Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Макунина Д. В.
старший преподаватель кафедры мировой экономики Международного банковского института
Сутырин С. Ф.
заведующий кафедрой мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

О том, что углекислый газ способен накапливаться в атмосфере и таким образом влиять на повышение температуры поверхности Земли, ученые узнали еще в XIX веке. С развитием науки и техники, увеличением потребления различных видов топлива уровень концентрации двуокиси углерода в атмосфере возрастал, однако до недавнего времени считалось, что его излишки поглощаются мировым океаном.
О проблемах экологии (и одной из основных форм ее проявления - глобальном потеплении климата) как мировых проблемах заговорили в 60-70-е годы ХХ века. Этот новый этап в развитии исследования природоохранной тематики был связан, в первую очередь, с работами Римского клуба, созданного в 1968 году. В 1972 году под руководством профессора Д. Медоуза был подготовлен доклад `Пределы роста` 1, вызвавший широкий резонанс, в том числе, благодаря выводу о жестких пределах хозяйственного развития и роста населения, в виду ограниченности природных ресурсов и возможностей биосферы поглощать и нейтрализовать загрязняющих отходов. Правда, в дальнейшем доклад был подвергнут серьезной критике, главным образом из-за недооценки возможностей технического прогресса.
В том же 1972 году в Стокгольме состоялась первая Всемирная конференция по окружающей среде и развитию, принявшая программу ООН по окружающей среде (UNEP), в которой были зафиксированы принципы решения экологических проблем первого поколения: загрязнения воды, атмосферы, истощения почвы. Программа ООН обусловила организацию масштабного международного сотрудничества по природоохранной проблематике. Для ее реализации в 1983 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН была образована Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд.
В 1987 году Комиссией была подготовлена `Программа устойчивого долговременного развития`, которая затем была опубликована под названием `Наше общее будущее` и обратившая внимание на необходимость разрешения противоречия между экономическим ростом и охраной окружающей среды.
В рамках UNEP осуществились глубокие исследования по вопросам изменения климата Земли. В 1988 г. с этой целью был создан Межправительственный комитет по климатическим изменениям - Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC).
В целях борьбы с вредными выбросами в атмосферу 22 марта 1985 года была подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, в 1987 году принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, в соответствии с которым на все страны возлагались обязательства по прекращению производства фреонов, как основных виновников разрушения этого слоя.
Летом 1992 года состоялась вторая Всемирная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, на которую прибыли правительственные делегации практически всех стран мира. Конференция приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, сформулировавшую важнейшие принципы охраны окружающей среды и экологического регулирования и получившую в связи с этим наименование `Экологический Кодекс человечества`2. Была принята также рамочная Конвенция ООН по изменению климата (вступившая в силу 21 марта 1994 года). Первоначально ее подписали 157 стран, а затем их число увеличилось до 175.
Рис. 1. Основные характеристики Конвенции 3

В 1995 году международная Мадридская конференция ООН официально признала основным источником глобального потепления неконтролируемый выброс в атмосферу продуктов переработки углеводородного топлива. Ежегодный мировой объем выбросов парниковых газов оценивается в 25,7 млрд. т эквивалента CO2. Более 25% этих выбросов приходится на США, около 25% - на страны ЕС, 14% выбрасывает в атмосферу Китай, более 7% - Россия 4.
Основным документом, объединяющим страны в борьбе с глобальным потеплением климата, является подписанный в 1997 году Киотский протокол, обязывающий индустриально развитые страны сократить эмиссию шести парниковых газов на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года, первоначально в период с 2008 по 2012 гг. Но для того, чтобы соглашение приобрело реальную силу, необходимо, чтобы его ратифицировали страны, суммарные выбросы которых составляют не менее 55% от общемирового их объема. Согласно положениям Киотского протокола страны, не выполняющие его условий, будут подвергаться крупным штрафам. Полученные средства будут направляться на реализацию экологических проектов в беднейших странах, не являющихся участниками соглашения 5.
Реализация Киотского протокола предполагает 6:
- совместное выполнение обязательств, страны могут заключать между собой соглашения о том, чтобы их выбросы считались суммарными;
- механизм `чистого` развития, предусматривающий совместные проекты развитых и развивающихся стран, экологические проекты, осуществленные в развивающихся странах, могут увеличивать квоту развитой страны;
- механизм совместного осуществления проектов - продажи `единицы сокращения эмиссии`. (Он особенно важен для России, в которой практически любой инновационно-технологический проект можно рассматривать как антиэмиссионно направленный);
- торговлю квотами (страна может продавать квоты на выброс углекислого газа, если ее выбросы ниже уровня установленного в протоколе).
Однако при реализации Киотского протокола позиции стран сильно разнятся. Так, члены Европейского союза в 1998 г. пытались повысить планку снижения выбросов до 15%. Россия выступала за введение дифференцированной системы снижения эмиссии и настаивала на общем уровне снижения, равном 3%. Япония настаивала на 5%-м снижении, США - на включении в текст итогового документа обязательств и для развивающихся стран, поскольку среди развивающихся есть страны, имеющие масштабный индустриальный сектор и являющиеся крупными загрязнителями (например, Индия и Китай), но по Киотскому протоколу, не имеющих никаких обязательств. Между тем по прогнозам специалистов, к 2030 году Китай станет мировым лидером по уровню выбросов. Сами же США начали заявлять, что для них ратификация Киотского протокола экономически невыгодна.
В 2001 году переговоры по Киотскому протоколу в Гааге фактически провалились. Дискуссия была перенесена на конференцию в Бонн, где удалось снять вопросы об ограничении в торговле квотами и о финансовых санкциях. Были сформированы фонды для помощи наименее развитым странам 7. Важным достижением стала активная работа бизнес-секции с участием таких ведущих мировых компаний, как Shell, Mitsubishi, DuPont, Gaz de France и других.
В 2002 году прошел саммит ООН в Йоханнесбурге, на котором не был обойден и вопрос о глобальном потеплении климата. Однако и здесь обнаружился конфликт между развитыми и развивающимися странами. Основой расхождений стало понимание `устойчивого развития`. При этом экологию развивающиеся страны третьего мира называли `игрушкой для богатых` и подчеркивали, что разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами увеличился в 2 раза 8. В 2002 году доход на душу населения в США был в 350 раз больше, чем в африканском Бурунди 9. Президент ЮАР Табо Мбеки назвал развитые страны `островами стабильности, окруженными морем бедности`, подчеркивая, что эти `острова стабильности` и должны бороться за экологию на планете. Страны же, где люди сотнями умирают от голода, вообще считают кощунством само обсуждение Киотского протокола. Необходимо простить долги развивающимся странам, открыть им доступ на рынки развитых стран, увеличить к ним приток инвестиций. Провал саммита в отношении проблем экологии усугубился тем, что для США, сегодня (после 11 сентября) устойчивое развитие - это, скорее, борьба с терроризмом, чем борьба за чистый воздух. США вышли из Киотского протокола, поставив под вопрос саму возможность его реализации. В Соединенных Штатах выбросы уже превышают установленную норму на 16% 10, и имеет место тенденция к их устойчивому росту (к `контрольному` 2012 году эта норма может составить 33%.)
Важной вехой в переговорах по Киотскому протоколу стала прошедшая в период с 29 сентября по 3 октября 2003 года в Москве Всемирная конференция по изменению климата. В ее рамках состоялся обмен опытом исследований в области глобальных изменений климата, прошел бизнес-форум по углеводородам, на котором обсуждались проблемы поиска наиболее эффективных механизмов правового и экономического регулирования выбросов парниковых газов.
Основными инициаторами реализации Киотского протокола являются страны Евросоюза. Но их обвиняют в попытке с помощью его механизмов изменить положение в международной торговле в свою пользу, поскольку промышленность Европы более экологична, чем в США. Соответственно утверждается, что ЕС пытается увеличить свои конкурентные преимущества, распространяя внутренние экологические стандарты на весь мир и приобретая, таким образом, дополнительный рычаг воздействия на конкурентов.
Действительно, `Экопром` - международный комплекс отраслей и производств, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды - возник и начал развиваться в Европе с 60-х годов. В целом обороты комплекса в мире оценивались в 2002 году в 800-900 млрд. долл 11. и более 50% этих оборотов приходилось на ЕС. Пытаясь решать проблему повышения конкурентоспособности своих товаров, Евросоюз добился снижения цен на электроэнергию и энергоносители. Однако по цене европейские товары остаются неконкурентоспособными, так как значительными компонентом в себестоимости европейских товаров являются затраты на `чистое производство`. Поэтому ЕС и борется за то, чтобы его стандарты стали общемировыми. В этом случае США придется тратиться либо на покупку квот, либо на установку экологического обрудования, что в итоге уравняет цены товаров США и ЕС.
По приблизительным подсчетам журанала The Economist для полного соблюдения требований Киотского протокола потребуется примерно 1% мирового ВВП. Большая часть затрат пришлась бы на США.
ЕС пытается жестко перекрывать любые пути снижения выбросов парниковых газов, лежащие вне его технологического контроля. Так, переход на ядерную энергию гарантирует снижение выбросов парниковых газов. На Боннской конференции ООН только сопротивление России и Канады не позволило исключить строительство АЭС из состава проектов, ведущих к сокращению выбросов.
Под давлением `зеленых` в законодательство практически всех европейских государств внесены положения об огромных налогах на `грязное` производство, что заставляет компании инвестировать в новые `экологичные` технологии. Европа выглядит очень `зеленой` по сравнению со всем остальным миром. В США же потребление нефтепродуктов на одного человека в 2 раза выше, чем в 15 странах ЕС 12.
Для ЕС Киотский протокол - это и возможность регулирования международной торговли ссылками на неиспользование рекомендуемых технологий.
Что касается России, то ее позиция относительно ратификации Киотского протокола до сих пор была неоднозначной. С одной стороны, по расчетам Института энергетических исследований РАН, уровень эмиссии CO2 1990 года не будет достигнут вплоть до 2020. При удвоении ВВП за 10 лет этот уровень может быть достигнут только в период между 2020 и 2025 годам 13.
С другой стороны, Россия занимает 3 место в мире по уровню выбросов, и первое - по их сокращению 14. Большинство отечественных и зарубежных экспертов поэтому говорят, что обязательства России по протоколу Киото уже выполнены - из-за резкого снижения производственной активности в стране: в 1998 г. выбросы составляли лишь 70% от уровня 1990 г. Они, по прогнозам Минэкономразвития, не поднимутся выше уровня 96% к `контрольному` году.
По мнению же А. Илларионова и Н. Пивоваровой, Россия, вынуждена будет покупать, а не продавать квоты на выбросы 15.
Международный спрос на квоты только в 2008 - 2012 гг. приблизительно оценивается в 10 - 15 млрд. тонн. Крупными покупателями могут стать Япония, Канада, возможно, и страны ЕС. По расчетам Минэкономразвития, к 2008 году Россия может довести объем сделок на этом рынке до 15 - 23 млрд. долл. Вместе с тем, акцент нужно делать на инвестиционных проектах, в которых может быть использован экономический механизм Киотского протокола. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель таких российских проектов, в том числе по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энергоэффективности производств. Существует российско-японская программа сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК. Проект в 2 млрд. долл. Япония готова финансировать, но при государственных гарантиях, в частности при гарантии передачи той квоты на выброс, которая будет определена в результате совместных проектов по модернизации российских предприятий.
Россия ратифицировала Киотский протокол 22 октября 2004 года и после выхода из протокола США, у нее появился дополнительный рычаг воздействия и на страны Европы. Россия могла бы воспользоваться этим в переговорах о внешней задолженности - по схеме `долги за природу`, уже опробованной в Польше, использовать квоты для обеспечения внешних кредитных линий. Можно создавать фонды для привлечения средств на экологические проекты. Эта идея лежит в основе `зеленой схемы`, разработанной Минэкономразвития РФ. Можно привлекать европейские инвестиции в рамках проектов совместной модернизации производственных мощностей, освоения новых видов продукции, при условии безвозмездной технической помощи на создание общенациональной системы мониторинга эмиссии парниковых газов. Выгоды от подписания Киотского протокола теперь зависят от самой России, ее поведения на рынке квот на загрязнение, от реализации проектов по модернизации российских предприятий. Немаловажным при этом является и тот факт, что будет осуществляться международный контроль за целевым использованием средств.
Критика Киотского протокола как инструмента международного экологического регулирования тем не менее продолжается. Многие эксперты ставят под сомнение исходную посылку Киотского протокола о глобальном потеплении. Совершенно очевидны определенные `пробелы` в оценке изменений температуры за последние 150-200 лет. Вообще сравнение данных за большой промежуток времени может быть не вполне корректен, так как приборы, скажем, в XIX веке не обладали такой точностью, как современные. К тому же в XIX веке метеорологические станции располагались в крупных городах, где температура выше температуры `окружающей местности`. В научном сообществе нет единства мнений не только о причинах глобального потепления, но и о том, будет ли это потепление вообще.
Указывается, что даже если глобальное потепление и происходит, то вклад антропогенного фактора минимален. Численному моделированию изменений климата, - отмечает академик К. Кондратьев, - придается чрезмерное значение. На самом деле мы до сих пор слишком многого не понимаем в климатических процессах и едва ли вправе делать сколько-нибудь серьезные прогнозы на сотню лет вперед` 16. Многие ученые полагают, что для того, чтобы потепление замедлилось, нужно в ближайшее же время сократить выбросы парниковых газов на 60%, что, безусловно, нереально 17.
Последствия принятия Киотского протокола можно будет в полной мере оценить только тогда, когда заработают все заложенные в него механизмы. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что его реализация позволит самым богатым странам снизить выбросы диоксида углерода в атмосферу и помочь через `зеленые инвестиции` бедным странам перестроить промышленность на `экологический лад`.


1 Meadows D. The limits to growth. A Report for the Club of Rome`s project on the predicament of mankind. New York, 1972
2 Декларация Рио-де-Жанейро // Зеленый мир. 1993 - ?3.
3 www.un.org. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (текст Конвенции).
4 Башмаков И. Сколько стоит смягчение антропогенного воздействия на изменение климата?// Вопросы экономики. - 2003. - N 1.
5 www.unfccc.int
6 www.climatechange.ru
7 Первоначально предполагалось, что среди стран-доноров будет и Россия. Ее взнос должен был составлять примерно 170 млн. долларов в год. В итоге переговоров наша страна смогла убедить партнеров, что подобное бремя с учетом нынешнего состояния российской экономики является чрезмерным.
8 Рогинко С. Спасение мира, эпизод 2. Йоханнесбург //Эксперт. - 2002. - N 32.
9 Там же.
10 Власова О., Оганесян Т. Большие зеленые деньги //Эксперт. - 2003. - N 37.
11 Рогинко С. Европа и ее "зеленые" интересы//Эксперт, 2002, N 10.
12 Власова О., Оганесян Т. Большие зеленые деньги //Эксперт. - 2003. - N 37.
13 Макаров А.А. Выбросы СО2 в России от сжигания органического топлива. - М., 2004.
14 Башмаков И. Сколько стоит смягчение антропогенного воздействия на изменение климата? //Вопросы экономики. - 2003. - N 1.
15 Илларионов А., Пивоварова Н. Экономические последствия ратификации Российской Федерацией Киотского протокола // Вопросы экономики. - 2004. - N 11.
16 Власова О., Оганесян Т. Большие зеленые деньги.// Эксперт, 2003, N 37.
17 Там же.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия