trends and Innovation Types — Exploring Different Organization Types Tackling the Global Sustainability Megatrend. Sustainability 2021, 13, 11583, https://doi.org/10.3390/su132111583
22. Global Mega Trends to 2030: Futurecasting Key Themes That Will Shape Our Future Lives (2019) URL: https://cmocouncil.org/files/Global-Mega-Trends-to-2030-FS.pdf
23. Global Trends 2030: Alternative Worlds (2012) National Intelligence Council URL: https://www.dni.gov/files/documents/GlobalTrends_2030.pdf
24. Göll, E., Evers-Wölk, M. (2014) Meetings and Conventions 2030: A Study of Megatrends Shaping our Industry. Frankfurt/Main: GCB German Convention Bureau. URL: https://www.researchgate.net/publication/277199067_Meetings_and_conventions_2030_A_study_of_megatrends_shaping_our_industry
25. Halal, W.E. (2013) Through the megacrisis: The passage to global maturity. Foresight, 15(5): 392–404 http://dx.doi.org/10.1108/FS-05–2012–0034
26. Hajkowicz, S., Cook, H., Littleboy, A. (2012) Our future world: Global megatrends that will change the way we live. CSIRO Futures Australia. URL: https://scsearch.csiro.au/CSIROau?q=Our%20future%20world&site=All&start=0&sort=score%20desc
27. Jeflea, F.V., Danciulescu, D., Sitnikov, C.S., Filipeanu, D., Park, J.O., Tugui, A. (2022) Societal Technological Megatrends: A Bibliometric Analysis from 1982 to 2021. Sustainability 2022, 14, 1543. https://doi.org/10.3390/su14031543
28. Kennish, M.J. (2015) Anthropogenic impacts. In: Encyclopedia of Estuaries M.J. Kennish (ed) SpringerEditors: DOI: 10.1007/978–94–017–8801–4_246
29. Ku, M.-L., Yan Chen, W.L., Liu, K.J.R. (2016) Advances in energy harvesting communications: Past, present, and future challenges. IEEE Communications Surveys & Tutorials. 18, 1384–1412. URL: http://sig.umd.edu/publications/Ku_CST_201605.pdf
30. Maier, D., Maier, A., Aschilean, I., Anastasiu, L., Gavris, O. (2020) The Relationship between Innovation and Sustainability: A Bibliometric Review of the Literature, Sustainability 2020, 12, 4083; doi:10.3390/su12104083
31. Mapping the forces that affect us all (2020) Oxfam Discussion Papers, Policy and Practices URL: https://policy-practice.oxfam.org/resources/global-megatrends-mapping-the-forces-that-affect-us-all-620942/
32. Martins, A.A., Mata, T.M., Costa, C.A.V. (2006) Education for sustainability: challenges and trends. Clean Technologies and Environmental Policy, 8: 31–37 DOI: 10.1007/s10098–005–0026–3
33. McGregor, S.L.T. (2013) Fostering Ideological Awareness for Consumer Professionals. McGregor Monograph Series No. 201301 URL: https://www.consultmcgregor.com/documents/publications/ideological-reframingfor-consumer-professionals.pdf
34. Mestre, A., Cooper, T. (2017) Circular Product Design. A Multiple Loops Life Cycle Design Approach for the Circular Economy, The Design Journal, 20:sup1, S1620-S1635, DOI: 10.1080/14606925.2017.1352686
35. Mittelstaedt, J.D., Shultz, C.J., Kilbourne,W.E., Peterson, M. (2014) Sustainability as megatrend: Two schools of macro-marketing thought. Journal of Macromarketing. 34: 253–264. DOI: 10.1177/0276146713520551
36. Naisbitt, J. (1982) Megatrends: Ten New Directions Transforming Our Lives, New York: Warner Books
37. Naisbitt, J., Aburdene, P. (1990) Megatrends 2000: Ten new directions for the 1990’s London, Sidgwick and Jackson
38. Nidumolu, R., Prahalad, C. K., Rangaswami, M. R. (2009) Why sustainability is now the key driver of innovation. Harvard Business Review, 87(9): 56–64.
39. Prandecki, K., Nawrot, K.A., Fronia, M., Wawrzyński, M. (2013) Megatrends and Sustainable Development. Problems of Sustainable Development, 8(2): 49–61 URL: https://www.researchgate.net/publication/236870593_Megatrends_and_Sustainable_Development
40. Radcliffe M. (1999) Using the Balanced Scorecard to Develop Metrics for Sustainable Development. Greening of Industry Network: Chapel Hill
41. Slaughter, R.A. (2014) Time to Get Real: A Critique of Global Trends 2030—Alternative Worlds, World Futures Review 5(4): 354–359. https://doi.org/10.1177%2F1946756713510280
42. Zacher, L.W. (2017) Obstacles to Sustainability In Public Discourse: The Case of a Transitional Economy — Poland. The international conference „SustEcon Conference — The contribution of a sustainable economy to achieving the Sustainable Development Goals” URL: https://refubium.fu-ber-lin.de/bitstream/handle/fub188/21191/Zacher_Lech_2017_Obstacles_to_Sustainability.pdf?sequence=1&isAllowed=y
43. Zaman, A.U., Lehmann, S. (2013) The zero-waste index: a performance measurement tool for waste management systems in a ‘zero waste city’. Journal of Cleaner Production 50: 123–132 http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.11.041

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия