Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
Разумовский В. М.
зав. кафедрой региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор географических наук, профессор, заслуженный географ РФ

Бездудная А. Г.
зав. кафедрой менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор


Комплексные исследования арктической зоны Российской Федерации. Обзор круглого стола «Арктическая зона РФ: проблемы и пути развития», СПбГЭУ, 28 февраля 2023 г.

Развитие Арктического региона носит стратегический характер для страны. Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом совместно с функционирующим на его базе научно-образовательным центром эколого-экономических исследований Арктики 28 февраля 2023 года был проведен круглый стол на тему «Арктическая зона РФ: проблемы и пути развития». Открыл мероприятие научный руководитель Центра, проф., В.М. Разумовский. В работе круглого стола приняли непосредственное участие в качестве членов президиума:
• А.И. Богуш — кандидат географических наук, эксперт Рабочей группы «Морские берега» Совета по проблемам Мирового океана РАН, действительный член Российского гидрометеорологического общества, член Королевского метеорологического общества Великобритании.
• В.М. Макеев — почетный полярник, кандидат географических наук, профессор Российского гидрометеорологического университета.
• М.Б. Шилин — профессор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого и Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства, руководитель российского сектора Экологической комиссии Центральной дреджинговой ассоциации (ЦЕДА).

В процессе работы участники круглого стола достигли ряда значимых результатов.

Разумовский В.М. (д.г.н., проф., зав. кафедрой региональной экономики и природопользования СПбГЭУ), Бездудная А.Г. (д.э.н., проф., зав. кафедрой менеджмента и инноваций СПбГЭУ) «Арктическая зона России: вопросы стратегии регионального развития»
Необходимо конкретно определить функцию и структуру Арктической зоны России (далее — АЗР): состоит ли она в управлении развитием или ограничивается лишь проведением инвестиционной политики.
Вполне очевидно, что при любом подходе инвестиционной политикой дело не ограничится, поскольку инвестиции, инвестиционные проекты –суть категории, производные от регионального развития.
Вопрос целостности АЗР — это целостная, единая социально-экономическая система или совокупность автономных в своем развитии систем?
Одним из важнейших факторов, определяющих ответ на этот вопрос, является транспортная доступность. В АЗР, как известно, нет транспортной сети как таковой. Нет, в сущности, и региональных сетей. Создание единой транспортно-логистической системы АЗР в обозримой перспективе безусловно нереально, кроме того, нельзя сказать, что в ней возникнет острая необходимость.
Перспективы каботажного судоходства по Северному морскому пути (СМП) в обозримой перспективе представляются весьма ограниченными. Интегрирующая функция СМП в формировании единого арктического социально-экономического пространства весьма невелика.
И на суше также межрегиональные экономические связи в пределах АЗР пока практически не прослеживаются. Монопрофильность экономики, ограниченность условий для развития пропульсивных отраслей и большие расстояния не стимулируют развитие форм организации производства, в частности производственного кооперирования. Экономические связи за небольшим исключением (Норильск-Печенга) имеют противоположную конфигурации АЗР меридиональную направленность. Эти обстоятельства в совокупности являются на сегодняшний день в пространстве АЗР основным дизинтегрирующим фактором. Добавим сюда системы северного завоза, ориентированные на речные бассейны.
Таким образом, АЗР в настоящее время не представляет собой единого социально-экономического пространства, которое, вероятно, в перспективе будет формироваться путем развития межрегиональных связей. Следовательно, стратегия развития АЗР должна быть развернута в сторону ее регионов.

Беляева Н.Б. (к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ) «Сохранение человеческого потенциала Арктики»
Сохранение человеческого потенциала Арктики — важная стратегическая задача наравне с ее экономическим развитием. В этом контексте вопросы создания социальной инфраструктуры Арктики, несомненно, актуальны. Общие особенности арктических территорий Северной Европы и Российской Федерации позволили сформулировать гипотезу о возможности применения опыта североевропейских стран по развитию социальной инфраструктуры к российским реалиям. В процессе исследования она не подтвердилась в полной мере. Арктические города СЕ интегрированы в социальное пространство своих стран, характеризуются высоким уровнем развития социальной инфраструктуры с характерными чертами «зеленого урбанизма», многофункциональности этих объектов, создающих комфортные общественные пространства. Большинство Арктических городов являются университетскими городами, что предопределяет определенную специфику объектов социальной инфраструктуры.
Полярные города РФ — в основном моногорода, создававшиеся при месторождениях полезных ископаемых. Выявлены следующие особенности организации социального пространства. В северных городах-базах представлен более широкий спектр услуг, чем в городах той же численности в основной зоне расселения. Моногорода становятся безальтернативными центрами оказания услуг для окружающей территории, независимо от административных границ. Причем социальные услуги оказываются всему населению, включая представителей коренных малочисленных народностей Севера, рабочих-вахтовиков, военнослужащих и членов их семей. Ведомственная, оборонная инфраструктура может использоваться в социальных целях. Что касается медицинских организаций, вместо иерархической сети распределения функций организуется сеть относительно универсальных центров оказания экстренной медицинской помощи, хирургия, родовспоможение, травматология и т.п. Представляется, при определении целей развития социальной инфраструктуры надо ориентироваться не на нормативы обеспеченности объектами, исходя из плотности населения, а на статус данного города в сети опорных населенных пунктов, закрепленный в общей стратегии социально-экономического развития.

Зинчик Н.С. (к.э.н., доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ) «Проблемы и перспективы развития ЖКХ в регионах Арктики»
Спикером представлены результаты исследовательской работы, связанные с прогнозированием готовности регионов Арктики к интенсивному пути развития. Рассмотрены особенности государственного регулирования в области ЖКХ Арктической зоны Российской Федерации, определены ключевые направления действующих программ развития. Выявлены проблемные направления, такие как высокий уровень аварийности фондов. Определены факторы, влияющие на данную негативную динамику. Также проведен прогноз развития Мурманской области на основе заложенных программ развития и выявлено несоответствие потенциала ввода промышленных мощностей в регионе и создания дополнительных рабочих мест уровню развития жилищно-коммунального хозяйства в вопросе ввода нового жилья. Для устойчивого развития региона предложено расширение программы развития ЖКХ в среднесрочной перспективе. Автором рассмотрен опыт развития порта Усть-Луги в течение трех лет и сформированы рекомендации в вопросе развития Мурманской области с учетом как негативного, так и положительного опыта интенсивного пути развития региона.

Дымова О.О. (аспирант СПбГЭУ) «Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ (на примере Республики Коми)»
В рамках исследования был оценен вклад МСП в развитие региона Арктической зоны РФ на примере территориальных субъектов, входящих в АЗ РФ (Республики Коми). Основными видами деятельности, в рамках которых функционируют субъекты МСП республики Коми, являются: оптовая и розничная торговля; ИП, оказывающие услуги салонов красоты и парикмахерские услуги; субъекты малого бизнеса, осуществляющие управление эксплуатацией жилого фонда и оказание охранных услуг; средний бизнес, осуществляющий строительство автомобильных дорог, а также жилых и нежилых зданий. Был сделан вывод, что преобладающие виды деятельности субъектов МСП близки к распределению по видам деятельности в других, неарктических, регионах. На основе анализа статистических данных был сделан вывод, что даже наиболее популярные сферы деятельности МСП в АЗ РФ сегодня имеют тенденцию к снижению числа субъектов.На основе анализа был сделан вывод, что основными факторами, влияющими на сокращение субъектов МСП в АЗ РФ, являются: усиление конкуренции со стороны пришедших из-за пределов республики крупных сетевых торговых компаний; сокращение численности населения; номинальное сокращение МСП (переход в теневой сектор); налоговая нагрузка; высокие затраты на ресурсы. Были предложены направления стимулирования МСП в АЗ РФ.

Силкина А.С. (студент СПбГЭУ) «Проблемы северных моногородов и возможные пути их решения»
Целью исследования стал поиск и предложение путей решения проблем моногородов, находящихся в Арктической зоне Российской Федерации, в условиях глобализации и цифровой трансформации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: выявить основные проблемы северных моногородов, изучить характер влияния процессов глобализации и цифровой трансформации на проблемы моногородов и предложить возможные пути решения проблем монопоселений. Наиболее значимой является проблема инновационного развития моногородов Арктических территорий, поскольку их территориальные ресурсы представляют значительный стратегический ресурс страны. Учитывая также, что каждый пятый житель Арктической зоны РФ проживает в моногороде, в настоящее время как никогда необходимы разработка и модернизация стратегически важных государственных решений в отношении северных монопоселений.

Махновский Д.Е. (к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ) «Численность и динамика уровней экономического развития регионов проживания коренных народов Севера»
В исследовании произведена оценка современной численности представителей коренных народов Севера России и зарубежных стран с учётом их распределения по внутригосударственным регионам уровня TL-2, принятым в статистике ОЭСР. За основу определения представителей коренных народов Севера взята формулировка российского Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. от 20.10.2022). Учитывалось также определение Международной организации труда, данное в «Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» № 169 1989 г.
Практически во всех странах и регионах проживания коренных народов Севера отмечался относительно высокий уровень экономического развития (по показателю душевого производства ВВП по ППС). По результатам исследования были выявлены некоторые общие тенденции развития в начале XXI в. Во-первых, высокий и очень высокий уровень производства ВВП в расчёте на одного жителя (2–5-кратное превышение) по сравнению со средним мировым уровнем. Во-вторых, весьма заметные различия по данному показателю между регионами Северной Америки (США, Канада), России с 4–5-кратным превышением и регионами Северной Европы, также Гренландией с превышением «всего» в 2–3 раза. Вместе с тем, отмечалась высокая степень зависимости экономик всех этих территорий от масштабов разработки местных минерально-сырьевых ресурсов. Фиксировались большие колебания показателя душевого ВВП из-за нестабильности цен на сырьевые товары. Большая часть продукции, равно как и выручки от её реализации, локализовывались за пределами регионов Севера.

