Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Разомасова Е. А.
зав. кафедрой экономики предпринимательской деятельности и логистики
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»,
кандидат экономических наук

Терещенко Н. Н.
профессор кафедры торгового дела и маркетинга
Института торговли и сферы услуг
Сибирского федерального университета,
доктор экономических наук


Развитие розничной торговли и общественного питания как ключевых структурных элементов сферы потребительских услуг
В статье поднимаются вопросы роли общественного питания и розничной торговли как структурных элементов сферы потребительских услуг наиболее значимых для населения, проживающих в границах единой агломерации. Логика статьи построена на основе гипотезы о том, что услуги общественного питания и розничной торговли пользуются активным, устойчивым спросом у населения, поскольку направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей и обеспечение жизнедеятельности человека. Показано, что в современных условиях эти услуги представляют собой уникальный синтез, гармонично дополняя друг друга без ущерба для потребителя, который принимает решение о приобретении данных услуг под влиянием ряда внутренних и внешних факторов с учетом объемов их производства и предложения на рынке, культуры потребления, уровня доходов, качества и доступности.
Ключевые слова: услуги, розничная торговля, общественное питание, расходы домашних хозяйств
УДК 339.371+640.4; ББК 65.9   Стр: 164 - 168

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 « О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», направленный на осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания определяет национальные цели развития страны на период до 2030 года. Среди них, наряду с сохранением населения, здоровья и благополучия людей, создания условий для приложения эффективного труда и развития успешного предпринимательства, развития цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы отмечена национальная цель — формирование комфортной и безопасной среды для жизни [1], что позволяет обратиться к исследованию сферы услуг как самостоятельной отрасли, способной производить и распределять экономические блага с целью индивидуального пользования.
Одними из важнейших проблем в настоящее время являются: определение влияния услуг на макро- и микроэкономическое состояние страны, региона или иной территории; оценка факторов, влияющих на формирование и развитие рынка услуг, хозяйствующих субъектов и иных заинтересованных участников, действующих в границах единого экономического пространства сферы услуг; определения роли потребительских услуг в целом, в том числе услуг общественного питания и розничной торговли в развитии экосистем.
Для построения гипотезы, способствующей определению вектора развития услуг розничной торговли и общественного питания необходимо внести определенную ясность в понимание существенных признаков данных услуг, выбранных нами в качестве предмета исследования.
Изучение и обобщение экономической, научной, справочной, нормативной и правовой литературы позволяет прийти к выводу о том, что в современной практике применения терминологии «услуги», «услуги розничной торговли», «услуги общественного питания» отсутствует единый подход, что отчасти вызвано видовым многообразием услуг, способов их производства, реализации и потребления, разнообразием статистической информации, формированием отчетности в системе статистических показателей и т.д.
Регулярные сложности вызывают у исследователей и определение сущности услуг и характер их производства, запускающий материальные и нематериальные процессы оказания раздельно и одновременно, что затрудняет проведение границ между услугами на стыке видов экономической деятельности и внутри классификационных групп.
Рассмотрим некоторые научные подходы зарубежных и отечественных экономистов к категории «услуга». Жан Батист Сэй рассматривал «услугу» как деятельность, направленную на достижение полезного и нужного результата, а его последователь Ф. Батсиа под услугами понимал усилие, направленное на освобождение времени у того, кто данной услугой пользуется [2]. Для тех же, кто оказывал услугу, усилие меняло вектор затрат сил и времени в противоположную сторону. В подобных рассуждениях можно наблюдать зарождение концепции качества жизни, которое со стороны потребителя становиться очевидным.
В рамках теории стоимости К. Маркс подчеркивал важность взаимовыгодного обмена производителя и потребителя, уделяя особое внимание потребительной и меновой стоимости услуг, при условии, когда производитель покрывает свои издержки, а потребитель экономит свой труд, удовлетворяя возникшие потребности, что подтверждает стоимостной характер сферы услуг и ее возможности в формировании структуры общественного производства наравне и совместно с материальными секторами экономики. Услуги, участвующие в создании материального товара, рассматривались К. Марксом, как «производительные» и наоборот, услуги, не участвующие в создании материального продукта, а направленные на удовлетворение личных потребностей граждан, считались непроизводительными [3].
Сторонники теорий классической экономической школы предполагали, что достичь перепроизводства товаров и услуг невозможно, поскольку «выдвигаются мощные силы, обеспечивающие саморегулирование экономики», а регулирование баланса создается через механизм равновесия спроса и предложения. Аналогичного подхода придерживались Адам Смит, Ж.Б. Сэй, Джон С. Милль, Д. Рикардо, А. Маршал, и другие выдающиеся экономисты.
В рамках теории спроса и предложения, по мнению Макконнелл Кэмпбелл Р. и Брю Стэнли Л. Дж., акцент смещается в сторону активного государственного вмешательства и регулирования экономики посредством инструментов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. «Время от времени у широкой общественности или правительства складывается мнение, что механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов» [4, с.23].
Разделение труда, по мнению А. Смита, естественным образом приводит к целесообразности реализации безусловных преимуществ, которыми обладает тот или иной производитель, что открывает понимание дефиниции потребительная стоимость, как определяющего свойства, которое позволяет описать систему субъектно-объектных отношений между производителем и потребителем услуг, их неразрывность в процессе удовлетворения потребностей последних [5].
Существенный вклад в изучение понимания сферы услуг внесли авторы теорий маржинализма, психологии поведения, теорий потребностей и отраслевых рынков, а также концепций пространственного размещения, качества жизни и развития социально-экономических систем.
Маржинальный анализ, опираясь на психологию потребления учитывает значение предельных показателей: полезность, производительность, эффективность, значения потерь и выгод субъекта экономики в достижении удовлетворения своих потребностей. Классики теорий предельной полезности Ф. фон Визер, К. Менгер, У. Джевонс и их последователи использовали теорию в описании действий на рыночную экономику, изучая ее влияние на такие рыночные категории, как спрос, предложение, цена. Универсальность данного подхода заключается в возможности на примере поведения потребителей выстроить гипотезу о том, как работает эффект дохода и замещения в случае снижения цен на группы товаров и услуг. Критерии, предложенные этой школой, как правило субъективны, поскольку источником стоимости услуг и товаров выступают не объективные затраты, выраженные в конечной цене производителя, а предельная полезность для потребителя, выраженная способностью удовлетворить его потребность.
Методологические принципы маржинализма использовали в своих исследованиях А. Курно (Cournot) [6, с. 34–39] и Г. Штакельберг (Stackelberg) [6, с. 193–198], описывающие теорию равновесия на олигополистическом рынке. Согласно предложенного им подхода, наличие определенного количества производителей услуг на отдельно взятом рынке обеспечит каждому из них достаточную (предельную для данного рынка) прибыль при гармоничном сочетании цен и спроса.
В отличие от классиков экономической мысли, рассматривающих производство товаров и услуг как социально –экономическую базу, где труд выступает источником богатства, представители методологии маржинализма опирались на субъективные экономические критерии: потребность, поведение, полезность, ценность в вопросах изучения их влияния на человека. В своем исследовании под ценностью услуг мы будем понимать не затраченное время и ресурсы производителя на их производство, а потребность, которую производитель смог закрыть у потребителя оказывая ему ту или иную услугу. Понимание того, насколько полно и качественно была удовлетворена потребность покупателя в процессе приобретения услуги, позволяет рассуждать об уровне ее ценности и полезности для него.
С начала 70-х годов в общественное сознание входит культура потребления, под влиянием которой происходит трансформация потребительской психологии общества, формируя «материальную предпосылку расширения потребности в разнообразных услугах под воздействием эффекта замещения собственной деятельности деятельностью наемных работников, как в сфере домашнего производства, так и в разнообразных направлениях жизнедеятельности» [7, с. 243].
Представителей школы потребностей объединяет идея, заложенная в значении слов потребность и потребление. Рассматривая потребность как общую нужду в чем-либо, запускается действие — потребление, которое рассматривается как «применение материальных и иных благ в целях удовлетворения человеческих потребностей» [8, с. 483]. Структурная трансформация экономики ведет не только к развитию производства, но и к развитию потребностей, которые имеют тенденцию к возрастанию.
Предположение от том, что человеческое поведение определяется широким кругом потребностей от первичных (физиологических) до вторичных (высших) выдвигалось и аргументированно доказывалось представителями классических, и современных школ мотивации и поведенческих наук: Карлом Менгером, Вильфрендо Парето, Людвигом Фон Мизесом, А. Маслоу, Д. Мак-Клелландом, Ф. Герцбергом, Х. Мюррей, А.Н. Леонтьевым, В.С. Магуном, А.В. Капцовым, Л.М. Фридманом и др.
Представители содержательной школы мотивации Маслоу, Д. Мак-Клеклланд и Ф. Герцберг при описании потребностей человека пользуются иерархическим приемом перехода с одного уровня на другой, выделяя физиологические потребности как неподконтрольные сознанию, объясняя, что, делая выбор «действующий человек, держит в уме шкалу потребностей или ценности» [9, с. 91]. В результате, удовлетворив самую острую потребность, человек переходит к следующей, представляющей для него ценность в данный период времени.
Нормативные и законодательные документы рассматривают услуги в основном через призму «деятельности» или «результатов взаимодействия» производителей и потребителей услуг. К примеру, в ГК РФ ст. 128, услуги рассматриваются исключительно как объект гражданских прав, без обоснований материальной, экономической или иной существенной характеристики данного объекта [10].
В стандарте ГОСТ Р 50646–2012, услуги рассматриваются как «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг» [11 п.3.1.] с примерами классификационного деления услуг на материальные и социально-культурные.
Видовая классификация, представленная в стандарте, демонстрирует сходство между ГОСТ Р 50646–2012 и действующими параллельно классификаторами ОКВЭД-2 и ОКПД-2. При этом, регулярное обновление последних, к сожалению, не вносит ясности в понимание видовой и функциональной принадлежности услуг, поскольку, например сначала объединяет в единый раздел G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» продажу любого вида товаров, а затем, разделяет их внутри на группы: 45 — «действия, связанные с продажей и ремонтом автомобилей и мотоциклов»; 46 «торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»; 47 «торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».
Аналогичная ситуация имеет место в разделе I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», куда входят группы: 55 — «деятельность по предоставлению мест для временного проживания» и 56 — «деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков». Данный подход, на наш взгляд, вызывает не только путаницу среди предпринимателей, при регистрации бизнеса, но также затрудняет получение достоверной статистической информации, необходимой для проведения научных исследований рынков и отраслей сферы услуг [12].
С подобными проблемами один из авторов данной статьи прежде сталкивался регулярно, решая исследовательскую задачу, связанную с развитием сферы потребительских услуг. При попытке выделить наиболее часто приобретаемые услуги населением была некорректно сформирована группа потребительских услуг при проведении исследования, с включением в ее состав услуги трех разделов ОКВЭД: G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов»; I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» и C «Обрабатывающие производства», что безусловно, отразилось на качестве исследования [13, с. 235].
Действующая в настоящее время (после обновления в 2017 году) редакция ОКВЭД- 2 не вносит облегчения для проведения исследований, поскольку бытовые услуги, как отдельный класс услуг, предоставляемых населению, по-прежнему не собраны воедино и разделены по разным разделам и группам классификатора.
С развитием человеческого общества растет количество взаимосвязей экономических процессов и явлений, в которых услуги выступают участниками производственного процесса, распределения благ, обмена в сфере товарного обращения, когда результаты труда одной формы производства обмениваются на необходимые человеку продукты другой формы. Это уникальное свойство услуг отличает их не только от товаров, но и позволяет осознать, что имеют место виды услуг, гармонично сочетающие в себе материальный и нематериальный характер, формируя в процессе производства (оказания) синтез, основанный на принципах взаимозаменяемости и взаимопроникаемости. К таким видам услуг можно отнести услуги розничной торговли и общественного питания.
В постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», услуги общественного питания рассматриваются как процесс, направленный на изготовление «продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары), как на месте изготовления, так и вне его по заказам» [14].
В соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р51304–2022 «Услуги торговли. Общие требования», под услугой розничной торговли понимается «результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи» [15].
В НК РФ, ст. 346.43 к услугам общественного питания относят услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга [16]. Аналогичное определение дают Оськина В.С. [17, с. 45], Васина Е.С. [18, с. 45], Беляевский И.К. [19, с. 109] и др.
Ряд авторов определяют услуги розничной торговли как полезные, «предназначенные для удовлетворения спроса рыночных субъектов и экономической выгоды продавца посредством купли-продажи услуги» [20, c. 16].
Более точное определение дают Л.П. Дашков и И.Э. Сорокина, выдвигая гипотезу, что в «основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества» [21, с. 27].
Знакомство с разнообразием подходов понимания услуг, относящихся к сектору услуг розничной торговли и общественного питания, возникает необходимость в уточнении понятийного аппарата, что позволит в дальнейшем дополнить и развить классификационный анализ. Таким образом, к признакам услуг розничной торговли и общественного питания (потребительским услугам), мы относим следующие: потребляются персонально гражданами или домохозяйствами; оказываются исключительно на коммерческой основе, при этом отсутствует альтернатива их получения на некоммерческой основе; характеризуются высокой частотой потребления и массовостью спроса.
Услуги розничной торговли и общественного питания представляют весомый вклад в структуре сферы потребительских услуг, расходах домашних хозяйств на их приобретение, потребительской корзины, что позволяет отнести данные виды услуг к наиболее значимым структурным элементам данной сферы.
Информация о доли сферы услуг, в целом, и потребительских услуг, в частности, отсутствует в объемных валовых показателях, представленных в национальной статистике. Проанализировав долю сферы услуг в ВВП самостоятельно по итогам 2022 года, мы определили показатель в 54,6% по данным на 01.01.2022 г. [22 с. 101–105], что по оценке Всемирного экономического аналитического агентства ставит Российскую Федерацию на 76 место из 145, исследуемых по данному показателю, стран [23].
В период с 2014 по 2022 годы оборот розничной торговли и общественного питания в стране стабильно рос, за исключением периода пандемии. Так, оборот розничной торговли в 2020 году вырос на 249 356,9 млрд руб., в том числе на 2,6% по продовольственным и на 5,2% по непродовольственным товарам в сопоставимых ценах, а объем услуг общественного питания населению в сопоставимых ценах снизился на 17,3%, приблизившись к показателю 2017 года. В период с 2021 по 2022 гг. ситуация с предоставлением услуг розничной торговли и общественного питания стабилизировалась, наметилась тенденция к росту.
Анализ оборота розничной торговли и общественного питания на душу населения в регионах Российской Федерации за последние восемь лет позволяют утверждать, что весомую долю услуг, приобретаемых населением во всех без исключения субъектах, занимают услуги розничной торговли и общественного питания (табл. 1).

Таблица 1
Динамика оборота розничной торговли и общественного питания на душу населения в субъектах РФ с 2014–2022 гг., руб. % Рассчитано авторами по [24, 25]
Субъекты РФ
(округа)
Розничная
торговля
Обще-
ственное
питание
Розничная
торговля
Обще-
ственное
питание
Розничная
торговля
Обще-
ственное
питание
Розничная
торговля
Обще-
ственное
питание
Место занимаемое
в РФ, по на 2022
2014201620182022РТОП
Российская
Федерация
18041084471925419195215074114642902051601946
Центральный23187389212434269282277011147383544121929813
Северо-
Западный
172438859919763210674222891122043168202145921
Южный1719978108182610864620003597972880181380257
Северо-
Кавказский
1392631198515779713600157306140232085841606395
Приволжский1631937315168281731018800182162539961044679
Уральский1987271167120081511965219098126142770531826564
Сибирский1397205874144734666815922378042301161190388
Дальне-
восточный
201609949020160911249212494123873053131985132
Крымский809582977109640     

По объемам оборота розничной торговли на душу населения первое место занимает Центральный Федеральный округ с показателем 354 412 руб. Последнее, девятое место в рейтинге занимает Северо-Кавказский Федеральный округ с показателем 208 584 руб. Данные потребления услуг общественного питания на душу населения в регионах страны выглядят иначе. Первое место в рейтинге по объемам потребления занимает Северо-Западный Федеральный округ, последнее — Приволжский Федеральный округ.
Доля расходов домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольcтвенных товаров, а также услуг предприятий общественного питания, представленная в схеме классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ), в процессе вторичной группировки автором показателей отражает значимость исследуемых услуг для потребителей (табл. 2).

Таблица 2
Расходы домашних хозяйств на потребление услуг розничной торговли и общественного питания в общей структуре расходов с 2015 по 2022 годы, %
ПоказателиПериод
201520162017201820212022
Расходы на потребление — всего,
из них на:
100100100100100100
Услуги розничной торговли44,347,447,948,742,443,2
Услуги общественного питания3,53,52,93,12,93,1
Прочие товары и услуги52,252,252,252,252,252,2
Рассчитано авторами по [25; 26]

Расходы домашних хозяйств на услуги розничной торговли, включая расходы на продовольственные и непродовольственные товары, существенно превосходит другие виды расходов. Доля расходов на услуги общественного питания за пределами домашних хозяйств (гостиницы, кафе, рестораны и другие) не превышало значения в 3,5%, а в постпандемийный период (2021 год) снизилась до 2,9%.
Выдвинем гипотезу, что рост спроса на услуги розничной торговли и общественного питания находится в прямой зависимости от уровня доходов населения, независимо от территории их проживания. В федеральных округах с более высоким уровнем среднедушевых доходов объемы приобретения потребительских услуг растут и, наоборот, в регионах с более низким уровнем доходов, снижаются.
Кроме доходов населения на приобретение услуг, значительное влияние оказывают внешние и внутренние факторы, формирующие спрос населения на услуги (рис. 1).
Рис. 1. Схема влияния факторов на объем, структуру спроса и культуру потребления услуг розничной торговли и общественного питания
Источник: обобщено авторами

Обращение к данным факторам позволяет осознать, как формируется спрос на услуги индивидуального пользования и понять, как формируется структура сектора услуг. Это позволяет дать ответ на вопрос — почему ряд потребительских услуг занимают весомое место в структуре производства, объемах потребления, расходах домашних хозяйств и ряда иных показателей, определяющих значимость этих услуг в системе статистических наблюдений и социально-экономическом развитии общества.
Выводы. Услуги розничной торговли и общественного питания в настоящее время всегда востребованы. Интерес к ним не исчезает, поскольку они направлены на удовлетворение потребностей человека, как на индивида, даже в случае, когда индивид не является заказчиком услуг.
Услуги общественного питания и розничной торговли представляют собой уникальный синтез услуг, которые, с одной стороны (услуги общественного питания) — выступают в виде результата деятельности — готовых блюд в вещественной форме, а с другой стороны (услуги розничной торговли) — в виде самой деятельности, направленной на потребителя.
Услуги общественного питания и розничной торговли развиваются под влиянием внешних и внутренних факторов, которые активно влияют на объемы производства, спроса и культуру потребления данной группы услуг.
В условиях современной, цифровой экономики услуги общественного питания и розничной торговли взаимозаменяемы и взаимодополняемы, что вызывает необходимость проведения дальнейших исследований по оценке качества их взаимосвязи и взаимопроникновения для наиболее полного удовлетворения спроса и индивидуальных потребностей покупателя.


Список использованных источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД. — 1994. — 720 с.
3. Маркс К. Теории прибавочной стоимости: в 2–х ч. — М: Политиздат, 1978. — Ч. 1. — 439 с.
4. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2 — М.: Республика, 1992. — 400 с.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1–3 / Отв. ред. Л.И. Абалкин. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
6. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: в 2-х т. / Пер. с англ., под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича — Изд. 2-е, испр. — СПб.: Экономическая школа, 2000. — Т. 2. — 450 с.
7. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2007. — 328 с.
8. Большая экономическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 816 с.
9. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Пер с 3-го испр. англ. изд. А.В. Куряева. — М.: ОАО «НПО» Экономика», 2000. — 878 с.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
11. ГОСТ Р 50646–2012.У слуги населению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200102288
12. ОКВЭД-2. Центр регистрации и сопровождения бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regfile.ru/okved2.html
13. Разомасова Е.А. Сфера потребительских услуг: цена, доступность, качество // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2011. — № 4 (40). — С. 230–236.
14. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74687276/
15. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51304–2022 «Услуги торговли. Общие требования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data/775/77599.pdf
16. Налоговый кодек РФ ст. 346.43 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/dfe87d3a71d81daff6243d64c49ef41c5c3302eb/
17. Оськина В.С. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия // Вестник науки. — 2023. Т.2. — № 3 (60). — С. 42–46.
18. Васина Е.С. Эффективность розничной торговой деятельности // Конкурентоспособность территорий: Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8 частях. Отв. за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2017. — С. 45–47.
19. Беляевский И.К. Экономический эффект и экономическая эффективность торговли: статистические оценки и анализ развития // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2012. — № 3. — С. 109–117.
20. Терещенко Н.Н. Методологические подходы к оценке качества услуг предприятий розничной торговли: монография / Н.Н. Терещенко, С.В. Турусова; Краснояр. Гос. торг.-экон. ин-т. — Красноярск, 2011. — 166.
21. Дашков Л.П., Сорокина И.Э. Услуги розничной торговли: тенденции трансформации // Экономические системы. — 2016. — № 2. — С. 27–32.
22. Россия и страны мира. 2022: Стат. сб. / Росстат. — М., 2022. — 400 с.
23. Добавленная стоимость услуг в процентах от ВВП, 2022 г. Международный стандарт отраслевой классификации (МСОК). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com
24. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya
25. Федеральная служба государственной статистики. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2022 году (по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b22_102/Main.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия