Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вахитова Т. М.
доцент кафедры политологии и экономической теории
Казанского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УСИЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ИЗ ОПЫТА ТАТАРСТАНА)

Глобализация открывает дополнительные возможности для развития отдельных стран, но степень ее положительного или отрицательного воздействия на национальное хозяйство во многом зависит от характера участия страны в международном разделении труда, от состояния конкуренции за все виды ресурсов, от степени мобилизации всех потенций (материальных и управленческих) страны, в первую очередь в тех областях, где она имеет конкурентные преимущества. Необходимы усиление регулирующей роли государства во внешнеэкономической сфере, активная промышленная политика и т.д.
Российская внешняя торговля с начала 90-х годов испытывала на себе влияние сложных, нередко противоречивых внутренних и внешних факторов. Наряду с достигнутой в ходе реформ существенной либерализацией внешней торговли, непосредственное влияние на состояние внешнеторгового оборота оказал спад производства, определенная деградация технической и научной базы промышленности, свертывание платежеспособного потребительского спроса на внутреннем рынке, утечка капитала за рубеж. В то же время, либерализация внешней торговли и открытость экономики резко усилили влияние на нее изменений в мирохозяйственной конъюнктуре. В начале 90-х годов снизился внешнеторговый оборот и со странами дальнего зарубежья, и (даже в большей степени) со странами СНГ. Вместе с тем, в период с 1994 по 1997гг., когда спад в российской экономике продолжался, ее внешнеторговый оборот, возрастал. Внешнеторговый комплекс оказался едва ли не единственной сферой отечественной экономики, сохранившей положительную динамику развития. Правда, источники этого роста были экстенсивными, стоимости экспорта достигались за счет ухода топливно-энергетических ресурсов с внутреннего рынка на внешний, в том числе в связи с сокращением платежеспособного спроса в стране. Доля во внешнеэкономическом сотрудничестве таких форм, как производственная кооперация, инвестиционное взаимодействие научно-технический обмен была незначительной. Преобладал простой товарообмен, зачастую в виде бартерных сделок. После кризиса 1998г. рост экспортных поставок был обусловлен позитивной для российского экспорта ценовой мировой конъюнктурой.
До сих пор возможности участия России в мирохозяйственных связях относительно невелики. По данным ВТО, ее доля в мировом экспорте в период 1990-2002 гг. сократилась почти второе (с 4,5 до 1,8%), а по объему внешнеторгового оборота страна за это время перешла с десятого на двадцатое место в мире.(1) В товарной структуре экспорта растет доля сырьевой, топливно-энергетической продукции. На долю топлива, сырья и полуфабрикатов в настоящее время приходится около 90% экспорта РФ в страны дальнего зарубежья. Доля готовых изделий - лишь немногим более 10% (с учетом и военно-технических поставок), тогда как в целом в мировом экспорте она составляет около 40%. Недопустимо мала (0,4%) доля экспорта машин и оборудования в мировом экспорте этой продукции. Отечественный экспорт машин и оборудования в 2000г. был ниже аналогичного показателя в Республике Корея в 11 раз, в Малайзии - 6,7 раз, в Таиланде - в 3,5 раза.(2).
Структура экспорта в страны СНГ несколько более прогрессивна. Но и в данном случае нет долговременных предпосылок для увеличения доли готовых изделий. Более того, сокращаются российские поставки военной техники, спрос на нашу машинотехническую продукцию гражданского профиля. Импортеры в странах СНГ все чаще предпочитают поставки из стран `дальнего зарубежья`, учитывая и более серьезный потенциал этих стран и более высокую конкурентоспособность их машин и оборудования. Наша же страна до сих пор воспроизводит машины и оборудование устаревших моделей. Только около 15% серийно производимой машиностроительной продукции соответствует мировому уровню.
Фактически одномоментная ликвидация государственной монополии внешней торговли и господдержки промышленного экспорта не сопровождались решением проблем эффективного управления внешней торговлей. Государство фактически самоустранилось от регулирования и контроля за внешнеэкономической деятельностью. Негативное влияние на состояние товарной структуры российского экспорта оказали и разрыв кооперационных связей между предприятиями в рамках бывшего СССР и бывшего СЭВ, а также применению по отношению ко многим товарам дискриминационных мер со стороны США и ЕС. Внешняя торговля стала все больше обособляться от других сфер национальной экономики, что усугубляло диспропорции воспроизводственного процесса, обостряло структурные проблемы на мезо и макроэкономическом ее уровне. Предпринимательские структуры, сложившиеся в экспортных отраслях, больше ориентируются на внешние рынки, чем на нужды отечественного производства. Зачастую экспорт становится и каналом, по которому капиталы уходят за рубеж. 40%-я доля импортной продукции в розничном товарообороте России подрывает конкурентные позиции многих отечественных товаропроизводителей.(3)
В целом Россия и отдельные ее регионы оказались не готовы к той степени либерализации внешнеторговой деятельности, которая была предложена в ходе реформ.
В то же время, за последние десять лет региональная экономика в РФ стала более открытой, внешнеэкономическая деятельность субъектов Федерации значительно расширилась, увеличился приток иностранных инвестиций в отдельные регионы, вырос удельный вес экспорта и импорта в региональном валовом продукте.
В полной мере это относится и к внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, долгосрочная стратегия экономического развития которого предусматривает решение задач по модернизации, структурной перестройке и повышению конкурентоспособности региональной экономики. Уже сегодня поступления от внешнеторговой деятельности составляют существенную часть налоговых доходов республиканского бюджета. В последние годы наблюдается стабильное увеличение внешнеторгового оборота в данном регионе России. Так, в 2003 году его объем по сравнению с 1998 годом увеличился в 2,7 раза, достигнув $4,6 млрд. долл. В 2004-2005 гг. эта тенденция сохранилась. Увеличение оборота внешней торговли обусловлено, прежде всего, ростом экспорта.(4) Экономика региона в значительной мере зависит от результатов экспортной деятельности. Поступающие от торговли валютные ресурсы являются важным фактором международной платежеспособности Татарстана. Поэтому вопросы укрепления экспортного потенциала РТ являются исключительно важными на современном этапе экономических преобразований. Однако, товарная структура экспорта продолжает сохранять сырьевую направленность. Некоторые колебания в относительных объемах экспорта тех или иных групп товаров не изменяют общую ситуацию. Доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме экспорта составляет более 60%. Поэтому, главной задачей внешнеторговой деятельности является, преодоление сырьевой направленности экспорта и дальнейшее совершенствование структуры импорта. В товарной структуре импорта традиционно преобладают машины, оборудование, приборы, транспортные средства, запасные части. (Их удельный вес в импорте в 2005 г. составил 71,6%). В Татарстане создана не имеющая аналогов в других регионах РФ система торговых представительств, прямой задачей которых и является совершенствование структуры экспорта и импорта при развитии ее торговых отношений как со странами дальнего зарубежья, так и с регионами РФ. Уже успешно функционируют представительства в государствах дальнего зарубежья, странах СНГ и регионах РФ. К их основным задачам относятся:
 защита экономических интересов республики в странах и регионах их пребывания;
 содействие предприятиям, фирмам в регионе в развитии торгово-экономических отношений с предприятиями и коммерческими организациями в других регионах РФ и за рубежом;
 взаимодействие с государственными органами стран пребывания представительств, в том числе путем участия в заседаниях двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству и т.д.
Вообще же, вопрос о масштабах и границах самостоятельной деятельности регионов во внешнеэкономической области - предмет дискуссии среди ученых и политиков. Так, в декларации Ассамблеи регионов Европы `О регионализме в Европе` (1996 г.) регионы рассматриваются как `важнейший и незаменимый элемент построения Европы и процесса европейской интеграции`.(5) Соответственно, им предоставлено право заключать договоры и соглашения, открывать собственные (или совместно с другими регионами) представительства в третьих странах и при соответствующих международных организациях, участвовать в подготовке международных (межправительственных) договоров, если ими затрагиваются фундаментальные интересы региона, в работе международных конференций, а также правом на использование в международных контактах своего флага, герба и гимна. Очевидно, что при создании новых федеративных отношений в России практический опыт объединяющейся Европы может представлять значительный интерес.
Республика Татарстан поддерживает экономические и торговые отношения почти с 90 странами мира. Наибольший объем внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС (около 50% всего оборота с дальним зарубежьем) и США. В то же время существуют внешнеэкономические связи и со многими развивающимися странами Азии и Африки - Афганистаном, Индонезией, Ираном, Кенией, Ливаном, Намибией, Руандой, Угандой, Эфиопией. Активное деловое сотрудничество развивается со странами Латинской Америки - Бразилией, Мексикой, Венесуэлой, Кубой, Панамой и др.
Солидная промышленная база, богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, развитая сеть транспортных коммуникаций, относительно низкие внутренние издержки позволяют рассматривать республику как один из экономически стабильных регионов и перспективный субъект внешнеэкономической деятельности. За прошедшие годы у РТ уже сложились устойчивые связи со многими фирмами и компаниями стран Европы. Еще в 2003 году свыше 50% внешнеторгового оборота РТ формировалось за счет торговли республики со Швейцарией, Украиной и Нидерландами. При этом, внешнеторговый оборот с основными торговыми партнерами Татарстана определили поставки сырой нефти и нефтепродуктов, органических химсоединений, грузовых автомобилей.
Несмотря на рост товарооборота со странами СНГ в отдельные годы объем экспорта в эти страны существенно ниже, чем в страны дальнего зарубежья. Доля азиатских стран, с которыми Татарстан поддерживает деловые отношения, в 2003г., например, составила 10,5% всего внешнеторгового оборота. На долю Турции пришлось 33% этого оборота, Китая -27,3%, Индии - 18%, Японии - 4,7%, Республики Кореи -3,6%. Вместе с тем, в товарообороте со странами СНГ проявляется тревожная тенденция к его сокращению. По сравнению с 1996г., например, когда удельный вес этих стран в товарообороте достигал 32,8%, в 2000 г. он снизился до 9,7%, т.е. в 3,4 раза. В экспорте из Татарстана доля стран СНГ за этот период сократилась в 4,5 раза с 30,4% до 6,8%. Правда, в импорте республики удельный вес государств Содружества снизился не столь существенно - с 39,8% до 32,2%. Появление этой тенденции непосредственно связано с состоянием конкурентоспособности экономики стран СНГ: неустойчивостью, неконвертируемостью национальных валют, низким качеством производимых товаров.
Импорт из стран СНГ, особенно если учесть его качественные параметры, должен быть более дешевым, чем импорт из стран дальнего зарубежья.
Сотрудничество такого региона РФ, как Татарстана, с государствами СНГ строится на принципах межправительственных соглашений (и договоров) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Почти все внешнеторговые операции РТ со странами СНГ осуществляются по прямым связям. В первую очередь учитываются экономические интересы конкретных хозяйствующих субъектов республики, а также значение внешних экономических связей для выполнения республиканских социально-культурных и экономических программ. В перспективе позиции РТ в сфере внешнеэкономической деятельности будут определяться главным образом конкретными интересами предприятий республики.
Республика Татарстан имеет все возможности для того, чтобы успешно выходить со своей продукцией на многие мировые рынки. Но для решения проблем в условиях ценовой конкуренции необходимы серьезные усилия с целью снижения внутренних издержек и создания определенных резервов в случае снижения цен на энергоресурсы, совершенствования производственных технологий, человеческих ресурсов и системы продвижения товаров.
Степень включения региональной экономики в мирохозяйственные связи зависит и от таких факторов, как:
 объем, структура и динамика иностранных инвестиций за определенный период времени,
 характер и формы использования иностранных инвестиций в регионе;
 динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ);
 размер влияния иностранного инвестирования на объемы производства и отраслевую структуру региональной экономики.
Определение перспектив инвестиционного сотрудничества предприятий региона и тенденций его развития требует специального анализа инвестиционного потенциала региона, его инвестиционной привлекательности (существующей и потенциальной), механизма формирования и структуры `инвестиционного портфеля` региона, разработанных проектов.
До сих пор иностранные инвестиции направлялись, прежде всего, в нефтеперерабатывающую промышленность - 20,7% всех инвестиций, машиностроение и металлообработку - 17,4%, пищевую промышленность - 45,5%, телекоммуникационные предприятия связи - 16,2%. Между тем, для экономики Татарстана желательны иностранные инвестиции и в отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции, в легкую промышленность и другие.
Анализ географического распределения экспорта и импорта республики позволяет делать вывод, что при незначительном ежегодном изменении количества действующих участников внешнеторговой деятельности и почти неизменном числе стран-контрагентов в целом можно говорить о стабилизации круга внешнеторговых партнеров предприятий региона, о возникновении и роли `коллективного контрагента` в системе всего российского экспорта, в частности за счет более активного участия в деятельности Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), миссия которого, состоит в том, чтобы, разрешая противоречия глобализующейся экономики, ускорить процесс технологической модернизации и повышения конкурентоспособности производства в странах СНГ на основе подготовки и реализации международных программ по совместному выпуску высококонкурентных видов продукции и освоению информационных технологий, созданию совместных предприятий, привлечению отечественных и иностранных инвестиций.` (7).
Экспорт в страны СНГ и ЕврАзЭС должен быть отнесен к важнейшим приоритетам внешнеэкономической политики. Несмотря на определенный разрыв экономических связей с бывшими союзными республиками, у России сохраняются стратегические интересы на постсоветском экономическом пространстве, обусловленные объективной потребностью в широких и географически близких рынках сбыта готовой продукции, соображениями экономической безопасности, необходимостью обеспечения бесперебойной работы транзитных транспортных коридоров, соединяющих страну с рынками развитых стран.
Политика открытости российской экономики предполагает: поиск путей взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры, поддержку отечественных товаропроизводителей, осуществление мер разумного протекционизма. Необходимо принимать во внимание, что экономика России - многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий, что либерализация внешнеэкономической деятельности для различных регионов имеет разные последствия. Пока выигрывают в основном регионы - экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом - нефти, газа, цветных металлов, алмазов. В более сложном положении находятся регионы, в которых преобладают производства, не выдерживающие конкуренции с импортируемой продукцией или сильно зависящие от дорого импортного сырья. Нужна модель внешнеэкономической деятельности, которая учитывала бы особенности российской экономики как такого многорегионального комплекса, а соответственно и организация внешнеэкономической деятельности, предполагающая усиление роли государства для отстаивания экономических интересов российских компаний на мировых рынках, в том числе компаний разных регионов РФ, переориентацию на правила и нормы Всемирной торговой организации. Вместе с тем требуется учитывать, что РФ необходим период для осуществления внешнеэкономической деятельности по правилам ВТО из-за невысокой конкурентоспособности национального производства, следовательно, и более длительные сроки сохранения повышенных импортных пошлин, государственной поддержки приоритетных отраслей и экспортеров.


Литература
1. International Trade Statistics: WTO Annual Report. - 2003. - P.14.
2. Российский экономический журнал. - 2004 - N 9/10. - С.79.
3. Илларионов А.Н. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором //Вопр. экономики. - 2001. - N 4. - С. 5.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Республики Татарстан за 2004г.: Статистический бюллетень Госкомстат РТ. - Казань, 2005.
5. Лихачев В.Н. К Европе регионов // Республика Татарстан. - 2000. - 7 октября.
6. Рассчитано по данным Госкомстата РТ Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций РТ за 2002г.// Статистический бюллетень Госкомстат РТ - Казань, 2003.
7. Марышев А.Н., .Газизуллин Н.Ф., Черкасов Н.А. ЕврАзЭС в глобализующейся экономике //Проблемы современной экономики. - 2004 - N 3 - С.69.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия