Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Хайруллоев С. Х.
Председатель Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан

Деятельность парламента Таджикистана по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами и другими правовыми актами ЕВРАЗЭС
По материалам выступления С.Х. Хайруллоева на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 17 ноября 2005 г

В многогранной деятельности Евразийского экономического сообщества особое место занимают международные договоры и соглашения и их имплементация в национальное законодательство. При этом растет количество принимаемых документов, но еще не до конца сформирован механизм контроля за реализацией достигнутых договоренностей и не определена в полной мере ответственность за их выполнение. В результате имеет место несоответствие между объемом принятых документов и относительно низкой степенью их практической реализации.
Между тем проблема реализации межгосударственных договоров и соглашений в рамках ЕврАзЭС приобретает все большее значение в связи с объединением Сообщества с Организацией Центрально-азиатского сотрудничества. Следует учитывать, что такое объединение - серьезный шаг к повышению конкурентоспособности всех государств - участников ЕврАзЭС, жизнеспособности самого Сообщества (в том числе за счет расширения экономического пространства и нахождения новых маркетинговых решений).
С начала 1999 года Парламент Таджикистана совместно с правительством республики проделал значительную работу по осуществлению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу договоров, соглашений и других правовых актов. Из всего объема международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, 90% уже ратифицировано. Среди них договоры о Таможенном союзе, едином экономическом пространстве, присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе, учреждении Евразийского экономического сообщества, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Документы Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС об Основах законодательства и типовых проектах в базовых сферах правоотношений широко используются нами при разработке национального законодательства. Его гармонизация осуществляется посредством принятия парламентом унифицированных законов и постановлений, а также на основе указов и решений Президента и правительства. Гармонизация при этом не сводится к механическому заимствованию положений типовых проектов и Основ законодательства, принятых органами ЕврАзЭС, поскольку Таджикистан как суверенное государство разрабатывает правовые акты с учетом национальных интересов и всего международного опыта нормотворчества. Однако наша Конституция закрепляет приоритет международно-правовых актов и прежде всего актов ЕврАзЭС, которые стали составной частью правовой системы Республики.
Положения и нормы этих актов используются в точном соответствии с заключенными в рамках ЕврАзЭС договорами и соглашениями.
С учетом таких норм и положений мы одними из первых в ЕврАзЭС приняли новую редакцию Налогового и Таможенного кодексов и ввели их в действие с 1 января 2005 г. Широко используются в Таджикистане и положения Основ бюджетного законодательства, Основ законодательства о транспортной деятельности, модельные законы `О борьбе с коррупцией`, `О борьбе с терроризмом`, `О миграции`, Об общих принципах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон`, `Об образовании`, `О защите вкладов физических лиц в кредитно-финансовых организациях`, `Об электронном документе`, рекомендации Бюро Межпарламентской Ассамблеи по гармонизации законодательства в сфере регулирования банковской деятельности. Востребованы в нашей практике также модельные законы `О несостоятельности (банкротстве)`, `Об энергоснабжении`, `Об отходах производства и потребления`, `Об экологической экспертизе`, `Об охране атмосферного воздуха` и др. Парламентарии Таджикистана участвуют и в разработке типовых проектов законодательных актов, принимаемых Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества.
Что касается разработки стратегии ЕврАзЭС, то для нас она имеет особое значение, если принять во внимание географическое положение нашей республики и то обстоятельство, что приграничные государства - участники СНГ всегда были для нас основными коммуникационными коридорами в сфере политических и торговых международных связей, особенно с Россией. Границы с Узбекистаном и Кыргызстаном (протяженностью свыше 1,5 тыс. км) перестали быть просто административными, а являются именно трансграничными коридорами в северные и западные регионы Сообщества.
При этом мы не преуменьшаем и роли южного и восточного направлений. По мере стабилизации обстановки в Афганистане, ввода в действие автотрасс Душанбе - Худжанд, Душанбе - Куляб - Хорог - Кульма, которые соединят центральные районы Таджикистана, его столицу, районы Памира с северными областями республики, а также с Китаем, открываются новые возможности для приграничной торговли с нашим южными и восточным соседями, для увеличения грузоперевозок, создания совместных предприятий, расширения сотрудничества в гуманитарной сфере.
На р. Пяндж уже построены три моста, соединяющие западный Памир с сопредельными районами Афганистана. Первые караваны грузов пошли по магистрали Кульма - Куляб - Душанбе.
Приграничное сотрудничество содействует развитию хозяйственной интеграции, взаимовыгодной торговли. Не менее важно, что оно предполагает и развитие связей между людьми, оказавшимися волею судеб по разные стороны границы. Например, на протяжении всей границы Таджикистана с Узбекистаном имеются сотни таких разделенных границей населенных пунктов. Оно важно и для деловых контактов, которые развивались здесь испокон веков.
Соответственно необходимы меры по восстановлению мирной обстановки в приграничных районах. Достаточно отметить, что в период с 2000 г. только на границе с Узбекистаном Исфаринского района Республики Таджикистан произошло 18 взрывов противопехотных мин, погибли 20 и получили увечья 25 человек, в основном женщины и дети. В своей политике по отношению к этому ближайшему своему соседу мы придерживаемся принципов дружбы, взаимного уважения, добрых отношений между нашими народами. Поэтому намерены привлечь внимание к `минной проблеме` широкой общественности и органов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и использовать опыт европейских стран по нахождению наиболее эффективных способов решения таких и подобных им проблем.
Приграничное сотрудничество в нашем Центрально-азиатском районе создает в этой связи самые благоприятные условия для широкого взаимодействия соседних государств, несмотря на особую позицию по поводу членства в ЕврАзЭС некоторых из них.
С приграничным сотрудничеством и развитием транспортных коммуникаций тесно связано, в частности, развитие интеграции в сфере энергетики. А сегодня это ключевой фактор в расширении взаимовыгодных связей в рамках всего Евразийского экономического сообщества, да и за его пределами.
В последнее время благодаря совместным усилиям стран Сообщества, но прежде всего благодаря позиции Президента Российской Федерации, приоритетное значение приобрели инвестиционные проекты по совместному строительству крупных энергетических сооружений. Примером может служить строительство Сангтудинской и продолжение строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане с участием России. Экономическая, да и политическая выгода этих проектов для стран ЕврАзЭС очевидна. Они дают повод и для выработки согласованных мер с целью защиты интересов Сообщества на мировых рынках энергоносителей.
Все эти вопросы постоянно находятся в поле зрения парламента и правительства Республики Таджикистан. Практикуется рассмотрение проблем на парламентских слушаниях, конференциях и симпозиумах, в партийных фракциях. Конструктивные предложения, полученные при их обсуждении, направляются органам государственной власти для принятия необходимых решений. С этой целью мы и дальше будем сотрудничать с Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества для успешной реализации уже заключенных договоров, гармонизации национального законодательства, углубления интеграции наших стран по самым разным направлениям.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия