Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Рыбаков Ф. Ф.
заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ


ЭКОНОМИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ ЕС

1 мая 2004 г. в ЕС вошли 10 новых государств, которые по уровню экономического развития значительно уступают старым членам ЕС. По ориентирам макроэкономического развития эта десятка также очень неоднородна (неолиберализм Балтии и социальная ори-ентация Вишеградской четверки - Венгрии, Польши, Словакии и Чехии). Объемы экс-портно-импортных операций Санкт-Петербурга с этими странами крайне низки (табл. 1). Так, например, экспорт товаров в Индию в 2003 г. составил 788,9 млн. долл., а в Латвию, Литву и Эстонию соответственно 19,7; 20,7; 67,6 млн.долл. Явно выраженной тенденции к росту пока не наблюдается.
Таблица 1
Доля экспорта и импорта товаров некоторых стран - новых членов ЕС (%)*
*Рассчитано по: Санкт-Петербург. Статистический ежегодник. СПб, 2004. С. 251-252.
После распада СССР Россия не стала ориентиром и притягательной силой для бывшей Прибалтики. Президенты Эстонии и Литвы демонстративно проигнорировали приглашения Президента России посетить Москву в связи с празднованием 60-летия победы над фашизмом. Затем парламент Латвии вновь предъявил России территориальные претензии на Пыталовский район в Псковской области. Последний пример - инцидент с российским летчиком самолета СУ-27, разбившимся в Литве. Правда, представительство МИД РФ в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях не считает это системным кризисом. По данным Северо-Западного таможенного управления экспорт продукции машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга в 2004 г. составил в Эстонию 7852 тыс. долл. (Это менее 2% от экспорта машиностроения петербургских предприятий в Индию и 17% от поставок в Финляндию).
Перспективы в области торгово-экономических отношений новых членов ЕС и Санкт-Петербурга невозможно представить без анализа основных тенденций, которые обозначились в последние годы.
Во-первых, промышленность города, несмотря на общую положительную динамику, развивается неритмично и непредсказуемо. Взлеты сопровождаются спадами (табл. 2).
Таблица 2
Динамика промышленного производства (в % к предыдущему году)*
*Составлено по данным Петербургского комитета по статистике.
Даже небольшие хитрости `Петростата` (за точку отсчета берется 1995 г., а не 1990 г. или 1985 г.), не скрывают этой тенденции. Машиностроение и металлообработка, например, имели более низкие темпы роста по сравнению с предыдущими годами в 1998, 1999, 2001 гг. По данным КЭРППиТ прирост промышленного производства в 2000 г. составил 26,4%; в 2001 г. - лишь 0,2%; в 2002 г. - 31,4%; в 2003 г. - 5,8%; в 2004 г. - 14,1% (табл. 2). Промышленность города - это 24,8% ВРП (2003 г.). В Северо-Западном федеральном округе доля промышленности ниже только в Псковской области (18,5%).
В структуре городской экономики 2003 года - 35% составляют товары, 59% - услуги и 6% - чистые налоги на продукцию. В то же время промышленность дает треть налоговых поступлений в городской бюджет.
В 2004 г. объем промышленной продукции Санкт-Петербурга составил 341,8 млрд. руб. (12 млрд. долл.), а доходы бюджета города - 93,3 млрд. руб. (3,4 млрд. долл.).
Санкт-Петербург - это 2,97% промышленной продукции России в 2002 г. (в 2000 г. - 2,6%). Однако доля населения города в общероссийской численности составляет 3,2%. Следовательно, оставаясь крупнейшим промышленным центром России, Санкт-Петербург все больше и прочнее лидирует в сфере производства услуг. Однако доля товаров в ВРП по СЗФО перестала сокращаться. За период с 2000 по 2004 гг. принципиальных изменений не произошло (табл. 3).
Таблица 3
Структура ВРП Санкт-Петербурга (%)*
*Источник: Санкт-Петербург в 2003 г. Официальное издание. СПб, 2004. С.142; `Экономика и время`. 2005, N 21. С. 10.
Во-вторых, за последние полтора десятилетия принципиально изменилась структура экономики Санкт-Петербурга. Структурные сдвиги коснулись, прежде всего, промышленности. Доля электроэнергетики, например, возросла с 1,9% в 1985 г. до 12,9% в 2003 г. (в 7 раз). Удельный вес пищевой промышленности увеличился с 14% в 1985 г. до 30% в 2003 г., то есть более чем в 2 раза. Доля `пищевки` в последние 3-4 года колебалась на уровне 30-35%. Набирает обороты металлургия (с 2,4% до 7,0% за соответствующие годы). Это отрасли-лидеры. Аутсайдеры, как известно, легкая промышленность, химическая и нефтехимическая. Анализ динамики экономических процессов за последние 15 лет представлен в таблице 4.
Таблица 4
Удельный вес продукции отдельных отраслей промышленности Санкт-Петербурга (в %)*
*Источник: Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области в одиннадцатой пятилетке. Л., 1986. С. 50-52; Санкт-Петербург в 2003 г. Официальное издание. СПб, 2004. С.156.

**Данные за 1990 г.
В рамках этого периода наблюдались и взлеты, и спады. Например, в 2002 г. доля пищевой промышленности превышала долю машиностроения (35,0% и 32,9%). В 2000 г. удельный вес этих отраслей был равным (34,9% и 34,8%). В 2003 г. машиностроение опередило пищевую промышленность (35,3% и 30,0%). Буквально в последние годы сложилась благоприятная ценовая конъюнктура в металлургии. В 2004 г. доля металлургии (по крупным и средним предприятиям) возросла с 7,0 до 10,6%. Выработка в этой отрасли значительно выше средней по промышленности (103,6 и 34,8 тыс.долл. США). Таким образом, в настоящее время четыре отрасли: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и металлургия производят, по данным КЭРППиТ более 86% промышленной продукции. Однако состав отрасли машиностроения неоднороден. Одни предприятия производят сверхточную наукоемкую продукцию, другие варят двери и ограды. В статистических сборниках они идут `одной строчкой`. Машиностроение - комплексная отрасль. В советский период она включала 58 отраслей (относящихся к различным министерствам гражданского машиностроения и ВПК). За 2004 г. высокие темпы роста имело судостроение, дорожное, коммунальное, а также железнодорожное машиностроение. В первом полугодии 2005 г. значительно увеличился выпуск вагоностроительных, энергомашиностроительных и электромашиностроительных предприятий.
В то же время по данным Фонда поддержки промышленности закрыты `Русский дизель`, ЛПСО им. Свердлова, завод `Вулкан`. Остановлено производство на Северном заводе, ОАО `Россия`, заводе им. Козицкого и ряде других.
Таблица 5
Степень износа основных фондов промышленных предприятий Санкт-Петербурга*
*Источник: Санкт-Петербург в 2003 г. Официальное издание. СПб, 2004. С.166.
В-третьих, в промышленности города очень высока степень износа основных фондов (табл. 5), что представляет определенную перманентную угрозу, в частности из-за неоднократных аварий на предприятиях в течение 2003-2004 гг. Согласно данным Фонда поддержки промышленности на большинстве предприятий расходы на научную подготовку производства (НИОКР) сведены к минимуму, а на некоторых они вообще отсутствуют.
По этим же данным на обновление основных фондов направляется средств менее 1% от объема реализации. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что в настоящее время на предприятиях не закладывается солидная база для технологического обновления оборудования в ближайшей перспективе. К этому следует добавить неравномерную загруженность оборудования, а на отдельных предприятиях и недопустимо низкую. По опубликованным данным в 2000 г. было произведено паровых турбин суммарной мощностью 1106 тыс. кВт; в 2001 г. - 90 тыс. кВт; в 2002 г. - 2645 тыс. кВт; в 2003 г. - 1357 тыс. кВт. Металлорежущих станков в 2002 г. произвели 146 шт.; в 2003 г. - 85 шт.
В-четвертых, обновление производственного аппарата и реконструкция требуют больших инвестиций. Повышение инвестиционной активности - та проблема, о которой говорят все. По итогам 2004 г. руководство города обращало внимание на существенное влияние эффекта высокой базы юбилейного для Санкт-Петербурга 2003 года. Но по данным `Петростата` индексы инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году) составляли: в 2000 г. - 80; в 2001 г. - 119; в 2002 г. - 126 и в 2003 г. - 111. В Пояснительной записке к Прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005 г. и на период до 2007 г. прямо указано, что по итогам 2003 г. произошел некоторый спад темпов роста инвестиционной деятельности.
По итогам января-ноября 2004 г. объем инвестиций в основной капитал составил 91,1% от аналогичного периода 2003 г. За 5 месяцев 2005 г., как следует из сообщения `Петростата`, инвестиции в основной капитал составили 118,5% от аналогичного периода 2004 г.
По данным Фонда поддержки промышленности в 2003 г. привлечено инвестиций в основной капитал по всем отраслям 91,5 млрд. руб. В том числе: в промышленность (крупные и средние предприятия) - 16,8 млрд. руб., более половины из которых составляют инвестиции в пищевую отрасль -8,5 млрд. руб.; 3,3 млрд. руб. - в машиностроение; 1,9 млрд. руб.- в металлургию; 1,8 млрд. руб. - в энергетику (табл. 6). Цифры свидетельствуют о подавляющем превосходстве пищевой промышленности, неуклонном наращивании инвестиций в машиностроении, значительном скачке в металлургии.
По сообщениям `Петростата` в 2004 г. введены новые мощности корпусообрабатывающего цеха на `Балтийском заводе`; I и II пусковые комплексы на `Петербургском нефтяном терминале`, производственные здания на `Вене` и ряд других объектов.
Таблица 6
Инвестиции в основной капитал по некоторым отраслям промышленности
(млрд.руб.)*
*Источник: По данным Фонда поддержки промышленности.
Общий уровень иностранных инвестиций недостаточен (2001 г. - 1175 млн. долл.; 2002 г. - 881 млн. долл.; 2003 г. - 696 млн. долл.; январь-сентябрь 2004 г. - 651,4 млн. долл. Характерно и то, что прямые инвестиции составили в 2003 г. всего 70 млн. долл. (10,5%), торговые кредиты - 234 млн. долл., а прочие кредиты - 355 млн. долл.
В-пятых, за последнее десятилетие резко возросла роль города как морского порта. Петербургский морской порт - крупнейший на Балтике. В 2004 г. стивидорными компаниями переработано 51,2 млн. т экспортно-импортных грузов (в 2000 г. - 32,1 млн.т; в 2001 г. - 36,9 млн.т; в 2002 г. - 41,3 млн.т и в 2003 г. - 42,0 млн.т). Темпы роста грузооборота северо-западных портов России: Мурманска, Высоцка, Витино, Приморска, Петербурга, Усть-Луги, Архангельска, Кандалакши впечатляют. В 2004 г. грузооборот достиг 103,9 млн.т, что в 6,6 раза больше, чем в 1990 г., при этом доля Петербургского порта составляет половину. Однако проблем здесь предостаточно: платежи, сборы и иные взимаемые суммы делают прохождение грузов через Петербург менее выгодным, чем через Клайпеду.
Санкт-Петербург - крупнейший мультимодальный транспортный центр России. А это значит, что речь идет не только о собственно транспорте, но и информационном, страховом и телекоммуникационном сопровождении грузов и пассажиров. Оптимизация погрузо-разгрузочных работ, широкое предоставление сервисных услуг, организация перевозок логистическими центрами по принципу `от двери к двери` - ключевые направления развития транспорта.
Шестое. Будущее экономики города - в повышении ее конкурентоспособности. У Майкла Портера, крупнейшего специалиста в области международной конкуренции, приведена интересная схема развития конкурентоспособности, включающая четыре стадии: факторов, инвестиций, нововведений, богатства. Пока и Россия, и Санкт-Петербург находятся на стадии факторов. Разумеется, в целом по России это проявляется более рельефно, нежели в Петербурге. Россия прочно `сидит на нефтяной игле`, получая от экспорта углеводородного сырья огромные средства. Петербург обладает бесспорными конкурентными преимуществами не только в традиционных для экономики города отраслях промышленности (судостроении, энергомашиностроении), но и в сферах культуры, туризма, образования, науки. Все это необходимо учитывать, анализируя последствия расширения ЕС для экономики города. Разумеется, наработанные в советский период связи по производственной и иной кооперации, утраченные после развала СССР, вряд ли восстановятся. `Икарусы` из Венгрии уже не появятся на улицах Петербурга в таком количестве как два десятилетия назад. Налажены другие связи. Господство пригородных электропоездов из Риги также маловероятно на наших железных дорогах. Но новые страны ЕС будут вовлечены в единое европейское экономическое пространство. Следовательно, `правила игры` будут едиными для всех 25 стран, включая Балтию и бывшие страны СЭВ. Россия будет строить отношения уже не на основе двусторонних отношений, а с учетом этих общих правил, единых для всех членов ЕС. Нельзя забывать и то, что ЕС наиболее вероятный потенциальный инвестор, а Россия в свою очередь после расширения ЕС может инвестировать в экономику Балтии и других стран.
Отношения с ЕС - объективная реальность, где политические расхождения и жесткая конкуренция сочетаются с программами сотрудничества. Санкт-Петербург может и должен выходить на новые рынки, в числе которых страны-члены ЕС.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия