Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Еникеева Л. А.
докторант кафедры исследования операций в экономике
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


НОВАЯ ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Введение
К первым упоминаниям о какой-либо возможности прогнозирования будущего движения цен на основе итогов предыдущих торгов относится заметка в Wall Street Journal в конце XIX века Ч. Доу, автора индекса Доу-Джонса и теории Доу.
Позднее с появлением компьютеров набирает силу технический анализ, вобравший основные принципы и понятия этой теории, базирующийся на таких показателях предыдущих торгов, как: цена открытия и закрытия, объемы торгов как общее количество осуществленных за конкретный временной период сделок, номинированных в определенной валюте, и имеющая как и всякая теория ряд постулатов.
Всегда и повсюду рядом с теорией технического анализа следует теория фундаментального анализа, предполагающая установление связи колебаний цен финансовых инструментов с экономической ситуацией и конкретным положением торгующих стран в мировой системе, сообщениями о валютно-финансовых событиях в мире, информацией о работе бирж, колебаниями учетных ставок центральных банков, с выбранными курсами правительств в мировом сообществе, новостями средств массовой информации, слухами и ожиданиями и т.п.
В результате усиления межрыночных связей между четырьмя секторами рынка (товарным, валютным, фондовым и рынком долгосрочных обязательств), а также глобализации связей между финансовыми рынками в рамках мирового финансового пространства аналитикам, трейдерам, оценщикам приходится обращаться к теориям, методологиям, методам и моделям, как позволяющим мгновенно реагировать на стремительные изменения рыночной динамики, так и строить долгосрочные прогнозы на базе предполагаемой тенденции (тренда).
Например, существующие теория эффективного фондового рынка и теория рефлексивности каждая по-своему описывают процессы формирования рыночной цены акции, механизмы ценообразования справедливой рыночной цены акций, используя разнообразный инструментарий (от теории портфеля Г.Марковица и оценки стоимости опционов Блэка-Шоулза до волновой теории Эллиота и моделей рефлексивного взаимодействия Ю. Ичкитидзе и т.д.).
Вполне по понятным причинам каждая последующая научная теория вбирает в себя все то ценное и полезное, что предлагают предыдущие теории.
Поэтому предлагаемая теория построения моделей оценки нематериальных активов (НМА) опирается, как на постулаты теории технического, фундаментального анализа, так и использует элементы и понятия теории портфеля, учитывает наличие возможного рефлексивного взаимодействия на фондовом рынке при формулировании основных принципов, положений, проверки выдвигаемых гипотез.
Общие положения
Основными аспектами теории построения моделей оценки НМА являются в порядке значимости: определение НМА и их составляющих, принципы и постулаты, гипотезы, выдвигаемые при выборе методологии построения моделей оценки НМА.
Согласно новой теории нематериальные активы компаний как экономическая категория представляют собой портфель прав том числе и исключительных, определяемый индивидуальным набором из четырех компонент: рыночной, интеллектуальной, человеческой, инфраструктурной, связанных с реализацией обстоятельств и ситуаций в конкретных условиях места и времени и приводящих к приобретению или потере (всего актива и/ или его части) с сопутствующим убытком или прибылью (доходностью) в будущем.
Дадим краткую характеристику основным составляющим нематериальных активов:
  1. Рыночные нематериальные активы - портфель прав на НМА, обеспечивающих компании конкурентное преимущество во внешней среде и связанные с рыночными трансакциями. К объектам рыночных активов относятся контракты и соглашения, портфели заказов, каналы распределения, занимаемые сегменты рынка, деловая репутации организации, покупательская приверженность к определенным брендам, торговым маркам, товарным знакам и т.п.
  2. Человеческие нематериальные активы - портфель прав на НМА, включающий в качестве объектов человеческих активов - человеческий ресурс: цели и ценности человека, его потребности, интеллектуальный потенциал, мотивы. Это личные качества собственников, менеджмента и их деловую репутацию, общая квалифицированность персонала, владение предпринимательскими и управленческими навыками, деловые связи с клиентами и государственными структурами и пр.

  3. Инфраструктурные нематериальные активы - портфель прав на НМА, не оформленных как объекты интеллектуальной собственности, но позволяющих компании функционировать более эффективно, упорядоченно, надежно и качественно. Поэтому к объектам инфраструктурных активов относят все те технологии и ресурсы (в том числе информационные, информационный контент компании), модели взаимодействия людей в экономических системах, методы, процессы, а также промышленный, коммерческий, научный потенциал и т.п., которые делают работу компании эффективной.

  4. Интеллектуальная собственность - портфель исключительных прав на НМА, относимых к отчуждаемым результатам интеллектуальной деятельности, которые логично разделить на две комплексные составляющие: объекты авторской собственности и промышленной собственности.

Методологической основой
предлагаемой теории являются сформулированные принципы исследования НМА как целостной системы, основанные на универсальных научных положениях теории систем, принятые к разработке и используемые уже существующие инструментальные методы и экономико-математических модели.
Хотя приведенная ниже система принципов не является исчерпывающей, но она определяет методологическую основу создания новой концепции построения моделей оценки НМА:
  1. Целостность. Способность системы претерпевать изменения внутри своей оболочки и сохранять внешнюю форму и содержание в условиях взаимодействия с окружающей средой.
  2. Дискретность. Возможность деления целого образования (системы) на элементы.
  3. Гармоничность. Способность формирования связей при обмене информацией между элементами системы, целой системы и окружающей ее средой.
  4. Иерархичность как проявление закона построения отношений между элементами системы и уровнями применения методов управления (структура управления системой).
  5. Адекватность формализации системы управления НМА экономико-математическими методами.
  6. Целенаправленность. Оценка не может быть оценкой вообще, на все случаи жизни, а всегда носит целенаправленный характер с учетом особенностей конкретной ситуации, целей и задач использования НМА субъектами оценки.
  7. Сложность. Истинная ценность этих объектов проявляется в будущем, при их использовании и коммерческой реализации результатов этого использования. Так как передаются права не отдельно на каждый объект НМА, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности исключительные права на НМА при производстве нового продукта, использовании новой технологии, или ведении определенной деятельности в образовательной сфере, то есть они передаются в составе портфеля прав. Кроме того, права на объекты НМА, или портфель прав могут передаваться вместе с юридическим лицом. Вместе с компанией могут передаваться и оцениваться не только отчуждаемые, но также и неотчуждаемые права на объект интеллектуальной собственности (ИС). В таких случаях требуется оценка передаваемого портфеля прав на объекты НМА в целом или оценка всего юридического лица.

  8. Системность как основа реализации целостного подхода в исследовании сложного комплексного объекта. Основными подходами к оценке стоимости объектов НМА являются системное использование классических теорий и методов:[] доходного, поэлементного, затратного, метода сравнительных результатов продаж, ценообразования опционов, технического и фундаментального анализа, контент - анализа и пр. так как на сегодняшний день не существует единого универсального метода оценки НМА. На практике ситуаций и факторов, которые нужно по-разному учитывать и оценивать, намного больше, чем существующий арсенал методов.
  9. Уникальность. На практике не встречается полностью одинаковых портфелей прав на объекты НМА и тем более нет одинаковых условий их реализации, поэтому нет и универсального метода оценки. В каждом случае это, как правило, выбранный класс моделей с учетом уникального набора различных факторов, влияющих на стоимость портфеля прав на НМА.
  10. Комплексность. Используя в расчетах экономические параметры конкретного объекта бизнеса, содержащего портфель прав на объекты НМА, следует учитывать, что прибыль и доход от объекта бизнеса получены за счет комплексного использования всей совокупности активов и связанных с ними факторов;
  11. Значимость. При оценке стоимости товаров или услуг необходимо учитывать степень участия портфеля прав на НМА в процессе создания и реализации продукции.

Как любая теория, предлагаемая теория имеет свои постулаты, основные из которых звучат следующим образом:
  • В общую стоимость активов компании включены как материальные (МА), так и предполагаемые НМА (состоящие из четырех компонент), также каким-то образом влияющих на рыночную стоимость акций.

  • При этом рыночная стоимость акций компаний различной отраслевой принадлежности в момент времени ti коррелирует с объемом торгов также в каждый конкретный период времени и учитывается по n видам используемых финансовых инструментов, причем при расчете доходности на акцию в величине прибыли, получаемой компанией в конце года ti учтен вклад всех активов, как МА, так и НМА в одном котле.
  • Движения цен на активы учитывают не все факторы и не всю информацию (в отличие от основного постулата технического анализа), а только те, которые становятся известными рынку (как правило, инвестор не "знает" о большинстве НМА компании, так как их нет в финансовых документах , а информационный контент компании не ассоциируется с НМА в силу не проработанности теории и методологии оценки НМА ни в бухгалтерском учете , ни для целей налогообложения, ни в управленческом учете).

  • Многие решения принимаются на основе несущественных факторов, так как они связаны с человеческими ожиданиями, которые не всегда рациональны и вносят личностный субъективный фактор.
Математической основой этой теории являются классы моделей, которые могут быть, согласно выдвинутым гипотезам как расчетными (предназначенными для практического определения численных значений факторов и результирующей переменной), так и исследовательскими (модели ожидаемого распределения НМА на составляющие), так как пригодны для оценки влияния включенных в эти модели факторов.
Гипотеза 1. Между рыночными показателями (объемом торгов, рыночной ценой акций и других финансовых инструментов) и активами компании (в том числе нематериальными) существует определенная статистическая взаимосвязь.
Гипотеза 2. Распределение общего объема НМА на основные составляющие является или может быть сведено к линейным функциям по выбранным параметрам (объемам торгов, по n - видам финансовых инструментов) и аналогично для всех составляющих НМА.
В рамках новой теории предлагается три различных подхода к оценке НМА.
Первый - статистический. Использование статистического подхода при построении моделей влияния общей величины НМА компании на объемы торгов финансовыми инструментами компании (например, на классическом рынке акций) и на рыночную цену акций той же компании (и коррелированных с ней курсом акций компаний той же отраслевой принадлежности) базируется на использовании общедоступной информации о компании и финансовой отчетности в качестве исходных данных для основных задач моделирования.
Статистические методы для рассматриваемого класса задач: оценки степени влияния НМА на объемы торгов финансовыми инструментами, а затем и распределения общего объема НМА по основным составляющим, предполагают изучение зависимостей вида:
, (1)
где - некоторая функция, описывающая распределение общего объема НМА на составляющие: ;
ξ - оцениваемая ошибка распределения;
в качестве факторов - могут выступать как виды финансовых инструментов, так и предлагаемые базы распределения.
Концепция построения теоретических моделей такого класса будет состоять в том, чтобы располагая некоторым множеством данных в некоторый момент ti и оценив имеющиеся ошибки распределения, как можно точнее оценить общий объем НМА и распределить по отдельным составляющим.
Введем следующие обозначения:
(2),
где Y - суммарные активы, подлежащие распределению;
- функции, зависящие от аргумента pi
pi - аргумент функции распределения, который специфичен для конкретного вида финансового инструмента или базы распределения.
Если функции статистически устойчивы, а равенство (2) соблюдается, то его можно использовать для распределения рассматриваемого класса задач моделирования. Для конкретного портфеля активов компании данный класс моделей (3) записывается как:
(3),
где рассматривается:
- портфель активов компании, подлежащий распределению;
n - число финансовых инструментов компании;
{bi} - искомый набор параметров, как усредненное значение общего объема МА, приходящиеся на один финансовый инструмент i - го вида;
{pi}
- объемы торгов i- го вида финансового инструмента.
Таким образом, поставленная задача может быть решена на основе этой концепции, которая подходит к данным условиям котлового учета активов: распределение всех активов в зависимости от колебаний объемов торгов различными видами финансовых инструментов компании, как основного параметра в разрезе исследуемого периода Т.
Для построения модели эта задача формализуется в виде зависимости: :
(4),
где xi - объем торгов по i - му виду финансового инструмента;
i=1...n - набор финансовых инструментов.
Для конкретных условий традиционной идентификации активов компании одна из функций распределения (2) записывается, как:
(5),
где используемые переменные следует интерпретировать как :
xi - обьем торгов финансовым инструментом, i -го вида,у.е. за период T;
bi
- усредненное значение активов, приходящихся на один финансовый инструмент i - го вида;
i=1...n
- используемый набор финансовых инструментов за период T.
А линейная зависимость факторов с неизвестными параметрами в виде уравнения линейной регрессии со свободным членом примет вид:
(6)
где - рыночная стоимость компании при том, что на - приходится влияние неоцененной доли НМА, как неучтенный фактор в финансовой отчетности практически большинства российских компаний.
Второй подход связан с моделированием баз распределения предлагаемых для однозначной идентификации составляющих НМА на основе рыночных индикаторов.
Таким образом, класс задач распределения общей величины НМА на отдельные составляющие основывается на данных различных отчетных периодов, а неодинаковость используемых параметров распределения НМА учитывается наборами переменных - весами выбранных параметров в обобщающих нормах распределения. В частном случае рассматривается полное поэлементное распределение имеющихся активов по отдельным видам финансовых инструментов в зависимости от колебаний рыночной цены акций компаний и объема торгов в виде уравнений множественной регрессии со свободным членом.
В этом подходе к построению данного класса моделей НМА в качестве факторов выступают: нормы "расхода" НМА i-го вида на каждый финансовый инструмент по k-м базам, соответствующие выбранным критериям оценки, которые обозначаются для отдельного j-го элемента НМА как: ПiКj.
Пусть НМА, подлежащие распределению будут представлены как:
(14)
где - величина распределяемых НМА по j- му элементу НМА за период T;
ПiКj. - обобщенная норма расхода распределяемых ресурсов на финансовый инструмент i-го вида по k- й базе распределения для j-го элемента НМА;
рit
- объем торгов i-го вида финансового инструмента за период T;
Введем величину Ak - вес k-й базы в обобщающей норме: Пij*.
(15)
где Пij*- обобщающая норма расхода НМА на финансовый инструмент i-го вида по k - м базам j - го элемента НМА.
Все НМА, подлежащие распределению за последние T-периодов по нормам расхода в базовом периоде представим в виде решения системы линейных уравнений в смысле МНК:
(16)
где выражение (16) представляет собой идеализированную модель распределения общего объема НМА между финансовыми инструментами компании.
Для каждого j- элемента НМА - своя система уравнений.
При построении комплексной модели распределения представляем НМА в форме (14-16).
Практически нельзя точно сказать, что это равенство будет выполняться во всех случаях, что может быть объяснено наличием эффекта синергии (анергии).
Поэтому нужна методика, которая бы соответствующим образом учитывала предлагаемые базы распределения, и являлась универсальной при распределении различного вида НМА, и можно было бы требовать либо минимального расхождения, либо максимизации эффекта синергии - как величину расхождения между левыми и правыми ее частями в исследуемом временном интервале t. Правую часть (16) рассматриваем как регрессию и задача становится разрешимой с введением ограничения: дополнительного равенства средних (8).
Обозначим через Xkt- расход ресурсов по k -й методике на все виды финансовых инструментов за конкретный период t.
(17)
С учетом выше изложенного получаем систему уравнений, где неизвестными параметрами являются {Ak} - веса k- й базы, по которым будет производиться оценка распределения НМА, пропорционально выбранным базам: A1 -вес 1-й базы, Ak- вес k-й базы. Всего имеем m - баз распределения.
Данная система может иметь решение в случае сведения ее к системе нормальных уравнений типа с использованием множителя Лагранжа. Решением системы будет набор параметров (A12,...Аm, λ).
В то же время решение системы может быть осуществлено и без λ, что для данного класса экономических моделей подтверждает лишь их устойчивость.
Предлагаемая методика распределения НМА через базы распределения необходима в следующих случаях:

    • при наличии диверсифицированного портфеля прав на НМА;

    • при наличии неустойчивой номенклатуры портфеля исключительных прав на НМА.

    • при неполной и нестабильной совокупности исходных данных по объемам торгов и другим параметрам моделей.

В новой теории большое внимание индивидуальным наборам баз распределения каждой из составляющих НМА.
Третий подход
- разработка класса моделей , способных генерировать сигналы о доле вклада НМА и их составляющих в рыночную капитализацию активов компании, к покупке и продаже на основе теории ценообразовании опционов и позволяющих получить в результате следующий класс моделей оценки портфеля прав на НМА как портфеля реальных опционов.
Автором статьи сформулирована концепция ценообразования НМА и показано, что с ростом стоимости НМА их влияние на рыночную стоимость компании существенно возрастает на величину опциона на портфель НМА.(VНМА).Так как любой набор обусловленных доходов, которые зависят от стоимости каких-то других активов можно оценить как портфель простых опционов на эти активы.
Пусть активы компании, представлены в основном МА (99,9%), тогда текущая рыночная оценка такой компании будет отличаться от балансовой на величину рыночной стоимости НМА (при условии, что рынок ценит наличие у компании портфеля НМА):
V=VMA+VHMA (18)
где VМА - рыночная оценка компании, не использующей НМА;
V- рыночная оценка той же компании, использующей НМА;
VНМА- оценка опциона портфеля прав на НМА.
Согласно концепции, целесообразно через оценку рыночной капитализации компании предлагается делить активы на материальную и нематериальную составляющие, а затем портфель прав на НМА разбивать на элементы с учетом эффекта синергии вхождения в портфель, в том числе вычленяется, например, стоимость бренда, так как по традиционной методике оценке бренда теряются такие элементы портфеля прав на НМА, как инфраструктурная составляющая и часть человеческих активов.
Заключение
Необходимо подчеркнуть, что хотя и приходится учитывать отраслевые особенности компаний, выбранных для оценки и моделирования, но общие принципы построения моделей оценки НМА в соответствии с данной теорией пригодны и эффективны для любой акционерной компании в России, любой отраслевой принадлежности.
Сложившаяся структура активов компаний в России, высокий удельный вес долгосрочных финансовых вложений, специфичное положение в учете НМА, указывают на необходимость детального анализа всех факторов, влияющих на эффективность использования активов компаний, структуру активов компаний при выборе баз распределения общей величины НМА по отдельным составляющим.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия