Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ХХI ВЕКЕ
Проект

I. Преамбула. II. Формирование глобального информационного производства. III. Противоречия экономической глобализации и основные задачи в области их разрешения. IV. Евразийское экономическое сообщество как приоритетная форма региональной международной интеграции. Основные критерии интеграционного процесса. V. Стратегия экономической интеграции и гармонизация хозяйственного законодательства государств - членов ЕврАзЭС. VI. Социальная интеграция и гармонизация социального законодательства в Сообществе. VII. Углубление интеграции и стратегическое взаимодействие в Евразии разных интеграционных образований как проявления "евразийства".
I
ХХI век - историческая эпоха становления и развития постиндустриальной экономики и дальнейшей глобализации производства и обмена в мировом хозяйстве, эпоха углубления международной экономической интеграции в разных его регионах и совершенствования взаимодействия различных интеграционных формирований в целях обеспечения устойчивого экономического и социального прогресса во всем мировом сообществе.
Развитие регионального Евразийского экономического сообщества как одного из таких формирований обусловливается общими закономерностями глобализационного процесса, предполагающими создание информационного производства с принципиально новой системой международного разделения труда и кооперации. Региональная интеграция при этом делает абсолютно необходимой разработку межгосударственной стратегии на основе согласованных доктрин.
Доктрину развития региональной международной интеграции неправомерно отождествлять с доктринами создания и развития социально ориентированной рыночной экономики в отдельных странах, которыми определяются характерные для каждой страны задачи по экономической и политической либерализации, совершенствованию структуры собственности и системы управления, осуществлению культурных и нравственных изменений в жизни суверенного государства. Региональная международная интеграция как процесс добровольного объединения самостоятельных государств не означает полной унификации процессов либерализации в каждом из них, напротив, должна исходить из неизбежности разных вариантов реформирования экономических и социальных структур, разных темпов экономических и социальных реформ в отдельных странах. Предложения по максимальной унификации преобразований и неподготовленному ускорению объединительных процессов, как свидетельствует опыт СНГ и Европейского союза, могут лишь затормозить развитие интеграции.
Преобразование в отдельных странах и преобразования по программам интеграции, естественно, взаимозависимы. Но это не дает оснований для расширительной трактовки задач интеграционной доктрины. Соответственно и доктрина "Развитие Евразийского экономического сообщества в ХХI веке" должна содержать только главные общие задачи суверенных государств - членов ЕврАзЭС. Ее стратегическими доминантами являются, прежде всего, задачи Сообщества по формированию информационного производства и реализации концепции евразийства в сложном и противоречивом глобализующемся мире. Решение в первую очередь именно этих задач требует совместных усилий по мобилизации национальных ресурсов и использованию коллективного ресурса интеграционного сотрудничества.
Главные параметры соответствующих стратегических решений и определяет доктрина развития интеграции.
II
Кризис индустриального общества, выразившийся в резком обострении экономических и социальных противоречий между развитыми индустриальными и развивающимися странами, в катастрофических изменениях экосистем, предопределил возникновение общемировой тенденции к созданию информационной экономики. Этому способствовали имеющие стратегическое значение достижения в области научных исследований, разработок и внедрения информационных и коммуникационных технологий. В результате во многих странах появились крупные многоотраслевые информационные производственные комплексы. Быстро прогрессируют электронная коммерция, информационный бизнес. В складывающейся информационной экономике уже действуют мощные транснациональные корпорации ("ИБМ", "Майкрософт", "АТТ", "Эппл" и др.). Интенсивно развивается программная индустрия, создающая программное обеспечение и возможности подключения к открытым информационным системам, в том числе через сеть Интернет, для экономики всех стран мира.
