Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Троицкий В. А.
старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат юридических наук


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ О ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

2004 год прошел под знаком интеграционных импульсов, связанных с подготовкой и подписанием основных документов по формированию Единого Экономического Пространства (ЕЭП) России, Беларуси, Казахстана и Украины. В связи с этим перед наукой международного права встали непростые задачи по систематизации и изучению отдельных форм международной экономической интеграции, поскольку исследование отдельных проявлений экономической интеграции является шагом, предшествующим теоретическому обобщению международно-правовых форм интеграции.
Особенность Соглашения о формировании ЕЭП состоит в юридическом оформлении разноуровневой и разноскоростной интеграции его участников. Статья 5 Соглашения гласит: "ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции... Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме"1.
Концепция формирования ЕЭП, которая в соответствии со ст.3 Соглашения является неотъемлемой частью последнего, раскрывает понятия разноуровневой и разноскоростной интеграции в разделе, освещающем основные принципы формирования ЕЭП, подчеркивая, что разноскоростная интеграция характеризуется тем, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору. Соответственно возникает и разноуровневая интеграция, при которой государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.
В целом термины "разноуровневая интеграция" и "разноскоростная интеграция" отражают различные стороны одного и того же явления. Поэтому в дальнейшем нами предлагается объединять их термином "асимметричная интеграция".
В литературе, посвященной новейшим интеграционным процессам на территории бывшего СССР, до настоящего времени отсутствует анализ юридического содержания асимметричной интеграции. Объясняется это, возможно, и тем, что понятие асимметричной интеграции, имплицитно присутствующее в основных нормативных актах СНГ и в соглашениях между отдельными государствами, в явно выраженной форме раскрывается только в Соглашении о формировании ЕЭП. Более ранние акты, в частности, принимаемые в рамках сотрудничества стран ЕврАзЭС, исходили из признания разноуровневой и разноскоростной интеграции стран-участниц. Однако в них данные идеи не были сформулированы в том виде, в каком они представлены в Соглашении о формировании ЕЭП.
Упоминание же о разноуровневой и разноскоростной интеграции можно встретить в целом ряде документов. Во-первых, в Меморандуме Совета глав государств Содружества Независимых Государств "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств" от 21.10.1994, в котором читаем: "Сохранение возможности разноскоростного движения в Содружестве, многовариантности форм участия в его деятельности позволит гибко учитывать интересы партнеров, их возможные особые позиции, продвигаться по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах"2. Во-вторых, в Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 28.03.1997
(п. 1.4.3.), в которой указывается на "уровни разноскоростной интеграции как на ориентиры межгосударственного сотрудничества в сфере экономики"3. В-третьих, в Аналитическом докладе "Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу" от 30.11.2001 в разделе об основных тенденциях развития СНГ в XXI в.: сложившаяся в СНГ уже на начальной стадии его развития практика многоформатной и разноскоростной интеграции получает дальнейшее развитие, поскольку отражает, помимо прочего, закономерный поиск государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия4. В-четвертых, в Московской Декларации глав государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.10.1999, в которой указывается действенность разноскоростной интеграции в рамках региональных объединений и Содружества Независимых Государств в целом. Среди международных договоров необходимо отметить Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (подписанный в Москве 29.03.1996), статья 27 которого признает за участниками договора право подписывать двусторонние и многосторонние соглашения, обеспечивающие более продвинутые интеграционные отношения в политической, экономической и иных областях.
Нетрудно заметить, что содержание понятий разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках ЕЭП несколько отличается от понятий такой интеграции в более ранних международных актах. В Соглашении о формировании ЕЭП речь идет о разновременном переходе отдельных участников к более высоким уровням интеграции в рамках самого ЕЭП; правовой формой различных уровней интеграции выступают международные договоры, заключаемые во исполнение Соглашения о формировании ЕЭП. В более же ранних документах возможность разноскоростной интеграции только констатируется: под ней понимается возможность вступать в международные договоры, а это не что иное, как просто констатация международной правоспособности государств, не нуждающаяся в специальном нормативном закреплении.
Вместе с тем абзац статьи 5 Соглашения о формировании ЕЭП, говорящий о том, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме, послужил для ряда авторов поводом для критики Соглашения в связи с тем, что оно, якобы, не устанавливает реальных обязательств сторон. Между тем в приведенной формулировке отражена лишь одна из сторон международной правосубъектности, и потому включение или невключение ее в международный договор не имеет особого значения. Использование аналогичных формулировок в актах, предшествовавших созданию Таможенного союза и ЕврАзЭС, не сыграло никакой отрицательной роли.
Главное отличие характеристики асимметричной интеграции в рамках Соглашения о формировании ЕЭП состоит в том, что здесь не только признается самостоятельность сторон при присоединении к международным актам, но и устанавливается определенный порядок такого присоединения. Это позволяет говорить о нормативном, следовательно, обязывающем характере положений об асимметричной интеграции в рамках ЕЭП. Признание самостоятельности сторон при присоединении к международным договорам здесь отнюдь не означает, что отказ одного из участников участвовать в последующих стадиях интеграции является нарушением Соглашения о формировании ЕЭП.
Значение положений об асимметричной интеграции в системе правового регулирования ЕЭП не вызывает сомнений. Концепция формирования ЕЭП прямо включает нормы о разноуровневой и разноскоростной интеграции в раздел об Основных принципах формирования Единого Экономического Пространства.
Закрепление асимметричной интеграции как принципа, в соответствии с которым должен осуществляться интеграционный процесс, в Соглашении о формировании ЕЭП приводит к наделению ее нормативным статусом.
Реализация принципа асимметричной интеграции в рамках ЕЭП имеет несколько аспектов. Во-первых, на его основе определяется рамочный характер Соглашения, что предполагает и конкретизацию механизмов ЕЭП на основе специальных международных договоров. Учитывая потребность в едином правовом регулировании в рамках ЕЭП, Концепция формирования ЕЭП предусматривает ряд процедурных требований для принятия документов ЕЭП. "...Решения о завершении работы по подготовке проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, если соответствующий проект согласован не менее чем тремя государствами-участниками, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта".
Другой аспект состоит в том, что по Соглашению участие в интеграционных процессах в рамках ЕЭП должно соответствовать последовательности, установленной в "Комплексе основных мер" по формированию единого экономического пространства, который должен быть отдельно согласован сторонами. Это необходимо, чтобы сохранить единство правового регулирования в рамках ЕЭП, а также правомерность актов ЕЭП с точки зрения статьи XXIV ГАТТ и положений Договоренности о толковании статьи XXIV ГАТТ 1994 г. Данными актами устанавливаются критерии правомерности преференциальных соглашений участников ВТО. Данный аспект связан с теми целями, которые стороны определили для себя при заключении Соглашения о формировании ЕЭП, ст. 1 которого обращает внимание на то, что стороны стремятся содействовать развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО.
Важен и третий аспект. Соглашением предусматривается, что переход к определенным стадиям интеграции определяется готовностью соответствующего государства-участника. Под "готовностью" в данном случае понимается соответствие определенным объективным показателям, что вытекает из положения об обязывающем характере принципа асимметричной интеграции в рамках ЕЭП. Ст. 5 Соглашения гласит: "Переход от одного этапа [интеграции. - В.Т.] к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства".
Исходя из раздела VI Концепции формирования ЕЭП можно судить о тех условиях, которые должны быть отражены в упомянутом Комплексе мер. Государства-участники должны признавать необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.
От того, в какой мере данное положение Концепции будет реализовано в Комплексе мер и иных актах ЕЭП, во многом будет зависеть судьба Соглашения в целом. Учитывая, что 3 из 4 участников Соглашения о формировании ЕЭП уже давно и активно взаимодействуют в рамках ЕврАзЭС, целесообразным было бы использовать опыт практической деятельности институтов ЕврАзЭС при реализации соглашений ЕЭП.
Вместе с тем принцип разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках ЕЭП устанавливает несколько иные требования к сотрудничеству государств-участников, нежели Договор об учреждении ЕврАзЭС, в связи с чем опыт ЕврАзЭС должен быть в известной мере переосмыслен.


1 Вестник МПА СНГ. 1994. N 2. С. 106-123.
2 Вестник МПА СНГ. 1994. N 2. С. 106-123.
3 Вестник МПА СНГ. 1997. N 5. С. 18-21.
4 Вестник МПА СНГ. 2001. N 12. С. 32-37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия