Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Бездудная А. Г.
зав. кафедрой менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Смирнов Р. В.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Трейман М. Г.
доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Особенности развития углеродного менеджмента в современных условиях
В статье представлены особенности создания системы углеродного регулирования, как на уровне государств, так и предприятий, и компаний, а также отражены основные тенденции в управлении данными видами деятельности. Инструменты управления углеродного регулирования и их внедрение в деятельность разных стран позволят предприятиям и организациям улучшить показатели по выбросам в атмосферу, снизить объемы загрязнения, улучшить показатели эколого-экономической деятельности на государственном уровне.
Ключевые слова: управление выбросами, углеродное регулирование, загрязнение атмосферного воздуха, углеродная сбалансированность
УДК 338.3; ББК 65.28   Стр: 153 - 156

В последнее время управление углеродным балансом — актуальное и значимое направление в развитии современных предприятий и компаний, так как климатическая повестка является всемирной проблемой уже не одно десятилетие. Парижское соглашение, Киотский протокол и другие международные нормативно-правовые документы регламентируют необходимость устойчивого снижения влияния парниковых газов на атмосферный воздух. На уровне стран приняты обязательства по углеродному регулированию, согласно которым в период до 2050–2060 гг. многие страны должны существенно снизить объемы образования выбросов парниковых газов.
Общие принципы регулирования парниковых газов. В настоящее время на уровне регионов также осуществляется регулирование выбросов парниковых газов и поиск подходов к достижению углеродного баланса на уровне предприятий.
Современные предприятия могут претендовать на роль основного источника выделения парниковых газов, так как большинство технологических процессов загрязняют атмосферный воздух парниковыми газами. Промышленные комплексы в регионах вносят наибольший вклад в образование парниковых газов, поэтому для них важно разработать систему учета, мониторинга и оценки парниковых газов. Таким образом, в деятельности многих предприятий и компаний необходимо создать систему углеродного менеджмента, благодаря которой можно будет организовать систему углеродного регулирования не только в рамках предприятия, но и в регионе в целом.
К основным элементам системы углеродного менеджмента относятся: инвентаризация, мониторинг и образование корпоративной стратегии в отношении регулирования объемов выбросов парниковых газов, каждый из которых отражается в углеродной отчетности. Система внедряется последовательно, исходя из цепи итераций и зависит от специфики деятельности организации. Ключевые принципы углеродной отчетности представлены в табл. 1.

Таблица 1
Определение ключевых принципов углеродной отчетности [4]
Наименование принципаХарактеристика принципа
СогласованностьПозволяет определить объем выбросов за определенный промежуток времени. Позволяет задокументировать изменения в рамках установленного реестра выбросов.
ПрозрачностьИнформация должна быть достоверной, доступной и должна быть возможность заинтересованным лицам оценить ее достоверность.
ТочностьПредприятие должно исключать и исследовать систематические ошибки, чтобы оценить уровень неопределенности.
ПрименимостьСформированная система управления позволяет контролировать факторы эмиссии и позволяют снизить вероятность недооценки выбросов.
ПолнотаКомпания должна учитывать и оценивать все источники и варианты поглощения парниковых газов в рамках выбранных границ реестра.

Таким образом, использование принципов построения углеродной отчетности и организации углеродного менеджмента важно для современных предприятий и компаний для их стратегического развития.
Рис. 1. Структурная схема рисков и возможностей оценки климатических изменений по компании [9]

Инструменты регулирования углеродного следа современными предприятиями и компаниями
1. Установление внутренней цены на углерод (в настоящее время данный метод практикуют отдельные предприятия и компании на внутреннем уровне; используется для оценки и возможности инвестирования в наиболее экологичные проекты).
Рис. 2. Установленные цены на углерод по передовым компаниям, долл. за тонну СО2

2. Покупка углеродных единиц, компенсирующих выбросы компании.
Данный механизм является компенсационным, а рынок углеродных единиц все больше и больше растет в современной действительности. Рынок подразделяется на добровольный и обязательный. К обязательным относится система торговли квотами на выбросы парниковых газов в Евросоюзе. В основном углеродные единицы покупают компании лесного хозяйства и возобновляемых источников энергии, что свидетельствует о слабом охвате промышленного сектора [2].
3. Планируемый к внедрению налог на выбросы, содержащие углерод. В данном случае он будет введен по странам и будет учитывать влияние промышленных комплексов, естественные выделения углерода, транспортных систем и пр. Планируется учитывать вид используемого топлива: при использовании традиционных источников энергии будет взиматься налог, альтернативное топливо налогом не облагается [7; 12].
4. Введение налога на импорт, сущность которого заключается в следующем: предприятия, которые в ходе своих технологических процессов вырабатывают большие объемы СО2, должны будут выплачивать налог, компенсирующий эти выбросы. В настоящее время вырабатываются варианты углеродного регулирования, которые подразделяются на три типа [5; 6]:
А) Уплата сбора при перевозке товара / продукции компании через границу.
Б) Включение импортера в действующую программу Евросоюза по углеродной нейтральности и продаже квот на выбросы.
В) Введение налога для внешних и внутренних производителей углеродной продукции.
Данная инициатива находится в стадии обсуждения и обработки, пока ее принятие находится на стадиях рассмотрения.

Зарубежный опыт углеродного регулирования
Японский опыт углеродного сотрудничества. Япония отказалась от принятия на себя количественных обязательств по Киотскому протоколу, но при этом разработала свои подходы по углеродному регулированию: создание двусторонней открытой схемы совместного сотрудничества с развивающимися странами по поводу внедрения углеродных проектов. Япония планирует сотрудничество с Мексикой, Индонезией, Вьетнамом, Турцией, Лаосом, Монголией и Российской Федерацией [10].
Углеродный рынок в Китае. Китай взял на себя обязательство к 2060 году сократить объемы выбросов в 2 раза, изменения в деятельности промышленности Китая начались в энергетике, которая перешла с угля на газ, а также стала использовать альтернативные источники энергетики. В 2008 году Китай открыл первые экологические биржи, а к 2060 году Китай планирует стать крупнейшим углеродным рынком. Биржи Китая направлены на развитие финансовых инструментов, позволяющих регулировать выбросы парниковых газов и природоохранную деятельность крупных объектов [3; 11].
Углеродные рынки Японии и Китая направлены на постоянное снижение углеродного следа и создание совместных климатических проектов, в том числе и с Российской Федерацией. Китай и Япония идут по собственному пути углеродного развития и выстраивают свою углеродную политику особым образом.
Особенности углеродного менеджмента в Российской Федерации. Понятие «углеродного менеджмента» применимо в России к компаниям, относящимся к нефтедобывающей отрасли. Нефтегазовые компании вносят существенный вклад в парниковые выбросы и для них особо важен учет и оценка выбросов парниковых газов, так как данные показатели необходимо держать на контроле.
В Российской Федерации есть эффективные инструменты по поддержке компаний, занимающихся экологизацией: снижение платы за негативное воздействие из-за внедрения наилучших доступных и природоохранных технологий, разработка механизмов инвестирования в технологии декарбонизации и государственной поддержки предприятий, занимающихся внедрением экологичных технологий в практику их деятельности.
Климатическая программа CDP. Одна из самых популярных в мире климатических программ CDP, в рамках которой — ведущие компании из разных секторов и регионов мира предоставляют в едином формате сведения о выбросах парниковых газов и о деятельности в сфере изменения климата. CDP представила рейтинг лидеров климатического рейтинга в России. Всего было рассмотрено 18 российских компаний. Самые высокие результаты показали Архангельский ЦБК, «Газпром», ЕВРАЗ и «Русал» — им был присвоен рейтинг «С», который соответствует среднемировому. Высочайшая оценка в рейтинге — А, самая низкая — F. Средний рейтинг по России оказался ближе к нижней строчке — D.
Также дебютировали в рейтинге «Аэрофлот», «Роснефть», «Интер РАО» и АФК «Система».
Часть российских компаний была также выделена, как отказавшиеся представить отчет, к ним относятся: «Сбербанк», «Росгосстрах», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Сургутнефтегаз».
На оценку компании влияют два фактора: 1) уровень детализации и полноты ответов на вопросы; 2) ее осведомленность об экологических проблемах, методах управления и о собственном прогрессе в отношении изменения климата. Кроме того, климатический отчет компании должен на момент предоставления находиться в публичном доступе. Отчеты предоставляются компаниями on-line с использованием типовой анкеты, которая заполняется прямо на сайте CDP.
Данный рейтинг очень важен, потому что проводится независимая оценка российских и международных компаний по показателям климатической деятельности. Он влияет на решение таких экологических проблем как: изменение климата (в том числе количество выбросов ПГ компаниями), риск нехватки воды и вырубка лесов и т.д.
Проблемы достижения углеродной нейтральности стоят в последние годы очень остро на мировом уровне, то есть многие страны установили показатели углеродной нейтральности на конкретном уровне и собираются достигать этих показателей в международном масштабе. Например, в Швеции показатели по углеродной нейтральности закреплены на законодательном уровне до 2045 года. Безусловно, данные тенденции касаются, в первую очередь, промышленного комплекса, так как он вносит наибольший негативный «вклад» в парниковый эффект. К основным предприятиям, поддерживающим данные тенденции относятся: предприятия нефтегазового сектора, ЖКХ, металлургии и др. [11].
Существенные различия наблюдаются в сроках постановки целей. Для большинства предприятий характерными являются краткосрочные и среднесрочные цели. По данным аналитического агентства McKinsey, 44% компаний ставят себе краткосрочные цели, то есть достижение углеродной нейтральности к 2025–2030 годам.
Рис. 3. Алгоритм утверждения углеродных проектов на российском рынке

Таким образом, вопросы углеродного регулирования стоят достаточно остро для многих стран в современных условиях и большинство из них настроены на среднесрочные и краткосрочные обязательства по достижению снижения объемов парниковых газов. Инструменты углеродного регулирования позволяют стимулировать страны к разработке систем квотирования и регулировать их деятельность в отношении углеродного следа.


Список использованных источников:
1. Федоров Б.Г. Российский углеродный баланс: [монография] / Российская академия наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования. — Москва: Научный консультант, 2017. — 81 с.
2. Коломыц Э.Г. Углеродный баланс и устойчивость лесных экосистем при глобальных изменениях климата: экологические ресурсы бореальных лесов / Институт экологии Волжского бассейна, Институт фундаментальных проблем биологии. — Москва: Наука, 2020. — 422 с.
3. Соколов Э.М., Панарин В.М., Горюнкова А.А. Организация мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в промышленно развитых регионах / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тульский гос. ун-т». — Тула: Тульский государственный университет, 2013. — 298 с.
4. Бадалян Л.Х., Курдюков В.Н. Развитие методологии оценки загрязнения атмосферного воздуха и снижения ущерба экосистеме города: монография / Донской гос. технический ун-т. — Ростов-на-Дону: издательский центр ДГТУ, 2015. — 162 с.
5. Андреева Е.С., Лазарева Е.О., Липовицкая И.Н. Прогнозирование загрязнения атмосферного воздуха г. Санкт-Петербург при различных синоптических ситуациях: [монография] — Санкт-Петербург: ВВМ, 2017. — 85 с.
6. Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я. Стратегическое управление природопользованием: [монография]. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. — 526 с.
7. Ледовская Н.В. Государственное управление природопользованием в условиях конвергенционных экономических систем: монография / Северо-Кавказский федеральный университет. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. — 169 с.
8. Невская М.А. Оценка природно-ресурсного потенциала в системе управления природопользованием / Санкт-Петербургский гос. горн. ун-т. — Санкт-Петербург: Астерион, 2012. — 190 с.
9. Цгоев Т.Ф., Теблоев Р.А., Цидаев Б.С. Экономические методы управления охраной окружающей среды и природопользованием: [монография]. — Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2018. — 499 с.
10. Елкина Л.Г., Богатырева Е.Ю., Яковлева А.А. Экологизация экономики в условиях рынка / Уфимский государственный авиационный технический университет. — Москва: Машиностроение, 2013. — 261 с.
11. Чешев А.С., Карпова Н.В., Шевченко О.Ю. Стратегия организационно-экономического обоснования природоохранной деятельности в городских условиях: монография / Ростовский гос. строит. ун-т. — Ростов-на-Дону: Ростовский гос. строит. ун-т, 2014. — 255 с.
12. Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я., Гневашева Е.Н. Резервы рационального природопользования (аспекты: предприятие, регион). — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2016. — 395 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия