Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Булатова Н. Н.
профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
доктор экономических наук


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ИЗ ОПЫТА БУРЯТИИ)

Региональная политика отдельных субъектов Российской федерации должна согласовываться с концептуальной политикой, проводимой на федеральном уровне, и быть направлена на достижение долгосрочного экономического роста в регионах за счет преимущественно за счет эффективного использования имеющихся у них ресурсов. Это требует выявления движущих сил в процессах, обусловливающих и определяющих экономический рост, прогнозирования поведение экономической системы при изменении количественных и качественных ее параметров. Выделение факторов экономического роста, характерных для каждого региона, позволяет при этом (с помощью теоретических и экономико-математических оценок) определить варианты стратегий долгосрочного экономического роста и их эффективность.
В связи с этим, прежде всего, необходим научный подход к классификации (типологии) регионов, к критериям их выделения и направлениям развития.
В настоящее время классификация (типология) регионов основывается на политико-социальном, функциональном, функционально-стоимостном, инвестиционном подходах, разработанных в первую очередь представителями новосибирской научной школы, на подходах учитывающих возможности развития промышленного производства и состояние предпринимательского климата [1, 2, 4]. В их основе лежит анализ различных факторов регионального экономического развития, безусловно, заслуживающих внимания. Однако исследование показывает, что современные ученые все еще недостаточное внимание уделяют инновационной составляющей этого развития. Некоторые из используемых ими критериев могут характеризовать инновационный потенциал региона, но ни одна из классификаций, построенных на их основе, по существу не обосновывает влияния на региональное развитие комплексной механизации, автоматизации, новых информационных технологий, активной инновационной деятельности.
Между тем изучение процессов создания и освоения производственных нововведений и способов оценки их эффективности весьма продуктивной для реализации региональной стратегии рыночных реформ. Лишь оценивая результаты инновационной деятельности, можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать результаты мер по структурным преобразованиям и приватизации, совершенствованию налоговой, банковской системы, повышению эффективности функционирования промышленного и транспортного комплексов региона и т.д.
Соответственно при классификации регионов необходимо учитывать размер их инновационного потенциала (совокупность отраслевых ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов обеспечивать устойчивый экономический доход). Не менее важный критерий - направления развития инновационного потенциала региона, ориентация региона на использование тех или иных доступных ресурсов (ориентация на сельскохозяйственное развитие, добычу и реализацию природных ресурсов, организацию промышленных кластеров и т.д.).
С данной точки зрения основным критерием при классификации регионов является инновационная их привлекательность, характеризующая и состояние, и динамику изменения инновационного потенциала. Среди показателей, характеризующих инновационный потенциал, особое значение имеют: размер неосвоенных свободных ресурсов на территории региона; степень использования достижений научно-технического прогресса на промышленных предприятиях; число реализованных крупных инновационных проектов и их доля в общем количестве проектов, реализованных в России; активность конкуренции на рынках готовой продукции в регионе; количество федеральных и региональных целевых программ, направленных на освоение новых технологий.
В соответствие с данными показателями можно выделить:
1) регионы с отсутствием инновационного потенциала, использующие `умирающие` технологии, замена которых в данном регионе невозможна;
2) регионы со слаборазвитым инновационным потенциалом, в которых существует ресурсная база для новых технологий, но инвестиционно-инновационный климат не позволяет развивать экономику высокими темпами;
3) регионы с развитым инновационным потенциалом, имеющие возможность реально осваивать современные инновации;
4) регионы с высоким уровнем инновационного потенциала, в которых осуществляется активная разработка и реализация инновационных идей, создаются `технопарки`.
При такой уточненной классификации более четко определяются регионы, для которых задача устойчивого развития уже сегодня является приоритетной. Это касается и слаборазвитых в экономическом отношении регионов.
Как показывает практика, при этом необходимо использовать и кластерный механизм - создавать индустриальные комплексы на основе территориальной концентрации сетей лидирующих компаний, специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологически, выступающей как альтернатива секторальному подходу [3,5.6.8] и обеспечивающей активизацию инновационной деятельности, результатом которой при кластерной форме ее организации является "совокупный инновационный продукт". Такая инновация - результат деятельности нескольких компаний и исследовательских институтов, что позволяет ускорить процесс распространения инноваций в региональном экономическом пространстве. Кроме того, разнообразие источников технологических знаний и связей облегчает достижения конкурентных преимуществ и само становится предпосылкой инноваций. Кластер формирует определенную систему распространения новых знаний и технологий, обеспечивает ускорение процесса трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества, развитие качественных устойчивых связей между всеми его участниками.
Инновационный кластер как объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.) позволяет использовать преимущества двух способов координации в экономической системе - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма. Возникновение таких кластеров - закономерный процесс при наличии совместной научной и производственной базы.
Разработки региональной стратегии, основанной на кластерном подходе, предполагает три блока решений:
- первый - составление бизнес-портфеля, определяющего ключевые группы предприятий и наиболее конкурентоспособные и лидирующие из них;
- второй - обеспечение бизнес-климата, с учетом состояния юридической, административной, транспортной, технологической, коммуникационной инфраструктуры;
- третий - определение путей повышения эффективности деятельности администрации.
В нашем регионе - Республике Бурятия природно-ресурсный потенциал создает предпосылки для формирования здесь крупной экономической базы. К тому же Забайкалье можно рассматривать как "транспортные ворота" России в страны АТР.
В настоящее время в народнохозяйственном комплексе республики около 60 отраслей, но по валовому региональному продукту на душу населения она занимает лишь 46 место среди субъектов Российской Федерации, по инвестициям в основной капитал на душу населения -44, по производственному потенциалу - 54 место [7]. НА долю промышленности приходится 24% валового регионального продукта. Основными отраслями, сохранившими свой производственный потенциал, являются электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая и легкая промышленность. Существует более полутора тысяч предприятий, в том числе около 170 крупных и средних, на которых занято примерно 60 тыс. человек. Структура промышленности после 1991 года претерпела значительные изменения: снизился удельный вес машиностроения и металлообработки, вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса, который дает до 50% промышленной продукции республики и включает пять отраслей (угольная промышленность, система газификации, электро- и теплоэнергетика, топливная промышленность, система нефтепродуктообеспечения). Главным топливным ресурсом ТЭК остается уголь. Республика располагает значительными запасами каменного и бурого угля (общий объем запасов 2,3 млрд.т). Имеется достаточно крупный строительный комплекс с собственной сырьевой базой. Республика полностью обеспечивает себя картофелем, овощами местного ассортимента, яйцами, рыбной продукцией, мясными и молочными продуктами. Собственные ресурсы сельскохозяйственного сырья являются основой пищевой промышленности, представленной предприятиями по производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, ликероводочной и др. продукции.
В республике сосредоточены 48% балансовых запасов цинка и 24% свинца, 27% вольфрамовых руд, одна треть российских запасов молибденовых руд, с содержанием металла от 0,1% и выше. Сводным балансом запасов учтено более 200 месторождений золота (составляющие около 2% сырьевой базы России). Бурятия занимает одно из ведущих мест в РФ по запасам кварцевого сырья, относимого к числу стратегических ресурсов, по запасам плавикового шпата. Особое место среди сырьевых источников занимает урановое месторождение, на котором возможна экологически безопасная добыча урана и редкоземельных элементов.
Сырьевой потенциал республики характеризуется также лесным фондом, площадь которого составляет 27 млн.га с общими запасами древесины - до 1,9 млрд. куб.м.
Задача региональной политики состоит в том, чтобы интенсивно включить этот потенциал в народнохозяйственный комплекс страны, создав на территории региона высокоразвитую добывающую и перерабатывающую промышленность, продуктивное сельское хозяйство и нормальные условия для жизнедеятельности населения. Это требует обоснования перспективных направлений развития региона и его отраслей. Среди них следует выделить: опережающее развитие ТЭК и транспортной системы для расширения транзита на рынки стран Северо-Восточной Азии; а также привлечение в регион иностранных капиталов и передовых инновационных технологий. Наличие разведанных крупных месторождений природного газа на Сибирской платформе и прирост запасов дают основания утверждать, что в Восточной Сибири может быть создана крупномасштабная газодобывающая промышленность с ежегодной добычей газа не менее 25 - 30 млрд. куб.м. Данный объем добычи позволит не только удовлетворить внутреннюю потребность сибирских регионов в углеводородном сырье, но и поставить на экспорт 30-35 млрд.куб.м. по газопроводу в Монголию, Китай, Корею. При этом строительство и эксплуатация газопровода на территории Бурятии обеспечит ей и дополнительные налоговые поступления в бюджет, и развитие инфраструктуры, и создание новых рабочих мест.
В целом подключение к экспортному газопроводу позволит создать в азиатских регионах России Единую газопроводную транспортную систему, что увеличить дополнительные поступления в бюджет на 10-15% и в ближайшие 5-7 лет добиться значительного роста экономических показателей, за счет газификации решить многие экологические проблемы, связанные с защитой оз.Байкал.
Большое стратегическое значение имеют: создание специальных экономических зон, совершенствование механизма приграничного сотрудничества, в том числе совместные инициативы Республики Бурятия и властей приграничных районов Монголии по развитию туристского, горнодобывающего комплекса, пищевой промышленности, организация трансграничных кластеров, транспортного и энергетического инфраструктурных секторов, совместных предприятий в зоне свободной торговли Монголии `Алтан-Булаг` и технико-внедренческой зоны на территории Бурятии. Создание трансграничных кластеров с участием Монголии и Китая может стать важным шагом к формированию выгодных для республики и России в целом экономических коридоров и систем.
Региональные преимущества, которые создает развитие кластеров, состоят не только в увеличении размеров налогооблагаемой базы, но и в появлении условий для диверсификации экономического развития региона, улучшения его кадрового потенциала, развития базы исследования и разработок, снижения издержек, более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки, повышения инвестиционной привлекательности региона.


Литература

1. Бияков О.А. Экономическое пространство региона: процессный подход. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
2. Лавров А.М. Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 годах // Вопросы экономики . - 1996. - N 6.
3. Маршалл А. Принципы экономической теории.: Пер. с англ. - Челябинск: Изд- во: Урал ЛТД, 1999.
4. Предпринимательский климат регионов России /Под ред. А.М.Лаврова, В.Е.Шувалова. - М: Начала-Пресс. - 1999.
5. Практика экономического развития территорий. Опыт ЕС и России. - М.: "Сканрус", 2001.
6. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2000.
7. Потапов Л.В. Региональная экономика переходного периода: Учеб. пособ. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. /Пер. с нем. - М.: Прогресс, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия