Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Warning Authors num (2) != positions number (0)
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Зингеева С. Б.

Калыкулова Г. М.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования `среднего класса`, являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества.
В России использование возможностей малого и среднего бизнеса (МСБ) пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Только декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.
Малый и средний бизнес между тем затрагивает интересы миллионов наших сограждан, уже занятых в этом реально действующем секторе экономики. По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 млн. субъектов малого предпринимательства - малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица, а также фермерских хозяйств. В целом в данном секторе экономики занято примерно 15 млн. чел., что составляет 20% от общей численности занятого населения.
В то же время малый бизнес уже несколько лет (фактически, с середины 90-х гг.) находится в фазе `нулевого роста`. На 1 тыс. жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС - не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по развитию малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 1 тыс. жителей этих городов приходится соответственно 20 и 23 малых предприятия. Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%. Совокупный вклад в производство продовольствия составляет около 20%. Вместе с тем малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет лишь 15%, производят 30% общего объема товаров и услуг. Однако значительная доля малого предпринимательства находится в `тени`. По данным экспертов и аналитиков Национального Фонда, эта доля колеблется в пределах от 30 до 50 %.
Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние. Первые в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности, слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью изменений в макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры, исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры обусловлены низким уровнем корпоративной, предпринимательской, инвестиционной и инновационной культуры, культуры менеджмента, сохранением старой структуры экономического образования.
Соответственно, ускоренное развитие МСБ требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе Федерального Закона РФ `О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации`, принятого в 1995 г. Многие положения этого Закона до сих пор не имеют необходимой нормативной базы и потому не действуют, а ряд положений просто устарел. Например, это относится к имущественной поддержке и порядку финансирования программ поддержки предпринимательства, получению предпринимателями информации по широкому спектру интересующих их вопросов. Не решена проблема предоставления малым предприятиям государственных и муниципальных заказов. Многие нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив относительно предоставления малым предприятиям не менее 15% от общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Они практически не допускаются к госзаказу. Некоторые законы (например, `О банках и банковской деятельности`) вообще не учитывают положения данного Закона.
Действующая в настоящее время система налогообложения субъектов малого предпринимательства существенно препятствует его развитию. Для представителей малого предпринимательства она обернулась созданием чрезмерного налогового бремени, чрезмерно сложными системами ведения учета и отчетности, излишним налоговым администрированием. Постоянно вносимые изменения в порядок налогообложения не учитывают власти не только жизненные интересы предпринимателей, но и существующие нормы законодательства о порядке принятия соответствующих решений. Так, введение Налогового и Бюджетного кодексов РФ значительно сузило сферу льгот для малого предпринимательства. Все это ставит добросовестные малые предприятия на грань банкротства. Обещания же о снижении налогового бремени, упрощении учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства пока остаются не более чем декларациями.
Непродуманное и поспешное введение единого социального налога имело своим результатом, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход, и способствовало уходу малого бизнеса в сферу теневой экономики. Это яркий пример безответственного отношения некоторых органов власти к своим обязанностям, к проведению провозглашенной государством политики поддержки малого предпринимательства, безответственного отношения и потому, что усиливает и криминальные структуры, активно `курирующие` теневую экономику.
Задача поддержки малого предпринимательства зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и с уже поставленными целями управления государственным имуществом. Поэтому наряду с использованием этого имущества в целях поддержки малого бизнеса на основе существующей законодательной и нормативной базы необходимо пересмотреть и статьи Бюджетного кодекса РФ, ограничивающие соответствующие возможности органов управления государственным имуществом.
Что касается использования лизинга как важного ресурсного источника и механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на базе таких законодательных и нормативных актов, как ГК РФ, Закон РФ `О лизинге`, валютного, таможенного, налогового и др. законодательства, то в данном случае необходимо значительно усовершенствовать систему договорных отношений. Ориентация только на договор купли-продажи исключает возможность самостоятельного инвестирования в предмет лизинга, заключения договора подряда, мены и т.д. В этой связи актуальной задачей является расширения в рамках ГК РФ правовых оснований для получения лизинговой компанией права на приобретение предмета договора лизинга.
Действующее валютное законодательство предусматривает более чем либеральный порядок осуществления валютных операций в рамках лизинговых отношений. Но, поскольку указанный порядок предусмотрен только инструкциями ЦБ РФ, существует потребность в его `перенесении` в текст Закона РФ `О валютном регулировании и валютном контроле`.
Остается нерешенной также проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя. В связи с этим целесообразно внести ряд изменений в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ `О лизинге`. В частности, гл. 25 НК РФ следует дополнить некоторыми разъяснениями. Не менее важно улучшить механизм своевременного возврата НДС из бюджета. Возврат НДС осуществляется в течение многих месяцев, что снижает оборачиваемость капитала в лизинговых компаниях.
Аналитики Национального Фонда и Национального (экспертного) Совета ведут собственный отсчет в развитии малого бизнеса в России, который мы начинаем с принятия 19 декабря 2001 года Государственным Советом РФ - Концепции государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Затем важным шагом на этом пути явилось создание по распоряжению Председателя Совета Федерации в декабре 2002 года Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации в который вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители предпринимательских объединений России, научных и экспертных организаций. Этот Совет представляет собой действующую модель взаимодействия, социального партнерства власти, бизнеса и общества и прообраз созданной ныне Общественной палаты.
Советом уже подготовлены: Концепция законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства и Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства. Обе концепции утверждены на заседании Совета 15 мая 2003 года.
Основные усилия Совета направлены на решение следующих задач:
― анализ региональных условий и практического опыта поддержки малого предпринимательства;
― тиражирование этого опыта в регионах;
― содействие в разработке законодательных норм, закрепляющих за регионами и муниципалитетами ведущую роль в развитии малого бизнеса и регулирующих межбюджетные отношения, и пропорции в распределении налоговых поступлений от малых предприятий;
― содействие в формировании законодательной базы с целью организации профессиональных союзов предпринимателей и объединения их на федеральном уровне;
― совершенствование системы налогообложения путем проведения в отдельных `пилотных` регионах экспериментов по использованию новых элементов нормативно-правового и законодательного регулирования МСБ;
― определение потребностей регионов, в отношении развития малого предпринимательства и инициирование соответствующих решений со стороны Президента Российской Федерации, Правительства и Федерального Собрания России;
― содействие повышению квалификации законодателей и представителей региональных администраций в вопросах развития и поддержки малого предпринимательства;
― обобщение нормативно-правовой информации и баз данных по поддержке малого предпринимательства в регионах России;
― подготовка проекта Федеральной Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005―2008 гг., (как части программы Министерства экономического развития и торговли РФ);
― участие в разработке законопроектов по вопросам технического регулирования МСБ и создании на их основе проекта Федеральной инвестиционной Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Представители предпринимательских организаций и объединений России в Совете в целях совершенствования взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в разных регионах страны, делового сотрудничества регионов РФ, развития кооперации и формирования эффективной модели социального партнерства между властью, обществом и бизнесом сформировали Национальный Фонда развития малого и среднего предпринимательства и Национальный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, которые являются деловыми партнерами Совета. Национальный Фонд ведет пилотные проекты МСБ. Национальный Совет объединил ведущих экспертов в этой области и по существу стал не только специализированным объединением экспертов, занимающихся анализом процессов, в сфере малого и среднего предпринимательства, но и исполнительным органом.
Когда была предпринята попытка аннулировать ФЗ от 14.07.1985 г. `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ`, экспертами Совета и Национального Фонда была проведена общественная акция по защите этого базового закона.
Конечно, закон ` О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации` в значительной мере устарел и в еще большей мере оказался выхолощенным после принятия пакета законов `О монетизации льгот` и об общих принципах разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов управления. В нем осталось только 16 статей. Ликвидируется Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, бывший инвестиционно-финансовым институтом государственного регулирования МСБ. Но нужно иметь ввиду что эта сфера требует особого экспертного подхода, скрупулезного анализа тенденций развития сегментов рынка МСБ, дальнейшей инвентаризации существующей нормативно-правовой базы МСБ, умелого использования положительного зарубежного опыта.
Предстоит многотрудная работа по созданию современной законодательной базы с учетом формирования новой модели государственного регулирования малого и среднего бизнеса. В связи с этим естественно, неизбежны и дискуссии предпринимателей и законодателей. Новый федеральный закон `О государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ` потребует внесения дополнений и изменений в НК РФ, Бюджетный кодекс РФ, другие сферы права. По нашему мнению, он должен быть дополнен пакетом законопроектов `О государственном регулировании малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики`, позволяющим более точно определить бюджетообразующую составляющую и налогооблагаемую базу малого и среднего бизнеса в отраслевом разрезе и в соответствии с критериями бизнеса, начать глубокий анализ экономики и управления в этой области, закрыть бреши в законодательстве.
В мае 2003 г. Советом и Национальным фондом по развитию малого и среднего предпринимательства был проведен телемост с представителями Министерства торговли США, которые проинформировали, что федеральном бюджете США ежегодно 600 млн. долл. выделяется только на гармонизацию законодательства в сфере МБ. По прогнозу же Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в малом бизнесе в ближайшие 2―3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2%, вклад в ВВП составит не более 10―12%. Похожая ситуация складывается и в сфере среднего бизнеса. При сохранении таких тенденций малое предпринимательство в России все более будет отставать от потребностей рыночной экономики.
До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное инновационное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малое предпринимательство будет развиваться односторонне (например, только в торгово-посреднической сфере).
Одной из причин наличия проблем в МСБ является также нежелание воспринимать независимое экспертное мнение, непрофессионализм, дилетантство, со стороны административных структур, чиновничества. Использование возможностей МСБ пока еще не возведено в ранг приоритетов, не является приоритетом в политике Правительства РФ, Центрального Банка, а так же и в политике коммерческих банков. Когда нет четких правил на правовом поле, нет и четко сформулированной государственной политики.
Вместе с тем, можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых, накоплен опыт относительно условий развития малого предпринимательства, можно с основанием выбирать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который хотя и не используется в полной мере, но может быть востребован в очень многих отраслях хозяйственной деятельности. В-третьих, хотя и не развиты многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно для малого предпринимательства, появился довольно значительный слой населения, способного им заниматься МБ.
Государство в России должно исходить из того, что динамично развивающееся малое предпринимательство, особенно его инновационный сектор, являются целью и средством формирования рыночной экономики инновационного типа, перманентного повышения благосостояния населения и улучшения социально-политического климата в стране, а не побочным продуктом рыночных отношений.
Государственная внутренняя и внешняя политика РФ в области развития МСБ в условиях глобализации должна строиться на таких приоритетных направлениях, которые действительно позволили бы перейти от базовой инвестиционной модели к инновационной модели экономического развития России.
По различным экспертным оценкам оптимальное число малых предприятий для условий сбалансированного рынка в РФ 3 - 11 млн. Такого числа малых предприятий можно было бы достичь к 2010 г., и их вклад в ВВП мог бы составить 20―25%. В среднесрочной перспективе, по заключению экспертов, благодаря этому можно добиться устойчивого экономического роста (8%) и увеличения инвестиций (на 13―15% в год), а в наукоемкую продукцию и новые технологии ― до 25―30%. Этого можно достигнуть, и выводом малого и среднего бизнеса из `тени`.
В любом случае необходимо иметь долгосрочную Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. На этом должно сфокусировать внимание Министерство экономразвития и торговли РФ, привлекая к ее разработке отраслевые министерства и ведомства, региональные власти и муниципальные органы управления.
Государственная поддержка этого бизнеса должна исходить из критериев бюджетной оптимизации в условиях разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и приоритетов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
Совершенствование нормативно-правового механизма в целях реализации интересов частного предпринимательского класса должно предусматривать координацию деятельности предпринимательских объединений, саморегулируемых организаций предпринимателей и их профсоюзов.
Обеспечение безопасности бизнеса, охрана жизни и деятельности предпринимателей от криминальных и коррумпированных структур должна стать одной из важнейших задач государства.
Государство должно стать стратегическим партнером малого и среднего предпринимательства, гарантирующим ему справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, доступ на рынок капитала, помощь в инвестировании, защиту от недобросовестной конкуренции в области производства и сбыта;
При этом необходимы скоординированные действия властных федеральных и региональных структур, создание специализированных организаций (фондов, центров, компаний, агентств) в качестве партнеров малого предпринимательства, выполняющих от имени и по поручению государства работы и услуги в интересах малых предприятий при строгом следовании правовым принципам - свободе выбора, отсутствию властного принуждения, равной ответственности перед законом, взаимной выгоде, справедливому разделению рисков.
И методологически, и практически сфера МСБ - составная часть модели макроэкономической стабилизации России, и эксперты и аналитики Национального Фонда и Национального совета поэтому готовы участвовать в законотворческом процессе и оказать всемирное содействие Министерству экономического развития и торговли РФ в формировании более эффективной нормативно-правовой базы для развития малого и среднего бизнеса.
В настоящее время руководством РФ основные формы поддержки МСБ обозначены, а в качестве приоритетов его развития выбраны совершенствование налоговой системы, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.
Вместе с тем, для развития малого и среднего бизнеса необходима комплексная государственная программа соответствующих преобразований в экономической и правовой сферах, а государственные органы должны учитывать сложившееся к настоящему времени положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
На наш взгляд, необходимо заранее подготавливать и `амортизаторы` для уменьшения стихии в развитии МСБ, примером которой является трансграничный поток `челночников`. Вообще растущий трансграничный поток труда и капиталов требует специального государственного регулирования.
Требуется и дальнейшее расширение международных связей, малых и средних предприятий, развитие приграничного сотрудничества в этой сфере.
В марте 2005 г. Национальный Фонд развития малого и среднего предпринимательства с этой целью заключил соглашение о сотрудничестве с Министерством промышленности и торговли Монгольской Народной Республики и Фондом поддержки малых и средних предприятий Монголии.
В итоговом документе Всероссийского совещания руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов Российской Федерации по вопросам приграничной торговли предусмотрено:
- создание в межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации специального экспертного Совета по вопросам государственного регулирования и совершенствания норматино-правового механизма приграничной торговли;
- включение в ведомственную программу Министерства экономического развития и торговли РФ на 2005―2008 гг. вопросов о предложения о проведении выездных заседаний Всероссийского совещания руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов России по проблемам приграничной торговли, изучении опыта ( в частности Санкт-Петербурга) по созданию инновационной модели приграничного сотрудничества, проведении круглых столов с участием представителей бизнес-сообщества по проблемам приграничной торговли, осуществление (с привлечением экспертов Национального Фонда) мониторинга состояния и тенденций развития приграничного сотрудничества с зарубежными странами;
- проведение с участием Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли РФ, Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства и Совета по развитию малого и среднего предпринимательства круглых столов по проблемам развития приграничного сотрудничества со странами СНГ и другими странами в рамках Петербургского экономического и Дальневосточного экономического форумов.
Пока малый и средний бизнес не обрел устойчивости, необходимы `модельные территории` ― полигоны, для определения наиболее эффективных путей для использования его возможностей в интересах развитии территорий. В частности такой модельной территорией может стать Краснодарский край, где созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса. Обеспечение широкого развития малого и среднего бизнеса - принципиальная позиция краевой власти, стремящийся довести его удельный вес в региональной экономике до 60 и более процентов в ВВП.
В последние годы в крае успешно реализуется программа государственной поддержки малого предпринимательства. Эффективно работают 10 фондов поддержки малого бизнеса, 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах и районах. Создана служба `одного окна`, с помощью которой в 2004 г. свыше 2 тысяч малых и средних предприятий получили земельные участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них более 12 млрд руб. Губернатор края предложил в связи с этим изменить и систему оценки работы государственных служащих, поставив ее в зависимость от показателей развития МСБ, прибыли и объемов производства малых предприятий.
Экспертами Национального Фонда и Национального Совета еще в 2003 г. была разработана Концепция развития субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае, в которой особое внимание было обращено: на необходимость превращения туризма в главную статью краевого бюджета, на проведение экспериментов для возврата к патентной форме изъятия налогов по определенным видам деятельности в сфере МСБ и использования практики `налоговых каникул`, на внедрение кластерных технологий и субконтрактинга в целях создания на базе Краснодарского края агропромышленного кластера и всероссийского туристического и лечебно-оздоровительного центра, на возможность учреждения особой экономической зоны `Кубань ― Южные врата России` - `инвестиционное окно в Россию`, `регион открытой экономики для малого бизнеса`.
Систематическое проведение круглых столов с участием представителей малых предприятий стало одной из эффективных форм работы и Сбербанка Российской Федерации. Соответственно совершенствуется методика выдачи микро-кредитов (до 100 тыс. руб.), введено обязательное страхование залога под кредиты субъектов МСБ. Отменена обязательная оценка залога, срок рассмотрения заявок на кредит сокращен до 8 дней, выдаются кредиты наличными средствами (до 500 000 руб.) и т.д.
Проблема, однако, состоит в том, что эффективно работающего механизма доведения финансовых ресурсов до субъектов МСБ пока нет. Банки до сих пор в большинстве случаев не заинтересованы в их кредитовании.
Доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь примерно 13―15 тыс. малых предприятий из миллиона ныне действующих. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка. Соответственно архиважно создать новые механизмы инвестиционного и кредитного финансирования субъектов МСБ, в том числе микрофинансирования предприятий, финансирования стартовых бизнесов с использованием средств коммерческих банков, потребительских и кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, касс взаимопомощи, кредитных линий международных организаций, создать специальные (местные, муниципальные) банки для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и по относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии государства, могут быть кооперативными, обществами взаимного кредита. Однако пока все еще продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов МСБ. Не решается проблема создания новой финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
30 июня 2005 г. состоялась Вторая Международная конференция по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России. И одним из основных вопросов ее программы был вопрос о механизме реализации Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ (от 27.04.2005 г., ? 133-СФ) `О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2006 г.`, в целях обеспечения государственных гарантий для развития малого и среднего предпринимательства и максимальной открытости и адресности при освоении финансовых средств, получаемых от государства. Одновременно были обсуждены: проект создания финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в субъектах Федерации; вопрос об оказании финансовой помощи региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства; вопрос о новых финансово-кредитных инструментах поддержки субъектов малого предпринимательства, предложенных экспертами и аналитиками Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства.
Конференция детально рассмотрела:
- состояние развития финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса в России и проблему создания качественно новой системы финансового обеспечения МСБ;
- опыт организации систем микрофинансирования предприятий МСБ региональными органами власти, и связанные с этим проблемы законодательного и научно-методического обеспечения их развития;
- опыт деятельности региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;
- опыт и проблемы финансирования МСБ банками, в том числе проблему нормативно-методического обеспечения деятельности банков в этой сфере;
- опыт финансирования МСБ за рубежом;
- международные программы поддержки МСБ в России;
- мероприятия МЭРТ РФ, Минфина РФ и Центрального Банка РФ по совершенствованию системы финансового обеспечения деятельности МСБ;
- новые механизмы кредитования предприятий малого бизнеса и финансирования стартовых бизнесов с использованием средств коммерческих банков и бюджетных средств;
- проблему страхового обеспечения финансирования МСБ;
- вопросы развития венчурного инвестирования малых и средних инновационных предприятий.
- проблему создания надежной системы госгарантий деятельности субъектов МСБ.
В настоящее время необходимо активно содействовать реализации плана законопроектной деятельности на период до 2008г., предусматривающего: внесение изменений и дополнений в закон "О банках и банковской деятельности в РФ" в части, касающейся обеспечения поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создания эффективной системы доступа субъектов МСП к финансовым и материальным ресурсам, развития негосударственных механизмов финансовой поддержки, формирования условий для развития негосударственных небанковских организаций в интересах МСБ; принятие федеральных законов: "О двойных и простых складских свидетельствах", "О кредитной кооперации"; внесение изменений и дополнений в законы: "О страховании банковских вкладов", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об ипотечных ценных бумагах", "О саморегулируемых организациях", "О кредитных потребительских кооперативах граждан", внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и т.д.
Важнейшее значение приобретают также: разработка и реализация специальной Инвестиционной программы по внешним и внутренним заимствованиям, направляемым на развитие малого и среднего предпринимательства; определение возможности отчислять и использовать часть природной ренты для нужд малого и среднего предпринимательства, формирование государственного фонда субсидирования процентной ставки по кредитам для субъектов МСБ; государственного гарантийного фонда; создание национального центра финансирования разработок и реализации инновационных проектов малых предприятий.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия