Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Еникеева Л. А.
докторант кафедры исследования операций в экономике
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРИЗАЦИИ НМА И РАЗРАБОТКА ВОЗМОЖНЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

Для решения проблемы обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов в условиях развивающейся конкурентной экономики, необходимо отойти от прежних взглядов и искать новые резервы, в частности в России.
Россия обладает некоторыми конкурентными преимуществами по качеству технического образования (17 место в мире), качеству высшего образования (8 место в мире), подготовке инженерных кадров и качеству научных институтов (25 место в мире). Вместе с тем страна находится на 59-м месте по индексу бизнес - конкурентоспособности и на 61-м - по индексу повышения конкурентоспособности из-за неразвитости производственных технологий - вследствие невысокого уровня инноваций в компаниях, несовершенства законов, не стимулирующих инновации, превалирования иностранных лицензий, небольших размеров передачи технологий. По состоянию финансового рынка Россия занимает 70-е место в мире, надежности банков - 67-е, эффективности вмешательства государства - 62-е, масштабам бюрократиизации - 71-е, по защищенности права собственности, особенно интеллектуальной, -72-е место в мире[1].
В последнем случае необходима разработка новой концепции структуризации нематериальных активов и управлении ими в имущественном комплексе компаний.
Современное состояние этого вопроса в нашей стране характеризуется как полным отсутствием сколько-нибудь разработанной теории и недостаточным использованием органами государственной власти возможностей воздействия на распоряжение той частью национального богатства, которую образуют нематериальные активы (далее: НМА).
Актуальными задачами управления портфелем прав на НМА сегодня являются: уточнение структуры объектов НМА, определение целей и субъектов их оценки, а также критериев эффективности управления. Их решение требует обоснования методических подходов к оценке отдельных объектов НМА, их портфеля в целом, эффективных направлений их использования.
Нам предлагается при разработке концепции управления НМА уточнить само понятие портфеля прав на НМА в составе имущественного комплекса компании как определенного перечня прав, в том числе и исключительных, - по отношению к отдельным элементам портфеля, а также определение объекта и субъекта права собственности.
При этом, не следует отождествлять право пользования и реальное пользование. Данное право может быть делегировано собственником другому пользователю на определенных условиях. С другой стороны, пользование может быть реализовано и при в отсутствии прав при развитии специфических (`теневых`) отношений присвоения, коррупцииили при нарушении условий пользования, установленных собственником.
Реальное пользование предполагает обязательное его совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, то есть изменение характера пользования и (или) смену потребителя.
Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий как с ограниченными материальными, так и с неограниченными благами по продаже, безвозмездной или платной передаче в пользование. Эту форму присвоения можно определить как право регулирования использования нематериальных благ в виде портфеля прав на НМА, формирующее и функцию управления. Управление в этом случае представляет собой комплекс возможных воздействий субъекта на конкретный элемент портфеля прав на НМА.
Распоряжение предполагает возможность распределения различных функций между несколькими субъектами и означает делегирование прав нескольким персонифицированным субъектам, каждый из которых может распоряжаться как отдельным элементом портфеля прав на НМА, так и портфелем в целом, но только в пределах предоставленных полномочий, которые определяются и доступной областью контроля. Реальная сфера распоряжения может не совпадать с общим размером предоставленных прав, формируя его теневую составляющую, например, при распоряжении информационными активами компаний.
Владение портфелем прав на НМА предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь части прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях. Право собственности на портфель прав на НМА или на отдельные элементы портфеля означает возможность передачи всего портфеля или его элементов в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности на этот портфель прав. Объект права собственности на НМА следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий. Таким образом выступает одна из составляющих портфеля прав на НМА компании, юридически закрепленная за конкретным собственником или их группой.
В качестве объекта права собственности выступают отдельные результаты интеллектуальной деятельности - товарный знак, торговая марка, информационный контент компании и ее подразделений; совокупность результатов интеллектуальной деятельности и имущества - бренд компании; нематериальные и информационные активы; весь имущественный комплекс компании; отдельные земельный, водный или лесной участки; месторождения полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общем портфеле прав на НМА (интеллектуальная собственность компании, ее рыночные активы целиком и т.д.). Целесообразно при этом, чтобы для объекта права собственности на НМА собственник или группа собственников были персонифицированы, чтобы он (они) изначально определяли характер управления данным объектом.
Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления объектами прав на НМА, ориентируясь только на метод проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом выполняемых им функций. Разработка системы управления портфелем прав на НМА в составе госсобственности должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и определения задач и методов управления ими.
Так как часть объектов прав собственности в портфеле прав на НМА ряда крупных компаний в России закреплена за государством, госсобственность на НМА, предполагает управляющие воздействия, направленные на достижение общегосударственных целей. На государство возлагается целый ряд обязанностей: регистрация права собственности, ее защита, юридическое обеспечение взаимоотношений между разными собственниками и т.п.
Государство имеет возможность и косвенно участвовать в управлении портфелем прав на НМА через рыночные механизмы, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, посредством фискальной политики, контроля над монополиями, формирования нового отношения к нематериальным активам. Центральной проблемой при этом является определение тех объектов, которые должны находиться непосредственно в собственности государства, и использование монопольного права на результаты интеллектуальной деятельности - ыпалоть до практически полного запрета использования стратегически важных НМА негосударственными структурами.
Формирование перечня объектов включаемых в состав НМА, предполагает выделение трех их групп: 1) с функциями общегосударственными; 2) обеспечивающих стратегическое увеличение потенциала страны; 3) с функциями социальной защиты.
В РФ состав таких объектов, находящихся в собственности государства, в принципе известен. Каждый из них может быть идентифицирован с точки зрения юридического статуса, уровня собственности (федеральная, субъектов РФ), территориального расположения, профиля деятельности, по доли НМА в структуре прав собственности, по целому ряду других признаков, так как на всех объектах ведется учет закрепленного за ними имущества и установлен перечень природных ресурсов, находящихся в их ведении. Соответствующая классификация структуры НМА и предлагается нами[2]. (земельные участки, водоемы, предполагаемые запасы полезных ископаемых).
Управление портфелем прав на НМА - это процесс воздействия на объекты прав собственности на НМА, предусматривающий формирование и изменение организационно-правовых отношений, необходимых для создания условий, обеспечивающих достижение целей собственником.
На государственном уровне сложность управления портфелем прав на НМА связана с тем, что часть объектов используется на коммерческой основе для пополнения государственного бюджета, другая часть - для решения на государственном уровне социальных задач, третья - для организации государственного управления в целом.
С юридической точки зрения управление портфелем прав на НМА представляет собой процесс реализации имущественных и обязательственных прав для достижения целей деятельности субъекта управления. На управление государственным портфелем прав на НМА должно осуществляться за счет комбинированного использования имущественных и обязательственных прав.
Одной из причин возникновения обязательственных прав являются договорные отношения участников гражданского оборота, которые могут, в частности, регламентировать хозяйственные связи различных субъектов рынка. Гарантией исполнения соответствующих договоров служит имущественная ответственность участников. Другой причиной служит отчуждение или делегирование прав собственности на НМА при участии государства в образовании акционерных обществ. Собственником закрепляемого в такой форме государственного имущества становится вновь учреждаемое АО, имеющее статус юридического лица. Государство, утрачивая права имущественные, приобретает права обязательственные в отношении учрежденного АО. Последнее за их исполнение несет имущественную ответственность. Таким образом осуществляется полная конверсия имущественных прав в обязательственные.
Возможны и промежуточные варианты, при которых имущественные права передаются не полностью, а лишь в некоторой их части. Государство как собственник взамен утраченной части имущественных прав приобретает некоторый объем обязательственных прав. В подобной ситуации схемы управления объектами прав на НМА также должны строиться на комбинированном сочетании оставшихся имущественных и полученных обязательственных прав. В этой связи специфика, например, аренды, концессии или доверительного управления объектами прав собственности на НМА состоит в том, что договоры на эти формы частичного отчуждения, как правило, носят срочный характер и предусматривают полное восстановление всего комплекса имущественных прав государства, так как права обязательственные целиком утрачиваются по окончании срока этих форм временного владения.
Реализация нормативной функции управления правами на НМА достигается формированием институциональных субъектов, к числу которых относятся органы государственного управления, организации и некоммерческие фонды. При этом в качестве реальной задачи управления нельзя рассматривать лишь тот его аспект, который предполагает однозначное выделение государственного капитала как основного объекта управления. Необходима четкая формулировка критерия эффективности процесса управления - в виде максимизации дохода коммерческого сектора экономики.
Управление портфелем прав на НМА в широком смысле означает изменение структуры портфеля прав на НМА компании, его оценку и защиту, выработку схем владения отдельными объектами прав как способа адаптации компании к изменяющейся рыночной среде. Структура портфеля прав на НМА в структуре активов компании - это состав и соотношение долей его элементов в портфеле. Схема владения - порядок предъявления прав собственников на объекты портфеля прав на НМА. Изменение схемы владения - изменение количества ступеней предъявления прав, обычно сопровождаемое изменением степени корпоративного контроля собственников.
Для управления портфелем прав на НМА необходимы:
- оценка портфеля прав на НМА;
- оценка доли совместной собственности в портфеле прав на НМА;
- оценка эффективности решений по управлению этим портфелем.
Первая группа оценок предусматривает определение стоимости портфеля прав на НМА и его структуризацию. Прямое использование результатов этой оценки связано с этапом построения моделей оценки НМА. Обоснованная оценка стоимости НМА может использоваться при определении залоговой стоимости всего имущества и отдачи от использования портфеля прав на НМА. Агрегирование таких оценок отдельных объектов по единой методологии позволяет определять примерную инвестиционную стоимость НМА компании и ее динамику, влияние ее структуры на стоимость самих компаний для различных вариантов передачи прав по отдельным элементам портфеля НМА.
Вторая группа оценок позволяет определять долю государства в объектах совместной собственности применительно к портфелю прав на НМА. Область использования подобных оценок охватывает решения при проведении торгов на фондовых биржах и при продаже конкретных пакетов в ходе приватизации.
Третья группа оценок необходима при подготовке конкретных решений, связанных с управлением НМА, проверке ранее принятых решений (на основе используемой методологии построения моделей оценки НМА). Это не только оценки обобщенных показателей эффективности управления (отдачи на вложенный капитал), но и частные критерии, характеризующие качество информационного обеспечения, менеджмента компании и т.д.
Концепция управления НМА, таким образом, должна строиться на следующих принципах:
- структуризации объектов прав собственности на НМА компании для целей управления;
- четком определении задач управления портфелем НМА компаний с участием государства;
- использовании разных способов участия государства в управлении портфелем прав на НМА в рамках имущественных и обязательственных прав собственника, определяемых Гражданским Кодексом РФ.
Для реализации концепции, базирующейся на этих принципах, должны быть разработаны:
- методика оценки портфеля прав на НМА, учитывающая возможность использования объекта оценки по альтернативному "рыночному" сценарию, и оценки его функционирования;
- методы оценки текущей стоимости пакетов акций, находящихся в собственности государства, с учетом доли НМА.


[1] Шавшуков В.М. Глобализация и место России в мировой экономике (Комментарий к данным международных исследований и статистики) // Проблемы современной экономики ? ½ (13/14).- 2005.
[2] Еникеева Л.А., Лаур Ю.В. Классификация и структура нематериальных активов // Моделирование экономических процессов и структур. Сб. науч. трудов, СПбГИЭУ ?3.- СПб., 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия