Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Алымбеков Э. Д.
Заместитель Председателя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Опыт Жогорку Кенеша Кыргызской республики по гармонизации национального законодательства с учетом норм и правил вто и других международных организаций
Статья подготовлена по материалам выступления Э.Д.Алымбекова на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 17 ноября 2005 года.

Ставший традиционным обмен опытом законотворческой деятельности национальных парламентов в ЕврАзЭС способствует совершенствованию форм, механизмов межпарламентского взаимодействия, всей парламентской составляющей в интеграционных процессах, в том числе и в связи с проблемами, обусловленными необходимостью вступления в ВТО.
Кыргызская Республика - одно из первых постсоветских государств и пока единственное в Центрально-азиатском регионе Сообщество, которое уже вступило во Всемирную торговую организацию, осуществив с этой целью в течение двух лет сложную подготовительную работу. Заявление о намерении вступить в ВТО было подано 13 февраля 1996 года, а 14 октября 1998 года Генеральный Совет ВТО официально объявил о присоединении Кыргызской Республики к данной международной организации. Протокол о присоединении Жогорку Кенеш ратифицировал в ноябре того же года, а 20 декабря 1998 г. он вступил в законную силу.
За шестилетний период членства во Всемирной торговой организации нашей республикой накоплен определенный опыт ведения дел в международной торговле с учетом норм и правил ВТО. Мы смогли открыто выйти на внешние рынки и рассчитывать, что предлагаемые нами товары и услуги будут реализованы в рамках правил, действующих на основе Маракешского Соглашения, которое подписано большинством государств мира.
Вместе с тем, нам пришлось взять на себя ряд обязательств. Во-первых, относительно тарифа по режиму наибольшего благоприятствования - предельных ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики (на основе переговоров Республики со странами - членами ВТО о доступе товаров на наш рынок). Во-вторых, относительно преференциального тарифа. Республика теперь имеет право устанавливать свой перечень товаров, подпадающих под преференциальный режим, и определять перечень стран, которым он будет предоставляться. В-третьих, по поводу обязательств в отношении ограничения внутренних субсидий, направленных на поддержание определенного уровня цен и сокращение внутреннего производства. В-четвертых, по поводу экспортных субсидий как наиболее серьезных мер, негативно влияющих на цены мирового рынка и ухудшающих условия справедливой конкуренции. В-пятых, в отношении особых обязательств Кыргызской Республики по услугам (на основе переговоров Республики со странами - членами ВТО о доступе услуг на национальный рынок). В данном перечне обговорены два вида ограничений - ограничения национального режима и доступа на рынок по каждому виду услуг.
Главным условием, обеспечивающим присоединение к Маракешскому Соглашению, явилось устранение противоречий в национальном законодательстве и приведение его в соответствие с требованиями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), Соглашения по техническим барьерам в торговле, а также с иными обязательствами, принятыми при вступлении в ВТО.
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики в процессе присоединения и после него оказалось необходимым принять, пересмотреть, привести в соответствие с новыми требованиями более 65 законов и прежде всего в сфере таможенно-тарифной и нетарифной политики.
Начну с закона `О таможенном тарифе Кыргызской Республики на ввозимые товары`, который принимается ежегодно. Прежде диапазон ставок таможенных тарифов определялся в пределах от 0 до 50%: 0, 1.5, 5.5, 6.5, 7, 8, 10, 12, 15, 17.5, 20, 25, 30, 50. Теперь же предусмотрено всего 5 уровней ставок таможенных пошлин. Минимальная величина ставки ввозной пошлины - 0%, максимальная - 15%.
При этом таможенный тариф Кыргызской Республики основан и на единой Товарной номенклатуре ЕврАзЭС.
Порядок оформления и выдачи лицензий на совершение экспортно-импортных операций и перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям, разработаны с учетом положений Соглашения ВТО об импортом лицензировании, определяющих и сроки выдачи лицензий, и количество органов, выдающих отдельные лицензии.
С учетом требований ВТО с января 2005 года вступил в силу и новый Таможенный кодекс Кыргызской Республики, в котором нашли отражение положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, в частности, о том, что сборы за таможенное оформление, таможенное хранение и другие услуги таможенных органов не должны превышать стоимости оказанных услуг, положения Соглашения ВТО по правилам происхождения товара, Соглашения по таможенной оценке и др.
Ставки акцизного налога до 1998 года для импортируемой продукции в отдельных случаях были выше, чем для продукции отечественного производства. Так как это противоречило требованиям Статьи III ГАТТ, запрещающей использование внутренних налогов с целью защиты отечественного производства, то с 1999 года ставки акцизного налога для импортируемых товаров и товаров отечественного производства устанавливаются в одинаковом размере.
Принят Закон Кыргызской Республики `Об антидемпинге`, который предусматривает процедуры расследования с целью выявления демпинга и применения антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Процедуры разбирательства и применения компенсационных пошлин регулирует Закон Кыргызской Республики `О субсидиях и компенсационных мерах`. Закон `О защитных мерах` устанавливает порядок применения таких мер - в виде увеличения импортных пошлин или количественных ограничений импорта. Согласно правилам ВТО такие меры могут быть приняты для защиты отечественной промышленности, если импорт наносит серьезный ущерб отечественным производителям. Применение количественных ограничений, в принципе запрещенное ВТО, при существующем уровне развития кыргызской экономики является исключением из общего правила. В качестве защитной меры Республика может повышать и пошлины выше уровня взятых на себя обязательств по связыванию тарифов.
В Налоговый кодекс внесены изменения с целью взимания НДС в `стране назначения`, что обеспечило переход к единой системе взимания этого налога при импорте, независимо от страны происхождения товара.
В рамках реализации Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам был внесен ряд изменений в законы Кыргызской Республики `О карантине растений` и `О ветеринарии`. В частности, изменения относятся к проблеме транспарентности - уведомлениям о разрабатываемых фитосанитарных, ветеринарно-санитарных мерах, особенно в случаях, когда они оказывают значительное воздействие на торговлю, существенно отходят от международных стандартов и правил и, соответственно, предполагают учет замечаний и предложений заинтересованных сторон во внешнеторговых отношениях. Для развития этих отношений фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры должны основываться на международных стандартах, оценке рисков и не должны быть более ограничительными, чем это необходимо по соображениям фитосанитарной защиты. В то же время расходы на получение фитосанитарных, ветеринарных сертификатов и другие услуги при этом не должны превышать стоимость этих услуг. Признаются Республикой и фитосанитарные, и ветеринарно-санитарные меры других стран (если они не противоречат интересам национального хозяйства Кыргызской Республики).
Обеспечено присоединение к `Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов` - в соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле и с целью совершенствования национальной системы стандартизации. Создана информационная система, обеспечивающая доступ к планам разработки стандартов и их проектам. Упразднено более 34 тыс. устаревших стандартов и технических условий. Разработан и введен в действие порядок применения международных и европейских стандартов в качестве национальных. В законы `О стандартизации` и `О сертификации` внесены изменения для приведения положений этих законов в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. В мае 2004 года принят Закон Кыргызской Республики `Об основах технического регулирования`, соответствующий этому соглашению.
Начат переговорный процесс по присоединению Кыргызской Республики к Соглашению ВТО по государственным закупкам.
Кыргызская Республика присоединилась к ряду международных договоров в области интеллектуальной собственности: Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, Договору о законах по товарным знакам и другим. В соответствии с требованиями ВТО во второй части Гражданского Кодекса Кыргызской Республики включена глава об интеллектуальной собственности, учитывающая положения соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Приняты законы Кыргызской Республики `Об авторском праве и смежных правах`, `О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров`, `О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных`, `О коммерческой тайне`, `О правовой охране топологий интегральных микросхем`, соответствующие Соглашению ТРИПС.
Принято Положение, которым устанавливается одинаковый режим сборов в области интеллектуальной собственности для иностранных и отечественных ее субъектов и объектов. До принятия этого Положения практика таких сборов предусматривала разные уровни их ставок для кыргызских граждан, граждан СНГ и остальных иностранных граждан, что противоречило принципам ВТО, исключающим дискриминацию в данной сфере.
Существенные изменения произошли и в области инвестиционной политики.
Так, Закон Кыргызской Республики `Об иностранных инвестициях` от 28 июня 1991 года устанавливал определенные налоговые льготы для субъектов с иностранными инвестициями, в том числе и льготы, которые нарушали положения Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Новый Закон `Об инвестициях в Кыргызской Республике`, принятый в июне 2004 года, устранил такие льготы. Была упразднена и инвестиционная практика, запрещенная Соглашением ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, и Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.
В результате правовой базис внешней торговли Кыргызской Республики был приведен в полное соответствие с требованиями Соглашений ВТО. Кыргызстан получил современное законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности, соответствующее принципам международного права и обязательствам, принятым Республикой как членом ВТО. В связи с этим появилась и заинтересованность иностранных инвесторов во вложениях в кыргызскую экономику. Объем прямых иностранных инвестиций уже в 2003 году увеличился на 27%, а в 2004 году - на 19,5%.
Шестилетний опыт ведения торговли по правилам Всемирной торговой организации позволяет с уверенностью говорить о кардинальных изменениях как в ее географическом распределении, так и во внешнеторговом режиме. Внешнеторговые операции все более ориентируются на рынки стран - членов ВТО. Кыргызская Республика имеет сегодня торгово-экономические отношения почти со 100 государствами, более 80-ти из которых являются членами ВТО. В общем объеме внешнеторгового оборота Республики на долю стран - членов ВТО приходится более 52%, в том числе в экспорте более 60%, в импорте - 40%. При этом экспорт в страны - члены ВТО стабильно растет. В 2001 г. он составлял 278,8 млн долл. США и увеличился по сравнению с 2000 на 14,7%. В 2002 г. он достиг 307,3 млн долл. и увеличился на 10,2% по сравнению с 2001 г. В 2003 г. экспорт в страны ВТО вырос по сравнению с 2002 г. еще на 21%. В 2004 г. весь товарооборот со странами - членами ВТО составил 783,2 млн долл. и увеличился на 16,3% по сравнению с 2003 г. Это увеличение произошло прежде всего в результате дальнейшего значительного роста экспорта, который достиг 430,7 млн долл. и увеличился на 15,9%.
В 2004 г. сальдо торгового баланса со странами - членами ВТО было положительным и составило 78,3 млн долл. США.
В страны ВТО экспортируются: драгоценные металлы (в Швейцарию, Объединенные Арабские Эмираты), продукты неорганической химии (в Нидерланды, Канаду, Францию, Китай, США), табак (в Венгрию, Латвию), хлопок-волокно (в Венгрию, Словакию, Латвию, Румынию, Корею, Турцию), кожевенное сырье (в Италию, Турцию, Китай, Индию), шерсть (в Китай).
С 2001 г. наблюдается и определенное увеличение экспорта услуг. В 2001 г. экспорт услуг составил 78,8 млн долл., увеличившись по сравнению с 2000 г. на 27,6%. В 2002 г. он составил 142 млн долл. и увеличился на 80% по сравнению с предыдущим годом, прежде всего по транспортным, страховым услугам, услугам связи, строительным, государственным и деловым услугам. В 2003 г. было экспортировано услуг на 154,9 млн долл. (рост на 9%) и впервые было достигнуто в сфере международных услуг положительное сальдо.
Кыргызская Республики придерживается принципов либерализации рынка услуг, особенно в области связи. Благодаря этому на национальном рынке успешно работает ряд компаний, предоставляющих такие услуги, совершенствуется система связи, созданы условия для деятельности Интернет-провайдеров и развития информационно-коммуникационный технологий. Число компаний-провайдеров быстро растет. Внедряются новые технологии доступа в Интернет. Республика присоединилась к `Министерской Декларации` о торговле в сфере информационных технологий, участниками которой являются Австралия, страны ЕС, США, Япония, Швейцария, Турция, Канада, другие страны. В соответствии с Декларацией Кыргызская Республика намерена наращивать потенциал рыночных отношений в сфере информационных технологий, сохранив нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз соответствующей продукции, ускоряя таким образом развитие информационно-коммуникационных технологий в национальной экономике.
Особое значение имеет участие Республики в международных `торговых раундах` ВТО. Это позволяет получать гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. В ходе переговоров на раундах ВТО необходимые стране уступки принимаются более легко и сопровождаются осязаемыми политическими и экономическими выгодами, поскольку в рамках международной организации развивающиеся страны имеют больше шансов повлиять на международную систему торговых отношений.
Кыргызская Республика, принимая участие в заседаниях комитетов ВТО, Министерских Конференциях в Дохе и Канкуне, консультативных встречах по подготовке к новому раунду многосторонних переговоров, выработала и представила свою позицию прежде всего по сельскому хозяйству, доступу на рынки промышленных товаров и сектору услуг.
По обязательствам Кыргызской Республики перед ВТО средняя ставка тарифа на сельскохозяйственные товары составляет 9,7%. При этом Кыргызстан не применяет никаких специальных защитных мер, квот, лицензий, а использует только таможенные пошлины. Соответственно самый больной вопрос для нас - принятие будущих обязательств по торговле сельскохозяйственными товарами, предполагающих снижение таможенных тарифов. Если мы пойдем на их снижение, это может негативно сказаться на нашей экономике, основу которой образует прежде всего сельское хозяйство. На долю сельского хозяйства приходится 36% ВВП и около 41% занятого населения, на долю промышленности - только 20% ВВП. Республика поэтому на всех заседаниях специальной сессии Комитета по сельскому хозяйству просит страны - члены ВТО признать тот факт, что у нее, как и ряда других недавно присоединившихся стран, завышенные обязательства. Кыргызская Республика имеет обязательство при внутренней поддержке сельского хозяйства не превышать порог 5% от общей стоимости производства основного сельскохозяйственного продукта. Однако согласно соглашению по сельскому хозяйству для развивающихся стран такой порог `de minimis` составляет 10%. Вместе с тем, поскольку в новом раунде переговоров предлагается снижение и порога 5% ежегодно на 0,5% в течение 5 лет, Кыргызстан настаивает на сохранении порога `de minimis` на 5%-ном уровне.
С момента вступления в ВТО Кыргызская Республика соблюдает свои обязательства по снижению импортных тарифов на промышленные товары. Но одновременно призывает развитые страны устранить негативное влияние высоких таможенных пошлин для дальнейшего роста промышленности развивающихся стран, особенно для таких небольших, как Кыргызстан. Для таких стран крайне важно не снижать далее тарифные ставки на промышленную продукцию
Нужно учитывать также и негативную реакцию со стороны государств - партнеров Республики по ЕврАзЭС в случае дальнейшего снижения таможенных тарифов, поскольку Кыргызстан участвует в формировании Общего таможенного тарифа государств - членов Евразийского экономического сообщества.
В связи с этим Кыргызская Республика, уже обеспечившая либеральные условия для доступа на свой рынок, настаивает на освобождении от принятия новых обязательств.
Что касается сектора услуг, то нужно принимать во внимание принятый Советом ВТО по услугам текст Модальностей по режиму автономной либерализации услуг. Кыргызская Республика поддержала этот документ, но просила признать и тот факт, что уже имеет обязательства с высокой степенью либерализации.
На новом раунде переговоров Кыргызстан будет отстаивать позиции: во-первых, в отношении дальнейшего снижения всех видов внутренней поддержки сельхозпроизводителей и экспортных субсидий, прежде всего развитыми странами; во-вторых, относительно расширения доступа на рынок как сельскохозяйственных, так и промышленных товаров за счет снижения развитыми странами высоких таможенных тарифов и количества нетарифных барьеров; в-третьих, относительно поддержки решений ВТО по ТРИПС и здравоохранению, позволяющих бедным странам получить более дешевый доступ, в частности, к лекарственным средствам; в-четвертых, в отношении самого формата переговоров, который должен учитывать проблемы дальнейшей либерализации сектора услуг и доступа на рынок для сельскохозяйственных и промышленных товаров развивающихся стран и определять особый подход к ним в рамках существующих в ВТО правил.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия