Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Джоробекова Г. Э.
старший преподаватель Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына

Иностранные граждане в европейском союзе: общие подходы к их интеграции

Авторы специального исследования этой проблемы, проведенного по просьбе Совета Европы [1], считают, что во всех странах ЕС приняты меры для обеспечения легального проживания иностранцев, их равного права на занятость, жилье, образование, что существует прогресс в отношении политики гражданства, натурализации иммигрантов, борьбы с дискриминацией, расизмом и ксенофобией. Большинство стран-участниц ЕС исходят из того, что равная доступность социальных достижений - это главное условие интеграции иммигрантов в европейское общество. Все государства более или менее согласны с присутствием иммигрантов на рынке труда и вместе с тем признают, что занятость и высокий уровень образования необходимы для обеспечения стабильного дохода и, следовательно, для уменьшения зависимости от общественной помощи.
В 2003 г. Еврокомиссия представила Совету, Европарламенту, Комитету регионов, Экономическому и социальному комитету ЕС документ `О политике иммиграции, интеграции и занятости` [2], а на неформальной встрече в г. Верия (Македония) 28-29 марта 2003 г. министры юстиции и внутренних дел поручили Еврокомиссии подготовить соответствующий доклад на основе перечня вопросов, предложенного странам ЕС и странам-кандидатам [3].
В подготовленном докладе было отмечено, что основные цели интеграционной политики стран Евросоюза по отношению к иммигрантам одни и те же: это использование возможностей для предоставления им оплачиваемой работы и развития их индивидуальной деятельности, а также создание условий для активного участия иммигрантов во всех сферах жизни принимающих стран [4].
Позитивным решением отдельных стран ЕС (Финляндии, Дании, Нидерландов, Германии, Австрии) Еврокомиссия признала разработку соответствующего законодательства с учетом местных условий и потребностей иммигрантов. Было отмечено, что национальные программы интеграции иммигрантов включают языковую подготовку, ознакомительные курсы, а также профессиональную подготовку для рынка труда, что продолжительность таких программ интеграции в странах ЕС - 2-3 года, что ознакомительные курсы (например, в Германии) предоставляют иммигрантам информацию о правовой системе, культуре и истории страны. В Дании такие курсы являются составной частью языковой подготовки [5].
В марте 2004 года министр по вопросам иммиграции Голландии Рита Вердонк предложила, чтобы все иммигранты в этой стране прошли через курсы социальной интеграции и сдавали экзамены по их окончании.
Ознакомительные программы - это инвестиции в будущее, к которому должны стремиться иммигранты и принимающее общество, стартовая площадка, позволяющая иммигрантам получать необходимые знания и навыки для самодостаточного развития. От этого выигрывает и принимающее общество, поскольку иммигранты способны внести определенный вклад в его развитие.
Ряд стран ЕС, хотя и не имеют соответствующего законодательства, но также принимают меры по адаптации иностранцев к условиям принимающей страны и по обеспечению равенства прав, ответственности и участия каждого иммигранта во всех сферах общественной жизни. Такова политика Швеции, Великобритании, Ирландии. Правда, что касается Ирландии, то в ней иммигранты должны предварительно получить приглашение, дающее право на трудоустройство (по крайней мере, так выглядела ситуация в 2003 г.).
В период 2001-2004 г.г. Испания реализовывала `Глобальную программу интеграции`, которая предусматривала меры по обеспечению прав иммигрантов в области медицины, образования, воссоединения семей, религиозной свободы, получения гражданства, работы, по борьбе с ксенофобией и расизмом и т.д. [6] В Португалии Верховная комиссия по иммиграции и этническим меньшинствам также осуществила ряд важных соответствующих мер, в том числе информационного характера. Правительство Люксембурга особое внимание уделяет программам интеграции детей иностранцев (доля которых в контингенте учащихся в школах достигает 38%) - исходя из принципов совместного обучения, трилингвизма, равных возможностей [7].
В Австрии и Дании иммигрантов обязывают заключать `соглашения об интеграции` при условии успешного окончания соответствующих национальных курсов. Неудача на `выпускных экзаменах` может повлечь за собой отказ в продлении вида на жительство [8].
Важным условием реализации политики такой интеграции является наличие местных и региональных органов, правомочных решать соответствующие проблемы. В Испании и Нидерландах, например, этими проблемами занимаются власти крупных городов. В Германии программы курсов интеграции определяют земельные власти, но их реализация возлагается в том числе и на публичные и частные организации. В Дании и Финляндии всю ответственность за разработку таких программ и подбор их исполнителей несут местные муниципалитеты [9]. В бельгийском Генте существует специальная муниципальная служба по вопросам интеграции, основанная городскими властями и фламандской общиной. С апреля 2004 года ею реализуется ознакомительная программа для всех категорий вновь прибывших иммигрантов, легальных мигрантов, признанных беженцев, жертв трафика и их детей. Программа предусматривает языковую подготовку (около 1200 часов на четырех уровнях), а также 75-часовой курс по практическим и административным вопросам. Преподавание ведется на турецком, арабском, французском, английском, русском, испанском, персидском, албанском, сомалийском и голландском языках [10].
Успех этой деятельности, естественно, во многом зависит от объема финансирования. По официальным данным [11], в 2002 году на эти цели Германия на федеральном уровне выделила 169 миллионов евро, Италия (на всех уровнях власти) - 42 миллиона, Нидерланды - 265 миллионов, Швеция - 219 миллионов.
Разумеется, различия в экономической ситуации в разных странах ЕС предопределяют и различия в отношениях к иммигрантам. Для ряда из них особенно важен приток высококвалифицированной рабочей силы, для других - неквалифицированной. Многое зависит также от уровня безработицы в той или иной стране. Например, среди проживающих в Берлине мужчин-турок безработными являются свыше 40% [12].
По отношению к безработным иммигрантам страны Евросоюза проводят либо общую, либо индивидуальную политику. Испанские программы, например, предусматривают поиск вакансий по всей стране. Нидерланды выдвинули в качестве специфических национальных целей снижение различий в уровнях безработицы среди мигрантов и голландцев. В Финляндии пытаются бороться с дискриминацией и изыскивают дополнительные ресурсы для профессиональной подготовки иммигрантов. Австрия ежегодно устанавливает квоты для высококвалифицированных специалистов и сезонных работников. Итальянские работодатели, нанимающие в пределах таких квот иммигрантов, обязаны обеспечить их работой, жильем и покрыть транспортные расходы [13]. В некоторых странах при реализации таких мер на рынке труда участвуют социальные партнеры.
Иммигранты, как правило, имеют свободный доступ к участию в социальной и культурной жизни принимающей страны, к ее системе образования, могут участвовать и в политической жизни, в деятельности политических партий, ассоциаций, обществ и организаций. Почти половина государств-членов Евросоюза предоставляет гражданам `третьих` стран некоторые политические права. Установленный период легального проживания (от 6 месяцев до 5-ти лет) позволяет иммигрантам участвовать и в местных или муниципальных выборах. Еврокомиссия считает принципиально важным участие иммигрантов, иммигрантских организаций в процессе принятия решений в стране проживания. Разумеется, речь идет не о прямом принятии решений, а о решениях через специальные советы иммигрантов. Правда, и структура этих советов, и их компетенции существенно различаются в разных странах Евросоюза. В Португалии, например, консультативный совет по вопросам иммиграции обеспечивает участие иммигрантских организаций, их социальных партнеров и институтов социальной солидарности в разработке политики социальной интеграции. Национальный совет Люксембурга по делам иностранцев уполномочен предоставлять правительству конкретные предложения по улучшению положения иностранцев. При этом половина членов совета состоит из самих иностранцев, избираемых иммигрантскими организациями. На местном уровне муниципалитеты, на 20% состоящие из граждан третьих стран, обязаны учреждать специальные комиссии. Аналогичная схема используется Данией. По требованию не менее 50 человек все муниципалитеты обязаны учреждать совет по интеграции. В Финляндии бюро советников по этническим отношениям проводит мониторинг по проблемам интеграции. В работе бюро участвуют иммигранты - представители традиционных для Финляндии этнических меньшинств, министры, социальные партнеры, представители неправительственных организаций. Греция еще не создала такой консультативный орган, но ее институт миграционной политики проводит соответствующие исследования, собирает информацию, контролирует уже подготовленные проекты. В Италии действуют различные консультативные структуры, в том числе Национальная организация по координации интеграционной политики [14].
Позитивную оценку Еврокомиссии получили антидискриминационное законодательство в странах ЕС и правовое обеспечение директивы Совета ЕС 2004/43 `О реализации принципа равного отношения между лицами независимо от их расового или этнического происхождения` [15]. Почти все страны ЕС проводили с этой целью разъяснительные компании, осуществляли специальные программы. Нидерланды приняли национальный план борьбы с расизмом. В 2001 г. аналогичный план приняла и Финляндия. В некоторых странах ЕС проводился мониторинг реализации этих и подобных программ.
Обобщая существующую в странах ЕС практику, можно отнести к основным моментам `интеграции` иностранцев в европейское общество:
? уважение фундаментальных ценностей в демократическом обществе;
? право на сохранение культурной идентичности мигрантов;
? предоставление мигрантам прав и обязанностей, сравнимых с теми, которые имеют граждане Евросоюза;
? активное и равноправное участие мигрантов в социально-экономической, культурной, политической и гражданской жизни принимающей страны [16].
В Нидерландах индикатором успешной интеграции является самообеспечение иммигрантов, в Австрии - натурализация иностранцев. Но большинство стран ЕС пока не располагает инструментами измерения эффекта от интеграции иностранцев в их социально-экономические и иные системы.
Зато почти полное единодушие страны ЕС обнаруживают при оценке главных помех такой интеграции: это недостаточное знание языка страны пребывания, отсутствие необходимого образования и знаний, трудности в оценке квалификации иммигрантов, признании иностранных дипломов и экзаменов. Некоторые страны ЕС указывают и на трудности, связанные с безработицей среди иммигрантов, с отношением к иммигрантам со стороны местного населения. В Австрии, например, существенной помехой интеграции являются религиозные различия и т.д.
Большое значение в этой связи приобретает мониторинг процесса интеграции, в том числе специальные ежегодные отчеты в национальных парламентах. В Нидерландах положение этнических меньшинств парламент анализирует с социально-структурной, социально-культурной и политико-институциональной точек зрения. В Италии парламент получает ежегодные отчеты о положении иммигрантов, в Финляндии ежегодно рассматривает уровень занятости, условия жизни, положение детей, молодежи и женщин среди иммигрантов, их обеспеченность социальными услугами.
Слишком большой разброс подходов к интеграции иностранцев в странах Евросоюза противоречил бы логике развития общего пространства свободы, безопасности и правопорядка, являющегося ключевой стратегической задачей Европейского союза. Соответственно необходимы дальнейшая гармонизация национальных программ, разработка общей политики и стратегии для решения данной сложной проблемы.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия