Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Селищева Т. А.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Чжоу Вэйди
профессор Педагогического университета Центрального Китая (Китай, г. Ухань),
доктор экономических наук

Дятлов С. А.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
академик РАЕН, доктор экономических наук


Цифровое неравенство арктических регионов России и пути его преодоления
Уточнено определение категории «цифровое неравенство». На основе систематизации показателей цифрового развития дана комплексная оценка уровня цифровизации арктических российских регионов в сравнении с регионами-лидерами в разрезе трех уровней цифрового неравенства и сделан вывод о наличии большого «цифрового разрыва» между ними; выявлены причины этого явления и уровень его воздействия на социально-экономическое развитие регионов Арктической зоны; предложены меры для его снижения.
Ключевые слова: Арктические регионы, цифровизация, цифровое неравенство, экосистема российских арктических регионов, искусственный интеллект, цифровая платформа
УДК 332.055.3; ББК 65.046.1   Стр: 102 - 109

Введение. Российские регионы Арктики занимают приоритетное значение в геоэкономической и геополитической стратегии нашего государства. В них сосредоточено 30% природного газа, 20% газоконденсата, 13% нефти от мировых неразведанных ресурсов углеводородов. По экспертным оценкам, к 2050 г. шельф Арктики может обеспечивать от 20% до 30% всей нефтедобычи в стране. В этих регионах также производится добыча алмазов, редкоземельных элементов, никеля, кобальта, драгметаллов, ниобия, тантала, титана и других полезных ископаемых [1, с. 99]. Арктические регионы России обеспечивают 11% национального дохода страны и 22% объема общероссийского экспорта [2]. Приоритетом для них является развитие Северного морского пути, позволяющего оптимально сочетать время и цену поставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока в Европу и наоборот. Все возрастающее значение для них имеет развитие цифровой инфраструктуры, обеспечивающей связанность экономического пространства как внутри Арктической зоны РФ, так и между другими регионами России и мира. В то же время, несмотря на огромную значимость этих регионов, наблюдается значительный «цифровой разрыв» между арктическими регионами и регионами-лидерами цифровизации. Это отрицательно влияет на социально-экономическое развитие, государственное управление в регионах российской Арктики и на качество жизни населения, проживающего в них. Развитие цифровой инфраструктуры арктической зоны РФ является одним из ключевых элементов комплексного социально-экономического развития российской Арктики.
Экосистема российских регионов Арктики в условиях цифровизации. Переход к цифровой экономике в России является одним из стратегических национальных приоритетов и закреплен в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3]. Формирование экосистемы цифровой экономики является частью процесса общественной трансформации, перехода к новой ступени — информационному обществу и развитию национального информационного пространства.
В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» основной проблемой пространственного развития России отмечается высокий уровень социально-экономического неравенства между регионами. Как подчеркивает академик П.А. Минакир, «В России формируется, а отчасти — уже сформировалась, поляризованная структура экономического пространства» [4, с. 967–980]. Особенностью российского пространства является не просто его фрагментированность, а наличие трех типов территорий: 1) с высоким уровнем концентрации населения и экономической деятельности; 2) с их крайне низкой концентрацией и 3) экстремальных для проживания и экономической активности [5, с. 299–309]. Арктические российские регионы относятся к третьей группе.
Процессы цифровой трансформации в России дифференцированы в зависимости от региональной социально-экономической, географической специфики; институционального своеобразия территорий. Цифровизация способствует развитию инфраструктуры, созданию цифровых сервисов и платформ для населения и бизнес-структур, законодательному закреплению применения информационно-коммуникационных технологий.
Одним из основных направлений совершенствования пространственного развития нашей страны выступает устранение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации за счет создания более совершенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения высокоскоростной передачи данных, доступной для населения, повышения информационно-телекоммуникационной связанности территории Российской Федерации за счет широкого использования спутниковой связи на удаленных и труднодоступных территориях и обеспечения доступности услуг связи, в том числе услуг, обеспечивающих высокоскоростную передачу данных для населения таких районов, развития сети центров хранения и обработки (дата-центров) на территориях» [6].
В «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» указывается также на необходимость создания центров роста на территориях, которые должны способствовать совершенствованию пространственной структуры экономики страны. В качестве точек роста в арктических регионах России выступают отрасли ТЭК. Согласно теории «полюсов роста» французского экономиста Ф. Перру, можно сказать, что в силу наиболее быстрого развития добывающих отраслей российских арктических регионов их можно считать полюсами роста, которые формируют инфраструктуру в регионе, в том числе и цифровую. Именно поэтому в отраслевой структуре валового регионального продукта арктических регионов удельный вес добывающих отраслей преобладает над обрабатывающими, и он гораздо выше средних показателей по России, а доля обрабатывающих производств в этих регионах гораздо ниже, чем в среднем по стране (исключение — Мурманская область и Красноярский край) (см. табл. 1).
Как видно из табл. 1, удельный вес в структуре экономики арктических регионов России показатель «Деятельности в области информации и связи» гораздо ниже, чем в среднем по России: почти в 7 раз меньше у Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов и в 1,5 раза меньше у Республики Карелии. В десятки раз данные регионы отстают по этому показателю от Москвы и Санкт-Петербурга.

Таблица 1
Отраслевая структура ВРП арктических регионов России в сравнении с Москвой и Санкт-Петербургом в 2020 году (в % к итогу) [7]
РегионСельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводствоДобыча полезных ископаемыхОбрабатывающие производстваДеятельность в области информации и связи
Российская Федерация4,710,517,03,4
г. Москва0,10,014,37,8
г. Санкт-Петербург0,10,313,96,0
Арктические регионы России
Мурманская область9,68,732,90,9
Архангельская область4,025,017,81,1
Ненецкий автономный округ0,477,20,30,3
Республика Коми2,132,811,21,3
Ямало-Ненецкий автономный округ0,166,54,50,5
Республика Карелия6,916,815,92,0
Красноярский край3,116,240,71,0
Республика Саха (Якутия)1,449,11,11,2
Чукотский автономный округ2,445,50,20,5


Использование цифровых технологий в регионах нацелено на достижение поставленных государственных целей. Так, Правительством РФ была утверждена «Концепция региональной информатизации» от 29 декабря 2014 г. № 2769-р. В Указе Президента России от 26 октября 2020 года № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» цифровизация была определена как приоритетное направление региональной политики [8]. Все наиболее важные задачи, поставленные в «Стратегии развития Арктической зоны», опираются на развитие цифровизации. Уровень цифровизации во многом определяет позиции страны или региона в глобальной конкуренции. В 2021 году регионы Российской Арктики, как и другие субъекты РФ, приняли стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [9]; реализуются региональные проекты, относящиеся к Федеральной программе «Цифровая экономика», в том числе с 2021 г. добавился проект «Искусственный интеллект».
Россия, как и большинство стран мира, прошла «первичную цифровизацию» в виде создания необходимой инфраструктуры для доступа в Интернет. В настоящее время в стране и в том числе в арктических регионах идет «вторичная цифровизация», характеризующаяся созданием большего числа отдельных цифровых решений, объединяющихся в целостные многомерные системы, в которых возникает «сетевой эффект» — опережающими темпами происходит рост ценности для пользователей по сравнению с темпами роста числа участников системы.
Цифровое неравенство регионов. Цифровая трансформация арктических регионов, как и в целом субъектов РФ, идет неравномерно. Это явление в научной литературе получило название «цифровое неравенство». Цифровое пространство России развивается также неравномерно, как и экономическое. Цифровые технологии все более эффективно влияют на экономическое развитие, вместе с этим, все более актуальной становится проблема «цифрового разрыва», в которой можно выделить два аспекта: рыночный и плановый. Чем больше присутствует на региональном рынке цифровых технологий, тем больше возможностей открывается для бизнеса и граждан в данном регионе страны. Большую роль в продвижении цифровизации играет политика властей региона. Регионы-лидеры цифровизации являются более привлекательными и имеют больший потенциал для развития: создание локальных управленческих хабов, центров разработки инноваций, венчурных проектов [10]. Регионы в условиях современной России обладают разными возможностями для разработки и внедрения ИКТ и расширения цифровой среды в целом.
В настоящее время нет однозначного определения категории «цифровое неравенство» (его синонимы: «цифровой разрыв», «информационное неравенство», «цифровой барьер», «цифровое расслоение», «информационное расслоение», («digital divide», «digital inequality», «digital gap», digital bundle). Это понятие впервые было введено в оборот на саммите стран большой восьмерки в 2000 году, который проходил на Окинаве и по итогам которого была принята «Хартия глобального информационного общества», основным принципом которой является равный доступ граждан к информации и ИКТ [11].
По мнению известного американского ученого Д. Мошеллы, «неравенство встроено в базовую экономику Интернета». В доказательство этого он приводит пример о том, что в современном мире в число богатейших людей планеты входят представители крупнейших компаний ИКТ — сектора: Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Джефф Безос, Ларри Эллисон (вместе с Майклом Блумбергом и Карлосом Слимом) [12].
Проблема цифрового неравенства является предметом междисциплинарного изучения, включающего такие области знания, как экономика, социология, политология и другие.
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. появилась теория трех уровней «цифрового неравенства» (three levels of the digital divide), активной разработкой которой занимались ученые: Пол Эттуэл (Paul Attewell) [13], Пол Димаггио и Эстер Харгиттай (Paul DiMaggio и Eszter Hargittai) [14], А. фан Деурсен и Й. фан Дейк (Van Deursen, Van Dijk) и другие [15]. Согласно этой теории, выделяются три типа «цифрового разрыва»: первый уровень — неравенство в физическом или экономическом доступе к Интернету и ИКТ; второй уровень — неравенство в цифровых компетенциях и навыках пользователей; третий уровень — преимущества, которые пользователи получают от грамотного использования цифровых технологий в профессиональной и частной жизни (трудоустройство, получение дохода, образование, участие в политической жизни и другие).
Первый уровень «цифрового неравенства» был характерен для второй половины 1990-х годов и до начала 2000-х гг., но данная трактовка «цифрового разрыва» существует и в наши дни. Такую позицию занимают: ученый из Великобритании Моссимо Рагнедда [16]; российские ученые: Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р., Клюева Т.В. [17]; Басова Е.А. [18], Немкин А.И. [19].
При характеристике второго уровня «цифрового неравенства» акцент сместился с технологической составляющей исследования цифровых технологий на социальные позиции. Так, профессор из Нидерландов Ян А.Г.М. ван Дейк (Jan A. G. M. van Dijk) определяет «цифровой разрыв» как форму усиливающего социального неравенства в сетевом обществе [20]. В начале XXI в. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определила «цифровое неравенство» как «разрыв между индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, территориями по социально-экономическому уровню относительно их возможностей доступа к ИКТ и использования интернета для широкого спектра деятельности» [21]. Российский экономист Банных Г.А. определяет «цифровой разрыв» не только как затрудненный доступ к информационно-коммуникационным технологиям, но и как неготовность пользователей к работе с ними, ограниченность национальных информационно-функциональных ресурсов [22]. Вартанова Е.Л. и Гладкова А.А. дают более расширенную трактовку «цифрового разрыва» как «неравномерный и неравный доступ стран, социальных групп и отдельных пользователей к сетевой телекоммуникационной инфраструктуре, цифровым устройствам, услугам и контенту, что является следствием комплекса разных причин технологической, экономической, социально-политической, индивидуальной природы, ограничивающих возможности людей во всех сферах их жизни» [23]. Похожий подход имеется у ряда других авторов [24].
Ученые Института Академии наук РФ в коллективной монографии под редакцией Е.Б. Ленчук характеризуют «цифровой разрыв» как «превышение темпов роста доступности интернета над темпами роста компьютерной грамотности», «именно базовые навыки владения компьютером, а не доступ к интернет-ресурсам, по их мнению, являются сегодня наиболее серьезным ограничителем вовлечения населения страны в сферу цифровых технологий» [25]. На наш взгляд, авторы монографии совершенно справедливо предлагают переосмыслить и расширить понятие функциональной неграмотности, в которое, по их мнению, обязательно нужно включить «компьютерную грамотность» [25]. Пименова Д.В. определяет категорию «информационное неравенство» не только как неравенство доступа к информации, но и как уровень информационных потребностей личности, который зависит от образования, уровня доходов, мотивации на освоение и использование ИКТ[26].
Третий уровень «цифрового разрыва» рассматривается российскими учеными из МГУ в коллективной монографии под редакцией В.П. Васильева, где они подчеркивают, что «тот, кто имеет доступ к ИКТ на основе своего более привилегированного экономического положения, способны использовать их возможности для получения новых экономических преимуществ» [27].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях «цифровое неравенство» — это не только ограниченный доступ к цифровым технологиям, но и получение цифровых компетенций и навыков, а также умение использовать ИКТ для получения пользователями определенных социально-экономических преимуществ и выгод.
Оценить первый и второй уровни цифрового разрыва можно с помощью официальных статистических данных (доступ населения к широкополосному интернету, уровень использования домашними хозяйствами Интернета, использование цифровых технологий для взаимодействия с государственными органами власти и другие). Выявить же влияние цифровизации на «цифровой разрыв» третьего уровня (например, различия в возможности получить доход от использования ИКТ и другие) пока гораздо сложнее.
Факторами, определяющими «цифровые разрывы» регионов, являются: уровень дохода (ВРП на душу населения и темпы его роста); уровень безработицы; качество человеческого капитала (демографическая ситуация в регионе, возрастная структура населения, качество образования); инвестиции в ИКТ-сферу региона; политика цифровизации региона, географический и климатический факторы и другие.
Анализ цифровой трансформации арктических регионов России. Цифровизация обычно затрагивает несколько направлений развития: социальное, экономическое и государственно-политическое, поэтому и «цифровой разрыв» регионов можно анализировать по этим же аспектам.
Социальный аспект «цифрового неравенства» российских арктических регионов определяется по использовании ИКТ-технологий в домашних хозяйствах, уровню их цифровых навыков и другим. Оценка «цифрового разрыва» между российскими арктическими регионами и регионами — лидерами в области использования ИКТ в домашних хозяйствах страны представлена в табл. 2.

Таблица 2
Использование ИКТ-технологий в домашних хозяйствах по субъектам Российской Федерации в 2022 году [28]
РегионыЧисло
домашних
хозяйств,
тыс. единиц
Из них имевших (в % от общего числа)
Персональный
компьютер
Доступ
к сети
Интернет
Доступ к сети
Интернет
с персонального компьютера
Широкополосный доступ
к сети интернет
Российская Федерация55423,273,086,665,585,5
Регионы-лидеры цифровизации
г. Москва4 505,494,496,790,396,2
Республика Татарстан1 381,287,697,864,796,2
г. Санкт-Петербург1 971,783,987,481,286,6
Арктические регионы России
Республика Карелия270,871,380,963,480,1
Республика Коми365,665,580,359,380,3
Архангельская область без авт. округа485,473,482,368,681,7
Ненецкий автономный округ15,670,185,464,984,3
Мурманская область340,578,687,676,887,6
Ямало-Ненецкий автономный округ186,577,997,966,997,6
Красноярский край1 125,964,882,858,582,7
Республика Саха (Якутия)330,662,994,857,988,3
Чукотский авт. округ21,791,997,572,264,4


Как видно из таблицы 2, в 2022 г. у пяти арктических регионов России удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, был ниже среднероссийского уровня (73%): Республика Карелия (71,3%); Республика Коми (65,5%); Ненецкий автономный округ (70,1%); Красноярский край (64,8%); Республика Саха (Якутия) (62,9%). Выше среднероссийского данный показатель был у Архангельской (73,4%) и Мурманской областей (78,6), а также у Ямало-Ненецкого (77,9%) и Чукотского (91,9%) автономных округов.
В табл.2 такой показатель «цифрового разрыва», как «доступ к сети Интернет», у пяти российских арктических регионов был ниже среднероссийского уровня и ниже, чем у регионов-лидеров: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ и Красноярский край. Выше среднероссийского уровня этот показатель был у Ямало-Ненецкого (97,9%) и Чукотского (97,5%) автономных округов, Республики Саха (Якутия) (94,8%) и Мурманской области (87,6%).
Широкополосный доступ к сети Интернет в 2022 г. только в трех арктических регионах был на уровне или выше среднероссийского показателя: Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия). У остальных шести регионов этот показатель был ниже среднероссийского уровня.
Причинами более низкого уровня социальной цифровизации в арктических регионах РФ являются: фактор географического расположения, малая плотность населения этих территорий, сложные климатические условия, что затрудняет строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). 36,9% поселков российских арктических регионов не охвачены мобильной связью и Интернетом [29]. Основные интернет-пользователи сосредоточены в городах Арктики. То есть большая часть российских арктических регионов находятся на первом уровне «цифрового неравенства».
Согласно теории трехуровневого «цифрового разрыва», второй уровень предполагает наличие разрыва в цифровых навыках населения (см. табл. 3).

Таблица 3
Уровень цифровых навыков населения арктических регионов России в сравнении с Москвой в 2021 году [30]
РегионКвартильДоля пользователей,
имеющих цифровые
навыки на низком уровне
Москва131,6
Арктические регионы РФ
Ямало-ненецкий АО239,9
Магаданская область452,4
Республика Саха (Якутия)452,2
Чукотский АО127,0
Мурманская область127,8
Ненецкий АО139,6
Республика Карелия345,3
Архангельская область348,5
Красноярский край456,2


Как видно из табл.3, в 2021 г. население двух арктических регионов — Чукотского автономного округа и Мурманской области, наряду с Москвой, по цифровым навыкам вошли в первый квартиль. Ямало-Ненецкий автономный округ — во второй квартиль. Остальные регионы имели гораздо более низкий уровень навыков владения населением ИКТ-технологиями и вошли в третий и четвертый квартиль. Это свидетельствует о наличии в российских арктических регионах второго уровня «цифрового разрыва».
Третий уровень «цифрового неравенства» в регионах российской Арктики, определяемый как выгоды, получаемые от использования ИКТ, сложно измерить, но он зависит во многом от доходов граждан, который можно выразить в виде ВВП на душу населения региона, и от инвестиций в ИКТ-сектор.
Экономический аспект «цифрового неравенства». 12 декабря 2019 года по инициативе Минкомсвязи и решению Правительства страны был создан Совет по координации цифрового развития субъектов Российской Федерации при Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
«Цифровой разрыв» регионов влияет на отраслевую структуру экономики: резко растет финансовый сектор и такие отрасли, как интернет-реклама, электронная торговля. Увеличивается асимметрия информации в производственном секторе.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработал Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы, который отражает уровень использования цифровых технологий, цифровизации бизнес-процессов, цифровых навыков персонала, затрат на внедрение и использование цифровых технологий и кибербезопасности. Согласно расчетам авторов методики, в 2021 г. самое высокое значение индекса цифровизации было в IT-отрасли (33,9 пункта), отрасли информации и связи (28,6 пункта), высшем образовании (23,9 пункта), финансовом секторе (23,7 пункта), оптовой и розничной торговле (20,7 пункта), обрабатывающей промышленности (19,1 пункта). Отраслями специализации арктических регионов РФ являются добывающие отрасли, у которых среднероссийский индекс цифровизации составил 14,8 пункта, т.е. он значительно ниже, чем у перечисленных выше отраслей [31].
Американский экономист Д. Мошелла дает объяснение, почему разные отрасли экономики по-разному вовлекаются в процессы цифровизации и делает это с помощью составленной им матрицы, где по вертикали показан уровень риска при осуществлении цифровизации, а по горизонтали — вид продукта: физический (обозначен им условно «атомы») или цифровой (обозначен условно «биты») (см. рис. 1).

Уровень
риска
Прорывных изменений пока немного
ВысокийСектора экономики
• Оборонный сектор
•Аэрокосмический сектор
• Энергетический сектор
• Производственный сектор
• Автомобильный сектор
Профессиональные области:
• Здравоохранение
• Бухгалтерский учет
• Юриспруденция
• Образование
• Банковское дело
• Страхование
IT-услуги
НизкийЗаметные прорывные изменения:
• Такси, совместное использование автомобилей
• Розничные магазины/торговые центры
• Туризм, отели, организация мероприятий
• Аппаратное обеспечение
Значительные прорывные изменения:
• Музыка, книги, телевидение
• Газеты, журналы
• Реклама/ маркетинг
• Пакетное ПО
Атомы Степень цифровизации Биты
Рис. 1. Масштабы отраслевых прорывов в области цифровой трансформации [12]

Правый нижний квадрант в матрице Д. Мошеллы — сектор с наибольшей долей прорывных изменений в цифровизации. В этом квадранте расположены цифровые бизнесы, имеющие низкий уровень риска, что объясняет причину более быстрых изменений цифровых предприятий по сравнению с физическими. Фирмы в нижнем левом квадранте имеют низкий уровень риска и являются физическими бизнесами («атомами»), они характеризуются заметными прорывными изменениями. Высокий уровень риска и цифровую природу демонстрируют фирмы из правого верхнего квадранта, которые обладают как цифровыми качествами (информация), так и физическими (выполнение задач человека). Их положение зависит от соотношения «атомы/биты» и степени риска [12].
Большая часть отраслей экономики российских арктических регионов попадает в основном в левый верхний квадрант (энергетический сектор), где наиболее высоки риски цифровизации и преобладают физические продукты производства («атомы»), т.е. степень цифровизации, согласно теории Д. Мошеллы, предопределена априори на невысоком уровне для отраслей арктических регионов в силу соотношения рисков и производимого продукта.
Большой интерес представляет наличие взаимосвязи уровня цифровизации российских арктических регионов и их научно-технологического развития (см. табл. 4).

Таблица 4
Рейтинг научно-технологического развития регионов России в 2021 году [32]
РегионРейтинг
Регионы-лидеры рейтинга
Москва1
Санкт-Петербург2
Томская область3
Республика Башкортостан4
Республика Татарстан5
Арктические регионы России
Красноярский край25
Республика Саха-Якутия36
Республика Карелия45
Архангельская область51
Мурманская область55
Республика Коми69
Ямало-Ненецкий автономный округ80
Ненецкий автономный округ82
Чукотский автономный округ85

Из табл. 4 видно, что три региона-лидера по уровню технологического развития (Москва, Санкт-Петербург и Татарстан) одновременно являются лидерами цифровизации (см. табл. 2). Из девяти арктических регионов РФ в 2021 году только два находились в первой половине рейтинга из 85 субъектов Федерации: Красноярский край (25-е место) и Республика Саха (Якутия) (36-е место), что объясняется более высокой по сравнению с другими арктическими регионами диверсификацией структуры их экономик, более высоким уровнем обрабатывающих производств. Остальные регионы находились во второй половине рейтинга. Возникает парадокс: Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, население которых обладает высокими цифровыми компетенциями (см. табл.3), имеют низкое научно-технологическое развитие (80-е и 85-е место в рейтинге, соответственно). Это можно объяснить более слабой диверсификацией экономики этих регионов, ориентированных преимущественно на добычу нефти, газа и горнодобывающую промышленность. Эти отрасли имеют низкую сложность производимой продукции. Согласно классификации Гарвардской лаборатории роста, рассчитывающей индекс сложности продукции (The Product Complexity Index (PCI) с 1995 года и по настоящее время, нефтяные газы и газообразные углеводороды имеют Индекс PCI минус 2,09 (для сравнения: у лазерных станков он составляет 1,85) [33]. Чем менее сложный продукт производится в регионе, тем меньше диверсифицирована его экономика и тем меньше возникает потребность в научных исследованиях и разработках. В то же время, данные регионы имеют экспортно-ориентированные сырьевые экономики и хорошие доходы от экспорта, часть которых они используют для финансирования развития ИКТ.
На примере регионов-лидеров рейтинга научно-технологического развития (см. табл. 4) мы имеем основание утверждать, что чем более диверсифицирована структура региональной экономики, тем выше уровень научно-технологического развития и тем успешнее идут процессы цифровизации в регионах. Правительство РФ разработало и утвердило «Концепцию технологического развития России до 2030 года» от 20 мая 2023 года № 1315, в которой отмечается, что «ключевым ответом на происходящие системные изменения является применение новых, прежде всего, «сквозных технологий». Это перспективные технологии межотраслевого значения: технологии искусственного интеллекта, новых материалов, квантовых вычислений и коммуникаций, накопления энергии, систем связи, космических систем и другие [34].
Одним из препятствий цифровизации в российских арктических регионах является высокая стоимость осуществляемых проектов и дефицит инвестиций в ИКТ-сектор. Цифровизация экономики и общества — процесс затратный, он требует значительных бюджетных расходов. Учитывая различную бюджетную обеспеченность российских регионов и муниципальных образований, цифровой переход способен стать дополнительным фактором усиления «цифрового неравенства» между ними. В табл. 5 приведен рейтинг ИКТ — затрат арктических регионов РФ в 2023 году в сравнении Москвой и Санкт-Петербургом.
Как видно из табл. 5, «цифровой разрыв» между российскими регионами идет также и по инвестициям в ИКТ — сферу. Российские регионы неравноценны по территории, численности населения и в целом по своему экономическому потенциалу. Если сравнить арктические российские регионы с Москвой и Санкт-Петербургом по инвестициям на душу населения, то Ненецкий автономный округ опережает столицу по данному показателю, но совокупные затраты на ИКТ в Москве в 218 раз, а в Санкт-Петербурге — в 69 раз больше, чем в названном арктическом регионе. Только у трех регионов (Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО и Чукотский АО) ИКТ-расходы на душу населения близки к расходам в Москве и Санкт-Петербурге. Затраты на информационно-коммуникационные технологии на душу населения в Красноярском крае и Республике Карелии в 10–12 раз меньше, чем в Москве и в 8–9 раз меньше, чем в Санкт-Петербурге. Остальные четыре региона российской Арктики (Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Республика Коми и Архангельская область) отстают от регионов-лидеров инвестиций в ИКТ в 2,5–5 раз. При этом следует подчеркнуть, что именно валовые затраты на ИКТ (а не затраты на душу населения) в регионе создают более совершенную цифровую инфраструктуру, которая позволяет получать более мощные сетевые эффекты при подключении очередного пользователя к сети. Чукотский автономный округ, имея высокие, сопоставимые с Москвой, расходы на ИКТ на душу населения, резко уступают по валовым инвестициям на цифровизацию, а малая численность населения региона не позволяет региону эффективно использовать сетевые эффекты и войти в число лидеров цифровой трансформации.

Таблица 5
Рейтинг ИКТ-затрат арктических регионов РФ в сравнении с Москвой и Санкт-Петербургом в 2023 году [35]
Рейтинг
в 2023
Рейтинг
в 2022
РегионПланируемый бюджет
региона на ИКТ в 2023 г.,
млн руб.
Численность
населения
на 1.01.2023
ИКТ-расходы
на душу населения
в 2023 г., руб.
Регионы-лидеры
11Москва106 600,013,08 200,0
22Санкт-Петербург33 829,65,66 041,0
Арктические регионы России
912Ямало-Ненецкий АО3 659,80,57 319,6
128Республика Саха (Якутия)3 059,41,03 059,4
1826Мурманская область1 878,90,73 289,1
1917Красноярский край2 299,82,9793,0
2122Республика Коми2 203,40,73 147,7
3031Архангельская область1 599,81,01 599,8
6055Ненецкий АО488,80,0412 220
7164Чукотский АО399,00,17 980
7550Республика Карелия352,80,5705,6


«Цифровое неравенство» в сфере государственного управления. «Цифровой разрыв» между регионами также зависит от уровня внедрения ИКТ-технологий в государственное управление, которое дает новые инновационные возможности для улучшения взаимодействия между гражданами, бизнесом и правительством; упрощает процедуры получение государственных услуг населением, способствует открытости правительства и росту доверия к нему со стороны населения и бизнеса, влияет на сокращение издержек предпринимателей и рост производительности труда, снижение коррупции. «Цифровой разрыв» регионов ослабляет эффективность функционирования органов власти на региональном уровне. По мнению ряда экспертов, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий лишь в сферу государственного управления обеспечит снижение общегосударственных расходов на 0,3% ВВП к 2024 г. [36].
Электронное правительство в России включает в себя: Единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/); порталы государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также систему межведомственного электронного взаимодействия. Цифровизация хозяйственной деятельности государственного и муниципального управления приводит к сокращению жизненного цикла институтов за счет быстрого реагирования на внешние вызовы и соответствующие изменения [37]. Для определения уровня использования цифровых технологий в государственном управлении служит Индекс развития электронного правительства в странах мира (Global E-Government Development Index) Организации Объединенных Наций (ООН). Россия в 2022 г. занимала 42-е место из 193 стран в рейтинге развития электронного правительства [38], который оценивается как «очень высокий».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления до 2030 года» [39]. Регионы российской Арктики в числе прочих регионов являются участниками его реализации. Концепция технологического развития России до 2030 года предусматривает развитие 10 «сквозных технологий»: искусственный интеллект, современные и перспективные сети мобильной связи, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, новое индустриальное ПО, новое общесистемное ПО, системы накопления энергии, водородная энергетика, перспективные космические системы и сервисы, технологии новых материалов и веществ. Правительство утвердило Федеральный проект «Цифровое государственное управление», в котором целевым ориентиром является увеличение к 2030 году доли электронных массовых социально значимых услуг до 95% [40].
Арктические регионы России имеют различный уровень цифровой трансформации (см. табл. 6). Премьер-министр РФ М. Мишустин в 2021 г. утвердил критерии оценки и методику «цифровой зрелости» региона, которые корректировались в 2022 и 2023 годах. Общий балл рейтинга в 2022 году складывался из оценки 7 показателей: цифровая зрелость пяти отраслей (транспорт, образование, здравоохранение, государственное управление, городское хозяйство и строительство); внедрение платформы обратной связи; наличие мер региональной поддержки ИТ-отрасли (установление ставки налога; снижение ставок налогов и аренды; предоставление грантов; компенсация по ипотеке); информационная безопасность; эксплуатация Единой системы межведомственного электронного взаимодействия; перевод массовых социально-значимых услуг в электронный вид; импортозамещение. По данному показателю оценивается деятельность губернатора и властей региона. При этом субъекты Федерации, лидеры в цифровой трансформации, получали дополнительные дотации от Правительства страны.

Таблица 6
Рейтинг цифровой трансформации регионов РФ в 2021–2022 гг. [40]
Рейтинг
2022
РегионБаллыДинамика
2021–2022 (+/-)
Регионы-лидеры
1Республика Татарстан27,7+13
2Белгородская область27,1+14
3Тульская область26,7-2
4Ханты-Мансийский АО26,7-2
5Челябинская область25,3+2
Арктические регионы России
6Ямало-Ненецкий АО24,8-2
14Республика Саха (Якутия)22,6+11
22Республика Коми21,3+24
34Мурманская область19,6+34
43Красноярский край18,5- 11
49Ненецкий АО18,1-32
51Архангельская область18,0-18
55Республика Карелия17,6-13
84Чукотский АО11,70


Как следует из табл. 6, в 2022 г. существовал разрыв между регионами-лидерами в цифровой трансформации и регионами российской Арктики. Высокие позиции в этом рейтинге занимает Ямало-Ненецкий автономный округ (6-е место, с 2021 по 2022 гг. понизил рейтинг на 2 позиции), Республика Саха (Якутия) (14-е место, повысился рейтинг на 11 позиций), Республика Коми (22-е место, рейтинг повысился на 24 позиции), Мурманская область (34-е место, рейтинг повысился на 34 позиции). Четыре арктических региона резко понизили свои рейтинги цифровой трансформации в 2022 году по сравнению с 2021 годом: Красноярский край на 11 позиций, Ненецкий автономный округ — на 32, Архангельская область- на 18, Республика Карелия — на 13 позиций. Чукотский автономный округ занял 84-е место в рейтинге из 85 регионов. Это свидетельствует о торможении цифровой трансформации в сфере государственного управления в пяти арктических российских регионах.
Меры по усилению цифровой трансформации регионов российской Арктики. Развитие цифровой инфраструктуры в регионах Российской Арктики играет большую роль в повышении качества жизни их населения, экономического развития и укрепления национальной безопасности. Правительство страны уделяет особое внимание цифровизации арктических регионов и снижению их «цифрового неравенства». Так, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока занимается реализацией проектов цифровизации в регионах Севера и Дальнего Востока страны, в том числе арктических регионов, а курирует цифровую трансформацию этих регионов Департамент развития Арктической зоны РФ. В сентябре 2023 г. был создан Экспертный совета при Рабочей группе Госсовета по развитию Арктических зон РФ, председателем которого стал губернатор Мурманской области.
Цифровая трансформация в сфере государственного управления связана с переводом всех государственных информационных систем (ГИС) на единую цифровую платформу «ГосТех», эксперимент с которой был запущен 12 октября в 2020 года. По указу Президента России, с 1 января 2024 года регионам, в том числе и регионам Российской Арктики, необходимо создать и запустить в эксплуатацию государственные информационные системы на платформе «ГосТех». Это, в первую очередь, коснется государственных сервисов в сфере образования, здравоохранения, транспорта, строительства и спорта. Правительство поставило задачу завершить переход на платформу «ГосТех» федеральным органам власти — до 31 декабря 2025 года, региональным — до 31 декабря 2026 года. Это должно ускорить процессы цифровизации в Арктике.
Цифровизация Арктики осуществляется совместно российским государством и крупнейшими компаниями, функционирующими в зоне Российской Арктики и обладающими огромными финансовыми ресурсами. Одно из перспективных направлений повышения уровня цифровизации в регионах Арктической зоны является создание в них опорной сети интеллектуальных центров сверхбыстрой обработки и хранения данных (дата-центров). При хранении и обработке данных в арктических регионах имеются естественные климатические преимущества: здесь не требуется больших затрат на охлаждение аппаратуры по сравнению со средней полосой и югом страны. Это привлечет дополнительно квалифицированных ИТ-специалистов в эти регионы, а населению станет более доступно онлайн-образование, телемедицина, социальные коммуникации, что повышает качество жизни. Компания «Русал», например, строит дата-центр в Карелии с объемом инвестиций 895 млн рублей. В 2023 г. в Якутии началась реализация проекта «Синергия Арктики» по строительству волоконно-оптических линий связи, что позволит к 2025 г. подключить к высокоскоростному интернету 86 удаленных населенных пунктов региона. Компания «Ростелеком» уже протянула 2 тысячи километров оптоволоконного кабеля, что дало возможность использовать интернет 80% населения Якутии. В планах компании — прокладка еще 2,5 тысяч километров кабеля и обеспечение уже 85% граждан региона услугами интернета. Компания «Норильский никель» поддерживает блокчейн-платформу «Атомайз», с помощью которой выпускает обеспеченные металлами токены и цифровые финансовые активы.
К cожалению, сначала из-за пандемии, а затем вследствие осложнения геополитической и геоэкономической ситуации в мире произошла заморозка перспективного международного проекта «Arctic connect», который в 2019 г. анонсировал «Мегафон» при поддержке правительства России, в соответствии с которым должно было быть проложено 14 тысяч км волоконно-оптического кабеля из Европы в Азию, вдоль Северного Морского пути, по дну Северного Ледовитого океана, вдоль арктического побережья РФ. Этот проект позволил бы подключить арктические регионы России к высококачественному интернету и комплексу предоставляемых через него государственных и коммерческих услуг населению, бизнесу, власти, военным структурам.
Важным направлением цифровой трансформации Арктики является создание «цифровых безлюдных производств», где вся работа будет цифровизирована и автоматизирована. Первый проект такого типа планируется осуществить в Норильске, на руднике «Скалистый глубокий» к 2025 году с использованием беспилотной техники, дронов, цифровых двойников, машинного зрения и т.д. [41].
В 2022 году под эгидой Северного Арктического федерального университета и правительства Архангельской области был открыт научно-технологический IT-парк «Цифровая Арктика», в рамках которого планируется осуществить ряд проектов: «Е-навигация» для безопасного движения по Севморпути; создание цифровых двойников арктических портов, Северного завоза с привлечением искусственного интеллекта для прогноза аварийных ситуаций; проект «Телемедицина»; проектирование тренажера для обучения безэкипажного судовождения [42].
Правительство России выделило 6,9 млрд рублей на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», которая будет оснащена передовыми цифровыми технологиями и предназначена для исследования и мониторинга природной среды в Арктике.
Перспективными направлениями цифровизации для корпораций энергетического сектора зоны Российской Арктики являются: создание цифровых двойников, позволяющих принимать решения на основе цифровой интерпретации; использование беспилотных летательных аппаратов, роботизированных буровых установок и подводных комплексов добычи, позволяющих извлекать нефть и газ без непосредственного присутствия человека; применение цифровых технологий на всех стадиях разработки арктических шельфовых месторождений, от разведки до эксплуатации.
Заключение. Создание благоприятной конъюнктуры для успешной реализации проектов по освоению минерально-сырьевой базы Арктики — задача, решить которую возможно лишь с применением цифровых технологий, способных повысить эффективность не только нефтегазовых проектов, но и всей экосистемы Российской Арктики. Снижение «цифрового неравенства» в ходе все более масштабного внедрения цифровых технологий создают благоприятные условия не только для освоения минерально-сырьевой базы Арктики, но и всей экосистемы региона.


Список использованных источников:
1. Шавина Е., Прокофьев В. Потенциал развития арктических регионов России // Геоэкономика и энергетика. — 2020. — № 2. — С. 99.
2. Международный арктический форум. Об Арктике. URL: https://forumarctica.ru/the-forum/about-the-arctic/ (дата обращения: 6.09.2023).
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 6.09.2023).
4. Минакир П.А. Российское экономическое пространство. Стратегические тупики // Экономика региона. — 2019. — Т.15, вып. 4. — С. 967–980.
5. Minakir, P.A. Spatial Interdisciplinary Synthesis: Experience of Policy Studies. URL: Regional Research of Russia. — 2015. — № 5. — P. 299–309.
6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Утв. расп. Правительства Российской Федерации от 13 февр. 2019 г. № 207-р. URL: http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 7.08.2023).
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2022. — 1122 с. — С. 464–469. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf (дата обращения: 8.09.2023).
8. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 28.08.2023).
9. Стратегии цифровой трансформации регионов России. 2021. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 29.08.2023).
10. Коровкин В., Коганер Е., Калинин А., Нуреев Б. Цифровая жизнь российских регионов 2020. Что определяет цифровой разрыв? — Сколково: Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО (IEMS), 2020. — 62 с. URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_Digital_life_of_russian_regions_2020–06–09_ru.pdf (дата обращения: 27.08.20232023).
11. Okinawa Charter on Global Information Societ. URL: https://www.mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/documents/charter.html (дата обращения: 27.08.2023).
12. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему: отрасли, организации и профессии / Пер. с англ. Л. Русу. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 214 с.
13. Attewell P. The first and second digital divides. Sociology of Education. 74 (3): 252–259. URL: https://www.researchgate.net/publication/247880724_The_First_and_Second_Digital_Divides (дата обращения: 11.09.2023).
14. Hargittai E. (2002) Second level digital divide: Differences in people’s online skills. First Monday 7 (4). Available. URL: https://firstmonday.org/article/view/942/864 (дата обращения: 10.09.2023).
15. Van Deursen A., Helsper E. (2015) The third-level digital divide: Who benefits most from being online? In L. Robinson, S. R. Cotten, J. Schulz, T. M. Hale, A. Williams (eds.) Communication and Information Technologies Annual (Studies in Media and Communications, Volume 10). Emerald Group Publishing Limited. Pp. 29–52.
16. Massimo Ragnedda. Enhancing Digital Equity. Connecting the digital underclass. Palgrave Macmillan, 2020.
7. Информационно-цифровое неравенство населения и способы его преодоления в регионе / Под ред. О.В. Шиняевой. — Ульяновск: УлГТУ, 2020. — 201 с.
18. Басова Е.А. Цифровое неравенство российских регионов: современные проблемы и пути преодоления // Вопросы территориального развития. — 2021. — Т. 9. — № 4. — С. 3.
19. Немкин А.И. Роль рейтингов в преодолении цифрового неравенства регионов России // Россия: общество, политика, история. — 2022. — №5(5). — С. 22–29.
20. Jan A. G. M. van Dijk. The Network Society. London: Sage Publications. — 2012. — 336 р.
21. Understanding the Digital Divide [Электронный ресурс] //OECD.URL: http://www.oecd.org/internet/ieconomy/1888451.pdf (дата обращения: 31.08.2023).
22. Банных Г.А. Цифровой капитал как фактор цифрового неравенства на рынке труда // Достойный труд — основа стабильного общества. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во: Уральский государственный экономический университет, 2019. — С. 80.
23. Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Сер.10: Журналистика. — 2021. — № 1. — С. 3.
24. Деханова Н.Г., Сушко В.А., Холоденко Ю.А. Детерминанты социального неравенства российских регионов в условиях глобальной цифровой трансформации // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 4. — С. 25–31. URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.2. (дата обращения: 1.09.2023)
25. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски: монография / Под ред. Е.Б. Ленчук. — СПб: Алетейя, 2020. — С. 298.
26. Пименова Д.В. Информационное неравенство в современном российском обществе: социально-территориальный аспект: автореф. дисс. на соискание ученой степени к. социол. н.: спец. 22.00.04 Соц. структура, соц. ин-ты и процессы. — Пенза, 2007.
27. Социальные изменения в условиях цифровой среды: Коллективная монография / Под ред. В.П. Васильева. — М.: МАКС Пресс, 2020. — С. 160–161.
28. Росстат. Информационное общество. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt22/index.html (дата обращения: 7.08.2023).
29. Куратова Л.А. Особенности цифровизации пространства арктических регионов России // Арктика и Север. — 2023. — № 50. — С.154–174.
30. Цифровая грамотность в России.URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 15.09.2023).
31. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения: 2.09.2023).
32. Национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2021 года. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 10.09.2023).
33. Grows Lab. Center For International Development at Harvard University. URL: https://atlas.cid.harvard.edu/rankings (дата обращения: 23.12.2022).
34. Концепция технологического развития России до 2030 года. от 20 мая 2023 года № 1315. URL: http://government.ru/docs/48570/ (дата обращения: 12.09.2023).
35. CNews: Рейтинг ИКТ-затрат регионов РФ 2023. URL: https://www.cnews.ru/tables/6860da619a1eb05eb11fc3f7d71db6387801f7b0 (дата обращения: 5.09.2023).
36. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация / М. Петров [и др.]. — М., 2018. — 53 с.
36. Попов Е.В. Экономические институты цифровизации хозяйственной деятельности // Управленец. — 2019. — Т. 10. — № 2. — С. 2–10.
37. E-Government Development Index. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/data-center (дата обращения: 10.09.2023).
38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления».URL: http://static.government.ru/media/files/d3uclO4ZFGNKmxCPBXbL4OaMPALluGdQ.pdf (дата обращения: 6.09.2023).
39. Цифровое государственное управление. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/#section-description (дата обращения: 10.09.2023).
40. Цифровизация регионов России (tadviser.ru). URL: https://www.tadviser.ru/index.php%B8 (дата обращения: 15.09.2023).
41. Корчунов Н., Бугров А. Цифровизация Арктики — не дань моде, а потребность. URL: https://news.rambler.ru/ecology/49438188-tsifrovizatsiya-arktiki-ne-dan-mode-a-potrebnost/ (дата обращения: 20.09.2023).
42. Шаг к цифровой трансформации Арктики. В Архангельске открылся научно-технологический IT-парк «Цифровая Арктика». 11 ноября 2022. URL: https://arctic-russia.ru/article/shag-k-tsifrovoy-transformatsii-arktiki/ (дата обращения: 20.09.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия