Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Горенбургов Ю. М.
старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства Балтийской академии туризма и предпринимательства,
кандидат экономических наук


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

Сегодня наличие у компании собственного представительства в Интернете стало правилом хорошего тона, а качество веб-сайта влияет на степень доверия к фирме, которую сайт представляет.
Очевидно, в связи с этим, что современному менеджеру необходимо понимание общих вопросов, связанных с разработкой стратегии развития представительства фирмы в Интернете, формированием правильного подхода к оценке затрат и эффективности выбранной стратегии выхода фирмы в Интернет. В настоящей статье речь пойдет о процессе создания и управления современным веб-сайтом фирмы.
В условиях современной интеграции процессов хранения, обработки и передачи информации, создание корпоративного веб-сайта следует рассматривать в общем контексте разработки и внедрения информационных технологий и с учетом российской специфики использования информационных технологий. Как показывает практика, далеко не все рекомендации западных менеджеров реально применимы в России, по крайней мере, в настоящем и обозримом будущем.
Веб-сайт может помочь фирме в достижении целей, но для начала необходимо определиться, при реализации каких целей имеет смысл использовать возможности Интернета. Поскольку предмет нашего анализа - корпоративные сайты - мы будем рассматривать только те стратегические цели, которые имеют непосредственное отношение к бизнесу. Это:
- увеличение объема продаж и/или доли рынка;
- создание и улучшение имиджа компании, развитие брэнда;
- организация продаж через Интернет (Интернет-магазин);
- создание информационных коммуникаций с потребителями;
- создание информационных коммуникаций с партнерами;
- создание внутренней информационной среды для сотрудников компании.
Увеличение объема продаж и доли рынка. Реклама в Интернет - это огромный и постоянно увеличивающийся сегмент рекламного рынка. Важно понимать, насколько соответствует аудитория Интернета Вашей целевой аудитории. Сегодняшняя аудитория Интернета - это люди 20-45 лет (реже 45-60), с уровнем дохода около и выше среднего, а также молодые люди 14-20 лет. Это позволяет сделать вывод, что реклама товаров для молодежи (мобильные телефоны, спортивная одежда и аксессуары), а также товаров достаточно высокой стоимости для людей среднего возраста (автомобили, недвижимость, туристические услуги, рестораны и др.) найдет своего потребителя в Интернет. Необходимо иметь в виду, что аудитория Интернет увеличивается количественно и изменяется качественно, поэтому с каждым днем Интернет-реклама охватывает все новые сегменты рынка товаров и услуг.
Поддержка брэнд-менеджмента. очень важная сторона маркетинга, которая невозможна без применения средств Интернета. Все чаще первое знакомство компании с потенциальными клиентами происходит на страницах сайта. Гармоничное сочетание внутренней информационной структуры и внешнего вида сайта, безусловно, положительно влияют на восприятие Вашей фирмы посетителем. Качество информационной архитектуры, как правило, определяется довольно просто - насколько легко и быстро посетитель может найти нужную ему информацию. Неудачные попытки поиска вызывают сильное раздражение, что негативно отражается на восприятии брэнда фирмы.
В идеале должно быть сочетание выразительного дизайна и не менее удобной навигации по сайту. Однако это не всегда достижимо и не только из-за ограниченности в финансовых ресурсах. Кроме того, чрезмерно изысканный и эффектный дизайн будет подсознательно отвлекать внимание пользователя от его основной цели - поиска информации. Правда, если деятельность вашей фирмы связана с эстетическими ценностями, например, модная одежда, реклама и пр., то дизайн должен быть максимально выразительным, но без ущерба для информационной архитектуры.
Организация Интернет-магазина (электронная коммерция) - интересный вид бизнеса, но следует помнить, что основная масса российских покупателей еще не достаточно готова для активного использования таких магазинов. Пока широкое развитие получила продажа сравнительно недорогих и стандартных товаров - книг, компакт-дисков, мобильных телефонов, а также компьютеров и оргтехники. `Чистых` Интернет-магазинов, т.е. ведущих продажи исключительно через Интернет, не так уж много в российском сегменте всемирной сети. Как правило, крупные магазины или торговые сети размещают на сайтах каталоги и прайс-листы своей продукции, которые затем преобразуются в Интернет-магазины.
Создание информационных коммуникаций с потребителем - цель, для реализации которой создаются так называемые B2C системы. Для построения такой системы можно, во-первых, создать систему заказов услуг через Интернет, во-вторых, можно организовать на сайте фирмы форум (электронную конференцию), с помощью которой клиенты фирмы могут обмениваться друг с другом мнениями относительно предоставляемых фирмой товаров и услуг.
Информационные коммуникации с партнерами (системы B2B ) могут ограничиваться лишь обменом информацией по электронной почте. С другой стороны, Вы можете предоставлять Вашим партнерам доступ к базе данных компании посредством веб-сайта фирмы. Также можно использовать веб-сайт как информационный ресурс внутрикорпоративного применения, на котором сотрудники фирмы могут получать необходимую для своей деятельности информацию.
Конечно, перечисленные выше цели не исчерпывают весь спектр возможных применений интернет-ресурсов для развития бизнеса. Это лишь основные направления
После определения целей, реализации которых будет содействовать Интернет-представительство, можно приступать к работе над созданием веб-сайта. Реальная разработка сайта представляет собой последовательность следующих этапов:
1. Принятие решения о создании сайта.
2. Поиск исполнителя.
3. Постановка задачи, выработка и согласование технического задания.
4. Выбор архитектуры ПО.
5. Разработка эскизного проекта - одного или нескольких (2-3) вариантов.
6. Разработка рабочего проекта.
7. Заключительная доводка рабочего проекта.
8. Приемка проекта.
9. Переход к стадии рекламы и информационной поддержки.
Принятие решения о создании сайта (п.1) непосредственно связанно с осознанием компанией необходимости развития в направлении достижения определенных целей. Очевидно, что создание сайта потребует определенных материальных и временных ресурсов. Величина необходимых вложений зависит от целей и от исполнителей (разработчиков), которые будут создавать сайт. У многих руководителей зачастую складывается ошибочное мнение о том, что любой сайт можно сделать за 200-300 $, в некоторых случаях, в пределах 1000$. Эти предположения весьма далеки от реальности.
Поиск исполнителя - достаточно ответственный этап, от которого непосредственно зависит рациональность использования средств, выделенных на разработку сайта. Это ключевой этап разработки, т.к. проведение всех последующих этапов будет напрямую зависеть от выбранных Вами разработчиков. Здесь существует три варианта - крупная фирма, небольшая фирма и `гений-одиночка` (скорее всего, гений все-таки в кавычках, хотя бывают исключения). В таблице представлены основные характеристики этих вариантов, а также их преимущества и недостатки.
Сравнительные характеристики разработчиков сайтов в зависимости от размера организации.
Основной алгоритм выбора разработчика сайта следующий:
Если Вы знаете одиночного разработчика лично или он рекомендован Вам знакомым, на мнение которого можно положиться, и после разговора с ним вы еще раз убедились в его профессиональных и моральных качествах - можно попробовать сэкономить средства - такой разработчик будет стоить безусловно дешевле привлечения фирмы. Некоторые особенности работы одиночных разработчиков: программист и веб-дизайнер, в большинстве случаев, должны быть разными людьми (если специалист утверждает, что он с успехом делает и дизайн, и программную часть, скорее всего, он делает плохо и то, и другое). Исключение составляют простые статичные сайты, не предполагающие какой-либо обработки информации, например, запросов пользователя. Такие сайты состоят из одного дизайна и квалифицированный веб-дизайнер в данном случае может обойтись без помощи программиста.
Плюсом при выборе этого варианта должны быть цена разработки и гибкость договорных отношений, а именно - простое внесение изменений в первоначальное техническое задание. Минусом - высокая вероятность задержек выполнения, на которые, Вы, как правило, повлиять не можете.

Если вариант с одиночным разработчиком не подходит, следует перейти к выбору фирмы. Как правило, такая задача как разработка веб-сайта, весьма успешно решается небольшими веб-студиями (`малая` фирма, согласно классификации в табл.). Они работают достаточно быстро и их цены - весьма умеренны (хотя, аналогичный проект, заказанный у разработчика-одиночки будет стоить во много раз дешевле).
Крупную фирму стоит привлекать к работе в том случае, если Вашей компании необходимо комплексное системное решение, частью которой будет веб-сайт. В данном случае необходимо нанять в штат квалифицированного IТ-менеджера (с глубокими знаниями современных методов интеграции), который и будет решать задачу выбора поставщика решения.
Некоторые разработчики считают, что этапы постановки задачи и выработки технического задания на практике совпадают. Чтобы определиться в терминах, под постановкой задачи мы будем понимать обобщенную цель (сформулированную в 2-5 предложениях), которой должен руководствоваться разработчик при выполнении заказа. Постановку задачи должен делать заказчик, но на практике исполнитель всегда принимает активное участие на этой стадии проекта. Техническое задание (ТЗ) - это детальная регламентация результатов работы, включающая в себя как общие требования к сайту, так и требования к содержанию и дизайну отдельных страниц. ТЗ может быть описано кратко, а может представлять собой 100 и более страничную спецификацию. Крупная фирма может потребовать от своих заказчиков оформление ТЗ в определенном формате, что в итоге превращается в отдельный заказ за отдельную плату (стоимость ТЗ для веб-сайта - 100-500 у.е., в зависимости от объема и сложности).
Если отношения с исполнителем достаточно неформальные, можно облегчить разработку ТЗ, и заменить его поиском в Интернете сайта, аналогичного тому, который Вы хотели бы создать. Если профиль деятельности фирмы достаточно стандартен (например, туристическая фирма), то сегодня наверняка можно найти в Интернете пример для подражания.
Если найти удовлетворительный аналог сайта в Интернете не представляется возможным, то придется потратить время на разработку детального технического задания, содержание которого может быть следующим:
I. Описание общей иерархической структуры сайта. Как правило, она представляет собой двух- или трехуровневое дерево, первым уровнем (`корнем`) которого является главная, домашняя страница. Второй уровень - это разделы сайта, третий - соответствующие подразделы. Бывает, что `вложенность` разделов превышает три, но это скорее исключение - слишком `глубокие` сайты, как правило, трудны для понимания посетителей, а поиск нужной информации слишком усложняется.
II. Описание разделов сайта, которые не входят в основную иерархию, но могут быть вызваны из любой страницы сайта. К таким разделам относится поиск, регистрация и, если речь идет о магазине, корзина. Все они должны быть перечислены в ТЗ.
III. Детальное описание всех отличных друг от друга страниц - перечень информационных блоков, элементов управления и ссылок, присутствующих на странице. Конечно, трудно заранее полностью описать структуру еще не существующего сайта, но чем более детально это будет сделано на начальном этапе, тем меньше исправлений придется делать в дальнейшем.
IV. Должны быть определены требования и пожелания к дизайну сайта.
Типовая архитектура современного веб-сайта:
Кроме внешней структуры сайта, необходимо понимание внутренней структуры (архитектуры) программно-аппаратного комплекса. Типовая архитектура изображена на рисунке. Основной частью является веб-сервер, который и содержит сайт. Если сайт предоставляет доступ к базе данных, кроме программы web-сервера, необходим сервер баз данных. При запросе пользователя к базе данных, веб-сервер транслирует запрос к серверу баз данных, получает от него ответ и передает его, предварительно отформатировав в формате сайта, обратно пользователю. Связка веб-сервер плюс сервер БД представляет собой основной принцип работы современных Интернет-систем. Существуют также системы, которые содержат в себе интегрированные веб-сервер и сервер БД. К таким системам относятся Macromedia Coldfusion, IBM WebSphere, Lotus Domino, Microsoft Internet Informational Server. Преимуществом таких систем является, как правило, более надежная работа, а недостатком - высокая стоимость и функциональная избыточность.
При выборе программного обеспечения необходимо помнить, что мощная и дорогая система оправдана лишь для крупных компаний. Для мелких же лучше использовать простое и стандартное ПО, так как оно недорого и не требует обслуживания дорогостоящих специалистов.
После определения начальных условий, начинается процесс разработки. Через некоторое время представляется эскизный проект или, так называемая, `альфа-версия`. Очень важно на этом этапе тщательно проанализировать возможности сайта и ответить на вопрос - насколько рабочая версия после запуска будет независима от разработчиков, т.е. предоставляет ли система достаточную гибкость настроек для пользователя, т.к. очень неудобно, когда самые мелкие изменения в информационной структуре требуют привлечения фирмы-разработчика.
После работы над замечаниями `альфа-версии`, предоставляется `бета-версия` сайта, т.е. готовый продукт, требующий тестирования на предмет мелких ошибок. В странах с развитой IT-индустрией бета-тестирование веб-сайта, как правило, выполняется фирмой-разработчиком. У нас же, в небольших веб-студиях, роль тестера выполняет программист или непосредственно заказчик.
После того как сайт прошел тестирование и запущен в эксплуатацию, начинается стадия продвижения Интернет-ресурса. Сейчас уже не достаточно просто зарегистрировать сайт в основных поисковых системах и написать грамотную аннотацию для его страниц, чтобы его нашел пользователь. Если ограничиться только этим, то вероятнее всего пользователь так и не доберется до ссылки на сайт. Существует два способа `поднять` сайт в рейтингах, каталогах и поисковых системах, тем самым увеличив показатели его посещаемости и/или цитируемости.
Показатели посещаемости влияют на положение Вашего сайта в рейтинговых системах и делятся на две категории: `хиты` и `хосты` (или `уникальные посетители`), сосчитанные за определенный временной период (день, неделю, месяц, реже - год).
Предполагается, что каждый компьютер соответствует одному уникальному посетителю, хотя это верно лишь приближенно, поскольку за одним компьютером могут работать разные люди (или один человек может работать на нескольких компьютерах, чаще всего двух - в офисе и дома). Существуют способы идентификации разных пользователей, использующих один компьютер, однако они действуют лишь при разрешении со стороны этих пользователей.
Если сайт еще неизвестен в Интернете, существует два пути, по которым наиболее вероятно привлечение новых посетителей. Во-первых, по ссылке рекламного банера и, во-вторых, непосредственный набор адреса в строке броузера . Для того, чтобы правильно организовать банерную рекламу можно воспользоваться услугами агентства, специализирующегося на проведении рекламных мероприятий в Интернете. Прямой набор адреса сайта посетителем, еще не знакомым с Вашей фирмой и вашим сайтом возможен, если в качестве доменного имени (адреса в Интернете) вы выбрали ключевое слово вашего бизнеса. Например, для страховой компании - www.strahovanie.ru, для книжного Интернет-магазина - www.books.ru. Следует учитывать, что в большинстве случаев использование русского слова в латинской транслитерации более эффективно, чем использование английского эквивалента, т.е. www.strahovanie.ru лучше, чем www.insurance.ru и т.п. Исключением являются те фирмы, клиенты которых с большой вероятностью обладают хорошим знанием иностранного языка, например, международные транспортные компании.
Многие хорошие с точки зрения использования в бизнесе доменные имена уже заняты `киберсквоттерами` , которые захотят вам продать это имя. Следует с вниманием отнестись к такой возможности, потому что сравнительно невысокие разовые затраты на покупку имени могут потом с лихвой окупиться за счет эффективного привлечения клиентов.
Индекс цитируемости - это показатель, определяющий количество ссылок на сайт со страниц других сайтов в Интернете. Это один из важнейших показателей, по которому сортируют результаты поисковые системы, такие как Яндекс, Рамблер, Google, Yahoo, Alta-Vista. Как правило, высокий индекс цитируемости имеют сайты, длительно находящиеся на вершине рейтингов и широко известные в Интернете. По динамике посещаемости и цитируемости можно определить степень успешности проводимой рекламной компании.
После того как сайт создан и начато его продвижение, необходимо его постоянное обновление, т.е. осуществление постоянной информационной поддержки. Это основное условие того, что посетители, среди которых ваши потенциальные клиенты, будут посещать сайт постоянно.


1 Брэнд-менеджмент и рассмотренная ранее реклама в Интернете безусловно представляют собой тесно связанные стратегические направления и их успешная реализация невозможна без работы в обоих направлениях. В частности, брэнд-менеджмент подразумевает активное использование имиджевой рекламы.
2 B2C, Business-to-Client - класс информационных систем, ориентированных на поддержку связи фирмы с конечными пользователями.
3 B2B, Business-to-Business - класс информационных систем, ориентированных, в отличие B2C, на поддержку коммуникаций с партнерами по бизнесу.
4 Здесь уместно заметить, что веб-сайты могут размещаться как в Интернет, так и в интранет, т.е. внутренней корпоративной компьютерной сети. Во втором случае сотрудники фирмы получают доступ к информации на веб-сайте, в то время как доступ посторонних пользователей, например, из сети Интернет невозможен.
5 Согласно самой приблизительной оценке на 2005 год по Санкт-Петербургу (московские цены дороже приблизительно на 50%), можно утверждать, что минимальная стоимость простейшего сайта (т.н. сайт-"визитная карточка"), с выразительным дизайном в случае заказа у юридического лица составляет не менее 600$. Несложный динамический сайт - от 1000$, сложная информационная веб-система от 2000$ -50 000$.
6 Если Вы нашли сайт, который Вам очень понравился, то, возможно, стоит установить контакты с разработчиками этого сайта и обратиться к ним.
7 Слово "сервер" имеет два значения. Первое - это компьютер (аппаратное обеспечение, hardware), который обрабатывает запросы пользователей по сети. Второе - это программное обеспечение (software), которое запущено на компьютере-сервере для осуществления этой обработки. Поэтому, на одном компьютере-сервере может одновременно быть запущенно несколько программ-серверов, для обработки запросов разного типа.
8 "Хит" (от англ. hit) - это количество загрузок страницы, например, за день.
9 "Хост" (от англ host) - это количество обращавшихся к странице компьютеров за определенный временной период (день, неделя, месяц)
10 Банер - рекламный модуль на веб-странице
11 Броузер - программа для просмотра веб-сайта (например, Internet Explorer, Opera и др.)
12 Киберсквотеры выкупают определенные имена в Интернете и затем предлагают потенциальным покупателям приобрести их по завышенным ценам, другими словами, спекулируют доменными именами. Законолательства разных стран по разному относятся к киберсквоттерам.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия