| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г. | | Мунтиян В. И. профессор кафедры внешней политики России и стран СНГ
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы обеспечения пространственно–региональной безопасности России, в условиях современности и больших вызовов. Предложена логическая схема ликвидации региональных диспропорций. | Ключевые слова: национальная безопасность, региональное развитие России, глобальные вызовы и угрозы, региональные диспропорции, выживание, пространственно-региональная целостность | УДК 338.2 Стр: 23 - 26 | На фоне сложности, неопределенности, турбулентности и хаотизации, в мире происходят очень быстрые и слабо прогнозируемые трансформационные преобразования. Происходящие трансформации представляют реальную угрозу национальной безопасности России и государствам Содружества. Причины данных угроз связаны, прежде всего, со следующими глобальными процессами: природно-экологическими, демографическими, социальными, экономическими, политическими, социокультурными и цивилизационными. Такой клубок взаимосвязанных глобальных процессов, вышедших за пределы пороговых значений нормальности, будет крайне сложно нейтрализовать. Сегодня уже идет противоборство между странами и их объединениями не за господство в мире, а за выживание. Такая ситуация принципиально все меняет и мировосприятие, и сознание, и целеполагание, и стратегическое управление.
Политика пространственного и регионального развития России сводится к формированию единого пространства общероссийского рынка. Рынок является важным фактором развития, но, его необходимо рассматривать не оторвано от других факторов, а комплексно и системно, во взаимной связке с другими факторами жизнеобеспечения региона и национальной безопасности страны.
Мы считаем, что главный процесс реализации региональной политики должен быть направлен на обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, как основы жизни, безопасности и развития многонационального российского народа.
Сегодня, на передний план, вышла проблема войны и мира, проблема нашего выживания. Категория «Способность к выживанию» из научно-теоретической превратилась в самую насущную практическую проблему современности. По таким геостратегическим интегральным индексам как: географические условия и природные ресурсы, Россия находится в оптимальной зоне и занимает первое место в мире. По главным составляющим системы способности к выживанию России, интегральные индексы имеют следующие значения:
географические условия — 100%. По данному индикатору Россия занимает первое место в мире и находится в оптимальной зоне. Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми или незатронутыми хозяйственной деятельностью, площадь которых составляла 7,5 млн км². Последние исследования ученых климатологов прогнозируют, что от фактора потепления, несущего природные катаклизмы, будут в выигрыше только две страны: Российская Федерация и Бразилия;
природные ресурсы —100%. По данному индикатору Россия также находится в оптимальной зоне. Весь объем прогнозных запасов России оценивается в 140 трлн долл. [5]. Запад обвиняет Россию в том, что она отстает в развитии минерально-сырьевой базы и низком уровне использования природных ресурсов. Но нам не стоит попадаться на их уловки, так как в перспективе — не освоенность обширных территорий России является глобальным конкурентным преимуществом — мировым биосферным резервом, стоимость которого завтра вырастет на порядки.
Вывод: необходимо срочно пересмотреть место, роль и значение России в новой мировой системе координат: геоэкономики, геостратегии и геополитики. И довести объективную информацию до международного сообщества. Параллельно следует приступить к построению новых моделей, стратегий, а также капитализации универсальных благ и конкурентных преимуществ на геополитической и геоэкономической карте мира.
Проблема выживания связана с решением неотложных задач в сфере комплексной безопасности, экономики, финансов, социальной сферы, экологии, климатологии и других сфер. Ресурсы ограничены, а ситуация продолжает ухудшаться за счет деградации мирохозяйственной системы, крушения мирового порядка, системы международной безопасности и нарастания глобальных угроз до катастрофических масштабов.
Теория экономического роста и идеология потребления, на практике, оказались губительными для биосферы. Это привело к исчерпанию сырьевой базы, практически, для всего мира и огромного роста объемов отходов.
Самым дефицитным ресурсом в складывающейся ситуации является — временной ресурс. Сначала нужно дать ответ, а какой отрезок времени отделяет нас от точки бифуркации. Именно правильное определение степени и уровня риска катастрофической ситуации является базовой предпосылкой для разработки целевой комплексной программы по предотвращению надвигающейся катастрофы.
Основными факторами пространственно-экономической безопасности является: жизненное пространство народа и его национальная экономика.
Самим ярким примером важности пространственного фактора является Япония. Это развитая экономическая страна, которая занимает третье место в мире по номинальному ВВП — $5,7 трлн, второе по финансированию НИОКР, с очень высоким уровнем жизни, самой большой продолжительностью жизни — 85,3 года и одним из самых низких уровней младенческой смертности.. Вместе с тем, Япония является самой стрессовой страной. Даже определена такая болезнь, как кароси — инфаркт и инсульт на фоне стресса. В Японии один из самых высоких уровней суицидов в мире. Основная проблема роста стрессовой нагрузки и суицидов врачи видят в ограниченном пространстве. Численность населения в Японии -126 млн чел, а площадь территории суши — 364,4 тыс. км.
Пространство нужно рассматривать не в проекции плоскости, а комплексно. Важное значение играет геология, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.
В.И. Вернадский считал, что: «По существу, биосфера может рассматриваться как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космическое излучение в действенную земную энергию, электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.»[1].
Если рассмотреть схему геологического строения, то мы увидим, что прежде на данной территории был материк Лавразия, который разделился на Евразию и Северную Америку. Таким образом, сегодняшняя территория России опирается на два фундамента, двух самых крупных тектонических структур: это на Западе Русская (Восточно-Европейская) платформа, а на Востоке Сибирская платформа. В период архейской эры, около 3,6 млрд лет назад, проходило их формирование.
Толщина Земной коры в этом месте около 40–45 километров. А ведь есть территории, где толщина земной коры в 5 раз тоньше. Это имеет ключевое значение для выживания и безопасности. Ведь ученые прогнозируют рост опасных явлений. Таких как: геофизические (землетрясения, извержения вулканов, сдвиги земной коры), геологические (оползни, сели, обвалы, лавины и т. д.), гидрологические (наводнения, тайфуны, цунами и т. д.). К этим опасным явлениям необходимо добавить такие виды современного оружия, как: литосферное, гидросферное, метеосферное, озоносферное, ионосферное и магнитосферное (См.[6]). В условиях роста напряженности и конфронтационности в современном мире, никто не может гарантировать, что разные виды геофизического оружия не будут использованы. А литосферные платформы обеспечивают буферность и устойчивость биогеоценоза. Это, прежде всего, самая надежная защита против вышеперечисленных опасных явлений.
Кроме того, ученые утверждают, что почва может быть некоторым аналогом характера народа. Доказано, что неотектоника влияет на формирование этноса. (С. Шульц, Н. Николаев, Л. Гумилев) [3].
Вот почему мы считаем, что история России должна читаться, прежде всего, на геологической карте и планирование устойчивого развития России на дальнесрочный горизонт должно также начинаться с ее геологического фундамента.
Одной из главных развилок военно-политических конфликтов в мире, является то, что политическая карта мира не совпадает с экономической географией и ее экономическими регионами. Это несовпадение вызывает противоречие между странами и народами.
Успех в обеспечении выживания и развития зависит от правильно выбранных приоритетов и качества прогнозов на разные горизонты планирования. Под регионом мы понимаем территориальное образование со своей историей, культурой, определенной территорией с природно-климатическими ресурсами и производительными силами, осуществляющими воспроизводственные процессы, условиями жизни населения, с определенными социально-экономическими и национально-культурными условиями, со своей структурой и системой управления, целями и функциями, взаимосвязанностью ее компонентов, с внутренними и внешними связами, определяющими уровень его автономности, который является подсистемой социально-экономической системы страны и частью целостной и неприкосновенной территории Российской Федерации.
Есть регионы — есть страна. Это один организм. Нет регионов нет страны. Развиваются регионы. Развивается страна. Проблема регионализации — это обеспечение целостности экономического пространства России. С позиции безопасности все регионы важны. Не дай Бог, потерять хоть один регион, о чем мечтают наши враги. Это не допустимо, это эффект свободного радикала, при котором может начаться разрушение всей системы. Необходимо сконцентрировать стратегическое управление на обеспечении опережающего развития. Для этого следует усилить блоки научного предвидения, научного прогнозирования и стратегического планирования. Повысить эффективность управления и исполнительной дисциплины.
Россия — это уникальный информационно-коммуникационный и транспортный узел мирового значения, роль которого стремительно усиливается. Северной морской путь является ключевой артерией в северном полушарии, чья роль возрастает при нарастании межгосударственного соперничества. Необходимо ускорить развитие Северного морского пути, с учетом необходимой инфраструктуры, и провести модернизацию и увеличение мощности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Особое внимание следует уделить ускоренному развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, развитию отношений данных макрорегионов со странами АТР, что является критически значимым условием усиления конкурентных позиций России в мире.
Важнейшим фактором подготовки страны к обороне является подготовка территории к обороне и экономическая готовность государства к обороне. Однозначно, что без регионов эти задачи не решить.
Пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения привели к падению мировых цен на сырьевые ресурсы и сокращению добычи нефти и газа.
Следует отметить, что в качестве драйверов роста выступали столичные агломерации, за счет которых была обеспечена половина суммарного прироста ВРП. В региональной структуре большинства показателей ухудшились относительные позиции Приволжья, Сибири, Южного Урала, нестоличных регионов ЦФО, на территории которых находятся крупнейшие промышленные центры.
Наиболее значительным оказался санкционный удар для крупнейших сырьевых регионов, экономика которых сильно зависит от внешних рынков. Также пострадали регионы, из которых ушли иностранные компании.
В 2023 году большая часть регионов восстанавливается после шока 2022 года (по оценкам, только в 9 регионах продолжится сокращение ВРП). По предварительным данным, 65 регионов страны закончили финансовый год с дефицитом бюджета.
Несмотря на шоки, вызванные пандемией и санкциями, следует отметить, что сложились новые стартовые позиции и появились новые точки экономического роста. Чтобы обеспечить поступательный рост, необходимо скорректировать политику пространственно-регионального развития страны на дальнесрочную перспективу, исходя из системно-комплексного подхода, с учетом реальных и гипотетических вызовов и угроз. Но для того, чтобы реализовать цель национального возрождения и развития России, вначале необходимо провести комплекс мероприятий по устранению диспропорций в социально-экономическом положении страны.
По данным Института ВЭБ, до 2035 г. демографическая ситуация будет усугубляться. Основными центрами миграционного роста останутся крупные агломерации России (Московская, Санкт-Петербургская), а также регионы Юга (Краснодарский край и Адыгея) и богатые регионы Урала (Тюменская и Свердловская области). Естественный прирост населения, в силу высокой рождаемости, ожидается только в регионах Северо-Кавказского федерального округа и в некоторых национальных республиках (Тыва, Алтай).
Больше инвестиций пойдет в регионы Восточной части России, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и Южный ФО. Преимущественно инвестиции направлены в нефтегазодобычу, СПГ, транспорт.[7]
Кроме того, проведенные прогнозные оценки по базовым сценариям подтверждают, что крупнейшие агломерации РФ будут и дальше динамично развиваться за счет постоянного притока инвестиционных и трудовых ресурсов. Особенно за счет трудовых ресурсов Северной Кореи, Индии и других стран АТР.
В оптимистическом сценарии регионы Восточной части России в наилучшей степени смогут использовать свое географическое положение и близость к восточным рынкам. Среди наиболее быстрорастущих: Московская область, Республика Якутия и Красноярский край. Наиболее бедные регионы, в долгосрочном периоде, будут расти быстрее наиболее богатых, вследствие чего межрегиональная дифференциация будет уменьшаться.
Охрана природы в частных масштабах не предотвратит глобальный кризис. Техническая цивилизация находится в крайне нестабильном состоянии. Прежде так было со многими локальными цивилизациями перед их крахом. В такие моменты природная среда может поддержать общество, обеспечив оптимальные погодные условия, снизив масштабы природных катастроф. Или она будет содействовать гибели общества, усугубив аномалии природы и климата, увеличив количество землетрясений, цунами, извержений вулканов, тропических циклонов и усиливая их активность. «Мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали». [2, c.213]
Главной проблемой устойчивого развития регионов является неравномерность пространственного развития России, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню региональной безопасности и темпам социально-экономического развития. В этом плане Стратегией национальной безопасности Российской Федерации предусмотрено: «Совершенствование системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий» [4].
Поэтому главной задачей является сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, решение задач, связанных с недостаточностью трудовых и финансовых ресурсов в слабо развивающихся регионах.
Проведенный нами системный анализ социально-экономического положения регионов России показывает, что основной проблемой развития регионов являются образовавшиеся в силу разных причин диспропорции. Поэтому основной целью обеспечения экономического роста и повышения уровня благосостояния населения регионов является выравнивание существующих диспропорций социально -экономического развития регионов. Часть диспропорций будет выравниваться за счет перераспределения и оптимизации финансовых потоков, а часть за счет аккумулирования внутренних источников, государственной поддержки и внешних заимствований. Также нами предлагаются мероприятия, реализация которых обеспечит финансовую устойчивость регионов и страны в целом.
Основные из них:
– преобразование рубля в сильную международную ликвидную валюту;
– внедрение трехконтурной валютно-финансовой системы;
– обеспечение ценовой стабильности;
– выпуск долгосрочных облигаций для юридических и физических лиц под инвестпроекты;
– проведение целевой денежной эмиссии под рентабельные проекты;
– использование сверхнормативных средств валютных резервов и ФНБ;
– снижение стоимости банковского кредита;
– ограничение тарифов инфраструктурных монополий.
Результативность работы механизма по ликвидации региональных диспропорций зависит от качества и эффективности управления данными процессами, от уровня взаимодействия центра и регионов. Очень важно обеспечить правильные пропорциональные отношения между функциями управления. На федеральные органы важно возложить функцию по выработке правильного целеуказания, на федеральные округа функции по делегированию полномочий региональным и муниципальным органам управления. Главная функция регионов заключается в организации эффективно функционирующей системы самоорганизации. Работа всех трех управленческих структур должна быть направлена на получение стратегических эффектов и целевых конечных результатов. Схема взаимодействия федерального центра и регионов показана на рис. 1.
Предлагаемая нами социально-экономическая модель, связывающая воедино центр и регионы должна быть: целостной, инновационной, нравственной и ноосферной. | | | Рис. 1. Схема взаимодействия федерального центра и регионов |
| |
|
|