Переход к использованию информационных и коммуникационных технологий ускоряет глобализационные процессы в мировой экономике. Развивается производство глобальных продуктов (программного обеспечения, ЭВМ, компьютерной, экологической и иной техники), что делает неизбежным принципиальные изменения в системах международного разделения труда, международной производственной и научно-технической кооперации, подготовки специалистов. Глобализация хозяйственной жизни означает: поэтапное расширение ареала международного производства с присущими ему международными пропорциями и программами; создание международных комплексов в сферах энергетики, транспорта и связи; совместное решение общемировых экологических проблем; дальнейшее развитие и совершенствование международных информационных систем; развитие международной миграции специалистов и рабочих, обусловленное увеличением масштабов производства глобальных продуктов и услуг и деятельности транснациональных корпораций; увеличение масштабов международной стандартизации и сертификации продукции и услуг. В первую очередь это относится к использованию стандартов ИСО, которыми определяется всемирный эталон качества техники, перерабатываемых материалов, программного обеспечения, услуг, устанавливаются международно признанные требования к товарам, безопасности производства, организации и условиям труда, системам управления качеством.
Вместе с тем, в странах, экономика которых основывается главным образом на морально устаревших производственных технологиях, в том числе во всех странах - членах ЕврАзЭС, возможности участия в формировании глобального информационного производства существенно ограничены. Использование устаревших технологий, морально и физически изношенной техники увеличивает опасность возникновения техногенных и экологических катастроф. Технико-экономическое отставание от развитых стран обостряет противоречия между ними и развивающимися государствами, делает последних недостаточно конкурентоспособными, затрудняет развитие информационного производства в мировом хозяйстве, создает новые угрозы для национальной безопасности.
Отставание в области техники и технологии находит выражение в отставании по производительности труда, ресурсосбережению, конкурентоспособности бизнес-структур, темпам роста программной индустрии, в конечном счете - по всем важнейшим качественным параметрам экономики и качеству жизни. Так, по данным Всемирного экономического форума и других организаций, в рейтинге конкурентоспособности экономики Россия даже в 2004 г. находилась среди 108 обследованных стран на 70-м месте (первые пять мест занимали Финляндия, США, Швеция, Тайвань и Дания), по рейтингу конкурентоспособности бизнеса - на 61-м, по уровню инноваций в компаниях - 73-м, по качеству жизни - на 105-м.[1]
Для преодоления общей экономической отсталости и ускорения технологической модернизации производства одних рыночных реформ, разрозненных национальных усилий в современных условиях недостаточно. Для этого странам не хватает и собственных финансовых средств. Объективно необходимы принципиальные изменения в подходах к эффективному развитию международных экономических отношений: расширение и совершенствование международного экономического и научно-технического сотрудничества и отношений цивилизованной ("добросовестной") конкуренции. Новые подходы предполагают дальнейшее повышение роли международных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.) в модернизации национальной экономики и интенсивное развитие глубокой региональной международной производственной и научно-технической интеграции. При этом приходится последовательно преодолевать подход к региональной интеграции, при котором основное внимание сосредотачивается на проблемах не технико-технологической модернизации производства, а внешней торговли. Свобода торгового обмена и даже создание общих рынков сами по себе не обеспечивают преодоления отставания в области техники и технологии, повышения конкурентоспособности экономики.
III
Под влиянием процесса глобализации мировое хозяйство становится все более единым образованием, требующим организации глобального международного сотрудничества, поиска компромиссов при выборе путей экологически безопасного существования, путей формирования информационного производства, осуществления экономической либерализации в отдельных странах и в сфере международных отношений.
В то же время на начальной стадии глобализации мировое хозяйство характеризуется определенным противостоянием развитых и развивающихся, богатых и бедных стран, разных субцивилизаций, различающихся в основном социокультурными параметрами, определяемыми господством разных религий и соответствующих традиций, которые, однако, оказывают значительное влияние и на экономику.
Основным противоречием современной глобализации в сфере экономики является противоречие между, с одной стороны, интернациональными (глобальными) экономическими интересами, обусловленными прогрессирующей интернационализаций и транснационализаций производства, глобальными экономическими, социальными, экологическими проблемами, с другой - экономическими национальными интересами, обусловленными существованием суверенных государств и нерешенных проблем отдельных народов и национальных групп. Это противоречие обостряют: экономическая отсталость многих стран; огромные масштабы бедности; массовая безработица как в развивающихся, так и в развитых странах; устойчивая инерция имперских амбиций у "великих держав"; агрессивные националистические тенденции, в первую очередь в бедных странах, деятельность транснациональных корпораций, стремящихся использовать глобализацию экономики лишь в собственных интересах. Обостряет данное противоречие и монополистическая и нецивилизованная конкуренция на мировых и национальных рынках.
Противоречие экономических интересов ведет к противоречиям и в области международной политики, к столкновениям на национальной и религиозной почве, к появлению антиглобалистских тенденций. Это противоречие и крупномасштабная бедность - главные причины развития и международного терроризма.
Развитие региональной интеграции соответственно требует определения общих стратегических задач государств - участников интеграционного сообщества как по разрешению противоречия между интернациональными и национальными экономическими интересами, так и по вопросам борьбы с различными, в том числе религиозными, проявлениями террористических и экстремистских тенденций.
К числу таких задач относятся: создание совместных антитеррористических международных организаций; содействие совершенствованию деятельности существующих международных организаций, в том числе ООН, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Мирового банка; ускорение процесса создания эффективных систем управления региональной экономической интеграцией; поиск и использование эффективных форм взаимодействия различных региональных интеграционных группировок при решении проблем развития глобального информационного производства; развитие сотрудничества международных и национальных объединений предпринимателей для решения проблем электронизации бизнеса, международной конкуренции и борьбы с международным терроризмом; содействие развитию диалога религиозных организаций, представляющих основные мировые религии.
IV
Международная экономическая интеграция как проявление глобализации экономики в отдельных регионах мирового хозяйства представляет собой одно из важнейших средств разрешения противоречий глобализационного процесса и ускорения формирования информационного производства. Благодаря объединению национальных ресурсов ряда стран и последовательной реализации согласованной стратегии их социально-экономического развития она позволяет, во-первых, существенно ускорить технологическую модернизацию национальной экономики, во-вторых, усилить позиции объединяющихся стран в международной конкуренции, в-третьих, создать наиболее благоприятные условия для их участия в деятельности международных экономических организаций, в частности и прежде всего ВТО, в-четвертых, более успешно противодействовавший имперским амбициям, агрессивному национализму и международному терроризму.
Но для этого необходимы, с одной стороны, неуклонное соблюдение главных принципов интеграции: уважения суверенитета, обеспечения равноправного партнерства объединяющихся государств и стратегической ориентации на углубленную производственную и научно-техническую их кооперацию, с другой стороны, активные совместные усилия, направленные против любых проявлений тенденции к господству в мировой экономике тех или иных высокоразвитых стран, транснациональных корпораций, отдельных интеграционных группировок, террористических и экстремистских организаций.
В известной мере такие цели являются целями и Содружества Независимых Государств, возникшего на территории бывшего СССР. В "известной мере" потому, что содружество, по существу, является разновидностью прединтеграционной организации, поскольку выполняет функции лишь координации экономической и антитеррористической национальной политики и содействия развитию главным образом лишь взаимной торговли стран - участниц СНГ. Для развития реальной интеграции необходимы другие формы межгосударственного взаимодействия.
Евразийское экономическое сообщество в постсоветском пространстве - одна из таких форм, имеющая значение приоритетного межгосударственного объединения, которое позволяет выполнять задачи и по согласованному переходу к постиндустриальной стадии развития экономики, и по разрешению (снятию) противоречий экономической глобализации.
В Заявлении об учреждении (в 2000 г.) Евразийского экономического сообщества главы государств, подписавшие его, подчеркнули, что создание ЕврАзЭС - шаг, предпринятый, чтобы более решительно "идти по пути многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию".
Отличие ЕврАзЭС от СНГ состоит в том, что в рамках Сообщества координация развития дополняется созданием таких международных органов управления, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения межгосударственных (межправительственных) решений и законодательных актов, направленных в конечном счете на тесное соединение производственных и научно-технических потенциалов государств - членов ЕврАзЭС на основе развития эффективной международной специализации и кооперации, особенно в области разработки и использования информационных и других новейших технологий. В рамках Содружества (СНГ) в силу того, что оно представляет собой только координирующую организацию, такая из поставленных им целей, как осуществление "межгосударственной кооперации" (Ст. 2 Устава СНГ), не была и не могла быть достигнута. Не был создан и общий рынок продукции и услуг.
Критериями развития Евразийского экономического сообщества, как и любой региональной международной интеграции, являются качественные изменения в отношениях государственной суверенности и в развитии международных кооперационных отношений. Прогресс в области интеграции обусловливают определенные изъятия из государственного суверенитета и создание совместных производств, исследовательских и образовательных центров, что обеспечивает максимальное сближение национальных экономических интересов и последовательную реализацию глобализационных тенденций.
В связи с этим в интеграционном процессе (как свидетельствует теоретический анализ и уже имеющийся мировой опыт) неизбежны две стадии: 1) становления "общего экономического пространства" и 2) формирования единых международных хозяйственных комплексов - "единого пространства" в сфере экономики.
На первой стадии центральной проблемой оказывается всесторонний учет суверенных прав государств, вступающих на путь интеграции, обеспечение государственного суверенитета при организации интеграционного сотрудничества. Реальными, соответственно, являются только решения по организации общего, а не единого, экономического пространства, предполагающие создание прежде всего общих рынков. На второй стадии центральной проблемой становится постепенные изъятия из государственного суверенитета, необходимые для формирования межгосударственных и надгосударственных органов управления экономикой и организации международного производства, основанного, в частности, и на совместной собственности. Организация интеграционного взаимодействия в первом случае может быть представлена только структурой, подобной "сообществу", во втором - экономическим союзом.
Однако для развития интеграции как непрерывного процесса чрезвычайно важно, чтобы мероприятия по осуществлению международной производственной и научно-технической кооперации входили в число стратегических приоритетов и на стадии создания общего экономического пространства. В качестве эксперимента на этой стадии возможно создание и экономического союза отдельных участников интеграции (особенно на территории прежде единого государства).
В настоящее время развитие реальной интеграции в ЕврАзЭС зависит в первую очередь от осуществления "Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы", а именно: от поэтапной либерализации операций, связанных с движением капитала в рамках Сообщества, от поощрения взаимных инвестиций, создания Транспортного союза, выполнения Соглашений: о едином порядке применения стандартов и взаимном признании сертификатов, создании общего страхового рынка, основных направлениях создания общей платежной системы, от гармонизации корпоративного законодательства, развития общих рынков нефти, газа, электрической энергии и некоторых других мероприятий.

V
Принимая во внимание значительный прогресс в создании информационного производства в ряде развитых стран и прогрессирующее отставание стран ЕврАзЭС в этой области, ухудшающее их конкурентные позиции в мировом хозяйстве, правительства и парламенты в Сообществе обязаны постоянно исходить из безальтернативной аксиомы, в соответствии с которой главной задачей интеграции является расширение и совершенствование международной производственной и научно-технической кооперации, особенно при создании и использовании новейших технологий. Соответственно необходимо согласование инновационной деятельности участников интеграции и подготовка уже в период до 2010 года ряда международных программ. К числу важнейших стратегических мероприятий прежде всего следует отнести разработку и реализацию международной программы электронизации хозяйственной, в том числе таможенной, деятельности стран ЕврАзЭС, дополняющей соответствующие национальные программы и учитывающей международный опыт, в частности, опыт ЕС, членами которого принята программа "Электронная Европа".
В целом подготовка и выполнение международных программ специализации и кооперации, прежде всего в новых и новейших отраслях промышленности и в сфере услуг - центральная проблема развития региональной международной интеграции в ХХI веке. Достижение необходимого прогресса в решении этой проблемы предполагает: организацию международных коллективов разработчиков программ; согласование государственных программ структурной перестройке экономики с учетом формирующейся новой глобальной системы международного разделения труда; ускорение переориентации национального производства в Сообществе и в ряде других стран СНГ на международные стандарты качества продукции и услуг и правила ВТО.
При согласованном вступлении во Всемирную торговую организацию приходится учитывать и то обстоятельство, что правила данной организации, договоренности ее участников в условиях экономической глобализации (в которых уже в 2002 г. 10% мировой торговли осуществлялось на электронной основе) изменяются. Поэтому, чтобы не оказаться на обочине переговорного процесса в ВТО и процесса становления информационной электронной экономики, необходимо вступать во Всемирную торговую организацию с согласованными стратегическими решениями в отношении развития информационного производства, позволяющими влиять на переговоры об изменении правил и норм международных торговых и кооперационных отношений в ее рамках.
Обоснованная стратегия развития Евразийского экономического сообщества на первой стадии интеграции предполагает также (в соответствии с "Приоритетными направлениями развития"):
- отмену изъятий из режима свободной торговли в отношениях с государствами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС;
- определение перспективных направлений научно-технического сотрудничества в рамках целевых программ Сообщества;
- совместную разработку топливно-энергетического баланса государств - членов ЕврАзЭС;
- формирование общего электротехнического рынка ЕврАзЭС и общей системы его информационного обеспечения;
- расширение сотрудничества в Сообществе на рынке ценных бумаг;
- разработку и выполнение планов интеграционного взаимодействия в области регулирования банковской системы;
- согласование агропромышленной политики государств Сообщества;
- создание международной товаропроводящей системы для сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках ЕврАзЭС;
- формирование общей платежной системы Сообщества;
- превращение Межгосударственного банка СНГ в инвестиционно-кредитный и расчетный центр ЕврАзЭС;
- обеспечение постепенного перехода к единой валюте Сообщества;
- создание специальных фондов для финансирования целевых межгосударственных программ;
- организацию системы согласованных государственных гарантий иностранного инвестирования;
- формирование совместных финансово-промышленных групп,
и ряд других решений на уровне глав государств, глав правительств, отдельных ведомств и организаций предпринимателей стран ЕврАзЭС.
Вторая стадия в развитии экономической интеграции в Сообществе - стадия организации "единого экономического пространства", органически включенного в систему глобального информационного производства, требует решений, которые учитывали бы возможности и перспективы взаимодействия ЕврАзЭС с другими интеграционными группировками в мировом хозяйстве, в том числе и с созданными в регионе СНГ.
Решающее значение для эффективной интеграции экономики в любом регионе мирового хозяйства имеет при этом гармонизация хозяйственного законодательства объединяющихся государств, предусматривающая разработку и использование в национальной законодательной деятельности согласованных "Основ законодательства" и типовых проектов законов как актов прямого действия, которые учитывали бы и правовые нормы международных экономических организаций.
В ЕврАзЭС такая гармонизация хозяйственного законодательства, означающая сближение и унификацию правовых подходов к интеграции национальных хозяйств, в 2005 году ознаменовалась принятием Межгосударственным Советом Сообщества Соглашения об основах гармонизации технических регламентов в ЕврАзЭС, которое исходит из необходимости сближения и унификации национальных норм технического регулирования экономических отношений с учетом норм ВТО, стандартов ИСО, общепризнанных в мировой практике процедур соответствия международным нормам и стандартам, перспектив сближения и унификации национальных систем сертификации продукции и услуг.
К числу первоочередных стратегических задач, решаемых Межпарламентской Ассамблеей и Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС на правовом поле, следует отнести подготовку Основ законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о налогах, о бюджетной системе государств Сообщества, об энергетике, Основ транспортного законодательства ЕврАзЭС, типовых проектов "О лицензировании экспорта и импорта товаров", "О банках и банковской деятельности", об организации и функционировании рынка страховых услуг в ЕврАзЭС, гармонизацию национальных правовых норм, регулирующих деятельность корпораций (корпоративное поведение), деятельность на рынках ценных бумаг, в сфере валютного регулирования и контроля, таможенную и инновационную деятельность, организацию и функционирование свободных экономических зон, зон высоких технологий, деятельность малого и среднего бизнеса, экологическую деятельность и ряд других задач.
Установка на совместную разработку и правовое обеспечение программ развития в ЕврАзЭС взаимодополняемых отраслей машиностроения, металлургии, химической, нефтехимической, электронной, урановой, легкой промышленности была принята Межгосударственным Советом Сообщества уже в 2000 году и нашла отражение в утвержденных им "Мероприятиях по реализации основных направлений проведения согласованной структурной перестройке экономик на 2000 - 2005 гг. государств - участников договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1998 года".


VI
Развитие производственной и научно-технической интеграции стран
ЕврАзЭС - основное условие достижения и их социальных целей.
Вместе с тем социальный прогресс в Сообществе предполагает развитие социальной международной интеграции, дополняющей и корректирующей процессы экономического интеграционного сотрудничества.
Характер, стратегические императивы социальной интеграции государств - членов ЕврАзЭС определяет разрабатываемая ими Концепция согласованной социальной политики.
В частности, ограниченные возможности применения рабочей силы необходимой квалификации приводят к неуправляемому ее использованию, к масштабной неконтролируемой трудовой миграции, ухудшающей условия труда в Сообществе. Затрудняется решение проблем борьбы с бедностью и улучшения качества жизни и из-за несогласованности решений в области социальной политики отдельных стран. Глубокая социальная их интеграция, предусматривающая формирование в перспективе единого социального пространства ЕврАзЭС на основе поэтапного продвижения по этому пути, поэтому крайне важна.
Стратегические решения в области социальной интеграции предполагают разработку Социальной хартии Сообщества и неуклонное следование ее принципам, требующим определения согласованных социальных индикаторов и программ адресной социальной помощи, межгосударственного мониторинга в данной сфере, кооперации при использовании национальных ресурсов, гармонизации социального законодательства.
На начальной стадии интеграционного процесса в ЕврАзЭС особое значение для развития социальной интеграции имеют программы мероприятий по реализации Заявления глав государств "О десяти простых шагах навстречу простым людям" и программы Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС по согласованию социальной политики и ее правовых основ, составными частями которой являются: разработка Евразийской социальной хартии и заключение Договора о согласовании социальной политики и минимальных социальных стандартах, меры по выполнению межгосударственных соглашений о временной трудовой деятельности граждан государств ЕврАзЭС на территории Сообщества, о взаимных безвизовых поездках и упрощенном порядке приобретения гражданства, о взаимном предоставлении гражданам государств ЕврАзЭС равных прав в получении образования, скорой и неотложной медицинской помощи, о реабилитации инвалидов, о создании условий для распространения национальных программ телевидения и радиовещания, подготовка Основ пенсионного законодательства, типового проекта об обязательном социальном страховании в Сообществе, Основ законодательства ЕврАзЭС о здравоохранении, комплекс мер по имплементации норм совместной правовой деятельности в социальной сфере в национальные законодательные акты.
VII
Углубление международной интеграции в направлении создания единого экономического и социального пространства в отдельных регионах мирового хозяйства имеет перспективы при трех условиях: 1) осознании государствами объективной необходимости в постепенном ограничении их суверенитета при развитии интеграции; 2) всестороннем учете участниками региональных интеграционных группировок перспектив и проблем формирования глобальной информационной экономики в ХХI веке; 3) комплексной оценке специфики региональной интеграции в Евразии, Северной и Южной Америке, в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе мирового хозяйства.
Как свидетельствует даже в целом успешный опыт интеграции стран Западной Европы, становление единого регионального экономического пространства - длительный и сложный процесс, в ходе которого в зависимости от степени совпадения и согласования интересов отдельных государств возможно появление и дезинтеграционных тенденций. Для эффективного разрешения противоречий между интересами объединяющихся государств необходимы поэтому своевременные изменения в системе управления интеграцией, отражающие особенности каждой из ее стадий, исключение поспешных решений в ограничении суверенитета при переходе от общего к единому экономическому пространству (в том числе от общего к единому рынку), от сообщества государств к их экономическому и политическому союзу.
Одновременно необходимо учитывать, что создание региональных интеграционных формирований в мировой экономике вступает в определенное противоречие с глобализационной тенденцией, с процессом формирования всемирного информационного производства, с решением общемировых экологических проблем, проблем освоения космического пространства, борьбы с бедностью в мире, с международным терроризмом, проблем развития здравоохранения, образования, мировой культуры - решением, требующим объединенных усилий всех государств, планетарных акций.
Прогресс интеграции в ЕврАзЭС в ХХI веке может быть обеспечен только тогда, когда программы международной кооперации и специализации в Сообществе будут дополняться и корректироваться программами развития многостороннего сотрудничества с другими региональными интеграционными формированиями и двустороннего сотрудничества с отдельными "третьими" странами. В центре совместных решений должна находиться реализация программ ООН, программ развития и совершенствования деятельности МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО, отраслевых, экологических, образовательных и других международных организаций.
Вместе с тем для ЕврАзЭС как организации, объединяющей ряд государств Европы и Азии, приоритетное значение имеет развитие отношений: 1) со странами СНГ, не входящим в Сообществе, в том числе решение проблем взаимодействия ЕврАзЭС и организации "Единого экономического пространства", отношений с ГУУАМ и другими организациями стран СНГ (возможно путем увеличения числа членов Евразийского экономического сообщества); 2) с Европейским союзом; 3) с крупнейшими государствами Азии - Китаем и Индией; 4) со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); 5) со странами "исламской интеграции".
При этом в стратегии развития ЕврАзЭС должен быть существенно усилен азиатский акцент. Необходимо принимать во внимание смещение центра мирового хозяйства в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего в связи с высокими темпами развития и модернизации экономики Китая и Индии, а также в связи с проблемой подъема экономики Сибири и Дальнего Востока России - самого перспективного для увеличения потенциала и конкурентных преимуществ ЕврАзЭС российского региона.
По существу уже на первой стадии интеграции в Сообществе - ориентировочно до 2015 года - процесс формирования общего экономического пространства ЕврАзЭС должен корректироваться решениями, предусматривающими развитие самых широких экономических отношений со странами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, вплоть до создания общего рынка АТР. На стадии же формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС (ориентировочно в период 2015 - 2030 гг. и в целом в первой половине ХХI века) развитие этих отношений должно стать одной из главных доминант стратегии Сообщества.
Для продвижения в этом направлении в условиях глобализации экономики особый смысл приобретают стратегические решения по формированию трансевразийских транспортных и энергетических систем, а также по и пользованию потенциальных возможностей таких международных организаций, как АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
Создание с участием всех стран ЕврАзЭС и третьих стран евразийских трансконтинентальных транспортных высокоскоростных магистралей: двух широтных (на базе, прежде всего, Транссиба и БАМа) и одной меридиальной "Север-Юг" (с выходом на Индию), развитие перевозок по Северному морскому пути и евразийской автомобильной магистрали, расширение и совершенствование трансполярных авиационных коммуникаций и формирование логистических комплексов, объединяющих разные виды транспорта, - один из основных факторов углубления интеграционного взаимодействия на всей территории Евразии и развития Евразийского экономического сообщества. Общая заинтересованность в эффективных транспортных системах, дополнительные стимулы к расширению международной кооперации в строительстве, производстве новых транспортных средств, создание новых рабочих мест, освоение перспективных ресурсов в ранее неосвоенных районах позволяют рассматривать международное сотрудничество в сфере транспорта в качестве реального ускорителя формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС и осуществления совместных проектов усилиями нескольких интеграционных группировок.
Естественно, необходимо учитывать и программы развития трансъевропейских сетей (TEN), панъевропейских транспортных коридоров (PEC), технической помощи ЕС (PHARE).
Не менее осуществленным фактором углубления интеграции в ЕврАзЭС и качественного изменения отношений сотрудничества России и других членов Сообщества с Китаем, Японией и прочими участниками Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества являются совместные усилия по решению острой энергетической проблемы на Востоке Евразии, от которых зависят и удовлетворение быстро увеличивающихся потребностей Китая и Японии в энергетических ресурсах, и решение инвестиционных, инновационных и кадровых проблем Сибири и Дальнего Востока России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Такие совместные усилия предполагают установление и развитие прямых контактов органов ЕврАзЭС с органами АТЭС, участниками которой являются и Китай, и Россия, и Япония и страны - члены АСЕАН, и США, Канада, Мексика и многие другие страны.
Организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества приняты "Программа действий" и "План действий для АТЭС", которые предусматривают практическое обеспечение свободного иностранного инвестирования и свободной торговли в АТР в период до 2020 года, созданы Энергетический исследовательский центр, База данных по торговле и инвестициям, Информационная сеть по рынку труда, Образовательная сеть АТЭС, предпринимаются практические меры для развития научного и технологического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для развития сотрудничества стран ЕврАзЭС с Китаем, имеющего огромное значение для них при решении как транспортных, энергетических, так и демографических, научно-технологических, экологических проблем, развитии эффективной международной специализации и кооперации производства, в том числе в космической и оборонной промышленности, необходима стратегия, предусматривающая программирование такого сотрудничества. С этой целью должны быть существенно расширены функции ШОС, уже в настоящее время выходящие за рамки приграничного и антитеррористического взаимодействия участвующих в этой организации государств.
После выполнения первоочередных программ, характерных для начальной стадии интеграции, основными целями интеграционного процесса становятся: разработка и осуществление единой политики в тех областях экономического и социального развития и борьбы с внешними угрозами, в которых интересы участников интеграции полностью совпадают; соответствующее расширение полномочий Межгосударственного Совета, Интеграционного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи, Суда Сообщества, Межгосударственного банка и вновь создаваемых международных структур в сфере управления интеграцией; разработка и реализация Комплексной программы ускорения научно-технического прогресса в рамках СНГ; формирование единого информационного пространства и единой информационной инфраструктуры ЕврАзЭС с участием других заинтересованных государств - участников СНГ; организация единого рынка труда Сообщества; развитие широкой международной кооперации в сфере образования и науки, предусматривающей и организацию международных университетов и исследовательских центров; создание международных хозяйственных комплексов в программной индустрии, энергетике, в том числе атомной, в энергетическом, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, производстве экологической техники, аэрокосмической промышленности и некоторых других отраслях производства продукции и услуг; освоение, в том числе на основе программируемого взаимодействия с Китаем, международных транспортных коридоров; программирование и развитие интенсивного взаимодействия в разных областях экономики, исследований и технологических разработок между ЕврАзЭС, СНГ, ЕС, АТЭС, в том числе путем организации свободных экономических зон и совместных технополисов и технопарков.
Реализация таких целей требует отказа от понимания евразийства только как идеологии "консолидации, возрождения и развития России". Евразийство - идеология и политика сотрудничества всех государств Евразии, прямо предполагающего установление партнерских отношений и между различными интеграционными формированиями, сложившимися или складывающимися в Европе, Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Евразийство вряд ли правомерно рассматривать и как некую альтернативу "атлантизму" - идеологии и политике определенного партнерства в Атлантическом регионе. Оно представляет собой альтернативу только конфронтационным тенденциям в Евразии - в отношениях между ЕС, СНГ, внутри СНГ, между Россией, Китаем, Японией, всеми странами АТР, альтернативу национальному экстремизму, великодержавным претензиям и амбициям.


[1] The Economist, June 2004; Global Competitive Report 2001 - 2004. - Wold Economic Forum, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия