Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


О методологических основах концепции развития
Евразийского экономического сообщества в ХХI веке

Разработка концепции дальнейшего развития ЕврАзЭС делает необходимыми: комплексную теоретическую оценку такого исторического феномена, каким является данное интеграционное образование, созданное рядом государств СНГ в постсоветском пространстве, и использование адекватной методологии исследования процессов межгосударственного взаимодействия в формирующемся постиндустриальном обществе.
Комплексный анализ на этом направлении науки фактически невозможен без философской интерпретации процессов интернационализации, транснационализации, глобализации экономики, региональной международной интеграции, которые характеризуют современное состояние цивилизационного развития. Диалектический метод познания предполагает изучение и мировой экономики в целом, и региональных интеграционных образований по этапам их движения к "высшему" единству через разрешение противоречий в социально-экономической, политической, правовой и религиозной сферах. Соответственно исследователь должен исходить из специфики философского закона единства и борьбы противоположностей, требующего выявления не только противоречий мировой экономики, но и факторов, которые обеспечивают единство взаимодействующих народов и государств.
1. Еще раз о ренессансе отдельных положений марксизма
"Тайны мира, как я записал их
в тетрадь, - головы не сносить,
коль другим рассказать..."
Омар аль Хайями
Разработка любой концепции социально-экономического развития в ХХI веке предполагает обращение также к принципиальным выводам классической политической экономики прошлых веков, к которым относится и ряд выводов из экономической теории К.Маркса. Вопреки опасениям в отношении "снесения головы" можно утверждать, что, в частности, позиция экономистов и политических деятелей Китая, которые осуществляют экономические реформы, "руководствуясь марксистской теорией развития экономики", - это далеко не позиция иллюзий. В марксизме нужно различать глубокую науку и мистические (эзотерические) начала - своеобразную, почти религиозную мифологию (предполагающую и мессию - вождя), на основе которой возникла политическая доктрина строительства коммунизма в условиях обострения классовой борьбы.
Используя метод материалистической диалектики, К. Маркс создал теоретически безупречную концепцию становления и развития капиталистического рыночного хозяйства, исходящую из анализа изменений прежде всего в производительных силах общества, в способе производства. Когда из выводов марксовой экономической теории вспоминают только формулы "товар - деньги - товар" и "деньги - товар - деньги", это означает, как говорил еще в ХVII в. Френсис Бэкон, что "правильная постановка вопроса свидетельствует лишь о некотором знакомстве с предметом". Главное в марксизме как науке - не учение о классовой борьбе, а подход к развитию экономических систем с позиции примата изменений в сфере производства.
Такой подход при анализе мировой экономики и экономической интеграции отдельных стран позволяет делать вывод, согласно которому их развитие представляет собой, в первую очередь, процесс становления и развития международного производства, проходящий через этапы сближения, объединения и слияния ("в высшем единстве").
Как уже приходилось отмечать на страницах журнала "Проблема современной экономики" , при попытках концептуального обоснования стратегии развития экономической интеграции стран СНГ до последнего времени, вопреки этому "производственному" постулату, приоритет отдавался проблемам сферы обращения - созданию зон свободной торговли, общего рынка. Между тем без попыток решения уже на начальной стадии интеграционного процесса проблем в области производства, реорганизации и развития систем международного разделения труда и международной производственной кооперации объединение национальных рынков - в известной мере действительно иллюзия (так как в торговле всегда свой интерес ближе, чем партнерский). Ссылки на то, что в Западной Европе созданию экономического союза предшествовало создание общего рынка, неосновательны, поскольку европейский общий рынок возник на основе многолетних производственных связей западноевропейских стран.
Фактически именно недооценка и просто игнорирование примата проблем производства предопределили медленные темпы развития экономической интеграции бывших республик Советского Союза, односторонность и научную аморфность трактовок глобализации экономики и региональной интеграции.
Экономическая глобализация по существу (in medias res) - это исторический процесс формирования глобального международного производства и его развития на собственной основе по этапам сближения, объединения и слияния производства отдельных стран ("национального" производства). Соответственно, международная экономическая интеграция - договорное объединение ряда государств с целью наиболее эффективного развития глобализации экономики в отдельных регионах мирового хозяйства, локальной глобализационный процесс, также проходящий по этапам сближения, объединения и слияния национального производства .
Первоосновой глобализации экономики являются качественные (революционные) изменения в технике и технологии производства, в производительных силах, обусловленные научно-техническим прогрессом (изобретением и использованием паровых машин, использованием электрической, атомной энергии, информационных технологий и т. д.).
Промышленная революция в Англии, превратившая ее в "мастерскую мира", открыла эпоху прогрессирующей интернационализации производства. Первоначально связанная с простым расширением торговли за пределы отдельных стран интернационализация производства постепенно стала превращаться в глобальный процесс становления системы международного межотраслевого разделения труда, разделивший страны мира на индустриальные и аграрные (с аграрно-сырьевой экономикой).
Интернационализацию как выход производства за национально-государственные границы, представленный экспортом и импортом товаров, следует оценивать как первый этап экономической глобализации, "неразвитое начало" (по терминологии Гегеля) процесса становления международного производства. Сущностью интернационализации является экономическое сближение народов и стран посредством международной торговли (на основе развивающегося международного разделения труда).
Экономическое объединение стран как второй этап глобализации, предполагающий интенсивные связи между ними и в сфере производства, в истории земной цивилизации начинается в результате формирования колониальных империй.
Появление в мире развитых индустриальных и отсталых стран, находящихся на доиндустриальной стадии экономического развития, создало объективные предпосылки для возникновения отношений международной колониальной (и полуколониальной) зависимости. Эксплуатация колоний обусловила высокие темпы накопления капитала в развитых странах и появление международных монополий, сформировавших в конечном счете транснациональную систему международного производства. По существу этап экономического объединения - это этап транснационализации экономики, организации наднациональных производственных связей, вступающих в противоречие с сохраняющейся национально-государственной организацией хозяйственной жизни.
Этап "экономического слияния" в глобализационном процессе характеризуется: во-первых, созданием всемирных экономических организаций (таких, как Всемирный банк, Всемирная торговая организация, ISO - международная организация по стандартизации), в принципе призванных разрешать противоречия между национальными и транснациональными экономическими интересами; во-вторых, появлением глобальных систем производства и информации, представленных в современных условиях всемирной сетью Internet, глобальным производством компьютерной техники и программного обеспечения, всемирными отраслевыми организациями, в том числе в сферах транспорта и связи, всемирными экологическими организациями, постепенным развитием всеохватывающего электронного производства и бизнеса; в-третьих, развитием международной экономической интеграции в разных регионах мирового хозяйства.
Термин "слияние" применим, на наш взгляд, для оценки тенденции к организации все более единого международного производства, использующего единые международные стандарты качества продукции (услуг, работы), производственных издержек, единые экологические нормативы, единые правила торговли, конкуренции, - тенденции к формированию новой, соответствующей национальным интересам всех стран мира, системы внутриотраслевой международной специализации и кооперации в производстве, науке, создании техники и подготовке кадров.
Поэтапное развитие глобализации экономики, вместе с тем, - это развитие в противоречиях, разрешение (снятие) которых требует радикальных реформ в национальной и мировой экономике, в том числе за счет организации и совершенствования региональных интеграционных группировок.

2. Реформы как средство разрешения противоречий экономической глобализации

"Вводить нововведения -
не значит реформировать".
Эдмунд Берк

Реформы (преобразования, переустройство, "перестройка" - от лат. reformare), с нашей точки зрения, неправомерно противопоставлять революционным преобразованиям в экономических и политических системах. Они могут быть и революционными (как, например, реформа 1861 года в России, отменившая крепостное право), когда предусматривают качественные изменения в производительных силах и производственных отношениях, в том числе международных.
Организация интеграционных формирований в мировой экономике - также реформа, и реформа революционного значения.
Региональная международная интеграция, в частности интеграция стран ЕврАзЭС, входит в хозяйственную жизнь государств, заключающих соответствующие договоры, с целью разрешить (снять) противоречия глобализации экономики на ее высшем этапе - при возникновении конкретных проблем и задач в отношении организации единого международного производства. Она предусматривает совместные меры: по ускорению и унификации реформ в национальной экономике; по созданию условий, необходимых для наиболее эффективного включения участников интеграции в процесс организации новой системы международной производственной и научно-технической кооперации и специализации; по устранению разрыва в уровнях экономического и социального развития стран, заключающих интеграционные договоры и соглашения.
Противоречия глобализации объективно обусловлены ее характером исторического процесса раздвоения единого и развития единства и борьбы противоположностей. Единством является мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств. Противоположности в рамках этого единства: а) развитие относительно обособленного национального производства, б) поэтапное развитие международного производства.
К важнейшим противоречиям экономической глобализации, характеризующим состояние единства и борьбы противоположностей, относятся: противоречия между национально-государственным обособлением хозяйственной жизни и тенденциями к ее интернационализации и транснационализации; возникающие на этой основе противоречия между национальными и глобализационными экономическими интересами (в том числе в отношении рационального использования ресурсов и защиты природной среды и озонового слоя Земли); противоречия между высокоразвитыми и развивающимися, богатыми и бедными странами; противоречия между государствами как собственниками экономических ресурсов и международными монополиями (ТНК); противоречия между частной, государственной и международной (складывающейся в рамках ТНК) собственностью; противоречия между всемирными экономическими организациями, государствами и ТНК; противоречия внутри всемирных экономических организаций.
Эти противоречия приводят к мировым и локальным войнам. Они могут взорвать цивилизацию и требуют поиска разных путей снятия противоречий. Одним из таких путей и является развитие региональной экономической интеграции, позволяющее локализовать решение ряда сложных задач глобализации, усилить позиции развивающихся стран в международной конкуренции, а соответственно и в снятии противоречий между богатой и бедной частью населения мира, в том числе в переговорном процессе во всемирных экономических организациях.
Но только научная концепция интеграции позволяет получить четкое представление о ее стратегических ориентирах, месте и роли в разрешении названных противоречий. При отсутствии или несовершенстве концептуального видения проблем реформирования международных экономических отношений посредством региональной интеграции она может оказаться лишь рядом нововведений, а не подлинной реформой, обеспечивающей наименее конфликтное развитие глобализационного процесса.
Опыт интеграции в "постсоветском пространстве" подтверждает этот вывод.
"Парад суверенитетов" при распаде тех или иных имперских образований, недооценка значения и необходимости сохранения рациональных производственных связей, сформировавшихся в рамках "империй", инерция антиимперских и имперских традиций, преувеличение роли национальной специфики всегда оказываются серьезными препятствиями для создания эффективных интеграционных структур.
Уход с исторической арены Советского Союза не был вызван решением о создании СНГ. Он был предопределен объективными закономерностями развития мировой экономики, в соответствии с которыми распад колониальных (и полуколониальных) империй неизбежен. При этом является неосновательным, с нашей точки зрения, и распространенное утверждение о том, что создание СНГ было попыткой "цивилизованного развода" республик СССР. Их "развод" состоялся до образования Содружества Независимых Государств в связи с провозглашением ими государственного суверенитета в распадавшемся "советском пространстве". Организация СНГ была попыткой не развода, а реформирования уходящего в историю Союза с целью сохранения по крайней мере некоторых прежних экономических отношений, некоторых элементов бывшего единства хозяйственной жизни и сотрудничества, попыткой определенной интеграции.
Однако в связи с национальными амбициями (в общем естественными при становлении новых суверенных государств) и из-за отсутствия научной концепции развития интеграции независимых стран попытка реформирования прежних "союзных" отношений (сопровождавшаяся и призывами "назад - к СССР") оказалась малоэффективной. 12 суверенных государств в качестве нововведений предложили и создали сложную систему межгосударственных органов (представленную первоначально примерно пятью десятками (а затем и большим количеством) советов, комитетов, комиссий, межпарламентской ассамблеей, экономическим судом, межгосударственным банком), в известной мере подобную системе органов союзного государства. Им удалось обеспечить некоторое согласование экономической политики, сохранить до определенного времени взаимные торговые отношения, создать основы общего правового пространства (благодаря успешной деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ) и систему коллективной безопасности.
Тем не менее, Содружество Независимых Государств было и остается "неразвитым началом" интеграции. Важнейшая из поставленных им целей - "всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция" - не была и не могла быть достигнута, поскольку органы Содружества принимали лишь необязывающие рекомендации, не был создан эффективный механизм интеграционного взаимодействия. По существу бездействовал Межгосударственный банк. Крайне ограниченным был масштаб деятельности Экономического суда. Отсутствовали реальные стимулы к развитию международной производственной кооперации, да и взаимной торговли. И без того слишком большой чиновничий аппарат, созданный в каждом из новых независимых государств, был дополнен громоздким и недостаточно работоспособным межгосударственным аппаратом. Это способствовало сохранению прежних (унаследованных от советского союзного государства) тенденций к чрезмерному администрированию, да и имперских взглядов и представлений.
С одной стороны, нарастание противоречий между участниками СНГ, приведшее и к сокращению объемов их взаимной торговли, с другой - усложнение условий конкуренции в мировой экономике потребовали принятия решений о дальнейшем реформировании международных экономических отношений в рамках Содружества. Центральным из них явилось решение о создании Евразийского экономического сообщества как организации, призванной обеспечить развитие реальной экономической интеграции в нашем регионе мирового хозяйства на основе реализации последовательных реформ системы управления сотрудничеством с учетом реалий и перспектив дальнейшего развития экономической глобализации.
Согласование экономических интересов суверенных государств реально только при тесном смыкании их производственных и научно-технических потенциалов - при эффективной международной производственной и научно-технической интеграции на избранных направлениях сотрудничества. Для этого необходимы международные органы управления, чьей функцией становится принятие обязательных для исполнения межгосударственных решений (к которым и относятся решения Межгосударственного Совета и законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС).
Наибольшее значение в практике реформирования в настоящее время имеют: разработка и реализация законодательных актов ЕврАзЭС как актов прямого действия, - в первую очередь, Основ законодательства о стандартизации и сертификации товаров и услуг с учетом международных стандартов и правил ВТО, Основ законодательства о гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов, Основ налогового, таможенного, антимонопольного, трудового, инвестиционного законодательства и законодательства об образовании; разработка и реализация ряда межгосударственных стратегических программ.

3. Диалектика развития Евразийского экономического сообщества

Volentem ducunt fata,
nolentem trahunt. -
"Желающего судьба ведет,
нежелающего - тащит".

Региональная международная интеграция требует прохождения сотрудничества суверенных государств через этапы политического, экономического, правового сближения, объединения и слияния.
В политической сфере реформа управления сотрудничеством государств - членов ЕврАзЭС предполагает преобразование "сообщества" в "союз", а следовательно, развитие наднациональных (надгосударственных) функций управления сотрудничеством и в целом социально-экономическими процессами в интеграционной группировке (что и означает своеобразное слияние ранее обособленных функций управления).
В правовой сфере реформирование представляет собой поэтапный процесс: сближения важнейших национальных законодательных актов отдельных государств; унификации - объединения национальной законотворческой и правоприменительной деятельности для формирования общего правового пространства в регионе интеграции; гармонизации законодательства государств - участников интеграции, характеризующей его определение; слияние - создание правовых норм, обеспечивающих формирование единого правового пространства.
В области экономических отношений интеграционная реформа означает: согласование структурной перестройки национальных хозяйств; совместное программирование движения по важнейшим направлениям социально-экономического развития; развитие совместной инвестиционной и инновационной деятельности; создание совместных предприятий, финансово-промышленных групп и ТНК, действующих в рамках программ развития международной специализации и кооперации в регионе интеграции; формирование и развитие общих, а затем единых рынков, в том числе рынков капитала и рабочей силы.
Решающим фактором в этих преобразованиях являются принципиальные изменения в общественном и технологическом способах производственной деятельности, связанные с глобальным расширением сферы товарно-денежных отношений и развитием международного информационного производства.
Современная научно-техническая революция просто вталкивает все страны мира в новую систему производственных отношений, "тащит" в этом направлении и тех, кто еще до конца не осознает изменений, происходящих в мировом хозяйстве.
А изменения эти радикальны. Сформировалась в отдельных развитых странах и развивается программная индустрия. Возникли информационные экономические комплексы, основанные на информационных технологиях. Совершенствуется глобальная система Internet-экономики. Расширяется экспорт и импорт программного обеспечения. В информационной экономике все более уверенные позиции занимают ТНК. Быстро развивается электронный бизнес, превращаясь в глобальный процесс, в связи с чем появляется и экспорт бизнес-моделей производства, референтных моделей сервиса.
В данной ситуации диалектика развития ЕврАзЭС определяется тем, что, создавая обособленную интеграционную структуру, участники интеграции не могут обособляться от процессов в других регионах глобализующейся экономики, в том числе не осуществлять контактов с другими региональными интеграционными формированиями ("обособляться, не обособляясь"). С другой стороны, диалектику развития ЕврАзЭС определяет тот факт, что Сообщество само представляет собой единство противоположностей - национально-государственных и глобализационных начал.
Снятие противоречий такого диалектического развития предполагает преодоление конфронтационных тенденций (в том числе в отношениях со странами СНГ, не являющимися членами ЕврАзЭС), упразднение неоправданных таможенных и иных барьеров, постоянный поиск компромиссов, достижение единства в понимании проблем современного этапа развития международного производства.
Практические решения должны быть направлены на разработку и выполнение международных программ, обеспечивающих адаптацию национальных хозяйств к глобализационным процессам.
Особенно важны для Сообщества Комплексная программа ускорения научно-технического прогресса (подобная "Комплексной программе научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года" ) и программа "Электронное сообщество" (аналог программы Европейского союза "Электронная Европа").
Не менее важно участие всех стран ЕврАзЭС в деятельности ВТО, в ее новых саммитах, на которых будут уточняться нормы и правила внешнеэкономической деятельности в связи с расширением международной электронной торговли и другими новациями, вызываемыми научно-техническим прогрессом и глобализацией.
Стратегическое значение имеют устойчивые связи не только (и даже не столько) с Европейским союзом, но и с АТЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР - в связи со смещением центра мирового хозяйства в восточном направлении - в Азиатско-Тихоокеанский регион и повышением роли в мировой экономике таких крупнейших и быстро развивающихся государств, как Китай и Индия.
Все более значимым в условиях глобализации становится и диалог религиозных конфессий, в частности, для развития широкого сотрудничества с государствами Исламской конференции.
Таковы некоторые предварительные соображения к разработке концепции "Развитие Евразийского экономического сообщества в ХХI веке".
Разумеется, дискуссии и сама жизнь могут их серьезно корректировать. "Qui vivra verra" - "будущее покажет" и правоту, и ошибочность тех или иных концептуальных представлений.


1 Н.А. Черкасов. К ренессансу отдельных положений марксизма в концепции и стратегии региональной экономической интеграции. - "Проблемы современной экономики", 2003, ? 1.
2 Иные подходы к интеграции при анализе международных экономических отношений, на наш взгляд, лишают эту категорию научной определенности и приводят к расширительной и даже формальной трактовке интеграции (наподобие (ad modum) "интеграция в мировую экономику").
3 Устав Содружества Независимых Государств. Статья 2.
4 Программа, принятая государствами - членами Совета Экономической Взаимопомощи в 1985 г., ориентировала их сотрудничество на решение стратегических задач в области электронизации экономики, комплексной автоматизации, на ускорение развития атомной энергетики и биотехнологии, создание и использование новых материалов и производственных технологий.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия