| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Кротов М. И. профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
и Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук,
председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ
по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Мунтиян В. И. доктор экономических наук, профессор (г. Москва)
| |
| | В статье на основе авторской методики дан сравнительный анализ способности к выживанию России, США, КНР и Индии. Показано особое значение обеспечения экономической безопасности России для повышения её способности к выживанию. Проанализирована динамика уровня экономической безопасности России и её подсистем с 2013 по 2022 год. | Ключевые слова: способность к выживанию России, США, КНР, Индия, экономическая безопасность | УДК 339.924; ББК 65.5 Стр: 11 - 22 | Глобальное противостояние России и Запада перевело категорию «Способность к выживанию» из научно-теоретической в самую насущную практическую проблему. Развязанная США и их союзниками экономическая, политическая, информационная и даже военная агрессия в отношении России раскрыла как сильные, так и слабые стороны её способности к выживанию. В нашей предыдущей статье (см. [2]) шесть лет назад мы сделали прогноз реальных угроз национальной безопасности России, как из-за нарастающего системного кризиса человеческой цивилизации, так и из-за расширения незаконных западных санкций, введенных задолго до начала Специальной военной операции. При этом были предложены методики количественного определения способности к выживанию и важнейшего элемента последней — экономической безопасности. Динамика этих показателей должна быть важнейшим ориентиром стратегического планирования и управления.
События последних лет показывают, что проблема способности к выживанию глобализировалась до катастрофических масштабов и избежать ожидаемый в перспективе системный кризис человеческой цивилизации, катастрофу планетарного масштаба становится все сложнее и сложнее. В мире происходит рост неопределенности и неустойчивости. Существующий экономический уклад не соответствует вызовам современности, а новый еще не сформировался и не пришел к нему на смену. Мировая хозяйственная система входит в зону турбулентности, логистические цепочки глобальной экономики, казавшиеся ранее незыблемыми, на деле оказались очень хрупкими и ненадежными, и в любой момент могут оборваться. Это весь мир наблюдал во время ковидной эпидемии 2020–2021 гг. Начался переход от индустриального капитала к цифровому, что приведет к тяжелому психоэмоциональному кризису. Набирает силу институциональный кризис, в конце которого многих, сегодня существующих институтов, просто не останется. Климатологи бьют тревогу о катастрофических последствиях изменения климата: жара, похолодание, истощение почвы, наводнения, снижение уровня питьевой воды и как следствие человечество пребывает в ожидании голода и эпидемий. В мировом хозяйстве истощен индустриальный капитал, снижается производительность труда, катастрофически растет экологическая нагрузка на планету, под угрозой находится мировой океан, резко возросла конфронтация между Востоком и Западом. Человечество снова попадает в Мальтузианскую ловушку. На первое место вышли вопросы выживания, войны и мира.
С учетом всех этих факторов, нами была модернизирована методика расчета способности к выживанию и уровня экономической безопасности, опубликованная в монографии “Экономическая безопасность: системный подход”, где авторы взяли за основу подготовленный японскими учеными аналитический метод оценки «комплексной национальной силы» государства и провели сравнительный анализ разработанного ими индекса по России и США (см. [1]). Методика объединяла три блока и 19 интегральных индексов. Первый блок — это способность государства вносить вклад в международное сообщество (индикаторы: базовый потенциал, экономическая мощь, финансовая мощь, наука и технологии, возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе, валютно-финансовые ресурсы, консенсус в иностранной политике, дееспособность на международной арене); второй блок — способность к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях (индикаторы: географические условия, численность населения, природные ресурсы, экономическая мощь, оборонительные силы, национальная мораль, дипломатия и сотрудничество в области обороны); третий блок — это возможность силового давления (индикаторы: военная сила, стратегические материалы и технологии, экономическая мощь, дипломатические возможности) [8].
Международный характер данной методики исключает обвинения западных оппонентов в предвзятости наших оценок относительно Российской Федерации и позволяет провести анализ её способности к выживанию в сравнении с лидерами экономической глобализации: США, Китаем и Индией. Методика предусматривает сопоставление не только количественных показателей потенциалов той или другой страны как статической модели, но и перспективы их развития. Важным аргументом в пользу данной методики явилось то, что во всех трех блоках комплексной национальной силы в качестве главной компоненты интегрального индекса присутствует «экономическая мощь». Фактор экономической мощи (а мы его рассматриваем еще шире через обеспечение экономической безопасности) является ключевым для России и государств Содружества Независимых Государств.
Предложенная японскими учеными методика не включала в систему оценки фактор политической стабильности, его влияние на способность к выживанию. Между тем, политическая стабильность, на наш взгляд, является, наряду с экономической мощью и развитием науки и техники, одним из трех приоритетов в системе оценки «национальной силы» государства.
События 1991 г. в СССР и 90-х годов в России показали, что политическая стабильность имеет решающее значение для национальной безопасности страны и ее геополитического положения. Необходимо структурировать фактор политической стабильности. Он включает эффективность политической системы и способность институтов политической власти принимать решения, учитывающие национальные интересы страны. Один из недостатков методологии анализа национальной силы состоит в непонимании характера взаимодействия между различными по своей природе факторами. Отсюда неправильно определяется значимость удельного веса каждого из них в системе [1, с. 203]. Оказалось, что слабость экономики и особенно финансов была преуменьшена, а значимость природно-ресурсного и оборонного фактора преувеличена [1, c. 204].
Даже 2-е место СССР среди стран мира по вкладу в развитие науки и технологий (79% от американского уровня) не компенсировало его финансово-экономической слабости. Точно также паритет между США и СССР по оборонной силе при недостаточности его экономической и финансовой мощи не смог уберечь СССР от саморазрушения. Поэтому в оценку способности к выживанию мы включили дополнительные интегральные индексы, которые более достоверно характеризуют комплексную оценку. Это такие индексы как: уровень слабости, глобальной конкурентоспособности, ядерные силы.
На основании расчетов 10 интегральных индексов и их составляющих получена общая оценка способности выживания России за 2022 год, которая составила — 61,5% (см. рис. 1). Это свидетельствует о том, что по данному критерию Россия находится в удовлетворительной зоне. В 2015 году, общая оценка способности к выживанию была -58,09%, что свидетельствовало о нахождении России в неудовлетворительной зоне [1, с. 211]. В соответствии с применяемой методикой оптимальная зона — 81–100% соответствует полной безопасности, удовлетворительная — 61–80%, неудовлетворительная — 41–60%, опасная — 21–40%, критическая — 0–20% от оптимального уровня. | | | Рис. 1. Способность к выживанию России
Источник: составлено авторами на основе данных [9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 29] | По основным составляющим системы способности к выживанию России интегральные индексы имеют следующие значения:
1) географические условия — 100%; по данному индикатору Россия занимает первое место в мире и находится в оптимальной зоне. В условиях современных угроз и опасностей роль и значение географических условий трудно переоценить. Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми или незатронутыми хозяйственной деятельностью, площадь которых составляла 7,5 млн км2 [4]. Последние исследования ученых климатологов мира, ученых ведущих институтов РАН прогнозируют, что от фактора потепления, несущего природные катаклизмы, будут в выигрыше только две страны: Российская Федерация и Бразилия. В отношении России прогнозируется, что в процессе потепления площадь пригодных для сельскохозяйственной обработки земель увеличится почти на 50 млн га., при том, что плодородные земли в мире практически уже освоены, происходит сокращение плодородных почв за счет опустынивания и затопления, а освоение новых земель труднодоступно и требует очень больших затрат. На этом фоне в России увеличится степень благоприятности условий жизни за счет перехода части территорий из районов неблагоприятных в малоблагоприятные, а из малоблагоприятных в благоприятные.
Таким образом, в современных условиях, а особенно в условиях завтрашнего дня роль географического фактора в способности государства к выживанию многократно возрастает, что существенно меняет весовой коэффициент данного индикатора в сторону увеличения его веса в интегральном индексе;
2) численность населения — 44,8%; по данному индикатору Россия находится в неудовлетворительной зоне. Для такой огромной страны как Россия, численность населения явно недостаточная. Кроме того, мы приводили расчеты, которые показали, что демографическая ситуация в стране переживает кризис, уходящий истоками в 60-е годы, и резко обострившийся в 90-е годы. Исходить будем из того, что мы реально имеем, как мы эффективно этим управляем и какими мы располагаем возможностями.
Фактор численности населения из негативного в России может превратиться в фактор ее глобального преимущества. Плотность населения в России — 8,9 чел/км², в США — 36,8 чел/км², в Китае — 148,5 чел/км², а в Индии — 473,4 чел/км². Плотность населения в США, КНР и в Индии, соответственно, в 4,13 раза, в 16,7 раза и в 53,2 раза выше, чем в России. [14] Население планеты увеличивается быстрыми темпами, значительные резервы пространственного ресурса остались только в России. Ни одна страна в мире таким потенциалом не обладает. Остается только экспансия космоса. Поэтому России необходимо оптимально использовать свое глобальное преимущество. И мы этот путь видим в проведении эффективной интеграционной евразийской политики.
В масштабе Евразийского экономического союза вместе с наблюдателями население превысит 238 млн человек. Перспектива расширения ЕАЭС за счет неприсоединившихся стран СНГ улучшит демографическую ситуацию.
3) природные ресурсы — 100,0% и находятся в оптимальной зоне. Весь объем прогнозных запасов России оценивается в 140 трлн долл. [6, c. 68] или даже 150 трлн долл., [4], что на 40–50% превышает объем мирового ВВП за 2022 г. Примерно 65% территории России находится в пределах зоны лесов. В России находится 9% всех продуктивных пахотных земель мира и более 50% мировых чернозёмов [26].
Сохранение российских лесов и болот позволяет минимизировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и для других регионов мира. Россия имеет уникальное геостратегическое преимущество перед другими странами. Поэтому неправильно обвинять Россию в том, что она занимает большие территории, но их не осваивает. Такой примитивный коммерческий подход Запада, с позиций цивилизационного подхода, является абсурдом. Неосвоенность обширных территорий России является мировым биосферным резервом, стоимость которого завтра вырастит на порядок и, мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России потери, связанные с неосвоением и сбережением стратегического резерва для цивилизационного развития. Важнейшая мировая проблема, на которую обращает особое внимание ООН, это дефицит пресной воды. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Основная величина речного стока с территории России формируется в пределах страны и только 5% поступает с территории сопредельных государств [4]. Природные ресурсы России являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в режиме расширенного воспроизводства и международного сотрудничества.
По подсчетам российских экономистов, средневзвешенный коэффициент фактического использования общего ресурсного потенциала на начало третьего тысячелетия в России составлял примерно 18%, в Японии — 88%, в странах ЕС — 78%, в США — 76% [4].
Российские запасы полезных ископаемых в 3,5 раза больше, чем в США и в 10 раз больше, чем в Европе, а по некоторым видам ресурсов в десятки раз [5, c. 59]. По критериям ресурсно-сырьевой безопасности, промышленно развитые страны вошли в опасную, а некоторые в критическую зону быстрого и полного истощения собственных сырьевых ресурсов. Поэтому все взоры этих стран направлены на национальное богатство России. Через разные механизмы манипуляций, сговор и давление, они стремятся максимально открыть национальную экономику России, с целью перекачки ее национального богатства в свои страны. Поэтому обеспечение полного суверенитета и экономической независимости, защиты национального богатства является жизненно необходимым для выживания России. Решать данные вопросы необходимо в гармоничном развитии единства природного, человеческого и научно-технологического потенциалов за счет повышения уровня национальной культуры резервирования ресурсов для будущих поколений, использования высоких ресурсосберегающих технологий, рационального и бережливого использования сырья.
4) экономическая мощь — 5,8% и находится в критической зоне; об этом говорит и поставленная Президентом России В.В. Путиным задача: обеспечить экономический, кадровый и финансовый суверенитет страны [33]. Данную проблему следует решить, в первую очередь, путем повышения уровня экономической безопасности страны. Более детально экономическую безопасность мы рассмотрим во второй части статьи. Часто данный показатель путают с объемом ВВП, поэтому внесем некоторые комментарии, объясняющие логику нашего подхода. Объем ВВП России по курсовой разнице за 2021 г., по данным МВФ, составил -$1775 млрд, или -1,7% от мирового объема ВВП (по данным ВБ этот показатель по ППС — 4875 млрд долларов США или 3,07% от мирового объема ВВП по ППС [20,24]. ВВП важный интегральный показатель. Но он не отражает полностью экономическую мощь страны. Кроме того, международные рейтинговые агентства занижают реальную экономическую мощь России и ее потенциал. В отношении же США этими агентствами реальная стоимость его финансового и человеческого капитала очень сильно завышается.
Тем не менее, России действительно необходимо приложить дополнительные усилия по развитию национального человеческого капитала и создания безопасной и эффективной национальной финансовой системы. Для примера, структура национального богатства мира по данным Всемирного банка составляет: человеческий капитал 64%; природные ресурсы 20%; накопленные материальные блага 16%. Национальное богатство России включает: человеческий капитал 7%; природные ресурсы 85%; накопленные материальные блага 8% [24]. Поэтому, для объективности оценки экономической мощи России к показателю ВВП, нами был добавлен еще один макроэкономический показатель — национальное богатство, характеризующий возможности экономического роста и накопленного экономического потенциала страны. Затем сумма этих базовых макропоказателей была скорректирована индикаторами корреляционной чистоты, отображающими темпы экономического роста, объем реального ВВП на душу населения, индекс человеческого развития, обобщающий индикатор скорректированных чистых сбережений, истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды и другие показатели.
5) оборонительные силы (обычные) — 41,8% и находятся в неудовлетворительной зоне; согласно последней версии рейтинга Military Strength Ranking за 2022 г, первое место по оборонительным силам в мире занимают США, второе Россия и третье Китай.
Следует учесть, что в России самая большая территория в мире — 17,12 млн км², и самая большая протяженность границ-60932 км, [26] которая в несколько раз превышает протяженность границ США и КНР. Кроме того, на границе России находится самый большой в мире военно-политический блок НАТО, в стратегических документах которого Россия значится врагом, а само НАТО по военной мощи превосходит РФ. Например, по численности ВС в 3,6 раза, по оборонному бюджету в 21 раза, по бронетехнике в 2 раза, бронемашинам в 4,1 раза, АРС в 2 раза, авиатехники в 5,4 раза, по истребителям в 4 раза, по вертолетам в целом в 4,6 раза, по авианосцам в 17 раз [34]. Таким образом, нахождение оборонительных сил в неудовлетворительной зоне объясняется тем, что России противостоит, кроме США, еще порядка пятидесяти государств и для обороны нашей страны второе место в мире недостаточно.
6) ядерные силы—100%. По данному индикатору Россия занимает первое место в мире и находится в оптимальной зоне. Она имеет ведущую в мире ядерную триаду (7000 ядерных боеголовок) и обладает самой большой в мире совокупной мощью ядерного потенциала в тротиловом эквиваленте [10]. Ядерные силы России обеспечивают паритет среди ядерных держав и удерживают агрессоров от развязывания мировой войны.
7) национальная мораль — 61,5% и находится в удовлетворительной зоне. Роль данного фактора будет только возрастать. Особенное значение он имеет для русской цивилизации, миссия которой заключается в новой цивилизационной парадигме. Кроме того, с 2025 г. в мире начнется революция, связанная с психонетикой, в результате которой будет сформировано новое общество и новые технологии. Это даст возможность России отказаться от догоняющей стратегии и получить возможность формирования 7-го технологического уклада на основе психобиологических технологий. Для этого необходимо подготовиться, сформировать нового человека с новым мировоззрением и новым сознанием, нужна консолидация общества по повышению уровня национальной морали.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; [11]
8) глобальная конкурентоспособность—66,7% и находится в удовлетворительной зоне. По оценке Всемирного экономического форума, Россия по показателям экономического развития и состояния инфраструктуры в целом заняла 38-е место в рейтинге глобальной конкурентноспособности, по эффективности правительства — 50-е, по состоянию деловой среды —54-е, по производительности и эффективности экономики — 59-е место, по социальной интеграции бизнеса, а также качеству институтов управления — 56-е место [13]. При всей ангажированности исследований Давосского форума, следует согласиться, что наиболее слабые позиции России в рейтинге глобальной конкурентности — роль государства в экономике, система управления, кредитно-финансовая сфера.
Поэтому удовлетворительная оценка глобальной конкурентноспособности в системе показателей способности к выживанию не должна успокаивать. Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов и 7-е место по средней продолжительности школьного образования. Страна заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечения безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы. А также показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды [27].
9) политическая стабильность — 52,1% и находится в неудовлетворительной зоне. По данному показателю рейтинг России выше, чем в США, Великобритании, Германии и других странах Запада. Однако данный индикатор вызывает обеспокоенность по причине того, что при неблагоприятных ситуациях и из-за беспрецедентного давления из вне, уровень политической стабильности может перейти в опасную зону, Россия имеет в своей истории достаточно негативных примеров, когда политическая нестабильность приводила к потере государственности. Начинать необходимо с идеологии и формирования в обществе доверия к институтам власти, к бизнесу, к сфере образования и здравоохранения, к вооруженным силам и религии. Российскому обществу нужно согласие, справедливость, толерантность и единение вокруг общей цели по возрождению России.
По индексу политической стабильности, проведенным ВБ, Россия перешла с 167 места на 146 в рейтинге 215 стран [28]. Вместе с тем, следует отметить, что интегральный индекс политической стабильности состоит в разных методиках в основном из подобных субиндексов, которые учитывают: индексы качества государственного управления, в т.ч. учет мнения населения и подотчётность государственных органов, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона, сдерживание коррупции; рейтинга элит; рейтинга миролюбивости; уровня авторитета элит и их контроль над властными структурами, возможность государства справиться с криминалом, уровень социального неравенства, демографическая ситуация, соотношение иммигрантов/эмигрантов, социальные факторы защиты, наличие/отсутствие давления со стороны соседних стран, рейтингов доверия и других индексов. В рейтинге стран мира по качеству элит Россия находится на 67 месте с индексом — 48,3 [15], по индексу коррупции — 136 место с индексом-29 [21]. ВЦИОМ в 2022 году отметил рост доверия государственным институтам России (на декабрь 2022 г.): Президенту — 76%, Председателю Правительства — 62%, армии — 79,8%, РПЦ — 59,1%, правоохранительным органам — 55,6%, судебной системе — 36,2%, профсоюзам — 35,2%. [32]
Высокий рейтинг доверия населения к институтам государственной власти создает потенциал для повышения эффективности, качества и прозрачности государственного управления, где немало проблем. Россия лидируют по недоверию к бизнесу (34%), НКО (28%), СМИ (29%). Уровень доверия к Центробанку в РФ составляет 40% (второе место с конца) [31]. Однако одним из критических направлений социально-экономической жизни, требующим особого внимания со стороны органов власти, является низкий уровень доверия населения России к сферам социальных услуг — здравоохранению и образованию, и возможность достойной работы [31]. Согласно годовому отчету Global Peace Index 2022 — рейтинг «миролюбия» стран мира, отражающий уровень безопасности проживания в них, Россия находится на 160 месте [30].
10) уровень слабости — 42,5% и находится в неудовлетворительной зоне.
Следует отметить, что индекс слабости государств — комплексный показатель, характеризующий способность властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Анализ проводился на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов слабости уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические.
Социальные показатели: уровень социальной дифференциации (индекс Джини), уровень демографического давления, уровень миграции беженцев и перемещённых лиц, наличие недовольных групп, устойчивая и перманентная эмиграция из страны. Ярким примером социальной уязвимости явился выезд в 2022 году за рубеж сотен тысяч представителей молодежи.
Экономические показатели: неравномерность отраслевого и территориального развития, уровень экономической нестабильности.
Политические показатели: уровень коррумпированности государственных структур, наличие и качество общественных услуг, уровень нарушений прав человека, уровень влияния государственных институтов на СМИ, уровень влияния групповых и клановых элит, степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов. На основании полученных индикаторов проводится углубленный анализ способности пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, правоохранительной системы, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан.
Таким образом, из 10-ти индикаторов способности к выживанию, три критерия находятся в оптимальной зоне, два критерия находятся в удовлетворительной зоне, четыре критерия в неудовлетворительной, один критерий в критической (см. рис. 1). Особую озабоченность вызывает нахождение в критической зоне показателя экономической мощи государства — 5,8%. Это самое слабое звено и эту проблему следует решить, в первую очередь, путем повышения уровня экономической и технологической безопасности страны, путем перехода на инновационную модель развития. Другое слабое звено — малочисленность населения России (45% — неудовлетворительная зона). Третье слабое звено — политическая стабильность (52,1% — неудовлетворительная зона). Четвертое слабое звено-уровень слабости (42,5% — неудовлетворительная зона). Пятое слабое звено- оборонительные силы (обычные) (41,8% — неудовлетворительная зона). Следует отметить, что в 2015 году интегральный индекс оборонительных сил составлял 37,7% и находился в опасной зоне [1c.211]. По состоянию на 2022 год интегральный индекс оборонительных сил составлял 41,8%, уровень за эти годы повысился, перешел в другую более безопасную, но все-таки неудовлетворительную зону. Для справки, данные по индикатору оборонительных сил были взяты из специализированных открытых источников. Прежде всего, это обнародованная информация, факты и анализ экспертов Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI-2022), данные которого используют структуры ООН и другие международные организации [18].
Если проанализировать (по состоянию на сегодня) самые мощные страны мира, то получается, что согласно комплексной оценки способности к выживанию в удовлетворительной зоне находятся США — 67,4% (См. рис. 2) и Российская Федерация — 61,5%. | | | Рис. 2. Способность к выживанию США
Источник: составлено авторами на основе данных [9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 29] | США по географическим условиям, численности населения, ядерным силам находятся в оптимальной зоне. Вместе с тем, следует отметить, что они ни по одному из интегральных показателей не имеют высшего балла — 100%. Для примера, Россия по трем интегральным показателям: географическим условиям — 100%, природным ресурсам — 100%, ядерным силам — 100% занимает первое место в мире. Самым слабым звеном в США являются природные ресурсы — 34%, которые находятся в опасной зоне. США потребляют на 40% больше кислорода, чем способна генерировать данная территория за счет фотосинтеза. Кроме того, производят ВВП, чуть больше 15% от мирового объема, а потребляют 40% и эту дельту они направляют не на мир и процветание стран и народов, а на войны и неоколониализм. Этот вывод справедлив и для Европейского Союза. Выход из этого опасного положения страны Запада осуществляют за счет неоколониальной политики присвоения ресурсов других стран мира.
В неудовлетворительной зоне находится национальная мораль — 50% и политическая стабильность США — 49%. Сегодня, бренд «Америка», созданный с использованием маркетинговой стратегии и информационных технологий, улетучивается. В основе бренда была заложена свобода, справедливость и деньги. В США сегодня нет ни обещанной свободы, ни справедливости, ни легких денег, так как США самый большой банкрот в мире. Госдолг США в 2023г. достиг потолка и составил -$31,4 трлн [19]. Налоговые поступления в бюджет США 2023-го года оказались ниже плановых показателей. Поэтому был еще больше увеличен государственный долг страны.
Исследование Бостонского университета «Имидж американцев в глазах следующего поколения людей» показал, что: «американцы вспыльчивы, меркантильны, имеют тягу к господству над другими, презрительно относятся к людям, непохожим на них, безразличны к тяжелому положению бедняков и несклонны к миролюбию». Сегодня не только молодежь, но и средний класс весьма низко оценивает современную репутацию США. Кроме того, и американский бизнес, и дипломатия отмечают: «Тревожный рост антиамериканских настроений свидетельствует о кризисе, серьезно угрожающем деловым проектам... и торговым маркам США... наша культура заполнила все вокруг, а глобальная экспансия американских компаний в сфере бизнеса имеет целью несправедливую эксплуатацию чужих ресурсов». [7c.80] Национальную мораль США разъедает ржавчина внутренних конфликтов, прежде всего, на расистской почве, непримиримые противоречия между белым населением, афроамериканской расой и латинос. За последние три года в США рост преступности превышает рост криминала в странах Африки, где идут военные конфликты. Внутриполитическая борьба в США продолжает оставаться сложной, и действующая власть старается нарастающее напряжение перенести за территорию США на внешний контур.
США теряют мировые позиции, а соответственно и Запад в целом. Дело в том, что основой богатства США является статус доллара, как мировой инвестиционной и резервной валюты. США пока остается не — подконтрольным эмиссионным центром мира. И сегодня Россия вместе с партнерами по ШОС и БРИКС начала процесс дедолларизации мировой экономики, переходя на взаиморасчеты в национальных валютах. Следует отметить, что уже 19 стран высказали свое желание стать членами БРИКС. Это свидетельство того, что в мощь США уже не верят. Предсказывая развитие мировых событий, в прошлом году на страницах журнала (См. [3, c. 21]) было показано, что настало время выйти за рамки экономики и возобновить процесс широкой интеграции на постсоветском пространстве, а также расширять взаимодействие с другими близкими по духу евразийскими государствами и интеграционными структурами. Мир начал трансформироваться: на основе ЕАЭС может образоваться новый полюс интеграционного объединения, в новой комбинаторике ЕАЭС, ШОС+ и АСЕАН. По существу, это будет самый мощный региональный рынок — «Большая Евразия» с численностью населения 4 млрд человек или более половины населения всего мира и совокупным объемом ВВП по ППС в размере 51 трлн долларов (более 40% мирового ВВП).
Российской Федерации необходимо становиться мировым центром силы, а не периферией Запада. Иллюзорная экономика Запада четко проявляется при анализе динамики роста ВВП стран мира за последние 32 года, с момента распада СССР и мировой социалистической системы. Если 1990 год принять за 100%, то индекс роста ВВП развивающихся стран в 2022 году составит 443%, мира в целом — 295%, США — 214% и ЕС — 172% (См.Рис.3). Таким образом, динамика развития экономики США и ЕС значительно ниже среднемировых темпов экономического роста, в США в 1,71раза, а в ЕС в 2,7 раза. Еще больший разрыв мы наблюдаем по отношению к развивающемся странам. В США темпы роста ВВП ниже, чем в развивающихся странах в 3раза, а в ЕС — в 4,76 раза. Т.е. получается, что ЕС за этот период имел такие же темпы роста, как и СНГ. Логичный вопрос — а зачем мы копировали Запад, зачем мы туда стремились и кто и для чего нас туда вел?
Потенциал экономического роста к 1990 году в США и на Западе в целом отсутствовал, была стагнация и они входили в системный кризис. Только развал СССР и стран соцлагеря дал возможность Западу изъять ресурсы из наших стран для своего развития. Да и это не спасло, ресурсов хватило до кризиса 2007 года. США, чтобы не допустить финансовый кризис и экономическую рецессию обеспечили полное подчинение властей ЕС своему диктату. В результате, Германия, которая считалась одной из самых влиятельных стран в современном мире, имела самую сильную экономику в Европе, была политическими авторитетом и экономическим донором среди стран ЕС, сегодня вошла в экономическую рецессию. Германия теряет интерес инвесторов, а отсутствие природных ресурсов, рост внутриполитических проблем только усугубит ситуацию, которая, с большой вероятностью, закончится финансово-экономическим кризисом с последующим крахом еврозоны. Причем модернизировать западную модель бесполезно, потому что сама природа этой модели экономики — кризисная, а сам неоколониальный капитализм оказался токсичным как человечеству, так и окружающей природной среде. | | | Рис. 3. Динамика ВВП, 1990 = 100
Источник: составлено авторами на основе данных МВФ и ВБ [20, 24] | Китай, в 2021 году по объему ВВП (по ППС) вышел на первое место в мире — $27 312 млрд (18,56% от мирового объема ВВП), обогнав США и ЕС (15,69% и 14,85% соответственно) [20]. По способности к выживанию КНР (общая оценка — 52,7% (см. рис. 4)) находится в неудовлетворительной зоне. По уровню слабости Китай — 42,8% находится на уровне России. | | | Рис. 4. Способность к выживанию Китая
Источник: составлено авторами на основе данных [9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 29] | Слабым звеном в общей оценке способности к выживанию Китая являются природные ресурсы — 17,4%, которые находятся в критической зоне. Географические условия — 42,2% для Китая находятся в неудовлетворительной зоне. Территория Китая — 9,6 млн км², из них в 2,5 млн км² непригодна к проживанию, так как ее занимают горы. Поэтому страну отличает большая плотность населения — 148,5 чел/км² [11]. По численности населения, Китай находится в удовлетворительной зоне — 1412 млн чел. В то же время, с позиций выживания, этой площади недостаточно, так как огромное количество населения является не только преимуществом, но и недостатком. Доходы населения КНР увеличиваются, соответственно увеличивается спрос в том числе и на ресурсы, которые в Китае и Индии находятся в критической зоне. При этом запасы природных ресурсов в США, как уже отмечалось, находятся в опасной зоне, а ЕС объединяет страны с минимальными ресурсами (имеющие минеральные сырьевые ресурсы Норвегия и рыбные — Исландия и Гренландия (часть Дании) не вошли в ЕС). Главный вывод: для своего развития США, Западу в целом, Китаю и Индии невозможно обойтись без ресурсов России. Не будет ресурсов — не будет развития. Из этого вывода, с учетом объективной реальности, России необходимо кардинальным образом пересмотреть свою внешнюю политику, в т.ч. и внешнеэкономическую. В частности, Российская Федерация может создать принципиально новую, востребованную рынком трехконтурную финансово-монетарную систему превратив в перспективе национальную валюту в региональную свободно конвертируемую, расчетную, диверсифицированную, резервную валюту.
Мировая взаимозависимость четко прослеживается на рис. 5, в котором приведено сравнение способностей стран к выживанию четырех лидеров многополярного мира. | | | Рис. 5. Сравнительные характеристики стран к выживанию
Источник: составлено авторами на основе данных [9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 29] | Индия, вышла на первое место в мире по численности населения — 1435 млн чел. обогнав Китай. Доля населения Китая в мире составила 17,78%, а доля населения Индии 17,80% от общемировой численности, при территории 3287 млн км² [26]. Но в таком количестве населения, как уже отмечалось, есть не только сила, но и риск, связанный с тем, что население необходимо трудоустроить, обеспечить питьевой водой, продуктами питания, жильем, энергией, социальными услугами, экологией и т.д.
Общая оценка способности к выживанию Индии составила 34,9% (см. рис. 6), что свидетельствует о ее нахождении в опасной зоне. Самым слабым звеном в общей оценке Индии являются природные ресурсы — 10,3% и географические условия — 13,3%, которые оба находятся в критической зоне. Особо следует отметить, что Индия по экономической мощи существенно превосходит Россию, ее оценка — 27,7%. Объем ее ВВП (по ППС) составила $10 218 млрд, или 6,95% от объема мирового ВВП, в России — 3,07% [20]. Особое внимание следует обратить на то, что Индия продает в год до 150 млн программных продуктов, тогда как Китай 100 млн, а Россия, всего лишь 5 млн. Также следует отметить, что в Китае и Индии быстрыми темпами развивается внедрение робототехники и целого ряда новых технологий и инноваций. Это говорит о том, что разрыв с Западом не приведет Россию к потере новых технологий и инвестиций. Во-первых, Запад никогда и не предоставлял их нам, начиная с Советского Союза и заканчивая сегодняшней Россией. Во-вторых, они только выкачивали ресурсы и интеллектуальный капитал России, осуществляя неэквивалентный обмен. | | | Рис. 6. Способность к выживанию Индии
Источник: составлено авторами на основе данных [9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 29] | В условиях глобального противостояния с Западом, кардинального разворота политики партнерства России на Восток и Юг наша страна получает реальный шанс выстроить со странами членами ШОС и БРИКС отношения эквивалентного товарообмена и свободного доступа к инвестициям и технологиям. В этой связи нельзя согласиться с позицией тех ученых, которые считают, что вместо «младшего партнера» Запада, Россия становится «младшим партнером» Китая. Такая оценка игнорирует принципиальные отличия западного и восточного партнерства России. Со странами Запада наше партнерство носило индивидуальный характер, т.е. Запад навязал каждой стране СНГ отдельное соглашение о партнерстве с ЕС. В результате, во-первых, было разрушено единство стран СНГ, которым в качестве условия сотрудничества Запад вначале диктовал формулу «без России», а затем в соглашениях об ассоциации эта формула преобразовалась в позицию «против России». Во-вторых, в соглашении о партнерстве с ЕС отношения России с ведущими странами ЕС (Германий, Францией, Италией) были поставлены в зависимость от позиции антироссийских стран Прибалтики и Польши. В-третьих, страны Запада, не признавая СНГ и ЕАЭС, поставили нашу страну в неравные конкурентные условия, при которых России противостоял союз 28 (27) стран, образовавших картель потребителей российских ресурсов. В-четвертых, партнерство с Западом закрепляло и усиливало доминирование доллара и евро.
Партнерство России со странами Востока носит принципиально иной — коллективный характер. Страны ШОС и БРИКС признают равноправным партнером ЕАЭС, где ведущую роль играет Россия. Китай, Индия, Иран идут на подписание соглашений с ЕАЭС в целом, а не только с каждой страной в отдельности. В результате подписания торгового соглашения ЕАЭС с КНР, соглашения о ЗСТ с Ираном, а в перспективе и с Индией усиливается единство стран ЕАЭС и конкурентоспособность этого союза, в рамках которого создаются зерновые, газовые, и т.п. картели. Принципиальное значение имеет, что восточные партнеры России также решительно выступают против мирового господства американской валюты и в своих соглашениях с ЕАЭС и в рамках ШОС предусматривают переход взаиморасчётов в торговле на национальные валюты. При этом, конечно, России нужно защищать отечественного товаропроизводителя, предоставляя промышленные субсидии национальным компаниям, вводя и увеличивая утилизационные сборы там, где имеется угроза демпинга со стороны ряда предприятий Востока. Вместе с тем, разворот на Восток и Юг, должен рассматриваться, прежде всего, через призму безопасности, чтобы исключить ошибки, допущенные в отношениях с Западом.
Подводя итог вышеизложенному, можем сделать вывод, что, проведенное нами ранее исследование России в геополитических и геостратегических измерениях (См.[3]) было комплексным и позволило сформировать достоверную картину ситуации, с высокой долей вероятности спрогнозировать тенденции развития глобальных процессов и явлений, предложив конструктивные рекомендации. Мир не стоит на месте и проблема «способности к выживанию» становится еще более актуальной для России (ЕАЭС) и других государств ШОС и БРИКС. При этом необходимо видеть глубинные причины процессов, а не только следствия.
Мы уверены, что исследование будет не полным, если рассматривать проблему только с позиций национального (национальных интересов страны), регионального, геоэкономического, геостратегического и геополитического уровней, но не исследовать ее в перспективе системно на цивилизационном уровне. Сквозь призму цивилизационного подхода вырисовывается более полная картина мира по сравнению с анализом, проводимым в рамках 5 предыдущих уровней исследования. Сегодня, в самый критический момент истории, Россия может сыграть роль державы-цивилизации, способной развернуть движение человечества с катастрофического пути на путь безопасного развития человечества в гармонии с природой, формирования новой духовно-нравственной хозяйственной системы и нового человека для новой ноосферной цивилизации.
Экономическая безопасность
Проведенный выше анализ способности к выживанию Российской Федерации показал, что она пока по сравнению с другими лидерами глобализации (США, КНР, Индия) существенно отстает от них по уровню экономической мощи. Последнее во многом характеризуется уровнем экономической безопасности. Поэтому перенастройка системы социально-экономического управления, в том числе стратегического планирования, на достижение оптимального уровня экономической безопасности обеспечит раскрытие потенциала быстрого повышения экономической мощи страны, достижение ее экономического суверенитета и независимости. За счет этого способность к выживанию России приблизится или достигнет оптимального значения.
Авторами было проведено комплексное исследование экономической безопасности России за 2013–2015 гг. на основе таких методов научного исследования, как системный подход и системный анализ. Были предложены Методические рекомендации для расчета уровня экономической безопасности России исходя из 32 внешних, и 73 внутренних угроз экономической безопасности с расчетом интегральных индексов в разрезе 9 основных подсистем экономической безопасности, на основе оценки 143 отдельных индикаторов, с определением нормированных значений их весовых коэффициентов. По каждому из 143 индикаторов были проведены характеристические значения по 10 уровням экономической безопасности. Данное исследование дало нам возможность получить реальную комплексную оценку системы экономической безопасности в разрезе ее основных подсистем за 2013–2015 гг., и на этой основе провести системный анализ, разработать антикризисную стратегию и предложить механизмы обеспечения экономической безопасности России, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу.
Проделанная работа послужила отправной базой для последующих исследований и сегодня мы можем провести сравнительную динамику интегральных показателей экономической безопасности России за период 2013–2022 гг., убедиться в точности прогнозов и откорректировать выводы и предложения с учетом новых ситуаций, вызовов и угроз.
Следует вкратце напомнить, что реально проблемы начали формироваться в 2013-м предшествующим западным санкциям году, система экономической безопасности России находилась в неудовлетворительной зоне, ее оценка составляла 58,3% (см. рис. 7) в том числе основные подсистемы экономической безопасности характеризовались следующими значениями: энергетическая — 72,4%, продовольственная — 60,5%, финансовая — 72,3% находились в удовлетворительной зоне, все остальные подсистемы — в неудовлетворительной. Самый низкий уровень был в демографической зоне безопасности — 45,9%. В то же время, ни одна из основных подсистем не находилась в критической или в опасной зоне. | | | Рис. 7. Комплексная оценка системы экономической безопасности в разрезе ее основных подсистем за 2013 год
Источник: [3, c. 70] | В 2014 г., из-за западных санкций, последствий вступления в 2012 г. в ВТО, прекращения иностранных инвестиций, допущенных ошибок, прежде всего, в инвестиционной политике, произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал, рост ВВП снизился до 100,7%. Показатели системы экономической безопасности высветлили самое слабое звено, которое явилось причиной экономической стагнации. Так, уровень экономической безопасности в целом составил 56,20%, снизился на 2,1 п.п. и еще больше углубился в неудовлетворительную зону. Больше всего просела инвестиционно-инновационная безопасность на 12,1 п.п., ее интегральный индекс составил 41,4% максимально приблизившись к пороговому значению опасной зоны (см. рис. 8). Инвестиционно-инновационная безопасность, которая у всех быстрорастущих стран является драйвером роста, в российской экономике стала самым слабым звеном и потянула за собой финансовую безопасность, снижение составило 6,5 п.п. и соответственно, снижение макроэкономической безопасности на 3,9 п.п. | | | Рис. 8. Комплексная оценка системы экономической безопасности в разрезе ее основных подсистем за 2014 год
Источник: [3, c. 71] | По нашему мнению, сигнал экономической безопасности услышан не был, продолжали сокращаться инвестиции в основной капитал и достигли минимального уровня в 18% от ВВП, что на 35% ниже минимально-необходимой потребности для развития экономики. Соответственно не были приняты своевременные меры по исправлению ситуации, что привело к негативным последствиям в экономике в 2015 г. и ее стагнации в последующие годы. Система экономической безопасности на появления диспропорции отреагировала сразу. Уровень экономической безопасности в 2015 г. снизился по отношению к 2014 г. на 3 п.п. Самым слабым звеном снова оказалась инвестиционно-инновационная безопасность, интегральный индекс которой составил 32,5% (см. рис.9), что означает нахождение ключевой подсистемы, обеспечивающей эконмический рост, в опасной зоне. Кроме того, в создавшихся условиях, из-за давления внешних игроков на Россию произошло снижение внешнеэкономической безопасности на 12,1 п.п., и соответственно снижение макроэкономической безопасности на 7,9 п.п. В условиях резкого сокращения инвестиций в основной капитал, причем за счет всех источников, включая банковский сектор и самые крупные компании России, в этот же самый период в 15 раз сократились объемы прямых инвестиций в Россию, параллельно сократились и экспортные поступления, существенно снизился индекс условий торговли, зато резко вырос чистый вывоз капитала частным сектором из России. Только в 2014 г. было вывезено-$153 млрд. В этот же период снизился уровень монетизации (с 47,4% в 2013 г. до 45% в 2014 г. и произошел рост ключевой ставки ЦБ с 5,5% в 2013 г. до 17% в 2014 г. и рост долларизации экономики с 27,2% в 2013 г. до 40,6% в 2015 г. [23]Это все объяснялось политикой сдерживания инфляции. Однако реально инфляция не снизилась от снижения монетизации и повышения ключевой ставки, а наоборот повысилась с 6,47% в 2013 г. до 11,35% в 2014 г. и до 12,91% в 2015 г. [23] | | | Рис.9. Комплексная оценка системы экономической безопасности в разрезе ее основных подсистем за 2015 год
Источник: [3, c. 71] | Неготовность обеспечить надежный механизм экономической безопасности, проведение своевременного мониторинга ситуации и отсутствие системы стратегического планирования, не позволило нейтрализовать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Все эти действия ослабляли экономическую мощь России. В результате объем ВВП России сократился с 2,75% от объема мирового ВВП в 2013 г. до 1,65% в 2015 г., т.е. доля России в мировом ВВП сократилась в 1,67 раза. Это, соответственно, негативно отразилось на ее геополитическом и геоэкономическом весе в мире.
Проведенный нами анализ экономической безопасности за период 2020–2022 гг. подтвердил правильность наших выводов и рекомендаций 2015 года. Так, в результате достаточно эффективных действий Правительства России и ЦБ денежная масса увеличилась с 44,5% до 55% [25]. Россия вышла из критической зоны сжатия денежной массы, но уровень инфляции не повысился. Кроме того, повышение денежной массы будет происходить и в 2023 году, а прогноз по инфляции свидетельствует, что она в годовом выражении будет 3,6% по состоянию на апрель, что соответствует целевому показателю денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Практика 2022 г. показала, что инфляция в России носит немонетарный характер и проведение целевой, безналичной денежной эмиссии никак не приведет к росту инфляции в стране. Поэтому при всем значении динамики инфляции, роста ВВП других макроэкономических показателей, только уровень экономической безопасности может быть обобщающим целевым показателем экономической стратегии России.
Проведенные расчеты интегральных индексов экономической безопасности России свидетельствуют о том, что, несмотря на колоссальное давление Запада, Правительство РФ, в целом, смогло обеспечить защищенность жизненно важных интересов национальной экономики от внутренних и внешних угроз, не допустило финансово-экономического кризиса в стране и сохранило социально-политическую стабильность общества.
Также не подтвердились прогнозы коллективного Запада во главе с США, ведущие беспрецедентную санкционную войну против России, о разрушении национальной экономики. Катастрофы не произошло, национальная экономика имела соответствующие резервы и Правительством РФ были приняты определенные меры, которые не позволили потерять управляемость экономики и ввергнуть ее в кризис.
Так, если в начале 2022 года МВФ, ВБ и другие международные финансовые организации прогнозировали двухзначное падение российской экономики, то их оценки не оправдались. Сокращение реального объема ВВП за прошлый год составило лишь 2,1% [22]. Следует обратить внимание на то, что как и в 2014 году, отток капитала из России в 2022 году составил $214 млрд [25]. И это произошло в условиях беспрецендентной санкционной войны против России и изъятия международных резервов ЦБ РФ и финансовых ресурсов Фонда благосостояния. Это нанесло очень сильный удар по экономической безопасности страны.
Системный анализ комплексной оценки экономической безопасности России и ее основных подсистем за 2022 г. показал, что наиболее слабыми звеньями экономической безопасности являются макроэкономическая и социальная, наиболее благополучные сферы: энергетическая, продовольственная и финансовая сфера (см. рис. 10). | | | Рис. 10. Комплексная оценка экономической безопасности России в разрезе ее основных подсистем за 2022 год
Источник: составлено авторами на основе данных [22, 23, 24, 25] | Комплексная оценка экономической безопасности за 2022 год составила 59,3%. Это означает, что, хотя в целом экономическая безопасность за 2022 год находится в неудовлетворительном состоянии, ее уровень вырос по сравнении с 2015 годом (был 53,2%). Также можем констатировать, что производственная, энергетическая, продовольственная и финансовая подсистемы экономической безопасности находятся в удовлетворительной зоне. В то же время такие подсистемы, как: демографическая, внешнеэкономическая, инвестиционно-инновационная и социальная безопасность находятся в неудовлетворительной зоне. Особую обеспокоенность вызывает состояние макроэкономической безопасности, которая находится в опасной зоне. Нужно отметить, что в 2020 г. (60,8%, см. рис. 11) и 2021 г. (62,1%, см. рис. 12), впервые за последние 32 года экономическая безопасность России находилась в удовлетворительной зоне. | | | Рис. 11. Комплексная оценка экономической безопасности России в разрезе ее основных подсистем за 2020 год
Источник: составлено авторами на основе данных [22, 23, 24, 25] | | | Рис. 12. Комплексная оценка экономической безопасности России в разрезе ее основных подсистем за 2021 год
Источник: составлено авторами на основе данных [22, 23, 24, 25] | Сопоставимый анализ динамики экономической безопасности в разрезе основных подсистем (2013–2015 гг.) и (2020–2022 гг.) приведен на рис.13. Превышение показателей экономической безопасности в 2022 году, 2021–2020 годах по сравнению с 2015 годом, когда не было такого внешнего санкционного давления, означает, что причины негативной экономической ситуации носили в основном внутренний характер и связаны, прежде всего, с низкой эффективностью инвестиционно-инновационной и денежно-кредитной политики, недостаточным уровнем качества и эффективности системы стратегического управления и планирования.
Анализ динамики экономической безопасности России и ее подсистем показывает, что очень важно увязать экономику в единое целое, она должна функционировать как целостная, защищенная, самоорганизующаяся система. И эту главную задачу по сборке всех звеньев национальной экономики и приведению всех сторон экономической политики к общей национальной цели, обеспечивает неуклонное повышение экономической безопасности. В результате, в противостоянии с Западом, существенно усилится способность России к выживанию. | | | Рис. 13. Сравнительные характеристики комплексных оценок системы экономической безопасности России
Источник: составлено авторами на основе данных [22, 23, 24, 25] |
| |
|
|