Доленина О.Е. (к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ), Михельсон И.В. (студент СПбГЭУ) «Североморский бассейн: проблемы и перспективы освоения»
Североморский бассейн является одним из самых развитых морских регионов. Здесь большое количество стран смогли: освоить часть ресурсов; преобразовать североморский регион в зону экономического сотрудничества между странами; развернуть испытательные полигоны для инновационных технологий. Северное море является одним из ключевых примеров бесконфликтного и весьма успешного развития морского региона, на опыт которого ориентируются многие страны. Так как экономическое освоение региона является непосредственной причиной развития экологических проблем в нем, то заинтересованные страны стремятся к развитию технологии для их преодоления.
К настоящему времени в Северном море открыто более 100 нефтяных и около 80 газовых месторождений, из которых извлекается 24% нефти и 30% газа от общемировой морской нефти — газодобычи. Норвежский и британский секторы содержат большую часть крупных запасов нефти. Подсчитано, что в норвежском секторе содержится 54% морских запасов нефти и 45% запасов газа. Согласно официальным источникам как в Норвегии, так и в Великобритании, добыто более половины запасов нефти в Северном море. Для Норвегии Норвежский нефтяной директорат приводит цифру в 4601 миллион кубометров нефти (что соответствует 29 миллиардам баррелей) только для норвежского Северного моря (без учета меньших запасов в Норвежском и Баренцевом морях), из которых 2778 миллионов кубических метров (60%) уже была добыта до января 2007 года. Источники в Великобритании дают ряд оценок запасов, но даже с использованием наиболее оптимистичной «максимальной» оценки конечного извлечения, 76% было извлечено по состоянию на конец 2010 года.

Дашкевич П.М. (аспирант СПбГЭУ) «Российская Арктика: проблемы кадрового обеспечения регионального развития»
«Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (Стратегия-2035), принятая в 2020 г., предполагает реализацию огромного числа крупных наукоемких и высокотехнологичных промышленных и инфраструктурных проектов, успех которых во многом будет определяться количеством и качеством трудовых ресурсов, направленных на их осуществление и поддержание. Одним из целевых показателей реализации Стратегии-2035 является создание к 2024 г. 30 тыс. рабочих мест на новых предприятиях, расположенных на территории Арктической зоны (АЗ), к 2030 г. — 110 тыс. рабочих мест и к 2035 г. — 200 тыс. рабочих мест. Вместе с тем, уже сегодня Арктика испытывает колоссальный кадровый дефицит. Одной из важнейших проблем, формирующих риски развития Арктики, является несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в АЗ РФ потребностям экономической и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах.
Решение кадрового вопроса в Арктике представляется сложной и многогранной задачей, для реализации которой необходимы усилия в образовании, социальной и экономической сфере, привлечение дополнительного государственного и частного финансирования. Необходимо выработать комплекс мер, который будет учитывать и расширять текущие и будущие возможности Арктики в подготовке квалифицированных кадров.

Мишина Е.И. (студент СПбГЭУ), Кошкина А.А. (студент СПбГЭУ) «Реальные перспективы формирования транспортно-логистической системы «СМП-ВСР» (Северный морской путь — Великие сибирские реки)»
Современная политическая обстановка в мире, введение экономических санкций против Российской Федерации, падение экономических показателей развития России, уход ряда известнейших компаний из разработок арктического шельфа отрицательно сказываются на экономике Арктического региона. Дальнейшее социально-экономическое развитие регионов Арктики зависит от успешности реализации крупных инвестиционных проектов в каждом из восьми арктических субъектов РФ. На повестке дня стоит задача развития транспортных коммуникаций СМП. Что нужно для успешного функционирования? Именно СМП призван быть главной национальной транспортной магистралью России. Для его освоения необходимо финансировать не только порты, но метеорологическую и гидрологическую службы, которые остро нуждаются в модернизации состояния. Как заявляют эксперты, речь идет о сумме минимум 30–50 млрд долларов. Также требуется намного больше ледоколов. В связи с большим количеством заказов нефти и газа, рабочие ледоколы не успевают перевозить весь запланированный объём. Факторы, которые должны привести к своевременному дальнейшему развитию СМП.
1) Российский атомный ледокольный флот — единственный в мире, способный работать в условиях Арктики.
2) Ледокол «Арктика» — первый среди главных полярных вездеходов. Без атомного ледокольного флота логистика практически невозможна.
3) Хотя и отмечено, что санкции негативно влияют в наши дни на развитие СМП, однако на развитие ледокольного флота они влияют незначительно. Почти все запчасти для строительства, в том числе атомные генераторы, производятся в России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия