Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Прудникова Ю. О.
аспирант института Африки РАН

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ В НЕМУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
В статье рассмотрены основные хозяйственно- этические принципы исламского банковского дела. Деятельность исламских банков проанализирована в контексте банковского законодательства мусульманских и немусульманских стран (на примере Великобритании). Автор пришла к выводу о том, что особенности исламских банков предполагают специальное законодательное регулирование со стороны учреждений, осуществляющих надзор за их деятельностью.

Ислам оказывает влияние на различные сферы общественной жизни, регламентируя не только вопросы культа и поведения в быту, но также экономические, политические, и иные отношения в обществе.
Посредством основополагающих источников ислама и мусульманского права (шариата) - Корана и сунны Пророка установлены нормы, которые должен соблюдать каждый правоверный мусульманин. Применительно к сфере экономических отношений это: запрет рибы (ростовщичества), т.е. участия в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента; запрет гарара (букв. `опасность`), т.е. чрезмерной неопределенности в сделке; запрет майсира (букв. `азартная игра`), т.е. получения дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств; запрет бизнеса, связанного торговлей вещами, которые ислам определяет как нечистые (свининой, алкоголем, наркотиками и т.п.).
На основе экономических положений Корана и сунны исламскими экономистами была разработана исламская экономическая модель.
Что же представляет собой сама исламская экономика, или правильнее сказать, исламская экономическая модель? По справедливому замечанию отечественного специалиста по исламскому банковскому делу А.Ю. Журавлева, было бы неверно ассоциировать исламскою экономику лишь с мусульманскими странами, иными словами, представлять исламскую экономику как совокупность национальных экономик членов Организации Исламская Конференция . По мнению А.Ю. Журавлева, исламская экономика представляет собой `систему взглядов мусульман на принципы и механизмы организации хозяйственной жизни общества` .
Теоретические основы исламской экономики, или, правильнее, исламской экономической модели, были заложены в главных источниках шариата - Коране и сунне, а затем были развиты в трудах таких выдающихся мусульманских ученых, как ал-Газали, Ибн Таймийа, Ибн Каййим, Ибн Халдун, и др.
Своеобразие исламской экономической модели предопределяется тем, как в исламе воспринимается собственность. Несмотря на то, что ислам признает частную, государственную и общественную собственность, тем не менее, воззрения на природу этих явлений с позиций ислама отличаются от взглядов западных экономистов. Исламская экономическая модель исходит из концепции `наместничества` при решении вопроса собственности. В частности, одним из определений исламской экономики является следующее: `исламская экономика - это методология того, как человек использует ресурсы и средства производства для удовлетворения своих мирских потребностей в соответствии с предписаниями Всевышнего, ради достижения высшей справедливости` . Из данного определения вытекают следующие особенности отношения к собственности, что отражается, в свою очередь, на финансовых отношениях в соответствии с шариатом:
1. Человек, будучи всего лишь поверенным Аллаха, а не настоящим собственником принадлежащих ему благ, не вправе пользоваться этими благами как ему вздумается; при управлении своими финансовыми делами он обязан руководствоваться теми правилами и запретами, которые установлены в главных источниках шариата.
2. Основополагающим принципом при осуществлении экономической деятельности является достижение всеобщего благосостояния.
3. Каждый человек должен получать справедливое вознаграждение соответственно вложенному труду и иметь достаточные средства к существованию.
Большинство специалистов называет исламскую экономическую модель нравственно-ориентированной, поскольку в ней большое значение уделяется именно оценке деятельности экономических агентов с точки зрения ее соответствия нравственно-этическим установкам ислама.
Одним из главнейших институтов исламской экономики являются исламские банки. Первый исламский банк появился в 1963 г. в Египте в местечке ан-Наггар, однако, большей частью по политическим мотивам, исламский характер данного учреждения в открытую не заявлялся. К 1967 году в Египте действовало уже девять подобных банков. В 1974 в рамках Организации Исламская конференция было принято решение об учреждении Исламского банка развития, который начал осуществлять свою деятельность в 1975 году.
Постепенно банки, открыто провозглашавшие себя исламскими, стали появляться на Ближнем Востоке. Так, в середине и конце 1970-х начали работу `Дубай Исламик Бэнк` (1975), `Фейсал Исламик Бэнк оф Судан` и `Фейсал Исламик Бэнк оф Иджипт` (1977), `Бахрейн Исламик Бэнк` (1979), и др.
Однако исламское банковское дело развилась не только на Ближнем Востоке. В 1963 году в Малайзии была создана Сберегательная корпорация для мусульманских паломников. Ее целью было содействие накоплению сбережений желающим совершить хаджж. В 1969 году эта организация трансформировалась в `Пилгримз Менеджмент энд Фанд Борд`, или `Табунг Хаджи`, которая в настоящее время действует не как банк, а как финансовая компания, инвестирующая сбережения будущих паломников в согласии с шариатом. В 1973 году президентским указом на Филиппинах был создан специализированный институт, в уставе которого, впрочем, не было упоминаний о его исламском характере. Однако `Филиппин Амана Бэнк` был ориентирован именно на мусульманское население страны, которое не принимало услуги традиционных коммерческих банков, работавших на процентной основе. В работе этого банка, однако, уживаются как беспроцентные, так и процентные операции.
Начиная со второй половины 70-х годов, наблюдается рост исламского банковского дела, а последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-прежнему растет. Согласно данным Международной ассоциации исламских банков, в настоящее время существует около 200 работающих на беспроцентной основе финансовых учреждений в 40 странах (не только мусульманских), включая Россию . По данным ежегодного справочника `Араб Бэнкинг и энд Файнэнс`, страны Персидского залива, где оперируют 50 исламских финансовых институтов, лидируют по их числу как отдельный географический регион. На Бахрейне их 18, в ОАЭ - 14, Саудовской Аравии - 10, Кувейте - 4, Катаре - 3 .
Первый исламский банк на Западе, `Исламик Бэнкинг Систем` (ныне - `Исламик Файнэнс Хаус`) появился в 1978 году в Люксембурге. В Женеве базируется группа `Дар аль-Маль аль-Исламий`. В Дании, США, Австралии и др. странах также имеются исламские финансовые учреждения. В августе 2004 г. в Лондоне начал работу первый полностью исламский банк в Европе. Однако предпосылки для появления подобного финансового учреждения в Великобритании возникли не на пустом месте.
В 1980-е гг. в Лондоне работал исламский банк `Ал-Барака`, услугами которого пользовались не только мусульмане, но и представители других религий, а рынок клиентов географически не ограничивался Лондоном и другими крупными городами Великобритании, где были открыты филиалы данного банка. `Ал-Барака Бэнк` осуществлял свою деятельность в соответствии с банковским законодательством Англии на основе выданной ему Банком Англии лицензии. Однако в начале 90-х гг. в связи с ужесточением требований и стандартов Банка Англии, руководство банка было вынуждено отозвать банковскую лицензию. В 1993 году банк `Ал-Барака` прекратил оказывать банковские услуги, но продолжил свою деятельность в качестве исламской инвестиционной компании.
Ряд ведущих западных банков (`АБН Амро`, `Сосьете Женераль`, `Ай Эн Джи`, `Джей. Пи. Морган` `Чейз Манхэттен`) достаточно давно имеют в своей структуре подразделения (`окна`), которые оказывают исламские банковские услуги. В июле 2003 в Великобритании два международных банка, HSBC и United National Bank, начали предлагать своим клиентам исламские банковские продукты по ипотечному кредитованию. А американский банк `Ситибэнк` довольно длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 млрд. долл. в специализированные исламские фонды. В 1997 году `Ситибэнк` учредил на Бахрейне свое полномочное отделение `Сити Исламик Инвестмент Бэнк` с капиталом в 20 млн. долларов. По оценке `Ситибэнк` темпы роста исламского банковского сектора составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков . Исламское банковское дело активно развивается, причем не только в мусульманском мире. Возможно, никогда ранее оно не было так популярно и востребовано, как в настоящее время. Даже в странах Запада, где доля мусульманского населения не так уж велика, законодатель пытается создать наиболее благоприятные условия для деятельности исламских банков.
Тем не менее, опыт функционирования исламских банков за последние три десятилетия показал, что в своей деятельности исламские банки сталкиваются с рядом трудностей как операционного, административно-управленческого, так и правового и экономического характера.
На протяжении долгого времени одна из проблем юридического характера заключалась в отсутствии единых стандартов, что отчасти затрудняло ведение бизнеса и ставило под вопрос соответствие операций того или иного исламского банка шариату. Как в западном мире нет центрального финансового института, который бы осуществлял надзор за деятельностью финансовых, в том числе и банковских институтов, так и в мусульманском мире нет единого Шариатского Совета, который бы определял, какие сделки дозволены, а какие - недозволенны с точки зрения мусульманского права.
В настоящее время существуют расхождения по ряду вопросов, касающихся операций и практики деятельности исламских банков, однако с учреждением в 2002 г. в Малайзии Совета по исламским финансовым услугам - Islamic Financial Services Board (IFSB, многое изменилось в лучшую сторону. Учреждение этой международной организации было инициировано председателями и высшими должностными лицами центральных банков ряда стран и состоялось при поддержке Исламского банка развития (ИБР), Международного валютного фонда (МВФ) и Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (ААОИФИ).
В Малайзии, стране, где находится штаб-квартира Совета по исламским финансовым услугам, в 2002 г. был принят специальный закон. Этот закон предоставляет IFSB те привилегии и иммунитеты, которые обычно имеют международные организации и дипломатические представительства. В рамках своей компетенции IFSB приспосабливает уже существующие или разрабатывает новые банковские инструменты и стандарты финансовой отчетности, соответствующие шариату, которыми руководствуются исламские финансовые институты, включающие в себя исламские банки, исламские страховые компании , и др.
В этом отношении работа, которую проводит IFSB, дополняет деятельность Базельского комитета по надзору за банковской деятельностью (the Basel Committee on Banking Supervision), Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions) и Международной ассоциации органов, осуществляющих надзор за страховой деятельностью (the International Association of Insurance Supervisors).
В июле 2003 IFSB начал разработку двух стандартов финансовой отчетности в области деятельности исламских финансовых институтов, а именно: Управление рисками (Risk Management) и Достаточность собственного капитала (Capital Adequacy). В 2004 году IFSB приступил к разработке стандартов в области корпоративного управления (Corporate Governance). Ожидается, что примерные варианты этих стандартов будут представлены в конце 2005-начале 2006 гг.
У исламских банков, действующих в немусульманских странах, имеются дополнительные проблемы. Во-первых, не во всех немусульманских странах власти признают применение норм шариата в деятельности банковских институтов как таковых. Сама природа исламского банка отлична от западного, традиционного представления о банке. Исламский банк можно определить как финансового посредника, а в ряде операций как комиссионного агента, инвестирующего средства своих вкладчиков в различные проекты и получающего вознаграждение в виде прибыли (если банк вкладывает и собственные средства в проект), размер и наличие которой изначально не известны (в отличие от фиксированного процента). Традиционный же банк получает прибыль главным образом путем взимания процента по кредитам.
Изначально традиционные банки не уполномочены участвовать в торговых операциях, связанных с куплей-продажей товаров и услуг. Например, в Великобритании и США власти неохотно признали разрешенным такой механизм активных банковских операций, как мудараба. Они исходили из того, что банки не могут являться собственниками банковских активов.
Существует и еще одна проблема исламской банковской практики, которая также обусловлена природой исламского банка. Дело в том, что обязательным требованием к банкам на Западе является гарантия возврата депозитов. В исламском банке, как уже было описано выше, помимо текущих и сберегательных счетов, по которым обеспечивается возврат номинальной суммы вклада, выделяются также инвестиционные счета, по которым невозможно гарантировать возврат вклада, поскольку их использование, так или иначе, сопряжено с финансовыми рисками. В этой связи порой возникают проблемы с контролирующими органами, и каждый банк по-своему находит разрешение этой коллизии. Например, уже упоминавшийся исламский банк `Ал-Барака` для решения этой проблемы использовал схему страхования вкладов; инвестировал средства вкладчиков по модели мурабаха в определенные отрасли, где возврат инвестируемой суммы максимально вероятен, а также использовал ряд других механизмов .
Серьезной проблемой для исламских банков является отсутствие правовой санкции за не возврат клиентом банка ссуды, используемой в форме участия в прибыли и убытках.
В настоящее время ни в одной немусульманской стране не принято специального законодательства, регламентирующего деятельность исключительно исламских банков. Так, учрежденный в августе 2004 г. Исламский банк Великобритании действует на основании общей для всех организаций, осуществляющих бизнес по приему депозитов, лицензии, а его деятельность регулируется в рамках существующего банковского законодательства.
Как отмечает профессор Университета Малайзии Бала Шанмуган, существует три основных требования, выполнение которых необходимо для развития исламского банковского дела в национальной экономике. Прежде всего, это наличие шариатского наблюдательного совета, который бы оценивал все операции банка с точки зрения соответствия их шариату, иными словами подтверждал бы, что банк действительно является исламским. Во-вторых, поскольку исламские банки осуществляют все свои операции на беспроцентной основе, не должно существовать законодательно установленного запрета на осуществление банковских операций без выплаты или взимания процента. Наконец, банкам должно быть разрешено участвовать в торговых операциях и делить прибыли и убытки со своими клиентами .
Таким образом, исламский банк - это не совсем банк в традиционном понимании функций этого института. В отличие от традиционных коммерческих банков исламские банки действуют скорее как инвестиционно-сберегательные компании, нежели как кредитные организации.
Отсюда специфика в регулировании статуса и деятельности исламских банков. В современном мире выделяется несколько подходов к регулированию статуса и деятельности исламских банков. Первый подход (монистический) был взят на вооружение в таких странах, как Иран, Пакистан и Судан, где руководство в разное время предпринимало попытки перевести весь банковский сектор на исламские рельсы. Второй подход (дуалистический) применяется в Малайзии, где деятельность традиционных банков регулируется в рамках традиционного банковского законодательства, а деятельность исламских банков подпадает под нормы специального Закона об исламском банковском деле 1983 г. Третий подход можно наблюдать в большинстве стран, где действуют исламские банки - их статус и деятельность регулируются нормами традиционного банковского законодательства, что не исключает некоторой специфики.
Безусловно, для учреждения исламского банка в немусульманской стране необходимо наличие законодательной базы, которая не создавала бы препятствий для создания такого банка. В этом отношении правовая почва Великобритании оказалась наиболее благоприятной.
Впервые исламские банковские услуги в Великобритании стал предоставлять учрежденный в 1982 г. банк `Ал-Барака` (Al-Barakah), который входит в состав финансовой группы `Ал-Барака Групп`. Этот банк действовал в рамках общего банковского законодательства (в соответствии с Banking Act 1979, а затем Banking Act 1987) на основании лицензии, выданной ему Банком Англии.
`Ал-Барака` предлагал своим клиентам несколько видов счетов. Во-первых, текущий счет, или вклад до востребования (разумеется, без выплаты процента по вкладу). Во-вторых, сберегательный счет, который приносил его держателям определенный доход от использования банком средств на этих счетах в торговых операциях. Однако в отличие от заранее обусловленной ставки процента доход не был фиксированным и гарантированным и зависел от прибыльности банка в соответствующий период времени. Номинальная сумма вклада гарантировалась. Клиенты банка `Ал-Барака` могли открыть в банке срочный вклад, минимальный размер которого равнялся 200,000 фунтам стерлингов или долл. США. Держатели этого счета имели право на получение прибыли, размер и наличие которой, однако, не гарантировались. Вместе с тем, своего рода гарантией прибыльности являлось, то, что денежные средства, находящиеся на этих счетах использовались банком для финансирования малорисковых операций в форме мурабаха. Кроме того, в некоторых случаях имело место практика предоставления клиентам информации об ожидаемой прибыльности по этим вкладам, что делалось на основе анализа банковской практики за последнее время.
По сравнению с другими (неисламскими) банками `Ал-Барака` устанавливал достаточно высокий размер минимального вклада. Минимальная сумма, которую клиент должен был внести при открытии текущего счета, равнялась 150 фунтам стерлингов. При этом клиенты, выписывавшие чеки на этот счет, были обязаны поддерживать на счете минимальный остаток в размере 500 фунтов стерлингов . В традиционном коммерческом банке нарушение правила о минимальном остатке имеет следствием возникновение так называемого овердрафта, по которому клиент выплачивает процент, как по кредиту. В исламском банке такая ситуация в принципе невозможна, поскольку исламский банк работает на беспроцентной основе.
В своей деятельности банк `Ал-Барака`, главным образом, применял механизмы мудараба, мушарака и мурабаха. Широкое распространение в деятельности банка получило долгосрочное финансирование приобретения жилья (long term Islamic mortgages) по модели мурабаха или иджара ва-иктина`. И все-таки, главной статьей деятельности банка `Ал-Барака` были инвестиционные проекты, которые приносили компании основную прибыль.
На практике внутренняя сторона деятельности банка, соответствие всех операций и используемых механизмов шариату контролировались Шариатским наблюдательным советом.
В начале 90-х в связи с банкротством BCCI (Bank of Credit and Commerce International) Банк Англии ужесточил требования, предъявляемые к банковским организациям, что в определенной степени вынудило руководство банка принять решение об отзыве банковской лицензии. В июне 1993 года `Ал-Барака` прекратил свою деятельность в качестве банка, однако остался на финансовом рынке Великобритании в качестве инвестиционной компании.
В дальнейшем, отдельные виды услуг в сфере исламского банкинга предлагали другие, как английские (например, Lloyds), так и международные транснациональные банки (`Ситибэнк`, `Стэндард Чэтэрд`, др.). При этом все банки, оказывавшие исламские услуги, действовали в рамках традиционного банковского законодательства. Вопрос о том, нуждаются ли исламские банки в особом правовом регулировании, поднимался давно и не только представителями деловых кругов, но и властями.
В августе 2004 года произошло событие, которого долго ждали и мусульмане Запада, и бизнесмены Востока, событие, которое во многом стало поворотным моментом в истории развития исламского банковского движения, - в Лондоне был учрежден Исламский Банк Великобритании (IBB) - первый полностью исламский банк на Западе, получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в стране. Все свои операции IBB осуществляет в соответствии с шариатом, в рамках действующего банковского законодательства Великобритании.
С тех пор, как в 1993 году банк `Ал-Барака` прекратил свою деятельность, исламские финансовые услуги (главным образом ипотечное кредитование в соответствии с шариатом) в Великобритании оказывались исламскими `окнами` таких всемирно известных банков как `Ситибэнк`, HSBC, др., однако самостоятельного банка, который оказывал исключительно исламские банковские услуги, в Великобритании не было. Вместе с тем, банковские продукты, соответствующие шариату, имели потенциально большой спрос на рынке Великобритании. По разным подсчетам в Великобритании проживает около 1,8 млн. мусульман, которые отличаются высокой степенью религиозности и стараются во всем следовать предписаниям ислама . Кроме того, ежегодно в Великобританию по делам въезжает свыше полумиллиона мусульман из разных стран мира, в том числе бизнесмены из стран Персидского залива. Большинство из них хотели бы воспользоваться услугами исламского банка.
В последние годы отношение властей Великобритании к исламским банкам сильно изменилось в лучшую сторону. Еще десять лет назад в Великобритании работали несколько исламских финансовых домов (Islamic finance houses ), но ни один из них так и не получил статуса кредитной организации и лицензии на осуществление полномасштабной банковской деятельности . После смены учреждения, осуществляющего контроль и надзор за всем финансовым сектором Великобритании, власти Великобритании в лице Управления финансовых услуг, стали более конструктивно относиться к идее учреждения самостоятельного исламского банка в Великобритании, который бы действовал в рамках существующего банковского законодательства наряду с традиционными коммерческими банками.
Идея учреждения исламского банка в Великобритании стала обсуждаться рядом бизнесменов Ближнего Востока еще в 2002 году. В июле этого же года была создана компания, Исламский финансовый дом Великобритании (Islamic House of Britain), назначены консультанты и юристы, которые исследовали потенциал британского рынка, а также возможность и необходимость учреждения исламского банка в Великобритании. Придя к выводу, что исламский банк действительно нужен Великобритании, и его учреждение целесообразно не только, чтобы удовлетворить потребности мусульман Великобритании в исламских банковских услугах, но и с точки зрения прибыльности для инвесторов, учредители Islamic House of Britain приняли решение заняться поиском инвесторов. В качестве инвесторов выступил ряд исламских банков и компаний, а также крупные бизнесмены с Ближнего Востока, среди которых члены правлений исламских банков и других компаний из ОАЭ, Бахрейна, Катара и Саудовской Аравии. Исламский банк Великобритании организован как публичная компания, участвовать в капитале которой могут не только мусульмане.
В апреле 2003 г. был назначен исполнительный директор Банка, распределены другие руководящие должности. В октябре 2003 г. составлен бизнес-план, после чего в Управление финансовых услуг Великобритании поступила официальная заявка Islamic House of Britain о предоставлении ему банковской лицензии. На протяжении всего процесса подготовки и получения лицензии Управление финансовых услуг активно помогало и всячески шло на встречу, поощряло деятельность Islamic House of Britain.
Наконец, в августе 2004 г. Управление финансовых услуг выдало банковскую лицензию и, таким образом, Исламский банк Великобритании (IBB) начал свою работу.
Деятельность Исламского банка Великобритании осуществляется в строгом соответствии с шариатом, а все операции и банковские продукты контролируются Шариатским наблюдательным советом. Вместе с тем, поскольку IBB действует на основании общей банковской лицензии и на его деятельность распространяется действие общего банковского законодательства, банк также должен соблюдать требования и стандарты, которые в своих постановлениях и директивах устанавливает Управление финансовых услуг.
Исламский банк Великобритании обслуживает исключительно физических лиц и предоставляет своим клиентам весь спектр банковских продуктов и услуг в соответствии с шариатом. Банк стремится к тому, чтобы предоставляемые им услуги составили серьезную конкуренцию традиционным кредитным организациям, и потому уделяет большое внимание качеству и уровню сервиса, ассортименту предлагаемых услуг, которые могут заинтересовать не только мусульман. В первое время, когда Банк только начинал свою работу, его клиенты могли открыть текущий счет, а держателям данных счетов предоставлялась возможность воспользоваться соответствующими услугами посредством телефонного и почтового банкинга. Постепенно ассортимент предлагаемых услуг расширялся и на настоящий момент Исламский банк Великобритании готов предложить своим клиентам весь спектр банковских услуг, соответствующих шариату, в т.ч. банковские продукты, основанные на ипотечном кредитовании, потребительские кредиты, основанные на модели мурабаха, и др .
Учреждение первого исламского банка в Великобритании имеет большое значение для рынка банковских услуг Запада. В планы IBB входит выход на общеевропейский рынок банковских услуг. Принимая во внимание, что Великобритания - член Евросоюза, эти амбициозные планы Исламского банка Великобритании вполне реализуемы. Если деятельность Исламского банка Великобритании окажется удачной, то, имея `европейский паспорт`, он сможет открывать свои филиалы в других странах ЕС, а это значит, что его потенциальными клиентами могут стать около 13,8 млн. мусульман (без учета Великобритании и кандидата на вступление в ЕС Турции). Во Франции и Германии с мусульманским населением в 5,9 млн. и 3 млн. человек соответственно существует благоприятная среда для становления и развития исламского банковского дела .


Заключение. Получив широкое развитие в середине 70-х гг. на волне нефтяного бума середины 1970-х гг., исламское банковское движение за 30 лет своего развития достигло небывалых высот. Чем вызван столь стремительный рост популярности исламских банков?
В исламском банковском деле огромная роль отводится этическим положениям ислама, которые во многом определяют принципы деятельности и политику исламских банков. Согласно шариату все деловые операции должны быть построены на принципах честности, справедливости, равенства, богатство не должно аккумулироваться, а должно быть использовано, в том числе на помощь нуждающимся. Хорошая репутация и высокий уровень этичности, которые снискали себе исламские банки, вкупе с достаточно высокой прибыльностью исламского банкинга влияют на их позицию не только в национальной экономике, но и на мировых финансовых рынках.
Как отмечает ряд авторитетных экономических изданий и консалтинговых групп, доля исламского банковского сектора в экономике мусульманских стран неуклонно увеличивается, а темпы роста достигают 15% в год. В ряде мусульманских стран (Иран, Пакистан, Судан) были предприняты попытки перевода всего банковского сектора экономики на исламские принципы. В Малайзии, стране, которая по праву считается передовым центром исламского мира и исламской экономики, в частности, исламские банки действуют в соответствии со специальным Законом об исламском банковском деле 1983 г., а правительство поощряет развитие исламского банковского сектора экономики.
С другой стороны в последнее время все больше традиционных банков (главным образом крупные финансовые группы, такие как `Ситибэнк`, `Стэндард Чэтэрд`, др) открывает т.н. исламские `окна` в странах со значительной долей мусульманского населения (как в мусульманских странах, так и в немусульманских странах Западной Европы). В августе 2004 г. в Лондоне был учрежден первый самостоятельный исламский банк в Европе.
Вместе с тем, ни в одной немусульманской стране по-прежнему не существует специальных законов об исламских банках и регулирование их деятельности осуществляется в рамках общего банковского законодательства.
На наш взгляд исламские банки не нуждаются в специфическом гражданско-правовом регулировании, однако их деятельность в области финансового права требует особого подхода со стороны законодателя.
Исламские банки отличаются от традиционных коммерческих банков не только принципами деятельности, но и выполняемыми функциями. Деятельность и, как следствие, прибыльность последних связана с взиманием и выплатой процента. Традиционные банки сначала аккумулируют финансовые средства, а затем ссужают их под определенный процент, тем самым, получая прибыль. Исламские банки в своей деятельности руководствуются запретом осуществления процентных трансакций и потому строят свою деятельность на беспроцентной основе, получая прибыль путем участия в прибылях и убытках финансируемых финансовых проектов и вовлечения в торговые операции.
В своей деятельности исламские банки используют оригинальные механизмы, в основе которых лежат разработанные исламскими экономистами и правоведами контракты мудараба, мушарака, мурабаха, др.
Все вышеперечисленные особенности исламских банков, а именно: беспроцентные трансакции, использование аккумулированных на инвестиционных счетах средств по модели мудараба и мушарака, запрет использования банковских средств в запрещенных шариатом сферах бизнеса, - все это говорит в пользу того, что деятельность исламских банков нуждается в специальном законодательном регулировании и специфическом подходе со стороны финансовых учреждений, осуществляющих надзор за их деятельностью.


1 Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики// Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2004. - С. 6.
2 Там же. - С. 5.
3 Taylor F.M. Islamic Banking - the Feasibility of Establishing an Islamic Bank in the United States//American Business Law Journal. - 2003. - ? 40. - P. 387-388.
4 Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики// Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2004. - С. 72.
5 Там же. - С. 72.
6 Расулов Я. Исламские банки// www.yaseen.ru
7 Подробнее об исламском страховании см.: Беккин Р.И. Правовые основы исламского страхования// Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты"// Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2004. - С. 127-213.
8 Siddiqi A.Y. Al-Barakah Experience of Islamic Banking Within the British Banking System// Islamic Financial Institutions. Seminar Proceedings held in Jakarta, Indonesia in September 1990. - 1990. - ? 27. - P. 68.
9 Edwardes W. Demystification of Islamic Banking// www.dc3.co.uk
10 Wilson R. Challenges and Opportunities for Islamic Banking and Finance in the West: the United Kingdom Experience // Islamic Economic Studies. - 2000. - ? 7. - P. 40.
11 Watkins J. Prophet to Profit// Financial World. - 2005. - January. - Pp. 24-29// http://www.financialworld.co.uk
12 Finance house - банк по финансированию продаж в рассрочку. (см. Большой англо-русский и русско-английский словарь по бизнесу/ Под ред. Петроченко П.Ф. - М., 1994).
13 Islamic Finance and the UK Financial Services Authority. Conference on Islamic Banking and Finance Bahrain. March 2003. // www.fsa.gov
14 Islamic Bank Opens for Business// www.fairinvestment.co.uk/news (22.09.2004)
15 Islamic Bank of Britain Launch Imminent // www.thebanker.com/news (05.01.2004)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия