Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Богомолова Е. С.
заведующий кафедрой экономики и управления туризмом
и гостиничным хозяйством,
Майкопского государственного технологического института,
кандидат экономических наук


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АДЫГЕИ)

Осознавая необходимость дальнейшего улучшения регионального туристско-рекреационного комплекса следует уточнить, что основная цель его развития может быть определена как формирование конкурентоспособной туристстко-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации региона. Указанная отрасль обеспечивает растущий спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах. Ее функционирование вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части республиканских и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Немаловажную роль при этом оказывает система управления процессами оказания услуг туристско-рекреационного комплекса (ТРК), регулирующая методы и функции данной системы, субъектно-объектные отношения комплекса, связи между обслуживающими и информационными технологиями. Данные технологии, обладая высокой способностью к трансформации, позволяют эффективно координировать динамические ситуации, свойственные сфере рекреационных услуг. Отлаженная система управления создает основы для наиболее эффективной интеграции выполнения отдельных операций по услугам.
Так, в рамках единого туристско-рекреационного комплекса возможно, используя принципы планового бюджетирования, построить эффективную схему перераспределения финансовых потоков от сверхрентабельных секторов (индустрия развлечений и т.п) к менее рентабельным (например, средства размещения) в интересах устойчивого экономического развития всего комплекса. Значение разработки подобной схемы определяется и тем, что ТРК обеспечивает потребности в соответствующих услугах не только приезжающих туристов (рекреантов), но и местного населения, способствуя тем самым значительному улучшению качества жизни в регионе. Предприятия и организации ТРК, оказывая услуги, аккумулируют функции обслуживания на уровне структурных подразделений, образующих иерархию управления. Поэтому система управления операционными процессами ТРК в целом и его отдельных объектов должна рассматривать возможности согласования и интегрирования обслуживающих процессов смежных предприятий, необходимость и резервы расширения производственной мощности туристско-рекреационного производства, повышения производительности труда и улучшения его качества. Это обеспечивается взаимоувязкой производственного, инвестиционного и инновационного потенциалов предприятий, входящих в комплекс, при реализации которой достижение основной цели происходит с наилучшими показателями эффективности производства услуг. Поставленные задачи могут быть успешно реализованы путем применения методов реинжиниринга, управления доходами и выбора оптимальной структуры капитала фирмы.

1. Реинжиниринг как метод повышения эффективности предприятий ТРК
В основе повышения результативности организации производства туристско-рекреационных услуг лежат оптимальные управленческие решения, позволяющие наиболее точно определить правильные пути к достижению поставленных целей, а также состав необходимых ресурсов. Разработка информационных систем обеспечения принятия решений требует создания методологических основ их функционирования для точного определения возможности выполнения тех или иных видов услуг. Создаваемые информационные системы предусматривают множество входящих информационных каналов, к которым относятся результаты маркетинговых исследований, формируемые портфели заказов, нормативно-правовых баз данных.
Реинжиниринг позволяет осуществить значительное, скачкообразное улучшение деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечить их нужной и достаточной информацией по принятию решений в области планирования и управления. Поэтому он оказывается востребованным при ориентации субъектов экономики на радикальные изменения основных экономических показателей - таких, как издержки, качество, скорость обслуживания.
Реинжиниринг реализует свойства информационно-решающей системы производства туристско-рекреационных услуг, главным содержанием которой являются информационные потоки. Роль последних сводится к обеспечению протекания бизнес процессов в заданных оптимальных режимах на основе принципа обратной связи. Обратная связь в системе обеспечивается путем анализа качества, количества и стоимости услуг.
Выходной контроль обеспечивает данную связь в течение всего периода оказания услуг, что позволяет вносить коррективы в управление процессом производства услуги таким образом повышать его эффективность. Выходной контроль подразумевает обработку и анализ сведений о выполнении заданий, полученных с различных рабочих мест, выявление недостающей информации и сопоставление ее с планом. Решения относительно рутинных (обычных) действий принимаются системой управления на основе разработанных инструкций (методик) по оказанию услуг по всему спектру обслуживания.
Внешняя среда, внося изменения в производственные ситуации, диктует изменение методик и инструкций схем обслуживания и ведения базы данных. Система управления составляет сводки и отчеты для руководителей высшего менеджмента с целью формирования новых целей и задач. Со временем система корректирует режим функционирования как эволюционного, так и скачкообразного развития сферы услуг, дает оценку организации производства услуг, процесса принятия решений и выбора тактических, стратегических целей и средств их достижения.
Таким образом, методика реинжиниринга предусматривает радикальную перестройку всего производственного процесса на основе его проектирования от начальных до конечных событий, с целью повышения эффективности туристско-рекреационного производства
Предприятиям туристско-рекреационного комплекса республики Адыгея целесообразно применять реинжиниринг в случаях обнаружения неблагоприятных для их деятельности тенденций в области финансирования, конкурентоспособности, доходности и уровня спроса. Многие региональные туристско-рекреационные предприятия сейчас теряют традиционные сегменты потребителей, так как конкурирующие предприятия, отвечая требованиям рыночной среды, лучше адаптируются к спросу и рыночной конъюнктуре в целом. Одной из причин неэффективности региональных предприятий ТРК является слабость финансового управления, отсутствие гибких управленческих структур, что отрицательно сказывается на общем уровне деловой активности и устойчивости экономического роста в регионе.
Финансовые результаты деятельности предприятий региона, оцененные на основе метода, предлагаемого Э.А.Маркарьяном и Г.П.Герасименко [3, с. 14], демонстрируют эту тенденцию следующим образом. Так например, отношение произведенных затрат к доходу от реализации услуг выросло в период 2001-2002 гг., при этом финансовый результат деятельности предприятий ТРК региона за указанный период сократился на 4012 тыс.руб. (табл.1). Отношение объемов производства к затратам демонстрирует влияние структуры и ассортимента туристско-рекреационных услуг. На финансовые результаты предприятий ТРК Адыгеи данный фактор оказал положительное влияние, величина которого за период 2001-2002 гг. оценивается в 228 тыс.руб. Увеличение объема реализованных услуг также повышает величину финансового результата на 1834 тыс.руб.
Превышение темпов роста полной себестоимости над темпами роста объема реализации услуг отрицательно сказывается на динамике абсолютных и относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятий ТРК. Темп роста полной себестоимости в 2002 году по сравнению с 2000 годом обусловил снижение прибыли от реализации в размере 1478,4 тыс.руб. при увеличении объема реализации в 1,5 раза.
Таким образом, механизм функционирования регионального ТРК может быть охарактеризован как затратный, что негативно отражается на результативности управления комплексом и значительно ослабляет конкурентные позиции и финансовую устойчивость его предприятий. В этих условиях управление затратами должно быть ориентировано на фиксацию переменных и постоянных затрат, регламентацию постоянных издержек и обязательное нормирование переменных. Для реализации этих задач целесообразно использовать принципы реинжиниринга.
Таблица 1.
Финансовые результаты от реализации услуг предприятий ТРК республики Адыгея за 1999г., 2000г. и 2002г.
* Составлено по данным Комитета государственной статистики республики Адыгея
Следует учитывать, что осуществлением реинжиниринга занимаются также благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации, задача которых состоит в быстром наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ [5,с.369].

2. Метод управления доходами предприятий ТРК
На улучшение финансовых результатов деятельности туристско-рекреационных предприятий направлено применение метода управления доходом (Yield managment). Общеизвестно, что туристско-рекреационные услуги не подлежат сохранению, либо накоплению, поэтому метод управления доходом направлен на оптимизацию продаж несохраняемого продукта. Этот управленческий инструмент предполагает использование в качестве основного временного критерия режим реального времени. В практике управления доходами следует устанавливать гибкие цены для одного и того же продукта, значение которых будет зависеть от срока продажи данного продукта и срока, когда этот продукт становится непригодным к использованию. Это ведет к необходимости разработки соответствущей тарификации на предлагаемые услуги и выделение определенных объемов этих услуг, то есть так называемого квотирования [2, с.4].
Метод управления доходами может быть использован туристско-рекреационными предприятиями разного профиля с учетом их специфики. Этот метод имеет следующие преимущества:
- улучшение финансово-экономических показателей предприятия за счет адаптации к рынку в реальном режиме времени и учета возможных изменений при отсутствии четкой сегментации потребителей;
- качественная корректировка маркетинговой политики предприятия на основе модификации маркетинговой стратегии, если ее направление не соответствует перспективным изменениям;
- ведение гибкой ценовой политики путем разработки разнообразных тарифов, позволяющих наиболее полно учесть потребительский спрос;
- повышение степени конкурентности рынка туристско-рекреационных услуг за счет разнообразия ценового предложения, информирования клиентов о гибких скидках и распространение этой практики на всех участников рынка, независимо от их размера и специализации;
- повышение рентабельности каждой услуги располагаемой номенклатуры предприятия.
Несмотря на убедительные преимущества метода управления доходами он не получил пока должного распространения в практике отечественных предприятий туристско-рекреационной сферы. Это объясняется отсутствием рыночных исследований, банка статистических данных о клиентах, недостаточным квалификационным уровнем обслуживающего и управленческого персонала. При этом зарубежные менеджеры добиваются, путем использования данного метода, увеличения дохода одной услуги на 3-5% в высокий сезон и существенного сокращения потерь в низкий сезон.
Отметим, что полная система управления доходами должна включать ряд элементов таких, как [2, c.80]: база данных, модуль анализа и прогнозов, модуль оптимизации, модуль диагностирования, интерфейс пользователя, интерфейс с другими системами. Применение модели доходов должно обеспечивать принцип целостности, на основе которого система в случае выявления отклонений, выдает соответствующее предупреждение менеджерам, а также автоматически вносит определенные изменения, позволяющие оптимизировать финансовый результат деятельности предприятия.

3. Роль структуры капитала предприятий ТРК
В современных экономических условиях управление формированием источников финансирования деятельности предприятий ТРК и обоснование оптимальных параметров капитала фирмы актуализирует проблему установления его структурных пропорций, связь которых с конечными результатами деятельности предприятий существенна.
Путем оптимизации соотношения формируемого собственного и заемного капитала обеспечивается необходимый уровень финансовой рентабельности, устойчивое финансовое равновесие туристско-рекреационных предприятий, максимизируется их рыночная стоимость. На основе оптимизации структуры источников привлечения капитала обеспечивается существенное повышение уровня платежеспособности предприятий. Анализ источников финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий ТРК республики Адыгея за 2002 год свидетельствует, что 73,4 % в структуре их капитала составляют собственные источники, а заемные источники - лишь 26.6%.
Структура капитала играет важную роль в формировании рыночной стоимости предприятия посредством регулирования средневзвешенной стоимости капитала. При этом в составе собственного капитала должен рассматриваться не только первоначально инвестированный акционерный, паевой или индивидуальный капитал, формирующий уставный фонд предприятия, но и накопленная его часть в форме различных резервов и фондов, а также предполагаемая к реинвестированию нераспределенная прибыль. Соответственно и заемный капитал должен рассматриваться во всех формах его использования, включая финансовый лизинг, коммерческий кредит, внутреннюю кредиторскую задолженность.
Более детальная структура капитала позволяет исследовать особенности и разрабатывать соответствующие рекомендации не только для крупных предприятий, но и для средних и малых предприятий, доступ которых на рынок долгосрочного капитала ограничен, а также дает возможность теснее увязать при исследовании эффективность его использования с эффективностью использования активов, в которые он инвестирован. В этом случае может быть элиминирована роль структуры капитала в обеспечении роста эффективности использования совокупных активов предприятия [1, с.45]. Эффективное формирование капитала в разрезе отдельных его видов является важнейшим условием обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Рациональная структура формируемого капитала позволяет снизить уровень финансовых рисков деятельности предприятий и предотвратить угрозу их банкротства.
Анализ источников формирования активов туристско-рекреационных предприятий региона свидетельствует о недостаточном использовании заемного капитала в части долгосрочного и краткосрочного банковских кредитов. Недостатки функционирования регионального рынка кредитных ресурсов отражаются на реальной практике формирования структуры капитала туристско-рекреационных предприятий, заключающейся в преобладании собственного капитала над заемным. Это объясняется высокой стоимостью кредитных ресурсов, имеющих финансово-обеспеченный характер, отсутствием гибкой финансовой политики туристско-рекреационных предприятий, и регулирования средневзвешенной цены их капитала.
Оценка генезиса теорий структуры капитала показывает, что наиболее приемлемой к практике финансового менеджмента предприятий выступает компромиссная концепция структуры капитала предприятия. Компромиссная концепция структуры капитала, основанная на исследованиях М.Миллера, Р.Масюлиса, Дж.Уорнера и некоторых других современных экономистов включает в механизм формирования структуры капитала ряд реальных условий функционирования экономики и рынка: фактор налогообложения прибыли, риск банкротства предприятия, полную стоимость заемного капитала, включая первоначальные затраты по его привлечению. Эти факторы по своему суммарному воздействию формируют определенное соотношение уровня доходности и риска использования капитала предприятия при различной его структуре.
Уровень доходности используемого капитала характеризуется показателем средневзвешенной его стоимости, учитывающий операционные расходы по привлечению на рынке капитала отдельных его элементов. Уровень риска используемого капитала формирует показатель удельного веса заемного капитала в общей его сумме, генерирующий при определенных значениях угрозу банкротства предприятия [1, c.53].
Современные теории структуры капитала располагают обширным методическим инструментарием оптимизации этого показателя, при которой основными критериями выступают:
- приемлемый уровень и риска в деятельности предприятия;
- максимизация рыночной стоимости предприятия;
- минимизация средневзвешенной стоимости капитала предприятия.
Выбор конкретного критерия оптимизации определяется предприятием самостоятельно, однако ключевым является показатель средневзвешенной стоимости капитала. Значение этого показателя неоспоримо в силу его высокой применимости в отношении предприятий открытого типа, его тесной связи с прибылью, так как он выступает минимальной нормой формирования операционной прибыли предприятия. Указанный показатель служит критерием принятия управленческих решений в сфере финансового инвестирования, критериальным показателем оценки эффективности финансирования оборотных активов, аренды (лизинга) производственных основных средств; пригоден для оценки величины риска хозяйственной деятельности предприятия и может использоваться в качестве нормы дисконтирования стоимости денежных потоков.
В целом, показатели стоимости капитала предприятий являются важным инструментом обоснования управленческих решений, направленных на повышение рациональности формирования их капитала и результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Целесообразность и эффективность управленческих решений, связанных с использованием и формированием активов предприятий регионального ТРК, а также их источников, находит отражение в системе оценочных показателей финансовой устойчивости и самофинансирования данного туристско-рекреационного комплекса.
Так, уровень финансовой устойчивости (табл.2) превышает единицу и означает относительную финансовую независимость от внешних источников финансирования в текущем периоде. В долгосрочной перспективе неоптимальное соотношение собственных и заемных средств и тенденция увеличения кредиторской задолженности туристско-рекреационных предприятий может привести к снижению рентабельности собственного капитала на основе действия эффекта финансового рычага, предусматривающего рост рентабельности собственного капитала при увеличении доли заемного капитала в структуре всего авансированного капитала.
Таблица 2
Коэффициенты финансовой устойчивости и самофинансирования предприятий ТРК за 2002 год*
* Составлено по данным Комитета государственной статистики республики Адыгея
Соответственно, как следует из приведенных данных, коэффициент финансовой зависимости предприятий ТРК, характеризующий соотношение заемных и собственных средств, относительно низок. Но в условиях получения невысоких финансовых результатов предприятиями комплекса их финансовый менеджмент должен предусматривать дополнительное привлечение заемных средств, позволяющих повышать доходность авансированного капитала предприятий и результативность инвестиционной политики ТРК региона.
В то же время, расширение рамок применения принципа самофинансирования, означающего обеспечение финансовыми ресурсами за счет таких собственных источников как амортизационные отчисления и прибыль, позволяет совершенствовать организацию туристско-рекреационного производства, в том числе проводить обновление основных средств и структуризацию активов при гибком реагировании на потребности рынка туристско-рекреационных услуг. Тем не менее, виду значительной изношенности основных фондов предприятий ТРК рассматриваемого региона значение амортизационных отчислений как собственного источника значительно снижается. Поэтому коэффициент устойчивости процесса самофинансирования, характеризующего долю собственных средств, направленных на финансирование расширенного воспроизводства, ниже коэффициента самофинансирования предприятий ТРК региона. Такое положение еще раз подчеркивает необходимость расширения процессов воспроизводства основных средств на основе активизации инвестиционной политики регионального туристско-рекреационного комплекса.

Повышение результативности организации и управления регионального ТРК должно усиливать его бюджетообразующую роль на муниципальном и региональном уровне, что может повлиять и региональную отраслевую специализацию. В настоящее время присутствие обязательных платежей предприятий ТРК в республиканском бюджете отмечается на минимальном уровне и составляет около 0,46% всех поступлений. При этом большая часть из них производится туристскими предприятиями - 56,4%, санаторно-курортными предприятиями и средствами размещения (гостиничным хозяйством) соответственно 29,9% и 13,7%.
Из проведенного анализа следует, что организация туристско-рекреационного производства региона требует серьезного централизованного вмешательства со стороны государства в хозяйственный механизм развития регионального ТРК. Это находит свое подтверждение в необходимости обеспечения тех социально-экономических процессов, которые связаны во-первых, с поддержанием условий жизнедеятельности рекреационных предприятий на базе правовой реализации экономических решений (защита прав собственности, развитие эффективной конкуренции); во-вторых, с проведением стабилизационных мероприятий (регулирование темпов экономического развития подотраслей ТРК, поощрение прогрессивных сдвигов в региональной структуре туристско-рекреационного комплекса); в-третьих, с осуществлением социально-ориентированного перераспределения ресурсов (обеспечение оказания рекреационных услуг населению с невысоким уровнем доходов).
Для этого необходимо обеспечение туристско-рекреационного производства аналитическими, индикативно-плановыми, программными и другими обоснованиями, прежде всего, по линии улучшения пропорций, сбалансированности структуры производства туристско-рекреационных услуг и его размещения. Совершенствование системы управления ТРК региона, координация организационно-экономических функций туристско-рекреационной отрасли, с учетом использования экономических методов управления, позволяет решать ряд взаимосвязанных задач. К ним относится предоставление населению региона качественных рекреационных услуг в необходимой номенклатуре; получение прибыли в качестве основного внутреннего источника финансирования предприятий; обеспечение положительного воздействия туристско-рекреационной отрасли и ее инфраструктуры на повышение потенциала экономики региона.
Безусловно, современное состояние туристско-рекреационного комплекса республики Адыгея требует улучшения результативности его функционирования, что в свою очередь будет способствовать изменению ситуации на рынке туристско-рекреационных услуг и созданию многопрофильного регионального туристско-рекреационного центра юга России.


Литература
1. Бланк И.А. Управление формированием капитала. - К.: Изд-во `Ника-центр`, 2000.-.512 с.
2. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Управление доходами в гостиничном бизнесе. - М.: ИПФ `Талер`,2001. - 98 с.
3. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: Изд-во `Приор`, 1997. -160 с.
4. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты. Изд. 3-е и доп. - М.: Инфра - М,1999. - 784 с.
5. Стратегическое планирование / Под.ред. Э.А Уткина. - М.: Ассоциация авторов и издателей `Тандем`. Изд-во `ЭКМОС`,1999. - 440 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия