Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Асенова А. Е.
старший преподаватель кафедры МПМиИ
Карагандинского государственного университета

Баттаков К. С.
финансовый директор
ООО "Внешстройпроект-инвестиции"

Мукашев Б. Н.
директор Санкт-Петербургского филиала
ЗАО "Торговый дом"


К РАЗВИТИЮ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Россия и Казахстан входят в один макрорегион с общей энергетической, транспортной и экологической инфраструктурой и перспективы их развития во многом связаны с дальнейшим углублением сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, с воссозданием единой энергетической системы.
Роль топливно-энергетического комплекса при переходе к постиндустриальной экономике возрастает. В России и Казахстане, к тому же, ТЭК является базовой структурой, играет доминирующую роль в бюджетных и валютных доходах российской и казахстанской экономики. В Евразии в целом стратегически необходимо создание единой и уникальной в мировом масштабе энергосистемы от Португалии до Сибири, от Скандинавии до Китая. Сибирь, Дальний Восток РФ, Казахстан в ХХI веке могут стать связующим звеном Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов - ключевых центров мирового экономического развития. Это позволит использовать геополитические преимущества России и Казахстана, превратить их в макрологистический центр, важный центр международной кооперации и торговли.
Распад СССР, приведший к распаду его единой энергосистемы, нанес большой ущерб экономике России и Казахстана. Поэтому важнейшей задачей наших стран становится воссоздание единого экономического пространства и обеспечение энергетической безопасности национальной экономики.
Необходимо учитывать, что единая энергетическая система имеет целый ряд преимуществ:
- повышает надежность энергоснабжения в периоды пиковых нагрузок с учетом их разновременности (14 часовых поясов) и наличия в системе наряду с ГЭС и АЭС со стабильной часовой выработкой ТЭС, способных взять на себя пиковые нагрузки;
- позволяет использовать наиболее экономичные источники энергоресурсов и возможности экспорта электроэнергии, а не первичные ресурсы (уголь, нефть, газ и т.д.);
- способствует технической реконструкции ТЭК на базе общих стандартов, наиболее эффективных технологий и оборудования на конкурентных началах на основе международной научно-технической и производственной кооперации.
В Евразийском экономическом Сообществе единая энергетическая система может стать исходной точкой укрепления ЕврАзЭС. Но для этого необходимы организация соответствующего управления, функционирования и развития общего рынка электроэнергии, нефти и газа, угля, совместная разработка топливно-энергетического баланса, совместное строительство объектов электроэнергетики.
ЕврАзЭС фактически уже находится перед выбором - создавать или не создавать наднациональные структуры в ТЭК, которые будут принимать решения с учетом общих интересов. Между тем единое экономическое пространство с наднациональным органом по тарифам позволит странам ЕврАзЭС выстоять в глобальной конкуренции, не превращаться в сырьевой придаток ЕС или Китая. Создание сетевой инфраструктуры евроазиатского суперэнергообъединения обеспечит развитие рынка электроэнергии в этом регионе, упрочит интеграционные связи со странами СНГ, государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона на основе межгосударственных поставок электроэнергии.
Во многом эти решения зависят от России.
В электроэнергетике России более 70% генерации обеспечивает РАО `ЕЭС России`. В 90-х гг. денежные платежи за производимую РАО `ЕЭС России` продукцию составляли менее 20% необходимых и в отношении ведущих станций и энергосистем были начаты процедуры банкротства. Однако к 2005 г. финансовое положение РАО `ЕЭС России` значительно улучшилось, ее рыночная капитализация выросла в несколько раз. Уже в настоящее время ЕЭС России работает параллельно с энергосистемами Казахстана, Украины, Закавказья, Белоруссии и Финляндии. В перспективе возможен и экспорт казахстанской электроэнергии через российские сети в страны СНГ и дальнего зарубежья. Кроме того, действует объединенная энергосистема восточных районов РФ. Общая мощность электростанций России превышает 215 млн. кВт, в т.ч. 150 млн. кВт(69%) приходится на тепловые, 44 млн. кВт (21%) - на гидравлические, 21 млн. кВт(10%) - на атомные электростанции.
Учитывая, что производство электроэнергии в России в 90-х гг. уменьшилось примерно на ¼ в связи с сокращением промышленного производства, строительства и объема перевозок, эта отрасль еще имеет резерв электрической мощности по отношению к суммарному объему нагрузки (примерно 30%). Но в условиях начавшегося экономического роста в России, как и в других странах СНГ, они неизбежно столкнуться с дефицитом энергии. Оборудование многих станций изношено и подлежит замене, а инвестиций явно недостаточно для обновления технической базы. Это может приводить и к кризисным ситуациям, подобным техногенной катастрофе в Москве 25 мая 2005 года.
К числу первоочередных проблем развития единой российско-казахстанской энергетической системы относится упорядочение денежного обращения, отказ от бартера и необеспеченных векселей, преодоление неплатежей за энергию и за топливо, устранение многочисленных посредников, присваивающих большую часть прибыли, установление строгих, но обеспеченных финансированием, лимитов расхода энергии для бюджетных организаций, создание конкурентного оптового рынка. Предстоит упорядочить цены на электроэнергию, которые до сих пор в Казахстане, Кыргызстане и России намного ниже, чем в других странах, особенно в странах ЕС.
В едином экономическом пространстве единые принципы хозяйствования, принятые всеми участниками законы и технические нормативы будут гарантировать стабильность такой ЕЭС. Для этого предстоит договориться об условиях перемещения электрической энергии между странами, ее таможенном оформлении, упростить процедуры такого оформления и таможенного контроля, чтобы обеспечить рациональное использование электроэнергетического потенциала и увеличение межгосударственных поставок электроэнергии. Весьма актуально решение задач по совместному использованию гидроэнергетических ресурсов, развитию сотрудничества в области энергосбережения, по развитию нефтегазотранспортной инфраструктуры, разработке и внедрению согласованных принципов таможенной, налоговой, транзитной и экспортной политики в отраслях ТЭК, повышению конкурентоспособности добываемого в государствах-членах ЕврАзЭС угля, в том числе за счет оптимизации железнодорожных тарифов на внутренние и внешние перевозки. Целесообразно создание межгосударственного Консорциума, наделенного полномочиями надгосударственного водно-энергетического диспетчера в Центральной Азии.
Казахстан, как и Россия, особенно заинтересован в развитии единого энергетического пространства. Тем более, что в Казахстане уже действуют более 700 совместных российско-казахстанских предприятий, все взаимные финансовые претензии уже урегулированы. Обе страны тесно связаны друг с другом транспортными артериями. Основные транзитные железнодорожные пути из Европейской части России в ее восточные регионы пересекают территорию Казахстана. Через северный Казахстан проходят линии электропередач ЕЭС России, передающие сибирскую электроэнергию в европейскую часть страны и на Урал. Российско-казахстанские отношения базируются на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи от 25 мая 1992 года и Декларации о вечной дружбе и союзничестве от 6 июля 1998 года, исходящих из принципов добрососедства, равноправия и стратегического партнерства.
Двусторонние программы и проекты сотрудничества России и Казахстана уже свидетельствуют о развитии между ними интеграционных процессов. Подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли и о транзите казахстанской нефти. Одним из крупных российско-казахстанских энергетических проектов является проект по разработке газоконденсатного месторождения `Карачаганак` при участии российской компании `Лукойл`. Наступает срок для перехода проекта в режим самофинансирования. Ведутся переговоры о дальнейших поставках карачаганакского газа для переработки на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Учреждено совместное предприятие ЗАО `КазРосГАз` с участием ОАО `Газпром`. Начала работу энергетическая компания на базе Экибастузской ГРЭС-2 с участием РАО `ЕЭС России`.
Для развития их ЕЭС необходимо сближение и унификация национальных законодательств, правовой, таможенной, инвестиционной, кредитно-финансовой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, недропользования, унификация валютного контроля и банковского законодательства России и Казахстана в соответствии с нормами международного права, гармонизация законодательств по вопросам создания и деятельности совместных предприятий, транснациональных объединений, лизинговых, страховых компаний и других структур, способствующих интеграционным процессам. Необходимо завершить объединение таможенных территорий двух государств.
Особое значение имеют: решение проблем технического переоснащения энергетики на базе высоких технологий и имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала; выработка согласованных подходов к структурной перестройке ТЭК; устранение деформации экспорта, ориентированного в основном на сырье и продукцию первичной переработки; углубление производственной кооперации и специализации; обеспечение взаимного доступа к товарным, валютным, фондовым рынкам и деловой информации; реализации совместных инвестиционных проектов.
Уже целью развития Экибастуза было укрепление экономики не только Казахстана, но и России. Его дешевой энергией планировалось `подпитать` промышленность Урала и Сибири, укрепить устойчивость единой энергосистемы. Была построена не имеющая аналогов в мировой практике трансконтинентальная линия электропередачи напряжением 1150 кВ переменного тока Барнаул-Экибастуз-Кокчетав-Кустанай-Челябинск и начато строительство не имеющей себе равной линии 1500 кВ постоянного тока. Эти линии должны создать сверхмощный энергомост Сибирь-Казахстан-Урал-Центр России.
Увеличению производства электроэнергии в Казахстане способствовал рост ее потребления, расширение рынка, передача электроэнергии из избыточных северных районов в южные области, экспорт в Россию, запуск Жамбылской ГРЭС, ввод парогазовых установок для производства электроэнергии в Западном Казахстане. В 2003 г. впервые экспорт электроэнергии превысил ее импорт: Казахстан экспортировал в Россию 4,1 млрд. кВт/ч электроэнергии, а импортировал - 1,7 млрд. кВт/ч. И эта тенденция превышения экспорта над импортом сохраняется. Общий резерв электрической мощности (к величине абсолютного максимума нагрузок) составил 28%. Это один из самых лучших показателей в СНГ.
Однако в связи с ростом мировых цен на углеводородное сырье (нефть, природный газ и продукты их переработки) электроэнергия, вырабатываемая крупнейшей на юге Казахстана Жамбылской ГРЭС (120 МВт), основным топливом которой является природный газ и мазут, стала неконкурентоспособной. Цена узбекского природного газа на границе Узбекистана и Казахстана превысила 40 долл. за куб.м. Цена мазута, поставляемого ОАО `ШНОС`, составляет около 100 долл. за тонну. С учетом того, что топливо в себестоимости вырабатываемой Жамбылской ГРЭС электроэнергии составляет около 70%, минимальная цена отпуска электроэнергии для ее безубыточной работы не может быть ниже 1,6-1,8 цента/кВт.ч. Цена же кыргызской электроэнергии на границе Казахстана составляет примерно 1,3 цента/кВт.ч. И это на 15-20% выше цены электроэнергии, поставляемой от экибастузских ГРЭС по линиям электропередач в южные регионы республики.
Вместе с тем в связи с ростом пропускной способности электрических сетей за счет подключения линии электропередач ВЛ-1150 кВ `Экибастуз-Барнаул` существенно повышаются экспортные возможности Казахстана по поставке электроэнергии от собственных электростанций и энергосистем государств Центральной Азии в Россию. Казахстанская компания по управлению электрическими сетями ОАО `KEGOC` после проведения ремонтно-восстановительных работ и реконструкции включает в эксплуатацию ВЛ-1150 кВ `Экибастуз-Барнаул`, общая протяженность которой составляет 696,3 км.: по территории Республики Казахстан - 325,25 км., по территории России - 371,05 км. В период становления независимых государств из-за возникших разногласий экономического и технического характера энергосистемы Республики Казахстан и Российской Федерации перешли на режим раздельной работы и в 1996 г. линия `Экибастуз-Барнаул` была выведена из работы. Охрана линии не была организована должным образом, что привело к многочисленным хищениям элементов металлических опор и проводов. В 1998 г. линия была передана на баланс ОАО `KEGOC`, однако к этому времени она уже была в значительной степени разграблена и находилась в неработоспособном состоянии. Развитие энергоемкого промышленного производства в энергодефицитных регионах Урала, интеграционные процессы между Казахстаном и Россией привели к принятию совместного решения ОАО `KEGOC` и РАО `ЕЭС России` о восстановлении Л-1104. Это позволит увеличить надежность параллельной работы энергосистем Казахстана и России за счет передачи энергии в обоих направлениях по транзиту Урал-Казахстан-Сибирь до 1200 МВт с сохранением параллельной работы энергосистем. Включение Л-1104 ускоряет и ввод новых энергетических мощностей в Сибири.
ОАО `KEGOC` реализует проект модернизации электрической сети, масштабы которого не имеют аналогов в СНГ. Будет заменено высоковольтное оборудование на 43 подстанциях из 72, находящихся на балансе компании. Взамен морально и физически изношенного оборудования будет установлено новейшее по разработкам ведущих электротехнических компаний мира (прежде всего Siemens). На всех подстанциях должны быть установлены комплексные микропроцессорные устройства релейной защиты, внедрена автоматизированная система мониторинга и управления, автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии и мощности. Совершенствуются корпоративная телекоммуникационная сеть, в том числе системы ВЧ и радиорелейной связи, автоматизированные телефонные станции, системы гарантированного питания и спутниковой связи, корпоративная информационная сеть.
Реконструкция линии ВЛ-1150 кВ `Экибастуз-Барнаул` целиком соответствует стратегии интеграции и обновлению электроэнергетической системы.
Важное значение для развития ЕЭС России и Казахстана имеет создание единого газового рынка СНГ. По прогнозу исследователей Стенфордского университета в США, его доля в топливном балансе в связи с использованием парогазовых турбин и транспортировкой сжиженного газа в период с 2004 до 2030 гг. вырастет с 12% до 33%, а Россия и Казахстан играют ключевую роль на газовом рынке СНГ. К тому же увеличение доли Казахстана в поставках газа в Европу позволяет РФ отсрочить дорогостоящее освоение заполярных месторождений до разработки новых технологий.
Развитие единой энергосистемы всех стран ЕврАзЭС необходимо и для технологической реструктуризации ТЭК на базе научно-технической и производственной кооперации, чтобы преодолеть отрыв ТЭК от ряда высокотехнологичных отраслей этих стран. Следует в этой связи видеть основные направления развития технологической структуры ТЭК, в том числе и те, в которых опыт Казахстана может быть полезен энергосистеме ЕврАзЭС. К таким направлениям относятся: 1) техническое перевооружение угольных шахт (на основе концентрации работ в одной лаве с комплексной механизацией, дегазацией и утилизацией метана); 2) увеличение добычи угля открытым способом на основе современных технологий, делающих его конкурентоспособным за счет снижения зольности угля на основе обогащения и брикетирования; 3) использование современных технологий добычи трудноизвлекаемой вязкой нефти, позволяющих увеличить срок эксплуатации действующих скважин и повысить долю извлекаемой нефти с 40 до 60-70%; 4) освоение глубокой переработки нефти. (На НПЗ Атырау, Шимкента и Павлодара она достигла к 2005 г. 82%, что намного выше среднего уровня по СНГ).
Углубление сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе и развитии единой энергетической системы позволит углубить интеграцию стран ЕврАзЭС.


Литература.
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.
2. Программа развития электроэнергетики до 2030 года: Утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 апр. 1999 г.
3. Бляхман Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы // Проблемы современной экономики.- 2004.- ?1.
4. Дьяков А.Ф. Электроэнергетика России на рубеже ХХ1 века. - М.2002.
5. Дукенбаев К.Д. О повышении эффективности энергетической отрасли // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана. - 2000. -?1.
6. Дукенбаев К.Д. Резервы энергетического потенциала // Промышленность Казахстана.- 2002. - ?4.
7. Кротов М.И. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и перспективы // Российский экономический журнал.- 2001.-?1.
8. Сулейменов М.Г. Опыт Энергетической хартии: пример Казахстана // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана. - 2002. -?3.
9. Тлеуов А. Энергетика Казахстана в ХХI веке // Вестник университета `Кайнар`.- 2002.-?1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия