Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Бузырев В. В.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор, засл. деятель науки РФ

Гаделия Д. Г.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук

Федосеев И. В.
профессор кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА
(НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Главными причинами разработки стратегий развития мегаполисов в Европе, ставших популярными в конце 1980-х гг., явились: обострение международной конкуренции, усложнение механизмов управления, стремление продвинуться в решении традиционных городских социальных проблем. Для всех уровней власти в Европе наиболее актуальны сегодня проблемы безработицы и социальных противоречий.
В большинстве городов процесс сокращения рабочих мест имеющий место, прежде всего в производственном секторе, частично компенсируется ростом занятости в сфере услуг.
Доля занятых в обрабатывающей промышленности в городах Европы колеблется от 30-40% (в Катовице, Нюрнберге Кельне, Бирмингеме) до 11-12,5% (в Копенгагене, Хельсинки). Дальнейшие изменения в структуре занятости связаны с сокращением доли обрабатывающей промышленности в городах. Так или иначе, практически все города сталкиваются с поляризацией и дифференциацией населения, обусловленной безработицей. Происходящие структурные преобразования носят скорее революционный, чем эволюционный характер. На пороге "информационного общества", где происходит внедрение новых товаров и технологий, возникают потребности в новых квалификациях и навыках, появляются новые возможности и новые проблемы в сфере занятости.
Политика развития города должна сочетать в себе поддержку инноваций с сохранением социальной структуры общества. Для этого необходимо эффективное сотрудничество между всеми уровнями исполнительной власти, государственным и частным секторами. Руководство города вынуждено проводить все более сложную социально-экономическую политику, искать оригинальные комбинации различных методов и механизмов управления, выдвигать крупные новые идеи, способные дать экономике города новый импульс развития.
Анализ мирового опыта подтверждает, что сочетание государственного планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо. Результаты мониторинговых исследований показывают, что во многих регионах страны имеются концепции и программы перспективного комплексного социально-экономического развития. Так, по данным института ЕВРОГРАД, около 70% муниципальных образований полагают, что имеют документы стратегического характера, однако, их более детальный анализ свидетельствует о недостатках принципиального характера. [7]
По мнению ряда ученых [1,2,3,4,6] теоретические подходы к созданию стратегического плана, разработанные в Санкт-Петербурге, являются наиболее проработанными и используются при разработке основной массы стратегических планов социально-экономических систем на территории России.
Осенью 1996 г. началась разработка Стратегического плана развития Санкт-Петербурга, основное отличие которого от аналогичных документов, разработанных для западных городов, заключалось в том, что для переходного периода, переживаемого Санкт-Петербургом и Россией в целом, характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому, кроме мер по содействию развитию ключевых для города отраслей и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, традиционно включаемых в стратегические планы городов с развитой рыночной экономикой, в Стратегический план Санкт-Петербурга вошли разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов.
Разработчики Плана особое значение придавали и придают участию депутатов Законодательного Собрания в формировании как плана, так и механизма его реализации. Первая редакция базовой версии Плана была передана для рассмотрения каждому депутату Законодательного Собрания с целью организовать его обсуждение.
В процессе обсуждения Стратегический план был рассмотрен постоянными комиссиями Законодательного собрания (по социальным вопросам; по городскому хозяйству; по образованию и культуре; по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству, по экологии; по науке и высшей школе). Три комиссии при этом провели открытые депутатские слушания.
По итогам обсуждения на комиссии по социальным вопросам была создана тематическая комиссия "Социальная сфера" и существенно переработаны соответствующие блоки Стратегического плана. Большинство предложений и замечаний были учтены при подготовке второй редакции Стратегического плана, а информационные карты были изучены и подписаны депутатами.
Среди организаций, подписавших Декларацию о содействии реализации Плана и об участии в осуществлении отдельных мер (кроме Администрации города, и федеральных органов власти) были: Федерация профсоюзов, Ассоциация промышленных предприятий, Торгово-промышленная палата, 7 университетов, 20 НИИ, Санкт-Петербургский научный центр РАН, ведущие промышленные предприятия города, ведущие СМИ, Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр и др. ведущие учреждения культуры, творческие союзы. Участие таких организаций в определении направлений развития города было впервые [4].
Процесс разработки Стратегического плана предполагает следующие этапы:
1-й этап. Анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ), в рамках которого используют обычно `сценарный подход`. Сценарии развития внешних условий строятся на основе гипотез о полярном развитии рада внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, введение протекционистской государственной политики, изменение отношений с пограничной страной и т.п.
Такие сценарии позволяют:
а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития города;
б) проверять в дальнейшем выдвигаемые проекты и приоритеты на устойчивость и рискованность при различных вариантах развития внешних условий.
2-й этап. Целеполагание (определение и утверждение главной цели, а также основных стратегических направлений). Выбор приоритетов развития осуществляется на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений - 3-6; целей - 10-15; проектов - 20-40.
Обычно формируются следующие направления:
- улучшение общих условий для бизнеса;
- развитие определенных групп отраслей и производств;
- развитие инфраструктуры;
-реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).
3-й этап. Планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).
Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты, отличающие его от `классического` дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:
 адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;
 учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.
Современное стратегическое территориальное планирование должно опираться на имеющиеся традиции, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.
Объектом стратегического территориального планирования в общем случае является административно-территориальная единица того или иного ранга (регион - субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.).
Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития города, то в его качестве должны выступать, по нашему мнению, все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы.
Формирование концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города требует соблюдения определенных принципов, главными из которых являются: целенаправленность, социальность, комплексность, системность, адаптивность, эффективность, минимизация риска, баланс интересов, легитимность, демократичность, профессионализм, принцип "первого руководителя".
Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей развития, во-вторых, стратегический выбор города, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.
Принцип социальности означает, что при формировании стратегических целей развития города, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.
Принципа комплексности означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых городским самоуправлением, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования. При этом, как отмечалось выше, в качестве главного внутреннего источника развития муниципального образования городского типа можно рассматривать структурно-функциональное противоречие между специализацией и комплексностью.
Принцип системности тесно связан с принципом комплексности и предполагает, что определение стратегических целей развития города и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с субъектом РФ, на территории которого он дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом. Реализация принципа системности предполагает, что при разработке концепции города должны быть учтены предпосылки и ограничения его развития, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), региональном, межрегиональном, федеральном.
Принцип адаптивности означает, что формирование концепции городского развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводится с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.
Принцип эффективности предполагает, что обеспечение достижения требуемого качества жизни населения города должно быть осуществлено с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.
Принятие концепции развития города - это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, сопряженное с риском. Поэтому принцип минимизации риска означает, что в процессе формирования стратегического выбора города должны быть оценены (по возможности) различные риски, обусловленные выполнением городом тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора города.
Принцип баланса интересов многозначен и предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения, относительно стратегических целей и приоритетов развития города, механизмов их практической реализации.
Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта концепции развития города на уровне представительного органа местного самоуправления.
С принципами легитимности и баланса интересов тесно связан принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения.
Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке Плана специалистов из системы управления городом, организацией независимой экспертизы.
И, наконец, весьма важный принцип "первого руководителя", который означает обязательное участие в формировании концепции "первых лиц" города, которые, в конечном счете, несут всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Разработка Стратегического плана осуществляется с учетом основных идей и результатов официальных прогнозов и программ системы городского управления. Цели, задачи и проекты Стратегического плана становятся элементами планирования для всех участников его разработки и реализации. Следовательно, с точки зрения нормативно-законодательной базы стратегия развития ИСК проистекает из стратегии развития мегаполиса.
Часть Стратегического плана, которая должна быть выполнена подразделениями Администрации, выделяется в отдельный `План действий Администрации по реализации Стратегического плана` (далее - План действий) сроком на три года с детализацией первого года.
План действий согласуется со среднесрочной программой действий Администрации, и вместе с ней образует основу для формирования планов городских служб, финансируемых из бюджета и внебюджетных фондов города.
План действий: выполняет функцию общего организующего стержня в процессе реализации стратегического плана; уточняет (по этапам и срокам выполнения, финансовым средствам, организационно-управленческим возможностям прямого и косвенного воздействия и т.д.) перечень мер и мероприятий стратегического плана, которые могут быть реализованы в плановый период; распределяет ответственность за выполнение между структурными подразделениями Администрации.
План действий представляет собой перечень мероприятий, заданий, выполнение которых в ближайшие 3 года берут на себя административные подразделения. Он утверждается распоряжением главы администрации города и становится нормативным документом прямого действия. Цели, задачи и меры Стратегического плана учитываются Комитетом финансов при разработке среднесрочных финансовых планов-прогнозов.
В ходе формирования проекта расходной части годового бюджета отраслевые комитеты и получатели бюджетных средств, при составлении смет и бюджетных заявок, учитывают задания, которые определены Планом действий Администрации по реализации Стратегического плана. Полнота и последовательность финансирования мероприятий Стратегического плана в проекте бюджета контролируется руководителями структурных подразделений Администрации и ответственными исполнителями.

Такова технология создания перспективных планов по отраслям и комплексам, в том числе - для инвестиционно-строительного комплекса (ИСК).
Роль и место ИСК в стратегии развития мегаполиса очень велико, т.к. при разработке стратегического плана исходными являются `сценарные условия`, в том числе основные фонды города, которые, в свою очередь определяются и зависят от деятельности ИСК.
Сегодня в строительной отрасли Санкт-Петербурга работают 184 тыс. чел., по объему перечислений в бюджет города строительные компании занимают третье место после предприятий промышленности и торговли. В последние годы ИСК Санкт-Петербурга развивается уверенными и стабильными темпами, все работы ведутся системно (в рамках реализации федеральных и городских программ) и оказывает огромное влияние на развитие мегаполиса.
Одним из важнейших факторов влияния на ИСК и, как следствие, на стратегию развития мегаполиса, является инвестиционная привлекательность города.
За 2004 г. объем иностранных инвестиций вырос на 40% и составил 900 млн. долл. Японские инвесторы фирмы "Марубени" планируют участвовать в проектах строительства Западного скоростного диаметра, реконструкции системы водоснабжения. По соглашению с "Сумитомо" ведутся переговоры по проекту надземного экспресса, а также производству оборудования для городского электротранспорта нового поколения. Продолжаются переговоры с компанией "Тойота" о строительстве у нас крупного сборочного предприятия.
В 2004 г. началась реализация проектов с участием западного капитала: строительство завода "Элкотек" по производству электронных изделий; гипсоварочного завода KNAUF; второй очереди завода "Интербир" (Тинькофф), а также проекты Gillete, "Пепси", "Русский стандарт", "Яровит Моторс" и другие с объемом инвестиций от 20 до 100 млн. долл. Подписано соглашение о строительстве завода по сжиганию осадков, реализация которого сделает Санкт-Петербург первым городом в Европе, где будет полностью решена проблема утилизации осадков.
Достигнуты договоренности с Шанхайской инвестиционной компанией о строительстве многофункционального мегакомплекса "Балтийская жемчужина" с суммой инвестиций до 1,5 млрд. долл.
С крупными инвестициями приходят в наш город и ведущие российские компании. В Колпино начато строительство завода по производству труб большого диаметра "Северсталь" - с объемом инвестиций 430 млн. долл. Начата реализация программы полной модернизации системы теплоснабжения Петроградского района. По соглашению с "Газпромом" планируется завершить ее в 2008 г. Объем инвестиций "Газпрома" составит порядка 4 млрд. руб., в том числе 500 млн. руб. - на газификацию пригородов в этом году.
Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции "Ржевская" с объемом инвестиций более 6 млрд. руб. "Российские коммунальные системы" начали строительство котельной на Ржевке стоимостью свыше 1 млрд. руб. Согласовано начало строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной на средства Внешторгбанка. Эти проекты позволят не только улучшить качество теплоснабжения жителей нескольких районов, но и создадут новые мощности для строительства и развития. Сферу энергетики называют новой нишей для инвестиций и привлечения бизнеса в Санкт-Петербург. До сих пор считалось, что эта сфера с долгой окупаемостью инвестиций.
Важное влияние на развитие ИСК оказывают планы освоения новых городских территорий.
Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление `О развитии территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения`, подлежащих градостроительному преобразованию.
Данный проект Постановления разработан в целях:
- осуществления централизованного и комплексного подхода в решении задач инженерной подготовки территорий производственных зон Санкт-Петербурга, вовлекаемых в хозяйственный оборот территорий (инженерная подготовка земельных участков, находящихся в государственной собственности для организации последующей их продажи посредством проведения торгов);
- вовлечение в хозяйственный оборот земель неиспользуемых территорий, повышение эффективности использования территорий за счет изменения их функционального назначения в соответствии с планами развития города;
- повышения их инвестиционной привлекательности;
- сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, создания новых производств;
- реализации политики развития территорий нежилых зон согласно Концепции генерального плана развития Санкт- Петербурга;
- стимулирование и регулирование инвестиционных вложений в развитие территорий.
В соответствии с новым генеральным планом градостроительных преобразований на сегодняшний день пилотным проектом является реализация мероприятий `Концепции эффективного развития территории района станции Московская-Товарная` (в границах ул. Гончарная, ул. Полтавская, ул. Миргородская, ул. Атаманская, Обводный канал, ул. Днепропетровская, Транспортный пер, Лиговский пр.). Концепция, разработанная при непосредственном участии КЭРППиТ, предлагает схему нового функционального использования территории.
На сегодняшний день существует проблема инженерно неподготовленных территорий, не привлекательных для инвесторов. Поэтому, согласно перспективного финансового плана на 2005-2007 гг., принятого Правительством города, его доминантой являются вложения в инфраструктуру. В 2005 г. было запланировано выделить 300 млн. руб. на развитие промышленных территорий: `Шушары`-2, `Металлострой`-2, `Конная Лахта`, `Предпортовая 3`, `Нойдорф` (зоны первоочередного развития) для обеспечения инженерной подготовки: энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение, дорог и т.д. В 2004 г. на инженерную подготовку индустриальной зоны `Нойдорф` (пос. Стрельна) было выделено из городского бюджета около 112 млн. руб., на инженерную подготовку прибрежной территории Ломоносова - 50 млн. руб. Проект является третьей очередью развития территории в составе Проекта по созданию компактного поселения российских немцев. В основу этой части проекта закладывается опыт существующих немецких индустриальных зон, создаваемых с привлечением специализированных компаний, занимающихся управлением и развитием подобных зон. Целью реализации проекта национальной индустриальной зоны является создание пространственной среды инвестиционно привлекательной для бизнеса и комфортной для постоянного проживания. Проект поддерживает Комитет восточной экономики Германии, координирующий деятельность немецких инвесторов в России. Сегодня имеются предложения немецких компаний, подтверждающих свою заинтересованность в создании индустриальной зоны.
В городе в настоящее время имеются значительные территориальные резервы для размещения промышленных объектов, как выводимых из центральных районов города, так и вновь создаваемых - производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения.
По данным Комитета по градостроительству и архитектуре в городе насчитывается 16 нежилых зон, общей площадью 8642 га, в которых не освоенными являются 40% территории, на 3-х % - не завершено строительство.
По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли в городе насчитывается порядка 15-ти реконструируемых нежилых территорий, общей площадью 6675 га. Они характеризуются разной степенью освоения, условиями предоставления земли, уровнем обеспеченности инфраструктурой и, соответственно, разной степенью привлекательности для инвесторов.
Важной проблемой (фактором влияния) является производство строительной продукции, т.к. без применения новейших материалов невозможна и стройиндустрия города. В 2000-2004 гг. в этой отрасли произошли значительные изменения. Наряду с известными производителями строительных материалов наращивают темпы новые предприятия, в том числе созданные за счет привлечения средств западных инвесторов и кредитов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
В Санкт-Петербурге сегодня насчитывается более 450-ти предприятий, выпускающих продукцию строительного назначения, среди которых успешно действуют и малые (с численностью работающих до 100 чел.).
Анализируя влияние ИСК на решение городских проблем можно отметить, что строители не просто возводят город, а создают систему жизнеобеспечения, направленную на формирование комфортной среды обитания. Главным ее достижением является отработанный модуль возведения города, система алгоритмов реализации градостроительного механизма.
Деятельность ИСК в Санкт-Петербурге осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Освоение свободных территорий с реализацией первоочередных городских проектов:
В рамках развития деловой зоны `Пулково` осуществляется инженерная подготовка и обустройство территории, прилегающей к международному аэропорту. Завершено строительство торгово-коммерческого центра, ведутся работы по проектированию коммерческого центра, крытого гаража, комплекса автосервиса, офисов, комплекса гостиницы, бизнес-центра и других объектов.
Разработан `Режим охраны архитектурно-ландшафтного комплекса памятника-парка `Тихий отдых`` на Каменном острове. Утверждена Концепция инвестиционного развития территории `Петровский остров`, принята концепция развития западной части Васильевского острова, проведен конкурс на градостроительное развитие территории в устье реки Смоленки. Разработаны предпроектные предложения по формированию и благоустройству Морской набережной от гостиницы `Прибалтийская` до Наличной улицы.
В рамках Концепции инвестиционного развития Крестовского острова завершена разработка документов по обоснованию инвестиционных вложений в проекты по застройке и инженерному оборудованию земельных участков в восточной его части.
В связи с задачей эффективного использования городских территорий и повышения их рентного потенциала в Северной столице активно реализуется программа вывода промышленных предприятий за черту города. Перебазирование промышленных предприятий планируется начать с объектов, расположенных в границах исторического центра. Предусматривается их размещение на территориях, зарезервированных в периферийных нежилых зонах, общей площадью 1000 га, в частности в зоне Кольцевой автодороги.
Объекты торговли являются неотъемлемой частью инфраструктуры города. Подготовлены территориальные предложения по размещению крупных торговых объектов: магазинов "ИКЕА"; торговых комплексов "Лента"; гипермаркетов компании "Винси Контруксьон Гран Прожэ"; многофункциональных торговых центров "Рамстор"; торговой сети гипермаркетов ООО "Реал-Гипермаркет"; сети супермаркетов и гипермаркетов торгового дома "Перекресток"; торгового центра "Гиперцентр"; торгово-досуговых комплексов "Детский мир".
Торговые комплексы в Петербурге имеют свои особенности, и инвесторы разрабатывают собственные оригинальные концепции по созданию торговых сетей. В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию 11 крупных магазинов и создать в Петербурге сеть, ориентированную как на оптовых, так и на розничных покупателей.
Не менее важной частью ИСК в решении городских проблем туризма является строительство и реконструкция гостиниц, т.к. в настоящее время имеется их большой дефицит, особенно 2-3-х звездочных (а именно этот стандарт сервиса наиболее популярен среди туристов). Дефицит гостиниц среднего и эконом классов в Санкт-Петербурге диктует острую необходимость развития этого рынка.
Одним из наиболее значимых гостиничных проектов является 4-х звездный отель международного класса "Рэдиссон САС Ройал Отель". В стадии реализации еще несколько подобных проектов. Одними из первых строители Санкт-Петербурга начали стоить `апарт-отели`. Это гостиницы, предназначенные для более длительного проживания, и по параметрам они максимально приближены к квартирному типу жилья. Сейчас в городе реализуется около 10 таких проектов. Сеть мини-апарт-отелей будет возведена на Крестовском и Каменном островах.
Согласован проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Концепции размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Адресном перечне зданий и земельных участков застройки, предназначенных для размещения объектов гостиничной инфраструктуры".
Важнейшим объектом для города является комплекс защитных сооружений от наводнений. За прошлый год выполнены строительные работы в объеме 650 млн. рублей.
Подготовлен проект постановления Правительства РФ "О мерах по завершению строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений" и выдана разрешительная документация на проектирование основных сооружений КЗС. Проект Программы завершения строительства КЗС на 2005-2009 гг. согласован Правительством Санкт-Петербурга и направлен в Министерство экономического развития. На сегодняшний день идет работа по согласованию проекта Программы.
Программа "Дворы Санкт-Петербурга". Благоустройство городской среды, проникнутое духом петербургской культуры, всегда являлось и является важной частью деятельности городских и районных властей. С целью сохранения и развития исторического центра города подготовлены адресные программы реконструкции и благоустройства дворов. Новые дворы, кроме приобретения эстетического декора, расширили свои функциональные возможности.
Основным направлением программы энергосберегающих мероприятий в рамках программы "Светлый город" является замена светильников с ртутными лампами и лампами накаливания на светильники с натриевыми лампами меньшей мощности при сохранении нормативного уровня освещенности.
С целью упорядочения строительства гаражей, паркингов и АЗС на территории города также разрабатывается Программа.

Второе направление - это жилищное строительство как основной показатель процессов развития мегаполиса. В этой сфере строительный комплекс Санкт- Петербурга работает в рамках реализации федеральной программы "Жилище", а также ряда целевых программ, в том числе "Об обеспечении жильем участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС", "О пожарной безопасности Санкт- Петербурга на 2001-2005 гг.", "Дети-сироты на 2002- 2004 гг.", "Создание жилых социальных домов для одиноких граждан пожилого возраста на 2000-2009 гг." и др. К 2008 году объемы ежегодной сдачи жилья вырастут до 3 миллионов квадратных метров.
На неосвоенной территории на Юго-Западе без инженерных коммуникаций всего за пять лет должен появиться суперсовременный город-спутник "Балтийская жемчужина" по масштабам равный небольшому европейскому городу на 35 тыс. жителей - с бизнес-центром, зеленой зоной, школами, детскими садами, поликлиниками, спортивными сооружениями. Впервые в Санкт-Петербурге появится район, где количество и качество социальных объектов будет полностью соответствовать европейским стандартам.
Объемы бюджетных ассигнований, направленных на благоустройство в 2005 г., в 6 раз превысили показатели 2004 г. Завершены работы по созданию пешеходной зоны на Большой Московской улице и улице Правды, проведено комплексное благоустройство Невского проспекта с прилегающими территориями. В 2008 г должна завершиться утвержденная Программа благоустройства дворовых территорий. В 2006 г. предстоит закончить реконструкцию уличного освещения Московского проспекта, Исаакиевской площади, проспекта Энгельса.
40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, потери воды в сетях составляют почти в 25% от суточного потребления. Средний возраст основных фондов "Ленэнерго" составляет 28 лет. В 2005 г. капитальные расходы бюджета на объекты тепло- энерго- водо- и газоснабжения достигли 4,5 млрд. руб. В рамках стратегического партнерства с Газпромом началась полная модернизация системы теплообеспечения в Петроградском районе. В 2004 г. ликвидировано 7 старых изношенных котельных, вместо них построено 5 новых современных, переложено 3,5 км внутриквартальных сетей, благоустроены дворовые территории, за счет города в домах этой зоны заменены внутридомовые коммуникации, что привело не только к качественному улучшению теплоснабжения, но и способствовало расселению тысячи коммунальных квартир.
На 2005 г. было запланировано построить вместо 22 старых 15 новых котельных, заменить 54 км внутриквартальных сетей, что должно обеспечить новое качество теплоснабжения 262 жилых домов и 11 детских учреждений. На эти цели было выделено Газпром 560 млн. руб.
Продолжается работа по реализации программы создания зон малоэтажного жилищного строительства в Санкт-Петербурге, информация о которой включена в информационные ресурсы единой геоинформационной системы "Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга".
Реализуется программа переселения граждан РФ из ветхого и аварийного фонда. Так, например, в рамках Концепции развития Крестовского острова будет выделено 50 тыс. кв. м жилья для расселения ветхого фонда на острове. Для этих же целей ведется инженерная подготовка квартала 50 района Ржевка-Пороховые, Северо-Приморская часть города и кварталы в районе `Шувалово-Озерки`.
Запланирована реконструкция 2400 домов (190 тыс. квартир общей площадью 9 млн. кв. м) первых массовых серий (1958-1970 гг. постройки), где проживают 11% населения Санкт-Петербурга. Это 10% всего жилищного фонда города. На конкурсной основе была разработана Региональная программа реконструкции этих домов. Программа определила комплексный подход к решению проблемы и формированию городской среды на уровне квартальной застройки. Финансирование программы осуществляется как из средств бюджета Санкт-Петербурга, так и за счет инвесторов. Так, часть этой программы реализуется в рамках заключенного в 2003 г соглашения с Правительством Москвы, с участием московских инвестиционно-строительных компаний. 27 мая 2004 г., в день рождения города, с участием мэра Москвы Ю.М. Лужкова состоялась церемония закладки первого камня жилого дома в квартале 31 ЮРВ.
Третье направление основано на реализации федеральной программы сохранения и развития исторического центра.
В 2004 г., впервые в стране, в Санкт-Петербурге был разработан проект `Стратегии сохранения культурного наследия`. Петербургская стратегия регламентирует все вопросы охраны, реставрации и использования памятников и городской среды, а также реконструкции и строительства в историческом центре города. Формула стратегии, которая также вынесена на общественное обсуждение, - "сохранение через развитие, развитие через сохранение". Более 2 млрд. руб. были направлены на капитальный ремонт жилищного фонда, выполнен ремонт фасадов 195 домов, кровель - почти тысячи домов.
Федеральная программа сохранения и развития исторического центра предусматривает реконструкцию и реставрацию объектов исторической части города. Перечень поручений Президента Российской Федерации определяет список из 21-го объекта в историческом центре. Определен также перечень 59 федеральных объектов министерств и ведомств РФ, требующих реконструкции, реставрации и достройки.
Ведется работа по развитию баз данных и уточнению границ исторического центра Петербурга как памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо федеральной программы развития центра города, строители Санкт-Петербурга реализуют ряд региональных программ.
Четвертое направление развития ИСК - транспортное строительство. Предстоит завершить строительство Восточного полукольца кольцевой автомобильной дороги (КАД). В самое ближайшее время должно быть принято Постановление правительства РФ о сооружении Западного полукольца КАД за счет федерального бюджета со сроком завершения в 2008 г.
Задача города (за счет городского и федерального бюджета) построить новые транспортные развязки и расширить существующие уличные дорожные сети, обеспечив тем самым транспортные подходы к КАД. В 2005 г. было запланировано строительство транспортной развязки на пересечении КАД с Софийской улицей. Должна быть сдана в эксплуатацию развязка на Дунайском проспекте и подходы к ней. Планируется пуск второй очереди подключения к развязке КАД на федеральной дороге М-10 (продолжение Витебского проспекта до Московского шоссе). Завершатся работы по подключению к КАД на пересечении с Колтушским шоссе.
Динамика строительства КАД может и должна стать импульсом к началу сооружения `Западного скоростного диаметра`. Эти проекты функционально и логически взаимосвязаны. Так, Южный участок ЗСД непосредственно примыкает к трассе КАД и обеспечивает связи морского порта с 13 федеральными и территориальными дорогами. Ввод Кольцевой автодороги и строительство `Западного скоростного диаметра` создадут основу единой системы скоростных магистралей, концентрирующих мощные транспортные потоки и обеспечивающих связь между основными транспортными терминалами города.
В 2004 г. принято решение о строительстве современного морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова. Определена концепция создания комплекса, разработано технико-экономическое обоснование строительства. Федеральным бюджетом на 2005 г. было предусмотрено 600 млн. рублей на дноуглубительные работы.
В последние годы в Санкт-Петербурге много внимания уделяется улучшению транспортной ситуации в городе. Реконструируется мост Лейтенанта Шмидта, принято принципиальное решение о начале предпроектных работ по строительству автомобильного тоннеля под Невой, будет начата реконструкция Митрофаньевского шоссе, дублирующего Московский проспект. В 2005 г. было запланировано выполнить дорожные работы на общей площади более 2,5 млн. кв. м. Но, несмотря на объемы дорожного строительства, темпы развития дорожной инфраструктуры не успевают за ростом автомобильного транспорта.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что инвестиционно-строительный комплекс играет определяющую роль в стратегии развития мегаполиса.


Литература
1. Бузырев В.В. Противозатратный механизм в строительстве. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-е, 1990.
2. Когут А.Е., Литовка О.П., Агафонов Н.Т. Социально-экономическое развитие крупных городов России //Вопр. экономики. - 1993. - N 6.
3. Костриков Б.И. Строительный комплекс: проблемы теории и практики. - М.: Экономика, 1986.
4. Лимонов Л.Э., Карелина И.А. Стратегический план Санкт-Петербурга: механизмы вовлечения стейкхолдеров и населения //Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. - СПб.: Изд-во Междунар. центра соц. - экон. исслед. `Леонтьевский центр`, 2003.
5. Российская газета. - 1999. - N 134 (14 июля)
6. Суворова А.П. Формирование концептуального методологического подхода к анализу строительного комплекса // Проблемы эффективного функционирования строительного комплекса в современных условиях: Сб. науч. тр.- СПб.: СПбГУЭиФ, 2003.
7. Знаменская К.Н., Рохчин В.Е. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований: http://www.citystrategy.leontief.ru/index.phtml?it=39c727c825f10
8. http://www.citystrategy.leontief.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия