Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Шевцов А. Л.
аспирант Московского государственного
института международных отношений (университета)
МИД России


РОЛЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

За последние годы экономические связи областей и городов Беларуси с субъектами и городами России значительно расширились, создавая реальную основу для интеграции. При этом отношения строятся исходя из экономической целесообразности и взаимной выгоды.
Уделяя большое внимание этой сфере двусторонних отношений, белорусское руководство рассматривает сотрудничество с российскими регионами как средство не только интенсификации торгово-экономических связей с Россией, но и поддержания политических контактов с российской региональной элитой. Президент Беларуси А.Г. Лукашенко стремился лично принимать каждого руководителя российского региона, посещающего республику, обсуждая возможности увеличения поставок белорусских товаров, особенно продукции бюджетообразующих белорусских предприятий и состояние российско-белорусских отношений.
Межрегиональное сотрудничество предусматривает производственное кооперирование, установление прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, оказание услуг в области связи, транспорта и строительства. Особое значение придается соглашениям "о разделе продукции", переработке давальческого сырья, аренде и лизингу с учетом специализации Беларуси на выпуске наукоемкой продукции машиностроения, химической, нефтехимической, оптико-механической, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности, возможностей использования российских минерально-сырьевых ресурсов, а также сотрудничество в производстве продовольственных и других товаров народного потребления.
Основой межрегионального сотрудничества были и остаются торгово-экономические отношения. Уже сложившиеся производственные и торговые отношения с белорусскими партнерами имеют 80 из 89 регионов России. Не в последнюю очередь по этой причине в 2004 г. товарооборот между Россией и Беларусью достиг 17605,5 млн долл. США, увеличившись на 5123,7 млн долл., или на 41,1%, по сравнению с 2003 г. Экспорт в Россию составил 6463 млн долл. (увеличился на 1583 млн долл., или на 32,4%). Импорт из России увеличился на 3544,7 млн долл. США (на 46,6%) и составил 11142,6 млн долл. США.
Среди факторов, определяющих региональную структуру российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества, решающее значение по-прежнему имело преобладание в структуре российского экспорта топливно-сырьевых товаров. При этом 33,76% экспорта пришлось на Тюменскую область.
Существенное влияние на объем и динамику хозяйственных связей регионов оказывают не только их экономический потенциал, но и географическое положение. Ведущее место в экономических региональных связях занимает Центральный, Уральский, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа РФ. Почти половина всего их объема (44,67%) приходится на наиболее развитые российские регионы - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Одним из важных направлений российско-белорусских межрегиональных связей является сотрудничество с Калининградской областью. В 2004 г. общий товарооборот с Калининградской областью составил 145,4 млн долл. (17-е место в общем товарообороте с регионами России), увеличившись по сравнению с 2003 г. на 48,5%. Экспорт белорусских товаров в Калининградскую область вырос на 60,3% и составил 101,3 млн долл. (10-е место во взаимном товарообороте), на 27% увеличился и объем белорусского импорта из этого российского эксклава (44 млн долл., 24-е место). Положительное торговое сальдо Беларуси составило 57,27 млн долл.
Динамично развивается российско-белорусское приграничное сотрудничество - только на Смоленскую, Брянскую и Псковскую области РФ приходится 4,53% от общего товарооборота регионов РФ и Беларуси. Расширяются связи не только между хозяйствующими субъектами, но и общественными и культурными организациями Псковской, Смоленской, Брянской и Витебской, Могилевской и Гомельской областей.
Предполагается, что в рамках еврорегиона "Днепр" приграничные области трех славянских государств смогут более активно решать вопросы международного сотрудничества в сфере экономики, науки, культуры, регионального предпринимательства и т. д. Практика формирования таких "еврорегионов" уже хорошо зарекомендовала себя в странах Евросоюза.
Сотрудничество белорусских регионов с приграничными областями Российской Федерации осуществляется на основе двусторонних соглашений и многоуровневых договоров. Соглашением между Гомельской областью Республики Беларусь и Брянской областью Российской Федерации предусматривается и реализация совместных инвестиционных программ. Уже создано совместное предприятие по ремонту автобусов. Смоленской и Витебской областями предусмотрено взаимодействие по поставкам продовольствия и товаров, строительных материалов, предоставление услуг, в том числе в сфере медицинского обслуживания населения, совместному изготовлению медицинского оборудования. Предприятиями Витебской области открыта сеть специализированных магазинов по продаже совместно производимой продукции. Между Смоленской и Гомельской областями развивается сотрудничество алмазообрабатывающих предприятий, сотрудничество по поставкам сельскохозяйственной техники, продовольствия и других товаров народного потребления.
На протяжении ряда лет из бюджета Союзного государства финансируется обустройство таможенных и пограничных пунктов пропуска на внешней западной границе Союзного государства. Введены в эксплуатацию современные таможенные пункты пропуска "Берестовица", "Каменный лог", "Брузги", активно идет строительство на пунктах Козловичи, Варшавский Мост, Новая Гута, Мокраны, Новая Рудня. На границе с Литвой и Латвией построены современные, хорошо технически оснащенные и с хорошими бытовыми условиями пограничные заставы "Лынтуны" и "Савойки", строится жилье для пограничников.
Мероприятия, реализуемые в рамках программ Союзного государства, напрямую связаны с деятельностью того или иного субъекта Российской Федерации, той или иной области Республики Беларусь. (Правда, сказать, что какая-либо программа носит сугубо региональный характер, нельзя.)
В программах участвуют конкретные предприятия, которые в той или иной степени влияют на экономическое развитие региона через поступление налогов в бюджет, создание дополнительных рабочих мест, решение социальных вопросов. Ряд предприятий в результате получения финансовой поддержки из бюджета Союзного государства выходит из кризиса, улучшается их финансовое положение, расширяется производство. Так, ситуация на предприятиях дизелестроения в Ярославской области РФ коренным образом изменилась с началом реализации Союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения". Ранее эти предприятия фактически находились на стадии банкротства.
Достигнуты и реализуются двусторонние договоренности о создании центров продаж белорусской продукции в 17 крупных российских регионах, в том числе отдаленных - Республике Башкортостан, Краснодарском и Хабаровском краях, Тюменской, Челябинской, Калининградской, Мурманской, Свердловской, Новосибирской, Нижегородской областях, в Санкт-Петербурге. Реализуются соглашения о серийной сборке колесных тракторов МТЗ на площадях Елабужского автомобильного завода (Татарстан). В 2002 г. было собрано 100 пропашных тракторов "Беларус-1221". В дальнейшем планируется увеличить объемы их производства до 2,5 тыс., а затем и 5 тыс. в год.
Ведется работа по открытию представительств Минского тракторного завода, по поставкам карьерной техники, производимой "БелАЗ", в Красноярский край, Республику Саха (Якутия), Кемеровскую и Мурманскую области, по созданию совместного предприятия по добыче угля в Кемеровской области. Уже начата в 2003 г. совместная деятельность на Дубровенском разрезе Кузбасса. (Мощность разреза 13 млн т, пласт толщиной 12 м залегает на глубине всего лишь 5-6 м.). Совместное предприятие планирует ежегодно добывать до 500 тыс. т каменного угля. Потребность белорусской стороны 300-380 тыс. т. В организации СП участвует российский частный капитал и капитал предприятия "БелАЗ". Стоимость угля на белорусской границе будет составлять 25-28 долл. за тонну - это в 1,5 раза дешевле, чем при существующих его поставках.
Осуществляется целенаправленная работа по договоренностям с Минсельхозом России и ОАО "Росагролизинг" о поставках в регионы России белорусской сельскохозяйственной техники по лизингу. Ее результатом уже стало принятие российской стороной решения о приобретении белорусской сельскохозяйственной техники в I квартале 2003 г. на сумму около 40 млн долл. Рассматривается вопрос об акционировании с участием российского капитала птицефабрик и животноводческих комплексов в Беларуси и о создании в регионах России совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Важным является совместный проект, предусматривающий участие ОАО "Белэнергострой" в строительстве первой очереди Калининградской ТЭЦ-2.
В рамках Союза Беларуси и России необходимо сосредоточить внимание на перспективных программах, имеющих стратегическое значение, прежде всего развития телекоммуникаций, информационной деятельности транспортных коридоров, дорожного строительства, связи, в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта. Конечно, нужно очень внимательно подходить к программам с позиций безопасности государства, а также их социального значения. Имеются в виду и укрепление границы, и проекты, связанные с последствиями чернобыльской катастрофы, с развитием здравоохранения, образования.
Для выполнения договоров и соглашений созданы межрегиональные координационные и исполнительные структуры, в том числе консультативные советы. В частности, такой совет действует в рамках сотрудничества между Минском и Москвой. Идет работа по созданию специальных финансовых и предпринимательских структур, торгово-промышленных домов, представительств, экспертно-аналитических групп. В ряде случаев предполагается использовать в рамках законодательства обоих государств взаимовыгодный обмен пакетами акций приватизированных предприятий, развивать некоммерческий обмен научно-технической и иной информацией.
Существенную роль в развитии российско-белорусского межрегионального сотрудничества играют представительства субъектов Российской Федерации в Беларуси. По состоянию на начало 2005 г. в Минске официально зарегистрировано 11 представительств: Алтайского края, Республики Дагестан, Республики Бурятия, Калининградской области, Краснодарского края, Ярославской области, Нижегородской области, Республики Калмыкия, Орловской области, Ставропольского края, Приморского края. Предусматривается открытие представительства Чеченской Республики.
Правда, до сих пор реально в течение года функционировали лишь семь представительств - Дагестана, Бурятии, Алтайского и Краснодарского краев, Калининградской, Нижегородской и Ярославской областей. Постановлением главы администрации Ставропольского края, например, представительство этого региона упразднено и руководитель отозван. Аналогичная ситуация складывается и с представительством Приморского края, руководство которого фактически не проявляет заинтересованности в сотрудничестве с Беларусью. Руководители представительств Калмыкии и Орловской области фактически свернули свою деятельность в республике.
Нельзя не отметить, что визиты российских региональных руководителей в ряде случаев имеют лишь протокольный характер, достаточно серьезно не подготавливаются. Подписываемые по итогам переговоров рамочные соглашения, хотя концептуально и определяют направления сотрудничества, часто не содержат конкретных обязательств сторон, сроков их выполнения, ссылок на ответственных лиц.
На расширение межрегионального сотрудничества нацелена работа и 10 отделений Посольства Белоруссии в России. В основном они выполняют большой объем работы по продвижению белорусских товаров на российский рынок, по реализации конкретных проектов. В Екатеринбурге - это создание на базе Уральского ремонтного завода (Челябинская область) и завода дорожных машин (Свердловская область) техноцентров по сбыту и обслуживанию техники белорусских машиностроителей, центров фирменной торговли белорусскими потребительскими товарами в регионах Уральского федерального округа на базе филиала ГУП "Фирменная торговля Минпрома". Тюмень определена как центр продаж белорусской техники (с сетью опорных сервисных пунктов в регионе). Санкт-Петербург выбран для установления прямых торгово-экономических связей между городами и районами Беларуси и территориальными управлениями административных районов северной столицы, для участия белорусских организаций в реализации федеральных программ по возведению здесь защитной дамбы и строительству окружной дороги. В Калининграде решаются задачи по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере добычи и переработки рыбы с целью насыщения продовольственного рынка Беларуси высококачественной продукцией. В Уфе намечается создание дилерского центра на базе "Башсельхозтехники" по продаже продукции белорусского сельхозмашиностроения, оптового звена реализации белорусских товаров на базе торговой компании "Башконтракт", центра продаж автомобильной техники белорусского производства в Урало-Сибирском регионе на базе созданного СП "БашБелпромтехавто".
Активно развиваются межрегиональные гуманитарные связи, спортивные обмены, контакты между молодежными организациями, научными сообществами. Традиционными стали Дни культуры, проводимые не только в столицах, но и в областных городах России и Беларуси.
Наиболее эффективным способом организации межрегионального сотрудничества в этой сфере являются прямые партнерские связи между организациями культуры, образовательными учреждениями, музеями, театрами и т. д.
Опыт развития сотрудничества России и Беларуси на региональном уровне дает основание для вывода о том, что взаимодействие местных органов власти двух стран и их хозяйствующих субъектов является таким фактором, который реально содействует решению большого круга практических вопросов в Союзном государстве, в первую очередь в торгово-экономической области.
Вместе с тем, в развитии межрегионального сотрудничества имеются серьезные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях, используемых нашими странами. Не совпадают процессы реформирования экономики и институционального регулирования рыночных отношений, особенно в сфере управления собственностью. Тормозят развитие сотрудничества действующие в Беларуси законы и нормативные акты, чрезмерно регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования. Далека от совершенства и система взаиморасчетов и платежей. Многие белорусские предприятия, не имея возможности осуществлять полный расчет в денежной форме, предлагают российским регионам различные схемы, основанные на бартере, что усложняет межрегиональное взаимодействие. Не способствуют взаимопониманию и такие факторы, как необязательность части белорусских партнеров при осуществлении платежей.
Существуют проблемы и с информированием партнеров по межрегиональным связям о взаимных деловых возможностях. При этом белорусские предприятия значительно больше информированы.
В целях поступательного развития взаимодействия регионов Беларуси и России и повышения его эффективности представляется целесообразным:
- в работе с регионами вести дело к более тщательной и предметной проработке каждого проекта соглашения о сотрудничестве на региональном уровне. В этом плане установить практику обязательного сопровождения этих документов проектами протоколов об их выполнении с указанием конкретных мер, сроков и ответственных исполнителей от каждой из сторон;
- стимулировать создание совместных производств и предприятий, финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, возобновлению кооперационных связей, прямых поставок традиционных товаров и услуг;
- добиваться от регионов соблюдения сроков проведения совместных заседаний рабочих групп и иных органов по выполнению подписанных двусторонних соглашений;
- для развития приграничного сотрудничества на региональном и муниципальном уровнях активнее задействовать Совет руководителей приграничных областей Белоруссии, России и Украины или же сформировать подобные трансграничные сообщества на уровне муниципалитетов, что позволило бы избегать цепочек посредников и завязывать прямые деловые контакты между заинтересованными сторонами;
- проработать вопрос создания базы данных деловых возможностей российских и белорусских предприятий и обеспечить к ней свободный доступ субъектов хозяйствования.
Для целенаправленного и системного развития двусторонних связей, а также придания динамизма торгово-экономическим, научно-техническим и культурным отношениям необходимо разработать совместную программу развития межрегионального и приграничного сотрудничества.
При разработке указанной программы рассмотреть возможность решения следующих задач:
В торгово-экономической области:
- содействие развитию взаимной торговли, эффективному использованию природного и экономического потенциала регионов и приграничных территорий, рациональному разделению труда между ними;
- создание благоприятных условий развития сотрудничества субъектам хозяйственной деятельности регионов независимо от форм их собственности и подчиненности;
- гармонизация национального законодательства в области межрегионального и приграничного экономического сотрудничества;
- обеспечение рационального использования трудовых ресурсов и трудового потенциала населения сопредельных приграничных регионов;
- создание межрегиональных финансово-промышленных групп, холдингов, корпораций и объединений.
В области сотрудничества в правоохранительной деятельности:
- совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
- обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией, контрабандой и ввозом наркотиков.
В области информационного сотрудничества:
- развитие взаимодействия региональных и приграничных информационных систем.
В области гуманитарного сотрудничества:
- создание условий для взаимного предоставления медицинских, образовательных услуг;
- обмен педагогическими и медицинскими работниками, организация курсов повышения квалификации;
- поддержка и развитие всех форм культурного и молодежного обмена, проведение выставок и ярмарок;
Указанная программа должна предусматривать проведение целого комплекса работ на межгосударственном и региональном уровнях по подготовке и согласованию различных нормативных правовых актов, проведению консультаций, разработке схем и прочее.
Перспективы развития межрегионального и приграничного сотрудничества в первую очередь зависят от его политической и ресурсной поддержки со стороны руководства как государств, так и регионов, а также создания работоспособной договорно-правовой базы.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия