| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Карпова С. В. профессор Департамента маркетинга и спортивного бизнеса
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук Васильев А. Ю. аспирант факультета экономики и бизнеса
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)
| |
| | В статье рассмотрены управленческие факторы, влияющие на поведение потребителей в условиях реализации национальных проектов (НП), напрямую связанных с оценкой управленческих факторов, которые разделяются на потребительские и корпоративные. Показано, что реализация НП должна осуществляться с учетом повышения качества жизни разных групп населения, их мотивации к ответственному потреблению. Представленные инструменты управленческих факторов позволяют осуществить взаимосвязь государства и бизнеса при реализации национальных проектов. | Ключевые слова: качество жизни, национальные проекты, ответственное потребление, потребительское поведение, потребительские и корпоративные показатели, управленческие факторы, факторы культуры и субкультуры | УДК 658.71; ББК 65.41 Стр: 125 - 129 | Сегодня Россия переживает сложный этап своего социально-экономического развития — выбор национальной модели экономики, адекватной закономерностям глобальной цифровой трансформации и ориентированной на увеличение благосостояния граждан. Именно динамика потребления, степень удовлетворения потребностей выступают индикаторами эффективности реализации такой модели, задают стимулы и ограничения для инновационного развития, повышения конкурентоспособности страны в условиях глобальной гиперконкуренции.
Традиционно потребление является важнейшей сферой жизнедеятельности современного общества, обеспечивая всестороннее развитие человека, его потенциала, формирует систему потребностей и способов их удовлетворения. Потребители выступают ключевыми субъектами экономики, поскольку более половины ВВП стран формируется за счет потребительских расходов домашних хозяйств, колебания которых приводят к экономическим подъемам или спадам. С другой стороны, объемы сбережений, имея непосредственную связь с потреблением, определяют устойчивые уровни капиталовооруженности, а, следовательно, являются параметрами экономического роста и благосостояния общества в целом.
На микроуровне выбор модели экономического поведения определяет благосостояние субъекта и его семьи в будущем, на макроуровне — совокупность решений потребителей об объемах, структуре и характере потребления и сбережения приводит к мультипликативному эффекту, определяющему темпы роста экономики, уровень занятости и др.
На наш взгляд, трансформация потребления — это есть объективный процесс глубоких структурных изменений, приводящий к преобразованию субъектов и объектов потребления, расширению потребительского выбора и изменению моделей потребления под влиянием исторически обусловленных факторов.
Согласно прогнозам экспертов, через 30 лет могут потребоваться ресурсы трех планет, чтобы обеспечить все население Земли необходимыми ресурсами. Во всем мире растет обеспокоенность общества, правительств, бизнес-сообществ текущими и будущими последствиями применения линейной экономической модели «взять — произвести — потребить — выбросить» (коричневая экономика). Линейная экономика приводит к исчерпанию ресурсов, росту отходов и загрязнению окружающей среды. Именно поэтому, в условиях глобальных вызовов, современным обществом должны быть созданы новые модели производства и потребления.
Вопросы устойчивого развития экономики России включают экономическую, экологическую, социальную устойчивость и зависят от эффективности внедрения национальных проектов, при реализации которых важно учитывать качество жизни разных групп населения, их мотивацию к ответственному потреблению.
Первоначально в основе концепции устойчивого развития лежала идея о реализации ограничительных мероприятий в сфере охраны природы и демографии. Однако на практике выяснилось, что политика запретов не приносит желаемых результатов. В этих условиях стало понятно, что одним из ключевых аспектов целей устойчивого развития должна стать ликвидация бедности, оказывающая положительное влияние на экономическое поведение потребителей и приобретающее все более экологическую направленность. Появились стандарты потребления [1].
Экономическая устойчивость включает в себя понимание того, что все ресурсы на планете ограничены, поэтому необходимо использовать их с умом и экономно. Приобретение товаров высокого качества, которые служат долго, предпочтение продуктам из местных источников и магазинов, усиливают экологическую устойчивость, включающую понимание того, что характер потребления имеет большое влияние на природу и окружающую среду. Мы должны стремиться к выбору товаров, которые производятся с минимальным воздействием на окружающую среду, включая переработанные продукты.
Ресурсы потребителя включают в себя не только денежные средства, но и время, знания, опыт, способности и прочие ресурсы, которые потребитель может использовать для приобретения товаров и услуг на рынке. Ресурсы потребителя могут быть ограниченные или неограниченные, что также влияет на его поведение на рынке. Потребительское поведение — сложный процесс, который включает в себя выбор и покупку товаров или услуг, а также все последующие действия, которые связаны с ними.
Национальные проекты. Важно отметить, что в рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. [2], которые напрямую влияют на реализацию национальных проектов, ставится необходимость прорывного развития Российской Федерации через увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытие таланта каждого человека. В частности, в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 определены следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года:
а) сохранение населения, здоровья и благополучия людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
Например, в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» Указом Президента РФ были установлены следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:
– обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
– повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
– снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
– увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлены следующие целевые показатели:
– улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год;
– улучшение качества городской среды в полтора раза;
– обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
– создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
– снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза.
– ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
Информация о достижении показателей национальных проектов (целей и программ) формируется в информационной системе проектной деятельности и включается в отчетность в автоматическом виде на основании данных, загружаемых из иных информационных систем.
В условиях санкционного давления на российскую экономику, был изменен порядок исполнения национальных проектов (программ). Соответствующие особенности их реализации были утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 628 [3].
Особое влияние на развитие российской экономики при реализации национальных проектов оказывает цифровая революция, которая привела к глубоким структурным изменениям воспроизводственного процесса, в том числе и потребления. Кроме того, в последнее десятилетие особый акцент в экономической науке делается не на измерении производства и повышении его эффективности, а на оценке благосостояния, доходов и потребления.
Для оценки влияния управленческих факторов при реализации национальных проектов приведем некоторые особенности подхода к анализу потребностей, целей и ценностей человека.
1. Модель человека в социально-экономических системах отличается от модели «экономического человека», т.к. учитывает взаимосвязи потребностей, целей, а также ценностей и потенциала человека.
2. Общая теория потребностей учитывает индивидуальные особенности людей и, что особенно важно для практики, объясняет механизм формирования и изменения потребностей. Доказано, что все известные модели потребностей (А. Маслоу, Ф. Герцберга и др.) являются частными случаями общей теории потребностей.
Качество жизни — степень удовлетворенности потребностей человека, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к личным притязаниям. Большинство авторов исходит из того, что в каждом человеке уживаются как добро, так и зло; альтруизм и эгоизм. По мнению американского психолога К. Роджерса: тот факт, что в глубинах души человек иррационален, не социализирован, разрушителен по отношению к другим и себе — это представление принимается почти без сомнений. Среди тех, кто не разделяет мнение о природной агрессивности человека, К. Роджерс называет А. Маслоу. На основе собственного клинического опыта психолог приходит к выводу, что «внутреннее ядро человеческой личности является и самосохраняющим, и социальным» [4].
Концепция качества жизни, согласно взглядам академика В.И. Вернадского и французского ученого Тейяра де Шардена — это развитие интеллектуальных поисков, и, в частности, идеи «ноосферы», которая относится к сфере разумно организованного взаимодействия общества и природы. С ХХI века категория качества жизни становится символом цивилизации, характеризует прогресс и степень выживаемости общества. Ключевыми задачами общества применительно к концепции качества жизни приняты: обеспечение физического и морального здоровья общества, гармонизация условий труда, развитие физической культуры, массового спорта и т.п. Сегодня недостаточно исследовать качество жизни — как сводного показателя, который характеризуется степенью удовлетворенности потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Важно создать обоснованную систему оценок такого показателя и мотивировать человека не только уделять внимание качеству жизни, но и стремление повышать это качество.
Влияние управленческих факторов, определяющих ответственное потребление отдельных групп населения. К управленческим факторам, влияющим на ответственное потребление можно отнести такие показатели, как:
1) потребительские: мотивация, временные ресурсы, знания и опыт, способности потребителя, вкусы и предпочтения потребителей;
2) корпоративные: реклама, ценообразование, подарки, бонусы и скидки, продуктовая политика, исследование рынка и конкурентов, клиентские отношения, социальные сети.
Рассмотрим подробно каждый показатель управленческих факторов, определяющий ответственное потребление отдельных групп населения. Как правило, потребители принимают управленческие решения на основе своих потребностей, желаний и мотивации.
Мотивация — процесс, в результате которого у потребителя появляется желание осуществить ту или иную деятельность. Мотивации могут быть различными, они могут диктоваться жизненной ситуацией, корыстными интересами, стремлением к самореализации, желанием получения удовольствия, узнаваемости и прочее. Каждый из нас имеет свои мотивации и они могут быть как сознательными, так и бессознательными. Мотивации оказывают большое влияние на потребительское поведение клиента, поскольку они формируют его потребности и желания. Например, если у потребителя есть мотивация получить удовольствие от покупки, то ему будут интересны товары, которые способны доставить это удовольствие. Если у него есть мотивация, вызванная корыстными интересами, то он будет искать товары с более выгодными характеристиками [5].
Мотивация также является важным фактором в процессе выбора товаров или услуг. Клиенты выбирают товары в соответствии со своими потребностями и мотивациями. Например, если у клиента есть мотивация заботиться о своем здоровье, то он будет выбирать продукты, которые считает полезными для своего здоровья. Если у него есть мотивация показать свой социальный статус, то он будет выбирать брендовые товары [6].
Мотивации также влияют на то, как клиент будет реагировать на маркетинговые коммуникации. Если у потребителя есть мотивация получить новые знания, то ему будут интересны рекламные материалы, которые предлагают новые знания и умения. Если у него есть мотивация получить выгоду, то ему будут интересны промо-акции и специальные предложения [5].
Можно сказать, что мотивации играют очень важную роль в формировании потребительского поведения клиентов. Они определяют потребности и желания клиентов, влияют на их выбор и поведение, а также на их восприятие маркетинговых коммуникаций. Поэтому, чтобы успешно продвигать свой товар или услугу, необходимо учитывать данный аспект и использовать его в маркетинговых стратегиях.
Нужно отметить, что в современном мире потребительское поведение стало одной из ключевых составляющих общественной жизни. Покупательные привычки и предпочтения людей меняются с течением времени и сегодня представляют собой сложную систему, основанную на множестве факторов. Среди них есть мотивы, а именно некие индивидуальные причины, которые заставляют человека приобретать определенный товар или услугу. Классификация мотивов — это один из основных инструментов анализа потребительского поведения, позволяющий выявить его главные причины.
Существует множество классификаций мотивов потребительского поведения, каждая из которых основана на своих особенностях. Наиболее распространены следующие классификации [7].
1. По характеру мотивов делятся на позитивные и негативные. Позитивные мотивы включают в себя желание получить удовольствие или пользу от покупки, улучшить качество жизни и привлекательность своей внешности. Негативные мотивы, вследствие нежелания лишиться чего-то или преодолеть неприятности, например, приобретая предметы первой необходимости.
2. По степени сознательности мотивов. В данном случае выделяются осознанные причины покупки и неосознанные, когда потребитель делает заявку на самый немыслимый товар, из-за неявных факторов — рекламных лозунгов, смежных товаров, благозвучного названия и т.д.
3. По источнику мотивации. Здесь можно выделить альтруистическую мотивацию, связанную с желанием помочь другим людям, эгоистическую — когда основной интерес связан с личными интересами и желаниями, и стимуляционную — приобретение товара с целью получения каких-либо вознаграждений.
4. По уровню воздействия мотивов на покупательское поведение. Распространена шкала мотивации, где выделяются основные уровни мотивации — биологический, социальный, личностный и самореализации. Каждый уровень имеет свои особенности и соответствующие мотивы.
5. По форме мотивации. Отличаются общие и специфические мотивы. Общие мотивы, как правило, связаны с удовлетворением базовых потребностей человека (продукты питания, одежда, жилье). Специфические мотивы возникают в зависимости от ситуаций и глубинных установок личности.
6. По типу мотивации. Выделяют следующие типы мотивации: потребностно-мотивационный, когнитивно-мотивационный, эмоционально-мотивационный и т.д.
Так, концепция SABONE (Securite, Affection, Bien etre, Orgueil, Nouveaute) была разработана Жаном-Франсуа Кроларом во Франции в 1966 году. Она предполагает, что восприятие потребителем продукта зависит от удовлетворения пяти основных потребностей: 1)безопасность, 2)привязанность, 3)комфорт, 4)гордость и 5)новизна.
Рассмотрим каждую из этих потребностей подробнее [8].
1. Безопасность относится к потребности в чувстве спокойствия и защищенности. Потребитель, приобретая продукт, стремится к тому, чтобы он был безопасен в использовании, не вызывал опасности для его здоровья и жизни. Продукты, которые удовлетворяют потребность в безопасности, могут включать в себя медицинские препараты, автомобили и бытовую технику.
2. Привязанность означает потребность в чувстве принадлежности и родственности. Потребители стремятся к тому, чтобы продукты были напоминанием о людях или местах, которые им дороги. Продукты, которые удовлетворяют потребность в привязанности, могут включать в себя сувениры, подарки и предметы, на которых изображены любимые персонажи.
3. Комфорт относится к потребности в удобстве и удобстве использования. Потребители стремятся к тому, чтобы продукты были легкими в использовании и не вызывали дискомфорта. Продукты, которые удовлетворяют потребность в комфорте, могут включать в себя мягкие и удобные мебель, косметические препараты и термокружки.
4. Гордость относится к потребности в чувстве достижения и привилегий. Потребители стремятся ко всему, что символизирует статус и престиж. Продукты, которые удовлетворяют потребность в гордости, могут включать в себя роскошную одежду, автомобили премиум-класса и другие эксклюзивные товары.
5. Новизна относится к потребности в удивлении и неожиданности. Потребители стремятся к тому, чтобы продукты были оригинальными и интересными. Продукты, которые удовлетворяют потребность в новизне, могут включать в себя искусство, моду, новые технологии и экспериментальные продукты.
В целом, концепция SABONE может помочь компаниям лучше понимать потребности своих потребителей и создавать продукты, которые их удовлетворят. Разработчики продуктов могут использовать эту концепцию, чтобы создать продукты, которые будут функциональными, удобными в использовании, уникальными и стимулирующими чувство принадлежности.
Альтернативной моделью для концепции SABONE может стать модель восьми мотивов (М8М). М8М — концептуальная модель, разработанная Валерием Тамбергом и Александром Бадьиным, которая позволяет описать мотивацию человека в рамках работы с компьютером. Модель включает в себя восемь мотивов, которые двигают человека к использованию компьютера: 1) выгода, 2) достижение, 3) узнавание, 4) эмоции, 5) безопасность, 6) регулирование, 7) комфорт и 8) деятельность.
1. Мотив выгоды — это желание получить материальную или моральную выгоду от работы с компьютером. Например, заработок на удаленной работе или выполнение задания для получения похвалы от начальства.
2. Мотив достижения — это желание преуспеть в какой-то сфере деятельности, например, в программировании или дизайне.
3. Мотив узнавания — это желание узнать что-то новое, получить новые знания и навыки.
4. Мотив эмоций — это желание получить эмоциональный опыт, например, благодаря игровому процессу или общению в социальных сетях.
5. Мотив безопасности — это желание обезопасить себя и свои данные от вредоносных программ и кибератак.
6. Мотив регулирования — это желание контролировать свою работу с компьютером и поддерживать свою продуктивность.
7. Мотив комфорта — это желание улучшить качество своей жизни с помощью работы с компьютером, например, автоматизировать рутинные задачи или улучшать свою физическую форму через интернет-занятия спортом.
8. Мотив деятельности — это желание заниматься какой-то деятельностью через компьютер, например, создавать свои проекты или играть в видеоигры.
Каждый человек мотивирован на работу с компьютером разными сочетаниями этих мотивов. Модель М8М позволяет лучше понимать, какие именно мотивы движут людьми к использованию компьютера и какие дополнительные инструменты могут быть использованы для поддержания и развития этих мотивов. Например, для поддержания мотива узнавания могут использоваться системы электронного обучения, а для поддержания мотива комфорта — системы управления домашней автоматикой. Таким образом, модель М8М является полезным инструментом для анализа мотивации пользователей компьютера и может быть использована для оптимизации процессов работы с компьютером с целью повышения продуктивности и качества жизни.
При этом нужно понимать, что поведение потребителей является одним из ключевых элементов управленческой системы. Успех бизнеса зависит от того, насколько точно предприниматель понимает потребности своих клиентов и насколько эффективно он может удовлетворить эти потребности, управляя ими через мотивацию и другие показатели.
Кроме мотивации, следующими важными показателями управленческих факторов являются временные ресурсы, знания и опыт, способности потребителя, вкусы и предпочтения потребителей.
Управление временными ресурсами также играет важную роль в поведении потребителей на рынке. Потребитель может тратить свое время на посещение магазинов, поиск и сравнение товаров, чтение и изучение отзывов и т.д. Если у потребителя мало времени, он может выбирать более удобные и быстрые способы покупки, например, онлайн-шопинг.
Знания и опыт также могут влиять на поведение потребителя на рынке. Чем больше знаний у потребителя о товарах и услугах, тем более взвешенным и продуманным будет его выбор. Опыт также важен, потому что он помогает определить наиболее эффективные способы покупки и получения желаемых результатов.
Способности потребителя могут относиться к его техническим и финансовым навыкам, а также к его физическим возможностям. Например, если потребитель не имеет технических навыков, ему может быть сложнее пользоваться новыми технологиями и приобретать товары, связанные с этими технологиями.
Вкусы и предпочтения потребителей также являются важным фактором в их поведении на рынке. Потребители могут иметь разные предпочтения в отношении товаров и услуг.
Кроме того, нужно понимать, что применение регулятивных инструментов управления ответственным поведением сегодня набирает наибольшую популярность в корпоративном секторе. Так, в современном мире управление поведением потребителя является одной из ключевых задач для любого бизнеса, который хочет добиться успеха на рынке.
Управление поведением потребителя — процесс изменения установок, мнений или действий потенциальных или существующих потребителей, с целью повышения продаж товаров или услуг. Для достижения этой цели применяются различные управленческие инструменты со стороны бизнеса.
Рассмотрим подробнее управленческие инструменты, используемые бизнесом для воздействия на потребителя.
1. Реклама — один из главных и наиболее эффективных способов воздействия на поведение потребителя. Реклама может быть размещена в различных медиа: телевизионных, радио, газетных и журнальных изданиях, на интернет-сайтах и т.д. Реклама может быть направлена на формирование позитивного образа бренда, на привлечение потенциальных клиентов, на увеличение продаж существующих товаров.
2. Ценообразование является очень мощным инструментом управления поведением потребителя. Различные стратегии ценообразования могут повлиять на потребительское поведение в разных направлениях: например, снижение цен на товары может привести к увеличению объема продаж и расширению аудитории, которое не только сэкономит деньги, но и поможет привлечь новых клиентов.
3. Подарки, бонусы и скидки. Любой потребитель любит получать подарки, бонусы и скидки — это очень хороший способ привлечения новых клиентов, а также позволяет удержать старых. Данные инструменты применяются не только в магазинах, но также и в ресторанах, гостиницах и других местах.
4. Продуктовая политика также играет важную роль в управлении поведением потребителя. Дизайн, качество и разнообразие продукции, удобство использования — все это может повлиять на решение потребителя о покупке того или иного товара.
5. Клиентские отношения — создание качественных клиентских отношений является ключом к успеху любой компании. Чем более позитивно относится клиент к бренду, тем больше вероятность, что он снова станет покупателем данной компании.
6. Исследование рынка и конкурентов может помочь бизнесмену лучше понять, что именно интересует потребителей, какие перспективы находятся на рынке в данную минуту и в каком направлении двигаться с целью управления поведением потребителя.
7. Социальные сети позволяют компаниям находить новых клиентов, учитывая их интересы и предпочтения.
Важным во влиянии на управление поведением потребителей играют референтные группы, социальные роли и статусы, возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни и тип личности (показатели социальных факторов потребительского поведения).
Референтные группы — группы людей, которые оказывают влияние на потребительское поведение человека. Данные группы могут быть различного типа: друзья, семья, коллеги по работе, знаменитости и т.д. Человек может стремиться к тому, чтобы принадлежать к определенной группе или следовать ее стилю жизни, что может повлиять на его выбор товаров и услуг.
Социальные роли и статусы играют важную роль в потребительском поведении. Каждый человек имеет свою социальную роль и статус в обществе, которые могут определять его потребности и предпочтения. Например, люди с высоким социальным статусом могут быть более склонны к покупке дорогих товаров, чтобы подчеркнуть свой статус.
Возраст и этап жизненного цикла семьи могут влиять на потребительское поведение. Люди на разных этапах жизненного цикла имеют разные потребности и предпочтения. Например, молодые люди могут быть более склонны к покупке товаров, связанных с развлечениями и технологиями, в то время как люди старшего возраста могут быть более заинтересованы в здоровье и медицинских товарах.
Род занятий может оказывать влияние на потребительское поведение. Люди, работающие в определенной отрасли, могут иметь особые потребности и предпочтения. Например, специалисты IT-отрасли могут быть более склонны к покупке новых гаджетов и технологий.
Образ жизни и тип личности могут влиять на потребительское поведение. Люди с разными типами личности имеют разные потребности и предпочтения. Например, экстраверты могут быть более склонны к покупке товаров, связанных с социальными мероприятиями, в то время как интроверты могут предпочитать более уединенный образ жизни.
Таким образом, социальные факторы тесно взаимосвязаны и влияют на формирование управленческих факторов в потребительском поведении. Оценка влияния этих факторов может помочь компаниям лучше понимать своих потребителей и создавать более эффективные маркетинговые стратегии.
При этом, современный мир характеризуется высоким уровнем развития общества и огромным разнообразием культурных традиций. Управление потребительским поведением часто зависит от фактора культуры и субкультуры, которые могут влиять на интересы, потребности и предпочтения потребителя. Культура охватывает все аспекты жизни человека, относящиеся к его верованиям, обычаям, ценностям и идеалам, которые формируют его поведение. Взаимодействие с культурой в значительной степени влияет на выбор товаров и услуг, предоставляемых потребителю. Так, например, в некоторых культурах правильные/неправильные выборы могут отличаться от традиционных европейских норм, что может влиять на спрос на товары определенных категорий.
Субкультуры, в свою очередь, отличаются от общей культуры определенными особенностями и интересами, которые формируются на основе общих значений, убеждений и предпочтений. Членство в таких субкультурах может сильно влиять на выбор товаров и услуг, а также на общее потребительское поведение. Потребительские предпочтения конкретной субкультуры могут отличаться от объективных потребностей и предпочтений в стране. Например, субкультура, которая относится к техногенной культуре, может предпочитать покупать продукты и услуги, связанные с технологиями, даже если они не являются первоочередными потребностями.
Культурные факторы также могут влиять на рекламные кампании и маркетинговые исследования, используемые компаниями для продвижения своего товара на рынке. Для успешной рекламной кампании необходимо использовать элементы, привычные для той среды, в которой они будут использоваться.
Таким образом, факторы культуры и субкультуры играют важную роль в потребительском поведении и могут влиять на выбор товаров и услуг потребителями, а также на успешность маркетинговых и рекламных кампаний. Важно учитывать эти факторы, при создании рекламных и маркетинговых стратегий, чтобы достичь максимального успеха на рынке.
Подведя итоги, можно сделать вывод о том, что управление поведением с точки зрения ответственного потребления — это концепция, основанная на ответственном и разумном отношении к потреблению товаров и услуг. Одними из ключевых, наряду с экономическими, факторами, влияющими на это поведение, являются управленческие. Важно понимать, что потребление может иметь воздействие не только на экономику и управление, но и на экологию, самоуважение, культуру и ценности человека. Оно может отразить моральные принципы и то, что действительно важно для жизни человека. Реализация национальных проектов в России и направлена, прежде всего, на улучшение жизни населения, повышения качества жизни каждого человека. Рассмотренные в статье вопросы являются важным шагом в направлении более ответственного и этичного потребления. Этика потребления — понимание того, что потребление имеет влияние на весь мир, и ответственность этого понимания. Опираясь на принципы экономической устойчивости и управленческие факторы, мы можем сделать осознанный выбор и впоследствии повлиять на будущее нашей страны и всей нашей планеты. |
| |
|
|