Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К СБЛИЖЕНИЮ И УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
По материалам сравнительно-правового анализа, осуществленного по планам законотворческой деятель-ности Межпарламентской Ассамблеи Сообщества

Сопоставление трактовок понятия приватизации в законодательствах стран Сооб-щества позволяет выявить определенные их различия. Так, законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации предусматривают только возмездную передачу госу-дарственного имущества в собственность юридических и физических лиц. Закон Республи-ки Беларусь `О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Рес-публике Беларусь` устанавливает возможность возмездной и безвозмездной передачи го-сударственного имущества. Законодательства Кыргызской Республики и Республики Тад-жикистан вообще не ставят данный вопрос.
Между тем, Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года (статья 17) предусматривает, что приобретение государственного и муниципального имущества в про-цессе приватизации должно осуществляться на основе договоров купли-продажи, заклю-чаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемо-го имущества. Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущест-ва в процессе приватизации не допускается.
Законодательствами всех стран ЕврАзЭС устанавливаются изъятия в отношении государственных объектов, которые не могут быть приватизированы, что не противоречит положениям Конвенции о защите прав инвестора. К таким объектам относятся объекты, являющиеся в соответствии с Конституцией исключительной собственностью государства.
В то же время законодательство Республики Беларусь предусматривает различные способы приватизации государственной собственности без каких-либо ограничений для иностранных инвесторов, иными словами - иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации объектов белорусской собственности на общих основаниях. В Республике Казахстан предусматриваются продажа на торгах в форме аукциона, тендера, торгов на фондовой бирже, конкурса путем двухэтапных процедур, продажи производных ценных бумаг; прямая адресная продажа. При этом аренда государственного имущества, преду-сматривающая последующую его продажу, рассматривается как предварительная стадия приватизации.
Закон Кыргызской Республики `О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике` предусматривает применение различных методов приватизации в зависимости от объекта приватизации. Среди таких объектов особо выделяются акции предприятий, принадлежащих государству, отдельные подразделения государственных предприятий (Статья 15 Закона КР). Одновременно Статья 15 Закона КР предусматривает, что Правительство Кыргызской Республики может принять решение о приватизации госу-дарственного имущества с использованием специального права (`золотой акции`).
В законе Российской Федерации `О приватизации государственного и муници-пального имущества` указывается, что приватизация муниципального имущества осущест-вляется органами местного самоуправления самостоятельно, а продажа государственной собственности осуществляется на конкурсной основе.
При этом, как и в законодательстве Кыргызской Республики, предусматривается разделение способов приватизации в зависимости от размера объекта и его назначения.
Следует особо подчеркнуть, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственно-сти (или в отношении которых используется специальное право (золотая акция) на участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в управлении указан-ными акционерными обществами), определяются только данным федеральным законом (статья 38). Это в значительной степени упрощает правоприменительную деятельность и устраняет из сферы регулирования правового положения вышеназванных акционерных обществ подзаконные нормативные акты.
Реформирование государственной собственности в Республике Таджикистан, регу-лируемое Законом `О приватизации государственной собственности в Республике Таджи-кистан`, предусматривает, что приватизация осуществляется по двум основным направле-ниям: приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства и приватизация крупных предприятий, которая предполагает передачу госу-дарственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) собственность.
Закон устанавливает, что приватизация может осуществляться в следующих фор-мах: а) продажа на торгах; б) по индивидуальному проекту приватизации на конкурсной основе.
Иностранные инвесторы могут без дополнительного разрешения приобретать госу-дарственное имущество, выставляемое на продажу через аукцион или конкурс, и имеют право участвовать в уставном капитале приватизируемого предприятия. Закон `О собст-венности в Республике Таджикистан` ? 385 от 14 декабря 1996 года (статьи 35-38) позво-ляет иностранным государствам, организациям и гражданам иметь в Таджикистане пред-приятия, сооружения или иное имущество для осуществления хозяйственной и иной дея-тельности. Гарантируется неприкосновенность собственности иностранных предпринима-телей и их имущественных прав.
В Республике Беларусь оценка государственного имущества производится в соот-ветствии с Положением об оценке государственного имущества, утвержденным Минэко-номики РБ 14 мая 1996 года, Минстатом РБ 13 мая 1996 года и Мингосимуществом РБ 16 апреля 1996 года, в редакции Постановления указанных министерств от 12 июня 2001 года.
При выкупе арендуемого государственного имущества оценка осуществляется на 1 января текущего года по бухгалтерскому балансу на дату, с которой предприятие приобре-ло статус арендного, с учетом взаимоотношений сторон по распределению обязательств по восстановлению арендуемого имущества.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан `Об оценочной деятель-ности в РК` существуют два вида оценок: обязательная и инициативная. При приватизации государственной собственности применяется только обязательная оценка. Согласно Поло-жению по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденной постановлением Пра-вительства республики ? 562 от 06 мая 1996 года (с изменениями и дополнениями на 10 марта 1998 года), начальная цена определяется на основании данных бухгалтерского ба-ланса на последнюю отчетную дату перед торгами.
В соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего прива-тизации государственного или муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, расчет балансовой стоимости подлежащих привати-зации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентариза-ции имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балан-совая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Методические рекомендации по оценке стоимости имущества объектов приватиза-ции, утвержденные Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 апреля 2004 года ? 257, выделяют:
- затратный подход, предусматривающий методы оценки стоимости объекта, осно-ванные на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа;
- сравнительный подход, предусматривающий методы оценки стоимости объекта, основанные на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении кото-рых имеется информация о ценах сделок с ними;
- доходный подход, предусматривающий методы оценки стоимости объекта, осно-ванные на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
В Республике Таджикистан первоначальная цена предприятия как имущественного комплекса определяется исключительно на основании данных баланса предприятия с обя-зательным приложением к нему укрупненного перечня основных средств (зданий, соору-жений, передаточных устройств, машин и оборудования, вычислительной техники, транс-портных средств). Производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса к моменту приватизации должны быть выделены на основе разделительного баланса.
Определение первоначальной цены имущества предприятия осуществляется по ос-таточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их балансовой восстано-вительной стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств и срока их эксплуатации, и скорректированной на коэффициенты увеличения стоимости основных фондов.
Таким образом, в основе оценки стоимости приватизируемого государственного имущества лежит подход, предусматривающий оценку балансовой стоимости объектов приватизации.
Однако, представляется целесообразным, чтобы стоимость объектов приватизации определялась на основе не только данных баланса предприятия, но и на основе оценки предприятия, выполненной двумя независимыми друг от друга и от предприятия оценоч-ными компаниями; справочной информации о стоимости аналогичных активов на рынке, если такие имеются; справочной информации о стоимости аналогичных активов на рынках соседних стран.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия