Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Торопыгин А. В.
советник Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС,
кандидат политических наук


К созданию в СНГ общего пространства безопасности

Теоретические подходы к проблеме безопасности в регионе Содружества Независимых Государств можно рассматривать как ортодоксальные, несколько модернизированные и как "новое политическое мышление". Для первых характерны оценки с позиции "гегемонии" и "однополярности" мира, для вторых - признание его "многополярности", для третьих особое внимание к вопросам "евразийства" и использованию возможностей Содружества в обеспечении безопасного развития [1].
Эти теоретические подходы, однако, далеко не в полной мере оценивают реальную ситуацию.
Быстрое увеличение числа локальных конфликтов, вовлеченность в них значительных масс населения, жестокость действий их участников поставили перед мировым сообществом вопрос о совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, в первую очередь, о миротворчестве и защите прав человека. Сложившаяся система представлений о безопасности адекватного ответа на такой вопрос не давала.
Соответственно появились попытки новых оценок проблемы безопасности и путей ее решения, основанные на стремлении согласовать принципы уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела с растущим убеждением, что международное сообщество не может и не должно оставаться безучастным к гибели и страданиям людей. Правда, в этой связи получили распространения выводы о неизбежности "десуверенизации", "гуманитарных интервенций", "экспорта демократии" [2].
Для более основательных выводов необходимы:
1) исследование типологии конфликтов, чтобы выделить конфликты интересов вокруг глобальных экономических проблем, конфликты, характерные для стран с переходной экономикой (развивающихся государств), конфликты идентификации, характерные для обществ, пытающихся отождествить себя с определенной этнической, религиозной, языковой общностью; 2) выделение и оценка стадий конфликта: предконфликтной, конфликтной и стадии разрешения конфликта.
К сожалению, в СНГ в целом, в России, в частности, сфера научных интересов, связанных с изучением проблемы безопасности еще не определилась в полном объеме, не установлены ее связи с конфликтологией, проблемами войны и мира [3], региональной безопасности, предполагающей формирование общего пространства безопасности в отдельных мировых регионах, в том числе в регионе СНГ.
На наш взгляд, необходимо четко фиксировать цели и принципы организации общего пространства безопасности. К таким целям относятся, прежде всего, создание условий, при которых обеспечивается нейтрализация вызовов и угроз и имеется возможность их снижения и стабильного развития государства. Важнейшими принципами при создании общего пространства безопасности можно считать: принцип законности, ненанесения ущерба друг другу, приоритет мер предупреждения, неотвратимость наказания за осуществление противоправного деяния, сочетание гласных и негласных методов борьбы.
Не менее важно определять направления формирования пространства безопасности, к которым относятся: создание совместных вооруженных сил и широкое взаимодействие спецслужб, разработка научных концепций безопасности и совершенствование на их основе миротворческой, оборонной и антитеррористической деятельности, гармонизация национальных законодательств по вопросам безопасности, развитие интеграционного взаимодействия в сфере экономики, совершенствование системы глобальной международной безопасности.
Сокращение численности вооружений и вооруженных сил - одно из направлений общего повышения безопасности в мире. Однако потеря контроля над этим процессом может обернуться катастрофическими последствиями. Поэтому уже при создании СНГ его участники взяли на себя обязательство сформировать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, создать необходимые условия для согласованного размещения стратегических вооруженных сил, согласованной политики по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Вместе с тем, декларации о государственном суверенитете, принятые в ряде стран СНГ в 1990 г., утвердили их право на собственные вооруженные силы. Стремление государств- участников СНГ к созданию собственных вооруженных сил было закреплено в Соглашении о Вооруженных Силах и пограничных войсках (1991 г.).
Развитие этого процесса наталкивалось и наталкивается на отсутствие научной концепции безопасности, теоретические разногласия по поводу трактовок понятий "национальная безопасность", "национальные интересы", "территориальная целостность", "независимость", "суверенитет", соотношения военной, экономической, технологической, экологической, информационной, культурной и иной безопасности, в том числе безопасности, обусловленной угрозой со стороны международного терроризма.
Наиболее разработанной оказалась концепция национальной безопасности, в которой центральное место занимает государство и, соответственно, его военная доктрина.
Концепция "общей безопасности", сформировавшаяся в 90-х годах прошлого века, оспаривала претензии национального государства на исключительное положение в области безопасности, внешней и внутренней. Сторонники ее признавали за группами граждан, органами местного самоуправления, национальными и международными организациями, национальным и международным общественным мнением не меньше прав, чем за государством, делали главный акцент на безопасность человека, "человеческое" измерение безопасности. К сожалению, их взгляды не пошли дальше общих рассуждений.
На смену этому подходу пришла концепция "кооперационной безопасности", авторы которой заявили о ее принципиальном отличии от коллективной безопасности времен биполярного противостояния [4]. В ней отвергается вывод о том, что главным для безопасного развития остается поддержание баланса между ведущими мировыми державами, к которым, помимо США, причисляются Россия, Китай, Япония и страны ЕС. Утверждается, что отношения большинства стран, демократических по своему характеру, или находящихся на пути к демократии, характеризуются определенной стабильностью, что, основные угрозы безопасности исходят от стран, не входящих в эту группу. Кооперационная безопасность допускает использование силовых методов, в том числе военной силы, для урегулирования международных проблем и конфликтов, для поддержания стабильности в ключевых для США и их союзников регионах.
Но обеспечение национальной безопасности с учетом национальных интересов государств-участников СНГ не может сводиться к обеспечению такой "кооперационной" безопасности. Оно предполагает предотвращение не только внешних и внутренних угроз, но и прежде всего, развитие материальных и духовных ценностей общества, обеспечение прав и свобод личности, конституционного строя. Национальная безопасность каждого из государств Содружества требует разработки не только военной доктрины, но и стратегии обеспечения экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.
В результате в СНГ появилась система Договора о коллективной безопасности (ДКБ). (Правда, в ней отказались участвовать Молдова, Туркменистан, Украина). Участники ДКБ взяли на себя обязательство разрешать разногласия с другими государствами мирными средствами, не вступать в военные союзы и не принимать участие в группировках и действиях, направленных против того или другого из государств Содружества, использовать свои вооруженные силы исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН.
В 2000 г. был подписан меморандум с целью большей адаптации ДКБ к современной геополитической ситуации: борьбы с терроризмом, предотвращения и урегулирования конфликтов на территориях участников. Был создан консультативный механизм договора по проблемам миротворчества и учреждена Организация Договора о коллективной безопасности [5] как региональная организация безопасности, в которую ныне входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Была сделана определенная ставка и на региональную систему безопасности ОБСЕ.
В связи с этим следует отметить, что уже в 90-е годы появилось предложение реорганизовать ОБСЕ как важнейший институт, который мог бы заменить НАТО, придать генеральному секретарю ОБСЕ не только административные, но и политические функции, образовать Совет европейской безопасности с участие России, США и государств европейского Союза [6]. Однако позже в Заявлении от 3 мая 2004 г. было признано, что эта организация не сумела обеспечить эффективного решения вопросов безопасности и сотрудничества в евроатлантическом пространстве.
В СНГ в соответствии с Уставом Содружества были созданы Совет министров обороны, Главное командование Объединенных Вооруженных Сил (ОВС), Совет командующих Пограничными войсками. Затем Главное командование ОВС было преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества, в функции которого вошли: координация усилий государств СНГ при реализации международных договоренностей по мерам доверия и повышению открытости в военной сфере, сокращению обычных вооруженных сил и вооружений, предупреждению о ракетном нападении и контроле космического пространства, использованию групп военных наблюдателей и коллективных сил поддержанию мира и др. А в 2000 г. был образован Антитеррористический центр СНГ для координации усилий в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Разработаны Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества, Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности, Концепция взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества.
Для реализации этих концепций весьма важна эффективная межпарламентская миротворческая деятельность, предполагающая нормативные и оперативные акции: реализацию принципов международного права в деятельности парламентов стран СНГ, предложения и требования к невоюющим и воюющим странам в отношении мирных инициатив, совершенствование правовых основ миротворческой деятельности, в том числе, путем разработки модельных законодательных актов и заключения международных договоров, переговоры, миссии по урегулированию, семинары и рабочие встречи, оказание гуманитарной помощи, освобождение военнопленных и т.д. Так, подписанный парламентариями Содружества Бишкекский протокол способствовал прекращению военных действий в нагорно-карабахском конфликте. Значительную роль миротворческая межпарламентская деятельность сыграла и в урегулировании конфликта в Таджикистане.
Особое значение для создания пространства безопасности в СНГ имеет борьба с международным терроризмом. Первая масштабная акция СНГ в борьбе с международным терроризмов была предпринята в 1999 г. в Кыргызской Республике [7]. В этом же году были подписаны два важных договора: о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ. Второй договор позволяет создавать специальные антитеррористические формирования.
Безопасность напрямую зависит от развития интеграционных процессов в Содружестве, в первую очередь от успехов интеграции в Евразийском экономическом сообществе, в рамках которого основные вызовы безопасности связаны с его южными границами. Обеспечение безопасности этих внешних границ - наиболее существенный вклад Сообщества в формирование общего пространства безопасности. С этой целью был подписан Договор о сотрудничестве в охране внешних границ (2003 г.). Протоколами к нему регламентирована оперативно-розыскная деятельность для борьбы с контрабандой, незаконной миграцией, противодействия транснациональной организованной преступности, международному терроризму, религиозному экстремизму. Подготовлен проект Соглашения "О взаимодействии пограничных ведомств Евразийского экономического сообщества при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах", согласно которому предусматривается организация совместных пограничных группировок на границе отдельных государств ЕврАзЭС.
Существенное значение для создания пространства безопасности в СНГ имеет и Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России. В частности, к совместному ведению Союзного государства относятся формирование региональной группировки войск и разработка совместной пограничной политики, создание объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил. В союзном бюджете расходы на военно-техническое сотрудничество и правоохранительную деятельность уже достигли 741, 7 млн. российских рублей.
Вместе с тем, поскольку безопасность в мире неделима, создание пространства безопасности в СНГ зависит от вклада участников Содружества в обеспечение международной безопасности, от их работы над проектами договоров и конвенций в комитетах ООН, от участия в миротворческой деятельности в других регионах мира. Следует в этой связи признать, что и Программа НАТО "Партнерство во имя мира" способствовала развитию такого сотрудничества, проведению миротворческих, поисково-спасательных, гуманитарных операций.
В декларации сессии Совета НАТО о программе "Партнерство во имя мира" было заявлено о дальнейшем преобразовании политических и военных структур альянса и об его расширении за счет новых государств [8]. В настоящее время Россия имеет специальное соглашение с НАТО. Грузия и Украина стремятся стать его полноправными членами.
На восточном направлении особое значение для формирования пространства безопасности имеет деятельность государств-членов ЕврАзЭС в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной для совместного противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, с незаконной миграцией и имеющей региональную антитеррористическую структуру, являющуюся постоянно действующим формированием.
В целом же в рамках СНГ основными направлениями интеграционного взаимодействия в целях создания пространства безопасности являются урегулирование вооруженных конфликтов, борьба с незаконной миграцией, организованной преступностью, интеграция в военной области и приграничное сотрудничество.
Создание правовых основ сотрудничества ориентируется на те проблемы, которые представляют наибольшую угрозу безопасному развитию, прежде всего в Центральной Азии и на юге России, в том числе со стороны международных террористических организаций.
Важно, что антитеррористическое сотрудничество организуется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел, Советом министров обороны, Советом командующих пограничными войсками, Консультативным советом генеральных прокуроров. Эта межведомственная координация деятельности силовых структур способствует комплексному противодействию политическому терроризму и экстремизму в СНГ.
В то же время негативно влияют на международное сотрудничество в области обеспечения безопасности длительные сроки ратификации подписанных международных соглашений, принятия соответствующих национальных законодательных актов, практика разноскоростной и разноформатной интеграции.
Должно быть уделено значительно большее внимание и приграничному сотрудничеству государств-участников СНГ, учитывая, что изменение статуса их границ ухудшило положение граждан по обе их стороны, что еще не завершено до конца международно-правовое оформление границ, формирование совместной пограничной инфраструктуры.
Необходимо расширить и функции Экономического Суда Содружества, наделив его большей компетенцией в вопроса, связанных с обеспечением безопасности, в первую очередь с разрешением конфликтных ситуаций.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия