Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Шаврук И. В.
первый помощник Председателя Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь,
кандидат экономических наук


МАСШТАБЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЭКСПОРТА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ КНР В ГОДЫ РЕФОРМ И УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ

До 1978 г. экспорт рабочей силы из Китая был ограничен. С началом же реформ китайское руководство стало рассматривать его как органическую часть своей внешнеэкономической стратегии. В Китае неуклонно растет осознание выгод от включения страны в мировой рынок трудовых ресурсов.
Важнейшими направлениями внешней трудовой миграции в 80-е годы являлось осуществление строительных подрядов, оказание трудовых услуг, а с середины 90-х годов - консультирование и проектирование за рубежом. Эта работа проводилась в соответствии с международными соглашениями и контрактами, заключенными правительством и китайскими фирмами с правительствами, юридическими и физическими лицами других стран. Среднегодовой темп экспорта рабочей силы из Китая в 80-х годах составил 47,1%1.
В 1976-1988 гг. число стран и регионов, подписавших с Китаем 7534 соглашения и контракта (в среднем по 627 соглашений в год), достигло 103. Стоимость выполненных по ним работ составила 6,091 млрд. долл. США (в среднем 0,8 млн. долл. на соглашение). Численность подрядных объектов за рубежом достигла 3449 (в среднем по 287 объектов в год). На них выполнено работ на 4,97 млрд. долл. США (в среднем 1,40 млн. долл. США на объект). Трудовые услуги за рубежом были оказаны по 4085 соглашениям (в среднем по 340 соглашений в год) на 1,121 млрд. долл. (в среднем 0,274 млн. долл. на соглашение)2. В 1982-1991 гг. ежегодная численность работавших за рубежом по трудовым контрактам хотя и колебалась, но неуклонно росла от 23158 до 68314 чел., а по соглашениям и контрактам на выполнение международных проектов - с 8470 до 21 523 чел. Общее число граждан КНР (в основном рабочих и техников), направленных в различные регионы мира, составило 564194 человека. Несмотря на это, доля экспорта рабочей силы в общей численности населения страны находилась на уровне лишь 0,08%3.
В целом, располагая крупнейшими в мире трудовыми ресурсами, Китай имел весьма скромное присутствие на международном рынке. В 1991 году за рубежом работало всего 70 тыс. человек по сравнению с 20 млн., относящимися в КНР к категории "избыточная рабочая сила"4.
Китайское руководство способствовало развитию внешней трудовой миграции, совершенствовало методы ее государственного регулирования. Более эффективному использованию каналов отправки граждан на работу за рубеж, улучшению обслуживания работающих за границей и предотвращению несанкционированной эмиграции способствовали Правила по управлению зарубежной занятостью, принятые Министерством труда КНР 14 ноября 1992 г. В них определялся порядок работы государственных фирм, специализировавшихся на экспорте рабочей силы и выступавших посредниками между работниками и зарубежными нанимателями.
Эти фирмы предоставляли информацию о работе за границей, осуществляли набор кандидатов, консультировали их при заключении контрактов. В их функции входило и профессиональное обучение работников до их отъезда из Китая, оказание помощи при выполнении необходимых формальных процедур, защита законных прав и интересов специалистов, работающих за границей. Они предоставляли рабочую силу для строительства крупных и средних хозяйственных объектов, оказания комплексных услуг в области технологий и управления и приобрели хорошую репутацию за высокий технический уровень ведения дела, соблюдение условий договоров, гарантированное качество работы и отказ от погони за чрезмерными прибылями. Способствовали они и развитию международного сотрудничества.
В 1993 году в КНР уже работало 211 компаний по международному экономическому и техническому сотрудничеству, устоявших в острой конкуренции на международном рынке труда5.
На расширение масштабов экспорта рабочей силы существенно влияла стратегия "выхода за рубеж". С конца 90-х годов наблюдается быстрое увеличение китайских инвестиций за рубежом. В декабре 2003 года общий объем прямых инвестиций в более чем 160 странах и районах мира превысил 30 млрд. долл. США. Свыше 30 тыс. китайских предприятий, занимающихся транснациональным бизнесом, создали 7222 нефинансовых предприятия с участием китайского капитала на общую сумму 10 млрд. долл. 6.
Такая стратегия требовала соответствующего обеспечения рабочей силой и повлекла за собой увеличение количества предприятий, экспортирующих ее. Немало из них устояло на международном рынке благодаря высокому качеству продукции и услуг. Возникла в связи с этим и необходимость создания Ассоциации при Палате зарубежных контрактов.
Правовому обеспечению развития данной сферы в соответствии с нормами международного права способствовали переговоры о присоединении КНР к ВТО. В ходе этих переговоров и после их успешного завершения в 2001 г. в Китае принимается ряд новых решений по проблемам внешней трудовой миграции, направленных на совершенствование работы по заключению подрядных проектов и развитие сотрудничества в сфере трудовых услуг. Усиливается самоуправление в этой сфере, создается стройная система ее регулирования. В соответствии с Законом о внешней торговле КНР, вступившем в силу в 1994 г., Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества в 1999 г. утвердило Требования к квалификации предприятий, претендующих на получение права заключать контракты в сфере трудовых услуг за рубежом, и Административные меры по подрядным договорам за рубежом и сотрудничеству в сфере трудовых услуг в Китае. С учетом накопленного опыта 13 января 2000 г. были одобрены Временные меры по профессиональным нормативам в подрядном строительстве за рубежом и сотрудничеству в сфере трудовых услуг в Китае, а в 2001 г. - Требования к деловой квалификации в сфере строительных подрядов и трудовых услуг за рубежом.
В 2004 г. Министерство коммерции и Государственное управление по промышленности и торговле опубликовали Административные меры по определению готовности к сотрудничеству с зарубежными странами, а Министерство коммерции приняло Административные меры по выдаче документов на право такого сотрудничества в сфере трудовых услуг. На их основе регулировалась деятельность всех предприятий, организаций, филиалов, отделений и представительств за границей, которые заключали контракты по строительным проектам и трудовым услугам, и предусматривалось повышение качества работы.
Предприятиям разрешалось подписывать контракты с иностранными юридическими лицами по найму рабочей силы, отбирать кандидатов из числа китайских граждан и посылать их за границу для оказания трудовых услуг только в случае прохождения строго отбора, получения документа на право ведения операций в этой сфере по разрешению Министерства коммерции. Претенденты должны были иметь уставный фонд свыше 5 млн. юаней, офис - не меньше 300 кв. м, 5 и более профессионалов с академическими дипломами в этой сфере, не менее 2 административных и финансовых работников, юриста и уплачивать взнос в резервный фонд сотрудничества в сфере трудовых услуг. В документах определялись процедура получения заявителем заключения о готовности предприятия к работе в этой сфере, разрешения министерства, уполномоченные на проведение этой работы государственные структуры в провинциях, автономных районах, муниципалитетах, городах центрального подчинения - под непосредственным контролем Госсовета7.
Увеличению масштабов экспорта рабочей силы из КНР способствовали рост экономической мощи страны и углубление ее интеграции в мировую экономику. Благоприятно влияла на этот экспорт региональная интеграция, в частности, создание зоны свободной торговли Китай-АСЕАН.
В результате работы, проведенной с начала 90-х годов, масштабы, география и отраслевые направления экспорта рабочей силы значительно расширились. К концу 2003 года в Китае уже работало около 1500 предприятий, имевших право на внешний подряд, непрерывно рос удельный вес крупных строительных фирм специального профиля и их конкурентоспособность. Уже в 2002 году 43 китайских предприятия вошли в число 225 самых крупных в мире международных подрядных организаций по рабочей силе8.
Количество стран и регионов мира, сотрудничавших с КНР в области трудовой миграции, возросло со 124 в 1989 году до 181 в 2002 году, а число соглашений и контрактов увеличилось в 11 раз - с 3100 до 34461. Стоимость выполненных работ составила 14,350 млрд. долл. США (в среднем 0,41 млн. долл. на соглашение).
По направлениям экспорта рабочей силы уже к началу 2002 г. достижения выразились в следующем: численность подрядных объектов за рубежом достигла 5836, стоимость выполненных работ - 8,899 млрд. долл. (в среднем 1,52 млн. долл. на соглашение); по 33358 соглашениям и контрактам по трудовым услугам за границей была выполнена работа на сумму 3,177 млрд. долл. (в среднем 0,095 млн. долл. на соглашение).
Перспективным направлением становится проектирование и консультирование за рубежом. Наблюдается значительный рост числа договоренностей по этому направлению. Если в 1995 г. было подписано 366 договоров, то в феврале 2003 г. - 7109.
В 2003 году общая стоимость контрактов на подрядное строительство за рубежом достигла 123,8 млрд. долл., а контрактов на экспорт трудовых услуг-31 млрд. долл. США10.
Количество работников всех специальностей, посланных из КНР в другие страны, выросло в 12 раз - с 43 тыс. чел. в 1989 г. до 532 тыс. в октябре 2004 г., а общее их число достигло 3092000 чел.11.
Экспорт рабочей силы быстро растет и в последние годы. С января по ноябрь 2004 г., например, были реализованы подрядные проекты за границей на сумму 14,5 млрд. долл.,(рост - на 28,8 %); Общие объемы сотрудничества в области трудовых услуг достигли 3,15 млрд. долл. (рост на 9,8 %)12.
Расширяется и география китайской внешней трудовой миграции. На направления китайского экспорта оказало влияние появление новых центров использования иностранной рабочей силы. Если в середине 70-х годов основными ее импортерами являлись Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Южной Африки, Южной Америки, то в последующие годы к их числу добавились страны Западной Европы, нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, `азиатские драконы` и др.
В 70-х-80-х гг. граждане КНР на Ближнем Востоке и отчасти в Северной Африке, работали главным образом в странах-экспортерах нефти. В 1990 г. удалось заключить с арабскими странами соглашения на подрядные строительные работы на 1,7 млрд. долл. Однако война в зоне Персидского залива привела к резкому сокращению этой работы13.
В целом в 1981-1991 гг. китайские граждане, работавшие за рубежом, распределялись по регионам мира в следующем порядке: Африка, Европа, Ближний Восток, Северная и Южная Америка.
В 90-е годы в связи ускоренным развитием промышленности и интернационализацией хозяйственной жизни стран Азиатско-Тихоокеанского региона Китай постепенно превращается в одного из основных поставщиков рабочей силы в этот регион. Крупнейшими импортерами становятся Япония, Сингапур, Южная Корея, Гонконг. Так, в 2004 г. стоимость осуществленных КНР трудовых услуг в этих странах составила 44,3% от их общей суммы. По темпам роста стоимости новых контрактов на первом месте стояла Япония (26,5%), затем шли Южная Корея (7,1%), Гонконг (6,6%), Сингапур (5,9%)14.
С 1997 г. после получения Гонконгом статуса Специального административного района КНР количество жителей внутренних районов Китая, выезжающих для коммерческой деятельности в Гонконг, увеличилось в несколько раз. В 2000 году численность лиц, имевших разрешение на это, составляла 650 тыс., в 2001 году-1,09 млн. чел., в 2002 году-2,27 млн.15
Быстрыми темпами растет экспорт трудовых услуг и в Россию. В 2004 г. по их стоимости Российская Федерация занимала 4-е место, а по темпам роста стоимости по соглашениям и контрактам - 2-е16.
За годы, прошедшие со времени улучшения китайско-российских отношений, экспорт рабочей силы из Китая вырос с нескольких сотен до десятков тысяч человек. Россия рассматривает привлечение китайских рабочих в районы Сибири и Дальнего Востока в качестве важного фактора экономического развития этого региона. Уже в начале 2001 г. численность китайских граждан, привлекаемых на работу в Россию, составила 36,6 тыс. человек (13,6% от общего количества трудовых мигрантов). Более 60% было занято коммерческой деятельностью и торговлей, около 30% - строительством, 5-10% - сельским хозяйством17.
Весьма перспективными для КНР становятся рынки других стран СНГ: Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Хотя по сравнению с Ближним Востоком, Европой, Японией и даже Юго-Восточной Азией СНГ вряд ли можно назвать сейчас самым привлекательным местом для экспорта рабочей силы. Однако китайские специалисты, рабочие и направившие их туда государственные компании терпеливо сносят все неудобства с целью присоединения, пусть и запоздалого, к мировому рынку контрактного труда.
В отраслевой структуре экспорта рабочей силы из КНР приоритет принадлежит строительству и освоению природных ресурсов за рубежом. Китайские компании выполняли крупные контракты на строительство нефте- и газопроводов и транспортных систем, по разведке и добыче нефти, природного газа, калийной соли в ряде стран Центральной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Латинской Америки: Саудовской Аравии, Судане, Ливии, Лаосе, Нигерии, Иране, Венесуэле и других. Страны СНГ также предоставили китайской стороне возможность участвовать в тендерах на право получения подрядных контрактов. Сегодня специалисты из КНР участвуют в этих странах в разведке и добыче нефти, газа и железной руды.
Многие китайские предприятия, занимающиеся подрядными контрактами, стали транснациональными корпорациями, создали собственную производственно-торговую сеть. Так, Китайское управление по прокладке нефте- и газопроводов в 2003 году почти половину общего объема своих работ выполнило в соответствии с контрактами, заключенными с зарубежными странами. Оно имело 5 контрактов на общую сумму в 330 млн. долл. США, завершило строительство самого крупного в мире нефте- и газопровода в Ливии. Его доходы от строительства трубопроводов в зарубежных странах превысили 2 млрд. юаней. Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) в 2003 году подписала с зарубежными странами 6 новых договоров о сотрудничестве в нефтегазовой промышленности, из них 3-в новых для корпорации странах. Солидный опыт работы за рубежом за прошедшее десятилетие накопило Китайское нефтегазовое объединение. В настоящее время это объединение участвует в 44 проектах по добыче нефти в 18 странах на четырех континентах18.
Новым направлением интенсивного развития сотрудничества КНР в сфере трудовой миграции является сельское хозяйство. В настоящее время целый ряд сельскохозяйственных предприятий из провинций Сычуань, Юньнань, Аньхой сотрудничают с Бразилией, Кампучией, Мозамбиком и другими странами мира. Созданный в 2004 г. совместно с Лаосом агрокомплекс, предоставляет рабочие места для 10 тыс. граждан Китая19.
Провинции Хэйлунцзян, Цилинь и Ляонин, Синьцзян-уйгурский автономный район и Автономный район Внутренняя Монголия активно сотрудничают с Россией. Они подписали ряд контрактов на предоставление трудовых услуг в сельском хозяйстве. Тысячи китайских крестьян выращивают овощи, зерновые на Дальнем Востоке, в Читинской, Курганской, Челябинской областях, других районах России. Благодаря своему трудолюбию и высокой культуре в земледелии они собирают урожай в несколько раз превышающий урожаи российских крестьян. В 2003 г. 50 тыс. чел. только из провинции Хэйлуньцзян нашли работу за пределами Китая, в основном в Российской Федерации20.
В РФ одной из ведущих отраслей по использованию на контрактной основе рабочей силы из Китая стали лесозаготовительная и лесообрабатывающая промышленность. Китайско-российское сотрудничество в этой промышленности началось еще в 80-е годы. Китайской стороне предоставлена возможность участия в аукционах на право освоения лесных ресурсов. В настоящее время около 10 тыс. китайских рабочих из Внутренней Монголии, провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Шаньдун и Хэбэй занимаются лесозаготовкой в Читинской и Иркутской областях по контрактам о сотрудничестве21.
Важной отраслью, привлекающей трудовые ресурсы из Китая, является морской транспорт. С целью расширения экспорта услуг китайских моряков Китай увеличил масштаб подготовки капитанов дальнего плавания, создав в одном из крупнейших китайских портовых городов- Тяньцзине специальное учебное заведение. В результате уже в 90-х годах сделки на предоставление команд для иностранных судов составили более 15% общего экспорта рабочей силы из КНР. Китайские моряки работают в основном в Гонконге, Японии, Южной Корее, Греции, Сингапуре и на Тайване22.
В последние годы растет спрос также на преподавателей китайского языка в США, Японии и многих других развитых странах. Это следствие увеличения числа граждан, желающих заниматься китайским языком у себя на родине. В мире уже около 25 млн. чел. изучают китайский язык. В 2004 году в 62 странах работало 145 высококвалифицированных преподавателей и ученых только по направлениям правительства КНР. Около 300 чел. преподают китайский язык в рамках межвузовских обменов с зарубежными университетами23.
КНР, таким образом, значительно экспорта рабочей силы, расширяется его география, увеличивается количество отраслей, нуждающихся в привлечении китайской рабочей силы. Однако пока на долю страны, располагающей одной третью работающего населения планеты, приходится лишь 2-3% мирового рынка труда. Китаем поэтому выдвигается задача овладения примерно 10% этого рынка24.


1. Проблемы Дальнего Востока. - 2002 - N 6. - С.126.
2. Сайт Китайского информационного Интернет-центра http://www.china.org.cn./russian/shuzi-2003/jj/biao/17-21.htm
3. Проблемы Дальнего Востока. - 2002 - N 6. - С.126.
4. ИТАР-ТАСС, 21 апреля 1992 г.
5. Краткие сведения о Китае. Многоукладная внешняя торговля. - Пекин: Изд-во `Синьсинь`, 1993. - С.15.
6. Синьхуа. 17 декабря 2003 г.; 9 сентября 2003 г.
7. Сайт Министерства коммерции КНР в сети Интернет http://search.mofcom.gov.cn
8. http://www.china.org.cn./russian/shuzi-2004/index.htm
9. http://www.china.org.cn./russian/shuzi-2003/jj/biao/17-21.htm; http://search.mofcom.gov.cn
10. Синьхуа. 9 сентября 2003 г.
11. Подсчитано автором по: http://search.mofcom.gov.cn
12. http://search.mofcom.gov.cn
13. ИТАР-ТАСС, 21 апреля 1992 г.
14. http://search.mofcom.gov.cn
15. Китай: Факты и цифры. - Пекин: Синьсин, 2003. - С.40.
16. Подсчитано автором по: http://search.mofcom.gov.cn
17. Экономист - 2004. - N 2. - С.77.
18. Синьхуа. 4 февраля 2004 г.; 17 мая 2004 г.; 23 июля 2003 г.
19. Синьхуа. 20 мая 2004 г.
20. Синьхуа. 20 мая 2004 г.
21. Синьхуа. 19 февраля 2003 г.
22. Чжунго жибао - 6 декабря 1992 г.
23. Синьхуа. 17 января 2003 г.; http://www.china.org.cn./russian/index.htm - 6 августа 2004 г.
24. Гельбрас В. Китайская миграция и китайские землячества в России. В кн.: Мир в зеркале международной миграции. Москва, 2002, с.23

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия