Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В.Я.Ельмеев. Объективное содержание понятия ценности

Смысл суждений Геннадия Павловича Выжлецова сводится к отказу от признания за понятием ценности объективного содержания. Для этого из двух полюсов ценностного отношения - субъект и объект - устранили объект, который заменяется субъектом. В результате этой процедуры ценность сводится к межсубъектным отношениям, т.е. вместо отношения "субъект-объект" выставляется отношение "субъект-субъект". При этом отношение ценности не ограничивается сугубо межличностным отношением одного человека к другому (в этом смысле дело сводится к субъективистскому релятивизму или солипсизму в форме самооценки личности). Г.П. Выжлецов предлагает в качестве субъекта даже природу, понятую "как духовный потенциал бесконечности вселенской жизни", т.е. как Бог. "Иначе говоря, - заявляет автор, - ценности человеческой жизни и культуры есть ни что иное, как виды и формы проявления этого потенциала, кратко называемого Дух. В этом смысле ценность - это истина духа". Здесь у автора речь идет уже о духе, взятом из Ветхого, а не Нового Завета (т.е. с человека-носителя этой ценности - Иисуса). Это соответствует религиозной философии ветхозаветцев - С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др.
В итоге ценность выступает у автора как некая смесь, составленная из неокантианского субъективизма и религиозной онтологии. Данная позиция - это своего рода негативная реакция на работы В.П. Тугаринова, его монографии "О ценностях жизни культуры" (1960), "Теория ценности в марксизме" (1968), которые были первыми крупными работами того периода в этой области. Будучи материалистом, В.П. Тугаринов генезис ценностей усматривал в практическом отношении человека к окружающей среде, считал их теми явлениями природы и общества, которые нужны, полезны людям определенного общества, На первое место он ставил ценности жизни и самого человека как величайшую ценность, что никак не могут признать представители субъективной школы. Для них, например, хлеб становится ценностью лишь тогда, когда ему придают особый, ритуальный смысл при приеме именитых гостей, когда их встречают с "хлебом и солью". Что касается духовных ценностей, то в их число В.П. Тугаринов в полном соответствии с традициями русской философии относил прежде всего истину, добро и красоту, имеющие непреходящее значение для человека и общества.
С позиций материализма понятие ценности в аспекте ее объективности определяется также, как и понятие объективной истины, т. е. оно предполагает признание в представлениях человека о ценности такого содержания, которое не зависит от сознания как человека, так и человечества. И там, и здесь речь идет о человеческом отражении, но признается объективное существование отражаемого, оцениваемого. От того, что объективно существующее дано в ценностном восприятии субъекта, объективность содержания отражаемого не перестает существовать. От того, например, что материя определяется как объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, она не теряет своего значения объективной реальности.
Спускаясь от ценности как истины духа к земной жизни, Г.П. Выжлецов вынужден признать, что межсубъектные ценностные отношения могут складываться и по поводу вещей и благ, но последние в лучшем случае являются лишь объектом - носителем соответствующей ценности. В этом случае сама ценность низводится до роли значения, оценки со стороны субъекта - оценщика, придающего вещи ценностный смысл и значение. Без придания этого смысла и значимости "предметы, явления и факты, с которыми постоянно сталкиваются люди, в том числе и в отношениях между собой, ценностным статусом не обладают". Если, например, по В.П. Тугаринову, хлеб для голодного человека является первейшей ценностью, то для представителей "межсубъектной" концепции ценностью обладает лишь ритуальный хлеб. Они полагают, что ценность заканчивается там, где начинается полезность вещи, делающая ее благом.
Казалось бы, что Г.П. Выжлецов, прилагая понятие ценности к экономике, должен был бы возвысить меновую ценность над потребительной ценностью. Ведь именно первая более всего отвечает принципу межсубъектности, выражает отношения обмена между субъектами и не содержит в себе ни грамма вещества. Автор же почему-то поступает наоборот, противоречит принятой им исходной посылки. Он даже критикует К. Маркса за то, что он якобы разводил стоимость на меновую и потребительную, очистил стоимость от потребительной ценности и несет вину за то, что современная Россия вновь встала на путь капитализма, преклоняется перед меновой стоимостью. Автор не подозревает, что неприемлемая им современная практика превращения в товар таких ценностей, как красота женщины, честь и совесть и даже продажа самих самоценных людей базируется не на трудовой теории стоимости К. Маркса, а ныне господствующей теории субъективной полезности, которая выбросила труд из источника стоимости, предложив вместо труда все то, что имеет полезность. Поэтому и оказались духовные ценности предметом купли и продажи. Всякая полезность трактуется как стоимость.
Автор вполне справедливо критикует эту практику, выступает против навязывания России западного капитализма в его монетарном варианте. Но продаже духовных и иных ценностей, красоты и совести можно противопоставить трудовую теорию стоимости, не признающую наличие стоимости у тех ценностей, которые не являются овеществленным жизнеобеспечивающим трудом. В действительности, согласно трудовой теории стоимости, ни красота, ни совесть, ни честь не являются товарами и не могут быть предметом купли-продажи.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия