Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Шаповалова И. М.
доцент кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Сюй Наймин
аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Цифровая трансформация логистических процессов в трансграничных цепях поставок в китайско-российской электронной торговле
В статье исследуется современное состояние китайско-российского цифрового сотрудничества в контексте инициативы «Один пояс, один путь». На примере крупнейшей международной платформы электронной коммерции AliExpress изучается практический опыт применения цифровых технологий в трансграничных цепях поставок. Выявляются проблемы цифровой трансформации логистических процессов в китайско-российской электронной торговле. Определяются перспективные направления цифровизации трансграничной логистики, предусматривающие формирование цифровой системы управления логистическими процессами в китайско-российских цепях поставок, которые содействуют скоординированному развитию национальных логистических платформ и разработке цифровой модели трансграничной цепи поставок.
Ключевые слова: «Один пояс — Один путь», Китай, Россия, цифровая трансформация, трансграничная цепь поставок, логистические процессы, международная электронная торговля
УДК 339.5; ББК 65.050   Стр: 96 - 100

Введение. Технологическая, потребительская, промышленная и культурная революции, обусловленные повсеместным применением цифровых технологий, изменяют формы и методы взаимодействия экономических агентов и трансформируют их цепочки поставок. В то время как традиционные трансграничные цепи поставок становятся неэффективными из-за агрегирования больших массивов данных, что затрудняет управление информационными и товарными потоками, связанные бизнес-экосистемы предлагают более высокую эффективность взаимодействия их участников, а цифровизация создает предпосылки для интеллектуализации цепей поставок.
В мае 2015 года Президент РФ В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта «Шелковый путь» [1]. Это совместное заявление знаменует собой начало нового этапа системного сотрудничества между Россией и Китаем в рамках инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», которая впоследствии получила сокращенное название «Один пояс, один путь». Инициатива «Один пояс, один путь» обеспечивает формирование новой институциональной платформы для эффективного взаимодействия двух стран и способствует устойчивому развитию китайско-российских торгово-экономических отношений на более высоком уровне.
В контексте инициативы «Один пояс, один путь» Китай и Россия признают влияние цифровых технологий на экономическое и социальное развитие обеих стран и их глобальное стратегическое положение. В сентябре 2019 года в целях содействия укреплению двухстороннего торгово-экономического сотрудничества в рамках 24-й регулярной встречи глав правительств России и Китая был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу дальнейшего укрепления сотрудничества и обмена информацией в научной и гуманитарной сферах между Российским союзом научных и инженерных общественных объединений и Всекитайской федерацией по науке и технике, тем самым был официально запущен «Российско-китайский демонстрационный проект цифровой экономики» [2].
На основе экономического и технологического сотрудничества между двумя странами трансграничная торговля постепенно трансформируется в международную электронную торговлю, осуществляемую через цифровые торгово-сервисные платформы разнообразной товарной и функциональной специализации. Эта трансформация в основном проявляется в предоставлении онлайновых и автономных омниканальных цифровых услуг в цепях поставок товаров различных брендов, включая выбор каналов распределения, оказание глобальных операционных услуг, логистические и таможенные услуги, а также услуги по контролю за внешнеторговыми рисками. Все это подтверждает актуальность научных исследований современных тенденций и проблем цифровой трансформации логистических процессов в трансграничных цепях поставок в китайско-российской торговле.
Анализ литературы по цифровизации цепей поставок. Многие российские и китайские ученые и специалисты рассматривают цифровизацию цепей поставок не только как поэтапный процесс внедрения современных информационных (цифровых) технологий их участниками, но и как новую парадигму в управлении цепями поставок. Так, например, ведущие представители логистической школы СПбГЭУ Щербаков В.В., Шульженко Т.Г., Шевченко С.Ю. и Коль О.Д. полагают, что влияние цифровых технологий отражается на изменениях спроса, цепочек создания стоимости для потребителей и конкуренции в цепочках поставок. Суть цифровизации, по их мнению, заключается в переходе к выстраиванию партнерств и экосистем вокруг цифровых платформ, имитирующих интернет-гигантов, таких как Amazon, Alibaba, и других интегрированных потребительских сетей, взаимодействующих с поставщиками товаров и услуг [3].
В свою очередь, Тан Лунцзи, заместитель директора Института Роджера в Китае, считает, что современная цифровая цепочка поставок представляет собой сеть взаимосвязанных узлов цепочки поставок (включая пользователей, продукты, поставщиков и устройства). Эти пять соединений облегчают взаимодействие с современными цифровыми цепочками поставок, обеспечивая высокую степень сотрудничества между сетями цепочек поставок посредством обмена информацией [4].
Профессора Тайюаньского университета науки и технологии Чан Цзя и Цзинь Бо считают, что цифровая цепочка поставок основана на передовых информационно-коммуникационных технологиях, а технологии и сотрудничество являются основными характеристиками интегрированной работы [5]. По мнению Ли Мэй Чанга и Хэ Сяоган, логистическая платформа цифровых цепей поставок может в определённой степени предоставлять потребителям новые и эффективные розничные услуги и опыт, а также в дальнейшем формировать цифровую систему цепочки создания добавленной стоимости в цепи поставок готовой продукции в качестве ядра [6].
Йоханнес Керн и Мак Салливан рассматривают модернизацию трансграничных цепочек поставок как важный фактор решения проблем и открытия рынков для бизнеса [7]. Николаевский Н.Н. и Григорьев М.Н. полагают, что цифровизация является основным трендом в логистике, а цифровые технологии меняют процессы, формы доставки и процессы управления грузами в логистических системах [8].
В контексте нашего исследования хотелось бы выделить точку зрения Ван Гоувэнь, который считает, что концепция трансграничной цепочки поставок возникла из трансграничной электронной коммерции, а развитие трансграничной электронной коммерции является воплощением цифровой трансформации и модернизации традиционных форм импортно-экспортной торговли [9].
Учитывая институциональные последствия цифрового воздействия, М.А. Аверьянов, О.В. Баранова и др. утверждают, что в цифровых технологиях ещё много правовых, организационных и технических задач. Крайне важно разработать принципы и стандарты для разработки новых основных процессов регулирования [10]. Подобного подхода придерживаются Ванье К.М. и Ли, которые утверждают, что взаимосвязь встроенных интеллектуальных устройств в логистических системах приведет к росту проблем безопасности системы, таких как конфиденциальность, аутентификация и безопасное хранение данных [11].
В данной статье предпринята попытка обобщить и исследовать практический опыт применения цифровых технологий в цепях поставок, формируемых в китайско-российской электронной торговле, а также определить перспективные направления цифровой трансформации и модернизации логистических процессов в трансграничных цепях поставок.
Текущая ситуация с цифровизацией логистических процессов в трансграничных цепях поставок между Китаем и Россией. Россия стала одним из крупнейших рынков электронной коммерции в регионах «Пояса и пути». Согласно статистике, 92% от общего количества онлайн-заказов из России в 2018 году приходилось на Китай (по стоимости покупок — 54%), а это значит, что российские онлайн-покупатели были наиболее активны в заказе товаров с китайских сайтов в том году [12]. Инициатива «Один пояс, один путь», которая способствует цифровому сотрудничеству между Китаем и Россией, в сочетании с воздействием COVID-19 привели к увеличению трансграничной онлайн-торговли между Россией и Китаем на 50% в годовом исчислении [13]. С увеличением количества российских и китайских онлайн-заказов, развитием цифровых платформ и постоянными инновациями в области информационно-коммуникационных технологий, эволюция трансграничной логистики в китайско-российских цепях поставок в электронной торговле становится неизбежной.
Текущая ситуация с цифровой трансформацией логистических процессов в трансграничных цепях поставок может быть охарактеризована тремя основными направлениями. Во-первых, централизацией функций закупок и продаж товаров и услуг на цифровых платформах, как правило, являющихся «ядром» бизнес-экосистем глобального типа. В отличие от традиционных процессов материально-технического обеспечения производства и дистрибьюции готовой продукции, процессы онлайн закупок и продаж имеют цифровую основу и, следовательно, цепи поставок в международной электронной торговле легче проектировать в цифровом виде.
Во-вторых, переходом от цепной структуры к сетевой агрегации. С помощью цифровых технологий традиционные цепи поставок объединяются в сети и постепенно эволюционируют от внешней конкуренции и внутреннего сотрудничества к внутреннему и внешнему сотрудничеству, обмену данными и распределению рисков между партнерами сетевой структуры цепей поставок. Кроме того, переход к сетевой агрегации в трансграничных цепях поставок позволяет транспортно-логистическим компаниям осуществлять сетевые грузоперевозки и оказывать интегрированные логистические услуги.
В-третьих, цифровая трансформация охватывает всех участников цепей поставок — от крупных компаний до средних и малых предприятий. Крупные компании нуждаются в большей скорости, маневренности и сотрудничестве в цепях поставок и более склонны к инновациям. Цифровая цепочка поставок должна основываться на архитектурах сети Интернет и облачных технологий, поддерживать потоки данных всех участников и делать цепь поставок товаров «прозрачной» и визуальной на протяжении всего процесса товародвижения.
Таким образом, цифровизация логистики в трансграничных цепях поставок предполагает формирование цифровой системы управления потоковыми процессами, которая включает в себя подсистему управления закупками и продажами, подсистему управления транспортом и грузоперевозками и подсистему управления финансовыми расчетами.
Согласно Отчетам Всемирного банка об индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index) [14], качество национальной инфраструктуры может быть оценено по состоянию морских портов, аэропортов, автомобильных и железных дорог, складских и перевалочных объектов, а также по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Из перечня этих укрупненных групп объектов именно уровень развития ИКТ является наиболее важным показателем для оценки степени цифровизации национальной инфраструктуры. Ожидается, что в ближайшие годы большая часть мирового ВВП будет приходиться на цифровые продукты и услуги на базе ИКТ. В условиях непрерывного увеличения объемов инвестиций в цифровую инфраструктуру, постоянного улучшения операционных возможностей и повышения эффективности цифровых продуктов и услуг на базе ИКТ, будут все более очевидны экономические и социальные выгоды от создания и функционирования цифровых платформ в китайско-российской торговле.
На рис. 1 в схематичном виде представлена цифровая система управления логистическими процессами в китайско-российских цепях поставок на примере платформы AliExpress, которая является крупнейшей международной платформой электронной коммерции. AliExpress построила цифровую систему управления логистическими процессами, объединяющую в своем составе интеллектуальные транспортные, складские и платежные подсистемы, на основе данных и цифровых технологий Alibaba ECS.
Рис. 1. Цифровая система управления логистическими процессами в цепях поставок в электронной торговле на примере платформы AliExpress

Платформа электронной коммерции AliExpress сотрудничает с транспортно-логистической компанией Alibaba «Cainiao» для предоставления продавцам и покупателям интегрированных логистических решений, включая внутреннюю доставку, международную доставку, отслеживание товародвижения, разрешение логистических споров и послепродажную компенсацию. При этом используются ведущие в отрасли интеллектуальные системы комплектации заказов, чтобы найти лучшее логистическое решение на основе страны назначения, категории, веса и многих других факторов. Платформа также использует технологию цифровой логистики для создания консолидированных складов для умной консолидации заказов. В тех случаях, когда зарубежные потребители указывают один и тот же адрес для покупок в разных магазинах на AliExpress, пакеты от разных продавцов собираются с помощью интеллектуального процесса LCL, упаковываются в одну и ту же упаковку и доставляются потребителям в пункты назначения. Кроме того, платформа предоставляет зарубежные складские услуги для оптовых и розничных торговцев и диверсифицированные экспортные решения в цепочках поставок для трансграничных трейдеров.
Проблемы и решения в цифровой трансформации логистических процессов в трансграничных цепях поставок. В то время как Китай и Россия активно продвигают цифровое сотрудничество в научной и гуманитарной сферах, в цифровизации трансграничных логистических процессов в электронной торговле между двумя странами по-прежнему имеется множество проблем.
На рис. 2 с помощью метода анализа «рыбьей кости» в схематичном виде представлен перечень проблем цифровой трансформации логистических процессов в китайско-российских цепях поставок. Анализ проводился с учетом шести основных аспектов: национального, социального, экологического, технологического, безопасности и организационного. В результате проведенного исследования были установлены причины, оказывающие негативное влияние на цифровизацию трансграничных логистических процессов, и предложены соответствующие контрмеры, способствующие дальнейшему развитию цифровой трансформации цепей поставок в двух странах.
Рис. 2. Проблемы цифровой трансформации логистических процессов в трансграничных цепях поставок

На национальном уровне цифровизация трансграничных цепей поставок между Китаем и Россией сдерживается такими факторами, как несогласованностью межгосударственных отношений в сфере регулирования цифровой торговли, волатильностью торговой политики, обусловленной эпидемией COVID-19, антироссийскими санкциями и др., существенными отличиями в законодательстве и таможенном регулировании двух стран. Необходимо отметить, что в России за последние годы реализовано достаточно много законодательных инициатив в сфере цифровой трансформации налогового и таможенного администрирования. В частности, цифровизация таможенного оформления и внедрение цифровых технологий таможенной логистики [15] напрямую влияют на эффективность трансграничной логистики в цепях поставок. С другой стороны, на цифровое развитие логистических процессов оказывают негативное влияние отличия в таможенном законодательстве двух стран и необходимость привлечения национальных логистических агентов, что снижает эффективность трансграничной логистики. Решение этих вопросов требует проведения консультаций между двумя странами на правительственном уровне для формирования цифровой системы управления логистическими процессами в китайско-российских цепях поставок, содействия скоординированному развитию национальных логистических платформ и разработке цифровой модели трансграничной цепи поставок.
На общественном уровне, с одной стороны, цифровизация занятости и распространение искусственного интеллекта могут привести к снижению спроса на определенных специалистов в трансграничных цепях поставок, что приведет к возникновению и росту структурной безработицы. К. Шваб [16] представил концепцию разрушительного воздействия цифровых технологий и ИКТ на занятость, которая подразумевает поляризацию доходов и рост социального и имущественного неравенства. С другой стороны, немалое количество людей обеспокоено внедрением новых информационных технологий, многие из них не знают, как их использовать в своей профессиональной деятельности. Вследствие этого, их сопротивление изменениям является барьером для цифровой трансформации логистических процессов в трансграничных цепях поставок. Правительства двух стран должны способствовать повышению уровня цифровой грамотности своих граждан, популяризировать цифровые приложения, стимулировать работников к активному участию в цифровом обучении. Китайские и российские компании должны увеличить инвестиции в интегрированное развитие талантов и улучшение цифровых навыков своих сотрудников.
С позиций защиты окружающей среды, экологические требования к цифровизации логистических процессов в цепях поставок в Китае и в России очень сильно отличаются в силу национальных традиций, рыночных условий, степени экономического и цифрового развития разных регионов, проблем экологии. Каждая трансграничная цифровая платформа должна разработать стратегию, адаптированную к различным рыночным условиям обеих стран, сформировать систему цифровых решений, отвечающих уникальным потребностям местных сообществ, позитивно реагировать на национальную экологическую политику и тесно сотрудничать с местными экосистемами. При этом правительства двух стран должны поощрять и поддерживать формирование общегосударственной цифровой инфраструктуры и ускорять цифровую трансформацию цепей поставок с учетом экологических требований. В целях раннего предупреждения рисков и чрезвычайных ситуаций необходимо совершенствовать инфраструктуру городских сетей связи, осуществлять техническое сотрудничество с государственными органами управления чрезвычайными ситуациями и службами метеорологического мониторинга, прогнозировать и анализировать аномальные среды, развертывать оборудование аварийной связи, а также осуществлять резервное копирование данных и их профилактическую обработку. Реагирование на чрезвычайные ситуации в цепях поставок должно быть целенаправленным.
С учетом технологического аспекта, высокие затраты на разработку и несовместимость программного обеспечения, используемого фокусными компаниями и другими участниками цепей поставок, с операционными системами цифровых платформ делают цифровую интеграцию неполной, что является основной проблемой в текущем состоянии цифровизации логистических процессов в трансграничных цепях поставок. Цифровые модели с большим объемом агрегированных данных трудно поддаются изменению сценариев применения и требуют значительных инвестиций для перехода к меньшему объему данных. Узлы трансграничных цепей поставок должны интегрировать граничные вычисления и сосредотачиваться на синергии между технологиями, чтобы избежать цифрового конфликта. Участники цепей поставок должны преобразовать свои центры обработки данных в облачные архитектуры, чтобы обеспечить наилучший баланс между операционной системой цифровой платформы и дизайном подключения. Благодаря облачным приложениям они могут использовать передовые аналитические технологии без необходимости инвестировать в создание собственных вычислительных систем. Это поможет снизить затраты на внедрение технологий и обеспечить высокий уровень сотрудничества и интеграции в цепях поставок благодаря обмену информацией в режиме реального времени и гибким сетям создания стоимости [17].
Учитывая аспект цифровой безопасности, следует отметить, что Китай и Россия признают тесную взаимосвязь безопасности данных с национальной безопасностью, общественными интересами и правами личности. Так, например, в целях укрепления сотрудничества в области международной информационной безопасности в сентябре 2020 года Китай разработал и предложил Глобальную инициативу по безопасности данных [18], которая привлекла и внимание России. Товародвижение в трансграничных цепях поставок сопряжено с высокими рисками неопределенности, отсутствием сквозной видимости грузопотока и сложностью управления логистикой [19]. Цифровая модель управления логистическими процессами в трансграничной цепи поставок несколько нестабильна и сталкивается с такими рисками, как утечка информации, потери данных, неполная конфиденциальность, информационное мошенничество. Необходимо создать системные механизмы для защиты цифровой безопасности сетевой структуры цепей поставок и мониторинга системы в режиме реального времени. Кроме того, технологии «больших данных» и предиктивная аналитика искусственного интеллекта могут помочь участникам цепей поставок снизить риски, связанные со стихийными бедствиями, политической нестабильностью, а также риски кибербезопасности и кражи интеллектуальной собственности. Регуляторные и периферийные цифровые риски в трансграничных цепях поставок требуют разработки соответствующих стратегий и применения цифровых технологий для предотвращения и снижения этих рисков. В свою очередь, жесткость алгоритмов цифровых приложений может привести к снижению уровня управления для решения сложных задач, поскольку для защиты информации требуются более гибкие системы. Наконец, поиск и предоставление информации на основе цифровых алгоритмов могут отклоняться от ценностей общества и влиять на культурные основы социального управления, что требует определенного аудита и вмешательства общественных институтов.
С организационной точки зрения, в трансграничных цепях поставок многие предприятия малого и среднего бизнеса имеют низкий уровень вовлеченности в цифровую трансформацию из-за несовершенства их цифровой инфраструктуры и высоких затрат на внедрение современных информационных технологий. И Китай, и Россия должны проводить соответствующую государственную политику для поддержки малых и средних предприятий, чтобы ускорить их цифровое развитие и помочь им создать цифровую инфраструктуру. Кроме того, необходимо усилить сотрудничество в области воспитания и обучения «цифровых талантов», привлечь финансовые и трудовые ресурсы для совместной работы по цифровой трансформации логистических процессов в цепях поставок, снизить затраты на цифровизацию и повысить эффективность управления цифровым бизнесом.
Заключение. Цифровые технологии сыграли огромную роль в минимизации негативных последствий эпидемии, вызванной коронавирусом, и создании новых логистических маршрутов в условиях ужесточения антироссийской санкционной политики. Учитывая современные императивы международной торговли, Китай и Россия должны следовать веянию времени и внедрять цифровые инновации в трансграничных цепях поставок, а также совместно работать над созданием открытой, справедливой и недискриминационной институциональной среды для совершенствования и широкого применения цифровых технологий в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Проведенное в данной статье исследование позволило выявить основные направления, тенденции и детерминанты цифровой трансформации логистических процессов в трансграничных цепях поставок в китайско-российской торговле, идентифицировать положительные и отрицательные последствия цифровизации экономики для обеих стран. По мнению авторов статьи, на современном этапе китайское и российское правительства основное внимание должны уделять развитию цифровой инфраструктуры, информационной безопасности, повышению уровня цифровой грамотности своих граждан и воспитанию «цифровых талантов». Системная реализация этих задач будет способствовать увеличению объемов и повышению эффективности китайско-российской электронной торговли.


Список использованных источников:
1. РФ и Китай договорились о «состыковке» проектов ЕАЭС и «Шелковый путь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/1956881 (дата обращения: 12.12.2022).
2. 24-я регулярная встреча глав правительств России и Китая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/news/37872/ (дата обращения: 12.12.2022).
3. Щербаков В.В., Шульженко Т.Г., Коль О.Д., Шевченко С.Ю. Концептуальные проблемы теории и методологии логистики: учебник. — СПб.: СПбГЭУ, 2021. — 169 c.
4. Тан Лунцзи, Пань Юнган, Чжан Тинг. Промышленный интернет обеспечивает цифровую трансформацию цепочек поставок // Управление цепями поставок. — 2020. — № 7. — С. 53–77.
5. Чан Цзя, Цзинь Бо. Построение и путь реализации цифровой системы функционирования цепи поставок в условиях совместного инновационного мышления // Бизнес и экономические исследования. — 2020. — №17. — С. 121–123.
6. Ли Мэй Чанг, Хэ Сяоган. Цифровая трансграничная электронная коммерция повышает ценность новой «умной» модернизации розничной цепочки поставок // Экономические исследования бизнеса. — 2020. — №9. — С. 150–153.
7. Johannes Kern, Mac Sullivan. The Digital Transformation of Logistics: Demystifying Impacts of the Fourth Industrial Revolution (IEEE Press Series on Technology Management, Innovation, and Leadership) 1st Edition. — М.: Wiley-IEEE, 2021. — 480 p.
8. Николаевский Н. Н., Григорьев М. Н. Влияние цифровизации на процессы организации и функционирования логистических систем // Логистика и управление цепями поставок. — 2018. — № 5 (89). — С. 38–41.
9. Ван Гоувэнь. Значение развития Китаем трансграничной цепочки поставок с глобальной точки зрения // Логистические технологии и применение. — 2019. — № 11. — С. 109–111.
10. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // О.В. Баранова, Е.Ю. Кочетова, Р.Л. Сиваков. International Journal of Open Information Technologies. — 2018. — № 11. — P. 42–49.
11. Vanye C.M., Li. Trust and Security of Embedded Smart Devices in Advanced Logistics Systems // 2021 IEEE Systems and Information Engineering Design Symposium. — М.: IEEE, 2021. — P.1–6.
12. Аналитика по рынку e-commerce в России 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=14&*=FrSB1rKYwWBNt5IbA2glm57nFup7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vNVBPUHBQcStyZ0xhRUVMWHNWQkM3UVRkalUvM3dJdGdBTm Q4SjlxTS9wLzgzeXk5NngrOG9DMlFobEdUSTUvdnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoi0JDQvdCw0LvQuNGC0LjQutCwIDIwM TggKDMpLnBkZiIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNTc0MzI5OTY5MTEyLCJ5dSI6IjM3Mzc2NDUzMTU1NzEzODExNyJ9 (дата обращения 13.12.2022).
13. В 2020 году объем российской электронной торговли вырастет на 50% по сравнению с прошлым годом, что станет историческим прорывом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/zhongemaoyi/62946.shtml (дата обращения: 13.12.2022).
14. Global Rankings. Logistics Performance Index [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 13.12.2022).
15. Парфенов А.В., Шаповалова И.М. Новации таможенной логистики в Евразийском экономическом союзе // Логистика: современные тенденции развития: материалы XXI международной научно-практической конференции, 7–8 апреля 2022 г. Часть 2 / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.). — СПб.: Изд-во ГУМРФ адм. С.О. Макарова, 2022. — С.72–79.
16. Шваб К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016. — 138 с.
17. Cozmiuc D., Petrisor I. Industries 4.0 by Siemens: Steps Made Next // Journal of Cases on Information Technology (JCIT). — 2018. — № 20. — P. 31–45.
18. Глобальная инициатива по безопасности данных (2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/global-initiative-on-data-security-2020098 (дата обращения: 14.12.2022).
19. Лонгджи Т. Теория и практика цифровых башен управления цепями поставок // Управление цепями поставок. — 2020. — № 1(2). — С. 60–72.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия