Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор

Камолов С. А.
главный специалист Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан,
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Одной из главных задач перехода к рыночной экономике является создание свободной конкурентной среды и предотвращение возникновения любого вида монополии. Конкурентная среда способствует снижению цен, повышению уровня производства, улучшению качества товаров и услуг. Ее создание невозможно без участия частного сектора, малого и среднего бизнеса. Опыт большинства развитых и развивающихся стран показывает, что частные фирмы играют непосредственную роль в сокращении бедности и создании новых рабочих мест, служат источником инноваций, ноу-хау и новых технологий.
Таджикистан сделал ощутимый рывок в переходе к рынку, создав частный сектор. Однако, из-за ряда преград он все еще не очень активен, еще только должен стать независимым сектором. Большинство частных фирм сосредоточены скорее на определении арбитражных возможностей, чем на деятельности по устройству страны. Частный сектор в Таджикистане представляет собой большое количество `торговцев` и в меньшей степени подлинных предпринимателей.
Необходимо предпринять срочные меры по развитию всех видов предпринимательства и сделать этот сектор более активным и устойчивым.
Наличие благоприятных условий для деятельности частного сектора влияет на увеличение производства товаров и услуг и его доли в ВВП страны. В развитых странах доля частного сектора в ВВП составляет более 80%.
К сожалению, нет единых данных о доли частного сектора в ВВП Таджикистана. По оценке Европейского банка реконструкции и развития, доля частного сектора в 2002 - 2003 г.г. составляла 50% ВВП - была меньше, чем в соседних странах - Казахстане и Киргизстане (см. таблицу 1)1. По другим источникам, в 2004 г. доля частного сектора в ВВП Таджикистана составила 39,8% 2
Таблица 1
Изменение доли частного сектора в ВВП в странах Центральной Азии, %
Источник: по данным Европейского банка реконструкции и развития
Значительная часть рабочей силы в большинстве развитых и развивающихся стран сосредоточена в частном секторе. В Китае, где проживает более 20% населения мира, в 2002 г. на негосударственный сектор приходилось 90% всех занятых. Частные предприятия увеличивали рабочие места средним темпом в 19%, тогда как общенациональные темпы роста составляли 1,2 %. В Китае существует более 8 млн малых и средних предприятий. Это 99% общего числа предприятий и 60% промышленного производства. На долю малых и средних предприятий приходится 60% всех продаж, 57% прибылей, около 40% налоговых доходов и более чем 60% всего экспорта 3.
В Таджикистане, согласно данным ЕБРР, в 2003 г. в частном секторе было занято 65% населения4.
Необходимо отметить, что законодательная база формирования частного сектора и его деятельности в Таджикистане регулируются в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и др. законов, принятых парламентом, включая законы `О приватизации и государственном имуществе` (1991), `О предпринимательской деятельности в Таджикистане` (1991), ` О государственной охране и поддержке предпринимательства`, `Об иностранных инвестициях` (1992), `О совместных предприятиях` (1992), ` О дехканских фермерских хозяйствах` (2002) и др. Например, статья 12 Конституции гласит: `Основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности.
Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной`
Особенно, внедрение закона `О приватизации государственного имущества` дополнения и изменения в который ввели в 1997г. был значительным шагом в создании частного сектора в Таджикистане. В результате чего приватизация малых предприятий почти завершена, а приватизация средних и крупных предприятий продолжается.
В ноябре 2003г. государство приняло новую приватизационную стратегию на 2003-2007 гг., согласно которой государственные предприятия, за исключением некоторых должны быть либо приватизированы, реструктурированы (если прямая приватизация не приемлема) или ликвидированы. Три группы предприятий выделены. Кампании первой группы (422 малых предприятий) будут приватизированы путем аукционов. Вторая группа (104 средних предприятий) будут распроданы через конкурса - тендера. Третья группа из 37 крупных и стратегических предприятий - к ним подход будет индивидуальный в соответствии с особой программой приватизации и реструктуризации, выработанной для каждой.
Как показывает опыт некоторых переходных экономик во многих случаях обеспечение благоприятных условий и возможностей для создания и развития новых предприятий очень эффективно. Особенно в настоящее время, когда большинство предприятий старо-советского типа со своим, абсолютно устаревшим оборудованием, сталкивается с трудностями в производстве конкурентоспособных продуктов для внутреннего и внешнего рынков, очень важно создавать все необходимые условия для любых типов предпринимательства, в частности, малых и средних предприятий, привлекая иностранные инвестиции и современные технологии.
В начале 2003г. из общего числа приватизированных предприятий страны 164 были крупными предприятиями, 485 средними и 10052 малыми. Однако, период 1995-98 г.г. кажется стал наиболее благоприятным для развития частных предприятий в Таджикистане, так как в течение этого времени действовало самое большое число малых частных предприятий (см таблицу 2). Например, общее число малых частных предприятий в 1996г. было 3084, но из-за различных факторов оно сократилось до 2015 в 2002 и до 1322 в 2003г. Структура малых предприятий указывает на то, что большинство из них сконцентрированы в сфере услуг и лишь незначительный их процент занят в сфере производства. Согласно таблице 2 более чем одна треть (37,5%) малых предприятий в 2003 г. были заняты в сфере торговли и обслуживания.
Таблица 2
Отраслевая структура малых предприятий в Таджикистане в 1996 - 2003 гг.
Источник: по данным государственной статистики Таджикистана
Укрепление частного сектора в Таджикистане невозможно без активного развития сельскохозяйственной деятельности, которая может дать 15-20% экспортных доходов м которой занято примерно две трети активной рабочей силы в республике.
Процесс земельных реформ до середины 1998 г. был относительно медленным, но стал буквально взрывным после серии президентских указов, подтверждающих права фермеров на наследование и передачу земельной доли и права на пользование землей в течении 99 лет. Государство начало расформирование колхозов и совхозов, превращая их в дехканские (фермерские) хозяйства. Членам бывших колхозов и совхозов выдавались сертификаты на выделенные им земли (на право землепользования), что способствовало развитию частных дехканских ферм. Теперь каждая такая ферма обладает этим сертификатом. В Таджикистане было более 600 колхозов и совхозов различных размеров. В результате реформы возникло около 16.433 частных дехканских хозяйств (в 2003г). Общая доля возделываемых земель в частном секторе составила 240 тыс. гектаров.
Таблица 3
Развитие дехканских (фермерских) хозяйств в Таджикистане в 1992-2003гг.
Источник: по данным государственной статистики Таджикистана
Исследования показывают, что уровень производительности в дехканских хозяйствах в 1,6 - 2 раза выше, чем в государственных сельскохозяйственных предприятиях (особенно в хлопководство). При оказании государственной поддержки в вопросах финансирования, приобретения качественных семян и удобрений, улучшения систем ирригации и дренажа их производительность может еще больше повыситься.
Несмотря на успехи в осуществлении экономической реформы, Таджикистан, однако, сталкивается с вызовами на пути прогресса, которые тесно связаны с решением проблем фундаментального развития с учетом специфики переходного периода. К ним относится, прежде всего, слаборазвитая и неблагоприятная для бизнеса налоговая система. Хотя недавно принятый Налоговый Кодекс имеет ряд позитивных положений (например, уменьшен налог на прибыль с 30% до 25%), все же некоторые налоги еще очень высоки. Система налогообложения не способствует развитию предпринимательства. Большинство предпринимателей предпочитают избегать уплаты налогов, скрывая доходы, осуществляя бартерные сделки и др. путями. Это увеличивает объемы теневой экономики (по официальным данным - 25% ВВП). Неэффективность налоговой системы проявляется в структуре доходов государственного бюджета: доля прямых и косвенных налогов составляет 10,2% и 80% соответственно. В развитых же странах большая часть бюджетных доходов образуется за счет прямых налогов.
Слабо развиты банковский сектор и финансовый сервис. Банковский сектор не способен обслужить финансовые нужды частых отечественных предприятий, особенно малых и средних. Банковские депозиты составляют лишь 4% ВВП. Большая часть долга по этому сектору связана с иностранными займами. Внутренний долг составляет 18.6% ВВП. Многие банки все еще работают в качестве `карманных банков` отдельных отраслей экономики, ограничивая масштабы конкуренции и затрудняя привлечение иностранных инвестиций в частный сектор5. Процентная ставка очень высока (от 24 до 36%). Коммерческие банки предоставляют главным образом краткосрочные кредиты (на 3-6 месяцев), которые недостаточны для выполнения обязательств по долгосрочным кредитам. На 1 января 2005г. в общей сумме кредитов, выданных банками, доля краткосрочных и долгосрочных (в национальной валюте) составляла 32% и 9.8% соответственно, а в иностранной валюте - 55.9%, и 2.3%6.
Несовершенно управление и широко распространена коррупция. По отчету Всемирного Банка в 2005 г. почти 80% старших менеджеров в Таджикистане при опросе подтвердили, что вынуждены были давать взятки, чтобы сохранить контракты или получать лицензии, а 48% выразили недоверие судам, рассматривающим дела по имущественным правам и признавали общую слабость юридической системы в стране 7.
С этим связаны, во-первых, плохой инвестиционный климат, беспокойство предпринимателей в виду государственных проверок, которые затрудняют инвестирование, и увеличивают рост теневой стороны. Во-вторых, коррупция практически подрывает нормальное функционирование административной системы, а в сфере образования и здравоохранения, в социальной сфере усиливает бедность и тормозит развитие. Наконец, недостаточная прозрачность при приватизации государственных активов усиливает неравенство и увеличивает власть элиты.
В сельском хозяйстве, например, для получения сертификата на землепользование и создание частной фирмы требуется от 30 до142 дней и приходится тратить 300-700 долл. США, хотя государственная цена такого сертификата 6 долл. 8 К тому же во многих случаях цены на топливо и горюче-смазочные материалы, удобрения, оборудование и т.д. по крайней мере в 2-3 раза выше, чем цены на другие товары. В результате общий долг фермерских хозяйств Таджикистана в 2003г. достиг 258 млн. долл. и был равен почти 16% ВВП 9.
Для ускорения развития частного сектора в Таджикистане могут быть полезными следующие рекомендации.
1. Усилия государства по реализации крупных проектов в Таджикистане (строительство гидроэлектростанций, дорог и т.п.) не должны отвлекать внимание от развития частного сектора, особенно, малых и средних предприятий. Необходима активная государственная поддержка предпринимательства, в частности, за счет создания Государственного фонда поддержки предпринимательства, о котором и упоминается в Законе Республики Таджикистан `О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан`, в `Программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2002-2005гг.`, в постановлении Правительства Таджикистана `О концепции развития предпринимательства в Таджикистане на период до 2015 года.`. Фонд должен совершенствовать практику использования финансирования государственных программ поддержки и проектов, нацеленных на развитие частного сектора и инфраструктуры бизнеса (бизнес-инкубаторов, трейнинг центров, лизинговых кампаний и т.п.).
2. Необходимо создание финансовой системы, способной обслуживать финансовые нужды частных предприятий, особенно малых и средних, улучшать функционирование финансовых институтов, укреплять доверие к банкам, обеспечивать привлечение дополнительных депозитов, конкурентного доступа к финансам отечественных предприятий. Эта необходимость предполагает дополнительные капвложения в финансовый сектор, создание новых банков, привлечение иностранных банков, повышение кредитных квалификаций существующих банков, развитие `микро-финансирующих` институтов в сельской местности.
3. Частный сектор в настоящее время в большей степени состоит из `ферм по стилю жизни`, чем настоящих предпринимательских институтов. Вызовом времени поэтому является подготовка класса подлинных предпринимателей. Институты, которые способствуют развитию предпринимательской деятельности должны быть поддержаны. В частности, это касается банков, в том числе почтовых.
4. Таджикистан начал на законодательной основе решать проблемы коррупции. Принят Указ Президента о дополнительных мерах по усилению борьбы против экономических преступлений и коррупции, Закон о борьбе против коррупции, приняты соответствующие статьи в Криминальном Кодексе, Законе о Государственной службе, создан Антикоррупционный департамент в системе Генеральной Прокуратуры и т.д. Однако, необходима общенациональная стратегия противодействия коррупции. Ее еще только предстоит разработать.
5. Для укрепления частного сектора в Таджикистане весьма актуально упрощение налогового администрирования, сокращение налогового бремени, ограничение прямого государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, создание среды, стимулирующей развитие частного сектора, устранение неправомерной практики регистрации, лицензирования и инспектирования, ограничивающих предпринимательскую активность.


Литература

1. IMF Country report # 04|280-republic of Tajikistan: Poverty Reduction Paper Progress Report. August 2004. - p. 15.
2. Информационный бюллетень по продовольственной безопасности и бедности Республики Таджикистан. - Душанбе. - 2005. - N 1. - С.98.
3. Asian Development Bank (ADB), Private Sector Assessment: People`s Republic of China. November 2003. - p 1-8.
4. EBRD (2003), Strategy for Tajikistan, p 17.
5. См: Комилов С.Дж. Забиров Н.Х. Предпринимательство: вопросы развития и государственного регулирования. - Душанбе, 2004.
6. Социально-экономическое положение в Таджикистане, январь, 2005: Статсборник. - Душанбе, 2005.
7. World Bank. World Development Report 2005, p.286.
8. Продовольственная безопасность Республики Таджикистан: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Душанбе, 2005. -С 41.
9. The Economist Intelligence Unit (2004), Country Profile 2004: Tajikistan, London, p.27.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия