Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Алиева Л. А.
Аспирант Финансовой Академии при Правительстве РФ

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Статья посвящена обзору основных этапов эволюции управления проектами как области знаний и прикладной дисциплины, изменения роли и места управления качеством в проектах.

В настоящее время не существует единственного определения "управления проектом". В то же время во всех определениях этого понятия непременно встречается требование к качеству результата в проекте, гарантированию, обеспечению качества и контролю за качеством.[1]
Во второй половине ХХ века в связи с ускорением научно-технического прогресса, способствовавшего увеличению доли проектов высокой сложности и повышению роли качества исполнения, оказались недостаточными традиционные методы управления проектами. Возникла потребность в новых методах такого управления.
Правда, методология управления проектами начала формироваться еще в 30-е годы. В 1937 г. американским ученым Л. Гуликом были разработаны основы применения матричной организации при осуществлении сложных проектов.
В конце 50-х годов XX века в США начали использовать методы и технику сетевого планирования, в том числе метод оценки и пересмотра планов PERT (Program Evaluation and Review Technique), с целью создания оптимальных графиков выполнения работ и распределения ресурсов. Обеспечение же качества в проектах до конца 50-х годов осуществлялось лишь с позиций контроля качества, состояло в выявлении и отбраковке дефектной продукции и было ориентировано на статистический контроль качества.
Вместе с тем, конец 50-х годов считают временем основания современной методологии управления проектами, поскольку вначале 60-х годов в развитых странах. концепцию статистического контроля качества повсеместно сменяет концепция тотального контроля качества (TQC Total Quality Control). В методологическом отношении она ориентирует на повышение роли "человеческого фактора" в обеспечении качества. Выявление и отбраковка дефектных изделий становится только частью системы обеспечения качества, дополняется анализом причин возникновения брака и разработкой мер по стабилизации уровня качества.
К концу 60-х годов стали появляться национальные и международные организации, внесшие большой вклад в развитие методологии управления. И по сей день они оказывают огромное влияние на совершенствование методов управления проектами
В 70-е годы, в том числе в результате возникновения протестов со стороны защитников окружающей среды, в управлении проектами начинает приниматься во внимание "внешнее" их окружение (экономическое, экологическое, общественное). Разрабатываются методы управления конфликтами, проблемы отношений руководителя и команды проекта, совершенствования организационной структуры управления.
Тем не менее совершенствование управления до конца 70-х годов ассоциируется главным образом с сетевым анализом, что связано и с бурным развитием в этот период электронной обработкой данных.
Однако, в конце концов, стало очевидным, что использование только сетевых моделей не гарантирует успеха проектам. Несколько национальных организаций по управлению проектами создали рабочую группу, подготовившую документ, названный "Устранение недостатков в системах управления проектами".
В начале 80-х годов в Европе появились новые методы организации проектов, управление риском и стоимостью. Развитие вычислительной техники и программного обеспечения позволило более широко применять в управлении численные сетевые методы.
Изменяется и подход к обеспечению качества в проектах. Если прежде усилия по обеспечению качества зачастую сводились к поиску эффективных методов управления качеством во внутренней среде организации, то в 80-е годы организации стали изучаться как открытые системы. Возникают концепции: менеджмента качества на основе формализованного качества; тотального менеджмента качества (TQM Total Quality Management). Получает распространение подход к управлению качеством, предусматривающий гарантированное обеспечение качества продукции, работ и услуг на основе применения международных стандартов ИСО серии 9000 .
В 90-е годы значительно повышается интерес к изучению и применению на практике методологии управления проектами и в Восточной Европе, России, странах СНГ, в том числе в социальной сфере, в сферах политических и экономических реформ. В эти же годы развертываются процессы унификации и глобализации в управлении качеством, соответственно разрабатываются и начинают выполняться международные и национальные программы сертификации менеджеров.
В современных условиях все большее внимание уделяется организационному и межличностному аспектам управления проектами. Теперь недостаточно знать сроки их выполнения и стоимость, в том числе при помощи программных средств. Осуществление проекта должно так соотносится с окружающей средой, чтобы обеспечить максимально возможную выгоду всем заинтересованным сторонам и минимизировать возможные отрицательные последствия реализации проекта. Для реализации проекта с требуемым качеством недостаточно только контроля качества. Необходимо активно управлять качеством проекта. Управление качеством в проекте становится одним из важнейших процессов при его реализации
О принципиальном повышении роли качества в управлении проектами в современном мире дают представление дискуссии на региональных семинарах Международной ассоциации управления проектами (International Project Management Association - IPMA). Во многих странах мира учреждены премии за качество.
Развитие методологии управления проектами и управления качеством в проектах за прошедшие сорок с небольшим лет стало общепризнанным аспектом разработки и осуществления проектов, особой областью деятельности и науки.


1. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов. - М.: Изд-во "Консалтинговое Агенство "КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001 - 265 с.

Литература:
Ахьюджа Х. "Сетевые методы управления в проектировании и производстве. Пер. с англ. Лукьянова Б.С. и Симонова В.М. Под ред. Калашникова В.В. - М.: "Мир", 1979. - 638 с.
Куцый Д.В. Методологические основы создания систем управления качеством в строительных организациях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук:08.00.05. -М., 1998. -16 с.
Мазур М.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие под ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 199 с.
Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов. - М.: Изд-во "Консалтинговое Агенство "КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001 - 265 с.
Цвигун И.В. Формирование интегрированной системы управления качеством продукции и услуг в жилищной сфере: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра экон. наук: 08.00.05 08.00.20. -СПб., 2000. -34 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия