Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Джураев М. К.
член Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
по агропромышленному комплексу и экологии,
Председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС
по социальной политике

Лобанова Е. В.
советник-секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской
Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС по социальной политике,
кандидат юридических наук


К ИТОГАМ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПОДХОДОВ И ПРИОРИТЕТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЕВРАЗЭС
КАК УСЛОВИЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ

С учетом значения того факта, что единое образовательное пространство - определяющий фактор создания единого рынка труда в условиях евразийской экономической интеграции, 6 октября 2005 года в Бишкеке было проведено специальное координационное совещание Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в области социальной политики при поддержке Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по согласованию подходов и приоритетов при разработке образовательных стандартов ЕврАзЭС.
В работе совещания приняли участие депутаты национальных парламентов, представители исполнительных органов стран Сообщества, Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, представители учебных заведений Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Открывший заседание Координационного совещания председатель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС О.Ч.Текебаев подчеркнул что, потенциал в сфере образования и науки во многом определяет сегодня место государств в мировом сообществе, перспективы в конкурентной борьбе за достойное место на внешнем рынке и возможности решения их внутренних социально-экономических проблем.
В частности, стержневая задача государственной политики Кыргызской Республики в сфере образования состоит в том, чтобы сохранить достигнутое, и вместе с тем достигнуть мирового уровня образовательных стандартов, обеспечить доступность образования, его соответствие стратегическим целям развития Кыргызской Республики. В Кыргызстане высшее образование стало открытой системой, определяемой эффективной государственной политикой и демократизацией управления. Демократизация управления образованием и ответственность государства за качество образования - основные факторы, обеспечивающие реформу образования, предусмотренную Законом Кыргызской Республики "Об образовании". Закон принят парламентом 25 апреля 2003 года и он устанавливая принципы государственной политики в области образования, организации образовательного процесса, получения образования, служит правовой базой реализации таких принципов.
Финансирование образования стало многоканальным, внебюджетные средства государственных высших учебных заведений в настоящее время составляют более 70% от общего объема финансирования. Расширяется негосударственный, частный сектор образования.
Законодательство Кыргызской Республики открыло широкие возможности и для международного сотрудничества образовательных учреждений. Партнерами кыргызстанских вузов являются вузы около 30 зарубежных стран. Ведется активная работа по различным международным программам, которые имеют поддержку со стороны различных международных банковских и других институтов.
Однако проблем в этой сфере еще очень много. Коррупция в сфере образования не уменьшилась, поскольку и общество в целом поражено коррупцией. Но в образовании это особенно опасное явление, если учесть, что в учебных заведениях воспитываются новые лидеры общества, будущая элита страны. Оставляет желать лучшего и качество образования. Нерешена проблема эффективного использования привлеченных бюджетных средств частными и государственными вузами.
Одна из важнейших задач интеграции - добиться, чтобы молодые специалисты различных отраслей знания могли работать в любом из государств - членов ЕврАзЭС. Нужно сформировать общий рынок труда на основе создания единого образовательного пространства, согласованных стандартов в этой сфере.
В связи с этим, как никогда востребованной является работа, которая осуществляется в Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества по формированию согласованной социальной политики и по координации законотворческой деятельности национальных парламентов, направленной на реформирование системы образования в государствах Сообщества. Эффективность этой работы во многом зависит от совершенствования правовой базы развития образования, от создания нормативно-правового акта прямого действия - Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании.
В ходе дискуссии отмечалось, что в связи с подписанием Генерального соглашения о торговле услугами GATS (General Agreement on Trade Services) Кыргызской Республикой и предполагаемым его подписанием Российской Федерацией будет ускоряться процесс развития транснационального образования. Соответственно потребуется обращать самое серьезное внимание на качество образовательной деятельности, от которого зависит уровень конкурентоспособности выпускников вузов и привлекательность, последних среди абитуриентов. Потребуется создать и современную систему сертификации качества образовательных услуг и расширить сферу использования инновационных образовательных технологий.
К числу самых актуальных задач собственно транснационального образования относится развитие франчайзинга, оффшорных структур, кампусов и их сетей, частно-тренинговых компании, твиннинга, провайдерных университетов и агентств, виртуальных университетов.
По мнению участников совещания, при формировании единого образовательного пространства ЕврАзЭС необходимо шире использовать, прежде всего, мировой и современный европейский опыт и в то же время опыт советского периода, постсоветский опыт, приобретенный в каждом государстве Сообщества.
Было предложено разработать план практических мероприятий для развития сотрудничества с международными неправительственными организациями, прежде всего с ЮНЕСКО, межгосударственными объединениями (Евросоюзом, "Клубом восьми" и др.), международными объединениями предпринимателей, в том числе с Ассоциацией делового сотрудничества ЕврАзЭС, Российско-Американским Деловым Клубом, другими заинтересованными общественными, благотворительными организациями с целью координации усилий по формированию единого образовательного пространства государств Сообщества.
Участники совещания констатировали, что серьезный удар по экономике государств ЕврАзЭС наносит разобщенность не только производства, но и образования, что система образования к тому же недостаточно ориентирована на потребности рынка, интересы конкретных работодателей. Существующие государственные образовательные стандарты не предусматривают необходимого времени для развития у студентов практических навыков. Система организации образования приводит к подготовке специалистов широкого профиля, уровень компетенции и квалификации которых зачастую просто не востребован государством и бизнесом. Вместе с тем производственные организации плохо знают потенциал вузов, возможности его использования для развития той или иной отрасли.
Интересный опыт многосторонней "коммуникации" образовательных учреждений и предприятий накоплен Российско-Американским Деловым клубом, который, объединяя деловую и политическую элиту современной России и ее зарубежных партнеров, сделал уже целый ряд предложений по совершенствованию сотрудничества, партнерства и взаимодействия в самых различных областях и формах. Его деятельность уже высоко оценена деловой общественностью России и США. Клуб превращается и во влиятельную организацию, способную отстаивать интересы бизнеса стран ЕврАзЭС. Им был организован международный конгресс "ЕврАзЭС - деловой мир", в ходе которого были подписаны крупные контракты представителями делового сообщества стран ЕврАзЭС и западными компаниями.
Органам ЕврАзЭС необходимо активнее использовать возможности таких международных форумов, конференций, совещаний и для обсуждения проблем развития образования, и разных аспектов социальной политики государств Сообщества. В частности, целесообразно разработать соответствующие рекомендации в связи с проведением в 2006 году в Санкт-Петербурге саммита лидеров "Большой Восьмерки". Одной из них может стать реализация проекта "Молодежное посольство в XXI век", который предполагает организацию встречи лидеров "восьмерки" с молодежью разных стран мира с обсуждением проблем экологии, демографии, использования высоких технологий и итоговой встречи наиболее талантливых студентов, ведущих научную работу по темам, соответствующим повестке дня саммита (с предоставлением возможности задать свои вопросы лидерам мира).
Проблемы гармонизации (сближения и унификация) законодательства государств ЕврАзЭС в сфере образования участниками совещания рассмотрены, прежде всего, с позиции активизации процесса разработки и принятия органами ЕврАзЭС Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании, которые должны предусматривать обеспечение:
- единства экономического, образовательного и культурного пространства Евразийского экономического сообщества;
- гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, условий для свободного развития личности;
- недопустимости дискриминации доступа граждан стран Сообщества к образованию по признакам расы, национальности, пола, языка и религии, а также в силу каких-либо экономических, социальных и иных различий или физических недостатков;
- формирования социально-экономических условий, необходимых для устойчивого развития системы образования в рамках ЕврАзЭС;
- содействия увеличению негосударственных инвестиций в сферу образования;
- расширения участия общества в управлении системой образования.
Участники Координационного совещания рекомендовали:
- Секретариату Интеграционного Комитета совместно с Секретариатом Бюро МПА ЕврАзЭС ускорить доработку проекта Концепции согласованной социальной политики государств - членов ЕврАзЭС, предусмотрев в ней обоснование принципов, приоритетов и направлений согласованной политики и в области образования;
- с целью формирования общего рынка образовательных услуг в рамках Сообщества продолжить практику создания и функционирования совместных университетов, школ и других учебных заведений, обеспечив им максимальную организационную и методическую помощь;
- предусмотреть создание в Российской Федерации филиалов национальных учебных заведений других стран ЕврАзЭС, ведущих обучение на русском языке, для получения качественного образования, в том числе трудящимися мигрантами из государств - членов Сообщества, постоянно или временно проживающими на территории России;
- поддержать предложение Кыргызско-Российского Славянского университета об открытии его филиала в одном из крупных городов России;
- с целью консолидации общественных лингвистических объединений государств - членов ЕврАзЭС поддержать инициативу "Базовой организации по языкам и культуре" о создании Евразийской ассоциации современных языков "Лингва-Евразия";
- Секретариату Интеграционного Комитета и Секретариату Бюро МПА ЕврАзЭС внести в органы ЕврАзЭС и государственные органы стран Сообщества предложения об активизации сотрудничества учебных заведений, центров профессиональной подготовки, предприятий и организаций для повышения эффективности и качества обучения; соответственно активизировать обмен информацией и опытом работы национальных систем профессионального обучения государств - членов ЕврАзЭС;
- органам ЕврАзЭС предусмотреть возможность создания специального фонда адресного финансирования конкретных проектов по разработке образовательных стандартов;
- органам исполнительной власти государств Сообщества сформировать оптимальную систему мотивации для выпускников учебных заведений с целью создания необходимых условий для их последующей работы;
- установить государственные гарантии в отношении приоритетности образования, предусмотрев сокращение, а в дальнейшем и освобождения от налогообложения и платы за землю;
- обеспечить льготное налогообложение предприятий и фирм, оказывающих техническую, финансовую и иную помощь образовательным учреждениям и организациям, а также способствующим совершенствованию образования и научно-исследовательской деятельности;
- с целью обеспечения единого подхода к сертификации систем качества образования, успешной реализации образовательных стандартов и их международного согласования предусмотреть возможность создания единой системы сертификации качества образования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия