Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Гайнутдинов Р. И.
заместитель председателя Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты,
кандидат философских наук


Структура российского бизнеса: социально-политический аспект

Непременным условием строительства общества рыночного хозяйства и демократии является обеспечение свободы предпринимательской инициативы, что возможно только через установление структуры бизнеса, адекватной структуре собственности.
В российском бизнесе действуют три группы собственников: представители крупного, среднего и малого бизнеса. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает не только развитие различных форм собственности, но и дифференциацию указанных групп в соответствии с рядом признаков. Сохранение, развитие и защита частной собственности ? общий корпоративный интерес, объединяющий всех представителей собственников. Однако на этом корпоративный интерес исчерпывает себя, хотя именно он является цементирующей силой данного слоя, определяя общую линию поведения в вопросах собственности и отношений, возникающих по поводу и вокруг нее. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние корпоративные интересы, свою позицию и видение экономической политики государства, решения социальных проблем в обществе и способов влияния на принятие жизненно важных для страны социально-политических решений. Например, крупный бизнес заинтересован в либерализации антимонопольной политики, средний и малый, напротив, - в ограничении влияния монополий, что должно повлечь за собой развитие конкурентной рыночной среды, формирование относительно равных условий для всех игроков.
В качестве основных критериев, позволяющих определить занимаемую в структуре бизнеса нишу, выступают количественные параметры: численность занятых работников, объем делового оборота, размеры прибыли, величина уставного капитала и др. Однако в зависимости от сферы экономической деятельности и специфики экономики эти критерии меняют свою значимость [1]. Наличие огромного разрыва в системе трансформации собственности и управления делает российскую структуру бизнеса в целом неадекватной принципам успешного развития предпринимательства как такового. Сложившаяся в виде перевернутой пирамиды структура российского бизнеса, как и в начале ХХ века, не имеет под собой широкой социальной опоры, что делает ее весьма неустойчивой.
Если рынок западных стран несколько веков формировался на основе структур малого бизнеса, то в России в результате либеральных реформ, выбранного способа приватизации и несовершенной законодательной базы основой экономики стала ориентированная на экспорт сырьевая модель, каркас которой составляют крупнейшие компании. Они являются основными добытчиками валюты для страны, и в сложившейся экономической системе именно от них зависит благополучие России. Поэтому можно сказать, что крупный российский бизнес в основном уже сформировался как важнейший общественный институт и стал реальным фактором, влияющим на ход российских реформ.
Формирование крупных холдингов или интегрированных бизнес-групп - это результат совокупного действия многих объективных и субъективных факторов. В их числе - доминирование в плановой экономике крупных предприятий, особенности выбранных в 90-е годы национальных моделей приватизации и, как следствие, преобладание в экономике государственно-частной формы собственности, а также сохраняющаяся, весьма экзотическая процедура банкротства [2].
Крупный капитал объективно тяготеет к интегрированным формам деятельности. С одной стороны, поглощая или, по крайней мере, держа под контролем более мелких партнеров, втягивая их в свою орбиту и используя в своих интересах, сам он, с другой стороны, втягивается в международные интегральные структуры, теряя порой свою независимость, выполняя волю более сильных партнеров.
В отличие от классических моделей формирования рынка на основе концентрации капитала (накопления добавленной стоимости, т.е. капитализации результатов предпринимательской деятельности), так называемый независимый средний бизнес в России возник, в основном, на развалинах приватизированной, некогда всеобъемлющей государственной собственности. Средний собственник в большей мере в своей повседневной деятельности зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу не только в своей группе, но и с группой крупного капитала и иностранным капиталом. Столь сложное положение делает его в определенной мере заинтересованным в защите внутреннего рынка со стороны государства, в создании `правил игры`, которые обеспечивали бы стабильность его положения.
Средний бизнес в России, так же как и в других странах, призван выполнять и важную социальную функцию - он является крупным работодателем; многие средние предприятия продолжают играть роль градообразующих хозяйствующих субъектов в небольших городах. Собственники и квалифицированные работники среднего бизнеса потенциально являются частью формирующегося среднего слоя, составляющего социальную опору рыночной экономики.
В отличие от крупного капитала, в среднем бизнесе функции собственника и управляющего, как правило, соединяет в себе `хозяин` - полновластный собственник и генеральный директор предприятия. Спецификой российского бизнеса в 90-х годах были: состав команды, подбираемой собственником, и личные качества его участников. Среди требований, предъявляемых `хозяином` к своим приближенным, на первом месте стояли личная преданность и беспрекословное подчинение. Однако уже к середине 90-х годов становилось все труднее `делать` деньги. Мышление, основанное на принципе `авось повезет`, неоправданный риск и азарт игрока - все эти специфические черты российского бизнеса первой волны все чаще давали сбои. Эволюция конкурентной среды заставляла менять и экономическое поведение российского предпринимательства.
Финансово-экономический кризис 1998 г. нанес особо ощутимый удар как раз по тем предприятиям, которые были вовлечены в операции финансовых пирамид. Он заставил предприятия среднего бизнеса стремиться к максимизации своей выгоды за счет минимизации риска в долгосрочной перспективе. Одним из самых серьезных сдвигов является то, что средний бизнес начинает обретать стратегическое мышление, т.е. понимание, что в современных условиях тактика сиюминутной выгоды себя практически полностью исчерпала и необходимо серьезно заниматься стратегическим планированием [3].
Бизнес-структура - это иерархическая структура, где опыт предпринимательства накапливается по мере продвижения по ступеням этой структуры. `Рост в экономике нигде и никогда не происходил через крупные корпорации. Это не их дело. Новации, гонка, максимальная эффективность - это все родовые черты малого бизнеса. Предприимчивость рождается на улице, а потом занимает роскошные офисы, чтобы в свое время съехать из них на покой и дать место новым уличным выскочкам` [4]. Но нельзя не учитывать, что сам феномен малого предпринимательства - это продукт высокоразвитой рыночной экономики в гораздо большей степени, нежели ее предпосылка. В традиционном обществе малое предпринимательство отсутствует вовсе, либо присутствует как маргинальная форма на периферии натурального хозяйства. Невозможно вести речь о `малом предпринимательстве` как специфическом явлении при отсутствии предпринимательства `большого`. Современный феномен малого предпринимательства возникает в индустриальном обществе спустя значительное время после промышленной революции и в преддверии революции научно-технической. Природа современного малого предпринимательства иная по сравнению с известными с давних времен мелким ремеслом и торговлей. Современное малое предпринимательство невозможно без массового платежеспособного потребительского спроса, и именно это обстоятельство делает его атрибутом высокоразвитой экономики. Малое предпринимательство в развитой рыночной экономике рождается на почве, которая подготовлена крупным капиталом, целым историческим периодом индустриального развития. Современное малое предпринимательство принципиально отличается от феномена `восточного базара` именно тем, что требует, в качестве своей предпосылки, более или менее обеспеченного среднего класса. Поэтому для того, чтобы малое предпринимательство выполнило свои функции, должна быть заложена основа среднего класса общества с его достаточно высоким уровнем потребления, иначе любые инициативы по развитию малого бизнеса повисают в воздухе - он просто задыхается от нехватки платежеспособного спроса.
Итак, учитывая специфику российской экономики, только на подготовленной крупным капиталом почве может прорасти малое предпринимательство, т.к. необходимым условием для развития этого сегмента экономики является доступность финансовых ресурсов. Ведь малый бизнес - это не сфера услуг, а составляющая экономической цепи `крупный, средний и малый бизнес` [5]. Формирование и взаимодействие этих трех традиционных типов предпринимательства исторически имеет свои особенности в России, обусловленные, прежде всего, механизмом бывшей централизованно планируемой экономики. Изменения последнего времени оказали определенное влияние и на характер этого взаимодействия. Так, в течение последних 10 лет разрыв традиционных хозяйственных связей, финансовые и другие затруднения, испытываемые большинством крупных предприятий, проявились в том, что доминирующим типом малой компании в России стала независимая фирма, часто основанная на руинах крупных производств. На Западе, наоборот, малые фирмы функционируют, чаще всего, как необходимые элементы крупномасштабных интегрированных производственных систем. Финансовая консолидация нового слоя средних и крупных предприятий может обеспечить ресурсы для радикальной перестройки и рационализации российской экономики прежде всего через интенсификацию инвестиционного процесса. При отсутствии финансового наполнения всего производственного цикла нарушается циркуляция капитала, что не способствует активизации процессов формирования экономического рынка, основанного на взаимообусловленности всех секторов экономики.
Представители малого бизнеса, мелкие собственники - это наиболее многочисленная группа в структуре бизнеса. Поэтому малый бизнес требует наиболее пристального внимания, т.к.:
 по уровню жизни и своему социальному положению почти не отличается от других групп населения России;
 в системе отношений, складывающихся по поводу собственности, испытывает наибольшие трудности и сложности, и с правовой точки зрения является наименее защищенным;
 отличается наибольшей аполитичностью среди слоя собственников, но вместе с тем проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность, при возникновении угроз в целом корпоративным интересам (ущемления прав частной собственности или тем более угроз ее ликвидации);
 является наименее подготовленным в правовом и общеобразовательном плане.
Каждая из указанных причин оказывает прямое и косвенное воздействие на происходящие в этой группе экономические, социальные и политические процессы. Именно эта группа создает ту самую основу, которая позволяет выходить в массовом масштабе на потребителя, создавать массовую продукцию и услуги первой необходимости, гибко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру в сфере спроса и предложения, что и определяет, особенно на ранних этапах, рентабельность развития собственного дела, эффективность рыночных отношений.
В то же время предприниматель малого бизнеса не имеет не только сверхприбыли, но порой даже и гарантированного минимума прибыли, необходимого для простого, а тем более для расширенного производства. Практически предприниматель оказывается в двойственном положении. С одной стороны, он представляет капитал, что формально уравнивает его с `крупными` бизнесменами, с другой стороны, условия его жизни и деятельности и положение в качестве потребителя таковы, что вынуждают тяготеть к обществу своих потенциальных клиентов, являющихся основным источником его прибыли и в основном не относящихся к классу собственников. А это значит, что его поведение определяется интересами не только того слоя, к которому он формально принадлежит, но и тех социальных групп, с которыми он постоянно общается по роду своей деятельности и условиям жизни. Данный фактор определяет общественное поведение представителя малого бизнеса, осознание им своей прямой зависимости от общей ситуации в обществе. В определенной кризисной ситуации патриотические настроения представителя этой группы бизнеса могут принять самую крайнюю форму и толкнуть на поддержку наиболее радикальных сил.
Неоднородность социального происхождения средних и мелких собственников (из разных социальных и профессиональных групп), сложные условия деятельности, разобщенность и высокий индивидуализм в работе, слабая правовая подготовка к собственному делу, недостаточное понимание своих корпоративных интересов делают эти группы предпринимателей весьма аморфной массой в социально-политическом плане. В отсутствии эффективного механизма реализации законным способом своих интересов малый и даже средний бизнес в целом могут выбрать для себя политический ориентир в лице конкретных политических организаций, руководствуясь только двумя моментами: приверженностью частной собственности и намерением ее защиты.
Таким образом, анализ современной структуры российского бизнеса позволяет сделать вывод, что разнообразие входящих в нее групп обусловливает замкнутый характер каждой из них. Представители этих групп редко соприкасаются друг с другом, занимая собственные профессиональные ниши, не обладая достаточной информацией о том, что происходит на других уровнях. И это не случайно. Разные источники формирования капитала и способы ведения бизнеса формируют различные уровни и ценностные ориентации, которые отделяют одних представителей бизнеса от других. Отсутствие внутригрупповой солидарности ослабляет всю структуру бизнеса, не позволяя ее представителям вырабатывать общие позиции и совместно отстаивать собственные интересы. Трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями препятствуют развитию социально-политической системы России.
Необходимо создание разветвленной системы коллективных действий бизнеса, что позволит ему более четко определить собственное место в рыночной экономике, защитит и укрепит их позиции в отношениях с государством, политическими и общественными организациями, т.е. поможет `вписаться` в экономическую, социальную и общественную системы страны.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия