Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Юйсюань Сун
аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета


«Зеленые» облигации как инструмент финансирования экологических проектов в КНР
Статья посвящена «зеленым» облигациям как наиболее востребованному инструменту долгосрочного масштабного финансирования китайских экологических проектов. Представлена краткая история формирования рынка «зеленых» облигаций в мире и КНР, выделены отличительные особенности этих долговых инструментов и их виды. В статье также показана роль Народного банка КНР и других ключевых финансовых регуляторов в создании нормативной базы выпуска «зеленых» облигаций, описана динамика китайского рынка облигаций и сформулированы предложения по его дальнейшему развитию.
Ключевые слова: «зеленые» облигации, «зеленые» финансы, рынок облигаций, Народный банк Китая, устойчивое развитие
УДК 336.711; ББК 65.262.1:65.7   Стр: 123 - 125

Введение. Борьба с глобальным изменением климата и нейтрализация его рисков для устойчивого развития стран мира открывает широкую дорогу разработке и внедрению экологических («зеленых») технологий, структурной перестройке национальных экономик и появлению новых отраслей. Данные технологии охватывают широкий спектр технических изменений и инновационных решений, которые проникают во все сферы экономики (промышленность, транспорт, энергетику, строительство, сельское хозяйство) и включены во все направления деятельности предприятий (производство, логистику, менеджмент, финансирование и т.д.). Важнейшим условием разработки и внедрения указанных технологий является мобилизация масштабных, долгосрочных и относительно недорогих финансовых ресурсов, среди источников которых следует выделить особую группу долговых инструментов, получивших название «зеленых» облигаций.
Долговое финансирование экологических проектов. Данные инструменты, согласно определения, данного специалистами Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), «представляют собой любые долговые инструменты, поступления от размещения которых направляются исключительно на полное или частичное финансирование или рефинансирование новых и/или существующих «зеленых» проектов и которые соответствуют четырем ключевым элементам (англ. core components) «Принципов зеленых облигаций» (“Green Bond Principles”)». Последние включают [3, p. 3–5]:
1. использование привлеченных средств: принципы рекомендуют эмитентам открыто и четко определять целевой характер финансирования «зеленых» проектов, который должен быть надлежащим образом раскрыт в документации по выпуску ценных бумаг (это использование средств принципиально отличает «зеленые» облигации от обычных);
2. процесс оценки и отбора проектов: эмитент «зеленых» облигаций должен четко донести до инвесторов экологические цели, процедуру отбора категорий «зеленых» проектов, а также процедуры управления экологическими и социальными рисками, связанными с проектами;
3. управление привлеченными средствами: должны быть определены процедуры и средства контроля за целевым использованием средств при финансировании «зеленых» проектов;
4. отчетность: эмитент должен взять на себя обязательство обеспечивать определенный уровень прозрачности информации и регулярно отчитываться об использовании привлеченных средств.
К «зеленым» относятся следующие виды (часто называемые также формами) облигаций, предназначенные для финансирования экологических проектов и размещаемые на внутренних и международных рынках: муниципальные (государственные), корпоративные и проектные облигации, облигации международных и национальных банков развития, финансовых институтов, а также долговые ценные бумаги, обеспеченные активами (англ. asset-backed security, ABS) [5, p. 12].
Краткая история выпуска и размещения «зеленых» облигаций. Первая эмиссия экологических облигаций под названием «облигаций климатического осознания» (“Climate Awareness Bonds”) была осуществлена в мае 2007 г. European Investment Bank (EIB). Объем эмиссии 5-и летних структурированных облигаций составил 600 млн евро. Они были предназначены для финансирования в течение 2007–2008 гг. проектов повышения энерго-эффективности и возобновляемых источников энергии [8, p. 1]. Вслед за ним экологические облигации выпустили многие международные и национальные банки (институты) развития. Эти институты и в настоящее время выступают ведущими эмитентами подобных долговых инструментов. Первым эмитентом облигаций, которые были уже непосредственно названы «зелеными», стал в 2008 г. International Bank for Reconstruction and Development (IBRD), входящий в группу World Bank. Банк в партнерстве с Skandinaviska Enskilda Banken (SEB) и несколькими ключевыми институциональными инвесторами выпустил 6-и летние «зеленые» облигации с фиксированным доходом (3,15% годовых) на сумму 2,325 млрд швед. крон. для финансирования проектов переработки отходов, сельского и лесного хозяйства и т.д. Позднее в 2016 г. в целях содействия развитию «зеленых» финансов была запущена Люксембургская «зеленая» биржа (The Luxembourg Green Exchange, LGX), ставшая специализированной платформой для размещения зеленых и социальных ценных бумаг, а также ценных бумаг устойчивого развития (англ. green, social and sustainable securities) тех компаний, которые соблюдают принципы устойчивого развития.
В Китае радикальный разворот в сторону «зеленых» финансов произошел в 2016 г., когда выпуск «зеленых» облигаций (стартовал с «нуля» в 2015 г.) достиг сразу 238 млрд юаней (36,2 млрд долл.), что составило 39% от мирового объема эмиссии таких бумаг. Этому «взрывному» росту предшествовала большая исследовательская и законодательная работа. Так, в 2014 г. Исследовательское бюро Народного банка Китая (Research Bureau of the People’s Bank of China) совместно с Исследовательской платформой по созданию устойчивой финансовой системы (Inquiry into the Design of a Sustainable Financial System) программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, UNEP) созвало Целевую группу по «зеленым» финансам (The Green Finance Task Force), которая разработала 14 рекомендаций по созданию «зеленой» финансовой системы Китая. Пятая рекомендация касалась развитие рынка «зеленых» облигаций путем выпуска руководящих принципов, регулирующих эмиссию этих ценных бумаг банками и предприятиями [7, p. 3].
В декабре 2015 г. Народный банк Китая (НБК) опубликовал «Руководство по выпуску «зеленых» финансовых облигаций на межбанковском рынке облигаций» [6] и сопутствующий ему «Каталог поддерживаемых (одобренных) экологических проектов», разработанный Комитетом по зеленым финансам Китайского общества финансов и банков. Это руководство касалось «зеленых» финансовых облигаций, выпущенных финансовыми институтами (банками развития, политическими и коммерческими банками, финансовыми компаниями и другими финансовыми организациями, созданными в соответствии с китайским законодательством) с целью привлечения средств для поддержки «зеленой» индустрии. К поддерживаемым, согласно Каталога, относятся 6 категорий экологических проектов в таких областях как: энергосбережение; предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды; экономия ресурсов и переработка отходов; чистый транспорт; чистая энергия; экологическая защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата.
Следует отметить, что данное Руководство стало первым в мире официальным документом, определяющим правила выпуска «зеленых» облигаций. За этим документом в декабре 2017 г. последовало опубликование НБК совместно с Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая (КРЦБК) «Руководства по проведению оценки и сертификации «зеленых» облигаций» (绿色债券评估认证行为指引), целью которого было обеспечение доверия к рынку «зеленых» облигаций за счет мер по обеспечению качества процесса сертификации облигаций и контроля за расходованием получаемых средств. В марте 2016 г. Шанхайская фондовая биржа опубликовала «Уведомление о пилотной программе «зеленых» облигаций», в котором указывается, что в дополнение к рынку банковских облигаций на бирже могут быть размещены зеленые облигации. Были также установлены правила выпуска облигаций для зарегистрированных на биржах компаний и для размещения ценных бумаг малых и средних предприятий. В следующем году были выпущены руководящие принципы, касающиеся «зеленого» финансирования, осуществляемого нефинансовыми предприятиями КНР и зарегистрированных (листинговых) компаний соответственно. А в 2018 г. Шанхайская фондовая биржа и КРЦБК выпустили разъяснения, касающиеся требований о раскрытии информации зарегистрированными в КНР компаниями, которые стремятся привлечь внутреннее «зеленое» финансирование.
Динамика рынка «зеленых» облигаций в КНР. Развитие законодательной и нормативной базы привело не только к росту объемов долгового финансирования, но и к появлению широкого спектра «зеленых» облигаций, включающего следующие виды:
• государственные (национальные и муниципальные) облигации, регулируемые Министерством финансов КНР;
• финансовые облигации, в т.ч. облигации банков развития, политических и коммерческих банков, небанковских финансовых институтов и компаний ценных бумаг, регулируемые Народным банком Китая, Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая и Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая;
• корпоративные облигации, регулируемые Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая и биржевыми правилами;
• промышленные облигации, регулируемые Национальной комиссией по развитию и реформам;
• долговые ценные бумаги нефинансовых компаний, в т.ч. среднесрочные ноты и краткосрочные коммерческие бумаги, регулируемые Национальной ассоциацией институциональных инвесторов финансового рынка;
• долговые ценные бумаги, обеспеченные активами, регулируемые Народным банком Китая, Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая и биржевыми правилами.
В 2017 г. для поддержки региональных «зеленых» финансов Государственный совет Китая принял решение о создании инновационных экспериментальных зон для реформы «зеленого» финансирования в пяти административных центрах провинций Чжэцзян, Цзянси, Гуандун, Гуйчжоу и Синьцзян. А в апреле 2019 г. в рамках Второго форума международного сотрудничества Инициативы «Один пояс — один путь» (“Belt and Road Initiative”, BRI) 28 международных финансовых институтов, включая китайские банки China Development Bank, China International Capital Corporation, China Construction Bank and the Agricultural Development Bank of China подписали «Принципы «зеленых» инвестиций» (“Green Investment Principles for the Belt and Road Initiative”). Основываясь на существующих принципах ответственного финансирования, эти принципы направлены на включение целей низко-углеродного и устойчивого развития в проекты стран-участниц BRI, площадь которых занимает приблизительно 40% всей площади земли и которые обеспечивают около 55% от общего объема выбросов углекислого газа [2].
В апреле 2021 г. НБК, Комиссия по развитию и реформам и КРЦБК совместно выпустили обновленный «Каталог проектов, поддерживаемых «зелеными» облигациями», который официально вступил в силу 01.07.2021, который считается основным стандартом «зеленой» классификации в Китае. В июле 2022 г. Комитет по стандартам «зеленых» облигаций Китая опубликовал «Принципы «зеленых» облигаций Китая», которые полностью соответствуют международно принятым стандартам и «Принципам зеленых облигаций» ICMA. Это имеет большое значение для содействия дальнейшему качественному развитию рынка «зеленых» облигаций.
Говоря о количественных показателях развития рынка «зеленых» облигаций следует отметить, что за период 2016–2021 гг. в общей сложности было выпущено «зеленых» облигаций на 2411,2 млрд юаней, а совокупная чистая сумма финансирования достигла 1 698,3 млрд юаней, при совокупном годовом темпе роста 17%. В 2021 г. в стране было организовано 488 выпусков «зеленых» облигаций, эмитентами которых было 247 хозяйствующих субъектов, общий объем выпуска составил 608,322 млрд юаней, что на 176,31% больше, чем в 2020 г. Кроме того, в 2021 г. китайские эмитенты организовали 17 выпусков «зеленых» облигаций за пределами страны общим объемом в 820,00 млрд юаней, что на 80% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По состоянию на первый квартал 2022 г. совокупный выпуск «зеленых» облигаций на внутреннем рынке Китая достиг 1,98 трлн юаней, увеличившись на 46,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Количество выпусков составило 590, что на 13,7% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Среди них наибольшая доля принадлежит выпускам: «зеленых» финансовых облигаций (722,325 млрд юаней; 36,4% от общего объема выпуска); инструментов «зеленого» долгового финансирования (417,257 млрд юаней; 21,0%); «зеленых» корпоративных облигаций (349,073 млрд юаней; 10,5%). Вместе с тем, маркированные «зеленые» облигации все еще составляют относительно небольшую долю от общего рынка облигаций Китая, менее 1% [1, p. 3; 9], что делает в современных условиях задачи существенного расширения выпуска данных облигаций и оптимизации их структуры (увеличения доли частных инвестиций) чрезвычайно актуальными.
Перспективы дальнейшего развития рынка «зеленых» облигаций. Существует много разных оценок того, сколько нужно инвестировать средств для выхода на целевой уровень предельного повышения температуры в 1,5–2°C, установленный Парижским соглашением по климату. Так, по оценкам Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), в период до 2050 гг. в среднем необходимо ежегодно инвестировать около 3,5 трлн долл. США в энергетический сектор, что примерно в два раза превышает текущий уровень инвестиций [4]. По оценкам же Международного агентства возобновляемой энергии (International Renewable Energy Agency, RENA), совокупные дополнительные инвестиции в безуглеродные технологии только энергетического сектора должны составить до 2050 г. около 29 трлн долл. США. Говоря о КНР следует отметить, что по оценкам Народного банка Китая, для решения проблем, связанных с окружающей средой и изменением климата, необходимы ежегодные инвестиции в размере не менее 2–4 млрд юаней. Эти прогнозы заставляют более трезво оценивать современную динамику международного рынка «зеленых облигаций.
Так, в 2021 г. общемировой выпуск «зеленых» облигаций составил 513 млрд долл. США. Лидирующие позиции на этом рынке занимают США (83,5 млрд), Китай (68,2 млрд) и Германия (63,3 млрд). В 2021 г. Китай стал самым быстрорастущим рынком по выпуску «зеленых» облигаций в мире — в итоге по совокупному объему (199,2 млрд долл. США, что почти 1,3 триллиона юаней) он также занял второе место после США (305,5 млрд), а годовой прирост рынка «зеленых» облигаций составил 186%, эквивалентный 44,4 млрд долл. США (286,3 миллиарда юаней) [1, p. 4; 9]. Лидирующие позиции «обязывают» Китай не снижать темпов развития, для чего целесообразно продолжить работу по следующим наиболее перспективным направлениям:
– на международном уровне — создание условий для активизации деятельности участников Green Investment Principles for the Belt and Road Initiative, число которых к декабрю 2022 г. увеличилось до 39, представляющих 14 стран мира. Это должно привести к прорыву в развитии рынка «зеленых» облигаций и международных «зеленых» финансов в целом;
– на национальном уровне — 1) добиваться безусловного применения крупнейшими банками новых добровольных «Принципов «зеленых» облигаций Китая» (приняты в июле 2022 г.), соответствующих Принципам ICMA; 2) принять меры по расширению рефинансирования всех «зеленых» банковских активов путем использования механизма секьюритизации на основе государственной поддержки (гарантии, налоговые льготы, субсидирование); 3) создать механизмы для существенного увеличения выпуска муниципальных облигаций во всех провинциях, участвующих в программе создания инновационных экспериментальных зон для реформы «зеленого финансирования». С целью превращения их в ведущий инструмент финансирования экологических проектов, отражающих местную специфику состояния окружающей среды.


Список использованных источников:
1. Climate Bonds Initiative. China Green Bond Market Report. 2021. May 2022. 22 p. — URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_china_sotm_2021_0.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
2. City of London. Green Belt and Road principles receive industry backing. City of London Corporation. April 24, 2019. — URL: https://news.cityoflondon.gov.uk/green-belt-and-road-principles-receive-industry-backing/ (дата обращения: 01.12.2022).
3. ICMA. Green Bond Principles. Voluntary Process Guidelines for Issuing Green Bonds. June 2018. 8p. — URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/Regulatory/Green-Bonds/Green-Bonds-Principles-June-2018–270520.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
4. International Energy Agency. Deep energy transformation needed by 2050 to limit rise in global temperature. 20 March 2017. — URL: https://www.iea.org/news/deep-energy-transformation-needed-by-2050-to-limit-rise-in-global-temperature (дата обращения: 01.12.2022).
5. OECD. Green bonds: Mobilising the debt capital markets for a low-carbon transition. Policy Perspectives. OECD Publishing, Paris. December 2015. 28p. — URL: https://www.oecd.org/environment/cc/Green%20bonds%20PP%20%5Bf3%5D%20%5Blr%5D.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
6. People’s Bank of China. Announcement No. 39 [2015] of the People’ Bank of China — Announcement on Matters Concerning the Issue of Green Financial Bonds on the Interbank Bond Market. — URL: http://en.pkulaw.cn/display.aspx?cgid=bf5720c8ef1f667abdfb&lib=law (дата обращения: 01.12.2022).
7. UNEP. Establishing China’s Green Financial System. Report of the Green Finance Task Force. April, 2015. 56 p. — URL: https://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2015/12/Establishing_Chinas_Green_Financial_System_Final_Report.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
8. UniCredit. Credit Research. Credit View. European Investment Bank celebrates green bonds’ 10th anniversary. 28 June 2017. 11 p. — URL: https://www.research.unicredit.eu/DocsKey/credit_docs_2017_160600.ashx?EXT=pdf&KEY=n03ZZLYZf5nU-0Se_JN77mL1QXv1AoUfFlR6cAUak9s=&T=1 (дата обращения: 01.12.2022).
9. 年我国绿色债券市场发展回顾与展望 2021. Обзор и перспективы развития рынка «зеленых» облигаций Китая в 2021 г. — URL: https://finance.sina.com.cn/money/bond/market/2022–05–09/doc-imcwiwst6452047.shtml (дата обращения: 01.12.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия