Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Из концепции сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере (принятой Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 22.06.05)

Валютно-финансовое сотрудничество в рамках ЕврАзЭС в последнее время развивалось по следующим направлениям:
осуществлялась поэтапная либерализация национальных валютных систем Сторон. Соответствующие мероприятия были направлены, в частности, на обеспечение внутренней конвертируемости национальных валют, отмену ограничений на использование валют других государств по текущим платежам, введение единого обменного курса по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмену ограничений на ввоз и вывоз национальных валют уполномоченным банками; заключены двусторонние соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также соглашения об устранении двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;
-созданы национальные валютные рынки, на которых курсы национальных валют формируются на основе спроса и предложения;
- функционирует Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - Совет). Созданный в феврале 2001 года Совет существенно активизировал валютное сотрудничество, повысил эффективность принимаемых решений, ускорил их реализацию. В частности, Советом утвержден Перспективный План сотрудничества центральных (национальных) банков в области валютного регулирования и валютного контроля (Протокол от 13 ноября 2003 года ? 8), предусматривающий постепенную либерализацию валютных законодательств Сторон;
- согласован и утвержден План гармонизации банковского законодательства (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 18 июня 2004 года ? 175).
Вместе с тем ЕврАзЭС еще не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал. Факторы, препятствующие интенсивному развитию Сообщества, являются, по преимуществу, макроэкономическими. К ним относятся недостаточный уровень экономического развития производственной специализации и кооперации, структурные диспропорции, разные темпы проведения Сторонами рыночных реформ, низкоэффективный механизм согласования интересов Сторон и реализации на практике достигнутых договоренностей. Имеют место нестабильность обменных курсов национальных валют и обусловленные этим валютные риски, недостаток ликвидных платежных средств на рынке ЕврАзЭС, долларизация экономик Сторон, запаздывание формирования платежно-расчетной системы в национальных валютах.
Принимая во внимание накопленный в мире опыт, Стороны исходят из актуальности разработки механизмов сотрудничества на формируемом финансовом пространстве ЕврАзЭС и учитывают закономерности процессов валютной интеграции. Общей закономерностью интеграционных процессов в валютной сфере является поэтапность и последовательность в продвижении к наиболее высокой стадии интеграции формированию валютного союза. Успешное осуществление интеграционных процессов обусловлено при этом соблюдением баланса между мерами рыночного и государственного регулирования.
Согласованная валютная политика предполагает сглаживание чрезмерных колебаний курсов национальных валют, минимизацию валютных рисков, повышение ликвидности валютного рынка Сообщества и формирование платежно-расчетной системы в национальных валютах, использование общих подходов и методов в сфере валютного регулирования, совместные действия по защите национальных рынков Сторон от возможных кризисных явлений на мировых финансовых рынках, постепенное сближение национальных валютных систем. Проведение согласованной валютной политики создает дополнительные возможности реализовывать на практике долгосрочные стратегии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обеспечивать общую макроэкономическую сбалансированность в регионе .
Принципами согласованной валютной политики являются:
- добровольность и равенство в правах и обязанностях Сторон, участвующих в совместных мероприятиях в валютной сфере; эволюционность подхода, предполагающая поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере;
- соблюдение баланса между сложившимися макроэкономическими условиями Сторон и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов;
- информационная открытость, предусматривающая свободный взаимный доступ Сторон к информации в части финансово-экономического и валютного законодательства, с учетом требований национального законодательства Сторон, а также иной информации, представляемой к свободному доступу по решению Сторон.
К целям согласованной валютной политики относятся:
- достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса;
- согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют;
-создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС;
- формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют;
- переход на международные стандарты финансовой отчетности;
- предоставление юридическим лицам резидентам Сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг Сторон.
В перспективе естественной целью интеграционных процессов в валютной сфере станет достижение всех необходимых условий для введения единой валюты Сообщества.
В соответствии с `Приоритетными направлениями` Стороны проводят работу по формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции по следующим направлениям:
- разработка согласованных подходов к проведению денежно-кредитной и валютной политики и принципов функционирования центральных банков;
- разработка единых критериев и перечня подлежащих сближению макроэкономических показателей;
- сближение банковского законодательства и согласование общих принципов проведения политики в области надзора и регулирования деятельности финансовых институтов;
- разработка принципов и условий формирования интегрированного валютного рынка, объединение торговых валютных площадок (валютных бирж) Сторон в Единую электронную валютную торговую систему;
- выбор и согласование Сторонами оптимального режима валютных курсов, включая установление пределов взаимных курсовых колебаний;
- либерализация операций, связанных с движением капитала;
- ведение информационной базы в отношении нормативных актов, регулирующих денежные, валютные и фондовые рынки;
- анализ состояния национальных денежных и валютных рынков;
- создание механизма коллективной финансовой поддержки Сторон, испытывающих острый дефицит платежного баланса;
- формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования подходов к интеграционному сотрудничеству государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;
Механизм реализации мер по координации и согласованию политики Сторон в валютной и финансовой сферах предусматривает постоянное взаимодействие представителей министерств финансов и центральных банков и включает регулярный обмен информацией, разработку и реализацию соответствующей нормативной базы, совершенствование институциональной структуры управления интеграционными процессами. Конкретными инструментами этого механизма являются: соответствующие двусторонние и многосторонние соглашения в рамках ЕврАзЭС; решения Совета; планы, программы и стратегии; мероприятия по гармонизации законодательства Сторон.
Каждая Сторона сохраняет возможность присоединения к совместным механизмам по результатам достижения ее национальной экономики соответствующего уровня развития.
Переход к согласованной валютной политике осуществляется поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий и в соответствии с Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений. Стороны уточняют и конкретизируют круг задач очередного этапа по мере выполнения задач предыдущего этапа.
Первый этап: 2005 -2007 годы
Первый этап осуществляется в условиях устойчивого экономического роста, завершения формирования зоны свободной торговли, устранения таможенных барьеров и относительной стабилизации валют.
В ходе первого этапа предусматривается:
- разработать методические подходы к координации макроэкономической политики Сторон, согласовать единые показатели состояния национальных финансовых рынков; принять Порядок согласования основных макроэкономических параметров развития экономики государств-членов ЕврАзЭС;
- сблизить законодательства Сторон, регулирующие операции на рынках финансовых услуг; заключить Соглашение об основополагающих принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала; реализовать Мероприятия утвержденного Советом Перспективного плана;
- сформировать интегрированный валютный рынок ЕврАзЭС, заключить Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка;
- провести необходимые мероприятия, направленные на создание общей платежно-расчетной системы в национальных валютах Сторон;
- разработать и согласовать унифицированный механизм валютных курсов и интервенций Сторон, заключить Соглашение о механизме установления и согласования обменных курсов национальных валют;
- осуществлять сближение банковского законодательства Сторон в соответствии с Базельскими принципами регулирования и надзора за деятельностью банков и Планом гармонизации;
- координировать действия Сторон на рынках ценных бумаг в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС на рынках ценных бумаг (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 18 июня 2004 года ?174;
- осуществлять меры по приведению национальных законодательств, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, в соответствие с международными стандартами;
- совершенствовать структуру и инструментарий денежных и валютных рынков;
- создавать условия для свободного доступа юридических лиц - резидентов Сторон на национальные финансовые рынки Сторон в соответствии с Приоритетными направлениями, заключать двусторонние соглашения о предоставлении друг другу национального режима;
- налаживать взаимный обмен информацией о состоянии и перспективах развития экономик Сторон, законодательных базах и предпринимаемых Сторонами мерах в сфере денежно-кредитной и валютной политики.
Второй этап: 2007 - 2010 годы
Макроэкономическими предпосылками второго этапа являются значительное повышение общего уровня экономического развития Сторон, постепенное сглаживание структурных диспропорций, преобладание рыночных принципов в экономиках Сторон, сближение показателей конвергенции (уровня инфляции, отношения дефицита государственного бюджета к ВВП, отношения государственного долга к ВВП, процентных ставок). В ходе второго этапа предусматривается:
согласовать количественные значения макроэкономических показателей, характеризующих степень конвергенции экономик Сторон, создать механизм контроля за выполнением согласованных макроэкономических показателей; обеспечить гармонизацию финансового, банковского и валютного законодательства, а также принципов проведения Сторонами денежно- кредитной и валютной политики;
согласовать механизмы координации Сторонами денежно-кредитной и валютной политики и коллективной поддержки Сторон, испытывающих острый дефицит платежного баланса.
Третий этап: начиная с 2010 года
На основе принятия Сторонами принципиального решения будет осуществлен переход к завершающему этапу валютной интеграции, характеризующемуся согласованием условий и порядка введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС.
Предполагается, что в ходе третьего этапа будут реализовываться следующие мероприятия:
- будет завершено создание общего финансового рынка и обеспечена свобода всех видов капитальных операций;
- заинтересованные Стороны, достигшие критериев конвергенции, принимают коллективное решение об установлении режимов фиксированных валютных курсов, условиях, сроках, порядке введения единой валюты и о формировании валютного союза;
- государства-участники валютного союза договариваются о разделении полномочий между национальными органами власти и межгосударственными
- органами ЕврАзЭС. В рамках этих договоренностей они делегируют часть своих полномочий межгосударственным органам ЕврАзЭС.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС во взаимодействии с правительствами и центральными (национальными) банками Сторон обеспечивает координацию деятельности по реализации настоящей Концепции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия